УДК 376.1:37.036
ББК Ч420.242+Ч420.054.43
ГСНТИ 14.01.11
Код ВАК 13.00.01
Шафикова Альфира Адиповна,
аспирант, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 452781,
г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а, уч. корп. № 3; e-mail: [email protected].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В ИНКЛЮЗИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация; социальная успешность; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; начальная общеобразовательная школа; музыкально-театральная деятельность.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра, созданного на базе одного класса. Автор излагает свое видение того, как следует организовать процесс эффективной социализации обучающихся данной категории через вовлечение их в музыкально-театральную деятельность в рамках досуга. Показан преобразующий потенциал музыкально-театральной деятельности в формировании позитивных коммуникативных отношений обучающихся с ограничениями и без ограничений в здоровье. Результат - приобретение каждым опыта гуманного и доверительного взаимодействия на основе взаимоуважения и взаимопонимания, успешная самореализация в школьной и внешкольной жизнедеятельности. Материалы статьи могут представлять интерес в системе подготовки квалификации и практической деятельности педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях разного уровня и типа. Очень важно показывать родителям конкретные приемы работы с детьми с ОВЗ, демонстрировать им детей в новом качестве в процессе музыкально-театральной деятельности. Активно должны привлекаться родители к изготовлению элементов декораций, атрибутов, пошиву костюмов, составлению афиш. Благодаря такому взаимодействию родителей и педагогов достигаются положительные результаты в музыкально-эстетическом воспитании и развитии детей, в том числе и с ограниченными возможностями, родители становятся союзниками и активными участниками образовательного процесса школьного музыкального театра.
Shafikova Alfira Adipovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL SUCCESS
OF PUPILS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF A SCHOOL MUSICAL AND DRAMATIC SOCIETY
KEYWORDS: socialization; social success; pupils with special educational needs; elementary school; musical and dramatic activities.
ABSTRACT. The article deals with pedagogical conditions of formation of social success of pupils with special educational needs (SEN) in inclusive educational environment of a school musical and dramatic society, set up on the basis of one form. The author relates her vision of how to organize the process of effective socialization of such children through their involvement in musical and dramatic activity in their out-of-school time. She shows the educational potential of musical and dramatic activity in creating positive communicative relations between pupils with special educational needs and the rest of the school community. Such relations may result in acquisition of experience of humane and confidential interaction on the basis of mutual respect and understanding and in successful self-realization in school and out-of-school activity. The materials of the article could be of interest in the system of training and practical activity of teachers-musicians in educational institutions of different levels and types. It is very important to show the parents concrete techniques of work with pupils with special educational needs, to demonstrate their children in a new light as they take part in the activity of a musical and dramatic society. The parents should be actively invited to take part in making elements of scenery, costumes and posters. Such partnership of parents and teachers creates possibilities for successful musical-esthetic education of children, including those with special educational needs. The parents become allies and active participants of the process of education through the school musical and dramatic society.
В
современной социокультурнои ситуации востребована социально успешная личность, способная к продуктивному взаимодействию с другими людьми. Задачу ее воспитания призваны решать различные социальные институты, в том числе и система инклюзивного образования. Соответственно, актуальным становит-
ся формирование у обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умений находить общие цели в совместной деятельности и осуществлять их в творчески активном взаимодействии [8]. Обеспечивается это только качественным образованием, требования которого представлены в «Концепции долго-
© Шафикова А. А., 2015
срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [10, с. 26-30].
Необходимость осуществления инклюзивного образования на всех образовательных ступенях с обеспечением равного доступа к образованию всех обучающихся (здоровых и с ОВЗ), с использованием адаптированных образовательных программ, учитывающих психофизическое развитие учеников, разнообразие образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, с коррекцией при необходимости нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц провозглашена Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [14, с. 93-94].
