НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (summer 2015)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Редакционный совет
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Выпуск 2 (10). Spring 2015
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционная коллегия
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
ISSN 2308-7234
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова Ю.Ю. Васильева Е.Н. Воротилина
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВПО «ПетрГУ» © авторы статей
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (10), 2015
http://LLL21.petrsu.ru
ГЛЕБОВА Галина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета (Смоленск)
[email protected] ГРАЧЕВА Юлия Викторовна студентка магистратуры Смоленского государственного университета (Смоленск)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И УСЛОВИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ (из опыта Смоленского государственного университета)
Аннотация: предметом рассмотрения в статье является деятельность высших учебных заведений по формированию у студентов готовности к осознанному профессиональному самоопределению и трудовому выбору, а также условия оптимизации этого процесса. Предлагаемые выводы основаны: на нормативно-правовой базе деятельности учреждений высшего образования Российской Федерации по профессиональной ориентации; анализе состояния профо-риентационной работы в регионах России на основе статистики 2010-2015 гг., на данных авторской экспериментально-исследовательской работы в 2006-2013 гг. на базе образовательных организаций Смоленской области. Актуальность проблемы обусловлена ситуацией невостребованности выпускников вузов на рынке труда и является, по мнению авторов статьи, следствием бессистемности и несогласованности деятельности образовательных организаций, работодателей, служб занятости и структур государственной власти, ответственных за личностное и профессиональное становление молодежи. В статье раскрывается содержание понятия «профессиональное самоопределение студентов». Обращается внимание на деятельность центров содействия трудоустройству выпускников вузов как институциональной структуры проектирования профориентационной работы высших учебных заведений. Дается сравнительная характеристика и раскрывается содержание деятельности таких центров. Приводятся и интерпретируются результаты диагностики позиции студентов в сфере профессионального самоопределения, анализа данных о готовности преподавателей вуза к поддержке такого самоопределения. Рассмотрена специфика социального партнерства Смоленского государственного университета в сфере профориентационной работы на разных ступенях непрерывного образования. Обозначены условия эффективности деятельности по профессиональному самоопределению молодежи. Сотрудничество высшей и общеобразовательной школ по профессиональному самоопределению учащихся старших классов и инициирование такого взаимодействия со стороны вузов представлены в статье как необходимое условие оптимизации процесса профессиональной ориентации и трудового выбора молодежи.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудовой выбор, организационно-управленческие условия, социальное партнерство вуза и общеобразовательной школы, центр содействия трудоустройству выпускников вуза.
G. Glebova Y. Gracheva
PROBLEMS AND OPTIMIZATION CONDITIONS OF STUDENTS' PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT (THE PRACTICE OF SMOLENSK STATE UNIVERSITY)
УДК 377 378.1
Abstract: the article discusses the actions taken by higher education institutions to develop the readiness for professional self-determination and professional choice among students, as well as the conditions for optimization of this process. The proposed conclusions are based on: regulatory framework for the activities of higher education institutions on career guidance; the analysis of career guidance activities in the Russian regions based on the statistics of 2010-2015; the data of the author's experimental research in 2006-2013 at educational institutions of the Smolensk region.
The significance of the problem is determined by the lack of demand for young graduates in the job market, which results from unsystematic and inconsistent activities of educational institutions, employers, employment services and public authorities responsible for personal and professional development of young people. The article discusses the concept of «students' professional identity development». The authors draw attention to the work of centres for promotion of university graduates' employment as an institutional framework for the development of career guidance work at higher education institutions. The article also reveals the comparative characteristics and content of the centers' activities. The authors analyze the place of students in the sphere of professional identity development and the readiness of university instructors to support it.
The paper considers the specific features of the Smolensk State University social partnership in the field of career guidance at different levels of continuing education. It also outlines the conditions for the effectiveness of professional self-determination of young people. The authors present collaboration between universities and secondary schools on professional identity development of high school students as well as universities' initiative on that as the prerequisites for the optimization of career guidance process.
Key words: professional identity development, professional choice, organizational and administrative terms, social partnership of university and secondary school, center for promotion of youth employment.
Постановка проблемы. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации студентов. Особое место в этом процессе занимает деятельность высшей школы по формированию социально и профессионально мобильной личности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности. Вместе с тем социально-экономическая ситуация в стране, положение дел на рынке труда, не меняющееся на протяжении последних ряда лет, свидетельствуют о значимых нерешенных проблемах в этой сфере. Так, по данным Росстата, среди молодежи в возрасте 20-29 лет уровень безработицы имеет постоянную тенденцию к увеличению. В 2010 году - 35,4 %; в 2011 году - 35,6 %, в 2012 году - 38,2 %, в 2013 году - 36,3 %, в 2014 году - 38,3 %. В феврале 2015 года численность этой категории безработных составила 1 млн. человек. В среднем за период с 2010 по 2014 год среди безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16 % составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет; 43 % - от 20 до 24 лет, 17 % -от 25 до 29 лет [1].
