ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.1:371.8
ББК Ч459.005.8 ГСНТИ 14.29.33 Код ВАК 13.00.01, 13.00.03
Зак Галина Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования Уральский государственный педагогический университет; 620017. г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность; инновационные формы; инновационные методы; инновационные средства; внеурочная деятельность; обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития; метод проектов.
АННОТАЦИЯ. Предметом данного исследования является совершенствование внеурочной деятельности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время назрела необходимость описания и внедрения новых форм, методов и средств работы с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития, способствующих их социализации, основанных на современных достижениях науки.
Наблюдение за организацией внеурочной деятельности в образовательных организациях показало, что педагоги все еще настороженно относятся к реализации инновационных форм, методов и средств в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, чаще используя традиционные подходы при организации внеурочной деятельности. Целью работы стала разработка рекомендаций по реализации инновационных форм, методов и средств при организации внеурочной деятельности обучающихся указанной категории. Предложенные рекомендации могут быть полезны педагогам-дефектологам специальных образовательных организаций и педагогам, работающим с данной категорией обучающихся в инклюзивной форме.
Zak Galina Georgievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
INNOVATIVE APPROACHES TO ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AT THE PRIMARY LEVEL OF GENERAL EDUCATION
KEY WORDS: innovative activity, innovative forms, innovative methods, innovative tools, extracurricular activities, pupils with severe multiple disabilities, project method.
ABSTRACT. The object of this research is improvement of extracurricular activities of pupils with severe multiple disabilities in development as part of the Federal State Educational Standard of Primary Education of pupils with special educational needs. Currently, there is a need for description and introduction of new forms, methods and means of working with students with severe multiple disabilities, promoting their socialization, based on the achievements of modern science.
Monitoring the organization of extracurricular activities at educational institutions show that teachers are still not enthusiastic about implementation of innovative forms, methods and means of working with children with severe multiple disabilities, often using traditional approaches in organizing extracurricular activities. The aim of the work was the development of recommendations for the implementation of innovative forms, methods and means of organization of extracurricular activities of children with severe multiple disabilities. The proposed recommendations may be useful to teachers, speech pathologists of specialized educational institutions and teachers working with the specified categories of students in inclusive form.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) получать образование в инклюзивной форме [13]. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление им услуг в соответствии с этими потребно-
стями через полное участие как в образовательном процессе [1], так и во внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее по тексту - стандарт) [14] предусматривает вариант образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
© Зак Г. Г., 2015
(далее по тексту - ТМНР). До утверждения указанного стандарта, понятие «тяжелые и множественные нарушения в развитии» неоднозначно трактовалось различными авторами (М. Г. Блюмина, В. Н. Чулков и др.) [3]. Стандарт определяет, что к ТМНР относятся различные комбинации, при которых умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, может сочетаться с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
Социокультурная изоляция, продолжавшаяся многие десятилетия, сформировала у общества негативные стереотипы относительно данных детей [2], [10]. Долгое время они признавались «необучаемыми» с точки зрения возможности и эффективности их включения в организованное образовательное пространство.
В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, процесс должен быть организован так, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ [6]. Форма инклюзивного образования высветила большой спектр проблем [9], в связи с чем возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации инклюзивного образования [7] для детей с ТМНР, готовность всех субъектов к осуществлению инновационной для современной системы образования деятельности.
Инновационная деятельность должна быть ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также их объединениями [13].
Инновационная педагогическая деятельность направлена на изменения в содержании, технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Этот подход наиболее полно отражает семантику данного понятия в применении к образовательной сфере.
К особенностям инновационной педагогической деятельности относят, прежде всего, альтернативность инновационного процесса традиционному в таких позициях как цель, субъекты, способы организации деятельности субъектов и участников. Ин-
новационная педагогическая деятельность нацелена на преобразование социально-психологических характеристик участников педагогического процесса, т. е., изменение образа жизни, мыслей, личностных установок, развитие умения их реализации в деятельности; направлена на освоение различных способов работы с целью создания технологии по производству «нового».