Значимость и результативность системы инклюзивного образования, обеспечивающей полноценное проживание обучающихся с ОВЗ всех возрастных периодов, проявляется в сформированности их социальной успешности. Требуется принципиально иной подход к инклюзивному образованию: не обучаемый должен подгоняться под существующие в системе образовании условия и нормы, а наоборот, она должна подстраиваться под его конкретные потребности и возможности. И здесь социализация как результат психического развития, расширения числа контактов способствует формированию у учащихся с ОВЗ картины мира в виде единства непохожих друг на друга людей, что недостижимо в специальных образовательных учреждениях, где окружающий мир, социальные отношения воспринимаются как структура, состоящая из изолированных, не объединенных в единое целое элементов.
Потребность в инклюзивном образовании возрастает с каждым днем, наблюдается тенденция к расширению этой сферы: от локального введения инклюзии в образовании к созданию системы непрерывных инклюзивных образовательных вертикалей, что подвигает педагогическое сообщество в экстремально короткие сроки принимать адекватные организационные меры на всех образовательных ступенях, в том числе с использованием потенциала родителей. Подготовка и развитие педагога, способствующего развитию обучаемого в условиях инклюзивной среды, становится ведущим фактором становления инклюзивного образования. Это касается и системы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, в частности организации их досуговой деятельности [5].
Сущностный смысл социальной успешности обучающихся с ОВЗ обусловливает междисциплинарный характер процесса
становления этого качества, а соответственно, и связанных с ним проблем и отдельных аспектов, которые изучают философы, психологи, педагоги, представители других наук: В. В. Коркунов, Н. М. Назарова, Н. Н. Малафеев и др. Каждый из них предлагал собственные трактовки понятия «социальная успешность».
Так, Н. М. Назарова определяет «социальную успешность» как процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей [9].
В рамках данного исследования под термином «социальная успешность» понимается стремление и готовность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в процессе музыкально-творческой театральной деятельности и в повседневной жизни.
Традиционно музыкальную деятельность рассматривают как эффективное средство формирования у детей художественно-эстетической культуры, проявляющейся в музыкальных интересах и способностях и потребности в творческом самовыражении. Формирование этого качества обеспечивается не только системой специального, но и общего, а также дополнительного музыкального образования, семейным воспитанием.
Дети с ограничениями в здоровье затрудняются выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, часто беззащитны и безынициативны [7]. Поэтому крайне важно специально организовывать не только процесс обучения таких детей, но и их досуговую деятельность. При этом внеучеб-ная деятельность становится приоритетной сферой социализации ребенка с ОВЗ и интеграции его в общество [1].
В музыкальной деятельности детей с ограничениями в здоровье, на наш взгляд, особое место следует отводить театральному творчеству, которое рассматривается как средство не только нравственно-эстетического развития, но и раскрепощения личности, что особенно важно в работе с детьми с особыми потребностями [6]. Школьный музыкальный театр - это та образовательная среда, где у ребят постепенно и успешно формируются музыкальная культура и артистическое мастерство, осуществляется успешная социализация и, как следствие, активизация познавательной и творческой
деятельности, появляюься мотивация к успешной учебе и выраженное желание самореализоваться в общешкольной и общеклассной жизни.
Музыкально-театральная деятельность, как мы считаем, одна из оптимальных му-зыкально-досуговых форм работы с детьми. Образовательная практика показывает, что совместное участие обучающегося с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Музыкально-театральная деятельность расширяет возможности воспитания и развития в школе: развивает эмоциональную сферу и творческие способности школьников, способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива и становлению опыта коллективной творческой деятельности, создает возможность для музыкально-творческой самореализации и естественного самовыражения [4, с. 15-18].
Здесь важно знать, что музыкально-театральная деятельность, являясь совместной творческой деятельностью, требует согласованных усилий всех ее участников, начиная от режиссера-постановщика, музыкантов, хореографов, актеров, заканчивая художниками-оформителями, костюмерами, функции которых в основном выполняют сами участники данного творческого коллектива при поддержке и помощи взрослых (учителей и родителей). Освоение языка музыкально-драматического искусства закладывает основу для развития навыков восприятия, понимания мотивов и особенностей поведения людей, навыков общения, включающих способность передавать эмоционально окрашенную вербальную, телесно-двигательную, изобразительную информацию, что способствует формированию умений творческого взаимодействия у занимающихся музыкально-театральной деятельностью.