Изучение результатов специально проведенных исследований, собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что главными причинами такой ситуации являются:
- декларированность государственного статуса профориентации молодежи в России при отсутствии такового практике;
- эпизодичность и бессистемность осуществления профориентации;
- неподготовленность педагогов образовательных организаций к проведению профессиональной ориентации;
- недостаточная связь и преемственность в деятельности общеобразовательной и высшей школ и родителей, системы профессионального образования: производства, службы занятости и других социальных институтов.
Как результат - подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом, за профессиональную судьбу подрастающего поколения [2], [3].
Цель данной статьи: обозначить условия оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов на основе результатов многолетнего исследования, проводившегося на базе Смоленского государственного университета в 2006-2013 годах. Обосновывая актуальность педагогического изучения проблемы, мы учитываем, что профессиональное самоопределение как одна из форм самоопределения личности исследуется, главным образом, с психологической и социально-психологической точек зрения (Е. И. Головаха, Е. И. Климов, Л. М. Митина, П. А. Ша-вир, Д. Л. Константиновский, М. Х. Титм, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин). В данной статье мы опираемся на подходы к развитию социального партнерства в области образования. Направления, содержание, потенциальные возможности и риски такого взаимодействия, влияющие на процесс профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы и студентов, представлены в работах Г. Ф. Глебовой, В. М. Лапшина, П. И. Третьякова и других [4, 5, 6, 7].
Содержание понятия «профессиональное самоопределение студентов». Анализ подходов к понятию «профессиональное самоопределение личности» позволяет говорить о неоднородности и неоднозначности его трактовки. Этот концепт рассматривается и как сложный, динамичный процесс (Н. С. Пряжников, В. Б. Шапарь и др.), охватывающий течение всей жизни человека, и как однократный выбор профессии (Р. С. Немов и др.) [8, 9]. Процесс профессионального самоопределения личности является длительным процессом, который начинается в подростковом возрасте, продолжается в течение всего периода обучения в школе, среднем и/или высшем профессиональном учебном заведении, в ходе профессиональной подготовки (переподготовки), получения формального и неформального образования. Работа по профессиональному самоопределению - это часть общего процесса социализации личности, часть воспитания конкурентноспособного и успешного человека, целенаправленного развития у него способности к жизненному и профессиональному самоопределению. Ее невозможно осуществить вне сферы образования. При этом система образования призвана обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), с учетом конкретной ситуации на рынке труда и потребностей рынка труда в будущем.
Предметом нашего внимания стал этап профессионального самоопределения личности в процессе обучения в высшем учебном заведении. В условиях учебно-профессиональной деятельности студентов профессиональное самоопределение становится целенаправленным и последовательно осуществляемым процессом оценки себя и своих возможностей в избранной профессии. Факторами успешного профессионального самоопределения студентов являют-
ся: содержание обучения, формы и методы организации учебного процесса, внеучебная деятельность, образовательное пространство высшего учебного заведения в целом.
Таким образом, под профессиональным самоопределением студентов мы понимаем пролонгированный сложный и многоплановый процесс вхождения в сферу будущей профессиональной деятельности посредством включения в учебную, производственно-практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к предпочитаемой профессии и осознании себя как будущего специалиста. Состоявшееся профессиональное самоопределение предопределяет решение проблемы трудового выбора, адекватного возможностям, уровню профессиональной подготовки и непосредственно влияет на снижение уровня безработицы среди молодежи.
Нормативно-правовая база профессионального самоопределения молодежи. Значимость профессионального самоопределения обозначена в нормативных документах федерального уровня: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [10]; Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [11]; Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» [12]; Федеральные государственные образовательные стандарты [13], Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [14], План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы [15]. Обозначенные в этих документах цели и задачи развития экономики требуют пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию.
Основой для большинства разработок в области профориентации в России на протяжении последних десятилетий выступал документ «Концепция профессионального самоопределения молодежи» (РАО, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др., 1993). В период с начала 2000-х годов был разработан, однако по целому ряду причин не реализован целый ряд проектов концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения, ориентированных на федеральный уровень работы, среди которых можно отметить:
- проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование (РАО, Н. С. Пряжников, 2001);
- проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н. Ф. Родичев, 2006);
- проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е. А. Рыкова, 2009).
Отдельно следует отметить Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Практика ее реализации в рамках федерального эксперимента в 2003-2006 годы оказала значительное влияние на развитие системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся основной школы в субъектах Федерации, а также на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования.
