Научная статья на тему 'Воспитательное воздействие в системе профилактики противоправных действий осужденных в отношении сотрудников исправительных учреждений'

Воспитательное воздействие в системе профилактики противоправных действий осужденных в отношении сотрудников исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исправительные учреждения / отбывание наказания / пенитенциарная преступность / осужденный к лишению свободы / профилактика правонарушений / воспитательное воздействие / безопасность сотрудников / correctional institutions / serving sentences / penitentiary crime / sentenced to imprisonment / crime prevention / educational impact / staff safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутаков Николай Николаевич, Метлин Дмитрий Геннадьевич

Введение: анализ статистических данных деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России и ведомственных обзорных документов свидетельствует о наличии отчетливой тенденции роста количества пенитенциарных преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Большинство научных работ, посвященных изучению данной проблемы, раскрывая наиболее эффективные меры профилактики подобных преступлений, указывают на необходимость изоляции лидеров и активных участников группировок отрицательной направленности, развитию профилактического учета, при этом забывая о возможности применения всех элементов воспитательного воздействия. Цель: определить роль воспитательного воздействия в общей системе профилактики посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство сотрудников мест лишения свободы со стороны осужденных, выявить основные пробелы в практике ее применения, сформулировать необходимые предложения по ее совершенствованию. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, аналитический, структурный и логический методы) и методы правовых исследований (метод изучения нормативно-правовых актов и сравнительно-правовой). Результаты: проведен анализ динамики числа и мест совершения пенитенциарных преступлений, объектами посягательств которых выступают здоровье, телесная и моральная неприкосновенность сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; аргументирована авторская позиция относительно необходимости совершенствования системы профилактической работы по средствам усиления воспитательного воздействия на осужденных с деструктивным поведением. Выводы: предлагается авторский подход организации воспитательного воздействия в контексте общей профилактической работы, в частности на осужденных, склонных к противоправным действиям в отношении сотрудников исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутаков Николай Николаевич, Метлин Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Influence in the System of Illegal Acts Prevention of Convicted Inmates against Correctional Staff Employees

Background: analysis of statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia and departmental review documents indicates a clear upward trend in the number of prison crimes against employees of the penitentiary system. The majority of scientific works devoted to the study of this problem, revealing the most effective measures to prevent such crimes, point to the need to isolate leaders and active participants of negative groups, the development of preventive registration, while forgetting about the possibility of applying all elements of educational influence. Objective: to define the role of educational influence in the general system of prevention of encroachments on life and health, honor and dignity of prison staff by inmates, identify the main gaps in the practice of its disciplinary actions, formulate necessary proposals for its improvement. Methodology: general scientific methods (systemic, analytical, structural and logical methods) and methods of legal research (the method of studying regulatory legal acts and comparative legal). Results: the analysis of the dynamics of the number and locations of penal offences, the targets of which are health, bodily and moral integrity of employees of institutions and bodies of the penal system; the author’s position on the need to improve the system of preventive work by strengthening the educational impact on prisoners with destructive behavior is argued. Conclusions: the author’s approach to organizing educational influence in the context of general preventive work has been proposed, in particular on inmates who are prone to misconduct against staff members of correctional institutions.

Текст научной работы на тему «Воспитательное воздействие в системе профилактики противоправных действий осужденных в отношении сотрудников исправительных учреждений»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-198-206 УДК 343.825

