Научная статья на тему 'Из опыта профориентационной практики федеральных университетов'

Из опыта профориентационной практики федеральных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE FORMS / CAREER GUIDANCE MANAGEMENT / CONTRADICTIONS / FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

В статье рассматривается профориентационная деятельность федеральных университетов как двигателей развития регионов РФ, опирающаяся на системный, ресурсный, компетентностный, информационный и управленческий подходы к организации профориентации. Управленческая составляющая организации профориентационной работы федеральных университетов представлена через специфику органов управления этой деятельности в вузе (департамент, отдел, центр, служба, факультет довузовского образования и др.). Охарактеризованы традиционные модели довузовской подготовки (олимпиады, конкурсы, конференции, школы и др.), а также новые форматы профориентационной работы университетов (онлайн-вебинары, виртуальные олимпиады, фестивали, виртуальные классы, профориентационные квест-игры и др.), созданные с учетом современных вызовов и запросов цифровой образовательной среды, рынка труда, требований социально-экономического развития регионов. Выявлены противоречия современной профориентации и инструменты их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance practices of federal universities

Career guidance of federal universities is regarded in the paper as an agent of development in Russian regions from the perspective of system, resource, competency-based, information, and management approaches. The management component of career guidance at federal universities is demonstrated through the specific nature of the management bodies in this regard (department, center, service, pre-university education department). Traditional pre-university training models (skills contests, competitions, conferences, schools) are described. New formats of career guidance at universities (online webinars, virtual skills contests, festivals, virtual classrooms, vocational guidance quest games) are presented. They are created to meet modern challenges and demands of digital education and labor market, the requirements of the social and economic development of Russian regions. The study reveals the contradictions of modern career guidance and ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «Из опыта профориентационной практики федеральных университетов»

УДК 37.048.45:378.6

https://doi.org/10.24158/spp.2019.1.12

Панина Светлана Викторовна

Panina Svetlana Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ИЗ ОПЫТА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

CAREER

GUIDANCE PRACTICES OF FEDERAL UNIVERSITIES

Аннотация:

В статье рассматривается профориентацион-ная деятельность федеральных университетов как двигателей развития регионов РФ, опирающаяся на системный, ресурсный, компетентност-ный, информационный и управленческий подходы к организации профориентации. Управленческая составляющая организации профориентацион-ной работы федеральных университетов представлена через специфику органов управления этой деятельности в вузе (департамент, отдел, центр, служба, факультет довузовского образования и др.). Охарактеризованы традиционные модели довузовской подготовки (олимпиады, конкурсы, конференции, школы и др.), а также новые форматы профориентационной работы университетов (онлайн-вебинары, виртуальные олимпиады, фестивали, виртуальные классы, профори-ентационные квест-игры и др.), созданные с учетом современных вызовов и запросов цифровой образовательной среды, рынка труда, требований социально-экономического развития регионов. Выявлены противоречия современной профориентации и инструменты их разрешения.

Ключевые слова:

профориентация, формы профориентационной работы, управление профориентацией, противоречия, федеральный университет.

Summary:

Career guidance of federal universities is regarded in the paper as an agent of development in Russian regions from the perspective of system, resource, competency-based, information, and management approaches. The management component of career guidance at federal universities is demonstrated through the specific nature of the management bodies in this regard (department, center, service, pre-university education department). Traditional pre-university training models (skills contests, competitions, conferences, schools) are described. New formats of career guidance at universities (online webinars, virtual skills contests, festivals, virtual classrooms, vocational guidance quest games) are presented. They are created to meet modern challenges and demands of digital education and labor market, the requirements of the social and economic development of Russian regions. The study reveals the contradictions of modern career guidance and ways to resolve them.

Keywords:

career guidance, career guidance forms, career guidance management, contradictions, federal university.

В условиях высокой конкуренции на российском рынке образовательных услуг, осложненной борьбой вузов за качественный контингент обучающихся, бюджетное финансирование и иные формы государственной поддержки, становится актуальным совершенствование организации профориентационной работы образовательных организаций, в том числе федеральных университетов [1].

Учитывая особенности социально-экономического развития Российской Федерации, территориальных рынков труда, распределения трудовых ресурсов в регионах, федеральные университеты должны реализовать подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями инновационной и цифровой экономики, перспективами развития приоритетных отраслей науки, техники, образования, социальной сферы и культуры. Согласно Стратегии научно-технологического развития РФ, от вузов требуется новый подход к профориентации, которая должна включать «развитие системы научно-технического творчества детей и молодежи» [2].

В изменяющемся ландшафте российского высшего образования наблюдается тенденция концентрации студентов и преподавателей не только в центральных городах, но и там, где созданы условия для интересного общения и продуктивной совместной работы. Именно федеральные университеты должны и выступают драйверами социально-экономического и промышленно-технологического развития макрорегионов РФ, так как они имеют уникальное месторасположение и фокусируются на решении перспективных научно-образовательных задач.