Большое внимание нормативно-правовому обеспечению профориентаци-онной работы уделяется и в субъектах РФ. Региональные документы определяют основные направления развития профориентационной деятельности и поддержки профессиональной ориентации молодежи с учетом кадровых потребностей экономики региона. В качестве примера приведем «Областной закон о профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи в Архангельской области» [16]; Постановление Правительства Вологодской области «О комплексе мероприятий, направленных на развитие системы профориентации молодежи в Вологодской области»; Межведомственный координационный план проведения профориентационной работы в Ярославской области; Концепцию развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы и другие [17].
Вместе с тем, несмотря на достаточное нормативно-правовое обеспечение и положительные тенденции в практике работы по профессиональной ориентации молодежи, нерешенными остаются следующие проблемы:
- рассогласованность сложившихся профессиональных предпочтений обучающихся с потребностями рынка труда в наиболее востребованных профессиях;
- отсутствие организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывности образования;
- недостаточная координация действий субъектов профориентации: специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, представителей органов исполнительной власти, отраслевых предприятий, представителей бизнес-сообщества, привлекаемых в качестве внешних экспертов к решению задач профессиональной ориентации обучающихся;
- несформированность единых требований для образовательных организаций по проведению и оценке результатов профориентационной работы;
- отсутствие единого регламента, обеспечивающего преемственность профориентационной работы на всех ступенях образования.
Деятельность регионов по поддержке процесса профессионального самоопределения студентов. В ходе специального изучения практики работы вузов по решению рассматриваемой проблемы нами выделены направления и содержание практической деятельности по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов. Внедрение апробированных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках деятельности федеральной сетевой экспериментальной площадки под руководством ФГАУ «Федеральный институт развития образования» является одним из значимых направлений деятельности в ряде областей (Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Саратовская, Свердловская и др.).
Обращает на себя внимание сетевое взаимодействие на региональном уровне представителей органов исполнительной власти, образовательных организаций с отраслевыми объединениями работодателей и представителями бизнес-сообщества по поддержке профессионального самоопределения молодежи
(Вологодская, Калининградская, Саратовская области и др.). Представляет интерес и деятельность государственных специализированных организаций - центров профессиональной ориентации молодежи различного подчинения в субъектах Российской Федерации (Ярославская, Свердловская, Архангельская, Вологодская области), в том числе с учетом прогнозной потребности регионального рынка труда (Республика Коми) [24].
Практика показывает, что эффективной институциональной структурой профессионального самоопределения студентов в настоящее время становятся центры содействия трудоустройству. Основное направление деятельности таких центров - совершенствование работы по адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. В качестве примера назовем: Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана); Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»); Отдел содействия трудоустройству выпускников (Горно-Алтайский государственный университет); Центр трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»); ЦСТВ «Старт-карьера» (Тихоокеанский государственный университет).
Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации проводит мониторинг эффективности таких Центров. По данным за 2013 год, первые три места (из 81) занимают, соответственно, центры содействия трудоустройству Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина (Алтайский край); Южного федерального университета (Ростовская область); Юго-Западного государственного университета (Курская область) [18]. Анализ деятельности лидирующих Центров позволяет выделить ряд общих и эффективных направлений работы:
- аналитическая деятельность;
- работа с абитуриентами;
- взаимодействие с организациями (работодателями, центрами по содействию трудоустройства, центрами занятости и др.);
- организация временной занятости студентов (содействие трудоустройству студентов и адаптации к рынку труда выпускников университета (активные формы работы с учащейся молодежью: презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.);
- информационно-консультативная поддержка и сопровождение студентов по проблемам трудоустройства;
- организация практик студентов;
- информационно-рекламная деятельность.
