Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕТВОРКИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ / СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ольга Анатольевна, Жукова Наталия Николаевна

В современных социокультурных условиях актуальна проблема профессиональной ориентации. Особенно это касается организаций дополнительного образования. Концепция развития дополнительного образования детей рассматривает развитие сферы неформального и дополнительного образования как основу для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства. Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяют запрос на новое содержание дополнительного образования. Оно должно быть направлено на развитие востребованных современных компетенций, выстраивание новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся. В статье затронуты такие вопросы как трактовка понятия «профориентация», история становления профориентационной работы, изложены современные подходы к организации профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования. Описаны образовательные ресурсы Центра технического творчества города Рыбинска Ярославской области, целью создания и реализации которых является формирование softskills («мягких навыков») и самоопределение учащихся. В статье также рассматривается такое направление деятельности как профессиональный нетворкинг. Затронуты вопросы работы с социальными партнерами образовательной организации, реализации практико-ориентированного подхода в образовании. В данной статье проанализированы результаты анкетирования обучающихся Центра технического творчества города Рыбинска Ярославской области и их родителей, касающегося мотивации детей к занятиям в организации дополнительного образования. В анкетировании приняли участие 450 респондентов. В заключении сделаны выводы об актуальности и необходимости профориентационной деятельности в организациии дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE CENTER OF ADDITIONAL EDUCATION

In modern socio-cultural conditions, the problem of vocational guidance is very relevant. This is especially true for institutions of additional education. The concept for the development of additional education for children considers the development of the sphere of non-formal and additional education as the basis for professional self-determination, orientation and motivation of adolescents and youth to participate in innovative activities in the field of high technologies and industrial production. The transition from a post-industrial economy to a digital one, the accelerating transformation of labor markets and employment structures determine the demand for new content of additional education. It should be aimed at developing demanded modern competencies, building a new system of professional and personal self-determination of students. The article touches upon such issues as the interpretation of the concept of “vocational guidance”, the history of the formation of vocational guidance work, outlined modern approaches to the organization of vocational guidance in the institution of additional education. The educational resources of the Center for technical creativity of the city of Rybinsk, Yaroslavl region, are described, the purpose of the creation and implementation of which is the formation of softskills (“soft skills”) and self-determination of students. The article also discusses such an area of activity as professional networking. The issues of work with social partners of an educational organization, implementation of a practice-oriented approach in education were touched upon. This article analyzes the results of a questionnaire survey of students of the Center for technical creativity in the city of Rybinsk, Yaroslavl region and their parents, concerning the motivation of children to engage in additional education. 450 respondents took part in the survey. Conclusions are made about the relevance and necessity of career guidance activities in the institution of additional education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

О. А. Баранова Н. Н. Жукова

УДК 37.047

https://orcid.org/0000-0001-9387-6762 https://orcid.org/0000-0001-9433-4009

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

Для цитирования: Баранова О. А., Жукова Н. Н. Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 120-132. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-2-11-120-132

В современных социокультурных условиях актуальна проблема профессиональной ориентации. Особенно это касается организаций дополнительного образования. Концепция развития дополнительного образования детей рассматривает развитие сферы неформального и дополнительного образования как основу для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства. Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяют запрос на новое содержание дополнительного образования. Оно должно быть направлено на развитие востребованных современных компетенций, выстраивание новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся. В статье затронуты такие вопросы как трактовка понятия «профориентация», история становления профориентационной работы, изложены современные подходы к организации профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования. Описаны образовательные ресурсы Центра технического творчества города Рыбинска Ярославской области, целью создания и реализации которых является формирование softskШs («мягких навыков») и самоопределение учащихся. В статье также рассматривается такое направление деятельности как профессиональный нетворкинг. Затронуты вопросы работы с социальными партнерами образовательной организации, реализации практико-ориентированного подхода в образовании.

