Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНТЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рынкова Светлана Анатольевна

Цель исследования - раскрыть основные аспекты реализации внеурочной деятельности обучающихся колледжа, организуемой в колледже в рамках программ дополнительного образования. В статье актуализируется значение внеурочной деятельности для социализации и трудоустройства выпускника колледжа; определяется содержание понятия «творческая активность»; отмечается необходимость индивидуализации учебного процесса, исходя из природных склонностей и интересов обучающихся. Научная новизна работы заключается в разработке системы внеурочной деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования, в рамках которой реализуется творческая активность как студентов, так и педагогов колледжа. В результате исследования выявлено, что мероприятия внеурочной деятельности включают в себя компоненты, интегрирующие усилия по построению системы дополнительного образования и обеспечивающие триединство обучения, воспитания и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF COLLEGE STUDENTS’ CREATIVITY THROUGH EXTRA-CURRICULUM ACTIVITY WITHIN ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

The paper aims to reveal the basic aspects of college students’ extra-curriculum activity within additional educational programs. The article emphasizes the role of extra-curriculum activity in a college graduate’s socialization and career development. The author reveals the content of the notion “creative activity”, justifies the necessity of the personally oriented educational approach that takes into account a learner’s natural abilities and interests. Scientific originality of the study includes developing a system of extra-curriculum activities promoting realization of college students’ and teachers’ creative potential. As a result, it is shown that extra-curriculum activities promote development of the additional education system and ensure integrity of pedagogical process that encompasses education, upbringing and personal development.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Í rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 4. С. 708-713 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 708-713

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Реализация творческой активности

студентов колледжа во внеурочной деятельности

посредством программ дополнительного образования

Рынкова С. А.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть основные аспекты реализации внеурочной деятельности обучающихся колледжа, организуемой в колледже в рамках программ дополнительного образования. В статье актуализируется значение внеурочной деятельности для социализации и трудоустройства выпускника колледжа; определяется содержание понятия «творческая активность»; отмечается необходимость индивидуализации учебного процесса, исходя из природных склонностей и интересов обучающихся. Научная новизна работы заключается в разработке системы внеурочной деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования, в рамках которой реализуется творческая активность как студентов, так и педагогов колледжа. В результате исследования выявлено, что мероприятия внеурочной деятельности включают в себя компоненты, интегрирующие усилия по построению системы дополнительного образования и обеспечивающие триединство обучения, воспитания и развития.

EN

Realization of College Students' Creativity through Extra-Curriculum Activity within Additional Educational Programs

Rynkova S. A.

Abstract. The paper aims to reveal the basic aspects of college students' extra-curriculum activity within additional educational programs. The article emphasizes the role of extra-curriculum activity in a college graduate's socialization and career development. The author reveals the content of the notion "creative activity", justifies the necessity of the personally oriented educational approach that takes into account a learner's natural abilities and interests. Scientific originality of the study includes developing a system of extra-curriculum activities promoting realization of college students' and teachers' creative potential As a result, it is shown that extra-curriculum activities promote development of the additional education system and ensure integrity of pedagogical process that encompasses education, upbringing and personal development.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значением внеурочной деятельности для социализации и трудоустройства выпускника колледжа. Формирование творческой личности является целью непрерывного индивидуализированного образования, способствующего созданию инновационной социально ориентированной экономики [8]. Анализ нормативно-правовой и программной документации федерального и регионального уровней показал, что федеральные государственные стандарты СПО не предусматривают формирования у обучающихся компетенции «креативность» или «творческое мышление», тогда как социальный заказ на формирование творческой личности декларируется государством [20]. Между тем работодатели, принимающие на производственную практику, а затем и на постоянную работу обучающихся колледжей, обращают особое внимание как на сформированность профессиональных компетенций, так и универсальных: принятие решений в нестандартной ситуации, гибкость, оригинальность, дивергентное мышление, которые являются составными частями креативности. Таким образом, проблема нехватки выпускников, обладающих творческим мышлением, может решиться созданием благоприятной развивающей образовательной среды в рамках организации внеурочной деятельности посредством программ дополнительного образования.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210099

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть содержание термина «творческая активность» и проанализировать исследования, посвященные данной теме;

- показать изученность проблемы дополнительного образования в организациях среднего профессионального образования;

- представить результативность внеурочной деятельность через реализацию дополнительных образовательных программ.

В статье используются следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ нормативных документов, научной литературы, научно-методических исследований, эмпирический - анализ анкетирования студентов, результатов деятельности участников образовательного процесса.