Более детально направления деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Направления деятельности Центров содействия трудоустройству студентов вузов
\Направления деятельности Названием учебного заведения \ Аналитическая деятельность Работа с абитуриентами Взаимодействие с организациями внешнего окружения вуза Организация временной занятости студентов Информационно-консультационная поддержка студентов Организация практик студентов Информационно-рекламная деятельность Другое Другое
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» Деятельность в данном направлении не ведется Профориентация школьной, студенческой и иной учащейся молодежи Взаимодействие со студенческими и молодежными объединениями; сотрудничество с работодателями Управление системой временной занятости студентов университета Информационно- консалтинговая деятельность Организации практик студентов Популяризация и поддержка положительного имиджа вуза Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников университета Вторичная (внеучебная) занятость
Красноярский государственный педагогический университет Изучение кадровых тенденций, анализ и прогнозирование потребностей работодателей, изучение спроса на специалистов по профилю университета; мониторинг профессиональных предпочтений студентов и результатов трудоустройства выпускников вуза Деятельность в данном направлении не ведется Сотрудничество с работодателями и партнерами: проведение ярмарок вакансий, согласование договорных отношений с различными фирмами и организациями Работа с выпускниками и студентами: содействие трудоустройству и помощь в адаптации к современным условиям рынка труда и новым профессиональным требованиям; развитие деловых и коммуникативных качеств Деятельность в данном направлении не ведется Про фессиональ-но адаптирующая образовательная практика ИКТ-сопрово-ждение: информационная поддержка карьерного продвижения студентов и выпускников университета; ведение корпоративного сайта, ведение баз данных вакансий и соискателей Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется
Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина Мониторинг трудоустройства выпускников и анализ информации работодателей о качестве подготовки; участие сотрудников центра в Неделе стажера, конкурсе Учитель года, Конкурсе педагогического мастерства и др. Деятельность в данном направлении не ведется Взаимодействие с органами по труду и занятости населения Организация временной занятости студентов Консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда Организация стажировок и практик (в том числе и за рубежом), предусмотренных учебными планами; организация тренингов и психолого-педагогических консультаций по проблемам трудоустройства Подготовка аналитических записок, буклетов, публикаций, методических рекомендаций для студентов выпускных и предвыпускных курсов Разработка методических материалов по вопросам содействия трудоустройства выпускников Организация и совместное с центром занятости внедрение программы Кадровый резерв наукограда РФ, организация информационно-деловых встреч выпускников вуза с кадровыми
Южноуральский государственный университет Мониторинг эффективности трудоустройства Деятельность в данном направлении не ведется Партнерство с рынком труда Профессиональная ориентация; Социальная адаптация Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется
Тихоокеант-ский государственный университет Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется Постоянное взаимодействие с работодателями на региональных рынках труда и обратная связь с выпускниками университета Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников университета еще в период обучения Повышение социальной адаптации студенческой молодежи на региональном рынке труда Работа по организации практик студентов и трудоустройству выпускников Формирование и постоянное обновление баз данных вакансий и резюме студентов и выпускников как настоящих, так и прошлых лет выпуска) Активные формы и методы работы с учащейся молодежью (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.) Карьерное сопровождение студентов
ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» Отслеживание и анализ динамики спроса и предложения на рынке труда; анализ требований работодателей к выпускникам с высшим про фессиональным образованием; прогнозирование трудоустройства выпускников текущего учебного года; анализ конкурентоспособности выпускников университета и структура их фактического трудоустройства; сбор статистики трудоустройства выпускников Герценовского университета Деятельность в данном направлении не ведется Взаимодействие с организациями и компаниями по вопросам трудоустройства: проведение ярмарок вакансий, презентаций, создание долговременных программ сотрудничества; взаимодействие с территориальными органами власти, со студенческими и молодежными организациями Содействие временной и постоянной занятости студентов и выпускников вуза Деятельность в данном направлении не ведется Организация практик студентов Информационно-рекламная деятельность Деятельность в данном направлении не ведется Деятельность в данном направлении не ведется
Одним из показателей эффективности деятельности Центров является трудоустройство выпускников вузов (табл. 2).
Таблица 2
Трудоустройство выпускников вузов за 2013/2014 уч. год
Вуз Трудоустроено Не трудоустроено
всего по спе-циаль-ности не по специально-сти с помощью вуза самостоя-тельно всего по личным причинам по обстоя-тель-ствам (армия, декрет, здоровье) продолжают обучение
Красноярский государственный педагогический университет 78 % 40 % 38 % 20 % 20 % 22 % нет данн-ных нет данных нет данных
Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина 75 % 55 % 20 % 47 % 8 % 25 % 12 % 12 % 1 %
Южно -уральс кий государственный университет 90 % 85 % 5 % 82 % 3 % 10 % 3 % 1 % 6 %
Тихоокеанский государственный университет 95 % 55 % 40 % нет данных нет данных 5 % 5 % 0 % 0 %
ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А. И. Герцена» 98 % 74 % 24 % 60 % 14 % 2 % 1 % 1 % 0 %
Из таблицы видно, что количество трудоустроенных студентов, обучающихся в вузах, где созданы специальные структуры профориентации, довольно высоко, что является прямым доказательством эффективности их работы.
Специфика организации и исследования профориентационной работы в Смоленском государственном университете. В качестве возможного варианта организации процесса профессионального самоопределения студентов рассмотрим практику профориентационной работы в Смоленском государственном университете (СмолГУ). Специальная структура, координирующая данное направление деятельности, здесь не создавалась, но соответствующая работа постоянно осуществляется на двух уровнях:
- внутреннем (взаимодействие студентов и преподавателей);
- внешнем (взаимодействие вуза с организациями внешнего окружения: общеобразовательные школы, техникумы/сузы, работодатели, государственные структуры и т. п.).
