Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN316.pdf Статья опубликована 06.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Разливинских И.Н., Жданова Н.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях образовательных стандартов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Разливинских Ирина Николаевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Жданова Наталья Михайловна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Старший преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях образовательных стандартов нового поколения
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях реализации стандартов нового поколения: в методической литературе недостаточно разработано научно-методическое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности в начальной школе в связи с переходов на новые стандарты. Для решения обозначенной проблемы авторами была разработана методика, которая реализовывалась на трех этапах. На первом этапе была апробирована программа дисциплины по выбору «Теория и методика организации внеурочной деятельности в начальной школе». Следующим этапом подготовки студентов к осуществлению внеурочной деятельности явилось составление и применение заданий квазипрофессиональной направленности. Третий этап реализации предложенной методики заключался в практическом применении сформированных компетенций у студентов при организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Результаты исследования показали, что разработанная авторами методика направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, которые необходимы им не только при прохождении производственной практики, но и в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: подготовка; подготовка будущих учителей; деятельность; внеурочная деятельность; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; проект; проектная деятельность; воспитательная деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения является продолжателем идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах, хотя в нем появляются отличия: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех ступенях системы образования.
Школа начала по-новому рассматривать воспитательную составляющую своей деятельности путем вовлечения учащихся в учебно-исследовательские проекты, творческие занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д. В разных видах деятельности у детей развиваются умения принимать решения, свободно выражать собственные мысли, помогать друг другу, а также они учатся изобретать, понимать и осваивать новое. А это в свою очередь означает изменение роли внеурочной работы, которая дает возможность учащимся самореализоваться и приобрести дополнительные навыки творческого развития.
На первый план в новых нормативных документах выдвигается деятельность учащихся, организуемая вне уроков в школе. Необходимо подчеркнуть значимость занятий по определенным интересам, реализующиеся в соответствии с возможностями здоровья детей младшего школьного возраста.
Термин «внеурочная деятельность» не является новым понятием, ученые и методисты разных времен уделяли пристальное внимание интерпретации данного понятия. В зависимости от мировоззренческих взглядов исследователей и требований общества на протяжении определенного времени данный термин трактовался по-разному как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе или как одна из форм организации свободного времени учащихся.
ФГОС нового поколения указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, которые обеспечивают духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся»1, с последующим введением в нее условно нового элемента - внеурочной деятельности. При этом совместная учебная и внеучебная деятельность опираются на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая разработана и логически выстроена с учетом конкретизации и методической организации на начальной ступени общего образования.
В стандарте второго поколения не выявляется сущность понятия «внеурочная деятельность», хотя в методическом пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым была сделана попытка определить данное понятие. По их мнению, внеурочная деятельность школьников «объединяет все виды их деятельности, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке» [1, с. 98]. Авторы считают, что формы внеурочной деятельности отличаются от урочной, и акцентируют внимание на том, что время, которое отводится на внеурочную деятельность должно использоваться по желанию обучающихся.
Термин «внеучебная деятельность» понимается как деятельность, рассматриваемая «вне учебного времени», «за рамками урока в классе», организующаяся в соответствии со школьным расписанием, хотя не все виды внеучебной деятельности, согласно расписанию, осуществляются вне изучения способов различной деятельности и технологических навыков.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Представляется неверным исключать учение из познавательной деятельности, проблемно-ценностного общения, производственной деятельности и других предложенных видов и направлений деятельности.
Согласно ФГОС второго поколения, «целью внеурочной деятельности является создание определенных условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в познавательной, социальной и культурной областях, которые нельзя реализовать в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин».
Исходя из цели внеурочной деятельности, в настоящее время выделены следующие её задачи:
а) расширение общекультурного кругозора;
б) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
в) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
г) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
д) участие в общественно значимых делах;
е) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
ж) создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
При организации внеурочной работы в начальных классах, согласно ФГОС, будущему учителю начальных классов необходимо изучение следующих нормативных документов:
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой отражается «характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, система базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей» [2].
2. Примерные программы начального общего образования «(рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся), описывающие формы внеучебной деятельности обучающихся начальных классов»2.
3. Примерные программы внеурочной деятельности, которые «структурированы в соответствии с определенными направлениями внеурочной деятельности, указанными в базовом учебном плане. Внутри каждого из предложенных направлений выделяются модули (темы программ), реализующие то или иное направление внеурочной деятельности» [5].
2 Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2009. - 232 с.
4. «Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор», включающий «методические рекомендации по осуществлению внеурочной деятельности обучающихся» [1].