Теоретической базой послужили труды Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, В. И. Загвязин-ского, В. А. Кан-Калика, в работах которых рассматривается творческая деятельность педагога как неотъемлемая часть педагогического процесса [5; 7; 9; 13; 14].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования опыта организации внеурочной деятельности другими образовательными организациями среднего профессионального образования.

Содержание термина «творческая активность»

Анализ современных работ по исследуемой проблеме показал, что основное внимание ученых после 2010 г. было направлено на создание особых организационных или педагогических условий для формирования и развития творческой активности (В. В. Марков) [12], творческого потенциала (И. В. Беседина, В. И. Буренина, М. Л. Субочева) [2; 4; 18], творческого мышления обучающихся (Е. В. Чистюлина) [21], проектирования творческой деятельности будущих специалистов (В. В. Зилева) [10], стимулирования технического творчества обучающихся (Т. И. Улитина) [19], совершенствования педагогов среднего образования (Г. О. Курбонов) [10].

Краткий педагогический словарь определяет творческую активность как «стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение» [16, с. 62]. Творческая активность, по мнению В. С. Безруковой, - это «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность -это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую» [1, с. 793]. Следовательно, такой вид активности обусловлен самоанализом и рефлексией. Стимулом к творческой деятельности может являться проблемная ситуация, которая разрешается нетрадиционным, нестандартным, оригинальным способом при наличии гибкости мышления, критического и ассоциативного мышления, цельности восприятия [2].

Степень изученности проблемы дополнительного образования в образовательных организациях среднего профессионального образования

Внеурочная деятельность в колледже в значительной мере реализуется в рамках дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273-Ф3 как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [15, с. 5]. Особо подчеркиваются индивидуальный подход и учет возрастных особенностей при получении дополнительного образования и направленность на организацию свободного времени обучающихся. Важно, что дополнительное образование обеспечивает мобильность, гибкость, адаптацию к меняющимся условиям в обществе, возможность профессиональной ориентации подростков, что облегчает впоследствии получение профессионального опыта.

Тема развития дополнительного образования и внеурочной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования недостаточно изучена, несмотря на то, что дополнительное образование обучающихся всегда было и остается необходимым компонентом образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Однако существуют работы, на которые следует обратить особое внимание. В первую очередь это исследование Е. Л. Бойко и А. Л. Пикиной, в котором актуализируются вопросы использования ресурсов дополнительного образования. Авторы разработали модель развития профессиональных учреждений за счет использования потенциала дополнительного образования и показали, что интеграция профессионального и дополнительного образования приводит к качественным изменениям в образовательной деятельности учреждения [3].

Заслуживает внимания и мнение С. О. Лукашевой, согласно которому активное развитие дополнительного образования в колледже определяет развитие воспитательной системы образовательного учреждения

и способствует сотрудничеству студентов и преподавателей, помогает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность [11].

Таким образом, степень изученности проблемы показывает, что вопрос реализации творческой активности студентов и педагогов колледжа во внеурочной деятельности, будучи актуальным в контексте стремительного развития среднего профессионального образования в последние годы, недостаточно исследован и требует отдельного рассмотрения.

Характер внеурочной деятельности студентов Новосибирского автотранспортного колледжа посредством дополнительных образовательных программ

Для формирования и развития творческих способностей у студентов, обучающихся на специальностях укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, в Новосибирском автотранспортном колледже проводится целенаправленная системная работа, которая отражена в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования. В колледже создаются условия по сопровождению преподавателей и мастеров производственного обучения для того, чтобы творческий потенциал и педагога, и обучающихся мог максимально раскрыться. В процессе внеурочной деятельности углубляются и расширяются общие и профессиональные компетенции, развиваются личностные и метапредметные компетенции студентов, духовная сфера, интеллектуальные и творческие способности.

Рассмотрим основные взаимосвязанные компоненты системы внеурочной деятельности в Новосибирском автотранспортном колледже, выделяемые на основе воспитательной системы Е. Н. Степанова [17, с. 38]:

1. Индивидуально-групповой компонент, представляет собой социальное партнерство обучающихся и преподавателей, наставников, администрации и сотрудников колледжа, а также отражает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом их особенностей, интересов и задатков.

2. Ценностно-ориентационный компонент. Задача образования (и основного, и дополнительного) - способствовать формированию ценностных ориентаций обучающихся, которые определяют стержень личности, оказывают влияние на социальную активность, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности, приводят к осознанию значимости получаемой профессии.

3. Функционально-деятельностный компонент. Включает в себя системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Деятельность может быть проектная, конструкторская, познавательная, социологическая, агитационная, исследовательская, коммуникативная, творческая и др.

