Научная статья на тему 'Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся'

Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОГРАММНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / TECHNICAL CREATIVITY / PROGRAM TRAINING / EDUCATIONAL ROBOTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилов Г.М., Минеев-Ли В.Е., Скорнякова Л.В., Ли А.Е., Исмаилова С.С.

Введение. В статье представлено исследование по обучению робототехнике в целях развития творческого потенциала личности обучающихся средствами внеурочной деятельности. Методология. Исследование проводится на основе обобщения опыта теоретиков и практиков педагогической науки. Результаты заключаются в том, что моделирование, проектирование и программирование являются инструментами для представления профессиональных знаний. Все это означает, что важнейшей функцией технического образования является интеграция науки, производства и образования. В настоящей статье рассмотрены методические основы построения занятий по робототехнике во внеурочной деятельности детей различных возрастных категорий. Исследованы этапы построения занятий в целях повышения креативности личности и развития творческого потенциала. Заключение. Робототехника преподается учащимся начальных классов общеобразовательных школ в виде уроков технологии или внеклассных занятий (кружков) с целью участия в творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTICS IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

Introduction. The article presents a study on the training of robotics, in order to develop the creative potential of the personality of students, using extra-curricular activities. Methodology. The study is based on the generalization of the experience of theorists and practicians of educational science. Results consist of the following statement: modeling, design and programming are tools for representing professional knowledge. All of this means that the most important function of technical education is the integration of science, production and education. In the present article methodical bases of construction of classes on robotics in extra-curricular activity of children of various age categories are considered. The stages of the construction of classes in order to increase the creativity of the individual and the development of creative potential are studied. Conclusion. Robotics is taught to primary school students in secondary schools in the form of technology lessons or extracurricular activities (circles) with the aim of participating in creative activities.

Текст научной работы на тему «Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся»

2. Belogurov S. V., Artemenko N. A. Didakticheskie usloviya formirovaniya informacionno-proektnoj kompetentnosti budushchih inzhenerov v tekhnicheskom vuze [Didactic conditions for the formation of information and design competence of future engineers in a technical University]. Tambov, 2018, 88 p. (In Russian).

3. Berulava M. N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya [Integration of the content of education]. Moscow, 1998, 174 p. (In Russian).

4. Vasilyeva V. D. Formirovanie proektnoj kul'tury inzhenera v usloviyah vysshej shkoly: sociogumanitarnyj aspekt [Formation of project culture of the engineer in the conditions of higher school: socio-humanitarian aspect]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Makhachkala, 2013, 48 p. (In Russian).

5. Gavrikov A. A. Formirovanie proektnoj kompetentnosti budushchego voennogo inzhenera v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty [Formation of the design competence of the future military engineer in the process of research]. Abstract of Ph. D. thesis. Chelyabinsk, 2015, 26 p. (In Russian).

6. Kharchenko G. I., Gulakova M. V. Problema formirovaniya proektnoj kompetentnosti studentov vuza [The problem of formation of design competence of university students]. Concept, 2014, vol. 20, pp. 3746-3750. Available at: http://e-koncept.ru/ 2014/55014.htm (accessed10.08.2019). (In Russian).

7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competence as effectively targeted basis of competence approach in education]. Moscow, 2004, 42 p. (In Russian).

8. Zimnyaya I. A. Kompetencii i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and competency in the context of competency-based approach in education]. Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics, 2013, no. 4, pp. 16-31. (In Russian).

9. Kazakova E. I., Tarkhanova I. Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm [Tarkhanova assessment of students' universal competences when mastering educational programs]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 5, pp. 127-135. (In Russian).

10. Mishin I. N. Kriticheskaya ocenka formirovaniya perechnya kompetencij v FGOS VO 3++ [Critical assessment of the formation of the list of competencies in the GEF IN 3++]. Higher Education in Russia, 2018, no. 4, pp. 66-75. (In Russian).

11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 08.03.01 «Stroitel'stvo» [About the approval of the Federal state educational standard of the higher education - the bachelor's degree in the direction of preparation 08.03.01 "Construction"]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 31, 2017 No. 481. Available at: https://minjust.consultant.ru/ documents/35741 (accessed 10.08.2019). (In Russian).

12. Osipov V. V., Bugaeva T. P. Integrativnyj podhod v formirovanii kompetencij v obrazovatel'nom processe [Integrative approach in the formation of competencies in the educational process]. Modern High Technologies, 2017, no. 1, pp. 140-144. (In Russian).

