Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIAL EXPERIENCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / JUNIOR SCHOOL / PRIMARY SCHOOL / LINGUISTIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова С.В.

Цель статьи заключается в анализе и описании результатов исследования, связанного с выявлением особенностей формирования социального опыта младших школьников средствами внеурочной деятельности лингвистической направленности. Актуальность данной публикации обусловлена необходимостью разработки возможных вариантов углубленной подготовки обучающихся в начальной школе (в ходе урочной и внеурочной деятельности) к предстоящей жизнедеятельности, где необходимо будет соединить культурное развитие личности, ее «социальное взросление» и функциональную грамотность (языковую, социальную и т.п.). Автором прописаны основные постулаты выполненной работы на констатирующем и формирующем этапах проведенного исследования. Уточнено содержание понятий «младший школьник», «социальный опыт», «внеурочная деятельность». Предложена Образовательная программа внеурочной деятельности лингвистической направленности «Полиглот» для формирования социального опыта младших школьников; интеллектуального развития обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы, их коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Автор отстаивает свою позицию, связанную с тем, что данная программа позволит подготовить ребенка к такой образовательно-культурной ситуации, где необходимо будет созидать, реализовывать интеллектуальный творческий потенциал, преобразуя окружающий мир. Обучающемуся в начальной школе, освоившему такую программу, будет легче абстрагироваться на ступенях основного и среднего общего образования с определенным социальным опытом. В качестве методов исследования были использованы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, анкетирование, мониторинг. Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что уточнено содержание базовых понятий исследования; разработана и реализована. Образовательная программа внеурочной деятельности лингвистической направленности «Полиглот» в системе начального общего образования; выявлены и проанализированы особенности исследуемого процесса. Статья предназначена для широкого круга читателей: педагогов, психологов, методистов школ и учреждений дополнительного образования детей, родителей младших школьников. Полагаем, что она будет полезна аспирантам молодым ученым, интересующимся теорией и практикой начального общего образования, дополнительного образования, изучения иностранного языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF A SOCIAL EXPERIENCE OF PRIMARY-SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The purpose of the article is to analyze and describe the results of the research related to the identification of features of the formation of social experience of younger students by means of extra-curricular activities of a linguistic orientation. The relevance of this article is due to the need to develop possible options for in-depth training of students in primary school (in the course of regular and extracurricular activities) for the upcoming life, where it will be necessary to combine the cultural development of the individual, its "social maturation" and functional literacy (language, social, etc.). The author describes the main postulates of the work performed at the ascertaining and forming stages of the research. The content of the concepts "Junior school student", "social experience", "extra-curricular activities" is clarified. An Educational program of extra-curricular activities of a linguistic orientation "Polyglot" is proposed for the formation of social experience of younger students; intellectual development of students in grades 2 - 4 of primary school, their communication and social skills through play and project activities through the English language. The author defends his position that this program will prepare the child for such an educational and cultural situation, where it will be necessary to create, realize intellectual creative potential, transforming the world around them. It will be easier for a student in primary school who has mastered such a program to be separated at the stages of basic and secondary General education with a certain social experience. The research methods used were the analysis of psychological and pedagogical, methodological literature, questionnaires, and monitoring. Scientific novelty and practical usefulness of the study is that clarification of the basic concepts of the study; developed and implemented Educational program of extracurricular activities in the field of linguistics "polyglot" in the system of primary education; identified and analyzed the features of the process under study. The article is intended for a wide range of readers: teachers, psychologists, methodologists of schools and institutions of additional education of children, parents of primary school children. We believe that it will be useful for post-graduates and young scientists interested in the theory and practice of primary General education, additional education, and learning a foreign language in primary school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.013

Особенности формирования социального опыта младших школьников средствами внеурочной деятельности

Features of formation of a social experience of primary-school children by means of extra-curricular activities

Быкова С.В., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

Chernomordova.sveta@yandex.ru

Bykova S., Bunin Yelets State University, Chernomordova.sveta@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.019

Ключевые слова: социальный опыт, внеурочная деятельность, младший школьник, начальная школа, лингвистическая направленность.

Keywords: social experience, extra-curricular activities, Junior school, primary school, linguistic orientation.