А. Исследование уровня профессионального самоопределения студентов. Для анализа деятельности вуза на внутреннем уровне профориентацион-ной работы нами было проведено мини-исследование, демонстрирующее уро-
вень профессионального самоопределения студентов (2012-2014). В исследовании принимали участие равное количество студентов-респондентов с каждого факультета. Студенты отбирались с применением таблицы случайных чисел. Основной метод - опрос. Форма опроса - анонимное анкетирование. Цель анкетирования - выявление отношения студентов к проблеме профессионального самоопределения. Вопросы были направлены на выявление уровня их заинтересованности к исследуемой проблеме; уровня профессионального самоопределения студенческой молодежи; на оценку студентами профориентационной деятельности вуза и получение рекомендаций по ее совершенствованию. Анкета включала прямые, косвенные, а также закрытые и полузакрытые вопросы. Анализ полученных в ходе анкетирования данных проводился с применением статистической и математической обработки. Выборочная совокупность составила 445 студентов с 1-го по 5-й курс обучения. Исследование показало, что все студенты (в той или иной степени) участвуют в выборе места работы. Для большинства такой выбор является одной из первостепенных проблем. Заинтересованность проблемой трудоустройства после окончания вуза представлена на рисунке 1.
Какое утверждение наиболее точно отражает ваше отношение к проблеме вашего профессионального самоопределения?
нПроблема моего профессионального самоопределения является одной из приоритетных на сегодняшний день
Н Проблема моего профессионального самоопределения волнует меня, однако на данный момент не имеет первостепенного значения
и Проблема моего профессионального самоопределения меня не волует
Рис. 1 . Отношение студентов к проблеме профессионального самоопределения
Значительная часть студентов определила свои профессиональные интересы и предпочтения во время обучения в вузе. Так, 29 % студентов точно знают, кем и где они хотели бы работать. Для 58 % респондентов, определившихся со своими профессиональными интересами, выбор места работы и должности на данном этапе проблематичен. 13 % студентов еще не определили область профессиональных интересов и возможное место будущей работы. Таким образом, можно предположить, что 71 % (58 % + 13 %) обучающихся в вузе необходима
0%
помощь в профессиональном самоопределении, что подтверждается результатами анкетирования.
Та часть респондентов, которая еще не определилась со своими профессиональными предпочтениями, считает, что помощь специалистов им необходима. Распределение ответов студентов на вопрос: «Проводится ли в рамках университета работа по выявлению профессиональных интересов/предпочтений студентов?» - показало: 55 % студентов считают, что такая работа не проводится, 29 % называют такую деятельность эпизодичной. Отметим и тот факт, что студентам необходима помощь в формировании профессионального самоопределения (при выявлении личных профессиональных интересов/предпочтений/склонностей). Детально мнение студентов о роли вуза в профессиональном самоопределении представлено на рисунке 2.
Какое утверждение наиболее точно отражает ваше мнение о роли вуза в профессиональном самоопределении студентов?
■ Вуз оказывает непосредственное влияние на профессиональное самоопределние студентов. Его деятельность может помочь студентам при трудовом выборе
в Значительного эффекта от деятельности вуза по профессиональному самоопределению студентов скорее не будет, однако некую помощь в профессиональном выборе студентов он может оказать
н Деятельность вуза не может оказать влияния на профессиональное самоопределение студентов и из дальнейший трудовой выбор
в Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Роль вуза в профессиональном самоопределении студентов
Рисунок 2 показывает, что 40 % студентов отмечают значительную роль вуза в формировании профессионального самоопределения студентов. 58 % студентов не верят в возможность вуза повлиять на их профессиональное само-
11
определение, однако не отрицают, что помощь в профессиональном выборе вуз все-таки может оказать. Анализ данных нашего исследования также показал, что студенты, которые осознанно подходят к формированию профессионального самоопределения (используют различного рода онлайн тестирования для определения своих профессиональных предпочтений, изучают специализированную литературу по данной проблеме, участвуют в ярмарках вакансий), не отказываются от помощи вуза в решении проблемы трудового выбора. Студенты же, которые самостоятельно не занимаются решением проблемы профессионального самоопределения, считают, что помощь вуза в данном направлении им необходима (63 % респондентов). Оценивая информационную деятельность вуза, направленную на формирование готовности студентов к профессиональному самоопределению, отметим, что 67 % выпускников называют основной проблемой при выборе места трудовой деятельности отсутствие значимой информации о рынке труда.
Анализ данных открытого вопроса анкеты: «Какие мероприятия, на ваш взгляд, вуз может осуществлять для того, чтобы помочь студенту в выборе места работы?» показывает, что студенты заинтересованы в данной работе. (Анкет с вариантами «затрудняюсь ответить» не оказалось.) Наиболее эффективными формами такой работы являются «ярмарки вакансий не менее 1 раза в месяц»; «тренинги»; «специализированные тестирования»; «организация встреч с представителями крупных организаций и фирм».
Таким образом, анализ данных показал:
- большинство студентов не определились со своими профессиональными интересами, предпочтениями и склонностями и нуждаются в помощи университета;
- оказываемая поддержка вуза по формированию профессионального самоопределения студентов явно недостаточна;
- студенты заинтересованы в решении проблемы профессионального самоопределения и ждут помощи специалистов.
