Экономика —*
УДК 331.548
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Статья ретрактирована 02.09.2019
НанАдвдЛЛтЕфС;Ао1НДРс(кВАА,наук, доцент, (протокол № 10 от 02.09.2019 заседания
Уральский государственный аграрный университет редакционной коллегии журнала "Аграрный
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
вестник Урала")
Ключевые слова: профессиональная ориентация, субъекты профориентации, уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения, инструменты профориентационной деятельности, информационные инструменты профориентационной деятельности.
Статья посвящена исследованию проблем профессиональной ориентации молодого поколения в контексте государственной социальной политики. Автор считает целесообразным рассматривать процесс разработки и реализации профориентационных мероприятий как многоуровневый и многосубъектный. В зависимости от субъекта профориентационной деятельности предлагается выделить следующие уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения: федеральный; региональный; муниципальный, включающий субуровни организации, образовательного учреждения профессионального образования (высшего и среднего) и уровень школы. На каждом уровне должны решаться специфические задачи, определяемые объемом полномочий и уровнем ответственности определенного субъекта. Анализ степени выполнения задач профориентационной деятельности на федеральном уровне позволяет заключить, что в настоящее время не в полной мере выработаны ее концептуальные и правовые основы; профориентация рассматривается не как важнейший социальный институт интеграции и социализации молодежи, а только как услуга; важнейшие решения переданы с федерального на региональный уровень; отсутствует взаимодействие между различными субъектами профессиональной ориентации; координация работы государственных органов с учреждениями системы общего и профессионального образования даже не определена как задача, а тем более не прописана как технология. Автор полагает, что решение обозначенных проблем лежит в плоскости развития нормативной базы профориентационной деятельности различных социальных институтов; разработки и реализации целевых программ профессиональной ориентации школьников; дальнейшего формирования информационных инструментов, в том числе в интернет-пространстве; создания механизма оперативного реагирования на потребности работодателей в квалификации работников через онлайн-анкетирование работодателей.
CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF FEDERAL AUTHORITIES: NEW TRENDS AND IMPLEMENTS
N. A. ALEXANDROVA,
candidate of philosophical sciences, associate professor, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknecht Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: professional orientation, subjects of career guidance, levels of development and realization of work on professional orientation of the population, instruments ofprofessional orientation activity, information instruments ofprofessional orientation activity.
The article is devoted to the issues of career guidance applied to the younger generation in the context of the state social policy. It is expedient to consider process of development and implementation of career guidance activities as multi-level and multi-subject. We distinguish several levels of development and implementation depending on the subject of professional orientation activities: federal; regional; municipal, including sublevels of the organization, educational institution of professional education (the higher and secondary) and the level of school. Specific issues should be solved at each level, determined by the scope of authority and the responsibility of the subject. The analysis of the extent to which the tasks of career guidance are accomplished at the federal level allows us to conclude that at present its conceptual and legal basis isn't fully developed. Career guidance is considered not as the most important social institute of integration and socialization of youth but only as a service; the major decisions are transferred from the federal level to the regional; there is no interaction between various subjects of career guidance. Moreover, the coordination of work between state bodies and organizations of general and professional education isn't even determined as a task and, furthermore, it isn't registered as technology. The author believes that the solution of the designated problems lies in the plane of development of the regulatory base of career guidance activities for various social institutes; developments and implementations of career guidance programs at school, as well as further facilitation of information tools, including those in Internet space; creating the mechanism of rapid response to requirements of employers for qualification of workers through online-questioning of employers.
Положительная рецензия представлена Н. И. Шаталовой, доктором социологических наук, профессором Уральского государственного университета путей сообщения.
