Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности как учебная дисциплина'

Организация внеурочной деятельности как учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / ACADEMIC DISCIPLINE / IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибова Н.Е., Гарданов А.Р., Карунас Е.В.

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы повышения уровня качества преподавания и уровня подготовки студентов в процессе освоения дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС». В статье рассматривается феномен внеурочной деятельности на уровне государственной политики в области образования, образовательной организации, педагога, учащегося. Обосновывается идея проектирования программы дисциплины (содержательный аспект), предусматривающая разработку практико-ориентированных характеристик содержания дисциплины, исходя из проблематики организации внеурочной деятельности в образовательном пространстве, специфических особенностей феномена внеурочной деятельности, ориентации программы на развитие познавательного интереса, предоставлением возможностей для проявления творчества. Предложенная программа раскрывает междисциплинарный потенциал дисциплины, который заключается в том, что содержание и дидактические единицы различных дисциплин дополняют друг друга и формируют единое целостное восприятие изучаемой проблематики. Делается вывод, что практико-ориентированное содержание дисциплины, междисциплинарные связи позволяют проблематику внеурочной деятельности (направления, формы, виды) рассматривать не только с позиций разных дисциплинарных подходов и различных аспектов, а также восполнения пробелов знаний обучающихся в течение всего курса обучения, что обеспечивает достаточный уровень подготовки студентов. Особое внимание уделено процессуальным характеристикам внеурочной деятельности (этапы проектирования, организации, реализации). Сформулированные положения отражены в учебной программе дисциплины и используются в учебном процессе на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, а также в программах повышения квалификации практических работников в области образования, направленных на совершенствование профессионально-педагогических компетенций, необходимых для профессиональной деятельности профессионального повышения уровня в области организации внеурочной деятельности, в частности разработки материалов инструментально-технологического сопровождения внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибова Н.Е., Гарданов А.Р., Карунас Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

The article deals with the issues of improving the quality of teaching and the level of training of students in the course of mastering the discipline "organization of extracurricular activities in accordance with the Federal state educational system ". The article deals with the phenomenon of extracurricular activities at the level of state policy in the field of education, educational organizations, teachers, students. The idea of designing a discipline program (substantive aspect) is justified, which provides for the development of practical-oriented characteristics of the discipline content, based on the organization of extra-day activities in the educational space, specific features of the phenomenon of extra-day activities, the orientation of the program to the development of cognitive interest, the provision of opportunities for creativity. The proposed program reveals the interdisciplinary potential of the discipline, which consists in the fact that the content and didactic units of various disciplines complement each other and form a single integral perception of the studied problem. It is concluded that the practiceoriented content of the discipline, interdisciplinary connections allow the problems of extracurricular activities (directions, forms, types) to be considered not only from the positions of different disciplinary approaches and various aspects, but also to fill in the gaps of students ’ knowledge throughout the course of study, which provides a sufficient level of training for students. Special attention is paid to the procedural characteristics of extracurricular activities (stages of design, organization, implementation). The formulated provisions are reflected in the curriculum of disciplines and are used in the educational process on the basis of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, as well as in the field of continuing education of practitioners in the field of education, in order to improve the qualifications of professional and pedagogical competencies necessary for professional activities, and to increase the professional level in the organization of extracurricular activities, in particular the development of materials for instrumental and technological support of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности как учебная дисциплина»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

2020. Vol. 22. N 5

https://e-pubmed. or

УДК 37.091.8

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-5-9-13

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

Khabibova N.E., Gardanov A.R., Karunas E.V.

Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Хабибова Н.Е., Гарданов А.Р., Карунас Е.В.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются вопросы повышения уровня качества преподавания и уровня подготовки студентов в процессе освоения дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС». В статье рассматривается феномен внеурочной деятельности на уровне государственной политики в области образования, образовательной организации, педагога, учащегося. Обосновывается идея проектирования программы дисциплины (содержательный аспект), предусматривающая разработку практико-ориентированных характеристик содержания дисциплины, исходя из проблематики организации внеурочной деятельности в образовательном пространстве, специфических особенностей феномена внеурочной деятельности, ориентации программы на развитие познавательного интереса, предоставлением возможностей для проявления творчества. Предложенная программа раскрывает междисциплинарный потенциал дисциплины, который заключается в том, что содержание и дидактические единицы различных дисциплин дополняют друг друга и формируют единое целостное восприятие изучаемой проблематики. Делается вывод, что практико-ориен-тированное содержание дисциплины, междисциплинарные связи позволяют проблематику внеурочной деятельности (направления, формы, виды) рассматривать не только с позиций разных дисциплинарных подходов и различных аспектов, а также восполнения пробелов знаний обучающихся в течение всего курса обучения, что обеспечивает достаточный уровень подготовки студентов. Особое внимание уделено процессуальным характеристикам внеурочной деятельности (этапы проектирования, организации, реализации). Сформулированные положения отражены в учебной программе дисциплины и используются в учебном процессе на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, а также в программах повышения квалификации практических работников в области образования, направленных на совершенствование профессионально-педагогических компетенций, необходимых для профессиональной де-