Аннотация. Цель статьи заключается в анализе и описании результатов исследования, связанного с выявлением особенностей формирования социального опыта младших школьников средствами внеурочной деятельности лингвистической направленности. Актуальность данной публикации обусловлена необходимостью разработки возможных вариантов углубленной подготовки обучающихся в начальной школе (в ходе урочной и внеурочной деятельности) к предстоящей жизнедеятельности, где необходимо будет соединить культурное развитие личности, ее «социальное взросление» и функциональную грамотность (языковую, социальную и т.п.). Автором прописаны основные постулаты выполненной работы на констатирующем и формирующем этапах проведенного исследования. Уточнено содержание понятий «младший школьник», «социальный опыт», «внеурочная деятельность». Предложена Образовательная программа внеурочной деятельности лингвистической направленности «Полиглот» для формирования социального опыта младших школьников; интеллектуального развития обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы, их коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Автор отстаивает свою позицию, связанную с тем, что данная программа позволит подготовить ребенка к такой образовательно-культурной ситуации, где необходимо будет созидать, реализовывать интеллектуальный творческий потенциал, преобразуя окружающий мир. Обучающемуся в начальной школе, освоившему такую программу, будет легче абстрагиваться на ступенях основного и среднего общего образования с определенным социальным опытом. В качестве методов исследования были использованы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, анкетирование, мониторинг. Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что уточнено содержание базовых понятий исследования; разработана и реализована.

Образовательная программа внеурочной деятельности лингвистической направленности «Полиглот» в системе начального общего образования; выявлены и проанализированы особенности исследуемого процесса. Статья предназначена для широкого круга читателей: педагогов, психологов, методистов школ и учреждений дополнительного образования детей, родителей младших школьников. Полагаем, что она будет полезна аспирантам молодым ученым, интересующимся теорией и практикой начального общего образования, дополнительного образования, изучения иностранного языка в начальной школе.

Abstract. The purpose of the article is to analyze and describe the results of the research related to the identification of features of the formation of social experience of younger students by means of extra-curricular activities of a linguistic orientation. The relevance of this article is due to the need to develop possible options for in-depth training of students in primary school (in the course of regular and extracurricular activities) for the upcoming life, where it will be necessary to combine the cultural development of the individual, its "social maturation" and functional literacy (language, social, etc.). The author describes the main postulates of the work performed at the ascertaining and forming stages of the research. The content of the concepts "Junior school student", "social experience", "extra-curricular activities" is clarified. An Educational program of extra-curricular activities of a linguistic orientation "Polyglot" is proposed for the formation of social experience of younger students; intellectual development of students in grades 2 - 4 of primary school, their communication and social skills through play and project activities through the English language. The author defends his position that this program will prepare the child

for such an educational and cultural situation, where it will be necessary to create, realize intellectual creative potential, transforming the world around them. It will be easier for a student in primary school who has mastered such a program to be separated at the stages of basic and secondary General education with a certain social experience. The research methods used were the analysis of psychological and pedagogical, methodological literature, questionnaires, and monitoring. Scientific novelty and practical usefulness of the study is that clarification of the basic concepts of the study; developed and implemented Educational program of extracurricular activities in the field of linguistics "polyglot" in the system of primary education; identified and analyzed the features of the process under study. The article is intended for a wide range of readers: teachers, psychologists, methodologists of schools and institutions of additional education of children, parents ofprimary school children. We believe that it will be useful for post-graduates and young scientists interested in the theory and practice of primary General education, additional education, and learning a foreign language in primary school.

Введение. Образовательно-культурная

ситуация современной России требует «...создавать, обогащать, развивать

воспитательный и социализирующий потенциал образования» [2]. Мы полностью согласны с Н.Ф. Головановой в понимании того, что «уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решить определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, - всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени» [2]. В процессе такого проживания ребенок: младший школьник призван «освоить» функциональную

грамотность: быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и житейские задачи, развивать способности строить отношения, владеть рефлексивными умениями [1].