В целях проверки изложенных положений на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 68» Калининского района г. Уфа Республики Башкортостан в сентябре 2011 г. нами была организована опытно-экспериментальная работа по формированию социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра (ШМТ) на базе класса педагогической коррекции 3 «г» (учитель - Г. Ф. Фирсова, являющаяся так-
же школьным психологом; в классе есть и дети с ОВЗ). Класс 3 «в» был выбран в качестве контрольного. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и характеризовалась реализацией выявленных нами педагогических условий.
На первом, теоретико-поисковом этапе (2011/12 уч. г.), был составлен план работы, изучена научно-методическая литература по исследуемой проблеме, разработаны критериально-уровневые характеристики оценивания, организован констатирующий этап эксперимента и на основе его результатов разработана программа формирующего и контрольного экспериментов.
В рамках эксперимента для определения уровня сформированности социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра в процессе взаимодействия субъектов творческого действа нами были определены следующие критерии: моти-вационно-ценностный, когнитивно-перцептивный, креативно-деятельностный. Также определены уровни социальной успешности обучающихся с ОВЗ в музыкально-театральной деятельности (высокий, средний, низкий).
На данном этапе эксперимента проверялась эффективность первого педагогического условия - обеспечения активного вхождения обучающихся с ОВЗ в музыкально-театральную деятельность с опорой на зону ближайшего развития (Л. С. Выготский), способствующего их личностному росту и формированию социальной успешности. Руководствуясь данной теорией, мы рассматривали важность процесса развития социальной успешности обучающихся с ОВЗ в ходе совместной деятельности со взрослым (педагогом), так как в самостоятельной деятельности они не могут проявить себя в полной мере. На начальном этапе в обоих классах мы изучали степень взаимодействия педагогов с обучающимися с ОВЗ, их обращенность к духовно-нравственной сфере человека и общечеловеческим ценностям, познанию и пониманию смысла человеческого бытия.
На следующем этапе диагностики детям предлагалось изобразить поведение любого животного, птицы и др. Цель данной диагностики - выявить, насколько дети артистичны и понимают способы перевоплощения, могут создавать выразительные сценические игровые образы и раскрепо-щенно вести себя перед зрителями - одноклассниками, учителями и родителями. В итоге определялись артистические возможности каждого, выявлялись будущие исполнители главных ролей и участники массовки в музыкальных спектаклях. Бла-
годаря этим диагностикам мы определили начальный уровень социальной успешности обучающихся с ОВЗ.
В рамках констатирующего эксперимента мы также провели опрос и анкетирование учителей музыки Калининского района г. Уфы с целью выявления их отношения к исследуемой проблеме и определения уровня готовности современного учителя музыки к осуществлению музыкально-воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в деятельности ШМТ, а также понимания ими процесса нравственно-творческого совершенствования личности как условия формирования социально успешной личности.
На втором, формирующем этапе (2012/13 и 2013/14 уч. гг.) наши усилия были направлены на формирование социальной успешности обучающихся с ОВЗ в 4 и 5 классах в рамках деятельности школьного музыкального театра.
В частности, начиная с 2013/14 уч. г. классным руководителем уже 5 «г» класса стала учитель музыки Л. А. Салихова, которая оказывала большую поддержку в совместной работе на базе этого класса. На протяжении указанных лет в эксперимент были активно вовлечены родители учеников, учителя-предметники по технологии (О. С. Сан-дакова), ритмике (А. Ю. Алексеева), учащиеся с ОВЗ из других классов, студенты музыкального отделения Института педагогики ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» и др. Научно-методическое обеспечение данной работы осуществлялось аспиранткой педуниверситета А. А. Шафиковой, доктором педагогических наук, профессором Л. М. Кашаповой и заместителем директора лицея по НМР Ф. Ф.Зайнуллиной.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация второго педагогического условия - расширения межличностного взаимодействия в музыкальной театральной среде, способствующего устранению отчужденности и отторжения у обучающихся с ОВЗ, проявлению их социальной активности.
