Научная статья на тему 'Дополнительное образование как системоразвивающий компонент воспитательной системы колледжа'

Дополнительное образование как системоразвивающий компонент воспитательной системы колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕДЖЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛУБНАЯ МОДЕЛЬ / STUDENTS UPBRINGING IN A COLLEGE / PEDAGOGIC / EXTRA-CURRICULUM EDUCATION / A CLUB SAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашева С. О.

В статье рассмотрены основные компоненты воспитательной системы колледжа и в качестве системообразующего компонента рассмотрена система дополнительного образования. В качестве базовой моделью организации дополнительного образования в колледже выбрана клубная модель, что способствует развитию воспитательной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers the main component parts of a college pedagogic as a system. The extra curriculum education is considered to be as its generative component part. A club sample has been chosen to be the basic sample of the extra curricular college education that contributes to the pedagogic development as a whole.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как системоразвивающий компонент воспитательной системы колледжа»

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМОРАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА

Лукашева С.О.

В статье рассмотрены основные компоненты воспитательной системы колледжа и в качестве системообразующего компонента рассмотрена система дополнительного образования. В качестве базовой моделью организации дополнительного образования в колледже выбрана клубная модель, что способствует развитию воспитательной системы в целом.

Ключевые слова: воспитание в колледже, воспитательная система, дополнительное образование, клубная модель

The article offers the main component parts of a college pedagogic as a system. The extra - curriculum education is considered to be as its generative component part. A club sample has been chosen to be the basic sample of the extra - curricular college education that contributes to the pedagogic development as a whole.

Key words: students upbringing in a college, pedagogic, extra-curriculum education, a club sample.

В педагогических исследованиях в качестве основного средства совершенствования воспитательного процесса в образовательном учреждении рассматривается создание и развитие воспитательной системы. Особенности воспитательной системы образовательного учреждения и ее основные компоненты рассмотрены в работах Е.Н. Барышникова, Н.М. Борыт-ко, А.В. Гаврилина, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.Н.Степанова. В рамках системного подхода любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов. Для успешного построения воспита-

тельной системы колледжа необходим выбор системоразвивающего компонента. Это связано с тем, что в процессе построения воспитательной системы необходима интеграция усилий. Для понимания сущности и специфики воспитательной системы колледжа выделим и рассмотрим ее основные компоненты. В педагогической теории существует несколько подходов к структурированию воспитательной системы образовательного учреждения.

Е.Н.Степанов выделяет пять компонентов воспитательной системы [3,с.76]:

1. Индивидно-групповой компонент, который включает в себя администрацию, учителей и сотрудников образовательного учреждения; учащихся; родителей; других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения;

2. Ценностно-ориентационный компонент, состоящий из ценностей сообщества, детей и взрослых; целей воспитания; перспектив жизнедеятельности, ученической общности; принципов и ключевых идей построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения;

3. Функционально-деятельност-ный компонент, включающий в себя: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление воспитательной системой;

4. Отношенческо-коммуникатив-ный компонент, в который входит: отношения в сообществе детей и взрос-

лых; внутренние и внешние связи воспитательной системы;

5. Диагностико-результативный компонент, включающий в себя критерии и показатели эффективности воспитательной системы; формы, методы, приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы.

Е.Н. Барышников разделил деятельность школы на три составляющих:

V мыслительно-проектировочная деятельность, которая включает в себя деятельность педагогического коллектива по анализу, целеполага-нию и проектированию деятельности школы. Данный вид деятельности отражается в школьной документации и в образе школы, который складывается у педагогов, учащихся, родителей;

V деятельность с учащимися школы;

V деятельность с педагогами, родителями, взаимодействие с другими учреждениями [1,с.56].

Это позволило построить следующую модель воспитательной системы (схема 1).

Ценностно-смысловое ядро

Схема 1. Основные компоненты воспитательной системы

Ценностно-смысловое ядро представляет собой систему ценностных ориентиров, возникшую в результате согласования жизненных ценностей и смыслов учителей, учащихся, родителей. Помимо ценностей оно включает в себя принципы воспитательной деятельности в образовательном учреждении; цели воспитания, критерии и показатели результативности воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Пространственно-временной компонент представляет собой систему различных видов деятельности в образовательном учреждении, несущих воспитательный потенциал.