Причем, в ходе нашего исследования мы обратили внимание на важные компоненты упомянутой функциональной грамотности: интегративные (социальная грамотность) и предметные (языковая грамотность). Заметим, языковая грамотность младшего школьника -это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих: 1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры; 2) целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов как устных, так и письменных; 3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка [14]. «.Составляющими социальной функциональной грамотности младшего школьника являются готовность

успешно социализироваться в изменяющемся обществе; совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы реализации своих интересов и свое развитие; наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, рефлексивные качества [14]. «Социальная грамотность в понимании российских ученых -это реальный результат, который, с учетом возрастных особенностей, может быть достигнут в начальной школе. Его проявлениями выступают готовность младших школьников адаптироваться к социальной среде, оценивать и корректировать социальную ситуацию, проектировать собственное развитие, включая такие качества личности, как ответственность,

целеустремленность, дисциплинированность, в ходе освоения правил здоровой и безопасной жизни, культурного наследия человечества, правовых, этических и финансовых аспектов жизнедеятельности» [10].

Материалы и методы исследования. Социальный опыт обучающихся в начальной школе представляет собой особый феномен, связанный с освоением гуманистических ценностей, которые позволяют стать подлинным субъектом жизни ребенка в социокультурном пространстве. В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежат представления об уникальности обучающихся начальной школы,

индивидуальных возможностях каждого ученика. Кроме того, отметим, что уровень интереса к внеурочной деятельности (далее ВД) младших школьников в теории и практике достаточно высок.

Одной из главных задач системы общего образования является обеспечение необходимого уровня социализации обучающихся.

Социализация, по мнению Л.Ю. Игнатовой, которое мы разделяем, сложный длительный процесс приобретения человеком социально-психологического статуса общественного индивида, формирования и утверждения его как личности, вхождения в активную общественную жизнь, а также адаптации его к окружающей среде, формирования потребностей, мотивов деятельности и влияния последних на развитие сознания и поведения [5].

В процессе социализации ребенок использует в своем поведении также и свой прошлый опыт. Л.С. Выготский отмечал, что у младших школьников постепенно с возрастом вырабатывается обобщенная схема действий, которая используется независимо от определенных условий приспособления. В сознании ребёнка должны фиксироваться определенные социальные ценности общества, которые оформлены в виде правил, норм, традиций и обычай, для того чтобы регулировать поведение. Также личностное становление ребенка требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта.

Социальный опыт накапливается субъектом в процессе практической деятельности. Данный процесс осуществляется у ребенка двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, стихийно, в повседневной жизни он присоединяется в совместные с другими людьми акты поведения, деятельность, где в ходе общение происходит приобретение социального опыта; во-вторых, в специально организованном воспитательном процессе, в соответствии с социально-экономической, политической

структурой общества, его идеологией культурой. Нам представляется наиболее точным определение И.П. Черного: «Социальный опыт -это общественно выработанный и унаследованный социальным субъектом способ целостного духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений...» [15]. Понятие социального опыта в неизменно связывается с понятием социализации. «Необходимо признать, - пишет О.Е. Куренкова, - что социализация в ее сущностной характеристике - это процесс становления личности через овладение ею социальным опытом при исполнении различных социальных ролей и формирование собственного социального опыта» [8].

Исходя из целого ряда определений, уточним, что социальный опыт - это:

- процесс приобретение разнообразных знаний, которые получены в процессе

«прохождения» обучающимися различных этапов жизнедеятельности;

- устойчивая система чувств, знаний и умений, которая формируется у ребенка на протяжении всей его жизни;

- способ духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений;

- «проживание» определенных социальных ролей и формирование собственного образа жизнедеятельности.

Млацший школьный возраст отличается интенсивным развитием познавательных способностей: от наглядно-образного мышления ученики постепенно переходят к его логическим формам. Психические процессы сопровождаются активным интересом к явлениям общественной жизни и к различным общественно-полезным делам. Также у школьников возникает желание реализовать свою самостоятельность и в то же время выполнить дело на достаточно высоком уровне.

Млацший школьник - это ребенок в возрасте от 6 - 6,5 лет до 10 лет, обучающийся на ступени начального общего образования в 1 - 4 классах современной отечественной школы. «... младший школьник, - всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми» [2]. Именно младший школьник активно социализируется и приобретает социальный опыт. Он овладевает всеми характеристиками учебной и внеурочной деятельности. В этом возрасте особо активизируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, начинают складываться, «налаживаться» межличностные отношения у младших школьников.

Таким образом, основными направлениями социализации младшего школьника являются: 1) формирование потребности и способности к общению и взаимодействию; 2) формирование потребности и способности чувствовать и переживать; 3) формирование потребности и способности к познанию и самопознанию; 4) формирование потребности и способности к созиданию и творчеству [4].