Поскольку школьный возраст является важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия, так как в это время меняется характер взаимоотношений с окружающими взрослыми, расширяются контакты со сверстниками, усложняются формы взаимодействия детей в совместной деятельности, для решения проблемы формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ мы использовали потенциал ШМТ. В постижении и раскрытии смысла взаимоотношений, в создании этих взаимоотношений с осознанием своей индивидуальности каждым обучающимся, в том числе и с ОВЗ, заключалась сущность театрально-музыкальной деятельности, ко-
торая сохраняет свое важное значение в период обучения в общеобразовательной школе.
Организация музыкально-театральной деятельности обучающихся строилась на основе субъект-субъектных отношений и была направлена на взаимообогащение и сотрудничество, на разработку индивидуальных образовательных маршрутов юных артистов с учетом способностей, склонностей и интересов каждого. Всё это способствовало развитию у ребят творческого потенциала, успешной адаптации в социуме и осознанию своей востребованности в обществе.
Для постановки музыкального спектакля был подобран специальный комплекс сценических навыков: эмоциональность, техника речи, пластика, воображение, внимание, чувство мизансцены, чувство партнера. В процессе развития воображения, эмоциональности и внимания детям были предложены различные этюды: на характерность, на физическое состояние, на возраст, этюды со шлейфом, парные и групповые. Выполняя их, дети становились более раскрепощенными и коммуникабельными, внимательными по отношению к своим партнерам и т. д. Вместе с тем при работе над постановкой спектакля иногда возникали проблемы, связанные с чтением и запоминанием текста, что замедляло общий темп репетиций. Возникали трудности и с техникой речи (дикцией и артикуляцией) обучающихся с ОВЗ, что затрудняло полноценное воплощение авторского замысла пьесы на сцене.
В решении возникших проблем большую помощь и поддержку оказала учитель русского языка А. Ф. Файзуллина. Каждое занятие в обязательном порядке начиналось с артикуляционной гимнастики, про-говаривания скороговорок с разной скоростью, что позволило обучающимся путем тренировок добиться подвижности нижней челюсти, устранения дефектов дикции. Регулярные занятия привели к тому, что дети избавились от основных дикционных недостатков, научились четко, выразительно и эмоционально произносить текст, исполнять вокальные и хоровые партии.
При выборе материала для инсценировки, сценических этюдов, театральной постановки мы учитывали психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями. Так, роли в музыкальном спектакле распределялись в зависимости от исполнительских и артистических возможностей учащихся. Принимались во внимание и другие интересы ребят: например, из числа склонных к художественной деятельности, а именно рисованию, подбиралась группа,
отвечающая за оформление декораций и элементов бутафории. Детям с ярко выраженной активностью подбирали более сложные роли и сочетали их с организационными обязанностями. Что касается учащихся со слабыми вокальными и исполнительскими данными, то им мы давали возможность участвовать в массовых сценах и хоровых номерах. Такая обстановка включенности в музыкально-театральную деятельность способствовала, на наш взгляд, активизации внутренних сил ребенка: он прислушивался, присматривался к своим одноклассникам, постепенно исправлял ошибки и раскрепощался.
Поскольку для данного возраста характерны повышенная активность и подвижность, быстрая утомляемость, мы старались регламентировать нагрузку на занятиях, своевременно проводить паузы, давая возможность обучающимся расслабиться, отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу.