Организация внеурочной деятельности младших школьников требует от студентов определенного уровня подготовки к осуществлению данного направления образовательного процесса начальной школы.
В толковом словаре «подготовка» трактуется как «накопление кем-либо достаточного запаса теоретических знаний, практических умений и т.п., которые необходимы для чего-либо» [8, с. 994].
По мнению М.В. Синевой подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности младших школьников понимается как «процесс освоения студентом системы личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих результативность организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта начальной школы» [7, с. 68].
При проектировании подготовки студентов к внеурочной деятельности, мы исходим из понимания того, что данный вид подготовки находится в органической взаимосвязи с другими направлениями профессиональной готовности будущих учителей и включает в себя теоретические, методические и технологические структурные компоненты.
Осуществление теоретической подготовки будущих учителей с точки зрения Н.В. Ипполитовой предусматривает «целостный охват сущности педагогических явлений, всех их сторон и связи, рассмотрение явлений в развитии и тесной связи с окружающей действительностью» [4, с. 15].
В процессе теоретической подготовки студентов-бакалавров особое внимание уделяется освоению ими сущности основных педагогических понятий и категорий, отражающих различные аспекты формирования личности.
Теоретическая подготовка студентов к организации внеурочной деятельности, по мнению Н.В. Штильман, предлагает «усвоение ими закономерностей целостного педагогического процесса (соответствие содержания, форм и методов осуществления педагогического процесса характеру общественных отношений, уровню развития научно-технического прогресса и производительных сил общества; неизбежность воспитательных последствий жизненных отношений, ситуаций, взаимодействия ребёнка с окружающей средой; обусловленность формирования личности, её системных качеств и свойств содержанием и характером деятельности и общения; органическая взаимосвязь воспитания, обучения и развития; взаимозависимость целей и задач, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса); знаний принципов целостного педагогического процесса (целенаправленность, связь с жизнью, с решением задач социально-экономического развития страны; научность; наглядность; преемственность; последовательность и систематичность; оптимальное сочетание форм и методов, средств обучения и воспитания; учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей; единство требовательности и уважения к личности; опора на положительное в личности воспитанника; сочетание прямых педагогических воздействий с методами параллельного действия и пр.)» [9, с. 82].
Методическая подготовка студентов направлена на изучение совокупности знаний о формах организации, методах и приёмах обучения и воспитания или о принципах, содержании, правилах, фактах, формах, методах обучения и воспитания. В частности методическая подготовка студентов к организации внеурочной деятельности направлена на
обеспечение их знаниями о содержании, формах, методах и средствах осуществления данного направления воспитательной работы.
При определении содержания технологической подготовки будущих учителей к осуществлению внеурочной деятельности мы, присоединяясь к мнению Н.М. Ждановой, считаем, что «внеурочная деятельность - неотъемлемая составная часть целостного педагогического процесса, поэтому его осуществление требует сформированности у учителя общепедагогических умений и навыков, характеризующих педагогическую деятельность в целом. Однако сложность и вариативность условий, в которых осуществляется педагогический процесс, также требует от педагога владения различными способами и приемами реализации педагогического взаимодействия и решения задач внеурочной деятельности» [3, с. 57].
Опираясь на данные положения, мы считаем вполне обоснованным рассматривать профессиональную подготовку будущих учителей как специально организованный педагогический процесс, основанный на взаимосвязи профессионального обучения и развития личности студентов и направленный на формирование профессиональной готовности к избранной деятельности.
С целью подготовки студентов к организации внеурочной деятельности нами разработана методика, которая реализовывалась на трех этапах.
На первом этапе была разработана программа дисциплины по выбору «Теория и методика организации внеурочной деятельности в начальной школе» и реализована в процессе подготовки студентов к планированию и осуществлению внеурочной деятельности.
Преподавание данной дисциплины необходимо осуществить до выхода студентов на производственную (педагогическую) практику.
Изучение первой темы «Историко-логический анализ вопроса организации внеурочной деятельности» начинается с историко-логического анализа вопроса организации внеурочной деятельности, рассмотрения различных подходов к определению понятия «внеурочная деятельность», раскрытию ее сущности, целей и задач.
При знакомстве со второй темой «Основные нормативно-правовые документы осуществления внеурочной деятельности», будущие учителя изучают основные нормативно-правовые документы для осуществления внеурочной деятельности. На практических занятиях студенты изучают Закон «Об образовании в РФ», Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года, Федеральный государственный образовательный стандарт. Рассматривается данная тема в свете внедрения ФГОС второго поколения, дается краткая характеристика современных программ начальной школы, программ внеурочной деятельности.