В самом начале школьной жизни, когда происходит период освоения элементов учебной деятельности, ребёнку не нужны потребности в теоретических знаниях. Данная потребность возникает в процессе совместного с учителем выполнения учебных и социальных задач, в связи с этим знания приобретают новое качество своего содержания, а социальный опыт в начальной школе, по-нашему мнению, наиболее удачно

формируется средствами внеурочной

деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ВД обучающихся является обязательным

компонентом школьного образования для 2 - 4 классов. Данный вид деятельности направлен на создание условий, для того чтобы школьники могли реализовывать свои потребности, расширять круг интересов и взглядов в тех областях познавательной, социальной и общекультурной деятельности, которые не могут быть осуществлены на уроках и в контексте основных образовательных дисциплин.

Согласно требованиям ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через ВД.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что «внеурочная деятельность» в рамках реализации ФГОС НОО, это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [11].

Уточняя данное понятие, считаем нужным заметить, что внеурочная деятельность - это:

- все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации;

- тот вид деятельности, где особо успешно формируется социальный опыт младшего школьника;

- форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества;

- неотъемлемая часть начального общего образования.

В соответствии с классификацией Б.В. Куприянова [7] ВД может быть организована в следующих формах: статичных (представление), статично-динамичных (созидание-гуляние),

динамико-статичных (путешествие). Выделяют также такие формы ВД, как: познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, культпоходы в музеи, игры с ролевым акцентом, дидактические игры, детские исследовательские, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии и туристические поездки.

ВД в соответствии с требованиями стандарта организуется по основным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-

нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное [13].

Нас интересует социальное направление, так как в процессе социализации ребенок занимает позицию активной личности, которая способна самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Другими словами, речь идет о формировании социального опыта субъекта.

Обучающимся требуется создание условий для достижения в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, которые создают условия для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к

жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность [3].

ВД в начальной школе позволяет решить целый ряд задач:

- развивать личность через самореализацию в условиях творческих и игровых ситуаций;

- развивать инициативу детей;

- воспитывать любовь к родному краю, в основе которого лежат элементы народного творчества;

- помочь ребенку в сложный и непростой период адаптации в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку;

- создать благоприятные условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Выделяют основные методы организации ВД младших школьников:

- методы информирования (лекции, беседы, проведение «круглых столов» и т.п.);

- методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, и т.п.);

- методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов);

- методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.);

- методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, мониторингов).

Под ВД в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

«Иностранный язык» как предмет играет важную роль в условиях введения ФГОС НОО. Поэтому ВД лингвистической направленности приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Также организация ВД позволяет использовать свободное время обучающихся для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическое и физическое оздоровление детей. В связи с этим в ходе нашего исследования и была разработана нами Образовательная программа внеурочной деятельности

лингвистической направленности «Полиглот» (далее Программа). Программа ориентирована на английский язык, так как именно он востребован в жизнедеятельности школьников (от команд в любой компьютерной программе «caps lock», «scroll lock», «num lock», «pause», «enter», «escape» до употребления в общении самых разных особенных слов: «slang», «brainstorming», «easy», «nice», «all right» и т.п.).

Результаты исследования. Программа «Полиглот» разработана нами на основе федерального компонента федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по английскому языку. Программа «Полиглот» адресована обучающимся во 2-х - 4-х классах начальной школы и имеет общеинтеллектуальную направленность;

представляет собой вариант программы организации ВД младших школьников. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что соответствует 68 часам в год. Данная Программа была разработана нами в МБОУ СОШ № 1 с. Каликино Добровского района Липецкой области на основе таких документов, как:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12 г. в редакции 13.07.2015 г.;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 1 с. Каликино;

- Учебный план МБОУ СОШ № 1 с. Каликино на 2018-2019 учебный год.

При ее разработке мы учитывали рекомендации методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» из пособия для учителя Д.В. Григорьева и др. [3].

Педагогическая целесообразность

разработанной нами программы характеризуется важностью создания условий для формирования социального опыта обучающихся, социальных и коммуникативных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Цель Образовательной программы внеурочной деятельности лингвистической направленности «Полиглот»: создать условия для формирования социального опыта младших школьников; интеллектуального развития обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы, их коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она помогает устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и использовать полученные знания на практике; создавать условия работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и реализовать свои интеллектуальные творческие возможности.