4. Компетентностный компонент. Все программы направлены на формирование и развитие общих (универсальных) и (или) профессиональных компетенций, а также так называемых софт-компетенций - креативности, коммуникативных навыков, компьютерной и технической грамотности, межличностных навыков, адаптивности, исследовательских навыков, навыков управления проектами и других.

5. Диагностико-результативный компонент. Включает в себя и результаты по каждой программе дополнительного образования, и диагностические исследования и статистические данные об индивидуально-психологических особенностях студента, мониторинги, необходимые для построения индивидуальной траектории развития обучающихся.

В целом в колледже созданы организационно-педагогические условия для реализации непрерывного образования как обучающихся, так и преподавателей: семинары, мастер-классы, открытые уроки, круглые столы. Для обучения педагогов используются активные методы (тренинги, мастер-классы, беседы, дискуссии, практикумы, интерактивные лекции, вебинары, семинары и др.), новейшие дистанционные технологии для организации занятий и контроля освоения компетенций: Google, Mentimeter, Kahoot, Quizizz, Canva, LearningApps, OnlineTestPad и др. Преподаватели получают неформальное и информальное образование в соответствии с разработанным в сотрудничестве с методической службой индивидуальным маршрутом профессионального развития.

Внеурочная деятельность в Новосибирском автотранспортном колледже построена на основе компетент-ностного подхода, который акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций, обеспечивающих в дальнейшем возможность успешной социализации и трудоустройства. Кроме общих и профессиональных компетенций, требуемых федеральными государственными образовательными стандартами, в процессе обучения студенты развивают так называемые софт-компетенции: креативность, критическое мышление, социальные компетенции - и используют их при решении практических задач в условиях, максимально приближенных к реальности, например при участии в чемпионатах «Молодые профессионалы» и демонстрационном экзамене по компетенциям «Экспедирование грузов» и «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Обучение по дополнительным образовательным программам различной направленности осуществляется в колледже параллельно основной образовательной программе и охватывает по разным направлениям от 10 до 100% обучающихся. Программы предоставляют студентам возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал в различных сферах - и гуманитарной, и технической, и спортивной. По данным анкетирования, проведенного в 2020 г. среди 870 студентов 1-4 курсов, 27% обучающихся Новосибирского автотранспортного колледжа проводят свой досуг в сторонних организациях, таких как фитнес-клубы, дома творчества, добровольные молодежные дружины, школы искусств. Начиная с 3 курса, многие студенты устраиваются в профильные организации по специальности, таким образом, творческий досуг заменяется профессиональным трудом. В мероприятиях внеурочной деятельности колледжа охвачено более 80% обучающихся.

Таким образом, количество студентов, не охваченных досуговыми мероприятиями, дополнительным образованием общеразвивающего характера, объясняется ранней профориентацией, стремлением обучающихся трудоустроиться по получаемой специальности во время обучения в колледже.

Программы дополнительного образования общеразвивающего характера для студентов Новосибирского автотранспортного колледжа

В соответствии с нормативными документами внеурочная деятельность в значительной мере осуществляется в соответствии с программами дополнительного образования общеразвивающего характера: спортивно-технической, спортивной, экологической, гражданско-патриотической, психолого-педагогической и здоровьесберегающей, социально-культурной направленностей. Остановимся лишь на некоторых, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

Так, программа секции автомобильного моделирования «Сделай сам» нацелена на работу со студентами, направленную на проектирование, изготовление и техническое обслуживание транспортных средств, начиная от выбора проекта до готовой, действующей модели, где все детали сделаны своими руками, собраны и смонтированы в единую конструкцию. В результате у обучающихся формируется понимание ценности и социальной значимости своей профессии, развивается устойчивый интерес в достижении запланированного результата. Работая в режиме проекта, студенты учатся целеполаганию, эффективному взаимодействию в команде, ответственности за работу членов команды, поиску профессиональных решений в различных ситуациях, самообразованию, умению ценить свой и чужой труд.

Кроме того, во время работы секции обучающиеся на практике осваивают профессиональные компетенции, соответствующие всем основным видам деятельности, обозначенным во ФГОС СПО, а также софт-компетенции, в том числе развивают креативность - при конструировании объекта изготовления, его отделке и т.д. В данном случае уместно говорить о факте «сотворчества» преподавателя и обучающихся, когда в ситуации непосредственного взаимодействия открывается возможность для решения нестандартных задач, создается особая эвристическая атмосфера, способствующая раскрытию творческого потенциала ребят и самого педагога [7, с. 53-55]. В 2019 г. творческая группа секции автомобильного моделирования «Сделай сам» стала победителем областного конкурса «Кубок конструкторов», а руководитель секции стал призером областного конкурса «Лучшее творческое объединение».