При освоении третьей темы «Организационные формы и методы внеурочной деятельности и их классификации» студенты знакомятся с идеями педагогов и психологов по проблеме выбора организационных форм и методов внеурочной деятельности и их классификации.
Изучение четвертой темы «Современные образовательные технологи, их классификации, основные подходы к их использованию во внеурочной деятельности», направлено на ознакомление студентов с современными образовательными технологиями, основными подходами к их использованию во внеурочной деятельности. В рамках данной темы рассматриваются различные педагогические технологии, позволяющие формировать у младших школьников планируемые воспитательные результаты. Выявляется воспитательный
потенциал различных форм учебного процесса и внеурочной деятельности при реализации той или иной педагогической технологии.
Согласно требованиям, к подготовке бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование по профилю «Начальное образование» по окончанию изучения дисциплины по выбору они обязаны:
• знать сущность понятия «внеурочная деятельность», её цели, содержание, формы, методы и средства реализации;
• знать сущностную характеристику психолого-педагогических основ организации внеурочной деятельности;
• знать приоритетные пути организации внеурочной деятельности;
• уметь провести ретроспективный анализ педагогических идей ученых по проблеме исследования;
• уметь определять эффективные формы, методы и средства организации внеурочной деятельности;
• учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников при организации внеурочной деятельности;
• уметь диагностировать педагогическую ситуацию, осуществлять прогноз и проектирование;
• уметь составлять примерные программы внеурочной деятельности по различным направлениям в начальной школе;
• выявлять особенности организации внеурочной деятельности.
Реализация дисциплины по выбору «Теория и методика организации внеурочной деятельности в начальной школе» осуществлялась как на лекционных и семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельной творческой работы студентов.
Лекционные занятия, по мнению И.Н. Разливинских, были ориентированы на «повышение уровня профессиональных компетенций и проводились с использованием проблемного изложения материала, требовавшего от студентов самостоятельности его осмысления и логичного, доказательного изложения, что способствовало активизации полученных знаний, формированию ключевых понятий и образованию межпредметных связей» [6, с. 143].
На практических занятиях по рассматриваемой дисциплины у студентов формировались профессиональные компетенции, необходимые для реализации внеурочной деятельности в начальных классах, поэтому занятия были построены на общепринятых положениях:
• ориентация сформированных компетенции на практическую деятельность;
• формирование соответствующих компетенций осуществления внеурочной деятельности, применение их в обычных и нестандартных ситуациях деятельности учителя начальных классов;
• диагностика эффективности применяемых методов, форм и средств внеурочной деятельности;
• распределение часов учебного плана согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования.
Одним из рациональных путей повышения эффективности процесса подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников являлась их самостоятельная творческая деятельность. Для получения более прочных знаний и умений, развития стремления к поиску альтернативных способов решения ситуаций и жизненных проблем студентами выполнялась творческая работа.
Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников на аудиторных занятиях предполагает отбор соответствующего содержания, методов и приемов.
По мнению Н.М. Ждановой, дисциплина по выбору реализовывалась на учебных занятиях, «направленных на подготовку студентов к организации внеурочной деятельности через различные методы и формы подготовки: лекция, беседа, устный опрос, тестирование, мозговой штурм, работа в группах, ролевая и деловая игра, метод проектов, решение ситуационных задач, дискуссия» [3, с. 106].
Рассмотрим некоторые из них.
В ходе лекционного занятия в монологической форме излагается учебный материал. Основная цель лекции состоит в усвоении большого объема теоретического материала и формировании коммуникативных способностей бакалавров - умение воспринимать и воспроизводить услышанное.
При работе с учебными книгами или другими источниками информации, в том числе с ресурсами интернета, студенты самостоятельно знакомятся с учебным материалом, ищут ответы на вопросы, детально рассматривают основные моменты изучаемой темы, выполняют проверочные тесты и задания, заучивают ключевые понятия, составляют кластеры и синквейны.
На этапе изложения нового материала, с целью более глубокого освоения материала, можно предложить студентам подготовить доклады или сообщения. По мнению Н.М. Ждановой, «в ходе написания доклада студенты подбирают информацию из различных источников, анализируют ее, адаптируют для сокурсников. Соответственно, подготовка докладов и рефератов развивает у студентов качества, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности» [3, с. 114].
Использование проектных заданий в подготовке бакалавров к осуществлению внеурочной деятельности представляет собой особую систему, в которой формируются компетенции, необходимые для осуществления данного вида деятельности.