Полиглот - «polyglot», как отмечает https://ru.wikipedia.org/ - это человек, знающий не меньше 5 языков разных лингвистических групп во взрослом возрасте. Полиглота следует отличать от мультилингвального человека, усвоившего несколько языков от рождения или в раннем детском возрасте. До 5-ти языков нужно «дойти» младшему школьнику. Начинать удобнее всего (рациональнее, интереснее), как нам кажется - с английского языка.

Английский язык (самоназвание - English, the English language) - язык англо-фризской подгруппы западной группы германской ветви индоевропейской языковой семьи. Изучать английский язык младшему школьнику обязательно нужно. Говорить, читать, писать на грамотном русском языке так же важно, как на английском. Английский язык как международное средство общения, как государственный язык многих стран мира будет востребован в жизни человека Мира. Его знание позволит читать произведения зарубежных писателей на языке оригинала; слушать и понимать музыку, пение зарубежных

исполнителей; смотреть кинофильмы без перевода; пользоваться иностранными сайтами и социальными сетями; общаться с любым человеком Мира беспрепятственно [6;9;12].

Лингвистическая направленность - это лингвистические знания (знания иностранного языка (в нашем случае - английского); лингвистические умения (умения говорить на языке, сравнивать языки: в нашем случае -русский и английский); активность и самостоятельность (формирование социального

Отличительными особенностями процесса развития лингвистической направленности младших школьников на внеурочных занятиях по Программе являлось то, что он включал в себя ранее не использованные в начальной школе оригинальные формы и методы работы, органично соединял учебную, внеурочную и исследовательскую работу обучающихся.

Программа, которую мы предлагаем младшим школьникам, состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида ВД обучающихся.

1. Вводный курс «Учись - играя!» - 2 класс. Тематический план: «Давайте познакомимся!», «Вместе весело играть», «Моя семья», «Любимые игрушки», «Забавная викторина», «Первые школьные предметы», «Моя малая родина». В игровой форме ученики овладевают основными видами речевой деятельности - говорением и аудированием, знакомятся с английскими буквами и звуками, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре.

Актуальность вводного курса данной Программы заключается в ее практической значимости: подготавливается база для успешного обучения английскому языку и формирования социального опыта у младших

опыта у младших школьников: опыта, позволяющего личности активно усваивать нормы языка, быть способной к социальному взаимодействию, быть самостоятельной при интегрировании в систему европейской культуры и т.п.

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента развитие лингвистической направленности учащихся в ходе внеурочной деятельности по Программе наблюдалось нами по критериям и показателям, см. таблицу 1.

школьников; интеллектуального развития обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы, их коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

2. «Загадочный мир игр и стихов» - 3 класс. Тематический план: «Забавная фонетика и буквы», «Давайте вместе поиграем», «Твоя любимая игра?», «Играем: сочиняем, читаем, общаемся», «Поэзия Мира - поэзия моя и твоя», «Сочиняй-ка!», «Мое первое стихотворение». Здесь идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание мы уделяем буквам и звукам, также расширению лексического запаса, чтению и сочинению простых стихов. На наших внеурочных занятиях игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, формированию ее социального опыта в межличностном общении.

3. «Мир сказок и театрализованных представлений» - 4 класс. Тематический план: «Творим все вместе и играем», «Времена года», «Рождественские праздники и традиции», «Калейдоскоп сказок Мира», «Весь Мир -театр!», «А давайте угадаем?», «Путешествие в страну сказок», «Поиграем - помечтаем!». Сказки и театрализация - это важные средства

Таблица 1. - Критерии и показатели развитие лингвистической направленности учащихся в ходе внеурочных занятий по Программе

№ п/п Критерии Показатели

1. Лингвистические знания Полнота усвоения

знаний

Прочность усвоения

знаний

2. Лингвистические умения Полнота

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформированности

Прочность

сформированности

3. Активность и самостоятельность Уровень активности

Уровень

самостоятельности

приобщения детей к культуре народов, к развитию речи, к опыту Мира. Сказки и театрализации на английском языке превращают процесс обучения, воспитания, образования ребенка в привлекательную игру. Здесь мы сталкиваемся со сказками, традициями, мифами и легендами разных народов Мира.

