УДК 53.3937
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ РЕСУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Габдулвалиева Екатерина Ивановна
Старший преподаватель физики Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий
(филиал) КНИТУ - КАИ, Россия, город Зеленодольск
Аннотация: У многих студентов при обучении на первом курсе среднего профессионального образования наблюдается снижение познавательной активности, что существенно влияет на качество знаний, тормозит развитие творческих способностей учащихся. В данной статье говорится о формах организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, что способствует развитию познавательного интереса к предмету физики.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; среднее профессиональное образование; побуждение интереса к предмету; системно - деятельностный подход; образовательные технологии.
FORMATION AND MAINTENANCE OF COGNITIVE INTEREST TO PHYSICS THROUGH RESOURCES OF EXTRACURRICULAR
ACTIVITIES
Gabdulvalieva Ekaterina Ivanovna
The teacher of physics of Zelenodolsk institute of mechanical engineering and information
technologies (branch) KNITU - KAI, Russia, the city of Zelenodolsk
Abstract: The decrease of informative activity of the first year students of secondary professional education is observed that significantly influences on the quality of knowledge, slows down development of creative abilities of pupils. In this article is written about forms of the organization of extracurricular activities and additional education that promotes development of cognitive interest to physics.
Keywords: extracurricular activities; secondary professional education; motivation of interest in a subject; systemically - active approach; educational technologies.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Сегодня возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
Внеурочная деятельность организуется именно по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Среднее профессиональное образование после образовательной школы должно продолжить формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
19 век. А. Дистервег заметил, что «знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать, т. е. результативность обучения напрямую зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения знаниями занимает сам учащийся».
По новым стандартам ФГОС при преподавании физики необходимо использовать такую систему методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Самая сложная задача при преподавании физики - это побудить интерес к предмету. Данную задачу, что очень важно, можно осуществить через внеурочную деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Очевидным становится то, что, одним из ресурсов внеурочной деятельности является дополнительное образование. [4]
Дополнительное образование это составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В педагогической практике эти виды образовательной деятельности называются «неформальным образованием» или «альтернативным образованием».
Индивидуальные занятия по физике со студентами в СПО можно проводить в формате кружка. Главная цель - это побудить интерес у обучающихся к техническому творчеству; активизировать познавательную деятельность; раскрыть свои потенциальные возможности; На занятиях ребята собирают несложные электронные поделки, решают, а иногда и придумывают экспериментальные задачи, исследуют различные природные явления.
В большинстве случаев ребята сами предлагают задачи: Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка давит, действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 ньютонов. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра?
Ответ: Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая снизу на того, кто на ней сидит, равна силе, с которой сидящий, то есть ворона с сыром, действуют на опору сверху. Короче: сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны - один килограмм, значит ее вес 9,8 ньютонов. А снизу действуют 10,8 ньютонов. не хватает одного ньютона. Это и будет вес сыра. 1кг: 9,8н/кг = 0,102кг. Бог послал вороне кусочек сыра массой примерно в 102 грамма.
К сожалению, у многих первокурсников, наблюдается снижение познавательной активности, что существенно влияет на качество знаний, тормозит развитие творческих способностей учащихся.
В школьных программах постепенно усиливается творческий аспект обучения, но в тоже время в них мало представлены средства достижения целей творческого развития учащихся, недостаточна ориентация на собственное творчество школьников.
Интерес - один из инструментов, побуждающий обучающихся к более глубокому познанию предмета, развивающий способности. И.П. Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориентированным рефлексом «что такое?» Этот рефлекс соответствует ситуативному интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нём - новизна информации. Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
Интерес к физике станет тогда непрерывным и стойким, когда ученики научатся видеть физические процессы в самых обычных, привычных вещах, когда они будут удивляться этому обычному.
Приемы объяснения материала должны методологически правильно раскрывать взаимосвязь экспериментальных и теоретических методов научного исследования, место и возможности индукции и дедукции в процессе познания, роль, место и значение эксперимента. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали логическую структуру курса: какие положения являются фундаментальными научными фактами, какие выводятся из опыта, какие предсказываются теорией и подтверждаются экспериментом, какие являются допущениями (предположениями), и требуют дальнейшего исследования.
Важной составляющей обучения решению задач должно служить их прикладное назначение! Необходимо особое внимание уделять решению экспериментальных задач. Эти задачи развивают воображение, практические навыки и умения, способствуют более глубокому осмыслению тех или иных понятий.
Но среди студентов всегда можно найти творческих детей, готовых повышать свой интеллектуальный уровень, стремящихся знать больше. Итогом такой работы является повышение эффективности учебной деятельности, развитие творческих и исследовательских способностей, умения применять свои знания к жизненным ситуациям. Конечно, это интеллектуальное соревнование олимпиада, которое проводится с целью повышения интереса студентов к изучению предмета.