В июне 2018 г. на базе Северо-Восточного федерального университета (Якутск) состоялась международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития федеральных университетов России». В связи с этим нами предпринята попытка изучить организацию профориентационной деятельности в данных образовательных организациях.

Анализ практики показал, что профориентация в этих вузах выстраивается в соответствии с принципами регионализации, открытости, системности, интеграции, субъектности, информатизации, комплексности, непрерывности и др., а также опирается на компетентностный, системный, информационный, ресурсный и управленческий подходы. Остановимся на управленческой составляющей организации профориентационной работы в вузах.

Профориентация в высшем учебном заведении решает следующие задачи:

- содействие повышению уровня и качества реализации образовательных программ;

- пробуждение у потенциальных абитуриентов интереса к будущей профессиональной деятельности;

- получение и накопление знаний из разных областей науки;

- формирование готовности к командной работе;

- поддержка стремления личности реализовать себя через продуктивную и значимую деятельность и др.

Такая система работы не может быть осуществлена в полном объеме отдельно взятым подразделением - кафедрой, факультетом, институтом [3]. Именно системное управление профориентационной работой в университетах предполагает координацию основных направлений довузовской подготовки, привлечение талантливой молодежи, установление и расширение взаимосвязей и сотрудничества вуза в профориентационных целях.

В каждом из десяти федеральных университетов РФ довузовским этапом профориентации, координирующим деятельность учебных и структурных подразделений вуза, выступает определенный управленческий орган: отдел, служба, департамент, центр или факультет довузовского образования (табл. 1).

Таблица 1 - Управленческая составляющая организации

профориентационной деятельности в федеральных университетах

№ Полное название вуза Сокращенное название вуза Орган управления профориентацией в вузе

1 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» БФУ Служба организации приема студентов и довузовской подготовки

2 ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» ДВФУ Департамент довузовского образования

3 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» КФУ Центр профориентационной работы и взаимодействия с работодателями

4 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» КФУ им. В.И. Вернадского Отдел профессиональной ориентации и довузовской подготовки

5 ФГАОУ «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» САФУ Центр профориентации

6 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» СВФУ Факультет довузовской подготовки и профориентации

7 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» СКФУ Управление организации профориентационной работы и олимпиад

8 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» СФУ Департамент довузовской подготовки и нового набора

9 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» УрФУ Управление дополнительного образования и профориентации

10 ФГАОУ «Южный федеральный университет» ЮФУ Отдел организации проектной деятельности в сфере профориентации

Для эффективного функционирования профориентации в федеральных университетах значимым является управление всем целостным процессом реализации профориентационной деятельности различных субъектов (как внутренних, так и внешних), включая прогнозирование, планирование, организацию, руководство, анализ, коррекцию и контроль [4].

Изучение профориентационной деятельности вузов позволяет утверждать, что повышению качества профессиональной подготовки студентов способствует стратегическое и социальное партнерство университетов с заинтересованными субъектами профориентации. Традиционными формами профориентации выступают: организация и проведение олимпиад, дни открытых дверей, функционирование базовых (университетских) школ, гимназий, лицеев и колледжей, участие в ярмарках-выставках учебных мест, проведение вузовских дней в школах, колледжах, техникумах и т. д., организация образовательных курсов, функционирование профильных классов, малых академий, организация экскурсий в университетские кампусы, профессиональные встречи с потенциальными абитуриентами, родителями учащихся, сотрудничество с организациями дополнительного образования и др.

В последнее время федеральные университеты внедряют новые профориентационные форматы. Так, например, в БФУ активно реализуются профориентационные проекты «Летний университет» и «Летняя школа», в рамках которых прошедшие отбор студенты ведут занятия со школьниками (здесь и далее представлены данные официальных сайтов федеральных университетов).

С 2018 г. ДВФУ запустил профориентационный курс «Город профессий», в ходе которого школьники 1-11-х классов знакомятся с разными профессиями: работник аэропорта, цирка, океанариума, медицинской клиники, корабля и т. д. Из шаблонов учащиеся изготавливают фигурки представителей разных профессий, рабочий инвентарь, здания и спецтранспорт. Каждый участник получает персональную «книгу профессий», в которой он собирает все сделанные макеты. Также в вузе начал действовать инициированный студентами - участниками молодежного тренинг-центра «Равный - равному» проект «Время выбирать!». Преподаватели занимаются с учащимися 9-11-х классов Владивостока и пригородов по одному из 11 профилей, организуются профтестирование, профориентационные игры. В 2017 г. в городе открылся первый на Востоке РФ «Яндекс.Лицей» - бесплатные курсы программирования для талантливых школьников 8-9-х классов. Занятия проводят молодые преподаватели Школы естественных наук ДВФУ.