Экономика
Проблемы профессиональной ориентации молодого поколения в настоящее время становятся все более актуальными по ряду причин, среди которых назовем наиболее важные:
- сокращение численности трудовых ресурсов, связанное с массовым выходом на пенсию представителей многочисленного послевоенного поколения и вступление в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1990-х годов рождения;
- рассогласование реальных потребностей экономики в инженерно-технических специалистах и высококвалифицированных рабочих и массовой ориентацией выпускников школ и их родителей на гуманитарные, экономические, менеджерские и подобные им направления подготовки, а также в целом на получение высшего образования. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 1617 января 2016 г., было выявлено, что необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 г. каждому пятому из опрошенных родителей было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так ответили только 9 %. Своих детей и внуков большинство россиян (81 %) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53 %). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом - их выбрали бы для обучения детей только 4 % (11 % в 1991 г.) и 1 % (3 % в 1991 г.) респондентов соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, можно назвать связь уровня образования и материального благополучия человека: сегодня 40 % уверены, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое) [1];
- наличие на рынке образовательных услуг большого числа учреждений профессионального образования и огромного количества образовательных программ, которые они реализуют, в условиях отсутствия объективной (а не тенденциозной, формируемой самими учебными заведениями) информации об их реальной востребованности и перспективности. Это обстоятельство порождает у старших школьников и их родителей ощущение беспомощности, и выбор молодыми людьми будущей профессии зачастую осуществляется на основании случайных критериев;
- изменение у подростков критериев определения престижности профессий, системы мотивации труда, системы факторов, влияющих на выбор профессии. Так, в советский период наблюдалась преобладающая ориентация на интересный, содержательный труд, на гуманистический мотив - приносить пользу стране и людям. Теперь ориентация подростков на содержание и характер труда отодви-
нулась на второй план [2]. Критериями престижности стали социальное положение, уровень жизни и доходов, во многом сформировавшиеся под влиянием СМИ, поскольку «в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не престижно. Произошла замена "героев труда" "идолами потребления"» [3].
На наш взгляд, значительный вклад в решение обозначенных проблем может внести системно организованная работа по профориентации молодежи (заметим, что школьники и студенты не являются единственным объектом профориентации: таковыми являются все трудоспособные граждане, по тем или иным причинам находящиеся в состоянии выбора рода дальнейшей профессиональной деятельности).
Под профессиональной ориентацией мы будем понимать деятельность разнообразных социальных институтов, цель которой - оказать решающее воздействие на процесс выбора рода занятий лицами, находящимся в ситуации профессионального самоопределения. Естественно, что деятельность этих социальных институтов мотивируется их собственными потребностями, которые очень часто вступают в противоречие друг с другом.
Следует отметить, что профориентационных мероприятий проводится достаточно много, но они имеют стихийный, спорадический характер и не столько способствуют решению системных проблем, обозначенных выше, сколько усугубляют их. По нашему мнению, выделение субъектов профори-ентационной деятельности, определение задач и направлений их работы способствовало бы как оптимизации состояния рынка труда, так и накоплению человеческого капитала.
В зависимости от субъекта профориентационной деятельности мы предлагаем выделить следующие уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения:
а) федеральный;
б) региональный;
в) муниципальный;
г) локальный, включающий 3 субуровня:
- уровень организации (предприятия);
- уровень образовательного учреждения профессионального образования (высшего и среднего);
- уровень общеобразовательного учреждения (школы).
На каждом уровне должны решаться специфические задачи, определяемые объемом полномочий и уровнем ответственности определенного субъекта
Экономика
-тшу
за состояние экономического и социального развития, рынка труда и занятости населения, с одной стороны, и ответственностью за содействие правильному выбору профессионального пути нового поколения - с другой.
На федеральном уровне, на наш взгляд, должны решаться следующие задачи [4]:
1. Формирование концепции (идеологии и методологии) и нормативной базы профориентационной деятельности.
2. Разработка прогнозов развития рынка труда на 5-10-20 лет для формирования социального заказа системе профессионального образования, регулирование рынка через создание запроса на востребованных профессионалов, преодоление диспропорций на бирже труда.
