УДК 331.5.024.5, 331.54, 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-30-36
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГЛОБАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
ОКУНЬКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Задачи модернизации экономики и инновационного развития ставят вызов системе профессионального образования, которая должна быть способна уже в ближайшем будущем обеспечить подготовку носителей новых профессий и развитие соответствующих им компетенций. Это не возможно без создания в стране эффективной работающей государственной системы профессиональной ориентации населения. Работа посвящена исследованию научно-методического обеспечения развития государственной системы профессиональной ориентации населения России. На основе анализа организационно-практических особенностей развития профессиональной ориентации в региональном разрезе, а так же в контексте предстоящих изменений ландшафта образования и прогнозируемой кадровой потребности перспективных отраслей инновационной экономики обоснован путь достижения сбалансированности профессиональных интересов граждан и потребности экономики через гармоничное развитие государственной системы профессиональной ориентации населения. Профориентация населения рассматривается намного шире, чем деятельность в сфере социальной защиты населения. Это важный элемент государственной политики занятости и инструмент упреждающего регулирования рынка труда. С целью обеспечения согласованности действий заинтересованных сторон, централизованной координации и научно-методической и организационно-практической поддержки служб, осуществляющих профориентационую работу, для формирования кадрового потенциала модернизации экономики и инновационного развития предложена концептуальная схема процесса профессиональной ориентации населения. В ее основу положено соответствие состава участников системы профессиональной ориентации и направлений профориентацион-ной деятельности этапам профессионального самоопределения личности. Развитие государственной системы профессиональной ориентации позволит избежать доминирования технологического фактора безработицы в ближайшем будущем и стратегической перспективе, обеспечит востребованность кадрового потенциала на макро-, мезо- и микроуронях.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, рынок труда, кадровый потенциал, модернизация экономики, инновационное развитие
В большинстве регионов России сформировался и в течение последних десятилетий сохраняется территориальный и структурный дисбаланс спроса на рабочую силу и предложения, вызванный ориентацией молодежи на получение «престижных» профессий, отсутствием знаний о реальном спросе на определенных специалистов, несовершенством структуры и недостаточностью объемов подготовки кадров, неспособностью общества в краткие сроки реагировать на потребность работодателей в профессионалах, обладающих новыми навыками. Сегодня мы часто слышим «о недостаточно высоком престиже многих инженерных профессий» [1; 2; 3]. При этом речь идет о направлениях подготовки, по которым вузы уже ведут образовательную деятельность. А о множестве новых профессий выпускники школ и вузов практически не имеют информации.
В соответствии с Конвенцией Международной организации от 23.06.75 г. № 142 труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г. № Зб-ФЗ с изм. на 30 ноября 2011 г.), в России заложены организационно-правовые основы профессиональной ориентации населения применительно к требованиям современного рынка труда. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [4] (далее Положение) профессиональная ориентация определяется как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о про-
фессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».
Положением предусмотрено функционирование в Российской Федерации единой государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, представляющей собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан. В Положении определен состав элементов государственной системы профессиональной ориентации населения. Однако их
развитие и функционирование в различных регионах России происходит непропорционально, а некоторые элементы системы на современной стадии становления вообще отсутствуют (табл. 1). В результате в обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы (в том числе государственные и муниципальные), образовательные организации; профессиональные и консультационные центры. Подобная деятельность характеризуется отсутствием согласованности действий заинтересованных сторон, централизованной координации и научно-методической и организационно-практической поддержки. Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, нормативно-правовая основа функционирования которой на всех уровнях закреплена в законодательстве РФ.
Таблица 1
Элементы государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации
Состав элементов в соответствии с Положением [4] Функции, задачи, роль в рамках системы Примечания
Межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Определение приоритетных направлений развития государственной системы, обеспечение согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет Упразднена постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 г. № 215
Межведомственные комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения субъекты Российской Федерации Субъекты Российской Федерации Могут создавать комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на своей территории Сахалинская область (1998 г.); Красноярский край (2000 - 2004 г.); Новосибирская область (2001 г.); Архангельская область (2008 г.); Астраханская область (20015 г.); и др.
Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации Координирует и обеспечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Функционировал как подведомственное учебное заведение Минтруда с 1997 по 2005 гг.
Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Кроме оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке организуют и осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории Новосибирская область; Красноярский край; Омская область; Ярославская область; Москва; Санкт-Петербург; Алтайский край; Мурманская область; Белгородская область; Нижегородская область; Воронежская область
Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют Предоставляют обязательные бесплатные проф-ориентационные услуги Функционируют в каждом регионе
Образовательные организации (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения Проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу в рамках образовательной деятельности
Е. А. ОКШКОУА
Состав элементов в соответствии с Положением [4] Функции, задачи, роль в рамках системы Примечания
Психологические службы в образовательных организациях В соответствии с нормативными документами содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся Созданы и функционируют в ряде образовательных организаций общего образования
Образовательные организации профессионального образования Проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии Центры карьеры, профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников вузов и сузов
Дошкольные учреждения Профессиональная ориентация в процессе реализации программ воспитания
Организации здравоохранения В пределах своей компетенции
Предприятия и организации - работодатели Оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей
Само Положение, являющееся основным документом, регулирующим на государственном уровне деятельность по профессиональной ориентации в России, составлено как нормативно-правовой акт в области социальной защиты населения и не описывает механизмы профориента-ционной деятельности как инструмента регулирования рынка труда. В научной и учебной литературе профориентация рассматривается в социально-педагогическом аспекте с точки зрения методов профориентации, форм проведения профессиональной консультации, организации работы специалиста, этически профессионально организованной консультации и пр. Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение, предварительная профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание. При этом отсутствует предварительный этап формирования перечня направлений профессиональной деятельности, потребность в которых будет возникать у экономики в ближайшее время. Например, в работе [5] профессиональная ориентация рассматривается исключительно как одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости, реагирующей на сложившуюся ситуацию на рынке труда и нацеленной на снижение уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
С учетом прогнозируемых перспектив развития научно-технического прогресса доминирующим фактором, провоцирующим безработицу, в ближайшем будущем станет технический фактор. Технический фактор безработицы - это явление, в результате которого динамично развивающиеся высокотехнологичные компании, осваивающие новые
рынки, в процессе модернизации экономики и инновационного развития перестают нуждаться в сотрудниках ряда профессий, что приводит к массовым увольнениям. Доминирования технологического фактора безработицы невозможно избежать в случае отсутствия в стране эффективной работающей государственной системы профессиональной ориентации населения.
Профессиональная ориентация населения является важнейшим элементом государственной политики занятости в части обеспечения инновационной экономики квалифицированными кадрами с учетом перспективной потребности, как количественной, так и компетентностной. В основе профориентаци-онной деятельности лежат различные классификации профессий. При этом чаще всего речь идет об истории возникновения профессии и ее значимости для современной экономики. Однако работа в направлении профессионального просвещения населения должна базироваться на информационных ресурсах, освещающих перспективы развития рынка труда и профессии будущего, «вымирающие» профессии, потребность в которых значительно снизится к моменту начала профессиональной деятельности личности. Прогнозирование изменений на рынке труда, выявление направлений его развития должны составить информационную основу профориентационной работы. В России активно формируется система информационных ресурсов, соответствующих задачам профессиональной ориентации населения в целях формирования кадрового потенциала модернизации экономики и инновационного развития. К ним можно отнести альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет «Атлас новых профессий»; «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования», кото-
рый был разработан в 2015 г. Министерством труда совместно с Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив и другими заинтересованными организациями [6]; «Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», являющийся приложением к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832; ряд других проектов и инициатив. Неким образом будущего должны стать карты профессий. Они помогут выстроить схему ближайшего развития высокотехнологичных секторов с точки зрения занятых в определенных сферах специалистов и требуемых компетенций.
С учетом основных особенностей современного рынка труда выделен ряд системных проблем профессиональной ориентации молодого поколения [3; 7]. На разных уровнях проводится значительное число профориентационных мероприятий, но они имеют стихийный, спорадический характер и не столько способствуют решению проблем регулирования рынка труда и формирования социального запроса на востребованные инновационной экономикой профессии, сколько усугубляют их. Активная профориентационная деятельность вузов и су-зов зачастую подменяется профессиональной пропагандой и профессиональной рекламой.