13. Osipova S. I., Erskine E. B. Formirovanie proektno-konstruktorskoj kompetentnosti studentov - budushchih inzhenerov v obrazovatel'nom processe [Formation of design competence of students - the future specialists in educational process]. Modern Problems of Science and Education, 2007, no. 6-3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=818 (accessed 13.08.2019). (In Russian).

14. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 08.03.01 Stroitel'stvo, uroven' bakalavriat, profil' «Proizvodstvo i primenenie stroitel'nyh materialov, izdelij i konstrukcij» [Approximate basic educational program in the field of training 08.03.01 Construction, bachelor's degree, profile "Production and use of building materials, products and structure"]. Available at: http://xn--n1aabc.xn--p1ai/poop/75236428936b4e2b9a4669641e5bf16e (accessed 10.08.2019). (In Russian).

15. Razvitie navykov dlya innovacionnogo rosta v Rossii [Developing skills for innovative growth in Russia]. Moscow, 2015, 172 p. (In Russian).

РОБОТОТЕХНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ROBOTICS IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

Введение. В статье представлено исследование по обучению робототехнике в целях развития творческого потенциала личности обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Методология. Исследование проводится на основе обобщения опыта теоретиков и практиков педагогической науки.

УДК/UDC 37.032

Г. М. Исмаилов, В. Е. Минеев-Ли, Л. В. Скорнякова, А. Е. Ли, С. С. Исмаилова

G. Ismailov, V. Mineev-Li, L. Skornyakova, A. Li, S. Ismailova

Результаты заключаются в том, что моделирование, проектирование и программирование являются инструментами для представления профессиональных знаний. Все это означает, что важнейшей функцией технического образования является интеграция науки, производства и образования. В настоящей статье рассмотрены методические основы построения занятий по робототехнике во внеурочной деятельности детей различных возрастных категорий. Исследованы этапы построения занятий в целях повышения креативности личности и развития творческого потенциала.

Заключение. Робототехника преподается учащимся начальных классов общеобразовательных школ в виде уроков технологии или внеклассных занятий (кружков) с целью участия в творческой деятельности.

Introduction. The article presents a study on the training of robotics, in order to develop the creative potential of the personality of students, using extra-curricular activities.

Methodology. The study is based on the generalization of the experience of theorists and practicians of educational science.

Results consist of the following statement: modeling, design and programming are tools for representing professional knowledge. All of this means that the most important function of technical education is the integration of science, production and education. In the present article methodical bases of construction of classes on robotics in extra-curricular activity of children of various age categories are considered. The stages of the construction of classes in order to increase the creativity of the individual and the development of creative potential are studied.

Conclusion. Robotics is taught to primary school students in secondary schools in the form of technology lessons or extracurricular activities (circles) with the aim of participating in creative activities.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, методические основы, техническое творчество, программное обучение, образовательная робототехника.

Keywords: extracurricular activities, methodological foundations, technical creativity, program training, educational robotics.

Введение

В настоящее время робототехника является одной из наиболее важных и динамично развивающихся отраслей промышленности. Ее роль заключается в разработке и создании проектов роботов на базе манипуляторов и компактных микропроцессоров, ведь без автоматических устройств, предназначенных для производства и реализации продукции пищевой, легкой и тяжелой промыш-ленностей, медицины, автомобиле-, судо-, авиастроения, военного дела, космонавтики и прочего, решение проблем развития инновационных технологий в России невозможно. Робототехника относится к востребованному вектору научно-технического прогресса, поскольку все более отчетливо прослеживается интеграция машин и современных технических достижений с искусственным интеллектом.

Все вышеперечисленное обуславливает актуальность проблем исследования. Целью настоящей статьи является исследование робототехники во внеурочной деятельности как средства развития творческого потенциала личности обучающегося.

Методология

В качестве методов в научной статье выступали обобщение опыта теоретиков и практиков педагогической науки. Так, исследование проблем внедрения робототехники как предмета внеурочной деятельности рассматривалось в трудах К. Р. Гималетдиновой, И. И. Данчука, Т. В. Никитиной, Н. П. Петровой и др.