3. Реализация информационно-просветительской функции, заключающейся в предоставлении актуальных сведений о мире профессий; путях и способах получения соответствующего образования; положении в области занятости и перспективах в данной сфере; правах и обязанностях всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством; условиях, гигиене и безопасности труда в различных областях профессиональной деятельности и т.д.
Конечно, охватить такой спектр вопросов на практике государственным органам чрезвычайно сложно, но продвигаться в этом направлении в целях содействия молодым людям в выборе профессионального пути и оптимизации состояния рынка труда необходимо. Активность властей в данной сфере должна быть усилена в связи с ухудшением демографической ситуации.
Рассмотрим последовательно содержание и степень реализации задач федерального уровня. Первой из них является формирование концепции (идеологии и методологии) профориентационной работы, создание нормативной базы профориентационной деятельности.
В советские времена профессиональной ориентации школьников старших классов государство уделяло достаточно много внимания, поскольку профориентация рассматривалась, во-первых, как составная часть коммунистического воспитания и, во-вторых, как средство (инструмент) комплектования профессионально-технических училищ и привлечения рабочих на предприятия с малопрестижными профессиями. В 1979 г. СССР ратифицировал Конвенцию Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», принятую в 1975 г., и ее положения составили основу обновленной системы позднесоветской профориентации.
В начале 1990-х годов эта работа практически полностью прекратилась. Данный период характеризуется распадом общегосударственной системы профориентации, формированием разрозненной сети государственных и частных организаций по оказанию профориентационных услуг трудоспособному населению, прежде всего молодежи и безработным гражданам. Предполагалось, что, с одной стороны, рыночные отношения будут автоматически регулировать рынок труда и формировать платежеспособный спрос на образовательные услуги, а с другой - вынудят образовательные учреждения готовить востребованных специалистов [5].
Впрочем, уже во второй половине 1990-х годов выявилась несостоятельность данной точки зрения. Именно в этот период федеральными органами исполнительной власти был принят целый ряд нормативных документов, определяющих основные принципы функционирования национальной системы профессиональной ориентации Российской Федерации, и оформлены решения, регламентирующие порядок координации и взаимодействия министерств и ведомств в части, касающейся оказания профори-ентационных услуг населению. В отношении про-фориентационной работы с молодежью были приняты следующие ключевые документы: «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», утвержденные постановлением Минтруда России от 29 августа 1995 г. № 47; «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1; Приказ Минобразования РФ № 462 и Минтруда РФ № 175 от 04 октября 1999 г. «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»; Приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 22 октября 1999 г. № 636.
Однако развитие нормативной базы профориен-тационной деятельности в нашей стране было приостановлено после административной реформы органов исполнительной власти. Более того, в результате разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти (2005-2006 гг.) полномочия по информированию граждан о положении на рынке труда, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения, по психологической поддержке и т. п. были пе-
Экономика
реданы на региональный уровень. В результате это привело к тому, что вышеназванные документы в значительной степени потеряли нормативно-регламентирующее значение, сохранив в лучшем случае методическое значение.
После проведения административной реформы федеральными органами исполнительной власти был принят ряд нормативных документов, определяющих профориентационную деятельность исключительно как услугу.