В данной статье проанализированы результаты анкетирования обучающихся Центра технического творчества города Рыбинска Ярославской области и их родителей, касающегося мотивации детей к занятиям в организации дополнительного образования. В анкетировании приняли участие 450 респондентов. В заключении сделаны выводы об актуальности и необходимости профориентационной деятельности в организациии дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный нетворкинг, профессиональное самоопределение, дополнительное образование, востребованные профессии, современные компетенции, мотивация подростков, техническое творчество.

© Баранова О. А., Жукова Н. Н., 2021

120

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

O. A. Baranova, N. N. Zhukova Professional orientation of students in the Center of additional education

In modern socio-cultural conditions, the problem of vocational guidance is very relevant. This is especially true for institutions of additional education. The concept for the development of additional education for children considers the development of the sphere of non-formal and additional education as the basis for professional self-determination, orientation and motivation of adolescents and youth to participate in innovative activities in the field of high technologies and industrial production. The transition from a post-industrial economy to a digital one, the accelerating transformation of labor markets and employment structures determine the demand for new content of additional education. It should be aimed at developing demanded modern competencies, building a new system of professional and personal self-determination of students. The article touches upon such issues as the interpretation of the concept of "vocational guidance", the history of the formation of vocational guidance work, outlined modern approaches to the organization of vocational guidance in the institution of additional education. The educational resources of the Center for technical creativity of the city of Rybinsk, Yaroslavl region, are described, the purpose of the creation and implementation of which is the formation of softskills ("soft skills") and self-determination of students. The article also discusses such an area of activity as professional networking. The issues of work with social partners of an educational organization, implementation of a practice-oriented approach in education were touched upon. This article analyzes the results of a questionnaire survey of students of the Center for technical creativity in the city of Rybinsk, Yaroslavl region and their parents, concerning the motivation of children to engage in additional education. 450 respondents took part in the survey. Conclusions are made about the relevance and necessity of career guidance activities in the institution of additional education.

Key words: professional orientation, professional networking, professional self-determination, additional education, demand occupations, modern competencies, motivation of teenagers, technical creativity.

Введение

Выбор профессии - один из важнейших шагов в жизни человека. Список востребованных профессий постоянно корректируется, так как экономика страны меняется в сторону увеличения высокоточных и высокотехнологичных производств. Согласно анализу компаний Microsoft и the Future Laboratory, 65 % нынешних учащихся общеобразовательных организаций и студентов займут долж-

ности, которые еще не существуют [Профессии будущего ... , 2019].

В связи с быстро изменяющимся рынком труда современные выпускники общеобразовательных организаций не всегда имеют чёткие представления о профессиях, и большинство молодых людей поступают в образовательные организации высшего образования на специальности и направления подготовки, не соответствующие их индивидуальным способностям и

121

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

запросам общества. В данных условиях ценность личности приобретает особое значение, а создание условий для профессиональной ориентации и творческого саморазвития детей становится наиболее актуальным и привлекает внимание общественности.

Какой специалист нужен сегодня, и кто будет востребован завтра? Отвечая на данный вопрос, система образования выстраивает профориентационную работу, опираясь на потребности общества в кадрах и требования к специалистам будущего.

Учитывая вызовы времени, разработан ряд государственных стратегических документов, в которых отражены новые подходы к профориентации обучающихся. В 2020 году началось внедрение Примерной программы воспитания, одним из инвариантных модулей которой является «Профориентация» [Апробация и внедрение ... , 2020]. В национальном проекте «Образование» заложен комплекс мероприятий по профориентации, а также предусмотрены изменения организационных и содержательных механизмов работы с подрастающим поколением. Например, в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» особое внимание уделено ранней профориентации детей с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями [Национальный проект ... , 2019].

«Билет в будущее», проект для обучающихся 6-11-х классов, стартовал в конце 2019 года. По данным экспертов, почти 90 % обучающихся, прошедших профориен-тационное тестирование в рамках проекта, не знают, кем они хотят стать, и где искать информацию о новых профессиях [Билет в будущее, 2019].