Н.Н. Кутаков, Д.Г. Метлин

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОСУЖДЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Введение: анализ статистических данных деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России и ведомственных обзорных документов свидетельствует о наличии отчетливой тенденции роста количества пенитенциарных преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Большинство научных работ, посвященных изучению данной проблемы, раскрывая наиболее эффективные меры профилактики подобных преступлений, указывают на необходимость изоляции лидеров и активных участников группировок отрицательной направленности, развитию профилактического учета, при этом забывая о возможности применения всех элементов воспитательного воздействия. Цель: определить роль воспитательного воздействия в общей системе профилактики посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство сотрудников мест лишения свободы со стороны осужденных, выявить основные пробелы в практике ее применения, сформулировать необходимые предложения по ее совершенствованию. Методологическая основа: общенаучные методы (системный, аналитический, структурный и логический методы) и методы правовых исследований (метод изучения нормативно-правовых актов и сравнительно-правовой). Результаты: проведен анализ динамики числа и мест совершения пенитенциарных преступлений, объектами посягательств которых выступают здоровье, телесная и моральная неприкосновенность сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; аргументирована авторская позиция относительно необходимости совершенствования системы профилактической работы по средствам усиления воспитательного воздействия на осужденных с деструктивным поведением. Выводы: предлагается авторский подход организации воспитательного воздействия в контексте общей профилактической работы, в частности на осужденных, склонных к противоправным действиям в отношении сотрудников исправительных учреждений.

Ключевые слова: исправительные учреждения, отбывание наказания, пенитенциарная преступность, осужденный к лишению свободы, профилактика правонарушений, воспитательное воздействие, безопасность сотрудников.

S © Кутаков Николай Николаевич, 2022

¡5 Кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров

§ (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации); " e-mail: [email protected]

1 © Метлин Дмитрий Геннадьевич, 2022

S Преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета (Акаде-

мия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации); e-mail: [email protected]

© Kutakov Nikolai Nikolaevich, 2022

Candidate of law, Associate Professor, Doctoral student at the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel (Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation) © Metlin Dmitry Gennadievich, 2022

Lecturer, Department of Organization of regime and supervision in the penitentiary system of the Faculty of 198 Law (Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation)

N.N. Kutakov, D.G. Metlin

EDUCATIONAL INFLUENCE IN THE SYSTEM OF ILLEGAL ACTS PREVENTION OF CONVICTED INMATES AGAINST CORRECTIONAL STAFF EMPLOYEES

Background: analysis of statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia and departmental review documents indicates a clear upward trend in the number of prison crimes against employees of the penitentiary system. The majority of scientific works devoted to the study of this problem, revealing the most effective measures to prevent such crimes, point to the need to isolate leaders and active participants of negative groups, the development of preventive registration, while forgetting about the possibility of applying all elements of educational influence. Objective: to define the role of educational influence in the general system of prevention of encroachments on life and health, honor and dignity of prison staff by inmates, identify the main gaps in the practice of its disciplinary actions, formulate necessary proposals for its improvement. Methodology: general scientific methods (systemic, analytical, structural and logical methods) and methods of legal research (the method of studying regulatory legal acts and comparative legal). Results: the analysis of the dynamics of the number and locations of penal offences, the targets of which are health, bodily and moral integrity of employees of institutions and bodies of the penal system; the author's position on the need to improve the system of preventive work by strengthening the educational impact on prisoners with destructive behavior is argued. Conclusions: the author's approach to organizing educational influence in the context of general preventive work has been proposed, in particular on inmates who are prone to misconduct against staff members of correctional institutions.

Key-words: correctional institutions, serving sentences, penitentiary crime, sentenced to imprisonment, crime prevention, educational impact, staff safety.

В криминологической литературе последних лет изучению пенитенциарного г

рецидива и пенитенциарной преступности уделяется пристальное внимание. д

Поскольку термин «пенитенциарный» означает «тюремный», в большинстве т

источников под пенитенциарным рецидивом понимается совершение нового |

преступления осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы |

[1, с. 21; 2, с. 8; 3, с. 35]. Выделение пенитенциарного рецидива и в отдельности д

пенальных (от лат. poena — наказание) правонарушений обусловлено тем, что С

они совершаются лицом, в отношении которого уже применена строгая мера °

уголовно-правового воздействия (наказание в виде лишения свободы), но она не д

принесла желаемого результата в виде исправления осужденного, и это должно |

учитываться при разработке и реализации мер превентивного характера в от- №

ношении данного лица, а также путей совершенствования исполнения и отбы- (

вания лишения свободы. )

Тема пенитенциарного рецидива на сегодняшний день еще больше актуали- g зируется в связи с тем, что преступления, составляющие собственно пенитенциарный рецидив (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи — ст. 313 УК РФ; уклонение от отбывания лишения свободы — ст. 314 УК РФ; дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества — ст. 321 УК РФ и др.), в структуре пенитенциарной преступности

составляют достаточно высокий удельный вес (37,8%) [4, с. 2]. При этом особую ^gg

тревогу вызывает динамика числа таких пенитенциарных преступлений, объектами посягательств которых выступают здоровье, телесная и моральная неприкосновенность сотрудников учреждений и сохранение правомочий органов уголовно-исполнительной системы (деле — УИС).