Некоторые исследователи представляют образовательную робототехнику как «актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знаний: механики, электроники, автоматизации, проектирования, программирования и технического проектирования» [15, с. 124]; другие описывают ее как «междисциплинарную область исследований, которая объединяет знания о технологии, физике, кибернетике, математике, информатике и других областях и направлена на развитие технического творчества студентов, а также на повышение престижа и престиж инженерных способностей». Элементы этой модели не являются научно-тех-

ническими знаниями в области робототехники и могут быть использованы для организации пропедевтической подготовки студентов технических специальностей с целью привлечения их интереса к инженерным профессиям» [9, с. 15].

Из вышеизложенного ясно, что образовательная робототехника — это инновационный курс ознакомления студентов с техническим творчеством, суть которого, по мнению И. И. Данчук, «проявляется в деятельности по реализации технологических операций, связанных с проектированием сложных технических средств и сооружений» [6, с. 44-45]. Поэтому можно считать, что образовательная робототехника выступает гарантом вдохновения для мыслительных действий, экспериментов, дизайна, что в свою очередь является оправданием для совершенствования образовательной и когнитивной деятельности детей школьного возраста.

Цикл вопросов, регулируемых образовательной робототехникой, достаточно разнообразен, так как роботизированное устройство может быть представлено не только как предмет исследования, но и как инструмент образовательной имитации и проектирования для различных школьных курсов. Как указывает Т. В. Никитина: «Здесь целесообразно внедрять компоненты образовательной робототехники как в классную работу учащихся в области информатики, техники и физики, так и в деятельность начальной школы в окружающем мире, а также во внешкольную деятельность учащихся элективных классов по этим предметам и в кружках в системе дополнительного образования детей» [9, с. 22]. Учащиеся могут исследовать основы робототехники с помощью конструкторов LEGO.

В рамках начального общего образования только предмет «Технология» направлен на вовлечение детей в творческую деятельность, передачу знаний и навыков для творческого решения простых задач: дизайна, искусства (дизайна), технологии и организации [2, с. 18]. Однако рабочие программы по данному направлению рассчитаны на один час в неделю, что недостаточно при рассматриваемом виде деятельности для решения запланированных задач развития младших школьников. Учебная программа не всегда может быть скорректирована в пользу увеличения количества учебных часов по предмету «Технология». Поэтому целесообразнее организовать работу в рамках дополнительного образования [4, с. 142]. Форма организации дополнительного образования учащихся подтверждается как круг, поскольку, на наш взгляд, наиболее подходит для выбранного вида деятельности. Это же утверждает Н. П. Петрова, которая назвала его оптимальной формой организации внешкольной деятельности в начальной школе. Она выделяет следующие функции для этой важной формы добровольного объединения детей: «Расширение, углубление, компенсация предметных знаний, ознакомление детей с различными социальными и культурными видами деятельности, расширение коммуникативного опыта, организация детского отдыха и досуга» [10, с. 77].

Время, выделяемое на внешкольную деятельность, согласно данным ФГОС НОО с поправками и дополнениями в 2016 г., составляет до 1350 часов в четыре учебных года [1 ]. Внеклассные занятия проводятся по пяти направлениям развития личности (спорт и здоровье, духовно-нравственные, социальные, интеллектуальные и культурные) [3, с. 14]. Если учесть, что внедренная в рамках дополнительного образования образовательная робототехника «отвечает» только за общее интеллектуальное направление развития учащегося, то необходимо оставить время для развития других направлений. Согласование расписания занятий в соответствии с графиком работы учителей начальной школы и педагогического кружка является трудоемкой задачей, которая налагает некоторые ограничения на объем дополнительного образования. Важно также с точки зрения соблюдения принципов образования, чтобы дети не были перегружены [12; 16].

Результаты

Процесс развития личного творчества в рамках технического клуба «Робототехника» проходит в три этапа. «Творчество — это способность человека генерировать необычные идеи, находить оригинальные решения и отклоняться от традиционных моделей мышления» [8, с. 62].

На первом этапе учитель учит детей анализировать различные модели объектов работы. В то же время каждый обучающийся приходит к пониманию и представлению конфигурации изделия, его размеров в пространстве. Поэтому учащиеся готовятся продемонстрировать модель в пространственных условиях диаметра, активно применяя визуальное моделирование. На втором этапе ученик пытается изменить свой дизайн, сделав его оригинальным и инновационным. Решительность, креативность и воображение способствуют поиску детьми необходимых качеств

предметов, так как их использование улучшает, модифицирует объект, превращает его в большую ценность дизайнерских идей [5, с. 355].