Координационно-педагогический компонент включает в себя: управление процессом построения и развития воспитательной системы; совокупность педагогических технологий, применяемых в воспитательном процессе; методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогического коллектива; взаимодействие с родителями по проблемам воспитания; взаимодействие с другими учреждениями по решению проблем воспитания.

Взяв за основу модель Е.Н. Барышникова, структурируем пространственно-временной компонент воспитательной системы колледжа, выделив:

V учебный процесс, способствующий интеллектуальному развитию и формированию компетентности студентов;

V жизнедеятельность студенческой группы, осуществляемую студентами и координируемую классным руководителем;

V годовой круг событий и праздников, определяющий ценностно-

смысловую направленность уклада жизни в колледже;

V систему дополнительного образования, ориентированную на самореализацию студентов;

V систему ученического самоуправления, обеспечивающую активную роль студентов в организации образовательного процесса;

V социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в колледже, направленное на решение индивидуальных жизненных проблем учащихся.

Каждый из данных компонентов может выступать в качестве системообразующего компонента. Проведенное нами исследование показало эффективность использования в качестве системоразвивающего компонента систему дополнительного образования в колледже.

На основе типологии Б.В. Куприянова можно выделить пять моделей дополнительного образования как воспитательной системы (организации): школа; студия; клуб; производство, военно-служебная [3,с116]. Теоретический анализ показал эффективность использования для развития воспитательной системы колледжа клубной модели. Этот выбор определен тем фактом, что в пространстве клуба наиболее успешно осуществляется взаимодействие преподавателей и студентов. Клуб предполагает сотрудничество его участников, совместное планирование и организацию жизни. Опыт клубной жизни способствует развитию воспитательной системы в целом.

Исследование проводилось на базе Петровского колледжа г.Санкт-Петербурга. Основу системы дополнительного образования в колледже со-

ставили 29 профессиональных клубов и клубов по интересам. Каждый клуб разработал Положение о своей деятельности, имеет актив, который выступает с инициативами. Все клубы -активные участники не только внут-риколледжных мероприятий (Петровской Ассамблеи - Дня рождения колледжа, предметных декад и т.д.) и олимпиад, проводимых среди ссузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Профессиональные клубы проводят в колледже научно-практические конференции, пользующиеся у студентов большим интересом (например, «Правовые проблемы жилищной реформы в России», «Проблемы и перспективы профессиональной социально-педагогической деятельности», «Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их профессиональной компетентности», «Производственная практика - первый шаг к трудоустройству», «Современные сетевые технологии», «Проблемы местного самоуправления»), конкурсы творческих работ и стенгазет, профессиональные конкурсы «Лучший по юридической специальности», «Лучший социальный педагог», «Мисс-туризм» и т.д. Члены клубов-активные участники различных районных, городских, всероссийских и профессиональных конкурсов: «Моя законотворческая инициатива», «Моя будущая профессия» (на английском языке). Они принимают участие в международном конкурсе по гостиничному сервису в Италии, в Международных олимпийских играх по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну, в Открытом независимом чемпионате по парикмахерскому

искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну.

Наиболее значимыми достижениями студентов колледжа в прошлом учебном году являются:

• III место среди ссузов Санкт-Петербурга на олимпиаде по специальности «Технология машиностроения»;

• II и III место в городской олимпиаде «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;

• 1-е и 2-е место в международном конкурсе по гостиничному сервису в Италии;

• Диплом лауреата «Всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций «Моя законотворческая инициатива» г.Москва. Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

• Кубок «Командное первенство. Учащиеся» на Международных олимпийских играх по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну;

• Кубок России на Открытом независимом чемпионате по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и нейл-дизайну;

• II место в городском конкурсе ссузов по русскому языку и литературе;

• III место в городской олимпиаде ссузов по истории.

Формирование гражданского самосознания, патриотизма, бережного отношения к родному языку - цель работы клубов «Политика», «Лидер», «Сталкер», «Литературная гостиная», «Любители русского слова», «Литературные встречи».

На заседаниях клубов студенты имеют возможность проводить дис-

куссии по актуальным современным проблемам: толерантности, межнациональных отношений, молодежной субкультуры, чистоты родного языка.

