Научная статья на тему 'Организационно-педагогическая модель профориентационного обучения и воспитания студентов в реализации образовательных программ'

Организационно-педагогическая модель профориентационного обучения и воспитания студентов в реализации образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCE / EMPLOYERS / PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS / LABOR MARKET / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SIMULATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бавина Полина Александровна, Чурилина Ирина Николаевна, Егорова Елена Владимировна

Цель. Статья посвящена обобщению опыта развития новых профессиональных направлений и становления организационно-педагогической модели профессиональной ориентации студентов. Особое внимание в статье уделяется вопросам методического сопровождения профессионального обучения, форм профессионального информирования, а также инструментов профессионального консалтинга. В ходе исследования выявлен ряд противоречий, существующих в современной системе профориентации молодежи и школьников, которые оказывают негативное влияние на уровень учебной мотивации студентов. Данные противоречия позволили сформулировать основные проблемы, сопутствующие профессиональному самоопределению молодежи, среди которых недостаточность развития механизмов взаимодействия между образовательными организациями профессионального образования, школами и работодателями. Также было установлено, что формирование мотивационной готовности студентов к освоению образовательных программ зависит от желания всех субъектов образовательной деятельности участвовать в проектировании индивидуальных образовательных профилей студентов. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составили теоретические методы: теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психологической, социологической литературе по проблеме исследования; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседы, опрос, анкетирование респондентов. Результаты. На основе проведенного исследования авторы сделали: 1) Анализ профориентационных моделей обучения и воспитания студенческой молодежи; 2) Анализ содержания обучения и проектирования образовательных результатов при организации сотрудничества вуза и работодателя; 3) Обоснование совершенствования организационно-педагогической модели профориентационного обучения студентов и необходимости применения педагогической концепции «work based learning»; 4) Обоснование внедрения в воспитательный процесс вуза дорожных карт личностного развития и карьерных циклов. Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в высшей школе для усиления профессиональной мотивации студентов на ранних этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бавина Полина Александровна, Чурилина Ирина Николаевна, Егорова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MODEL OF CAREER STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAM

Purpose. The article is devoted to lessons learned to develop new professional areas and establishment of organizational and pedagogical model of professional orientation of students. Special attention is paid to the methodological support for vocational training, forms of professional information and professional consulting tools. The study identified a number of contradictions that exist in the modern system of vocational guidance of young people and students who have a negative impact on the level of educational motivation of students. These contradictions allowed to formulate the main problems related to professional self-determination of young people, among them lack of mechanisms for interaction between the educational institutions of vocational education, schools and employers. It was also found that the formation of motivational readiness of students to development of educational programs depends on the willingness of all stakeholders to participate in educational activities of designing individual educational profiles of students. Method and methodology of work. The basis of the research were theoretical methods: theoretical analysis and synthesis of information contained in the pedagogical, psychological, sociological literature on the problem of research; Empirical methods: pedagogical observation, interviews, survey, questionnaire respondents. Results. On the basis of the authors of the study justified: 1) Analysis of vocational guidance models of training and education of students; 2) Analysis of the content of training and design of educational outcomes in the organization of cooperation of the university and the employer; 3) Justification of improving organizational and pedagogical model of career students and the need for a pedagogical concept of «work based learning»; 4) Rationale for introduction in educational process of high school roadmaps personal development and career cycles. Scope of results. Results of the study can be used in higher education to enhance professional motivation of students in the early stages of training.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическая модель профориентационного обучения и воспитания студентов в реализации образовательных программ»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-22-35 УДК 378

организационно-педагогическая

МОДЕЛЬ ПРОфОРИЕНТАЦИОННОгО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ

образовательных программ

Бавина П.А., Чурилина И.Н., Егорова Е.В.

Цель. Статья посвящена обобщению опыта развития новых профессиональных направлений и становления организационно-педагогической модели профессиональной ориентации студентов. Особое внимание в статье уделяется вопросам методического сопровождения профессионального обучения, форм профессионального информирования, а также инструментов профессионального консалтинга.