профессионального

ятельности

повышения

Abstract. The article deals with the issues of improving the quality of teaching and the level of training of students in the course of mastering the discipline "organization of extracurricular activities in accordance with the Federal state educational system ". The article deals with the phenomenon of extracurricular activities at the level of state policy in the field of education, educational organizations, teachers, students. The idea of designing a discipline program (substantive aspect) is justified, which provides for the development of practical-oriented characteristics of the discipline content, based on the organization of extra-day activities in the educational space, specific features of the phenomenon of extra-day activities, the orientation of the program to the development of cognitive interest, the provision of opportunities for creativity. The proposed program reveals the interdisciplinary potential of the discipline, which consists in the fact that the content and didactic units of various disciplines complement each other and form a single integral perception of the studied problem. It is concluded that the practice-oriented content of the discipline, interdisciplinary connections allow the problems of extracurricular activities (directions, forms, types) to be considered not only from the positions of different disciplinary approaches and various aspects, but also to fill in the gaps of students ' knowledge throughout the course of study, which provides a sufficient level of training for students. Special attention is paid to the procedural characteristics of extracurricular activities (stages of design, organization, implementation). The formulated provisions are re flected in the curriculum of disciplines and are used in the educational process on the basis of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, as well as in the field of continuing education of practitioners in the field of education, in order to improve the qualifications of professional and pedagogical competencies necessary for professional activities, and to increase the professional level in the organization of extracurricular activities, in particular the development of materials for instrumental and technological support of extracurricular activities.

Э-

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

уровня в области организации внеурочной деятельности, в частности разработки материалов инструментально-технологического сопровождения внеурочной деятельности. Ключевые слова: внеурочная деятельность, междисциплинарные связи, учебная дисциплина, повышение качества подготовки. Keywords: extracurricular activities, interdisciplinary communications, academic discipline, improving the quality of training.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1]. неурочная деятельность по ФГОС в образовательных организациях [Электронный ресурс].//Акаде-мия профессионального развития [сайт].-URL: // http:https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya (дата обращения 10.03.2020). [2]. Космачева И.М. Автоматизированная система формирования рабочих программ учебных дисциплин/И. М. Космачева, И. Ю. Квятковская, И. В. Сибикина //Вестник Астраханского государственного технического университета. №1. 2016. С.90-97. [3]. Сытина, Н.С. Феномен «Внеурочная деятельность»: ключевые смыслы, проблемы организации и реализации/Н. С. Сытина, Н. Е. Хабибова // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. №6 (85). С.41-47. [4]. Хабибова, Н .Е. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования/ Н .Е. Хабибова, Н. С. Сытина. Учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019.- 124 с. REFERENCES [1]. Extracurricular activities on the Federal state educational system in educational organizations [Electronic resource] .//Academy of professional development [website]. - URL:// http:https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-or-ganizaciya (accessed 10.03.2020). [2]. Kosmacheva, I.M., Automated system for forming work programs of educational disciplines/ I.M. Kosmacheva, I.Yu. Kvyatkovskaya, I.V. Sibikina //Bulletin of the Astrakhan state technical University. No. 1. 2016. Pp. 90-97. [3]. Sytina, N.S. The Phenomenon of "Extracurricular activities": key meanings, problems of organization and implementation/ N.S. Sytina, N.E. Khabibova // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2019. No. 6 (85). Pp. 41-47. [4]. Khabibova, N.E., Sytina N.S. (2019) Organization of extracurricular activities in accordance with the Federal state educational system of General education/ N.E. Khabibova, N.S. Sytina. Studies. benefit. - Ufa: Publishing house of BSPU. - 124 p.