Поддерживая интерес к занятиям в ШМТ, мы периодически меняли виды деятельности - чередовали чтение драматического отрывка, беседу о характере героев, пение хором, игру на музыкальных инструментах. Дети, участвующие в спектакле, уже имели первоначальные вокально-хоровые навыки, поэтому процесс разучивания хоровых номеров проходил мобильно, что позволило уделить больше внимания формированию сценических навыков. Даже самые незначительные достижения обучающихся с ОВЗ мы поощряли в коллективе и выражали надежду на изменения к лучшему, которые и происходили в дальнейшем.
В рамках формирующего эксперимента участниками школьного музыкального театра за два учебных года были поставлены музыкальные спектакли: «Буратино» (по мотивам одноименной сказки А. Н. Толстого), «Муха-цокотуха» (по мотивам одноименной сказки К. Чуковского), «Попурри на темы сказок» (по мотивам произведений братьев Гримм «Бременские музыканты, К. Чуковского «Мойдодыр», Ш. Пьеро «Кот в сапогах») и др.
Наблюдения за активной деятельностью юных артистов с ОВЗ показали, что музыкально-театрализованные виды деятельности приобретают особое значение в жизни ребят, у них раскрываются скрытые возможности, формируется позитивная самооценка, проявляются положительные личностные качества. В результате совместной музыкально-театральной деятельности дети с ОВЗ раскрывают свои внутренние резервы и реализуют свой творческий потенциал.
Социальная успешность обучающихся с ОВЗ при этом выражается в их активной
жизненной позиции, в постоянном стремлении к творческому саморазвитию и поисковой деятельности. Все это стало возможным благодаря общению ребенка с ОВЗ со своими одноклассниками и их родителями, учителями-наставниками посредством музыкально-театральной деятельности, которая оказала на детей преобразующее и благотворное действие.
Таким образом, для ребенка с ОВЗ система внеурочной музыкально-театральной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации, которая обеспечивает личностный рост и проявления социальной успешности.
На третьем, контрольном этапе (2014/15 уч. г.) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, было представлено итоговое выступление театральной студии «Муха-цокотуха. Итоговый музыкальный спектакль был показан начальным классам лицея № 68 г. Уфы, педагогам и руководителям дошкольных и школьных образовательных учреждений, учреждений СПО, студентам и профессорско-преподавательскому составу БГПУ им. М. Акмуллы. Юные артисты вели себя свободно, раскованно в рамках роли, а спектакль получил высокую оценку со стороны зрителей. В результате совместной музыкально-театральной деятельности детей с ОВЗ и детей без специальных потребностей мы духовно обогатили их и приобщили к опыту социальной успешности. В этом немалую роль сыграла реализация третьего педагогического условия - выявления путей и способов взаимодействия семьи и школы в процессе формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в образовательной среде школьного музыкального театра.
Нам важно было представить родителям конкретные приемы работы с детьми с ОВЗ, показать их детей в новом качестве в процессе музыкально-театральной деятельности. Активно вовлекались родители в изготовление элементов декораций, атрибутов, пошив костюмов, составление афиш. Благодаря такому взаимодействию родителей и педагогов мы достигли положительных результатов в музыкально-эстетическом воспитании и развитии детей, в том числе и с ограниченными возможностями, сделали родителей союзниками и активными участниками образовательного процесса школьного музыкального театра.
В целом можно сделать вывод о несомненной ценности музыкально-досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ, поскольку она стимулирует у них развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений и способностей, стабилизирует
эмоционально-личностную сферу, предоставляет возможность для самореализации в области музыкального творчества, способствует социальной адаптации и социальной активности. Социальная успешность обучающихся с ОВЗ выразилась в активной жизненной позиции, в постоянном стремлении к творческому саморазвитию и поисковой деятельности. Все это стало возможным благодаря общению ребенка с ОВЗ со своими одноклассниками и их родителями, учителями-наставниками, занятиям теат-
ральным музыкальным искусством в досу-говой деятельности, оказавшим на детей преобразующее и благотворное действие.
Результаты проведенного эксперимента показали, что реализация выявленных педагогических условий позволила повысить эффективность процесса формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ средствами музыкально-театральной деятельности. Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили верность выдвинутой нами гипотезы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха: основные стратегические подходы в работе в интегративном классе. M. : Прометей, 2005.