В ходе исследования выявлен ряд противоречий, существующих в современной системе профориентации молодежи и школьников, которые оказывают негативное влияние на уровень учебной мотивации студентов. Данные противоречия позволили сформулировать основные проблемы, сопутствующие профессиональному самоопределению молодежи, среди которых недостаточность развития механизмов взаимодействия между образовательными организациями профессионального образования, школами и работодателями. Также было установлено, что формирование мотивационной готовности студентов к освоению образовательных программ зависит от желания всех субъектов образовательной деятельности участвовать в проектировании индивидуальных образовательных профилей студентов.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составили теоретические методы: теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психоло-

гической, социологической литературе по проблеме исследования; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседы, опрос, анкетирование респондентов.

Результаты. На основе проведенного исследования авторы сделали:

1) Анализ профориентационных моделей обучения и воспитания студенческой молодежи;

2) Анализ содержания обучения и проектирования образовательных результатов при организации сотрудничества вуза и работодателя;

3) Обоснование совершенствования организационно-педагогической модели профориентационного обучения студентов и необходимости применения педагогической концепции «work based learning»;

4) Обоснование внедрения в воспитательный процесс вуза дорожных карт личностного развития и карьерных циклов.

Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в высшей школе для усиления профессиональной мотивации студентов на ранних этапах обучения.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; работодатели; профориентация студенческой молодежи; рынок труда; профессиональное самоопределение; имитационное моделирование.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL MODEL OF CAREER STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAM

Bavina Г.А., Churilina I.N., Egorova E.V.

Purpose. The article is devoted to lessons learned to develop new professional areas and establishment of organizational and pedagogical model ofprofessional orientation of students. Special attention is paid to the methodological support for vocational training, forms of professional information and professional consulting tools.

The study identified a number of contradictions that exist in the modern system of vocational guidance of young people and students who have a negative impact on the level of educational motivation of students. These contradictions allowed to formulate the main problems related to professional self-determination of young people, among them lack of mechanisms for interaction between the educational institutions of vocational education, schools and employers. It was also found that the formation of motivational readiness of students to development of educational programs depends on the willingness of all stakeholders to participate in educational activities of designing individual educational profiles of students.

Method and methodology of work. The basis of the research were theoretical methods: theoretical analysis and synthesis of information contained in the pedagogical, psychological, sociological literature on the problem of research; Empirical methods: pedagogical observation, interviews, survey, questionnaire respondents.

Results. On the basis of the authors of the study justified:

1) Analysis of vocational guidance models of training and education of students;

2) Analysis of the content of training and design of educational outcomes in the organization of cooperation of the university and the employer;

3) Justification of improving organizational and pedagogical model of career students and the need for a pedagogical concept of «work based learning»;

4) Rationale for introduction in educational process of high school roadmaps personal development and career cycles.

Scope of results. Results of the study can be used in higher education to enhance professional motivation of students in the early stages of training.

Keywords: professional competence; employers; professional orientation of students; labor market; professional self-determination; simulation.

В современных условиях развития системы отечественного образования одной из актуальных задач не только средних общеобразовательных школ, но и образовательных организаций профессионального образования является создание условий для успешной социализации выпускников, их профессионального самоопределения на основе осознанного выбора жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда.

Как отмечается в Государственной Программе РФ «Развитие образование» (на 2013-2020 гг.) «возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [3]. В этой связи, среди качеств, необходимых современному выпускнику колледжа и вуза, для эффективной социальной адаптации отмечаются такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь.

В широком смысле значимость профориентационной работы с учащимися имеет многоуровневые аспекты:

1. обусловлена потребностями экономики, общества в целом в эффективной социализации молодежи. Это связано с решением проблем оптимального использования трудовых ресурсов страны, обеспечения рациональной занятости населения и, в конечном итоге, ее социально-экономического развития.

2. жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные студенты просто «вынуждены» эффективно учиться, обеспечивая себе возможности профессионального выбора.