Анализ концептуальных установок и нормативно-правовой базы профориентационной деятельности в России позволяет сделать вывод о том, что они несовершенны:
- отсутствует единая концепция деятельности по профессиональной ориентации на национальном уровне; другими словами, государство в лице своих федеральных органов не выработало систему согласованных взглядов и подходов, определяющих профориентацию как направление социальной политики;
- все важнейшие решения переданы с федерального на региональный уровень и не представлены на общенациональном уровне;
- система профессионального образования рассматривается только в качестве реципиента должным образом профориентированного молодого человека; ее участие в профориентационной деятельности никак не регламентируется, хотя на практике самым активным субъектом профориентационной деятельности являются именно учреждения высшего и среднего профессионального образования. Зачастую учебные заведения используют «грязные» технологии профориентационной работы (так называемую профессиональную пропаганду и профессиональную рекламу, обещая абитуриентам трудоустройство после окончания вуза или колледжа, заоблачные зарплаты, быстрое карьерное продвижение и т. п.), а иногда прибегают к прямому демпингу, не заботясь о качестве образования;
- взаимодействие организаций, принадлежащих к различным ведомствам, регламентируется только в части, касающейся размещения на их территории информационно-справочных материалов о месте и порядке оказания профориентационных услуг и иной справочной информации. Координация же самой работы, проводимой различными ведомствами, практически не осуществляется;
- координация работы государственных органов с учреждениями системы общего и профессионального образования даже не определена как задача, а тем более не прописана как технология;
- профориентация рассматривается не как важнейший социальный институт интеграции и социализации молодого поколения, а как услуга, осу-
ществляемая, прежде всего, в службах занятости и заключающаяся в проведении информационно-просветительских мероприятий или консультационного приёма граждан.
Другим важнейшим направлением деятельности государственных органов является формирование прогнозов развития рынка труда в РФ на достаточно длительную перспективу, потому что система образования имеет инерционный характер реагирования на его потребности. Прогнозирование изменений на рынке труда, выявление направлений его развития должны составить информационную основу профориентационной работы. Отсутствие активности в данной сфере стало одной из основных причин диспропорций и противоречий, сложившихся на рынке труда в последние десятилетия:
- сегодня около четверти российских предприятий ощущают дефицит квалифицированного персонала, в то время как значительная часть выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования не могут трудоустроиться по полученной специальности вследствие несовпадения ожиданий потенциальных работников и работодателей. Несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложения обусловливают, с одной стороны, кадровый дефицит, а с другой - вынужденную незанятость;
- перенасыщенность рынка труда потенциальными работниками с высшим образованием - уровень образованности населения растет, причем достаточно быстрыми темпами. В то же время ощущается дефицит работников со средним профессиональным образованием и профессиональных рабочих [6]. Их недостаток становится ощутимым ограничителем экономического роста. Такой порядок вещей обусловлен тем, что профессиональная подготовка ведется без учета реальных потребностей работодателей;
- диспропорции в объемах подготовки специалистов различных профилей: вузы готовят большое число выпускников гуманитарного, экономического и юридического профиля, в то время как производство нуждается в профессионалах технического профиля;
- спрос на квалифицированную рабочую силу растет по большинству профессиональных групп, в то время как качественные характеристики выпускников системы профессионального образования остаются невысокими.
Мы обозначили лишь некоторые противоречия современного рынка труда, которые имеют непосредственный выход на проблемы профориентации и частично могут быть решены за счет ее правильной организации. Как видно, все они так или иначе замыкаются на проблемах системы образования
Экономика
-тшу
и научно обоснованного (количественного и качественного) социального заказа государства и бизнеса на подготовку специалистов учреждениям профессионального образования. В целом же следует отметить, что прогнозы развития рынка труда на длительную перспективу отсутствуют, что является серьезным препятствием его оптимизации в настоящем и будущем.
Что касается реализации информационно-просветительской функции, то в настоящее время органы государственного управления федерального уровня предпринимают попытки разработать инструменты (прежде всего информационного характера), призванные, с одной стороны, сформировать социальный заказ системе образования на подготовку востребованных профессионалов, а с другой - сориентировать школьника и его родителей в мире профессий, предотвратив негативные последствия выбора невостребованной, неперспективной специальности.
К числу таких инструментов отнесем, прежде всего:
1. профессиональные стандарты;
2. справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования;
3. список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Профессиональные стандарты - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [7]. Они представляют собой связующее звено между системой профессионального образования и работодателем. Профессиональные стандарты позволят постепенно перейти от рынка дипломов к рынку квалификаций. Законодательством об образовании предусмотрено, что и федеральные государственные образовательные стандарты, и образовательные программы должны учитывать требования к квалификациям, заложенные в профессиональных стандартах, как отвечающие потребностям работодателей..
«Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» (далее - «Справочник»), который был разработан в 2015 году Министерством труда совместно с Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив и другими заинтересованными организациями, включает 1620 специальностей [8]. В процессе его разработки был собран значительный объем эмпирической информации. «Справочник» содержит наименование профессии, ее краткое описание, требования к образованию
и опыту работы. Естественно, что этот инструмент составит надежную информационную базу как профориентационной деятельности различных заинтересованных организаций, так и личного выбора профессионального пути молодого человека. В него в основном вошли сквозные профессии: IT-специалисты, станочники, работники сферы услуг и торговли и многие другие. Кроме того, появились и новые профессии, например, оператор оборудования пространственного моделирования (SD-принтера) в строительстве, инженер группы ро-бототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, разработчик web- и мультимедийных приложений и т. д.
Целевыми потребителями информации, содержащейся в «Справочнике», являются:
- во-первых, органы государственной власти, объединения работодателей, которые должны формировать прогнозы кадрового обеспечения отраслей экономики и областей профессиональной деятельности;
- во-вторых, образовательные организации и работодатели для обеспечения непрерывности и сбалансированности процесса подготовки кадров, в том числе опережающей подготовки;
- в-третьих, потенциальные работники, находящиеся в ситуации выбора профессии, сферы деятельности и планирования карьеры.
«Справочник» будет применяться при формировании перечней направлений подготовки, а также являться ориентиром для образовательных организаций, чтобы было понятно, на какие специальности сегодня нужно обратить внимание и как перестраивать учебные планы, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг в долгосрочной перспективе. Следовательно, данный документ будет основой для координации профориентационной работы, проводимой государственными органами, образовательными учреждениями и работодателями.
«Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» является приложением к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 и представляет собой ранжированный перечень современных профессий. Критериями причисления профессии к числу востребованных являются: массовый характер профессии; прогнозируемый рост занятости по профессии в долгосрочной перспективе (в течение 6 лет не менее, чем на 20 %); ее ключевое значение для сектора экономики. К числу перспективных новых профессий отнесены те, которые связаны с появлением принципиально новых технологий, производственных (бизнес) процессов, а также те, которые принадлежат к сектору экономики, активно развивающему-
Экономика
ся в мире. В число эволюционирующих профессий и специальностей включены те, в которых предполагаются изменения трудовых функций работника в среднесрочной перспективе (не менее трех лет) в связи с обновлением техники, технологий и организации труда.
Среди лидеров находятся профессии автомеханика, администратора баз данных, графического дизайнера, косметолога, лаборанта химического анализа, мастера декоративных работ, мастера сто-лярно-плотницких работ, метролога, мехатроника, мобильного робототехника и др.
В феврале 2015 г. Правительством РФ было принято Постановление № 154, в котором были обозначены приоритетные сектора экономики Российской Федерации:
- машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные);
- химическое производство;
- жилищное строительство;
- связь и телекоммуникации;
- транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт;
- производство и распределение электроэнергии, газа, воды и иных ресурсов;
- обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов;
- сельское хозяйство [9].
Значение проанализированных информационных документов для профориентационной деятельности состоит в том, что они:
- создают основу для координации профориен-тационной работы, проводимой государственными органами, образовательными учреждениями и работодателями;
- формируют площадку взаимодействия различных ведомств, которые до настоящего момента действовали разрозненно. Это в первую очередь относится к Министерству образования и науки, Министерству труда и социальной защиты населения;
- закладывают основу взаимодействия федеральных и региональных органов власти по формированию целевых профориентационных программ [10];
- задают вектор профориентационной работы всех субъектов профориентации - от федеральных органов до общеобразовательных школ;
- обеспечивают школьников и их родителей надежной информацией о мире профессий, ориентирует их на выбор не столько престижных, сколько перспективных профессий; более того, могут способствовать формированию новой «моды». Однако, справедливости ради, следует отметить, что переориентирование молодежи на получение не пользующихся пока популярностью, но востребованных профессий зависит не только от профориентацион-
ной деятельности, но и от многих других факторов: уровня оплаты труда, качества рабочих мест, возможностей профессионального развития и пр.