Согласно статистическим показателям деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) за 2020 г. в отношении персонала мест лишения свободы и содержания под стражей было совершено 787 противоправных действий (применения насилия, угрозы их применения и оскорбления), при этом рост этого показателя по сравнению с 2019 г. составил 4,2%. В результате указанных действий 86-ти сотрудникам УИС был причинен вред здоровью (в 2019 г. — 87-ти сотрудникам). Большая часть имевших место противоправных действий была совершена в исправительных учреждениях (это 613 случаев или 78%) и лишь 22% (147 случая) в следственных изоляторах и тюрьмах. Случаи насилия были допущены в 68 территориальных органах ФСИН России1.

Представленные выше показатели преступлений в отношении персонала УИС являются непосредственным указанием на недостаточность принимаемых учреждениями и региональными управлениями ФСИН России мер по их профилактике, а также на неполноту предупредительного эффекта, который должен был оказывать профилактический учет [5, с. 70] и иные меры индивидуального воспитательного воздействия на лиц, содержащихся в местах принудительного содержания УИС. При этом крайнюю озабоченность сложившаяся ситуация вызывает в свете целенаправленной гуманизации современной уголовной политики, сопровождающейся реформированием уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что повышение уровня обеспечения безопасности службы сотрудников, как необходимого условия функционирования учреждений и органов УИС, продолжает оставаться важнейшим направлением совершенствования уголовно-исполнительной политики2, а также предметом интенсивного научного исследования. К примеру, в разные этапы развития УИС России различные аспекты деятельности по обеспечению безопасности и профилактики пенитенциарной преступности в своих научных трудах рассмотрели такие авторы, как Э.А. Говорухин, А.Я. Гришко, М.А. Громов, И.В. Дворянсков, А.В. Дергачев, А.Г. Емельянова, В.В. Михайлин, А.Г. Некрасов А.П., Перегудов, С.А. Пономарев, А.М. Савихин, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, В.Н. Чорный, Р.З. Усеев и др. Однако необходимо заметить, что их исследования имеют больше криминологический характер и посвящены изучению особенностей личности различных категорий заключенных, при том, что пробелы и упущения в практике применения к осужденным воспитательного воздействия оставались без должного внимания. По нашему мнению, важность именно воспитательного воздействия в системе профилактической работы в местах принудительного содержания УИС заключается в том, что это комплекс педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

1 См.: Обзор ФСИН России от 17 марта 2021 г. № Исх-03-17072.

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» //

200 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 20, ст. 3397.

Описывая общую ситуацию, характеризующую противоправные действия в отношении персонала исправительных учреждений, необходимо отметить, что большая часть из них (60,4%) была выражена в виде угроз применения насилия и оскорблений, факты же применения насилия в отношении персонала зарегистрированы в 39,6% случаев. Более детальный анализ по времени совершения осужденными противоправных действий позволяет сделать вывод, что наибольшее их количество характерно начальному периоду отбывания наказания: период первого года лишения свободы — 13,7%; период между первым и вторым годом — 23,8%; между вторым и третьим годом — 14,3%. Такое количество противоправных действий, совершаемых осужденными в первый год лишения свободы, объясняется периодом адаптации и изменением их ценностных и смысложизненных ориентаций, вызывающих состояние постоянной тревоги, депрессии и фрустрации, что, в свою очередь, и приводит к проявлениям агрессии, в том числе в отношении персонала УИС [6, с. 68]. Однако показатели проявляемой осужденным агрессии в отношении персонала учреждений УИС, особенно в период между первым и вторым годом лишения свободы, в то время, когда к нему в полной мере применяются все формы воспитательного воздействия (индивидуальные, групповые, массовые), вынуждают усомниться в их эффективности и подтверждают необходимость глубокого их переосмысления.

