Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности в инклюзивнообразовательной среде'

Организация внеурочной деятельности в инклюзивнообразовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL SUCCESS / MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова А.А., Хабибова Н.Е.

В статье проанализировано понятие «внеурочная деятельность», определены ее цели и задачи. Особое внимание авторами уделено внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что одной из наиболее оптимальных досуговых форм работы с детьми с ограниченными возможностями может выступать музыкально-театральная деятельность. Приведенное в статье исследование представляет собой подтверждение гипотезы о том, что для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной музыкально-театральной деятельности является важнейшим ресурсом его развития и успешной социализации, которая обеспечит не только личностный рост, но и проявления его социальной успешности. Материалы статьи могут представлять интерес в системе подготовки квалификации и практической деятельности педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях разного уровня и типа. Очень важно показывать родителям конкретные приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря такому тесному взаимодействию родителей и педагогов достигаются наиболее положительные результаты в музыкально-эстетическом воспитании и развитии детей, в том числе и с ограниченными возможностями, а родители при этом выступают союзниками и активными участниками образовательного процесса школьного музыкального театра. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шафикова А.А., Хабибова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes the concept of «extracurricular activities», defines its goals and objectives. Special attention is paid to extracurricular activities of students with disabilities. It is revealed that one of the most optimal forms of leisure work with children with disabilities can be musical and theatrical activities. The research presented in the article is a confirmation of the hypothesis that for the student with disabilities the system of extracurricular musical and theatrical activities is the most important resource of its development and successful socialization, which will provide not only personal growth, but also manifestations of its social success. The materials of the article may be of interest in the system of training and practical activities of teachers-musicians in educational institutions of different levels and types. It is very important to show parents specific methods of working with children with disabilities. Thanks to the close interaction of parents and teachers, the most positive results are achieved in the musical and aesthetic education and development of children, including those with disabilities, and parents are allies and active participants in the educational process of the school musical theater.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности в инклюзивнообразовательной среде»

2019, том 21 [5]

УДК 376.1:37.036

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Шафикова А.А., Хабибова Н.Е.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация. В статье проанализировано понятие «внеурочная деятельность», определены ее цели и задачи. Особое внимание авторами уделено внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что одной из наиболее оптимальных досуговых форм работы с детьми с ограниченными возможностями может выступать музыкально-театральная деятельность. Приведенное в статье исследование представляет собой подтверждение гипотезы о том, что для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной музыкально-театральной деятельности является важнейшим ресурсом его развития и успешной социализации, которая обеспечит не только личностный рост, но и проявления его социальной успешности. Материалы статьи могут представлять интерес в системе подготовки квалификации и практической деятельности педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях разного уровня и типа. Очень важно показывать родителям конкретные приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря такому тесному взаимодействию родителей и педагогов достигаются наиболее положительные результаты в музыкально-эстетическом воспитании и развитии детей, в том числе и с ограниченными возможностями, а родители при этом выступают союзниками и активными участниками образовательного процесса школьного музыкального театра.

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-5-30-36

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Shafikova A.A., Khabibova N.E.

Bashkir state pedagogical university n.a. M. Akmulla, Ufa, Russian Federation

Annotation. The article analyzes the concept of «extracurricular activities», defines its goals and objectives. Special attention is paid to extracurricular activities of students with disabilities. It is revealed that one of the most optimal forms of leisure work with children with disabilities can be musical and theatrical activities. The research presented in the article is a confirmation of the hypothesis that for the student with disabilities the system of extracurricular musical and theatrical activities is the most important resource of its development and successful socialization, which will provide not only personal growth, but also manifestations of its social success. The materials of the article may be of interest in the system of training and practical activities of teachers-musicians in educational institutions of different levels and types. It is very important to show parents specific methods of working with children with disabilities. Thanks to the close interaction of parents and teachers, the most positive results are achieved in the musical and aesthetic education and development of children, including those with disabilities, and parents are allies and active participants in the educational process of the school musical theater.

~ 30 ~

Ключевые слова: Внеурочная деятельность, образовательная среда, социальная успешность, музыкально-театральная деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Кальницкая Т.С., Демина Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития. Сыктывкар, КРИРО, 2016. 152 с.

[2] Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта: методическое пособие / сост.

A.В. Чистохина, О.А. Сидоренко, В.Н. Бутенко,

B.С. Попов, И.В. Хабарова - Красноярск, 2017. -Красноярск, 2017. - 54 с.

[3] Шафикова А.А. Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра Педагогическое образование в России 2015 г., с. 152-158.