С 2006 г. в Новосибирском автотранспортном колледже работает секция автомобильного многоборья. Актуальность данной программы обусловлена реальной возможностью эффективного вовлечения подростков в технические виды спорта и раскрытия их творческого потенциала. Автомногоборье в современных условиях развития технического творчества рассматривается как эффективный инструмент подготовки ответственных водителей и пешеходов. Стремительное увеличение количества автомобилей на дорогах привело к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. Одной из основных причин такого роста является низкий уровень подготовки водителей. Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать правила дорожного движения.

За почти 15 лет работы через секцию прошло более 200 человек. Обучающиеся принимали участие в соревнованиях в различных городах России: Анапа, Казань, Владимир, Курск, Ейск, Санкт-Петербург, Смоленск, Пермь, Омск, Шадринск, Челябинск, Карасук, Черепаново, Маслянино, Ордынское. Студенты образовательных организаций демонстрируют свои навыки вождения, знания правил дорожного движения и стрельбы из пневматической винтовки. География соревнований растёт с каждым годом, это говорит о популярности автомногоборья среди молодёжи. Колледж уже много лет является площадкой для проведения Регионального чемпионата по автомобильному многоборью. В 2018 г. в чемпионате приняли участие 13 команд - 39 обучающихся из различных регионов: Новосибирской, Иркутской, Кемеровской областей, Красноярского края, Республики Тыва.

«Введение в профессию» - курс профессионального самоопределения для первокурсников - проводится под руководством преподавателя технического обслуживания автомобилей и мастера производственного обучения. Обучающиеся сначала узнают технику безопасности работы с инструментами, устройство двигателя и других узлов, затем производят демонтаж, дефектовку и сборку, при необходимости замену неисправных узлов автомобиля. Такая профориентация способствует дальнейшей мотивации студентов при изучении дисциплин профессионального цикла, а также выявляет одаренных обучающихся для последующей подготовки к чемпионату «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Новосибирской области. Студенты Новосибирского автотранспортного колледжа неоднократно становились победителями и призерами данного чемпионата благодаря тому, что в ходе внеурочной подготовки имели возможность тренировать навыки решения нестандартных задач, творчески разработанных преподавателями и мастерами производственного обучения.

Проект «Воспитание экологической культуры у студентов Новосибирского автотранспортного колледжа» осуществляется в период с 2018 г. по 2022 г. и направлен на формирование экологически сознательного и образованного гражданина. Цель проекта - формирование высокого уровня экологической образованности и культуры не менее чем у 70% обучающихся в колледже к 1 июня 2022 г. В соответствии с Экологической доктриной РФ [22] экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны. Способность человека оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на природу - это экологическое мышление, которое можно сформировать

только в системе непрерывного экологического воспитания и образования. В проекте приводятся статистические исследования, проведенные в колледже на этапе инициации, показатели проекта и их значения по годам, ожидаемые результаты проекта, реестр заинтересованных сторон, план-график с перечислением направлений и мероприятий, модель функционирования результатов проекта, реестр рисков и возможностей, мероприятия, направленные на формирование экологической культуры, в том числе путем развития творческих способностей у обучающихся. Например, студенты колледжа стали участниками, призерами и победителями Межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Косыгинские чтения», регионального конкурса «Серебряный стриж - Начни с дома твоего», экологических чтений «Сибирь - край заповедный», экологической викторины «Экологический след», посвященной проблеме чрезмерного потребления природных ресурсов, конкурса творческих работ «Отходы в дело», областной научно-практической конференции «Профессия. Экология. Культура» и многих других городских, областных и всероссийских мероприятий.

Программа патриотического воспитания «Я - гражданин России» нацелена на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающего формирование у обучающихся патриотического сознания, гражданских компетенций личности, верности традициям колледжа, готовности к выполнению профессиональных обязанностей, а также на развитие творческих способностей как у обучающихся, так и преподавателей колледжа. Приведем лишь отдельные достижения студентов, участвующих в мероприятиях по данному направлению: за последние 5 лет обучающиеся становились лауреатами и дипломантами таких областных конкурсов и фестивалей, как «Я вхожу в мир искусств» в номинациях «Истоки подвига», «Краеведение», фотоконкурс «Мир, в котором я живу» в номинации «Поклонимся далеким тем годам», студенческая научно-практическая конференция «Техновектор», социальный проект «Гражданином быть обязан», областной музейный урок «Во имя долга...», посвященный увековечиванию памяти выпускников образовательных учреждений, погибших при исполнении служебных обязанностей, с участием профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области, областной фестиваль национальных культур «Мы вместе» и мн. др. Также студенты ежегодно участвуют в акциях «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», в фестивале-конкурсе патриотической песни «Солдат войны не выбирает», в народном шествии «Бессмертный полк».