В нашей программе внеурочная деятельность по английскому языку основана на трех формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). У нас ведущей формой организации занятий является групповая работа. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется и сопровождается только положительными эмоциями, и создаются условия для успешной деятельности.

Исходя из особенностей реализации нашей Программы в начальной школе, мы можем выделить следующие ее преимущества:

- разработанная нами Программа помогает создать более благоприятную адаптацию младших школьников при обучении в начальной школе и переходе из начального звена в среднее;

- оптимизирует учебную нагрузку;

- развивает личность в условиях творческих и игровых ситуаций;

- Программа создает условия для формирования социального опыта младших школьников; интеллектуального развития обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы, их коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

В МБОУ СОШ № 1 с. Каликино в конце учебного года (май, 2019 года) был проведен опрос обучающихся начальной школы, с целью выяснения их отношения к занятиям по обозначенной Программе.

Общее количество обучающихся в МБОУ СОШ № 1 с. Каликино 149 человек, участие в опросе приняли 91 человек - это обучающиеся начальной школы. Такое количество респондентов принимаем за 100%.

По данным проведенного опроса можно сделать ряд выводов:

- набором внеурочных занятий по английскому языку в рамках Программы «Полиглот», предложенных школой, удовлетворены 82 обучающихся - это составляет 90,1%;

- посещают внеурочные занятия по английскому языку в рамках Программы «Полиглот» - обучающиеся со 2-го по 4 классы 91 человек - 100%;

- расписание занятий внеурочной деятельностью знают 91 человек - 100%;

- имеют представление о содержании таких занятий 86 человек - 94,5% респондентов;

- нравится посещать внеурочные занятия по английскому языку в рамках Программы «Полиглот» - такой ответ дали большинство обучающихся 78 человек. Это составляет 85,7% респондентов.

Результаты проведенного опроса показали, что Программу внеурочной деятельности «Полиглот» осваивают с удовольствием, результативно большинство обучающихся во 2-х - 4-х классах начальной школы. Данные опроса мы учли при проведении внеурочных занятий по Программе в 2020 году. Мы полагаем, что такого рода занятия по Программе помогают раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал в овладении основной базой иностранного языка. Ученики приобретают определенный запас знаний, значительно расширяют свой кругозор, а также: у них развивается память, воображение, волевые качества, сообразительность; приобретаются навыки общения на иностранном языке со сверстниками и взрослыми - в итоге формируется социальный опыт. В настоящее время идут процедуры подведения итогов работы по Программе за 2020 год. Поскольку эту работу мы выполняем дистанционно (удаленно) - это займет какое-то время.

Как известно, английский язык носит метапредметный характер, потому что затрагивает изучение всех сфер жизнедеятельности, которые связаны с применением речевых средств и коммуникацией. Метапредметные и надпредметные аспекты изначально вписываются во ВД с применением языка, будь то игры с применением английской лексики, создание стенгазет на определенную тематику, разучивание песен на английском, театрализация сказок и инсценировка различных жизненных ситуаций.

Оценка результативности и эффективности организации ВД осуществляется через участие в совместных проектах, презентациях,

образовательных встречах, беседах, ведении учащимися языкового портфолио и беседах, опросах родителей и педагогов.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года подчеркивается роль иностранного (английского) языка как дисциплины, которая обеспечивает социализацию учащихся начальной школы в многополярном обществе и является фактором сохранения духовной культуры общества. Человек, который изучает иностранный (в нашем

случае, английский) язык, приобретает формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка.

Итак, отметим, что разработанная нами Программа «Полиглот» помогает обучающимся начальной школы достигнуть следующих результатов: 1) создать необходимые условия для формирования социального опыта; 2) повысить уровень мотивации к изучению английского

языка; 3) улучшить уровень сформированности лингвистической компетенции.

Следовательно, результативность

деятельности по формированию социального опыта младших школьников средствами ВД лингвистической направленности становится очевидной. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы в этом направлении.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе. - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534 f18e5f4e6aa222f3 d.pdf

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Н.Ф. Голованова. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с. -Режим доступа: hüp://ped№.ru/Books/3/0481/3-0481-1.shtml

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - 223 с.

4. Закирова В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / В.Г. Закирова, Л.А. Камалова. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/ 1007979008/?page=1&*

5. Игнатова Л.Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л.Ю. Игнатова, М.В. Семичева // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1(11.1). - С. 13-15.