Как уже было отмечено, важное профилактическое воздействие на начальном этапе отбывания наказания имеют правильно организованное обеспечение адаптации и воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. При этом не стоит забывать, что комплексная работа по профилактике и исключению рассматриваемого негативного явления в поведении осужденного запускается с ш момента его прибытия в исправительное учреждение. По нашему мнению, глав- и ная проблема на текущий момент состоит в том, что применяемая система мер а предупреждения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания О наказания путем применения установленных мер воспитательного воздействия О не является совершенной [7, с. 152] и в целом делает процесс исполнения нака- О

п

зания контрпродуктивным. а

На практике сотрудникам УИС приходится сталкиваться с игнорированием в предъявляемых требований со стороны одних осужденных и открытым противо- О стоянием со стороны других. Таким образом, процесс исполнения наказания ю

Т5

связан с необходимостью обеспечения не только его соответствия нормативным |

и судебным предписаниям: реальное достижение поставленных целей, охрана к

безопасности осужденных и персонала требуют разработки и осуществления а

особых (профилактических) мероприятий, направленных на снижение вероят- |

ности развития девиантогенных явлений и процессов. ||

Следует согласиться с В.Д. Ивановым, отмечающим, что способность со- ¡§

вершить преступление не вытекает из каких-либо врожденных особенностей 1

личности и не означает фатальной неизбежности преступного поведения [8, )

с. 238]. Основными психогенными факторами, определяющими поведение 2 осужденного в условиях отбывания им наказания, являются, с одной стороны, сформировавшиеся у него негативные личностные особенности (установки, мотивация, отношение к окружающим, социальным нормам и ценностям, усвоенные принципы субкультуры и криминальной этики), с другой — высокая степень эмоциональной напряженности, вызванная применяемыми к нему в

процессе исполнения наказания ограничениями, принудительным изменением 201

привычного образа жизни. В этой связи смысл и содержание воспитательной работы с конфликтными осужденными, как основного элемента всей системы воспитательного воздействия, по мнению профессора Э.В. Зауторовой, должны сводиться не к разъяснению общепринятых норм и правил поведения, а к переоценке прожитой жизни, ломке сложившихся порочных стереотипов [9, с. 585].

Таким образом, приоритет в воспитательном воздействии на осужденных, в особенности на первоначальном этапе отбывания лишения свободы, по нашему мнению, должны иметь: снижение уровня конфликтности, формирование эмоциональной устойчивости, развитие эмпатии поведения и психологической готовности адекватно принимать различные жизненные обстоятельства, уметь находить общий язык с окружающими людьми, проявлять терпение и выдержку. Кроме того, важнейшее требование, которым нельзя пренебрегать при организации работы с данной категорией осужденных, является систематичность, последовательность и нравственная направленность контактов и встреч. Немаловажным условием выступает и максимальное соответствие содержания и объема сообщаемой осужденным информации условиям их предстоящей жизни.

Генезис любого правонарушения определяется не только факторами внешней среды, но также и особенностями личности правонарушителя. Так, В.Н. Кудрявцев обоснованно указывал на взаимодействие в механизме преступного поведения психических процессов и состояний, рассматриваемых в динамике, с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение. Каждый из трех основных блоков механизма преступного поведения (мотивация, планирование, исполнение) представляет собой сложное образование, включающее разнообразные психические стояния и процессы, влияние внешней среды, принимаемые человеком решения и обратные связи [10, с. 33]. Принимая это во внимание, важным аспектом профилактической работы следует признать психолого-воспитательное воздействие на осужденных, признанных нарушителями установленного порядка отбывания наказания и зачастую поставленных на профилактический учет, поскольку наиболее остро проблема деструктивного поведения ощущается именно у данной категории осужденных. Подтверждением этому выступает проведенный анализ объектов исправительных учреждений, на которых были зарегистрированы противоправные действия в отношении персонала УИС.