Подготовка детей к олимпиадам.
Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными детьми. Они организуются во всех районах и городах страны. Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели проведения олимпиад по физике:
1. Формирование интереса к предмету;
2. Выявление и поддержка наиболее талантливых ребят;
3. Развитие нестандартного мышления, творческих способностей учащихся;
4. Пропаганда научного мировоззрения;
5. Воспитание чувства ответственности, трудолюбия, патриотизма.
6. Профессиональная ориентация.
Заинтересовать ребят, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача преподавателя.
Подготовка к участию в олимпиадах по физике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, студент должен полно и всесторонне освоить материал программы по физике и математике, без этого достичь высоких результатов при выступлении на физической олимпиаде невозможно.
Многолетний опыт проведения олимпиад по физике показывает, что участники значительно лучше справляются с теоретическими заданиями, экспериментальная подготовка студентов нуждается в существенном усилении.
Очевидно, что ребятам необходимо помогать разбирать и решать сложные задачи. Это помогает глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче экзаменов в экзаменационную сессию и вступительных испытаний в высшее учебное заведение. Совершенно очевидно, что тема реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики сегодня актуальна.
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Б.Шоу.
В наш бурный век развития цивилизации в области экономики, науки и техники знания довольно быстро устаревают или оказываются недостаточными. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты - у выпускника колледжа должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.
В колледже должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала студента, его успешное жизненное самоопределение. С этим связано внедрение образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетенции.
В основу Стандарта второго поколения положен системно- деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, её анализ, запоминание и самооценка. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно- деятельностного подхода. Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач:
•усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий
•формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов; •развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;
•развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;
•формирование и поддержание познавательного интереса к физике.
Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность. Для реализации системно - деятельностного подхода на уроках физики можно использовать различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, а в настоящее время появилась реальная возможность провести урок на более высоком уровне, благодаря внедрению в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интерактивной доски. Материал, представленный с помощью интерактивной доски, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме. На уроках также необходимо сочетать фронтальную и индивидуальную работу с групповой. В процессе работы группой первокурсники учатся договариваться, отстаивать своё мнение, т.е. учатся деловому общению, что очень актуально в нашем современном обществе. Содержание отчётов учащихся группы для всех остальных является новой информацией. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо все студенты усвоят материал. Работая в группе, студенты развивают информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, комментировать высказывания, аргументировать своё мнение. [1],[2],[3]
На уроке физики использование информационно - коммуникационных технологий включает в себя не только использование интерактивной доски учителем, но и самими студентами. При выступлении с презентациями по конкретной теме учащиеся используют интерактивную доску. Составляя презентации, обучающиеся учатся анализировать, выделять, обобщать, а защищая их, учащиеся развивают устную речь, коммуникативные способности. Также ещё хочется остановиться на применении игровых технологий: конкурсы «Решебник» - решение задач командами или по вариантам. «Кроссвордик» - ребята составляют самостоятельно, затем обмениваются и разгадывают. Увлекательные рассказы и истории о физических явлениях природы.
Здесь воспитывается командный дух. Также создаётся ситуация успеха, мотивирующая учащихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Из сказанного видно, что системно - деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким
565
урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества.
Подводя итог, стоит также отметить, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов, обучающихся особое место принадлежит такому педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету. Общей отличительной чертой внеурочных занятий по физике должен быть признак добровольного выбора занятий обучающимися, по их интересам. Организация различных форм работы по интересам дает возможность проявить свои индивидуальные наклонности, обнаружить и развить способности, обнаружить и развить способности получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий. Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по физике является тесная связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны: опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках, направленность всех форм внеурочной работы на развитие интереса обучающихся к физике, на постепенное расширение круга обучающихся, интересующихся физикой и ее практическими приложениями. Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся. Итак, важнейшая задача внеурочной работы по физике - развитие познавательной деятельности, познавательного интереса учащихся. Как писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, ели нет у ученика желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности. Но внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи: - во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися; - во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов. Однако перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.
Массовая форма организации внеурочной работы по физике Массовая форма организации внеурочной работы по физике предполагает проведение недель или декад физики, физических вечеров и викторин и т.д. Всё это вносит свой колорит в организацию и проведение недели. При хорошей организации всех мероприятий ребята принимают активное участие при проведении всех мероприятий, и они надолго запоминаются им
Список литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. - 288 с.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного подхода. - Москва, 2006.
3. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. (Серия «Новые стандарты»).
4. Бигушев Р.Н. Авторский материал. Статья по физике по теме «Дополнительное образование, как ресурс организации внеурочной деятельности по физике. Россия. 2015. URL.:http//www.videouroki.net/filecom.php.füeid=98719752 (дата обращения: 27.10.2015).
5. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4. -С.13-27.