Включение обучающихся с ТМНР в образовательную среду поддерживает философию «принятия каждого ребенка». Это требует гибкости построения не только образовательного процесса, но и всей внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью будем понимать образовательную деятельность, направленную на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы, которая реализуется в различных формах, с применением разнообразных методов и средств. На наш взгляд, именно во внеурочной деятельности, не ограниченной строгими рамками урока, заложен огромный интегра-тивный потенциал.
Стандарт указывает, что формы, методы и средства организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательная организация.
Традиционные формы реализуются в зависимости от того, как организованы обучающиеся: участвуют ли во внеурочной деятельности отдельные обучающиеся, небольшие группы или весь коллектив обучающихся. С учетом этого предлагаются такие формы как индивидуальная и групповая [14].
К индивидуальной форме относятся: практические занятия с обучающимся, индивидуальная подготовка обучающегося к участию в мероприятиях и др. Индивидуальная форма уместна тогда, когда обучающийся с ТМНР обладает творческими способностями, но требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, пошагового контроля и многократности повторения. Используя индивидуальный подход, педагоги подбирают для обучающихся конкретную деятельность, которая положительно влияет на личность ребенка и имеет большое коррекционное значение [8].
Данная форма организации внеурочной деятельности обучающихся с ТМНР соответствует логике инклюзивного образования, ориентированной на индивидуальный подход. Вместе с тем, стандарт указывает на необходимость такой организации внеурочной деятельности, которая способствует приобретению обучающимися с ТМНР опыта общения, взаимодействия с
разными людьми, сотрудничества, расширения рамок общения в социуме.
Реализация данных требований возможна в групповой форме, включающей: кружки, клубные объединения, секции, конкурсы, викторины, фестивали, соревнования, праздники, общественно полезные практики, экскурсии, культпоходы, игры (сюжетно-ролевые, деловые), туристические походы и т. д. Именно групповая форма способствует активизации деятельности обучающихся, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия [8].
За длительный период развития внеурочной деятельности накоплены богатые представления и знания о разнообразии методов. К традиционным методам организации внеурочной деятельности относят беседу, упражнения, поручения и др.
Наблюдения за организацией внеурочной деятельности обучающихся с ТМНР показывают, что в современной практике организации внеурочной деятельности часто реализуются именно традиционные формы и методы организации внеурочной деятельности. Бесспорно, традиционные формы и методы оказывают влияние на поведение обучающихся, организуют их деятельность, стимулируют ее позитивные мотивы. Вместе с тем, в основе традиционного подхода лежит принцип объектности организации внеурочной деятельности во взглядах на ребенка с ТМНР. Образовательная организация, зачастую основываясь на традиционной схеме, предполагает, что только при воздействии на ученика, можно сформировать его как личность. В связи с этим часто возникает ситуация, когда новые методы и формы имеют традиционное содержание. Возникающие противоречия не совершенствуют внеурочную деятельность, а возвращают ее к традиции формирования «правильных» качеств личности [8].
Становится очевидным, что актуализировалась потребность описания и апробирования новых форм, методов и средств [4] работы с обучающимися с ТМНР, обеспечивающих максимальное развитие ребенка и успешную интеграцию его в обществе.
Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в том, что в ней могут быть созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с ТМНР в общеобразовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспита-
тельного и коррекционно-развивающего процессов. Однако нельзя забывать и о том, что обучающиеся с ТМНР могут получать образование в домашних условиях. Для исключения «выпадения» данного контингента обучающихся из внеурочной деятельности может быть реализована такая форма как мэйнстриминг, при которой обучающиеся с ТМНР общаются со сверстниками на праздниках или в различных досуговых программах.
При организации внеурочной деятельности обучающихся с ТМНР должны использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта) [14].
Развитию активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни способствует привлечение обучающихся к дистанционной форме, т. е. участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах с использованием сети Интернет. Несомненными преимуществами дистанционной формы является возможность участия обучающегося с ТМНР в мероприятиях независимо от места проживания и в удобное для него время.
В основе новых методов должны лежать современные достижения науки и педагогических технологий. Указанным требованиям может отвечать метод проектов, относящийся к разряду инновационных практик и характеризующийся полисубъ-ектностью.