Детальное изучение противоправных действий в отношении персонала УИС позволяет сделать вывод, что на территории исправительных учреждений в числе основных объектов, на которых осужденными были допущены случаи насилия либо угрозы их применения, являются помещения штрафных изоляторов (48,9%) и строгих условий отбывания наказания (8,3%). Логично отметить, что пребывая именно в данных помещениях в условиях отбывания лишения свободы, личность осужденного испытывает постоянный психологический дискомфорт, способствующий агрессивным проявлениям в поведении как в отношении сотрудников администрации, иных осужденных, так и по отношению к самим себе (членовредительство) [11, с. 55]. Вместе с тем, важно понимать, что их нахождение там не может являться безосновательным, а представляет собой согласно нормам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации меру обязательной реакции администрации учреждения (мера взыскания, изменение условий отбывания наказания) в ответ на допущенные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Следует иметь в виду, что применяя предусмотренные законом меры воздействия к осужденным (водворение в штрафной изолятор до 15 суток; перевод в помещение камерного типа до 6 месяцев; перевод в единое помещение камерного типа до 1 года; перевод в строгие условия отбывания наказания) с основным карательным элементом — строгая изоляция лица, её последствием также выступает и значительное затруднение организации воспитательного воздействия на осужденных. Прежде всего, данные затруднения связанны с условиями содержания и максимальным количеством накладываемых ограничений (покамерное содержание, усиленный распорядок дня и др.). Всё это приводит к затруднению эффективного проведения индивидуальной воспитательной работы, отсутствию возможности групповой (массовой) воспитательной работы. Таким образом, в характерных для подобных мест условиях содержания осужденных, при столь значительных сроках изоляции, полноценная реализация всего комплекса воспитательных мер воздействия как основного средства исправления становится просто недостижимой, что в свою очередь значительно снижает эффективность и профилактической работы по предупреждению совершения противоправных действий в отношении сотрудников исправительных учреждений.

Сотрудники, осуществляющие надзор за лицами, в отношении которых были применены меры дисциплинарного воздействия в виде водворения в штрафной изолятор, помещения камерного типа, продолжают выступать для данных осужденных в роли «противника», требующего выполнение режимных мероприятий. Именно поэтому в данный момент проведение индивидуальной воспитательной работы с осужденными и оказание им психологической помощи должно способствовать снижению их агрессивности по отношению к сотрудникам учреждения. По средствам разъяснительной работы о правомерности применяемых к ним мер взыскания и необходимости дальнейшего правопослушного поведения возможно исключить риск совершения новых противоправных действий в отношении сотрудников.

Учитывая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что профилактика противоправных действий осужденных в отношении сотрудников исправительных учреждений представляет единый комплекс общих, специальных и индивидуально адресованных мер, важнейшее место в котором занимают меры именно воспитательного воздействия, направленные на устранение (нейтрализацию) антиобщественных свойств личности, условий и процессов детерминации совершения правонарушений в будущем. Как показала практика проведенного исследования от 2020 г. в рамках подготовки Плана профилактики повторной преступности среди осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2020-2022 годы, основными проявлениями антиобщественного характера среди лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, вступают алкогольная и наркотическая зависимость. В отдельных случаях к совершению новых преступлений привели именно отсутствие умений контролировать свои эмоции, погашать приступы агрессии, выходить из конфликтных ситуаций1. Таким образом, ФСИН России необходимо продолжать проводить разработку и внедрение инновационных форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, совершенствовать комплекс мер по

1 См.: План профилактики повторной преступности среди осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2020-2022 гг. (утвержден директором ФСИН России от 16 марта 2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

стимулированию их к правопослушному поведению, в том числе, принимая во внимание доказавший свою эффективность зарубежный пенитенциарный опыт.