Подводя итог сказанному, наметим основные шаги, которые должны быть предприняты на федеральном уровне для развития позитивных трендов в профориентационной деятельности:
- формирование концепции профориентацион-ной деятельности как части социальной политики государства, направленной на приумножение человеческого капитала страны;
- разработка целевых программ по профессиональной ориентации школьников, фиксирующих зоны ответственности как федеральных, так и региональных органов государственной власти, а также координирующих деятельность различных заинтересованных министерств, прежде всего Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства образования и науки. Целевые программы должны интегрировать интересы и регулировать работу всех субъектов профориентации, отражать межведомственный характер профориентацион-ной работы, создавать платформу для координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования. Передача данных задач на региональный уровень сдерживает развитие национального рынка труда, что хорошо заметно при анализе профориентационных проектов соседних областей - Свердловской, Курганской и Тюменской, которые имеют узкоспециализированный характер, в то время как их усилия должны координироваться;
- активизация научных исследований в области теоретической проработки понятийного аппарата с целью разработки практического инструментария решения проблемы. Понятия «профессиональная ориентация», «профориентационная деятельность», «профориентационное мероприятие» и т. д. требуют дальнейшей проработки и, возможно, внесения их определений в законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации»;
- стимулирование открытия новых образовательных программ и направлений подготовки в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей;
- продолжение разработки инструментов профори-ентационной работы, прежде всего информационных:
- активизация работы по утверждению профессиональных стандартов, поскольку именно они являются основой для формирования «Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования», о чем уже шла речь выше;
Экономика
-тшу
- продолжение работы над «Справочником» в части требований к квалификации и опыту работы, поскольку в ряде случаев такие требования не сформулированы (например, наладчик-ремонтник промышленного оборудования в машиностроении, электромонтер по эксплуатации кабельных линий электропередач, специалист по web-дизайну, разработчик web- и мультимедийных приложений, наладчик-ремонтник промышленного оборудования в легкой промышленности, монтажник умного дома, рабочий по настройке и ремонту оборудования, оператор кросс-логистики и пр.). Кроме того, по ряду профессий требования к квалификации и опыту работы сформулированы без учета уровневости высшего образования (например, по профессиям специалиста в области управления качеством строительных работ, экономиста по договорной и претензионной работе, инженера технического надзора и диагностики просто указано - «высшее образование»). В ряде случаев отсутствует краткое описание профессии и квалификационных требований: так, например, по профессии «инженер-химик в химическом производстве» в графе «краткое описание профессии» записано: «Планируется разработка квалификационных требований»;
- дополнение «Справочника» информацией о способах получения той или иной профессии, учебных заведениях, в которых ведется соответствующая подготовка, имеющихся специальных требованиях к работнику;
- формирование и представление «Справочника» в Интернет-пространстве как 1Т-проекта на базе действующих информационных ресурсов Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки и, возможно, Федеральной службы государственной статистики;
- актуализация «Справочника» по мере поступления информации от органов государственной власти, советов по профессиональным квалификациям, работодателей, профессиональных сообществ с определенной регулярностью; превращение его в живой инструмент, в который регулярно вносятся дополнения и изменения в соответствии с динамикой рынка труда;
- организация профессионального просвещения в форме социальной рекламы в целях популяризации наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий в соответствии с Топ-50 в сети Интернет и на телевидении [11];
- создание механизма оперативного реагирования на потребности работодателей в квалификации работников, для чего следует на соответствующих Интернет-ресурсах организовать онлайн-анкетиро-вание работодателей.