Открытые онлайн уроки «Про-ектория» набрали более 144 млн просмотров в социальных сетях, так как знакомят старшеклассников с новыми технологиями и современными профессиями [Проекто-рия, 2019]; участие во Всероссийском форуме профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» способствует включению подростков в решение современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов.

На региональном и муниципальном уровнях для реализации целей национальных и федеральных проектов задействованы механизмы целевых программ. Региональная целевая программа «Образование в Ярославской области» на 2020-2024 годы направлена на развитие региональной системы образования, в том числе дополнительного, включает мероприятия по созданию конкурентной среды и повышению доступности и качества дополнительного образования детей, развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей, развитие дополнительного образования технической и естест-

112

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

венно-научной направленности [Об утверждении ... , 2019].

Подпрограмма «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска в муниципальной системе образования» муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования в городском округе город Рыбинск» предусматривает обеспечение развития организационно-педагогических условий для профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся через развитие инфраструктуры профориентаци-онной работы в системе образования городского округа города Рыбинска с учетом потребностей рынка труда [Муниципальная программа ... , 2019].

Анализ стратегических документов позволяет сделать вывод, что в сложившейся ситуации дополнительное образование рассматривается как открытое вариативное образование для обеспечения права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит его личностное и профессиональное самоопределение.

Понятие «профориентация» появилось в результате слияния слов из двух разных языков: латинского «profession» (род занятий) и французского «orientation» (установка). Профориентация как отрасль знаний аккумулирует в себе достижения множества наук о человеке и обществе: педагогики, психологии, социологии, медици-

ны, экономики, философии, поэтому подходы к её определению различны.

В Российской педагогической энциклопедии и словаре-справочнике по педагогической психологии профориентация трактуется как «информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда» [Российская педагогическая ... , 2010; Словарь-справочник ... , 2001].

В экономическом словаре под профориентацией понимается «система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и так далее; часть системы трудового воспитания и учебно-

воспитательной работы в общеобразовательной школе» [Экономический словарь, 2011].

Википедия предлагает следующее определение: «Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

113

особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве» [Ви-кипедия, 2020].

В толковом словаре Кузнецова даются два определения: 1. ознакомление с группой профессий с целью помощи в выборе специальности; 2. обучение основам какой-либо профессии с целью получения более полных представлений о данной специальности [Толковый словарь ... , 2010].

В Педагогическом словаре профориентация рассматривается как «научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию» [Педагогический словарь, 2006].

Мы понимаем под профориентацией целенаправленную деятельность, связанную с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с потребностью общества, личными способностями, пригодностью к той или иной профессии.

Если придерживаться распространенной точки зрения о том, что в систему профессиональной ориентации входят профдиагностика,

профконсультирование и профотбор, то можно говорить о том, что профориентация как деятельность, направленная на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, возникла давно. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов, а в Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора и обучения гладиаторов.

На Руси человек практически с рождения знал, чем будет заниматься всю жизнь. Профессиональные знания передавались внутри семей, постоянно совершенствовались и держались в строжайшем секрете. Это было необходимо для выживания рода, специализировавшегося на уникальной профессии или продукте, чтобы не было конкуренции. Отголоски данной традиции существуют и в наше время: многие родители видят детей продолжателями своего дела.

Еще 150 лет назад профессиональный выбор определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Молодой дворянин, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, не мог стать музыкантом, так как данный статус был приравнен к прислуге. В конце XIX в., когда в развитых промышленных странах усилилась производ-

114

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

ственная специализация, и в то же время пошатнулась сословная замкнутость, молодые люди оказались в своем самоопределении перед широким выбором возможностей:

— согласно семейным традициям;

— случайный, необдуманный выбор;

— выбор по призванию;

— выбор по расчету.

В начале XX века педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе данной работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих необходимыми для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему «человек-техника». Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством - для этого необходи-

мы знания, способности и соответствующие навыки.