[4] Яньшина А.В. Направления внеурочной деятельности по ФГОС. URL: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8416-napravleniya-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fgos.html

[5] Conditions of Formation of Social Successfulness of Students with Disabilities in the System of Continuous Inclusive Education on the Basis of Value Approach // Ramis R. Nasibullov, Ьу^уа M. Kashapova, Zulfiya Sh. Shavaliyeva. - International Journal of Environmental & Science Education. - № 10 (4). - 2015. - Р. 543-552.

Внеурочная деятельность относится к инновации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в котором определено соотношение между образованием и воспитанием. Воспитание, представленное как ценностно-ориентированный процесс охватывает такие виды образовательной деятельности, как учебная, так и внеурочная.

Key word: Extracurricular activities, educational environment, social success, musical and theatrical activities.

REFERENCES

[1] Kal'nickaya T.S., Demina E.M. Sovershenstvovanie soderzhaniya i tekhnologij organizacii vneurochnoj deyatel'nosti, v tom chisle dlya detej s OVZ, v ramkah realizacii osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy: Metodicheskie rekomendacii / Min-vo obrazovaniya i molodezhnoj politiki Resp. Komi, Komi resp. in-t razvitiya. Syktyvkar, KRIRO, 2016. 152 p.

[2] Metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelej ob-shcheobrazovatel'nyh organizacij po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v sootvetstvii s trebovani-yami FGOS NOO obuchayushchihsya s OVZ i FGOS obrazovaniya obuchayushchihsya s narusheniem intellekta: metodicheskoe posobie / sost. A.V. CHistohina, O.A. Sidorenko, V.N. Bu-tenko, V.S. Popov, I.V. Habarova - Krasnoyarsk, 2017. - Krasnoyarsk, 2017. - 54 p.

[3] SHafikova A.A. Pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya social'noj uspeshnosti obuchayushchihsya s OVZ v inklyuzivno-obrazovatel'noj srede shkol'nogo muzykal'nogo teatra Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii 2015 g., p. 152-158.

[4] YAn'shina A.V. Napravleniya vneurochnoj deyatel'nosti po FGOS. URL: http://www.rastut-god

[5] Conditions of Formation of Social Successfulness of Students with Disabilities in the System of Continuous Inclusive Education on the Basis of Value Approach // Ramis R. Nasibullov, Lyalya M. Kashapova, Zulfiya Sh. Shavaliyeva. - International Journal of Environmental & Science Education. - № 10 (4). - 2015. - P. 543-552.a.ru/questions-of-peda-gogy/8416-napravleniya-vneurochnoj-deyatelnosti-po-fgos.html

Целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создания условий для:

— достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

— развития и социализации каждого учащегося;

— создания воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

—--—

~ 31 ~

развития здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью, правовым самосознанием и подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [1].

Как видим, внеурочная деятельность представляет собой часть учебно-воспитательного процесса и одну из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность

— это и деятельность, которая организована во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся как в содержательном досуге, так и участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа внеурочной деятельности (имеется в виду уровень образовательной организации) представляет собой некий организационный механизм реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, который определяет:

во-первых, содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности;

во-вторых, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам и уровням образования;

в-третьих, требования к организации внеурочной деятельности.

Естественно, организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отличается от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для:

— удовлетворения потребностей обучающихся в некоем содержательном досуге,

— участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Хорошо известно, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают:

— трудности при освоении основных учебных предметов,

— приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе и повышающих качество их жизнедеятельности.

Вот потому программы курсов внеурочной деятельности в образовательных организациях, реа-

лизующих адаптированные основные образовательные программы, представлены как общераз-вивающими, так и коррекционно-развивающими курсами.

В соответствии с нормативными документами задачи внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, возможно, представить следующим образом. Это, обеспечение условий для:

— благоприятной адаптации;

— достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

— общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии;

— закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— развитие опыта творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

— развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом [2].

По своей сути система внеурочной деятельности стремится к:

— объединению процессов воспитания, образования, развития и здоровьесбережения;

— помочь созданию системы реализации индивидуальных творческих интересов личности;

— обеспечению структурно-содержательной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

— отражению специфических целей и задач образовательной организации;

— расширению культурной среды школы и др. Остановимся на последней позиции подробнее.

Рассмотрим широко и неоднозначно употребляемое понятие «среда» в научном мире, в общем смысле которое понимается как окружение. Существуют термины «окружающая среда», «жизненная среда», «среда человека», «среда людей», «человеческая среда» и др. Под окружающей человека средой подразумевается

~ 32 ~

—--—

совокупность условий и влияний, окружающих его [5].

Используя прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения в нашем исследовании, как связанного с процессом специально организованного и

целенаправленного формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивно-образовательной среде общеобразовательной школы по определенному образцу. При этом важно иметь в виду, что этот «образец» всегда носит социально обусловленный характер.

Касаемо работы с обучающимися с ограниченными возможностями важно помнить, что идейная среда наиболее благоприятно способствует формированию их социальной успешности в досуговой деятельности в творческих коллективах, особенно на стадии начального становления и развития.