По результатам исследований, проводимым в том числе Росстатом, от 60 до 80 % выпускников вузов работают не по специальности или вообще нетрудоустроенные. Такую ситуацию нередко связывают с неэффективностью системы трудоустройства выпускников вузов [8]. Однако, согласившись отчасти с подобным мнением, считаем необходимым высказать предположение о существенной роли в сложившейся ситуации слабой системы профессиональной ориентации, в результате чего нетрудоустройство является результатом выбора профессии, не соответствующей личностным качествам и карьерным амбициям выпускника, либо невостребованной на современном рынке труда. Массовым можно считать явление, когда, выбирая будущую профессию, абитуриент абсолютно не интересуется уровнем заработной платы специалистов без опыта работы в выбранной сфере деятельности, а затем, получив диплом об образовании, вынужден рассматривать вакансии, не соответствующие полученному образованию, но с более высоким уровнем оплаты труда и социальными гарантиями.
Развертывание новой индустрии, даже при достаточном развитии технологической базы, возможно только при условии появления специалистов, готовых воспринимать и использовать ключевые для этой отрасли подходы и понятия. Поэтому актуальной задачей в рамках формирования условий глобального технологического лидерства является обозначение пространства профессиональных на-
выков, которые будут востребованы в связи с запуском рынков национальной технологической инициативы.
Система образования должна быть готова уже в ближайшем будущем обеспечить подготовку носителей новых профессий и развитие соответствующих им компетенций. Это важный элемент стратегии образовательной системы с точки зрения кадрового обеспечения индустрии глобального технологического лидерства. Такие компетенции, в частности, представлены в аналитическом докладе Агентства стратегических инициатив «Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «чело-веко-компьютерные» интерфейсы (в части нейро-электроники)» [9].
В аналитическом докладе экспертной группы Re-Engineering Futures по результатам исследований за период с 2010 по 2014 гг. «Будущее образования: глобальная повестка» говорится о принципиальных изменениях в «ландшафте образования». По мнению экспертов, образование станет по-настоящему «образованием через всю жизнь». Начинаясь с самого раннего детства, оно станет частью ежедневной практики, время которой будет посвящать каждый. Выйдя за рамки учебных учреждений, оно станет частью реальной и досуговой деятельности. Вовлекая в систему разнообразных агентов, готовых заинтересовать учеников содержанием образовательных программ или применяемыми технологиями, образование превратиться в один из самых массовых видов деятельности. Соединяя обучающихся и образовательные ресурсы, поддерживать применение единых правил игры на образовательном рынке будет ряд технологических платформ. В результате ландшафтных преобразований произойдет становление локальных, национальных и глобальных экосистем, а образовательные учреждения неизбежно встанут перед выбором: в какой среде существовать, с кем придется конкурировать - только со школами и университетами, или рядом других разнотипных игроков.
Существуют различные точки зрения на состав этапов профилизации (профессионального самоопределения личности). Одновременно, имеет место общность подходов, выражающаяся в обязательном соотнесении этапов профессионального самоопределения с периодами жизненного и образовательного циклов человека. Обобщение различных подходов позволило выделить следующие этапы в личностном профессиональном самоопределении: первичный выбор профессии, непосредственное профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и самореализация.
E. A. OKUNKOVA
В основе научно-методического и организационного обеспечения развития государственной системы профессиональной ориентации должна лежать строгая систематизация этапов профессионального самоопределения в соответствии с направлениями профориентационной деятельности и закрепленным составом участников системы профессиональной ориентации населения (табл. 2). Такой подход сделает возможным создание механизма согласованной деятельности заинтересованных сторон системы профессиональной ориентации населения и упростит декомпозицию целей системы до уровней конечных исполнителей, обеспечит прозрачную систему контроля результатов функционирования системы. При этом каждому этапу профессионального самоопределения личности будут соответствовать
определенные направления профориентационной деятельности.
Н. А. Александрова предлагается выделение следующих уровней разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения в зависимости от субъекта профориентационной деятельности [3]:
а) федеральный;
б) региональный;
в) муниципальный;
г) локальный, включающий: подуровень организации (предприятия); подуровень образовательного учреждения профессионального образования (высшего и среднего); подуровень общеобразовательного учреждения (школы).