Результаты исследования

Подготовка к профессиональной деятельности является составной частью воспитания и социализации обучающихся, а создание оптимальных условий для развития компетентностей XXI века через освоение различных дополнительных общеобразовательных обще-развивающих программ и участие в мероприятиях технической направленности - одно из направлений деятельности педагогического коллектива муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества» города Рыбинска.

Согласно результатам анкетирования - 29 % обучающихся пришли заниматься в Центр технического творчества с целью выбора будущей профессии, 36 % респондентов-родителей на вопрос «На чем основывается Ваше решение отдать ребенка в Центр технического творчества?» ответили: «желание получить знания, умения, навыки в новой образовательной области» и «профессиональный выбор». В связи с этим работа по профориентации ведётся по следующим направлениям:

— профориентация детей дошкольного возраста. Целью ранней профориентации является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых;

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

115

— профориентация учащихся младшего школьного возраста (1-4-й классы). Главная цель работы по профессиональной ориентации в младших классах - формирование осознания ребенком важности каждой профессии, воспитание ответственности и любви к труду;

— профориентация учащихся 5-9-х классов. Целью профессиональной ориентации учащихся средней школы является формирование у детей способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда;

— профориентация учащихся 10-11-х классов. Главная цель -формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, погружение в профессию через участие в конкурсных мероприятиях;

— формирование у учащихся softskills. В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», «гибкими навыками», 80Й8кШ8, которые нужно формировать, начиная с дошкольного возраста.

Преобладающим направлением в развитии современной профориентации является переход к прак-тико-ориентированным формам работы с обучающимися. В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» выделена такая

функция трудовой деятельности педагога, как использование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в целях развития познавательной сферы учащихся, формирования у них престижа интеллектуального труда и освоения опыта практической деятельности. Получение информации в ходе занятий идёт на фоне усиления мыслительной, творческой и эмоциональной активности учащихся. В связи с этим предусматривается использование различных видов деятельности:

— игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно выработанным правилам; ролевая игра);

— совместно-распределенная образовательная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);

— творческая деятельность (художественное творчество, импровизация);

— проектная деятельность (разработка памяток, буклетов, проектов).

92 % опрошенных подростков и старшеклассников Центра технического творчества отметили, что предпочитают интерактивные формы работы. Большой интерес у обучающихся вызывают профори-ентационные игры: деловые, интерактивные, интеллектуальные, ролевые, квесты, викторины. Посредством игры у обучающихся формируется ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни

116

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

человека, приобретается познавательный интерес к профессиональной деятельности.

Педагогическими работниками Центра технического творчества разработан сборник профориента-ционных игр для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Формат сборника -EXE книга. Это самый распространенный и удобный формат: для просмотра не нужна программа для чтения - она уже встроена в саму книгу. Для использования материалов необходим доступ к сети Интернет. Содержание сборника позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность детей, направленную на расширение и углубление знаний о различных профессиях родного края:

— дошкольный возраст: интерактивная игра «На «Сатурне» профессии разные, незаменима каждая», викторина «Техника вокруг»;

— младший школьный возраст: познавательное мероприятие «Наше градообразующее предприятие ПАО «ОДК-Сатурн», викторина «Знакомство рыбинских школьников с ПАО «ОДК-Сатурн», квест-игра «Юный техник»;

— средний школьный возраст: интерактивное мероприятие «Покорители морей», игра «Рыбинские моторостроители», интерактивная викторина «Наш завод»;

— старший школьный возраст: викторина «Промышленность Рыбинска», игра «Есть такая профес-

сия - Полицейский», соревнования «Спасатель».