В современной психолого-педагогической науке и практике широко используется понятие «образовательная среда», которая

рассматривается как подсистема сложившейся социокультурной среды, в которой осуществляется развитие личности обучающихся. В этом смысле образовательная среда интересна своим функциональным назначением, с точки зрения качества предоставляемых ею образовательных возможностей для

эффективного саморазвития ее субъектов.

Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика. С точки зрения синергетики образовательная среда - это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности обучающегося. Наблюдения, а затем и анализ за педагогической практикой инклюзивных школ показывают, что стихийный,

неподготовленный характер включения обучающегося с ограничениями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников зачастую отрицательно сказывается на той и другой категории обучающихся. В ряде случаев это происходит по желанию родителей, которые делают выбор в пользу массовой школы. Вместе с тем, общеобразовательное учреждение не всегда способно обеспечить ребенку необходимую помощь. В результате ученик возвращается в коррекционное учреждение с потерей очень важного для его последующего развития времени, имея при этом ярко выраженные проблемы дезадаптации.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно:

— упорядочить процесс включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников;

— решить вопрос, связанный подбором специально подготовленных кадров для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательном процессе;

— определить четкую стратегию обучения всех педагогов общеобразовательной организации в области инклюзивного образования, в том числе в режиме стажировок, с привлечением педагогов коррекционных учреждений и общеобразовательных, реализующих инклюзивный подход; обеспечить информационную поддержку внедрения моделей инклюзивного образования в других образовательных организациях с помощью телевидения, радио, СМИ, с целью формирования толерантного отношения в обществе к детям с ОВЗ в условиях своей школы;

— создать в образовательной организации/районе/городе/республике команду сопровождения инклюзивного образования в регионе, включающую специалистов коррекционных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагающую организацию методической помощи педагогическим работникам, работающим в режиме инклюзивного образования, оказание коррекционной помощи обучающимся с ограничениями в здоровье.

В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возможно

привести следующие:

е»с» с^з-—

33

—--—

— принцип соответствия (содержание и организационные формы внеурочной деятельности соответствуют возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

— принцип преемственности (технологии организации внеурочной деятельности обучающихся коррелируются с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности);

— принцип тематической взаимосвязанности (внеурочная деятельность взаимосвязана с урочной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

— принцип учета ценностей (воспитательная система образовательного учреждения строится на основе ценностей при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

— принцип опоры традиции (имеются в виду традиции дополнительного образования детей);

— принцип учета потребностей (потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и запросы их родителей (законных представителей);

— принцип направленности (содержание программ курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования);

— принцип реализации свободного выбора (курсы внеурочной деятельности выбираются на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

— принцип разнообразия направлений (согласно ФГОС выделены пять направлений развития личности) и организационных форм внеурочной деятельности) [3];

— принцип реализации коррекционно-компенси-рующей направленности внеурочной деятельности;

— принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов,

которые обеспечивают коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определяют профессиональные планы обучающихся и их успешную социальную адаптацию.

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:

— образовательную (обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— воспитательную (расширение культурной среды общеобразовательной организации);

— креативную (создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности);

— компенсационную (освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования);

— рекреационную (организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающегося);

— социализации (освоение обучаемым социального опыта и приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе);

— самореализации (самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности и проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие);

— контролирующую (проведение рефлексии, оценивание своей эффективности деятельности за определенный период времени).

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Необходимо выделить, что в первую очередь это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные.

Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий позволяют обучающемуся с ограниченными возможностями развивать социальную компетентность в целом.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

~ 34 ~

—--—

Де[ям с ограниченными возможностями здоровья в большинстве сложно строить межличностные взаимоотношения. В связи с этим важно выстроить не только процесс обучения таких детей, но и досуговую деятельность. При этом внеурочная деятельность, на наш взгляд, выступит наиболее приоритетной сферой социализации ребенка с ограниченными возможностями и интеграции его в общество. Образовательная практика подтверждает, что совместная деятельность обучающегося с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками позволяет расширить общение, будет способствовать коррекции коммуникативной сферы, утверждению чувства их социальной значимости. И наиболее оптимальной, по нашему мнению, выступит музыкально-театральная деятельность [4].

На диагностическом этапе важно было определить артистические возможности каждого участника. Для этого им были предложены задания для изображения поведения птиц, животных и т.д. Проведенные действия послужили нам опорой для определения участниками главной и второстепенных ролей, а также массовки в планируемых спектаклях.

Музыкально-театральная деятельность базировалась на основе субъект - субъектных отношений, а также, направлена на разработку у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом их склонностей, интересов и способностей.