В тоже время, важно отметить, что современный рынок труда характеризуется активным развитием новых профессий как в об-

ласти гуманитарного, так и технического направлений профессиональной деятельности. Зачастую, выпускник школы теряется в этом разнообразии профессиональных возможностей и оказывается неспособным идентифицировать свой собственный профессиональный путь.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий, которые влияют на выбор профессий и направлений профессиональной подготовки выпускников школы, а так же в дальнейшем негативно влияют на уровень учебной мотивации студентов и отражаютсяся в недостаточно высоком качестве образовательных результатов:

• с одной стороны, имеется богатый выбор профессиональных возможностей на рынке труда, с другой стороны, отсутствует понимание учащихся основной и средней школы о содержании современных профессий и спроса работодателей на них;

• с одной стороны, в образовательных организаций профессионального образования (колледжи, вузы) имеется огромный выбор различных направлений и образовательных программ профессиональной подготовки, с другой стороны, в направлениях и образовательных программах профессиональной подготовки недостаточно представлена конкретизация профессий и должностных позиций, что не позволяет выпускникам школы самостоятельно определиться с выбором своего профессионального маршрута;

• с одной стороны, в Государственной Программе актуализирована роль развития социального партнерства между образовательными организациями и организациями работодателя, а также «увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства» [6], с другой стороны, недостаточно разработаны механизмы и инструменты создания моделей взаимодействия, удовлетворяющие потребности всех участников образовательного процесса.

Выше обозначенные противоречия определяют следующие организационно-методические проблемы:

• недостаточная проработанность методов и технологий про-фориентационного обучения и воспитания в образовательных организациях профессионального образования;

• недостаточно развитая инфраструктура профориентацион-ной образовательной среды в образовательных организациях профессионального образования;

• недостаточность развития механизмов взаимодействия между образовательными организациями профессионального образования, школами и работодателями.

Представляется, что для формирования у выпускников образовательных организаций профессионального образования способности выбирать профессиональный путь, необходимо создать эффективную систему профориентации с использованием современных подходов и методов. Профориентация должна быть стержнем научно-образовательного процесса, давая ответ на самый важный вопрос: «Зачем учиться?», что позволит повысить мотивационную готовность к обучению в рамках аудиторной и самостоятельной работ.

Отечественные образовательные практики уделяли большое внимание профориентационной работе еще в эпоху царской России. Так, в конце 19 века начали издаваться «Адрес-календари» и «Студенческие альманахи», в которых отражалась информация относительно образовательных учреждений профессионального образования, правил приема. Потребности государства и общества в ориентации молодежи в профессиональном определении средствами информирования о содержании профессионального труда в различных профессиях отразились в публикациях Вебера К.К. «Рассказы о фабриках и заводах», Петражицкого Л.И. «Университет и наука», Рыбникова Н.А. «Психология и выбор профессии» и других.

Под термином «профориентация» в современной психологии понимается система психодиагностических мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [3].

Следует отметить, что, несмотря на то, что проблемами профориентации молодежи в отечественной педагогике занимаются сравнительно давно, в педагогической литературе недостаточно представлены концепции профориентационного обучения и воспитания. Наиболее известными в этой области являются труды Сазонова А.Д. [4, с. 25-31], Чистяковой С.Н. [8, с. 82], Пряжни-ков Н.С. [5, с. 121], а также научные очерки Сухомлинского В.А. [7].

Как свидетельствует сопоставительный анализ педагогической и психологической литературы, в современной трактовке профессиональной ориентации оганизационно-педагогическая модель должна включать следующие ключевые элементы:

• профориентационное информирование (представление человеку необходимой информации о спецификации трудовой деятельности, необходимых компетенциях, образовательных организациях, осуществляющих профессиональную подготовку);

• профессиональный консалтинг (изучение, анализ и оценка профессиональной пригодности человека к определенному виду трудовой деятельности, а также проектирование образовательного профиля);

• профессиональная адаптация (приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности).

Исходя из анализа отечественной педагогической практики, целями профориентационного обучения и воспитания студентов, на наш взгляд, являются:

• формирование мотивационной готовности студентов к освоению образовательных программ. В связи с тем, что профессиональное образование в современной России в большей степени является платным, у студентов наблюдается тенденция снижения мотивации к обучению, формируется представление о том, что реальная профессиональная деятельность не будет отражать сущность и содержание образовательных программ профессиональной подготовки;

• формирование соответствующих ожиданий и представлений о профессиональной деятельности, которую смогут осуществлять выпускники конкретных образовательных программ;

• воспитание у студентов профессиональной культуры и ключевых ценностей профессиональной деятельности, обусловленных спецификацией труда;

• формирование мотивационной готовности к труду по направлениям видов деятельности образовательной программы, то есть стимулирование студентов не только получить диплом, отражающий квалификационный статус человека, но и осуществлять, по завершении обучения, профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием;

• проектирование индивидуальных образовательных профилей студентов, «дорожных карт» личностного профессионального развития карьерных циклов.