На первой стадии разработки проекта бакалавры самостоятельно или с помощью преподавателя определяют тему проекта (например, «Роль учителя начальных классов в организации внеурочной деятельности младших школьников», «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников» и «Современные педагогические технологии, реализуемые во внеурочной деятельности», «Проект образовательной среды, способствующей реализации внеурочной деятельности младших школьников», «Проект воспитательной системы внеурочной деятельности младших школьников»), которая была связана с организацией внеурочной деятельности.
Работа над проектом представляет собой особый вид деятельности, в рамках которой можно максимально развить или сформировать исследовательские компетенции каждого бакалавра.
Методически верно организованная работа над проектом способствует формированию познавательных потребностей и способностей бакалавров, а также развитию компетенций,
необходимых для реализации внеурочной деятельности. По нашему мнению, необходимо придерживаться определенного алгоритма работы над проектом:
• формулирование темы проекта;
• изучение и анализ различных источников, разработка содержательной стороны проекта;
• составление плана работы над проектом и прогноз проектной деятельности;
• разработка проекта, формулировка выводов и оформление продукта исследовательской деятельности;
• защита проекта.
Проектная деятельность различается по длительности: некоторые проекты выполняются на одном занятии, над другими студенты трудятся несколько месяцев или целый учебный год, и чаще их защита осуществляется в рамках «Недели науки» на факультете.
Все представленные проекты подвергаются процедуре рецензирования компетентным жюри, которое представлено ведущими преподавателями и старшекурсниками. Критериями оценивания служат актуальность темы, логичность построения проекта, оригинальность, творческий подход и т.д.
Заключительным этапом в работе над проектом является его защита на научно-практической конференции, в ходе которой студенты зачитывают доклады и отвечают на вопросы.
Работа над проектами и их практическое применение позволяет формировать исследовательские умения бакалавров, тем самым осуществляется их подготовка к организации внеурочной проектной деятельности младших школьников.
В процессе групповой работы студентам предлагается проанализировать взаимные впечатления, которые сформировались у них в ходе решения педагогической ситуации по определенному алгоритму и написать эссе.
Развитию познавательной активности студентов-бакалавров в сфере организации внеурочной деятельности способствуют элементы теории решения изобретательных задач, в частности мозговой штурм, который позволяет сформировать практические компетенции оценивания различных точек зрения и выбора верного пути решения педагогической ситуации.
Таким образом, для организации внеурочной деятельности в начальных классах необходимо применять активные методы и формы обучения, способствующие осуществлению подготовки студентов-бакалавров данного направления образовательной деятельности.
Следующим этапом подготовки студентов-бакалавров к осуществлению внеурочной деятельности является составление и применение на занятиях (в рамках дисциплины по выбору) заданий квазипрофессиональной направленности.
Изучив значение приставки «квази» и учитывая уровень сформирванности у студентов профессиональных компетенций, мы считаем необходимым включение их в деятельность максимально приближенную к профессиональной. Для этого в образовательный процесс были включены разного рода мероприятия, представленные в таблице 1: педагогические дебаты, конкурс проектов, конкурс эссе, составление портфолио и т.д.
Таблица 1
Виды и темы самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы Темы
Реферирование статей Написание эссе Историко-логический анализ вопроса организации внеурочной деятельности
Решение проблемных ситуаций Составление кластеров Основные нормативно-правовые документы осуществления внеурочной деятельности
Разработка синквейна Организационные формы и методы внеурочной деятельности и их классификации
Анализ видеосюжета Методы и формы организации внеурочной деятельности
Педагогические дебаты Современные образовательные технологи, их классификации, основные подходы к их использованию во внеурочной деятельности
Разработка проекта по теме занятия Педагогические технологии и основные подходы к их использованию во внеурочной деятельности
Итак, участие студентов в подобных мероприятиях значительно усиливает интерес будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности в начальных классах, а также повышает самооценку уровня профессиональной подготовки.
Производственная практика является важной составляющей учебно-воспитательного процесса и предусматривает привлечение будущих учителей к педагогической деятельности по организации внеурочной деятельности учащихся. Практика носит сквозной характер и способствует эффективному обучению студентов применению полученных теоретических знаний в практической профессиональной деятельности. Поэтому на третьем этапе подготовки студентов к осуществлению внеурочной деятельности нами уделено внимание практическому применению сформированных компетенций при организации воспитательной работы с младшими школьниками во внеурочное время. Данный этап предполагает разработку конструктора программы внеурочной деятельности начальной школы по основным направлениям. Большое внимание уделяется проектированию конспектов внеурочных занятий и реализация их на практике. Каждым студентом разрабатывался комплекс мероприятий внеурочной деятельности, непременным условием является включение в них проектной деятельности, применение элементов технологии развития изобретательных задач и технологии развития критического мышления, использование регионального компонента. Также студенты продумывали особенности организации внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Реализация такого комплекса занятий во время производственной практики способствует закреплению теоретических знаний.
Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся является одним из компонентов воспитательного процесса школы, важным составляющим профессионально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов, которая включает в себя целенаправленную образовательную и воспитательную деятельность с учащимися, организуемую и проводимую педагогом во внеурочное время в рамках образовательного учреждения. Разработанная нами методика подготовки студентов к организации внеурочной деятельности в начальных классах, состоявшаяся из трех этапов, направлена на формирование профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классах. Полученные знания и умения найдут обязательное применение при прохождении производственной практики, а
также будут весомым фундаментом в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
3. Жданова, Н.М. Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Жданова. - Тольятти, 2013. - 174 с.
4. Ипполитова, Н.В. Профессиональная подготовка будущих учителей как педагогическая система [Текст] / Н.В. Ипполитова // Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. - 244 с.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
6. Разливинских, И.Н. Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Разливинских. - Челябинск, 2011. - 214 с.
7. Синева, М.В. Теоретическая модель подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / М.В. Синева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №6-4 (37). - С. 78-81.
8. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 1578 с.
9. Штильман, Н.В. Система подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Штильман. - М., 2007. - 190 с.
Razlivinskih Irina Nikolaevna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Zhdanova Natal'ja Mihajlovna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Preparation of the future teachers of initial classes to organizing extracurricular activities in a new generation
of educational standards
Abstract. In the article the urgency of the problem of training future teachers of initial classes to organizing extracurricular activities in the conditions of implementation of the new generation of standards: in the methodical literature insufficiently developed scientific and methodological support of the educational process, extracurricular activities in elementary school in connection with the transition to the new standards. To solve the problem the authors indicated technique has been developed that was implemented in three stages. In the first step, the discipline has been tested at the option "Theory and methods of organization of extracurricular activities in elementary school." The next step in preparing students for the implementation of extracurricular activities was the preparation and application tasks kvaziprofessionalnoy orientation. The third phase of implementation of the proposed method consists in the practical application of formed competencies of the students in the organization of extracurricular activities with the younger students. The results showed that the method developed by the authors focused on the formation of students' professional competencies that they need not only for practical training, but also further vocational and educational activities.
Keywords: preparation; preparation of future teachers; activities; extracurricular activities; Federal state educational standard of primary education; project; project activity; educational activity
REFERENCES
1. Grigoriev, D.V. After-hour activity of pupils: methodical designer [Text]: A guide for teachers / D.V. Grigoriev, P.V. Stepanov. - M.: Education, 2010. - 223 p.
2. Danyluk, A.J. The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen in the Russian sphere of general education [Text] / A.Y. Danyluk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Ros. Acad. education. - M.: Education, 2014. - 24 p.
3. Zhdanov, N.M. Preparing students for the patriotic education of younger schoolboys by means of folk pedagogy [Text]: dis. ... Cand. ped. Science / N.M. Zhdanov. -Tolyatti, 2013. - 174 p.
4. Ippolitova, N.V. Training future teachers as a pedagogical system [Text] / N.V. Ippolitova // Development of the person of the future teacher in the context of training: Monograph / N.V. Ippolitova [et al.]. - Shadrinsk: Izd SHGPI, 2010. - 244 p.
5. Exemplary program of extracurricular activities. Primary and general education [Text] / V.A. Gorsky, A.A. Timofeev, D.V. Smirnov; ed. V.A. Gorsky. - M.: Education, 2011. - 111 p.
6. Razlivinskikh, I.N. Formation of mathematical competence of future teachers of initial classes in the course of vocational training in high school [Text]: dis. ... Cand. ped. Science / I.N. Razlivinskikh. - Chelyabinsk, 2011. - 214 p.
7. Sineva, M.V. The theoretical model of training future teachers to the organization of extracurricular activities younger students [Text] / M.V. Sineva // International Research Journal. - 2015. - №6-4 (37). - 78-81 C.
8. The Explanatory Dictionary of the Russian language [Text] / ed. D.V. Dmitrieva. -M.: Astrel: AST, 2003. - 1578 p.
9. Stillman, N.V. The system of training of future teachers to the organization of extracurricular activities younger students [Text]: dis. ... Cand. ped. Science / N.V. Stillman. - M., 2007. - 190 p.