6. Комаров А.С. Методика обучения английскому языку. Игры и пьесы: учебное пособие для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / А.С. Комаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 156 с. -(Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт. -Режим доступа: https://urait.ru/bcode/455176

7. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов. - 3-е изд., перераб. и испр. -Кострома: КГУ, 2000. - 37 с.

8. Куренкова О.Е. Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое

обеспечение концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ / О.Е. Куренкова // Материалы конференций. - 2011. - 236 с.

9. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.

- Минск, 2004. - 522 с.

10. Молокова А.В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде / А.В. Молокова // Вестник ТГПУ. - 2019. - № 3(200). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede

11. Письмо от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/ documents/normativnye-pravovye-akty/view/173626220/

12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2002. - 239 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт: голоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

14. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.

15. Черный И.П. Социальный опыт как результат и предпосылка развития сущностных сил человека: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.01 / Черный Иван Павлович; Львовский гос. ун-т им. П.Я. Франко. -Черновцы, 1989. - 22 с.

References:

1. Vinogradova N.F. Functional literacy as a planned result of the education of primary schoolchildren [Electronic resource] / N.F. Vinogradova, M.I. Kuznetsova, O.A. Rydze. - Access mode: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534 f18e5f4e6aa222f3 d.pdf

2. Golovanova N.F. Socialization and parenting: a textbook for students of higher educational institutions

[Electronic resource] / N.F. Golovanova. - St. Petersburg: Speech, 2004. - 272 p. - Access mode: http://pedlib.ru/Books/3/0481/3-0481-1.shtml

3. Grigoriev D.V., Stepanov P.V. "Extracurricular activities of schoolchildren." Methodical constructor: a manual for the teacher / D.V. Grigoriev, P.V. Stepanov. -Moscow: Education, 2011. - 223 p.

4. Zakirova V.G. The socialization of a younger student as a pedagogical problem [Electronic resource] / V.G. Zakirova, L.A. Kamalova. - Access mode: https://docviewer.yandex.ru/view/1007979008/?page=1&*

5. Ignatova L.Yu. Socialization of personality as a problem of research of domestic and foreign scientists / L.Yu. Ignatova, M.V. Semicheva // Education and upbringing. - 2017. - № 1.1 (11.1). - S. 13-15.

6. Komarov A.S. Methods of teaching English. Games and plays: a textbook for secondary vocational education [Electronic resource] / A.S. Mosquitoes. - 3rd ed., Revised. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 156 p. - (Vocational education) // EBS Yurait. - Access mode: https://urait.ru/bcode/455176

7. Kupriyanov B.V. Forms of educational work with the children's association: teaching aid / B.V. Kupriyanov. -3rd ed., Revised. and rev. - Kostroma: KSU, 2000. - 37 p.

8. Kurenkova O.E. Organizational and legal, psychological, pedagogical and socio-economic support of the concept of development of the penal system of the Russian Federation / O.E. Kurenkova // Materials of conferences. - 2011. - 236 p.

9. Maslyko E.A. Handbook of a teacher of a foreign language: a reference manual / E.A. Maslyko, P.K. Babinskaya, A.F. Budko, S.I. Petrova. - Minsk, 2004. - 522 s.

10. Molokova A.V. Features of the formation of social literacy of primary schoolchildren in the information and

educational environment / A.V. Molokova // Bulletin of TSPU. - 2019. - № 3 (200). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede

11. Letter of May 12, 2011 No. 03-296 "On the organization of extracurricular activities in the introduction of the federal state educational standard of general education" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/173626220/

12. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages / E.N. Solovova. - Moscow: Education, 2002. -239 p.

13. Federal State Educational Standard: Glossary [Electronic resource]. - Access mode: http://standart.edu.ru/

14. Functional literacy of a primary school student: a book for a teacher / N.F. Vinogradova, E.E. Kochurova, M.I. Kuznetsova and others; under the editorship of N.F. Grape - Moscow: Russian textbook: Ventana-Graf, 2018. -288 p.

15. Black I.P. Social experience as a result and prerequisite for the development of the essential forces of man: abstract. dis. ... cand. philosopher. Sciences: 09.00.01 / Cherny Ivan Pavlovich; Lviv state. un-t them. P.Ya. Franco. - Chernivtsi, 1989. - 22 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

w^cO^rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.