Метод проектов (первоначальное название - метод проблем), родившись в начале XX века под влиянием взглядов Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика, долгое время имел сторонников в зарубежных странах [15] и др. Вместе с тем, идея проектного обучения возникла в России практически параллельно разработкам зарубежных педагогов, благодаря русскому педагогу С. Т. Шацкому. В 1905 году, организованная под его руководством группа сотрудников, использовала проектные методы в преподавании. Претерпев эволюцию, в настоящее время она стала интегрированным компонентом системы образования. При этом суть ее осталась в стимулировании интереса обучающихся к выявленным проблемам, предполагающим овладение знаниями и через проектную деятельность, путем решения проблем, формирование умения использовать полученные знания на практике.
Метод проектов позволяет:
1) формулировать проблему;
2) анализировать проблему;
3) находить пути решения проблемы;
4) проявлять умение работать с информацией;
5) использовать полученную информацию для решения задач.
Метод проектов все больше привлекает внимание педагогов-дефектологов. Во-первых, метод проектов - совместная продуктивная деятельность педагога и обучающихся, направлена на поиск решения проблемы и преобразование реальности, который можно освоить, унифицировать и усовершенствовать. Во-вторых, данный метод имеет широкий спектр применения во всех направлениях учебной и внеурочной деятельности. В-третьих, в отличие от традиционного тематического планирования «проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия в единый комплекс» [2, с. 78]. Такие занятия дают возможность вовлекать всех обучающихся и подключать всю «команду» специалистов. В ходе подготовки и реализации проектов появляется возможность пошаговых действий и элементов, объединения их поэтапно в промежуточный или конечный результат, что повышает эффективность работы с обучающимися с ОВЗ.
Педагогам необходимо помнить, что тенденции развития обучающихся с ТМНР аналогичны тенденциям развития нормально развивающихся. Однако у большинства обучающихся наблюдается низкий уровень любознательности (ориентировки), замедлена обучаемость, плохая восприимчивость к новому [5], [12]. Все это влияет на накопление у них социального опыта и на последующую интеграцию в обществе. При своевременной комплексной, систематической коррекционно-педагогической и внеурочной деятельности многие нарушения в развитии обучающихся с ТМНР могут быть предупреждены.
При организации внеурочной деятельности обучающихся с ТМНР выбор методов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером и степенью выраженности нарушения, наличием вторичных отклонений в развитии, участием родителей.
В основе осуществления проектной деятельности обучающихся с ТМНР должны лежать следующие принципы:
1) педагогическое руководство проектом;
2) вовлечение всех учащихся в проектную деятельность и их посильное участие;
3) создание материально-технических условий для успешного выполнения проектов: наличие оборудования, материалов, инструментов;
4) предварительная подготовка обучающихся к выполнению проектов (выбор темы и обоснование ее актуальности);
5) проведение ориентировочного этапа: выполнение подготовительных работ (схем, эскизов);
6) подробная проработка алгоритма выполнения работы;
7) анализ конечного результата предстоящей работы (устный отчет об усвоении задания по памяти).
Содержание, тематика, формы и сроки реализации проекта зависят от психофизических особенностей обучающихся, наличия соответствующей материально-технической базы образовательной организации, от сезонных изменений. Их обсуждение и разработка осуществляется коллективом специалистов и утверждается на методических объединениях.
В работе с обучающимися с ТМНР проекты можно разделить на практические (деятельностные) проекты и мини-исследовательские (познавательные) проекты.
Практические проекты, направленные на развитие профессионально-трудовых навыков, отличаются представляемым конечным продуктом деятельности участников проекта. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на интересы самих обучающихся (например, изготовление изделия).
Их можно реализовывать в рамках программ трудового обучения:
— проект «Журнальный столик своими руками»;
— проект «Кроватка для малыша»;
— проект «Полка для комнатных цветов»;
— проект «Стульчик для малыша» [11].