Своими размышлениями студенты делятся как через стенгазеты, выпускаемые каждым клубом, так и на страницах печатного издания колледжа-газеты «Петровский студент».

Члены вышеперечисленных клубов - активные участники общегородских мероприятий: День молодого избирателя, акции «Георгиевская ленточка», «День призывника».

Члены многочисленных секций клуба «Межкультурные коммуникации» принимают активное участие в международном сотрудничестве колледжа, помогают расширять круг социальных партнеров колледжа.

Для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления физического здоровья студентов, развития спорта в колледже работают 12 спортивных секций. В 2008-2009 учебном году студентами колледжа завоевано 14 призовых мест в различных спортивных соревнованиях городского и всероссийского уровней.

В прошлом учебном году студенты участвовали в:

• Кроссе наций - 60 человек;

• Женской десятке - 40 человек;

• Осеннем кроссе - 30 человек;

• Пробеге по юго-западному оборонному рубежу - 70 человек;

• Всероссийском смотре-конкурсе допризывной молодежи - 10 человек (4-е место из 14 команд);

• Профсоюзном кроссе среди ссу-зов Санкт-Петербурга (1-е место);

• Физкультурно-спортивном туристическом слете - 10 человек (2-е место).

Для организации позитивного досуга студентов, раскрытия их творческого потенциала в Петровском колледже работают театральная студия, студия вокала, две студии танца, школа ведущих. Члены творческих студий ежегодно принимают участие и завоевывают призовые места в городских конкурсах «Студенческая весна» и «Армейская песня».

Активное развитие системы дополнительного образования в колледже способствует сотрудничеству преподавателей и студентов, помогает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность. Система дополнительного образования в Петровском колледже определяет развитие его воспитательной системы.

В рамках проведенного исследования отношения студентов к жизнедеятельности в колледже было выявлено, что коммуникативные конфликты являются основной причиной отчуждения студентов от жизни в колледже. Для решения коммуникативных проблем был создан клуб «Межкультурные коммуникации», члены многочисленных секций которого принимают активное участие в международном сотрудничестве колледжа, помогают расширять круг социальных партнеров колледжа. В ходе исследования было отмечено, что взаимопонимание и тесный контакт в совместной заботе педагогов и студентов о насыщенности жизни в колледже лучше осуществляется в условиях клуба.

Исследование подтвердило важное значение для развития воспитательной системы коллективной творческой деятельности. В условиях колледжа клубы оказались идеаль-

ными коллективами для совместного творчества. Благодаря творческим клубам-студиям: театральной, вокальной, танцевальной, - проведение общих праздников-событий из формальной обязанности превратилось в создание общей радости.

Наличие воспитательной системы в образовательном учреждении обеспечивает ценностно - смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность, и упорядоченность. Деятельность клубов является пространством для ценностно-смыслового диалога преподавателей и студентов, в результате которого возникает общая для воспитательной системы колледжа система ценностей. Это позволяет сделать общий вывод: активное развитие системы дополнительного образования в колледже способствует сотрудничеству преподавателей и студентов, помо-

гает студентам развивать лидерские качества, работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность. Система дополнительного образования в Петровском колледже определяет развитие его воспитательной системы и задает ее базовые параметры.

Литература:

1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. - СПб:СПбАППО, 2005. - 242 с.

2. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: Монография. - Кострома, 2009. -424 с.

3. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков: ПОИПКРО, 1998 г. - 263 с.

СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Богданова И.Н.

Одной из задач средней и высшей профессиональной школы является стимулирование самовоспитания студентов. Этому призваны способствовать все учебные дисциплины. Значительным потенциалом обладает и дисциплина «Русский язык и культура речи», в процессе воспитывающего обучения которой через содержание учебных занятий, использование соответствующих форм и средств обучения и воспитания происходит формирование языковой культуры студентов, что особенно актуально для технических вузов.

Ключевые слова: самовоспитание, стимулирование, студент, процесс изучения курса «Русский язык и культура речи»

Inducements of self-education of the students on the basis of discipline «Russian and culture of speech. One from problems of secondary and higher professional school is inducement of self-education of the students. This is promoted with all edu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.