Таблица 2
Концептуальная схема процесса профессиональной ориентации личности
Этап профессионального самоопределения Состав участников системы профессиональной ориентации Профессиональное просвещение Предварительная профессиональная диагностика Про фессиональная консультация Про фессиональный отбор Социально-про фессиональная адаптация Профессиональное воспитание
Дошкольный Государство, образовательные учреждения + +
Начальная школа Государство, образовательные учреждения + +
Первая ступень основной школы Государство, субъект федерации, образовательные учреждения + + +
Вторая ступень основной школы Государство, субъект федерации, образовательные учреждения + + +
Полное среднее учебное заведение Субъект федерации, Работодатели, образовательные учреждения + + + +
Профессиональные учебные заведения Работодатели, образовательные учреждения + + + + +
Профессиональная деятельность Работодатели, образовательные учреждения + + + +
В этой связи необходимо отметить эволюционное хаотичное выстраивание государственной системы профессиональной ориентации населения на региональном уровне некоторых субъектов федерации. Так, на уровне регионального правительства (администрации) утверждены концепции (стратегии) развития системы профессиональной ориентации населения в Сахалинской области (2013), Красноярском крае (2013), Тамбовской
области (2014), Саратовской области (2014), Республике Карелия (2014), Республике Тыва (2014), Астраханской области (2016), Ростовской области (2017)и др.
В Архангельской области действует Закон «О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи в Архангельской области». В Тюменской области реализована областная целевая программа профессиональной ориен-
тации населения региона. На уровне Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2013 г. утверждена «Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа - Юры». Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области в 2014 г. одобрена «Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года».
Основной целью дальнейшего развития государственной системы профессиональной ориентации должно стать достижение сбалансированности профессиональных интересов граждан и потребности экономики и инновационного развития отдельных регионов России.
Литература
1. Жураковский В. М., Воров А. Б. Инженерные вузы: результативность государственной поддержки и кадровое обеспечение новой индустриализации // Primo Aspectu. 2016. № 1 (25). С. 57-64.
2. Колесник Е. А. Рынок труда Российской Федерации и перспективы его развития в импортозамещающем производстве // Вестник ВГУИТ. 2016. № 3. С. 375-384;
3. Александрова Н. А. Профориентационная деятельность федеральных органов власти: новые тренды и инструменты // Аграрный вестник Урала. 2016. № 151 (9). С. 89-96.
4. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1. URL: http://base.garant.ru/136694/
5. Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодежи / под ред. Т. П. Дурасановой. Балашов: Николаев, 2002.
6. Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования: Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832. URL: http://demo.rosmintrud.ru/labour/20
7. Асалиев А. М., Забелина О. В. Особенности молодежи как части трудового потенциала российской экономики и объекта политики занятости // Транспортное дело России. 2011. № 11. С. 20-22.
8. Колесник Е. А. К вопросу о молодежной политике в области занятости // Известия высших учебных заведений Серия Социология. Экономика. Политика. 2015. № 3 (46). С. 43-48.
9. Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные «человеко-компьютерные» интерфейсы (в части нейроэлектроники): Аналитический доклад. URL:
https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf (дата обращения 31.07.2017).
References
1. Zhurakovskij V. M., Vorov А. B. Inzhenernye vuzy: rezul'tativnost' gosudarstvennoj podderzhki i kadrovoye obespecheniye novoj industrializatsii [Engineering higher education institutions: effectiveness of the state support and staffing of new industrialization] // Primo Aspectu. 2016. № 1 (25). S. 57-64.
2. Kolesnik E. А. Rynok truda Rossijskoj Federatsii i perspektivy ego razvitiya v importozameshchayushchem proizvodstve [Labor market of the Russian Federation and the prospect of its development in import-substituting production] // Vestnik VGUIT. 2016. № 3. S. 375-384
3. Aleksandrova N. А. Proforientatsionnaya deyatel'nost' federal'nykh organov vlasti: novye trendy i instrument [Professional orientation activity of federal organs of the power: new trends and tools] // Agrarnyj vestnik Urala. 2016. № 151 (9). S. 89-96.