У некоторого контингента обучающихся с ТМНР преобладают примитивные физиологические потребности, часто они индифферентны к окружающему миру. Их обобщенные представления ограничены и касаются только тех объектов, которые связаны с их повседневной деятельностью. Однако это не означает, что обучающиеся не должны вовлекаться в проектную деятельность. Наиболее эффективен метод проектов при формировании у данной категории обучающихся навыков самообслуживания, хозяйственно--бытовых и навыков социального поведения:
— проект «Мойдодыр»;
— проект «Ловкие пальчики»;
— проект «Айболит для книг» (при наличии в образовательной организации библиотеки).
Мини-исследовательские (познавательные) проекты, способствующие разви-
тию творческих способностей обучающихся, навыков бережного отношения к природе и богатству родного края, могут успешно решать задачи как учебной, так и внеурочной деятельности. В рамках общеобразовательных предметов:
— проект «Кладовая природы»;
— проект «Родники природы».
В рамках внеурочной деятельности:
— проект «В мире животных» (при наличии в образовательной организации уголка природы);
— проект «Я и люди вокруг меня»;
— проект «Мир вокруг меня».
Сроки реализации проектов определяются содержанием и целями проекта. Однако анализ существующей практики показывает, что в работе с обучающимися с ТМНР при реализации проекта целесообразнее рассчитывать на период от полутора до двух месяцев. В таком случае, у обучающихся не теряется мотивация к участию в разработке, реализации и презентации проекта. Кроме того, в течение учебного года удастся спланировать и реализовать несколько взаимосвязанных между собой проектов.
Значительную роль в успешности проекта имеет его презентация. Презентация проекта должна отвечать принципу открытости и проходить в рамках образовательной организации. Эффективность реализации проекта повышается, если его презентация организуется в рамках района, города, области с привлечение родителей. В любом случае форма презентации должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она представлена. Организуя и реализуя работу над проектом, педагогу не следует забывать, что главными критериями успешности и эффективности проекта являются радость и чувство удовлетворения у всех участников от осознания собственных достижений, личного участия и приобретенных навыков.
Метод проектов относится к методам инновационной практики. При правильной организации и руководстве со стороны педагога, проект способствует выработке самостоятельных умений, включая постановку проблемы, сбор и обработку поступившей информации, проведение эксперимента и анализ полученных результатов. Его реализация в процессе организации внеурочной деятельности развивает у обучающихся с ТМНР творческие способности и логическое мышление, закрепляет знания,
приобщает к окружающей действительности. Кроме формирования необходимых личностных качеств - бережного отношения к природе, оборудованию, материалам, использованию времени, включенность в проектную деятельность формирует у обучающихся с ТМНР необходимые жизненно важные навыки, что в конечном итоге, способствует их интеграции в обществе.
Реализация инновационных форм и методов организации внеурочной деятельности позволяет использовать современные технические средства. Разнообразие средств дает возможность педагогу эффективнее реализовывать профессиональную деятельность. Кроме традиционных материальных средств (книги, видеофильмы, музыкальные произведения, слово педагога, коллектив и др.) во внеурочной деятельности необходимо использовать инновационные технические средства:
— мультимедийные средства (программа PowerPoint);
— графические средства для альтернативной коммуникации (пиктограммы, Bliss-символы);
— электронные устройства для альтернативной коммуникации (коммуникаторы Language Master «Big Mac», «Step by step», «GoTalk», «MinTalker и др.);
— информационно-программное обеспечение с использованием компьютерных программ («Boardmaker», «Alladin», «Общение» и др.), планшетный компьютер, общение в сети «Интернет».
Инновационные средства дают возможность для совместного выполнения проекта, что способствует удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР, повышают не только мотивацию учебной деятельности, но и развивают познавательную активность обучающихся
Таким образом, методически правильно организованная внеурочная деятельность с использованием инновационных форм, методов и средств дает ребенку с ТМНР возможность участия в разнообразных ее формах, повышает его самооценку, раскрывает потенциал, способствует решению проблем межличностных отношений обучающихся и в конечном итоге - социальной успешности ребенка, что является главной задачей образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивное образование: международный опыт, современные тенденции / / Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы междунар. науч.-практ. конф. (20-22 июня 2011, Москва). Моск. гор. психол.-пед. ун-т. М. : МГППУ, 2011. С. 41-44.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями разви-
тия : программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2010.