Таким образом, при реализации программ дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности обучающиеся колледжа имеют возможность реализовывать творческую активность, которая пригодится в их будущей профессии. Внеурочная деятельность в колледже представляет собой систему, направленную на формирование и развитие творческой активности педагога и студента в сферах технического творчества, автомобильного многоборья, профессиональной ориентации, экологической культуры и патриотического сознания.

Заключение

В результате теоретико-методологического анализа научной литературы, посвященной проблеме творческой активности, выявлено, что известные исследователи подчеркивали необходимость творческого подхода к учебному процессу, а творческая активность педагога является одной из неотъемлемых профессиональных характеристик. При этом установлено противоречие между запросом работодателей и отсутствием требований федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования к усвоению будущими выпускниками профессиональных образовательных организаций компетенций творческой направленности.

Творческая активность преподавателей и студентов колледжа в значительной степени осуществляется в рамках внеурочной деятельности при реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей студентов, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.

Организация внеурочной деятельности студентов колледжа включает в себя компоненты, интегрирующие усилия по построению системы дополнительного образования и обеспечивающие триединство обучения, воспитания и развития. Таким образом, студенты имеют возможность формировать умения, способности, опыт и личностные характеристики, которые в будущем будут использованы в их профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке модели системы дополнительного образования колледжа и программ работы с одаренными студентами по направлению подготовки к чемпионатам профессионального мастерства - «Молодые профессионалы» и региональному этапу Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Программы будут нацелены на создание благоприятных организационно-педагогических условий для развития профессиональных, общих (универсальных) и софт-компетенций обучающихся.

Источники | References

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург:

Деловая книга, 2000. 937 с.

2. Беседина И. В. Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: дисс. ... к. пед. н. Оренбург, 2015. 221 с.

3. Бойко Е. Л., Пикина А. Л. Интеграция дополнительного и профессионального образования как фактор развития учреждений сферы начального профессионального образования // Педагогика. 2008. № 3 (56). С. 58-66.

4. Буренина В. И. Развитие творческого потенциала преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации: дисс. ... к. пед. н. Самара, 2018. 222 с.

5. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

6. Зилева В. В. Подготовка будущих специалистов к проектированию творческой деятельности: дисс. ... к. пед. н. Кемерово, 2010. 204 с.

7. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения: 17.06.2021).

9. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.

10. Курбонов Г. О. Теоретические основы профессионально-творческого развития педагога в системе повышения квалификации: дисс. ... к. пед. н. Душанбе, 2018. 150 с.

11. Лукашева С. О. Дополнительное образование как системоразвивающий компонент воспитательной системы колледжа // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 134-139.

12. Марков В. В. Организационно-педагогические условия развития творческой активности учащихся профессионального лицея: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2006. 190 с.

13. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

14. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. М.: Проспект, 2020. 224 с.

16. Рындак В. Г. Творчество: краткий педагогический словарь: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический вестник, 2001. 84 с.

17. Системная организация процесса воспитания детей: методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. Псков: ПОИПКРО, 2017. 88 с.

18. Субочева М. Л. Развитие творческого потенциала личности педагога колледжа в системе постдипломного образования как фактор повышения эффективности обучения: монография. М.: Спутник+, 2013. 89 с.

19. Улитина Т. И. Педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональной образовательной организации: дисс. ... к. пед. н. Челябинск, 2016. 208 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. URL: Ьйр8://е^.ги^оситеп18Меш/58471/(дата обращения: 17.06.2021).

21. Чистюлина Е. В. Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка: дисс. ... к. пед. н. Магнитогорск, 2010. 175 с.

22. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-ргауиеМуа-г£-о^31082002-п-1225-г/(дата обращения: 17.06.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Рынкова Светлана Анатольевна1

1 Новосибирский государственный педагогический университет

Rynkova Svetlana Anatolievna1

1 Novosibirsk State Pedagogical University

1 nakmetod@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.05.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.

Ключевые слова (keywords): творческая активность; колледж; студенты; внеурочная деятельность; программы дополнительного образования; creative activity; college; students; extra-curriculum activity; additional educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.