Khabibova N.E.— SPIN-код: 7505-2332, ORCID ID: 0000-0002-1743-5209

Gardanov A.R. — AuthorID: 295203

Karunas E. V.— SPIN-код: 1229-9535, AuthorID: 554059

Author Contributions. Khabibova N.E. — literature review, writing a text; Gardanov A.R. — statistical data processing; Karunas E. V.— collection and processing of materials, research concept and design. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Хабибова Н.Е. — SPIN-код: 7505-2332, ORCID ID: 0000-0002-1743-5209

Гарданов А.Р. — AuthorID: 295203

Карунас Е.В.— SPIN-код: 1229-9535, AuthorID: 554059

Вклад авторов. Хабибова Н.Е. — обзор литературы, написание текста; Гарданов А.Р. — статистическая обработка данных; Карунас Е.В. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Ценность (значимость) феномена внеурочной деятельности определяется, на наш взгляд, следующими моментами:

во-первых, тем, что внеурочная деятельность представляет собой механизм реализации Федерального государственного образовательного стандарта (уровень государственной политики в области образования);

во вторых, внеурочная деятельность - это механизм расширения и совершенствования обра-

зовательных услуг, позволяющий образовательным организациям достичь нового качества образования и соответственно конкурентоспособности российского образования (уровень образовательной организации);

в третьих, внеурочная деятельность - это способ самореализации педагога (самостоятельность в наполнении конкретным содержанием внеурочной деятельности, использование многообразия ее форм, применение инновационных пе-

2020. Vol. 22. No5

https://e-pubmed. or

дагогических технологии, обеспечивающих личностное развитие и становление обучающихся и

др.);

в четвертых, внеурочная деятельность -это средство:

- формирования (развития) социальной мобильности, а также вид активности обучающихся, способствующий успешному освоению основной образовательной программы (ООП);

- самоактуализации и самореализации, а точнее самоосуществления обучающихся;

- развитие творческого мышления и др. (уровень учащегося» [3].

Необходимо выделить, что сложность внеурочной деятельности как многомерного явления предопределяет целый ряд трудностей, с которыми сталкиваются специалисты, как на теоретическом, так и практическом уровнях.

Мы разделяем точку зрения Л. Буйловой, которая выступая экспертом вебинара «Устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования» (апрель 2017 года) отметила, что проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. И далее «Зачастую это не просто какие-то незначительные недочеты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятель-ность»[1].

Цель исследования: выявить педагогические условия, учет которых обеспечил бы повышение уровня качества преподавания и уровня подготовки студентов в процессе освоения дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Материалы и методы. Нормативные и программные документы. Использование методов: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; анкетирование педагогов, беседы с педагогами, анализ результатов исследования.

Соблюдая взаимосвязь элементов в процессе составления рабочей программы (дисциплина, компетенции, связь дисциплин, связь дисциплин с компетенциями, учебный план) разработчики программы дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

ОО» учли и такой важный элемент алгоритма формирования как связь с работодателями [2].

Выделим, что профессиональная деятельность педагогов кафедры Педагогики и психологии БГПУ им М. Акмуллы в вопросах организации сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне представляет собой ресурсный механизм поддержки, направленный на повышение квалификации руководителей и педагогов, развитие педагогического творчества учителя, повышение качества образовательных услуг и т.д.

Так, в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация» (осуществлено в период с 28.01. -28.02. 2019 г.), проводилось исследование, в котором приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе (10%), заместители директоров по воспитательной работе (86 %), педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность ( 3 %), методисты ( 1 %).

Исследование, направленное на изучение проблем организации и реализации внеурочной деятельности выполнялось в два этапа:

1) опрос (N=100) о целях, подготовленности слушателей курсов повышения квалификации (входная анкета). Оценивались четыре момента /блока/ — инициатива прохождения обучения на курсах, цели обучения на курсах, подготовленность к освоению содержания учебной программы курсов, проблемы по которым существует потребность в индивидуальной консультации.

2) Опрос ^ = 66), направленный на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности.

Авторы ставили перед собой целый ряд исследовательских вопросов:

Какие педагогические затруднения (трудности) Вы испытываете в вопросах организации и реализации внеурочной деятельности?

Как Вы оцениваете свою степень готовности по реализации внеурочной деятельности?

Выделим отдельные результаты исследования.

Так, на вопрос об оценке подготовленности к освоению содержания учебной программы курсов ответы распределились следующим обра-

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

зом: 30 % имели минимальный базовый уро-вень,13% имели пассивный опыт, 13% были готовы делиться опытом, 44 % нуждались в пополнении знаний по проблеме и в практических рекомендациях

Для выявления проблем в организации и реализации внеурочной деятельности задавался вопрос: «Укажите проблемы, по которым Вы нуждаетесь в индивидуальной консультации» (в форме открытых вопросов). Таким образом, были определены следующие «проблемные» элементы организации внеурочной деятельности: 5 % опрошенных выделили - современные образовательные технологии во внеурочной деятельности, 10 % - документы, сопровождающие внеурочную деятельность, 30 % - рабочие программы курсов внеурочной деятельности (требования, примеры), 10 % - критерии оценки программ курсов внеурочной деятельности, 25 % - проблемы организации внеурочной деятельности в целом, 15 % -разработку плана внеурочной деятельности, 5 % -составление программы внеурочной деятельности на уровне ОО.