Таким образом, на наш взгляд, профориентаци-онная деятельность должна начинаться с разработки соответствующей общегосударственной концепции и политики в целях увеличения человеческого капитала общества, оптимизации состояния рынка труда и содействия профессиональному выбору молодого поколения.
Литература
1. Система образования в России: 1991-2016 : пресс-выпуск № 3022. URL : http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115556.
2. Селиванова З. К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть. 2013. № 4. С. 136-139.
3. Пахомова О. Ф. Сетевое взаимодействие в образовании как одно из условий совершенствования профессиональной ориентации // Инновационное образование в развивающемся регионе : сб. ст. XVIII междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование». СПб. : ЛОИРО, 2015. Т. 1. С. 184-190.
4. Александрова Н. А., Брюхова О. Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 9.
5. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
6. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный Вестник Урала. 2014. № 7. С. 84-87.
7. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.). Ст. 195.1 Ч. 2. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/a34b5e8f410e69b5651fbd899d bc2975b631f3d2/.
8. Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования : приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832. URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188421;fld=134;dst=100001,0; rnd=0.9358837331788736.
9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проектного финансирования : постановление правительства РФ от 21 февраля 2015 г. № 154. URL : http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175676;fld=134;dst=100001,0;rnd=0.6531919085065712.
Аграрный вестник Урала № 09 (151), 2016 г.
Экономика
10. Ушакова О. Г., Багрецов Н. Д., Багрецов Д. Н. Механизм создания региональных центров непрерывного профессионального образования и их роль в повышении качества человеческого капитала // Аграрный вестник Урала. 2013. № 12. С. 98-101.
11. Галюк А. Д. Культурная обусловленность стремления человека к жизненному успеху // Дискуссия. 2014. № 8. С.104-108.
1. Education system in Russia: 1991-2016 : press release № 3022. URL : http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115556.
2. Selivanova Z. K. Early career guidance as essential problem of state policy // Vlast. 2013. № 4. P. 136-139.
3. Pakhomova O. F. Network interaction in education as one of conditions of career guidance enhancement // Innovative education in the developing region : collection of articles of XVIII int. sc. and pract. symp. SPb, 2015. Vol.
4. Alexandrova N. A., Bryukhova O. Y. Professional orientation in focus of attention of the state: problems, contradictions, solutions // Historical, philosophical, political sciences and law, cultural science and art criticism: questions of theory and practice. 2016. № 9.
5. Semenov V. E. Valuable orientations of modern youth // Sociological researches. 2007. № 4. P. 37-43.
6. Voronin B. A., Fateeva N. B. State policy in agricultural sphere of the Russian Federation // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. №7. P. 84-87.
7. The Labor Code of the Russian Federation from December 30, 2001 № 197-FZ (an edition from December 30, 2015). Art. 195.1 of the p. 2. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ a34b5e8f410e69b5651fbd899dbc2975b631f3d2/.
8. On approval of the reference book of new and perspective professions demanded on the labor market, including those requiring secondary professional education : the order of the Ministry of Labor of the Russian Federation from November 2, 2015 № 832. URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188421;fld= 134;dst=100001,0;rnd=0.9358837331788736.
9. On introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation concerning project financing : the resolution of the Government ofthe Russian Federation from February 21, 2015 № 154. URL : http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175676;fld=134;dst=100001,0;rnd=0.6531919085065712.
10. Ushakova O. G, Bagretsov N. D., Bagretsov D. N. The creation mechanism of regional centers of continuous professional education and their role in human capital upgrade // Agrarian Bulletin of the Urals. 2013. № 12.
11. Galyuk A. D. Cultural conditionality of aspiration of the person to vital success // Discussion. 2014. № 8.
References
1. P. 184-190.
P. 98-101.
P. 104-108.