3. Дети с множественными нарушениями развития : учебное пособие для педагогов психологов, де-фектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой. СПб. : НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.
4. Зак Г. Г. Инновационные средства в коррекционно-педагогической работе педагога-дефектолога» // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 3-4 июля 2014 г. Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». М. : Спецкнига, 2014. С. 208-211.
5. Изучение произвольных движений и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья: монографическое издание / / Под ред. В. В. Коркунова. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : методическое пособие. М. : ВЛАДОС, 2011.
7. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград : Учитель, 2013.
8. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». М. : ВЛАДОС, 2012.
9. Назарова Н. М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное образование. 2012. №2.
10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М. : ВЛАДОС, 2010.
11. Основы проектной деятельности педагога-дефектолога : уч.-метод. пособие / под ред. Г. Г. Зак. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014.
12. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлевой. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: //минобрнауки.рф/ документы/ 2974.
14. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
15. Knoll, M. The project method: Its vocational education origin and international development / / Journal of Industral Teacher Education-1997. Vol.34/3 URL: http:scholar.lib.vt.edU/ejournals/JINE#34n3/Knoll.html.
LITERATURE
1. Bryzgalova S. O., Zak G. G. Inklyuzivnoe obrazovanie: mezhdunarodnyy opyt, sovremennye ten-dentsii / / Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (2022 iyunya 2011, Moskva). Mosk. gor. psikhol.-ped. un-t. M. : MGPPU, 2011. S. 41-44.
2. Vospitanie i obuchenie detey i podrostkov s tyazhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : programmno-metodicheskie materialy / pod red. I. M. Bgazhnokovoy. M. : VLADOS, 2010.
3. Deti s mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : uchebnoe posobie dlya pedagogov psikhologov, defektologov / pod red. L. M. Shipitsynoy i E. V. Mikhaylovoy. SPb. : NOU «Institut spetsial'noy pedagogiki i psikhologii», 2012.
4. Zak G. G. Innovatsionnye sredstva v korrektsionno-pedagogicheskoy rabote pedagoga-defektologa» // Integratsiya nauki i praktiki kak mekhanizm effektivnogo razvitiya sovremennogo obshchestva : materialy XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 3-4 iyulya 2014 g. Nauch.-inf. izdat. tsentr «Institut strategicheskikh issledovaniy». M. : Spetskniga, 2014. S. 208-211.
5. Izuchenie proizvol'nykh dvizheniy i ikh korrektsiya u detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: monograficheskoe izdanie / / Pod red. V. V. Korkunova. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.
6. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ : metodicheskoe posobie. M. : VLADOS, 2011.
7. Integrirovannoe i inklyuzivnoe obuchenie v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Innovatsionnyy opyt / avt.-sost. A. A. Naumov, V. R. Sokolova, A. N. Sedegova. Volgograd : Uchitel', 2013.
8. Konyaeva N. P., Nikandrova T. S. Vospitanie detey s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Oligofrenopedagogika». M. : VLADOS, 2012.
9. Nazarova N. M. K voprosu o teoreticheskikh i metodologicheskikh osnovakh inklyuzivnogo obucheniya // Spetsial'noe obrazovanie. 2012. №2.
10. Obuchenie detey s vyrazhennym nedorazvitiem intellekta : programmno-metodicheskie materialy / pod red. I. M. Bgazhnokovoy. M. : VLADOS, 2010.
11. Osnovy proektnoy deyatel'nosti pedagoga-defektologa : uch.-metod. posobie / pod red. G. G. Zak. Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014.
12. Programma obucheniya uchashchikhsya s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu / pod red. L. B. Baryaeva, N. N. Yakovlevoy. SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2011.
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http: //minobrnauki.rf/ dokumen-ty/2974.
14. FGOS obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
15. Knoll, M. The project method: Its vocational education origin and international development / / Journal of Industral Teacher Education-1997. Vol.34/3 URL: http:scholar.lib.vt.edU/ejournals/JINE#34n3/Knoll.html.
Статью рекомендует канд. филос. наук, доцент Л. И. Забара.