На третьем этапе ученик создает свой собственный продукт. Это выражается в самореализации, продвижении собственной творческой инициативы, тенденции к независимости предпочтений. На всей траектории обучения школьников в рамках образовательной робототехники должен быть ряд высокопрофессиональных, творческих руководителей кружка, способных лично создавать продукт и на должном уровне представлять его учащимся. Совместная деятельность руководителя клуба и школьников по легопроектированию направлена на расширение идентичности предмета образования, его творческого потенциала. Поэтому занятия проводятся на основе взаимопомощи и совместного творчества учащихся с преподавателем (руководителем клуба] и друг с другом.

В учебном процессе преподаватель демонстрирует мультимедийные продукты (электронные презентации, видеоматериалы] по изучаемой проблеме, включая этапы сборки технических устройств, интеллектуальные задачи. Для активизации обучения учитель использует игровые методы обучения. Учащиеся шаг за шагом изучают основы построения моделей. Образовательно-познавательная деятельность школьников по робототехнике, построенная таким образом, дает им возможность дальнейшего поступательного движения в индивидуальном ритме, побуждает их изучать и осмысливать актуальные проблемные вопросы технического характера [11; 17].

Следует сразу отметить, что преподаватель дополнительного образования на уроках кружка предлагает как решение образовательных задач (дети 7-10 лет осваивают алгоритм проектирования устройств: от постановки задачи до текущей модели] овладеть навыками и умениями разбирать простые технические схемы робототехнических конструкций, экспериментально анализировать влияние каждого параметра на их работу, определять причины и последствия изменений, делать выводы, формулировать свои идеи, защищать свое мнение. Подростки научаются моделировать робототехнику [15, с. 124]. Преподаватели выполняют такие функции, как регулирование свободного времени детей с помощью современных информационных технологий, создание среды для самоутверждения, формирование целенаправленных мыслей для положительного результата, спасение от зависимой компьютерной позиции школьников, воспитание одаренных детей и накопление их опыта в решении современных проблем в действии. Чаще всего интерес к робототехнике влияет на предпочтения профессионального образования детей [18].

Расширяя тематику обсуждения в рамках профессионального обучения, подростки осознают важность выбранного ими призвания. Меняется и отношение к навыкам, приобретаемым в школе [13].

Моделирование, проектирование и программирование являются инструментами для представления профессиональных знаний. Все это означает, что важнейшей функцией технического образования является интеграция науки, производства и образования [14, с. 22].

Заключение

Техническое творчество является мощным инструментом синтеза знаний, закладывающим прочный фундамент для системного мышления, формирование которого важно, в частности, для профессии современного инженера. Эта профессия многогранна, поскольку включает в себя такие виды деятельности, как проектирование, исследование, творчество, дизайн и т. д. Именно ими должны обладать выпускники, желающие получить инженерное образование. Некоторые возможности для этого обеспечиваются за счет дополнительного образования на станциях молодых техников, в центрах детского технического творчества и других организациях. С развитием ИКТ робототехника, содержание которой включает в себя элементы каждого из этих видов инженерной деятельности, помимо программирования, стала быстро знакомиться с основами информатики, геометрии, физики (в большей степени механики]. Сборка роботов LEGO, способных выполнять любые действия самостоятельно, вызывает неподдельный интерес, поэтому сегодня подростки активно участвуют в робототехнических кружках.

Таким образом, сегодня робототехнику в образовании можно рассматривать как междисциплинарную деятельность, которая объединяет науку, технику, машиностроение, творчество, программирование. Робототехника способна работать на развитие технического творчества начиная с детского сада. Это привело к тому, что робототехника преподается учащимся начальных классов общеобразовательных школ в виде уроков технологии или внеклассных занятий (кружков] с целью участия в творческой деятельности.

Литература

1. ФГОС НОО с изменениями [Электронный ресурс]. URL: http://s11027.edu35.nu/uchitelyam/639-fgos-sizmeneniyami.

2. Григорьев Ю. В., Степанов П. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М., 2011. 225 с.

3. Гималетдинова К. Р., Аленова А. Н. Внедрение робототехники в образовательное пространство для мотивации дальнейшей деятельности учащихся // Образование и информационная культура: теория и практика : сб. науч. тр. Ульяновск, 2017. С. 14-16.

4. Гималетдинова К. Р. Сетевая робототехника как средство повышения доступности образования и формирования у учащихся ключевых навыков и компетенций XXI века // Образование и информационная культура: теория и практика : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конференции. Ульяновск, 2016. С. 142-143.