В целях реализации процесса музыкально-театральной деятельности нами был специально разработан комплекс сценических навыков, включающих в себя: чувство партнера, технику речи, пластику, эмоциональность, чувство мизансцены. В ходе работы над эмоциональностью предлагались упражнения на индивидуальные, парные и групповые этюды, на характерность и т.д. По итогу выполнения за участниками наблюдались такие изменения, как развитие коммуникабельности, внимательности, раскрепощенности, независимо по отношению, как к себе, так и к своим партнерам. При этом, возникали и небольшие проблемы, которые в основном, были связаны как

с прочтением самого текста, так и его запоминания; были трудности и с самой техникой речи, что во многом выступало трудностью, при воплощении педагогом полноценного авторского замысла на сцене.

Для преодоления данных сложностей поддержку и немаловажную помощь решал учитель русского языка. Каждое репетиционное занятие обязательно включало в себя «артикуляционную гимнастику» (чтение чистоговорок и скороговорок) для работы над дефектом дикции. Постоянные занятия позволили участникам позволили преодолеть дикционные недостатки, развивать навыки эмоционально, четко, а также выразительно читать текст, правильно исполнять вокальные и хоровые партии.

Для подбора материала инсценировки, сценических этюдов, театральной постановки нами обязательно учитывались как индивидуальные, так и физические особенности обучающихся. Следует отметить, что роли в музыкальном спектакле распределялись педагогом, учитывая как исполнительские, так и артистические возможности обучающихся. Принимался во внимание и факт интересов ребят: например, склонность к художественной деятельности, так, подбиралась группа, которая отвечала за оформление элементов бутафории и декораций. Детям с яркой активностью педагогами подбирались наиболее сложные роли, в сочетании с их организационными обязанностями. Рассматривая обучающихся с наиболее слабыми вокальными данными, отметим, что возможность их участия заключалась в хоровых номерах и массовых сценах. Данная обстановка включения в музыкально-театральную деятельность, по нашему мнению, помогла активизировать внутренние силы ребенка: присматривания, прислушивания к своим сверстникам, позволяя исправить свои ошибки и раскрепощаться.

Для подержания особого интереса к занятиям в музыкальном театре были применены разнообразные виды деятельности. Обучающиеся, которые принимают участие в спектакле, уже имеют первоначально вокально-хоровые навыки, что позволило быстро разучивать хоровые номера и уделять особое внимание для формирования у

~ 35 ~

—--—

них сценических навыков. Важно отметить, что даже самые малые изменения у обучающихся с ограниченными возможностями выражали нам надежду на изменения к лучшему, которые и происходили в дальнейшем.

В рамках эксперимента участниками школьного музыкального театра были поставлены следующие музыкальные спектакли: «Буратино» (по мотивам одноименной сказки А.Н. Толстого), «Муха-цокотуха» (по мотивам одноименной сказки К. Чуковского), «Попурри на темы сказок» (по мотивам произведений братьев Гримм «Бре-менские музыканты, К. Чуковского «Мойдодыр», Ш. Пьеро «Кот в сапогах») и др.

При этом важно отметить, как талантливые и молодые актеры показывали себя свободно и раскрепощено на сцене, а с позиции зрителей получил наиболее высокую оценку.

В ходе работы важно было показать не только активное участие родителей, но и сделать их участниками музыкально-театральной деятельности. Они принимали участие в изготовлении афиш, пошива костюма, даже в изготовление элементов для декораций. Именно данное взаимодействию педагогов и родителей позволило нам добиться лишь положительных итогов в развитии обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, но и в их музыкально-эстетическом воспитании.

Таким образом, музыкально-театральная деятельность, несомненно, носит ценностный характер, ввиду того что позволяет развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативные умения, творческие способности,

способствует социальной адаптации и активности. Социальная успешность у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, при этом, выражается в постоянной деятельности и творческого саморазвития, посредством взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями.

Наблюдения за активной деятельностью юных артистов с ОВЗ показали, что музыкально-театрализованные виды деятельности приобретают особое значение в жизни ребят, у них раскрываются скрытые возможности, формируется позитивная самооценка, проявляются положительные личностные качества. В результате совместной музыкально-театральной деятельности дети с ОВЗ раскрывают свои внутренние резервы и реализуют свой творческий потенциал [3].

Социальная успешность обучающихся с ОВЗ при этом выражается в их активной жизненной позиции, в постоянном стремлении к творческому саморазвитию и поисковой деятельности. Все это стало возможным благодаря общению ребенка с ОВЗ со своими одноклассниками и их родителями, учителями-наставниками посредством музыкально-театральной деятельности, которая оказала на детей преобразующее и благотворное действие.

Таким образом, для ребенка с ОВЗ система внеурочной музыкально-театральной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации, которая обеспечивает личностный рост и проявления социальной успешности.

~ 36 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.