Представляется, что в современных условиях развития мировой экономики, появлении на рынке труда новых видов труда, невозможно осуществлять эффективное профориентационное обучение и воспитание студентов в образовательных организациях без тесного взаимодействия с работодателями. Как свидетельствуют результаты анализа нормативно-правовой документации в сфере управления образованием, включенность работодателя не должна ограничиваться исключительно взаимодействием в рамках итоговой аттестации выпускников образовательных программ и в ходе реализации учебных и производственных практик. Взаимодействие вуза и работодателя должно быть инициировано в процессе проектирования образовательных результатов и разработке учебных курсов, в реализации учебных занятий в формате аудиторной и самостоятельной работы, а также в процессе профориентацион-ной работы со студентами. Альянс «вуз-работодатель» не только способствует формированию востребованных профессиональных компетенций у выпускников образовательных программ, но и является ключевым звеном в формировании профориентационной

образовательной среды образовательной программы - важным компонентом организационно-педагогической модели.

«Новая» профориентационая образовательная среда должна быть ориентирована на непрерывное взаимодействие с работодателями в процессе проектирования и реализации образовательных программ. Как отмечается в литературе, под образовательной средой понимается дидактическое понятие, отражающее совокупность внутренних и внешних условий, ресурсов развития и образования обучающихся [2].

Профориентационная образовательная среда в организационно-педагогической модели профориентационного обучения и воспитания студентов понимается как структура, включающая несколько взаимосвязанных уровней:

• глобальный уровень, отражающий общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети, влияющие на осуществление профессиональной деятельности в конкретном профессиональном направлении;

• региональный уровень (страны, крупные регионы), отражающий образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации, оказывающие влияние на профессию;

• локальный уровень, отражающий образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью, как важный компонент формирования профессиональных представлений и ожиданий [1, с. 168].

В организационно-педагогическую модель профориентацион-ного обучения и воспитания студентов целесообразно включать следующие методики:

1. Методики, ориентированные на педагогическую концепцию work based learning.

2. Методики, ориентированные на «неприкладные» формы профессиональной ориентации студентов.

3. Методики педагогического имитационного моделирования.

Ключевыми принципами профориентационного обучения и воспитания студентов в реализации основных образовательных программ являются:

• соответствие методик профориентационного обучения и воспитания студентов содержанию профессиональной деятельности выпускника образовательной программы;

• комплексность и непрерывность профориентационного обучения и воспитания студентов в ходе интегрированной научно-образовательной и воспитательной деятельности;

• интеграция профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс в ходе освоения образовательной программы;

• системность и востребованность профориентационных образовательных мероприятий в студенческой среде.

Очевидно, что для реализации данной модели профориентаци-онного обучения необходимо участие работодателей в образовательном процессе. Важными условия привлечения работодателей в этот процесс являются:

• заинтересованность работодателя в целенаправленной профессиональной подготовке кадров на замещение вакантных позиций в организации;

• заинтересованность образовательной организации в тесном сотрудничестве с представителями организации работодателя в ходе разработке учебных курсов, учебных практик и прочее;

• создание организационных условий для обеспечения мобильности студентов в рамках учебного расписания занятий;

• создание нормативных документов, регламентирующих механизмы взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе между образовательными организациями и организациями работодателей.

Таким образом, развитие новой концепции профориентацион-ной образовательной среды требует переосмысления структуры и

содержания учебного процесса, поиска инструментов включения новых форм и методов привлечения работодателей в реализацию теоретических и практических учебных занятий, совместного проектирования образовательных результатов. Безусловно, профори-ентационная образовательная среда является значимой в формировании профессиональных компетенций будущих выпускников образовательных программ, а ее принципы должны быть отражены в учебной деятельности студентов, наряду с принципами компетент-ностного и деятельностного подходов.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Бавина П.А., Чурилина И.Н., Егорова Е.В. Современные технологии профориентационного обучения в концепции Work based learning // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения, 2016. №48. С. 165-169.

2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования /под общей ред. Васютен-ковой И.В. СПб.: ЛОИРО, 2011.