5. Гималетдинова К. Р. Основные сетевые решения при организации и проведении занятий по робототехнике [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 3, № 62. С. 355-358. URL: https://novainfo.ru/article/12169..

6. Данчук И. И. Методическая подготовка в вузе как фактор профессионально-педагогического становления будущего учителя технологии. Новосибирск, 2016. 104 с.

7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2012. 448 с.

8. Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России [Электронный ресурс] : сборник методических материалов для работников образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (по итогам областных семинаров и курсов повышения квалификации по образовательной робототехнике) / науч. ред. М. В. Кузьмина. Киров, 2017. 179 с. URL: https://docplayer.ru/78501872-Robototehnika-v-shkole-kak-resurs-podgotovki-inzhenernyh-kadrov-budushchey-rossii.html.

9. Никитина Т. В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников. Челябинск, 2014. 169 с.

10. Петрова Н. П. Образовательная робототехника как междисциплинарное направление в обучении школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 11. С. 77-82.

11. Полушкина Е. В. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ raznoe/2017/11/01/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-robototehnika.

12. Проектирование программы развития универсальных учебных действий / под ред. А. А. Пивоварова. Киров, 2016. 56 с.

13. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М., 2015. 93 с.

14. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта / Т. В. Машарова, А. А. Пивоваров и др. Киров, 2014. 107 с

15. Шубович В. Г., Семенов А. А., Федерова Е. А. Методика проведения занятий по робототехнике на базе набора LEGOEV3 // Образование и информационная культура: теория и практика : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ульяновск,

2015. С. 124-128.

16. Особенности развития научно-технического творчества молодежи в России / В. Е. Минеев, Г. М. Исмаилов, Н. Т. Тур-сунбаев, С. В. Лутовинов // Наука и образование : материалы XXII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2018. Т. V, Ч. 1. С. 115-120.

17. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии [Электронный ресурс] / Г. М. Исмаилов, В. Е. Минеев, А. Ш. Бодрова, С. С. Исмаилова // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 80. URL: http://www. science-education.ru/article/view?id=27467 (дата обращения: 21.06.2019).

18. Минеев В. Е., Исмаилов Г. М., Исмаилова С. С. Особенности развития навыков научно-технического творчества у будущих педагогов по предмету «Технология» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 65-70.

References

1. FGOS NOO s izmeneniyami [Federal State Educational Standard of Primary General Education as amended]. Available at: http://s11027.edu35.ru/uchitelyam/639-fgos-sizmeneniyami. (In Russian).

2. Grigoriev Yu. V., Stepanov P. V. Metodicheskij konstruktor «Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov» [Methodical designer «Out-of-school activities of schoolchildren»]. Moscow, 2011, 225 p. (In Russian).

3. Himaletdinova K. R., Alenova A. N. Vnedrenie robototekhniki v obrazovatel'noe prostranstvo dlya motivacii dal'nejshej deyatel'nosti uchashchihsya [Introduction of robotics in the educational space to motivate further activities of students]. Collection of scientific papers "Education and Information Culture: Theory and Practice". Ulyanovsk, 2017, pp. 14-16. (In Russian).

4. Himaletdinova K. R. Setevaya robototekhnika kak sredstvo povysheniya dostupnosti obrazovaniya i formirovaniya u uchashchihsya klyuchevyh navykov i kompetencij XXI veka [Network robotics as a means of increasing the availability of education and the formation of students' key skills and competencies of the XXI century]. Materials of the All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference "Education and Information Culture: Theory and Practice". Ulyanovsk,

2016, pp. 142-143. (In Russian).

5. Himaletdinova K. R. Basic networking solutions for organizing and conducting robotics classes [Main network solutions in organizing and conducting classes in robotics]. NovaInfo.Ru, 2017, vol. 3, no. 62, pp. 355-358. Available at: https://novainfo. ru/article/12169. (In Russian).

6. Danchuk I. I. Metodicheskaya podgotovka v vuze kak faktor professional'no-pedagogicheskogo stanovleniya budushchego uchitelya tekhnologii [Methodological training in the university as a factor of professional and pedagogical development of the future technology teacher]. Novosibirsk, 2016, 104 p. (In Russian).

7. Ilyin E. P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, talent]. St. Petersburg, 2012, 448 p. (In Russian).

8. Robototekhnika v shkole kak resurs podgotovki inzhenernyh kadrov budushchej Rossii [Robotics at school as a resource for training engineers of the future Russia]. Collection of methodical materials for educators in the conditions of implementation of the Federal state educational standards (according to the results of regional seminars and advanced training courses on educational robotics). Ed. M. V. Kuzmina. Kirov, 2017. 179 p. Available at: https://docplayer.ru/78501872-Robototehnika-v-shkole-kak-resurs-podgotovki-inzhenernyh-kadrov-budushchey-rossii.html. (In Russian).

9. Nikitina T. V. Obrazovatel'naya robototekhnika kak napravlenie inzhenerno-tekhnicheskogo tvorchestva shkol'nikov [Educational robotics as an engineering and technical creativity area for schoolchildren]. Chelyabinsk, 2014, 169 p. (In Russian).

10. Petrova N. P. Obnazovatel'naya robototekhnika kak mezhdisciplinarnoe napravlenie v obuchenii shkol'nikov [Educational robotics as an interdisciplinary field in the education of schoolchildren]. News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences, 2017, no. 11, pp. 77-82. (In Russian).

11. Polushkina E. V. Rabochaya programma po vneurochnoj deyatel'nosti «Robototekhnika» (obshcheintellektual'noe napravlenie) (nachal'noe obshchee obrazovanie) [Work program on extra-curricular activities "Robotics" (general intellectual direction) (primary general education)]. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/01/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-robototehnika. (In Russian).

12. Proektirovanie programmy razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij [Designing the program of development of the universal educational actions: methodical recommendations]. Ed. A. A. Pivovarov. Kirov, 2016, 56 p. (In Russian).

13. Savenkov A. I. Razvitie emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej [Development of emotional intelligence and social competence in children]. Moscow, 2015, 93 p. (In Russian).

14. Masharova T. V., Pivovarov A. A. et al. Sovremennyj urok v usloviyah federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Modern lesson in the conditions of the federal state educational standard]. Kirov, 2014, 107 p. (In Russian).

15. Shubovich V. G., Semyonov A. A., Federova E. A. Metodika provedeniya zanyatij po robototekhnike na baze nabora LEGOEV3 [Robotics teaching methods on the basis of LEGOEV3 set]. Materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference "Education and Information Culture: Theory and Practice". Ulyanovsk, 2015, pp. 124-128. (In Russian).

16. Mineev V. E., Ismailov G. M., Tursunbaev N. T., Lutovinov S. V. Osobennosti razvitiya nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva molodezhi v Rossii [Features of the development of scientific and technical creativity of youth in Russia]. Materials of the XXII International Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Science and Education". Tomsk, 2018, vol. V, part 1, pp. 115-120. (In Russian).

17. Ismailov G. M., Mineev V. E., Bodrova A. Sh., Ismailova S. S. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti na urokah tekhnologii [The development of a person's creative potential in technology lessons]. Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 2, pp. 80. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27467 (accessed 21.06.2019). (In Russian).

18. Mineev V. E., Ismailov G. M., Ismailova S. S. Osobennosti razvitiya navykov nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva u budushchih pedagogov po predmetu «Tekhnologiya» [Features of development of skills of scientific and technical creativity of future teachers on the subject of "Handicrafts lesson"]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 65-70. (In Russian).

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FEATURES OF TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR PROFESSIONAL WORK

Введение. В данной статье авторы обращают внимание на особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности. Исследование посвящено актуальной проблематике педагогической науки и практики. Цель исследования — выявление особенностей подготовки бакалавров физической культуры и спорта в условиях классического университета.

Методология. Исследование проводится на основе методов социологического исследования.

Результаты работы могут быть рекомендованы педагогам и специалистам в области физической культуры и спорта.

Заключение. Авторами заключается, что нельзя подготовить бакалавров физической культуры и спорта в условиях университета, если не выявлены особенности их подготовки в университете и они не учитываются при подготовке учителей физической культуры и тренеров по спорту.

Introduction. In this article authors pay attention to features of training of bachelors of physical training and sports for professional activity. The research is devoted to the actual problems of pedagogical science and practice. The purpose of the study is to identify the features of training bachelors of physical training and sports in a classical University

Methodology. The study is based on the methods of sociological research.

УДК/UDC 371.1.07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. В. Печерина, Н. Э. Касаткина

О. Pecherina, N. Kasatkina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.