Казанский федеральный университет реализует «Школу молодого юриста». Среди школьников Татарстана проводятся конкурсы «ПРОнаука», «Детский университет» (для учащихся 1-4-х классов - программа «Юниор», 5-7-х - «Академия»).

КФУ им. В.И. Вернадского проводит олимпиаду «МОСТ», в которой участвуют не только старшеклассники, но и выпускники школ и колледжей прошлых лет, планирующие получить фундаментальное гуманитарное образование и овладеть современными технологиями в социально-культурной сфере. Также для старшеклассников организуется викторина «Угадай профессию».

САФУ проводит следующие профориентационные мероприятия: «Студент на один день», «Сделай свой выбор!», «Калькулятор ЕГЭ». Среди школьников региона востребован проект «Мир профессий», ориентированный на обеспечение комплексной ранней профориентации.

2018 год в СВФУ был объявлен годом «Университет - школе!», в связи с чем в вузе проходили мероприятия и акции, имеющие профориентационную направленность. В университете успешно функционируют ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», Федерация родителей и выпускников СВФУ. Проходят конкурсы «Школа года СВФУ», «Учитель года СВФУ», «Учитель доверия СВФУ» и др. Стартовал конкурс для юношей 8-11-х классов «Ай, уол!» (по направлениям «Техника», «Кузнечное и ювелирное дело», «Архитектура», «Дизайн», «Строительство», «ИКТ» и др.). В качестве экспертов выступают предприниматели, представители производственных предприятий и преподаватели. В вузе планируется создание электронной школы профессий цифрового строительства Арктики.

В СКФУ в сотрудничестве с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется проект «Профориентационный навигатор». Задачами проектами являются создание условий для развития системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в профориентации, повышение компетентности работников образования в вопросах профориентации.

В СФУ для учащихся 5-11-х классов проводится фестиваль «Абитуриент». Активные участники мероприятия «зарабатывают» фестивальные деньги - «СФУнтики», которые в конце можно обменять на сувенирную продукцию вуза. Также проводится научно-практическая конференция для школьников 8-11-х классов «Вектор в будущее». В 2018 г. конференция проводилась по следующим направлениям, соответствующим запросам регионального рынка труда: «Биология и наука о жизни», «Геология и наука о Земле», «Техника и инженерные науки», «Химия и нанотех-нологии». При этом победители и призеры конференции получают от двух до пяти дополнительных баллов при поступлении в университет. Стартовала акция «Лето с Музеем занимательных наук СФУ». В вузе практикуется награждение лучших профориентаторов.

В УрФУ реализуется проект «Тест-драйв в Уральском федеральном». Участие в нем дает право абитуриентам на получение трех дополнительных баллов при учете индивидуальных достижений. Участники презентуют проекты «Профессии будущего: чему учиться сегодня?».

В Институте радиотехнических систем и управления ЮФУ (ИРТСУ) планомерно реализуется концепция раннего выявления и развития творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности школьников в инженерной сфере. Проводятся Фестиваль науки Юга России, олимпиады для школьников по графическому программированию на языке LabVIEW, программированию электротехнических установок, робототехнических средств, программированию в технических системах. Одной из новых форм профориентации стало создание Информационно-консультационного центра ИРТСУ, к работе консультантами привлекаются аспиранты и старшекурсники.

С 2018 г. стартовала олимпиада федеральных университетов в рамках сетевого взаимодействия для привлечения абитуриентов по 120 направлениям подготовки магистратуры.

Таким образом, анализ профориентационной практики федеральных университетов позволяет сделать вывод, что вузы развиваются как образовательная структура, открытая для всех заинтересованных субъектов профориентации своего региона.

С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев и В.И. Сахарова выделяют следующие основные противоречия современной профессиональной ориентации: между необходимостью обеспечения преемственности общего и профессионального образования, организации системы непрерывного образования и происходящими миграционными, демографическими, структурными изменениями при подготовке кадров, в организации и содержании профессионального образования; между необходимостью поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, удовлетворяющих индивидуальные запросы [5]. Разрешить означенные противоречия помогут обновление профориентационной деятельности вуза, создание инструментов обеспечения эффективного профессионального самоопределения учащейся молодежи. К последним относятся: использование позитивных профориентационных возможностей профильного обучения (портфели достижений); расширение социального партнерства вуза, бизнеса, НКО, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования и государства с целью организации приобретения про-фориентационно значимого опыта; обеспечение комплексного характера профориентации, компенсация ее типичных рисков, подготовка педагогов, развитие их сетевых коммуникаций; создание новых источников и инструментов (Smart Education) и др. [6].