3. Государственная Программа российской Федерации «Развитие образования» (на 2013-2020 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/documents/2690/file/1170/Госпрограмма_Разви-тие_образования (дата обращения 01.03.2016).

4. Чурекова Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2014. 161 с.

5. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего про-

фессионального образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. Москва: Академия, 2013. 206 с.

6. Семилеткина Д.А. Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью. [Электронный ресурс] http://www.scienceforum. ru/2014/525/509 (дата обращения 01.03.2016).

7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. 256 с.

8. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: пособие для родителей учащихся 9 класса / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Москва: Академия Московские учебники, 2011. 143 с.

9. Чурилина И.Н., Егорова Е.В., Бавина П.А. Методы обучения менеджеров индустрии гостеприимства // Менеджмент XXI века: управление экономикой знаний. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт экономики и управления, 2014. С. 175-180.

References

1. Bavina P.A., Churilina I.N., Egorova E.V. Pedagogika i psihologi-ja: metodika i problemy prakticheskogo primenenija, 2016. №48, рр. 165-169.

2. Vasjutenkova I.V. (ed.). Vzaimodejstvie subektov obrazovatel'nogo processa - osnova social'noj jeffektivnosti obrazovanija [Interaction of subjects of educational process - the basis of the social effectiveness of education]. SPb.: LOIRO, 2011.

3. Gosudarstvennaja Programma rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» (na 2013-2020 gg.) [The Russian Federation State Program "Development of Education" (in 2013-2020)]. http://minobrnauki.rf/ documents/2690/file/1170/Gosprogramma_Razvitie_obrazovanija

4. Churekova T.M. Samoopredelenie i professional'naja orientacija uchashhihsja [Self-determination and professional orientation of students]. Kemerovo: Kemerovskij gos. un-t, 2014. 161 p.

5. Pijazhnikov N.S., Rumjanceva L.S. Samoopredelenie i professional'naja orientacija uchashhihsja: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij

vysshegoprofessional'nogo obrazovanija [Self-determination and professional orientation of students]. Moscow: Akademija, 2013. 20б p.

6. Semiletkina D.A. Interaktivnye metody proforientacionnoj raboty s molodezh'ju. [Interactive methods of vocational guidance work with youth]. http://www.scienceforum.ru/2014/525/509

7. Suhomlinskij V.A. Mudraja vlast 'kollektiva [Wise power of the collective]. M., 1975. 25б p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chistjakova S.N., Rodichev N.F. Professional'noe samoopredelenie: vyborprofilja obuchenija i professii: posobie dlja roditelej uchashhihs-ja 9 klassa [Professional self-determination: the choice of the profile of training and profession]. Moscow: Akademija Moskovskie uchebniki, 2011. 143 p.

9. Churilina I.N., Egorova E.V., Bavina P.A. Menedzhment XXI veka: up-ravlenie jekonomikoj znanij. Sbornik nauchnyh statej po materialam XIVMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Management of the XXI century: economic management knowledge. Collected articles on materials of the XIV International scientific and practical conference]. 2014, рр. 175-180.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бавина Полина Александровна, доцент кафедры социального управления института экономики и управления, кандидат педагогических наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

набережная реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, 191186,

Российская Федерация

[email protected]

Чурилина Ирина Николаевна, доцент кафедры социального управления института экономики и управления, кандидат экономических наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

набережная реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, 191186,

Российская Федерация

[email protected]

Егорова Елена Владимировна, доцент кафедры социального управления института экономики и управления, кандидат педагогических наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

набережная реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, 191186,

Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Bavina Polina Alexandrovna, Senior Lecturer of Social Management Department, PhD of Pedagogy

Russian State Herzen Pedagogical University 48, Moika Embankment, St. Petersburg, 191186, Russian Federation

[email protected]

Churilina Irina Nikolaevna, Senior Lecturer of Social Management Department, PhD of Economy

Russian State Herzen Pedagogical University 48, Moika Embankment, St. Petersburg, 191186, Russian Federation

[email protected]

Egorova Elena Vladimirovna, Senior Lecturer of Social Management Department, PhD of Pedagogy

Russian State Herzen Pedagogical University 48, Moika Embankment, St. Petersburg, 191186, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.