Так, вполне объективно положительным примером может служить пенитенциарная система Норвегии, которая находится на высоком уровне развития в плане реализации европейских стандартов и минимального количества рецидива совершения повторных преступлений, и где реализуется целый комплекс различного рода программ помощи осужденным, включая методы когнитивно-поведенческой психотерапии как в период отбывания лишения свободы, так и после освобождения от тюремного заключения. Например, с 2002 г. на служащих тюрем была возложена дополнительная обязанность — кураторство 3-4 заключенных. Главная цель состоит в том, чтобы у каждого заключенного был куратор, заинтересованный в организации исправления и обучения заключенного. Согласно законодательному акту куратор должен способствовать созданию условий для заключенных, в которых они могут максимально проявить свое желание и волю к изменению криминальных методов поведения. Куратор обязан делать все возможное для поддержания такой мотивации заключенных и активно с ними взаимодействовать [12, с. 395].

Акцентируем внимание на социальных отношениях заключенных в норвежских тюрьмах, там реализованы программы, призванные помочь им лучше справляться со стрессом, помогает сотрудникам быть как можно ближе к заключенным, выполняя функцию посредника между администрацией исправительного учреждения и внешним миром1.

Нам представляется, что опыт норвежских коллег имеет весьма полезный, продуктивный характер и может быть использован в практической деятельности отечественной пенитенциарной системы в контексте достижения как цели исправления осужденных, так и профилактики совершения ими новых преступлений, в том числе в отношении сотрудников исправительных учреждений. Для подтверждения этого вывода будет верным привести точку зрения Е.В. Гусевой, которая подчеркивает, что «Очень важным шагом по профилактике конфликтов между сотрудниками и осужденными является увеличение взаимопонимания, становление, развитие и укрепление чувства доверия...» [13, с. 110]. Реализация в современной практике деятельности ФСИН России подобного способа взаимодействия персонала исправительных учреждений с осужденными может быть предложена по примеру организации института наставничества в УИС и найти свое правовое закрепление в самостоятельном ведомственном правовом акте ФСИН России.

В качестве основных целей работы куратора из числа сотрудников исправительных учреждений в данной среде должно стать осуществление воспитания и обучения осужденных, направленных на развитие необходимых личностных качеств и навыков человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Особое внимание кураторы должны будут уделять адаптации подшефных осужденных к условиям содержания в исправительном учреждении, к новым условиям жизнедеятельности, ориентирование на усвоение и соблюдение установленного порядка и условий отбывания уголовного наказания; развитию способности у подшефных осужденных самостоятельно

1 В Норвегии сотрудники тюрем в первую очередь «социальные работники», и лишь потом «надзиратели». URL: https://www.zakonia.ru/analytics/v-norvegii-sotrudniki-tjurem-v-pervuju-ochered-sotsialnye-rabotniki-i-lish-potom-nadzirateli (дата обращения: 12.01.2022).

и качественно выполнять возложенные на них обязанности, определенные порядком и условиями отбывания уголовного наказания, оказание поддержки и помощи в преодолении трудностей; формированию у подшефных осужденных необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за порученное дело и свои поступки, этики поведения и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения сотрудникам исправительного учреждения и других важных качеств.

Проведя количественный анализ лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и штатной численности сотрудников исправительных учреждений УИС, мы приходим к выводу о том, что один куратор будет осуществлять шефство не более чем над пятью осужденными. Такое соотношение также обусловлено тем, что не каждый сотрудник исправительного учреждения, с учетом возложенных на него должностных обязанностей, может выступать в качестве кураторов. Так, например, представляется не совсем корректным назначать в качестве кураторов сотрудников отдела охраны. Потенциальными же кураторами могут выступать представители воспитательного отдела, отдела безопасности, подразделений социально-психологической работы с осужденными, тыловых и производственных подразделений, медицинские работники.

Таким образом, дальнейшее изучение и научно обоснованный анализ возможности апробирования в отечественной практике программ ресоциализации, помощи осужденным в выработке умений контролировать свои эмоции и поведение из зарубежного пенитенциарного опыта позволит на порядок совершенствовать комплекс мер воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, а также снизит риски противоправных действий в отношении сотрудников исправительных учреждений.

Библиографический список

1. Филиппова О.В. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение: по материалам Республики Бурятия: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2009. 190 с.

2. Хохрин С.А. Пенитенциарная преступность как предмет правового и криминологического исследования / под ред. К.А. Сыча. М.: Юрлитинформ, 2015. 173 с.