Отметим, что разница данных, полученных в исследованиях 2012, 2013 и 2014 годов, незначительна и составляет 0,5-1,5 %.
В ходе исследования также были выявлены основные проблемы, встречающиеся у студентов в ходе профессионального самоопределения. Как видно из рисунка 3, это, прежде всего, личностные характеристики и психологические барьеры.
Рис. 3. Барьеры, возникающие в процессе профессионального самоопределения студентов
Такими барьерами являются: «нecпocoбнocть в млшй мepe рационально иcпoльзoвaть cвoe вpeмя, энepгию, yмeния» (32 %), «нecпocoбнocть cпpaвлятьcя co cтpeccaми coвpeмeннoй жизни» (10 %), «неумение стратегически мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях» (11 %). Определенной помехой в профессиональном выборе студентов становится приверженность к ценностям, противоречащим условиям современной жизни (22 %). Для гармонизации процесса профессионального самоопределения студентов необходима работа по устранению перечисленных барьеров.
Основными же причинами нежелания студентов после окончания университета работать по специальности является отсутствие достаточной информации о возможностях трудоустройства и перспективах трудоустройства по специальности (рис. 4).
Рис. 4. Причины нежелания студентов в будущем работать по выбранной специальности
Выбор трудовой деятельности непосредственно влияет на качество работы специалиста, соответственно, и на показатели эффективности вуза. Очевидно, что для оптимизации трудового выбора студентов необходима работа, направленная на осознание студентами своих личностных предпочтений, потребностей и ценностных ориентаций. Только осознание самой личностью своих потребностей сможет обеспечить оптимальный выбор трудовой деятельности, основанный на ее мотивационных факторах. На основании полученных диагностических данных можно сделать вывод о том, что для оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов необходимо проведение мероприятий, направленных:
- на формирование у студентов умений и навыков самоорганизации учебной и внеучебной деятельности;
- психологическую поддержку и помощь в адаптации к условиям современной жизни;
- формирование ценностных ориентаций и готовности студентов к самоопределению в трудовом выборе;
- развитие информационной среды вуза и информационной компетентности студентов;
- создание системы психологического сопровождения выпускников (по трудоустройству).
Б. Исследование роли преподавателей в профессиональном самоопределении студентов. Изучение уровня вовлеченности преподавателей Смоленского государственного университета в формирование готовности студентов к профессиональному самоопределению показало, что только 13 % педагогов (из 120 участников опроса) активно участвуют в данном процессе. 30 % признают, что в преподавательской деятельности периодически используют технологии, способствующие формированию профессионального самоопределения студентов. 76 % обратили внимание на необходимость специально организованной деятельности по повышению квалификации в этом направлении. 65 % преподавателей не владеют информацией о содержании профориентационной деятельности вуза, а 35 % отмечают узкую направленность такой работы, в основном организацию производственных практик для студентов.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что лишь незначительное число преподавателей осознают необходимость и проявляют готовность к участию в работе по профессиональному самоопределению студентов. Вторая, самая многочисленная категория преподавателей, нуждается в методической помощи для осуществления такой работы. Третья категория не задумывалась о своей роли в процессе профессионального самоопределения студентов. Таким образом, основными проблемами в профориентационной деятельности вуза являются:
1. Во-первых, отсутствие или недостаточная помощь студентам в их профессиональном самоопределении на протяжении обучения в университете (социально-психологическая поддержка и помощь в выявлении профессиональных интересов, предпочтений и склонностей; информационная поддержка студентов по вопросам трудоустройства и специфике рынка труда).
2. Во-вторых, низкий уровень информационной и методической поддержки преподавателей вуза, направленной на повышение вовлеченности их в процесс формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению и повышение эффективности данной работы.
В. Исследование социального партнерства в сфере профориентационной деятельности. Среди основных форм работы СмолГУ по профориентационной деятельности на внешнем уровне: различные предметные олимпиады, курсовые подготовки представителей старшеклассников, сборы творческой молодежи, проведение мастер-классов, совместных круглых столов студентов и старшеклассников области (например, мастер класс «Моя профессия»), дни науки и искусства, выезды с концертными программами в районные школы. В рамках профориентационной деятельности университет взаимодействует с работодателями региона при организации производственных практик студентов (заключение договоров с организациями, предприятиями и государственными структурами). Все обозначенные мероприятия проводятся в соответствии с планом профориентационной работы факультетов.