Важной формой ознакомления учащихся с миром труда являются экскурсии. Посещая промышленные предприятия города, обучающиеся непосредственно погружаются в атмосферу трудовой деятельности работников технического профиля. Наши социальные партнёры ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ССЗ «Вымпел», судостроительный и судоремонтный завод «Верфь братьев Нобель», предоставляют ребятам возможность изучения особенностей деятельности профессионала, его обязанностей и условий работы. Во время экскурсий взаимодействие педагога, обучающихся, представителей различных профессий и специальностей обеспечивает моделирование реальных ситуаций, совместный анализ проблем, имитационное или игровое проектирование возможных продуктов. Ребята учатся использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей, разрабатывать программы обработки деталей и материалов. Профориентационные экскурсии не только способствуют активизации социально-профессиональной позиции обучающихся, но и прояснению профессиональных ценностей, целей и смыслов. Побывав на предприятии, многие подростки изучают список востребованных профессий, берутся за изготовление копий судов, которые сходят со стапелей заводов.

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

117

Педагогической технологией, поддерживающей компетентност-ный и практико-ориентированный подходы в образовании, является технология проектного обучения. При внедрении данной технологии появляется возможность объединить цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знаний к их практическому применению.

Цель проектного обучения в техническом моделировании - это создание конкурентоспособного практико-ориентированного проекта (модель, изделие, фильм и прочее). На первом, поисковом этапе обучающийся должен продумать, что именно ему хотелось бы сделать своими руками, далее он должен реально оценить имеющиеся у него возможности. На технологическом этапе конструируется само изделие. Перед получением непосредственного образа изделия участникам проекта необходимо изучить теоретические вопросы. Они касаются элементов данного изделия, материалов и вариантов крепления деталей. Обращается внимание и на безопасность проведения работ. Окончательный вариант конструкции выполняется в графическом изображении: в виде эскиза, графического рисунка или чертежа, на которых отображены все необходимые данные. На следующем этапе происходит планирование технологий изготовления задуманного изделия. При этом должна

быть разработана технологическая карта. Заключительный этап предусматривает проведение испытаний и корректировку полученного изделия, определение тех материальных затрат, которые пошли на изготовление продукта.

Со своими моделями и проектами ребята участвуют в конкурсах, выставках, соревнованиях, презентуют результаты своей исследовательской деятельности на конференциях разного уровня. В детском техническом творчестве проектирование способствует активизации познавательной деятельности и развитию технического мышления, позволяет обучающимся выражать свой творческий потенциал и реа-лизовывать собственные идеи, что способствует возникновению мотивации, направленной на выбор инженерной профессии.

Современная профориентация выходит за рамки образовательной организации и становится сетевым процессом, приобретая вид проф-ориентационного нетворкинга как деятельности по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных или перспективных [Профориента-ционный нетворкинг, 2020; Профессиональная педагогика, 2017]. Использование понятия «нетвор-кинг» в профориентационном контексте требует, прежде всего, выявления тех субъектов, между которыми целесообразно выстраивание связей, полезных для достижения

118

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

целей профориентации. Основной инструмент профориентационного нетворкинга - коммуникативная площадка, в рамках которой обеспечены условия для встречи, знакомства и диалога. Инструментом данной работы являются сетевые программы профориентационного сопровождения самоопределения обучающихся.

В 2020 году в Центре технического творчества разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профессиональный ориентир». Программа реализуется в тесном содействии с градообразующими предприятиями «ОДК-Сатурн», «Рыбинский приборостроительный завод» и ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева». Занятия с участием социальных партнёров направлены на формирование у обучающихся представлений об экономике региона и востребованности профессий через знакомство с историей, сегодняшним днем и перспективами развития предприятия, кадровой политикой на предприятии и требованиями к профильному образованию; формирование у обучающихся представления о профессиональной карьере на примере успешного человека; мотивация обучающихся на планирование профессиональной карьеры и активную позицию в будущей профессиональной жизни. В рамках освоения программы обучающиеся

получают информацию о своих возможностях, специфике рынка труда в городе и области. Программа способствует формированию представления о востребованных профессиях XXI века и помогает обозначить свое отношение к ним.

Отличительной особенностью данной программы является формирование у обучающихся набора базовых универсальных компетенций, softskills-навыков, не связанных с конкретной профессиональной областью: развитие мышления и лидерских качеств, работа в команде, коммуникативность.