2. Бехтерев В. M. Объективное изучение личности. Вып. 1. M. : Mедиа, 2012.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. M. : Современное слово, 1998.
4. Гаврилова З. А. Mузыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Екатеринбург, 2012.
5. Кашапова Л. M., Ишембитова З. Б., Шаяхметова Н. Н. Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в непрерывной системе инклюзивного образования // Вестн. УГАЭС : науч.-теор. журн. Сер. «Наука. Образование. Экономика». 2013. №l. С. 102-108.
6. Кашапова Л. M. Формирование социальной успешности лиц с ОВЗ в образовательном комплексе «ДОУ - школа - колледж - вуз» / / Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов 2 Mеждунар. науч.-практ. конф. M. : MГППУ, 2013.
7. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / / Социс. 1993. № 1. С. 62-67.
8. Mалофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : метод. и практ. журн. 2009. №6. С. 3-9.
9. Назарова Н. M. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения. URL: http://www.mgpu.ru/article.php.article=129.
10. Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 нояб. 2008 г. N 1662-р : (ред. от 08.08.2009). URL: http: / /base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
11. Теплов Б. M. Психология музыкальных способностей. M. : Наука, 2003. (Памятники психологической мысли).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) : Приказ Mинобрнауки России от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/ norm_federal.htm.
13. Федеральный закон от 24 нояб. 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.
14. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazo vaniedok.html.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. M. Кондакова. M. : Просвещение, 2009.
LITERATURE
1. Banch G. Vklyuchayushchee obrazovanie. Kak dobit'sya uspekha: osnovnye strategicheskie podkhody v rabote v integrativnom klasse. M.: Prometey, 2005.
2. Bekhterev, V.M. Ob"ektivnoe izuchenie lichnosti. Vypusk 1. M.: Media, 2012.
3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva. M.: Sovremennoe Slovo, 1998.
4. Gavrilova Z.A. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya umeniy tvorcheskogo vzaimodeystviya u uchashchikhsya detskoy shkoly iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Ekaterinburg. 2012.
5. Kashapova, L.M., Ishembitova, Z.B., Shayakhmetova, N.N. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v nepreryvnoy sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya // Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Vestnik UGAES «Seriya «Nauka. Obrazovanie. Ekonomika». Ufa: Izd-vo UGAES. 2013. №1. S. 102-108.
6. Kashapova, L.M. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti lits s OVZ v obrazovatel'nom komplekse «DOU-shkola-kolledzh-vuz // Inklyuzivnoe obrazovanie: praktika, issledovaniya, metodologiya: Sb. materialov II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: MGPPU. 2013.
7. Dobrovol'skaya T.A., Shabalina N.B. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti vzaimootnosheniy invalidov i zdorovykh / T.A. Dobrovol'skaya, N.B. Shabalina // Sotsis. - 1993. - № l. - S. 62-67.
8. Malofeev N. N. Inklyuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoy sotsial'noy politiki // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya: metodicheskiy i prakticheskiy zhurnal. M.: - 2009. - №6 2009. - s. 3-9.
9. Nazarova N.M. Integrirovannoe (inklyuzivnoe) obrazovanie: genezis i problemy vnedreniya. URL: http: //www.mgpu.ru/ article.php.article=l29
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF "Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r (red. ot 08.08.2009). URL: http: / /base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
11. Teplov, B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey (Pamyatniki psikhologicheskoy mysli). M.: Nauka, 2003. - 379 s.
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (FGOS NOO) (Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ). URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
13. Federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 1995 g. N 181-FZ "O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii". URL: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.
14. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ (red. ot 25.11.2013) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014). URL: http://www.rg.ru/20i2/i2/30/obrazovaniedok.html.
15. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya: proekt // pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - M.: Prosveshchenie, 2009. - 48s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. М. Кашапова.