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o professional'noj orientatsii i psikhologicheskoj podderzhke naseleniya v Rossijskoj Federatsii: postanovleniye Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya Rossijskoj Federatsii ot 27 sentyabrya 1996 g. № 1 [About the adoption of the Provision on vocational guidance and psychological support of the population in the Russian Federation: resolution of the Ministry of Labor and social development of the Russian Federation on September 27, 1996 № 1]. URL: http://base.garant.ru/136694/
5. Volkova O. A. Osnovy professional'noj orientatsii molodezhi [Bases of vocational guidance of youth] / pod red. T. P. Durasanovoj. Balashov: Nikolaev, 2002.
6. Ob utverzhdenii Spravochnika vostrebovannykh na rynke truda, novykh i perspektivnykh professij, v tom chisle trebuyushchikh srednego professional'nogo obrazovaniya: Prikaz Mintruda Rossii ot 2 noyabrya 2015 g. № 832 [About the approval of the Reference book of the demanded new and perspective professions including demanding secondary professional education at labor market: Order of Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on November 2, 2015 № 832]. URL: http://demo.rosmintrud.ru/labour/20
7. Asaliev A. M., Zabelina O. V. Osobennosti molodezhi kak chasti trudovogo potentsiala rossijskoj ekonomiki i ob"yekta politiki zanyatosti [Features of youth as parts of labor potential of the Russian economy and object of policy of employment] // Transportnoye delo Rossii. 2011. № 11. S. 20-22.
8. Kolesnik E. A. K voprosu o molodezhnoj politike v oblasti zanyatosti [To the issue about youth policy in the field of employment] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij Seriya Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 2015. № 3 (46). S. 43-48.
9. Podkhody k formirovaniyu i zapusku novykh otraslej promyshlennosti v kontekste Natsional'noj tekhnologicheskoj initsiativy, na primere sfery «Tekhnologii i sistemy tsifrovoj real'nosti i perspektivnye «cheloveko-komp'yuternye» interfejsy (v chasti nejroelektroniki): Analiticheskij doklad [Approaches to
E. A. OKUNKOVA
formation and start of new industries in the context of the National technological initiative, on the example of the sphere «Technologies and the systems of digital reality and perspective «man-computer» interfaces (regarding
neuroelectronics): Analytical report]. URL: https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf (data obrashcheniya 31.07.2017).
* * *
VOCATIONAL GUIDANCE OF THE POPULATION IN FORMATION OF CONDITIONS FOR GLOBAL TECHNOLOGICAL LEADERSHIP
OKUNKOVA ELENA ALEKSANDROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Problems of modernization of economy and innovative development put a call to the system of professional education which has to be capable to provide preparation of carriers of new professions and development of the competences corresponding to them already in the near future. It is impossible without creation in the country of the effective working state system of vocational guidance of the population. The article presents a research of a scientific methodological support of development of the state system of vocational guidance of the population of Russia. On the basis of the analysis of organizational and practical features of development of vocational guidance in a regional section, and also in the context of the forthcoming changes of a landscape of education and the predicted personnel requirement of perspective branches of innovative economy the way of achievement of balance of professional interests of citizens and requirement of economy through harmonious development of the state system of vocational guidance of the population is reasonable. Career guidance of the population is much more widely, than activity in the sphere of social protection of the population. It is an important element of the state policy of employment and the instrument of anticipatory regulation of labor market. For the purpose of ensuring coherence of actions of interested parties, the centralized coordination and scientific and methodical and organizational and practical support of the services which are carrying out professional orientation work for formation of personnel potential of modernization of economy and innovative development the author offered the conceptual scheme of process of vocational guidance of the population. Compliance of list of participants of system of vocational guidance and the directions of professional orientation activity to stages of professional self-determination of the personality is its basis. Development of the state system of vocational guidance will allow to avoid domination of technology factor of unemployment in the near future and to strategic prospect, will provide demand of personnel potential on macro - meso - and micromarkets.
Key words: vocational guidance, labor market, personnel potential, modernization of economy, innovative development
Об авторе:
Окунькова Елена Александровна, кандидат филологических наук, декан факультета маркетинга Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
About the author:
Okunkova Elena Aleksandrovna, Candidate of Philology, Dean of Marketing Faculty, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation