Научная статья на тему 'К вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров'

К вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / TECHNICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSAL COMPETENCE / ENGINEERING PERSONNEL / INTERDISCIPLINARY APPROACH / PROJECT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова И.А., Баканов А.А.

Введение. Актуальной проблемой высшего образования России на современном этапе остается практическая реализация компетентностного подхода в подготовке кадров для экономики, преодоление существующих противоречий между требованиями к компетенциям выпускников со стороны государства, работодателей и имеющимися образовательными результатами. Особую остроту данная проблема принимает применительно к сфере высшего технического образования, поскольку уровень развития компетенций инженерных кадров и требования к их деятельности определяются первоочередными задачами экономического развития России. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда. Переход высшего образования России на Федеральные государственные образовательные стандарты 3++ (ФГОС ВО 3++) вызвал необходимость детального анализа подходов к формированию универсальных компетенций инженерных кадров. Особенность и инновационный характер ФГОС ВО 3++ заключаются в том, что разработка и реализация проектов как самостоятельная категория универсальных компетенций подготовки бакалавров и магистров включены практически во все новые образовательные стандарты высшего образования и при этом в структуру профессиональной деятельности. Методология. В статье рассматриваются проблемы модернизации современного высшего технического образования с точки зрения компетентностного подхода, раскрывается значимость формирования универсальных проектных компетенций будущих инженеров в процессе учебной проектной деятельности в вузе. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных основных образовательных программ, научно-педагогической литературы по проблемам исследования. Использование эмпирических методов (анализ деятельности обучающихся вуза, анкетирование) позволило актуализировать проблему формирования универсальных компетенций инженера. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (КузГТУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигалова И.А., Баканов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISING THE FORMATION OF A UNIVERSAL PROJECT COMPETENCIES IN THE TRAINING OF ENGINEERS

Introduction. The actual problem of higher education in Russia at the present stage is the practical implementation of the competence approach in training for the economy, overcoming the existing contradictions between the requirements for the competencies of graduates from the state, employers and the available educational results. This problem is particularly acute in relation to the field of higher technical education, since the level of development of competencies of engineering personnel and the requirements for their activities are determined by the priorities of economic development of Russia. These are ensuring the global competitiveness of domestic products, technological re-equipment of the industry, a radical increase in labor productivity.The transition of higher education in Russia to the Federal state educational standards 3++ (FSES 3++) necessitated a detailed analysis of approaches to the formation of universal competencies of engineering personnel. The peculiarity and innovative nature of FSES 3++ lies in the fact that the development and implementation of projects as an independent category of universal competencies for bachelors and masters included in almost all new educational standards of higher education and thus included in the structure of professional activity. Methodology. The article deals with the problems of modernization of modern higher technical education from the point of view of competence approach, reveals the importance of the formation of universal design competencies of future engineers in the process of educational project activities at the University.The main theoretical provisions and conclusions of the study are based on the analysis of the existing Federal state educational standards of higher education and exemplary basic educational programs, scientific and pedagogical literature on the problems of research. The use of empirical methods (analysis of the activities of students of the University, questionnaires) allowed to actualize the problem of formation of universal competencies of the engineer. The study was conducted on the basis of the KuzbassState Technical University named after T. F. Gorbachev (KuzSTU).

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров»

19. Cherkasova I. V. Vyyavlenie urovnya fizicheskoj podgotovlennosti u studentov pervogo i vtorogo kursov [Identification of level of physical preparedness of students of first and second courses]. Kant, 2017, no. 3 (24), pp. 58-61. (In Russian).

20. Yakovlev D. S., Volodin V. N. Osobennosti pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti inostrannyh kursantov v period ekzamenacionnoj sessii [Features of indicators of physical fitness of foreign cadets during the examination session]. Materials of the Final scientific-practical conference for 2018 "Promising areas of scientific research in the field of physical culture and sports (theory and practice)". St. Petersburg, 2019, pp. 302-307. (In Russian).

к вопросу о формировании

универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров

revising the formation of a universal project competencies in the training of engineers

Введение. Актуальной проблемой высшего образования России на современном этапе остается практическая реализация компетентностного подхода в подготовке кадров для экономики, преодоление существующих противоречий между требованиями к компетенциям выпускников со стороны государства, работодателей и имеющимися образовательными результатами. Особую остроту данная проблема принимает применительно к сфере высшего технического образования, поскольку уровень развития компетенций инженерных кадров и требования к их деятельности определяются первоочередными задачами экономического развития России. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда.

Переход высшего образования России на Федеральные государственные образовательные стандарты 3++ (ФГОС ВО 3++) вызвал необходимость детального анализа подходов к формированию универсальных компетенций инженерных кадров. Особенность и инновационный характер ФГОС ВО 3++ заключаются в том, что разработка и реализация проектов как самостоятельная категория универсальных компетенций подготовки бакалавров и магистров включены практически во все новые образовательные стандарты высшего образования и при этом в структуру профессиональной деятельности.

Методология. В статье рассматриваются проблемы модернизации современного высшего технического образования с точки зрения компетентностного подхода, раскрывается значимость формирования универсальных проектных компетенций будущих инженеров в процессе учебной проектной деятельности в вузе.

Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных основных образовательных программ, научно-педагогической литературы по проблемам исследования. Использование эмпирических методов (анализ деятельности обучающихся вуза, анкетирование) позволило актуализировать проблему формирования универсальных компетенций инженера. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» (КузГТУ).

Introduction. The actual problem of higher education in Russia at the present stage is the practical implementation of the competence approach in training for the economy, overcoming the existing contradictions between the requirements for the competencies of graduates from the state, employers and the available educational results. This problem is particularly acute in relation to the field of higher technical education, since the level of development of competencies of engineering personnel and the requirements for their activities are determined by the priorities of economic development of

удк/udc 378.147

И. А. Жигалова, А. А. Баканов

I. Zhigalova, A. Bakanov

Russia. These are ensuring the global competitiveness of domestic products, technological re-equipment of the industry, a radical increase in labor productivity.The transition of higher education in Russia to the Federal state educational standards 3++ (FSES 3++) necessitated a detailed analysis of approaches to the formation of universal competencies of engineering personnel. The peculiarity and innovative nature of FSES 3++ lies in the fact that the development and implementation of projects as an independent category of universal competencies for bachelors and masters included in almost all new educational standards of higher education and thus included in the structure of professional activity.

Methodology. The article deals with the problems of modernization of modern higher technical education from the point of view of competence approach, reveals the importance of the formation of universal design competencies of future engineers in the process of educational project activities at the University.The main theoretical provisions and conclusions of the study are based on the analysis of the existing Federal state educational standards of higher education and exemplary basic educational programs, scientific and pedagogical literature on the problems of research. The use of empirical methods (analysis of the activities of students of the University, questionnaires) allowed to actualize the problem of formation of universal competencies of the engineer. The study was conducted on the basis of the KuzbassState Technical University named after T. F. Gorbachev (KuzSTU).

Ключевые слова: высшее образование, техническое образование, компетентностный подход, универсальные компетенции, инженерные кадры, междисциплинарный подход, проектные компетенции.

Keywords: higher education, technical education, competence approach, universal competence, engineering personnel, interdisciplinary approach, project competence.

Введение

Актуальной проблемой высшего образования в России на современном этапе остается практическая реализация компетентностного подхода к подготовке кадров для экономики, преодоление существующих противоречий между требованиями к компетенциям выпускников со стороны государства, работодателей и имеющимися образовательными результатами.

Особую остроту данная проблема принимает относительно сферы высшего технического образования, поскольку уровень развития компетенций инженерных кадров и требования к их деятельности определяются первоочередными задачами экономического развития России. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда.

Переход высшего образования России на ФГОС ВО 3++, ориентированных на профессиональные стандарты, вызвал необходимость детального анализа подходов к формированию универсальных компетенций обучающихся.

Следует отметить недооценку формирования универсальных компетенций будущих инженерных кадров в образовательном процессе технических вузов. Отечественная система высшего, в том числе технического, образования в значительной степени обращена на формирование теоретических предметных знаний и базовых навыков. В то же время, по данным доклада Всемирного банка (2015), наиболее востребованными работодателями являются социальные и поведенческие навыки, а также когнитивные навыки высокого порядка, обеспечивающие выпускнику способность создавать и реализовывать инновационные идеи [15, с. 74-75].

Потребность в формировании универсальных компетенций инженера постоянно отмечается работодателями и выпускниками.

Опыт работы в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева показывает, что многие выпускники инженерных направлений подготовки испытывают в начале своей профессиональной деятельности серьезный недостаток не только профессиональных, но и социальных и поведенческих навыков.

По данным проведенного социологического исследования, в котором приняли участие выпускники и работодатели КузГТУ, на вопрос «Каких навыков вам не хватало в начале трудовой деятельности?» выпускники — участники исследования — назвали:

— профессиональные навыки — 23,6 %;

— навыки работы на компьютере — 20,8 %;

— навыки самопрезентации — 19,4 %;

— навыки организации и планирования работы — 12,5 %;

— навыки разрешения конфликтов — 11,1 %;

— навыки общения — 9,7 %.

По мнению работодателей, основные причины, которые мешают молодому специалисту быстро адаптироваться к работе, следующие:

— недостаток практических умений и навыков — 31 %;

— психологическая незрелость — 31 %;

— неумение находить и обрабатывать нужную информацию — 13 %;

— отсутствие мотивации к работе — 13 %.

Совершенно очевиден факт, что у выпускников недостаточно развиты универсальные компетенции, обеспечивающие выполнение прямых должностных обязанностей (коммуникативные умения, навыки организации и планирования работы, способности к управлению людьми, готовность работать в команде).

Методология

Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических — анализ педагогической литературы по проблемам исследования, научно-методический анализ действующих примерных основных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщение результатов исследования; эмпирических — анализ деятельности обучающихся вуза, анкетирование.

Результаты

В научной педагогической литературе в настоящее время не существует единого определения понятия «компетентность» и его соотношения с понятием «компетенция». На наш взгляд, оптимальным является мнение И. А. Зимней, которая под компетентностью понимает интегрированную характеристику когнитивных, мотивационных, поведенческих ценностно-смысловых качеств личности, формирующихся на основе компетенций [7; 8].

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, ориентированных на требования профессиональных стандартов, устанавливает перечень универсальных компетенций, единых для всех направлений подготовки и специальностей.

В научной литературе большинство авторов указывает на надпрофессиональный (надпред-метный) характер универсальных компетенций. По мнению И. Н. Мишина, «универсальные компетенции характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в различных как профессиональных, так и социальных сферах» [10].

Заметим, что особенность и инновационный характер ФГОС ВО 3++ заключается в том, что разработка и реализация проектов как самостоятельная категория универсальных компетенций подготовки бакалавров и магистров включены практически во все новые образовательные стандарты высшего образования и при этом включаются в структуру профессиональной деятельности.

Положительный момент заключается в том, что данная постановка отражает общую динамику перехода образования России к проектному обучению. В то же время особенности подготовки инженерных кадров создают определенные дидактические трудности при формировании универсальной проектной компетенции. С одной стороны, проектная подготовка будущих инженеров традиционно является основополагающей в процессе обучения. С другой — она направлена на проектирование исключительно технических объектов, что входит в противоречие с универсальными принципами проектной деятельности в других сферах жизни, обозначенными в ФГОС ВО 3++.

В силу этого обстоятельства в имеющейся научной литературе проблема формирования универсальной проектной компетенции инженеров практически не изучена. Большинство авторов рассматривают проектную деятельность в процессе обучения как средство формирования проектной компетентности и проектной культуры [2; 4-6; 13].

В контексте нашего исследования мы придерживаемся мнения, что универсальная проектная компетенция инженера может быть определена как интегративная целостность знаний, умений и навыков, реализуемая в учебной проектной деятельности, обеспечивающей решение задач профессионального роста и развития личности. Мы считаем, что данная компетенция является частью и необходимой составляющей профессиональной проектной компетентности современного инженера.

Учебная проектная деятельность как основа формирования универсальной проектной компетенции имеет интегративный характер и объединяет в своей структуре универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Рассмотрим данное утверждение на примере анализа ФГОС ВО 3++ и Примерной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (табл. 1) [11; 14].

Таблица 1

Компетенции, формируемые в процессе учебной проектной деятельности бакалавра по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство»

Этапы работы над проектом Бакалавриат

Универсальные компетенции Общепрофессиональные компетенции Профессиональные компетенции

1-й этап. Инициация проекта. Запуск проекта. Определение требований. Формулировка целей и задач проекта УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ОПК-2. Способен вести обработку, анализ и представление информации в профессиональной деятельности с использованием информационных и компьютерных технологий ОПК-3. Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-4. Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства ОПК-6. Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов ОПК-9. Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций ПКО-1. Способность выполнять работы по проектированию технологических линий производства ПКО-5. Способность планировать и организовывать работу производственного подразделения предприятия

2-й этап. Планирование проекта

3-й этап. Организация выполнения работ командой, контроль

4-й этап. Анализ и регулирование выполнения проекта контроль проекта

5-й этап. Завершение проекта

Как видно из содержания таблицы, для успешной проектной деятельности необходимо сформировать большой набор компетенций, определенный в ФГОС ВО 3++. На всех этапах работы над проектом задействованы компетенции, связанные с умением работать с информацией, культурой мышления (критический анализ и синтез, планирование) и саморазвитием (готовность и способность обучаться самостоятельно, управлять своим временем), коммуникативными навыками (социальное взаимодействие, командная деятельность, способность принимать решения, разрешать конфликты и пр.).

Таким образом, в процессе проектной деятельности у обучающихся формируются универсальные знания, умения и навыки, необходимые для приобретения и развития профессиональных способностей управления проектами в различных сферах жизни.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных путей формирования универсальных компетенций будущих инженеров в процессе обучения является междисциплинарный подход, который, по мнению большинства исследователей, обеспечивает интегративность и целостность образовательного процесса [1; 3; 9; 12].

В соответствии с концепцией базовой инженерной подготовки КузГТУ образовательный процесс, целью которого является формирование личности инженера с высокими универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, необходимыми инженеру для успеха на рынке труда в XXI в., имеет ряд особенностей:

— преемственность и взаимосвязь учебных дисциплин в процессе формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций инженерных кадров;

— деятельностный характер процесса формирования универсальных компетенций;

— междисциплинарный подход к формированию универсальных компетенций, внедрение единого базового модуля социально-гуманитарных дисциплин, в том числе междисциплинарных, для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся инженерных направлений подготовки бакалавриата КузГТУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++.

В рамках концепции предлагается введение междисциплинарного курса «Управление проектами» для обучающихся инженерных специальностей и направлений подготовки, который способствует формированию у будущих инженеров важных для проектной деятельности компетенций.

Заключение

Формирование универсальных проектных компетенций как составная часть профессиональной проектной компетентности и как важное дидактическое средство подготовки инженерных кадров сопряжено с освоением большого числа универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. С учетом интегративной природы универсальных компетенций ФГОС ВО 3++ их формирование с применением междисциплинарного подхода значительно повышает эффективность образовательного процесса и их значимость для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.

Литература

1. Баканов А. А., Жигалова И. А. Междисциплинарный подход в формировании универсальных компетенций будущих инженеров // Наука и инновации - современные концепции : сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч. форума. М., 2019. С. 44-49.

2. Белогуров С. В., Артеменко Н. А. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе. Тамбов, 2018. 88 с.

3. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М., 1998. 174 с.

4. Васильева В. Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей школы: социогуманитарный аспект : автореф. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2013. 48 с.

5. Гавриков А. А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы : автореф. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 26 с.

6. Харченко Г. И., Гулакова М. В. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 3746-3750. URL: http://e-koncept.ru/2014/55014.htm (дата обращения:10.08.2019).

7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 42 с.

8. Зимняя И. А. Компетенции и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16-31.

9. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.

10. Мишин И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66-75.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2017 г. № 481. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/35741 (дата обращения: 10.08.2019].

12. Осипов В. В., Бугаева Т. П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140-144.

13. Осипова С. И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6-3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=818 (дата обращения: 13.08.2019].

14. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, уровень бакалавриат, профиль «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--n1aabc.xn--p1ai/poop/75236428936b4e2b9a4669641e5bf16e (дата обращения: 10.08.2019].

15. Развитие навыков для инновационного роста в России. М., 2015. 172 с.

References

1. Bakanov A. A., Zhigalova I. A. Mezhdisciplinarnyj podhod v formirovanii universal'nyh kompetencij budushchih inzhenerov [Interdisciplinary approach in the formation of universal competences of future engineers]. Collection of scientific articles based on the work of the International Scientific Forum "Science and Innovation - Modern Concepts". Moscow, 2019, pp. 44-49. (In Russian].

2. Belogurov S. V., Artemenko N. A. Didakticheskie usloviya formirovaniya informacionno-proektnoj kompetentnosti budushchih inzhenenov v tekhnicheskom vuze [Didactic conditions for the formation of information and design competence of future engineers in a technical University]. Tambov, 2018, 88 p. (In Russian).

3. Berulava M. N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya [Integration of the content of education]. Moscow, 1998, 174 p. (In Russian).

4. Vasilyeva V. D. Formirovanie proektnoj kul'tury inzhenera v usloviyah vysshej shkoly: sociogumanitarnyj aspekt [Formation of project culture of the engineer in the conditions of higher school: socio-humanitarian aspect]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Makhachkala, 2013, 48 p. (In Russian).

5. Gavrikov A. A. Formirovanie proektnoj kompetentnosti budushchego voennogo inzhenera v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty [Formation of the design competence of the future military engineer in the process of research]. Abstract of Ph. D. thesis. Chelyabinsk, 2015, 26 p. (In Russian).

6. Kharchenko G. I., Gulakova M. V. Problema formirovaniya proektnoj kompetentnosti studentov vuza [The problem of formation of design competence of university students]. Concept, 2014, vol. 20, pp. 3746-3750. Available at: http://e-koncept.ru/ 2014/55014.htm (accessed10.08.2019). (In Russian).

7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competence as effectively targeted basis of competence approach in education]. Moscow, 2004, 42 p. (In Russian).

8. Zimnyaya I. A. Kompetencii i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and competency in the context of competency-based approach in education]. Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics, 2013, no. 4, pp. 16-31. (In Russian).

9. Kazakova E. I., Tarkhanova I. Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm [Tarkhanova assessment of students' universal competences when mastering educational programs]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 5, pp. 127-135. (In Russian).

10. Mishin I. N. Kriticheskaya ocenka formirovaniya perechnya kompetencij v FGOS VO 3++ [Critical assessment of the formation of the list of competencies in the GEF IN 3++]. Higher Education in Russia, 2018, no. 4, pp. 66-75. (In Russian).

11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 08.03.01 «Stroitel'stvo» [About the approval of the Federal state educational standard of the higher education - the bachelor's degree in the direction of preparation 08.03.01 "Construction"]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 31, 2017 No. 481. Available at: https://minjust.consultant.ru/ documents/35741 (accessed 10.08.2019). (In Russian).

12. Osipov V. V., Bugaeva T. P. Integrativnyj podhod v formirovanii kompetencij v obrazovatel'nom processe [Integrative approach in the formation of competencies in the educational process]. Modern High Technologies, 2017, no. 1, pp. 140-144. (In Russian).

13. Osipova S. I., Erskine E. B. Formirovanie proektno-konstruktorskoj kompetentnosti studentov - budushchih inzhenerov v obrazovatel'nom processe [Formation of design competence of students - the future specialists in educational process]. Modern Problems of Science and Education, 2007, no. 6-3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=818 (accessed 13.08.2019). (In Russian).

14. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 08.03.01 Stroitel'stvo, uroven' bakalavriat, profil' «Proizvodstvo i primenenie stroitel'nyh materialov, izdelij i konstrukcij» [Approximate basic educational program in the field of training 08.03.01 Construction, bachelor's degree, profile "Production and use of building materials, products and structure"]. Available at: http://xn--n1aabc.xn--p1ai/poop/75236428936b4e2b9a4669641e5bf16e (accessed 10.08.2019). (In Russian).

15. Razvitie navykov dlya innovacionnogo rosta v Rossii [Developing skills for innovative growth in Russia]. Moscow, 2015, 172 p. (In Russian).

робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся

robotics in extra-curricular activities as a means of developing the creative potential of students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В статье представлено исследование по обучению робототехнике в целях развития творческого потенциала личности обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Методология. Исследование проводится на основе обобщения опыта теоретиков и практиков педагогической науки.

удк/udc 37.032

Г. М. Исмаилов, В. Е. Минеев-Ли, Л. В. Скорнякова, А. Е. Ли, С. С. Исмаилова

G. Ismailov, V. Mineev-Li, L. Skornyakova, A. Li, S. Ismailova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.