Полученные ответы на вопрос, направленный на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности показали, что 35 % опрошенных сталкиваются с проблемами в организации и реализации внеурочной деятельности, 54,5 % - более да, чем нет, 5% - более нет, чем да, не испытывают затруднений 5,5%.

Ответы респондентов на вопрос о педагогических затруднениях (трудностях) в организации и реализации внеурочной деятельности позволили выделить, а точнее подтвердить и расширить наиболее значимые педагогические затруднения (трудности). А именно: 32 % - испытывали затруднения в разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности, 8 % - испытывали затруднения при определении и выборе форм, методов, приемов при организации внеурочной деятельности, 10 % - затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, 24 % - затруднения в организации, проведении исследовательской деятельности, 6 % - затруднения в подготовке анализа внеурочной

деятельности, 20 % - отсутствие методического обеспечения по внеурочной деятельности.

Результаты и обсуждение. Анализ данных, проведенных опросов дал основания для дальнейшего исследования феномена внеурочной деятельности как на уровне системы повышения квалификации действующих педагогов, так и системы высшего образования.

Ниже приводится программа учебной дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС», подготовленная сотрудниками кафедры Педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы") [4]..

Цели учебной дисциплины - это формирование способности организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

Изучение дисциплины нацелено на:

- уяснение механизма нормативно-правого регулирования внеурочной деятельности;

- изучение места и роли внеурочной деятельности в структуре основной образовательной программы;

- выявление особенностей процесса организации внеурочной деятельности;

-- анализ взаимосвязи между требованиями ФГОС общего образования и современной практикой организации внеурочной деятельности обучающихся;

- исследование основных характеристик образовательных изменений, проводимых в Российской Федерации;

- изучение способов развития и поддержки творческих способностей обучающихся в том числе с особыми образовательными потребностями;

- изучение способов осуществления контроля и оценки формирования результатов образования

2020. Vol. 22. No5

https://e-pubmed. or

обучающихся, выявление и корректировку трудностей в обучении;

- исследование взаимосвязи между целями внеурочной деятельности, содержанием, технологиями, методами реализации и результатами основной образовательной программы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: базовые категории и понятия внеурочной деятельности; основные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения и деятельность образовательных организаций, органов управления и иных участников отношений в аспекте внеурочной деятельности; уметь: планировать внеурочные занятия с учетом форм организации и видов деятельности, возрастных особенностей, в том числе с особыми образовательными потребностями; использовать полученные знания об организации внеурочной деятельности для разработки программ курсов внеурочной деятельности иметь представление о практике применения инновационных технологий, а также об основных проблемах планирования и организации внеурочной деятельности; обладать навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, разработки программ курсов внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС, ведения документации, обеспечивающей организацию и реализацию внеурочной деятельности.

При проведении практических занятий, на наш взгляд, следует придерживаться определенных требований.

Во-первых, это закрепление и углубление знаний студентов при решении конкретных прак-тико-ориентированных задач (разработка программы курса внеурочной деятельности, разработка диагностического инструментария к программе и т.д.).

Во-вторых, в предлагаемых студентам заданиях комбинировать знания, полученные в процессе изучения таких дисциплин как: «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Основы самообразования и профессионального саморазвития», «Теория и методика воспитания», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Практикум по решению профессиональных задач», а также с сопряженно изучаемой дисциплиной «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

В- третьих, развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления (разработка технологической карты внеурочного занятия, анализ действующих программ по заранее разработанному алгоритму и др.), творческой активности (разработка программы курса внеурочной деятельности) выполненных практических заданий.

В-четвертых, обязательная публичная защита выполненных практических заданий.

Выводы. Естественно, оценку эффективности программы учебной дисциплины можно дать только по истечении определенного времени. Однако, необходимо отметить, что выделенные педагогические условия в значительной степени повышают уровень качества преподавания и уровень подготовки студентов в процессе освоения дисциплины «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС» (данные мониторинга уровня усвоения дисциплины студентами).

Ответственный за переписку: Хабибова Наталья Евгеньевна — кандидат философских наук, доцент кафедры Педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, г.Уфа, Российская Федерация,

E-mail: khabibova@mail. ru.

Responsible for correspondence: Khabibova Natalya Evgenievna - PhD in Philosophy, Associate Professor at the Department of Pedagogy and psychology BSPU n.a. M. Akmulla), Ufa, Russian Federation, E-mail: khabibova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.