Однако, несмотря на разнообразие форм работы, направленных на привлечение потенциальных абитуриентов, в профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных учреждений Смоленска и Смоленской области существует много проблем. Так, проведенное нами в мае 2014 года (бук-
вально за несколько недель до государственных экзаменов) мини-исследование среди старшеклассников общеобразовательных школ одного из областных муниципальных образований показало следующее. Только 21 % выпускников определился с выбором наиболее предпочтительной для себя профессиональной области. Не говоря уже о конкретном образовательном учреждении и специальности. 80 % выпускников, определивших свой профессиональный выбор, отметили, что этому способствовала тесная связь школы с высшими учебными заведениями (дни открытых дверей, презентации представителей вузов, выступления в школах студентов с концертными программами и др.). Однако на подобных мероприятиях присутствовало лишь 35 % выпускников школ района, из которых 67 % уже определились со своими профессиональными предпочтениями и интересами. К сожалению, лишь 19 % выпускников отдаленных районов области имеют возможность самостоятельно посещать вузы областного центра с целью получения подробной и личностно значимой информации об условиях приема и специфике обучения в них.
Обратим внимание на некоторые результаты деятельности Смоленского государственного университета по организации совместной работы ученых-педагогов и педагогических коллективов образовательных школ в рассматриваемом направлении. Так, например, итогом внедрения системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся стал значительно повысившийся уровень профессионального самоопределения старшеклассников, принимавших участие в областном эксперименте (2006-2013) по созданию и апробации этой системы. Высокий уровень самоопределения на конец эксперимента показали 42 % учащихся (начальный показатель - 13 %). Достаточно высокий уровень - 32 %, на начало эксперимента - 8 %. Средний уровень - 26 % и 66 % соответственно. Низкий уровень - 0 % и - 13 %. Для определения стартового и итогового уровней профессионального самоопределения учащихся использовались методики и опросники Н. С. Пряжникова. (Подробно направления и содержание социального партнерства СмолГУ и образовательных организаций области представлены нами в серии публикаций) [4, 5, 19, 20].
В соответствии с обозначенным контекстом отметим, что ответственность за организацию взаимодействия высшей и общеобразовательной школы в плане профессиональной ориентации возлагается на вузы. Еще в середине 90-х годов XX века в программных материалах ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» указывалось на то, что высшей школе необходимо вырабатывать ответственное отношение к рынку труда, к появлению новых областей и форм занятости; гибко реагировать на происходящие изменения, предвидеть их, содействовать определению новых местных и региональных потребностей, способствующих устойчивому человеческому развитию. Высшая школа призвана стать организатором и координатором социального партнерства в реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. И координатором взаимодействия системы «школа-вуз» [25].
Как показывает изучение проблемы, неразработанным направлением является линия взаимодействия системы «вуз-работодатель». Университет в основ-
ном осуществляет лишь организацию производственных практик студентов (добивается получения мест для прохождения практики студентов). Это взаимодействие нередко носит односторонний и, как следствие, поверхностный характер в связи с отсутствием заинтересованности работодателей. Взаимодействие учебных заведений с работодателями в большей части несогласовано со структурами исполнительной власти. Поэтому рынок труда и рынок образовательных услуг в настоящее время практически не пересекаются.
Организационно-управленческие условия оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов. Анализ специальной литературы позволяет выделить основные принципы эффективной профориентационной работы:
1. Принцип интеграции, обеспечивающей объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности.
2. Принцип регионализации, позволяющий учитывать интересы конкретных работодателей, особенности и потребности рынка труда, миграционные процессы, социально-профессиональные и образовательные запросы населения.
3. Принцип непрерывности, предусматривающий поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся [21].
Среди общих подходов к работе по повышению эффективности профориен-тационной деятельности вуза мы выделяем:
- информационный (обеспечение молодежи достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда, о том, как планировать карьеру);
- диагностико-консультационный (установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям);
- развивающий (формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства);
- активизирующий (формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального жизненного пути) [22].
В заключение обозначим выявленные в ходе исследования, наиболее значимые, с нашей точки зрения, организационно-управленческие условия оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов.
1. Создание и организация деятельности специальной институциональной структуры по формированию профессионального самоопределения студентов и содействия трудоустройству, основанной на вышеобозначенных принципах и включающей в себя такие направления работы, как:
- организация практик студентов;
- информационное и психологическое сопровождение студентов по проблемам трудоустройства;
- взаимодействие с государственными структурами и работодателями, органами по труду и занятости населения;
- работа с потенциальными абитуриентами;
- развитие и поддержка Интернет-ресурсов вуза;
- аналитика (мониторинг трудоустройства выпускников и анализ информации работодателей о качестве их подготовки; изучение тенденций в кадровых потребностях работодателей; изучение спроса на специалистов по профилю и др.;
- содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников университета (активные формы работы со студенческой молодежью: презентации фирм и компаний для выпускников; ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.;
- управление системой временной занятости студентов.