3. Дворянсков И.В. Организация работы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по профилактике рецидивной преступности: учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019. 70 с.

4. Емельянова А.Г. Предупреждение пенитенциарного рецидива преступлений осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 29 с.

5. Савушкин С.М. Цели уголовно-исполнительной системы и проблемы дифференциации осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. 2020. № 3(44). С. 63-72.

6. Быков А.В., Зенин С.С., Кудряшов О.В. Личность осужденного — пенитенциарного правонарушителя: общая характеристика, основы детерминации и профилактического воздействия // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 2(38). С. 64-73.

7. Кутаков Н.Н., Метлин Д.Г. Организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: проблемы и направления совершенствования // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 2. С. 151-157.

8. Иванов В.Д. Предупреждение и пресечение преступлений на различных стадиях их проявления: учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. 331 с.

9. Зауторова Э.В. Особенности воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными конфликтного поведения // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 4. С. 581-586.

10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учебное пособие. М.: Норма, 1998. 216 с.

11. Зауторова Э.В., Кевля Ф.И. Профилактика случаев нанесения вреда собственному здоровью среди осужденных в условиях исправительного учреждения // Профессиональное образование и наука. 2020. № 1(10). С. 55-61.

12. Щербаков А.В. Положительный опыт функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и возможности его использования в российских условиях // Молодой ученый. 2015. № 2(82). С. 393-395.

13. Гусева Е.В. Особенности профилактической работы, направленной на снижение конфликтов между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 4(45). С. 107-112.

References

1. Filippova O.V. Crime in Places of Deprivation of Liberty and Its Prevention: Based on the Materials of the Republic of Buryatia: dis. ... cand. of law. Tomsk, 2009 . 190 p.

2. Khokhrin SA. Penitentiary Crime as a Subject of Legal and Criminological Research / ed. K.A. Sych. M.: Yurlitinform, 2015. 173 p.

3. Dvoryanskov I.V. Organization of Work in Institutions Executing Criminal Sentences in the Form of Imprisonment for the Prevention of Recidivism: a tutorial. Vologda: VIPE FSIN of Russia, 2019. 70 p.

4. Emelyanova A.G. Prevention of Penitentiary Recidivism of Crimes Sentenced to Imprisonment: extended abstract of dis. ... cand. of law. M., 2021 . 29 p.

5. Savushkin S.M. The Goals of the Penal System and the Problems of Differentiation of Those Sentenced to Imprisonment // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2020. No. 3 (44). Р. 63-72.

6. Bykov A.V., Zenin S.S., Kudryashov O.V. Personality of a Convicted Person - a Penitentiary Offender: General Characteristics, Bases of Determination and Preventive Action // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2 (38). P. 64-73.

7. Kutakov N.N., Metlin D.G. Organization of Educational Work with Prisoners Sentenced to Imprisonment: problems and Areas of Improvement // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2019. No. 2. Р. 151-157.

8. Ivanov V.D. Prevention and Suppression of Crimes at Various Stages of Their Manifestation: textbook. manual. Rostov on/D, 2000. 331 p.

9. Zautorova E.V. Features of Educational Work with Repeatedly Convicted Offenders of Conflict Behavior // Penitentiary Science. 2019. Vol. 13. No. 4. Р. 581-586.

10. Kudryavtsev V.N. Genesis of the Crime. Experience of Criminological Modeling: textbook. M.: Norma, 1998 . 216 p.

11. Zautorova E.V., Kevlya F.I. Prevention of Cases of Harm to Their Own Health Among Convicts in a Correctional Institution // Professional education and science. 2020. No. 1 (10). Р. 55-61.

12. Shcherbakov A.V. Positive Experience of the Functioning of Penitentiary Institutions in Norway and the Possibility of Its Use in Russian Conditions // Young Scientist. 2015. No. 2 (82). Р. 393-395.

13. Guseva E.V. Features of Preventive Work Aimed at Reducing Conflicts Between Convicts and Correctional Officers // Bulletin of the Samara Law Institute. 2021. No. 4(45). Р. 107-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.