Современные требования к профессиональной ориентации формируются под влиянием глобальных тенденций, определяющих направление и содержание изменений в мире труда и профессий. В числе таких вызовов выступают смена технологических укладов, глобализация экономической сферы и развитие международных контактов, дифференциация трудовых ролей (предприниматель, наемный работник, фрилансер и др.), повышение роли мотивационно-психо-логической составляющей как фактора производительности труда, скачкообразный рост профессиональной мобильности, отказ работодателей от продолжительного «доучивания» новых работников и поиск таких специалистов, которые готовы сразу включиться в работу, демонстрируя высокую производительность [7].

В настоящее время приоритетным для государства выступает развертывание интеллектуального потенциала, формирующего основу кадрового обеспечения инновационного прорыва.

Перед федеральными университетами также поставлены задачи по подготовке кадров для цифровой экономики региона, в связи с чем принимаются следующие меры:

- создаются виртуальные сообщества, виртуальные цифровые классы и школы, расширяется спектр онлайн-курсов, вебинаров, дистанционных олимпиад и др.;

- наблюдается ориентация на потребности регионального рынка труда, учитывается образовательное, производственно-профессиональное и территориальное окружение;

- организуются образовательные кластеры;

- активизируется проведение профессиональных проб по востребованным профессиям;

- создаются и расширяются технопарки, кванториумы, детские городки по профессиям;

- создаются проекты по ранней профориентации;

- совершенствуются социальное партнерство, сетевое взаимодействие и др.

Для дальнейшего исследования эффективных условий, обеспечения организации профессиональной ориентации в вузе перспективными являются изучение зарубежной вузовской профориентации, сравнительный анализ профориентационной деятельности федеральных университетов, вузов «ТОП-500», опорных вузов и др.; анализ форм управления профориентацией в вузе; рассмотрение инновационных форматов профориентации в учебных заведениях профессионального образования, учитывающих прорывные технологии страны.

Ссылки:

1. Залуцкая С.Ю. Профессиональная ориентация молодежи в контексте брендинга федерального университета // Платформа - навигатор: развитие карьеры. 2017. № 2. С. 4-8.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 1 дек. 2016 г. № 642 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 09.06.2018).

3. Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Университет как центр сети профориентации и социализации личности // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 5-14.

4. Основные направления реализации концепции профессиональной ориентации в федеральном университете / А.В. Мордовская, В.П. Игнатьев, С.В. Панина, И.Н. Аммосов // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 9-13.

5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 23-29.

6. Gounko T., Panina S., Zalutskaya S. Establishing World-Class Universities in Russia: Case Study of a Federal University // Assembling and Governing the Higher Education Institution. Democracy, Social Justice and Leadership in Global Higher Education / ed. by L. Shultz, M. Viczko. L., 2016. P. 331-349. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52261-0_18 ; Kariwo M., Gounko T., Nungu M. A Comparative Analysis of Higher Education Systems. Issues, Challenges and Dilemmas. Rotterdam, 2014. 236 p.

7. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2017. 440 с.

References:

Chistyakova, SN, Rodichev, NF & Sakharova, VI 2013, 'Trends in the Development of Vocational Orientation of Students and the Challenges of the Time', Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, no. 2 (10), pp. 23-29, (in Russian).

Gounko, T, Panina, S & Zalutskaya, S 2016, 'Establishing the World-Class Universities in Russia: A Case Study of the Federal University', in L Shultz & M Viczko (eds), Assembling and Governing the Higher Education Institution. Democracy, Social Justice and Leadership in Global Higher Education, London, pp. 331-349, https://doi.org/10.1057/978-1-137-52261-0_18.

Kariwo, M, Gounko, T & Nungu, M 2014, A Comparative Analysis of Higher Education Systems. Issues, Challenges and Dilemmas, Rotterdam, 236 p.

Mordovskaya, AV, Ignatiev, VP, Panina, SV & Ammosov, IN 2013, 'The Main Directions of the Implementation of the Concept of Vocational Guidance in a Federal University', Vyssheye obrazovaniye segodnya, no. 11, pp. 9-13, (in Russian).

Sergeev, IS 2017, The System of Organizational and Pedagogical Support of Professional Self-Determination of Students in a Vertically Integrated Continuing Education, D.Phil. thesis, Moscow, 440 p., (in Russian).

Strongin, RG & Chuprunov, EV 2017, 'University as The Center of the Network of Vocational Guidance and Socialization of the Individual', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 2 (209), pp. 5-14, (in Russian).

Zalutskaya, SYu 2017, 'Professional Orientation of Youth in the Context of Branding of the Federal University', Platforma -navigator: razvitiye kar'yery, no. 2, pp. 4-8, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.