2. Развитие социального партнерства в образовательной сфере (высшей и общеобразовательной школы). Профориентационная деятельность, направленная на привлечение абитуриентов в соответствии с подходами к профессиональному самоопределению: информационным, диагностико-консультационным, развивающим и активизирующим. Эффективность профориентационных мероприятий увеличивается, если формы влияния на конкретного старшеклассника организованы с учетом характеристик его социальной группы (городской школьник; сельский; спортсмен; активист и др.). Для достижения данной цели необходимо проведение систематических социологических исследований, выявляющих наиболее важные для университета группы абитуриентов, с которыми необходимо проводить профориентационные мероприятия.
3. Информационная и социально-психологическая поддержка профессионального самоопределения студентов (наличие специальных программ профессионального самоопределения студентов, включающих профессионально насыщенную практику, четко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры, тестирования, выявляющие профессиональные предпочтения и интересы студентов и др.).
4. Обеспечение достаточного уровня компетентности преподавателей в профориентационной работе. Информационная и методическая поддержка преподавателей вуза для проведения ими профориентационной работы (мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.).
5. Взаимодействие системы «вуз-работодатель» как содействие трудоустройству студентов (достижение договоренностей с работодателями в рамках содействия формированию профессионального самоопределения выпускников: практики, дни открытых дверей на предприятиях круглые столы студентов и представителей бизнеса и др.).
Все перечисленные направления и формы деятельности должны осуществляться на основе маркетингового анализа, общей стратегии профориентацион-ной работы университета и, как показывают, результаты нашего специального исследования, с учетом гендерных особенностей профессионального самоопределения и трудового выбора студентов [23].
В перспективе необходимо проектирование и реализация модели управления процессом профессионального самоопределения студенческой молодежи как компонента образовательного менеджмента вуза. Проблема профессио-
нального самоопределения студентов - это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы учебных заведений в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности.
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики // Трудовые ресурсы. Занятость и безработица. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wag-es/labour_force/.
2. Михалева O. A., Попова С. А. Влияние семьи на профессиональное самоопределение молодежи // Ломоносовские чтения. М., 2003. С. 27-36.
3. Рощин С. Ю. Профессиональное самоопределение выпускников вузов. 2012. URL: http://www.lir-portnl.m/article/proressionalnoe-samoopredelenie-wpusknikov-vuzov (доступ 11.01.2015).
4. Глебова Г. Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 1 (5). С. 119-134.
5. Глебова Г. Ф. Смоленский государственный университет в реализации международной образовательной программы ТЕМПУС-IV // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3. С. 494-502.
6. Третьяков П. И., Шарай Н. А. Теоретические основания развития образовательной среды в целях самореализации личности школьника // Сборник материалов XVI международной научно-практической конференции: В 2-х ч. Златоуст, 2012. С. 26-36.
7. Третьяков П. И., Шарай Н. А. Ресурсы развития культурно-образовательной среды школы в условиях многообразия // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 4-9.
8. Немов Р. С. Психология. Книга 2. М.: Владос, 2007. 142 с.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 192 с.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: www.rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (доступ 12.01.2015).
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173649/. (доступ: 17.01.2015).
12. УКАЗ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610833 (доступ: 21.01.2015).
13. ФГОС. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/336/ (доступ: 23.04.2015).
14. Государственная программа Российской Федерации. Развитие образования на 20132020 годы. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/ (доступ: 01.02.2015)
15. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=2967 6 (доступ: 22.01.2015).
16. Архангельское областное собрание депутатов пятого созыва (двадцать шестая сессия) постановление от 16.11.2011 г. № Об областном законе «О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи в Архангельской области». URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1411552 (доступ: 12.02.2015).
17. Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы от 8 июня 2011 г. № 292. URL: www.mo-balakovo.ru/administration/0912.doc (доступ: 22.02.2015).
18. Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Вебинар «Об актуализации работы по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализующих образова-
тельные программы среднего образования в 2015 году». URL: http://kcst.bmstu.ru/component/regions/rating/report/ (доступ: 25.02.2015).
19. Глебова Г. Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 2. С. 346-360.
20. Инновационный менеджмент школы: учеб. пособие / В. Н. Виноградов, Г. Ф. Глебова, О. Г. Прикот; под общей ред. канд. пед. наук, доц. Г. Ф. Глебовой. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. 474 с.
21. Молоткова Н. В., Мищенко Е. С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3 (65). С. 52-56.
22. Савко-Винцкевич С. В. Профессиональная ориентация школьников. Аналитический доклад. Вологда, 2010. 81 с.
23. Грачева Ю. В. Гендерные особенности как фактор профессионального самоопределения и трудового выбора студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4. С. 99-106.
24. Резолюция межрегиональной научно-практической конференции «Региональная практика профессиональной ориентации и поддержки профессионального самоопределения обучающихся: современное состояние и перспективы развития» 13-14 марта 2014 года. URL: http://viro.edu.ru/attachments/ article/4158/Rezolutsija_konferencii_13- 14_marta_2014-3.pdf (доступ: 12.03.2015).
25. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995. 124 с.