Идея социального партнерства с организациями и предприятиями Рыбинска помогает раскрыть социальную ценность необходимых профессий, нравственную сторону труда и сориентировать обучающихся на сознательный выбор профессии в соответствии с запросом рынка труда города.

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: профориентация является частью государственной политики; профориентация имеет междисциплинарный характер; профориентация имеет глубокие исторические корни, подвержена изменениям и адаптации, в том числе к вызовам современности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профориентационная деятельность в организации дополнительного образования существенно расширяет знания о творческих способностях человека, обеспечи-

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

119

вает возможность «проживания» в избранной профессии, содействует развитию качеств личности, кото-

рые важны для достижения социальной успешности в любой сфере профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Апробация и внедрение примерной программы воспитания: [офиц. сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»]. URL: http://form.instrao.ru/. (Дата обращения: 10.05.2021).

2. Билет в будущее. URL: http://bilet-help.worldsküls.ru/. (Дата обращения: 10.01.2021).

3. Википедия. Свободная энциклопедия, 2020. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. (Дата обращения: 10.02.2021).

4. Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования в городском округе город Рыбинск». Постановление Администрации городского округа город Рыбинск №2342. URL: http://www.rybadm.ru/upload/departament/investicii/MP.pdf/. (Дата обращения: 10.02.2021).

5. Национальный проект РФ «Образование» 2019-2024: [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project. (Дата обращения: 10.01.2021).

6. Об утверждении региональной целевой программы «Образование в Ярославской области» на 2020-2024 годы. Постановление Правительства ЯО № 873 -п. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 561661592. (Дата обращения: 19.01.2021).

7. Педагогический словарь. Онлайн словари и энциклопедии в электронном виде, 2006. URL: https://didacts.ru/termin/proforientacija.html. (Дата обращения: 11.02.2021).

8. Проектория: портал проекта, 2019. URL: https://proektoria.online//. (Дата обращения: 11.02.2021).

9. Профессии будущего: как изменится рынок труда и на кого учиться. URL: https://www.studylab.ru/digest/professii-buduschego-kak-izmenitsya-rynok-truda-i-na-kogo-uchitisya. (Дата обращения: 21.01.2021).

10. Профессиональная педагогика : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Блинова. В 2 ч. Ч. 2. Москва : Изд-во Юрайт, 2017. 350 с.

11. Профориентационный нетворкинг: практическое пособие / авт.-сост.: И. С. Сергеев, Т. Н. Четверикова ; под науч. ред. И. С. Сергеева. Санкт-Петербург, 2020. 36 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия. Онлайн словари и энциклопедии в электронном виде, 2010. URL: https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1371. (Дата обращения: 21.01.2021).

13. Словарь-справочник по педагогической психологии / сост.: М. В. Гамезо, А. В. Степаносова, Л. М. Хализева, 2001 год. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-psychology/fc/slovar-207.htm# zag-253. (Дата обращения: 21.01.2021).

120

О. А. Баранова, Н. Н. Жукова

14. Толковый словарь Кузнецова. Онлайн словари и энциклопедии в электронном виде, 2001. URL: http://slovariki.org/ekonomiceskij-slovar/34351. (Дата обращения: 21.01.2021).

15. Экономический словарь. Онлайн словари и энциклопедии в электронном виде, 2011. URL: http://slovariki.org/ekonomiceskij- slovar/34351. (Дата обращения: 21.01.2021).

Reference list

1. Aprobacija i vnedrenie primernoj programmy vospitanija: [ofic. sajt FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO»] = Approbation and implementation of an exemplary education program: [official. website of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Education Development Strategy of Russian Academy of Education"]. URL: http://form.instrao.ru/. (Data obrashhenija: 10.05.2021).

2. Bilet v budushhee = A ticket to the future. URL: http://bilet-help.worldskills.ru/. (Data obrashhenija: 10.01.2021).

3. Vikipedija. Svobodnaja jenciklopedija = Wikipedia. Free encyclopedia, 2020. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. (Data obrashhenija: 10.02.2021).

4. Municipal'naja programma «Razvitie municipal'noj sistemy obrazovanija v gorodskom okruge gorod Rybinsk». Postanovlenie Administracii gorodskogo okruga gorod Rybinsk №2342 = Municipal program "Development of the municipal education system in the urban district of Rybinsk". Resolution of the Administration of the city district of the city of Rybinsk No. 2342. URL: http://www.rybadm.ru/upload/departament/investicii/MP.pdf/. (Data obrashhenija: 10.02.2021).

5. Nacional'nyj proekt RF «Obrazovanie» 2019-2024: [ofic. sajt Min-va prosveshhenija RF] = National project of the Russian Federation "education" 20192024: [official. website of the Ministry of Education of the Russian Federation]. URL: https://edu.gov.ru/national-project. (Data obrashhenija: 10.01.2021).

6. Ob utverzhdenii regional'noj celevoj programmy «Obrazovanie v Jaroslavskoj oblasti» na 2020-2024 gody. Postanovlenie Pravitel'stva JaO № 873-p = On the approval of the regional target program "Education in the Yaroslavl region" for 20202024. Resolution of the Government of YaO No. 873-p. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 561661592. (Data obrashhenija: 19.01.2021).

7. Pedagogicheskij slovar'. Onlajn slovari i jenciklopedii v jelektronnom vide = Pedagogical dictionary. Online dictionaries and encyclopedias in electronic form, 2006. URL: https://didacts.ru/termin/proforientacija.html. (Data obrashhenija: 11.02.2021).

8. Proektorija: portal proekta = Project: project portal, 2019. URL: https://proektoria.online//. (Data obrashhenija: 11.02.2021).

9. Professii budushhego: kak izmenitsja rynok truda i na kogo uchit'sja = Professions of the future: how the labor market will change and who to study. URL: https://www.studylab.ru/digest/professii-buduschego-kak-izmenitsya-rynok-truda-i-na-kogo-uchitisya. (Data obrashhenija: 21.01.2021).

10. Professional'naja pedagogika = Professional pedagogy : ucheb. posobie dlja vuzov / pod obshh. red. V. I. Blinova. V 2 ch Ch 2. Moskva : Izd-vo Jurajt, 2017. 350 s.

О. А. Баранова, Н. Н. ЖукЪШ

11. Proforientacionnyj netvorking = Career guidance networking : prakticheskoe posobie / avt.-sost.: I. S. Sergeev, T. N. Chetverikova ; pod nauch. red. I. S. Sergeeva. Sankt-Peterburg, 2020. 36 s.

12. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija. Onlajn slovari i jenciklopedii v jelektronnom vide = Russian pedagogical encyclopedia. Online dictionaries and encyclopedias in electronic form, 2010. URL: https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1371. (Data obrashhenija: 21.01.2021).

13. Slovar'-spravochnik po pedagogicheskoj psihologii = Dictionary-guide to educational psychology / sost.: M. V. Gamezo, A. V. Stepanosova, L. M. Halizeva, 2001 god. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-psychology/fc/slovar-207.htm# zag-253. (Data obrashhenija: 21.01.2021).

14. Tolkovyj slovar' Kuznecova. Onlajn slovari i jenciklopedii v jelektronnom vide = Explanatory dictionary Kuznetsov. Online dictionaries and encyclopedias in electronic form, 2001. URL: http://slovariki.org/ekonomiceskij-slovar/34351. (Data obrashhenija: 21.01.2021).

15. Jekonomicheskij slovar'. Onlajn slovari i jenciklopedii v jelektronnom vide = Economic dictionary. Online dictionaries and encyclopedias in electronic form, 2011. URL: http://slovariki.org/ekonomiceskij- slovar/34351. (Data obrashhenija: 21.01.2021).

Профессиональная ориентация обучающихся в Центре дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.