DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.012 УДК 343.8
Сухарев Сергей Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора в УИС, Академия ФСИН России, 390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: [email protected]
Sergey S. Sukharev
Candidate of Law,
Assistant Professor of the Department organization of regime
and supervision in the penal system,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000,
e-mail: [email protected]
профилактика насильственной преступности в отношении персонала исправительных учреждений
Аннотация. В настоящей статье автором предпринята попытка научно-теоретического осмысления проводимой работы по профилактике насильственных преступлений против жизни и здоровья и против порядка управления, совершаемых осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в отношении персонала исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Прогрессирующий рост пенитенциарной преступности наряду с уменьшением количества лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, обуславливает необходимость проведения такого рода работ, которые должны послужить опорой в борьбе с пенитенциарной преступностью. Разработка мер по предупреждению преступности в местах лишения свободы, особенно общественно опасных деяний, посягающих на жизнь и здоровье сотрудников, безусловно, нуждается в глубоком теоретическом исследовании. Успех предупредительной деятельности на практике во многом зависит от ее надлежащего научного обеспечения. На современном этапе борьбы с пенитенциарной преступностью невозможно достичь существенных результатов без использования достижений криминологической науки. Криминологические исследования различных видов преступности позволяют акцентировать внимание на их специфике, особенностях личности преступника, выработать действенный профилактический механизм. В статье предлагаются научно и практически обоснованные предложения о внесении изменений в действующее уголовное законодательство.
Ключевые слова: безопасность, дезорганизация, исправительные учреждения, пенитенциарная преступность, профилактика, осужденный, уголовная ответственность.
Summary. In this article, the author attempts a scientific and theoretical analysis of the ongoing work on the prevention of violent crimes against life and health as well as the management of convicted persons serving sentences of deprivation of liberty against the prison staff. The progressive increase in prison crime, along with the decrease in prison sentences, necessitates work of the kind that should support the fight against prison crime. The development of measures to prevent crime in places of deprivation of liberty, especially socially dangerous acts that affect the life and health of staff members, clearly requires a thorough theoretical study. The success ofprevention in practice depends to a large extent on its proper scientific support. At the present stage of the fight against prison crime, it is impossible to achieve significant results without using the achievements of criminological science. Criminological studies of various types of crime allow to focus on their specificity, peculiarities of the offender's personality and allow to develop an effective preventive mechanism. The article proposes scientifically and practically justified proposals to amend the current criminal legislation.
Keywords: security, disorganization, penal institutions, prison crime, prevention, a prisoner, criminal
liability.
Состояние любого цивилизованного общества жить в безопасности - естественно. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о защите персонала исправительных учреждений (далее -ИУ) от преступных посягательств, исходящих от осужденных. Ведь только когда сотрудники и работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) чувствуют себя в безопасности, они смогут с полной самоотдачей выполнять свои служебные обязанности.
Профилактическая работа по предупреждению и пресечению насильственной преступности в ИУ, безусловно, нуждается в глубоком теоретическом исследовании. Успех предупредительной деятельности на практике во многом зависит от ее надлежащего научного обеспечения.
prevention of violent crime against the prison staff
© 2020 Сухарев С. H.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
На современном этапе борьбы с пенитенциарной преступностью невозможно достичь существенных результатов без использования достижений криминологической науки. Криминологические исследования различных видов преступности позволяют акцентировать внимание на их специфике, особенностях личности преступника и позволяют выработать действенный профилактический механизм.
Необходимо согласиться с мнением профессора Ю. М. Антоняна, справедливо утверждающего, что в криминологии за многие десятилетия теоретической и эмпирической работы собран богатый материал о личности преступника и преступном поведении, в том числе о его мотивах и механизмах. Этот материал, конечно, в полной мере должен быть использован в деле профилактики пенитенциарной преступности и исправления осужденных [1, с. 120].
Политика, проводимая государством в области реализации уголовной ответственности в виде лишения свободы, позволяет нам с уверенностью утверждать, что в настоящее время достигнуто беспрецедентное снижение лиц, приговоренных судами к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ.
Данное обстоятельство подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте ФСИН России. Так, по состоянию на 1 февраля 2020 г. в исправительных учреждениях содержатся
422 891 осужденный, что на 3256 меньше аналогичного периода прошлого года, в том числе:
- в 700 исправительных колониях отбывало наказание 420 584 осужденных (АППГ -
423 825), в том числе:
- в 121 колонии-поселения отбывало наказание 32 928 осужденных (АППГ - 33 215);
- в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, отбывало наказание 2011 осужденных (АППГ - 2025);
- в 8 тюрьмах отбывало наказание 1173 осужденных (АППГ - 1167 чел.);
- в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1134 осужденных (АППГ -1155) [2].
Но несмотря на снижение общей численности осужденных, оперативная обстановка в учреждениях и органах УИС остается достаточно сложной. Снижение «тюремного населения» обусловлено рядом факторов, основным из которых является постепенная гуманизация уголовного законодательства. Существующий арсенал иных мер уголовно-правового характера позволил значительно сократить количественный состав осужденных, отбывающих наказания в ИУ, но, к большому сожалению, не их качественный состав. Применение судами наказания в виде реального лишения свободы в отношении лиц, совершивших впервые преступления небольшой и средней тяжести только в исключительных случаях, бесспорно, приводит к сосредоточению в местах лишения свободы наиболее опасных преступников.
На современном этапе сотрудникам ИУ приходится осуществлять свою деятельность в среде, где сосредотачиваются в основном осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления либо совершившие преступления при рецидиве (опасном и особо опасном).
В первом полугодии 2019 г. общий уровень преступности в целом в учреждениях и органах УИС по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. увеличился на 21 % из расчета на 1000 осужденных подозреваемых и обвиняемых.
Несомненно, с ростом общей преступности в УИС происходит усиление противоправной активности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Так, в местах лишения свободы и содержания под стражей уголовно-исполнительной системы в первом полугодии прошедшего года отмечается колоссальный рост на 46 % (с 75 до 135 случаев) неправомерных действий со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных с применением насилия в отношении персонала учреждений и органов УИС. В результате таковых действий причинен вред здоровью различной тяжести 41 сотруднику (АППГ - 20).
Также в исследуемом периоде зарегистрирован рост на 41 % угроз со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных в отношении персонала мест принудительного содержания с 120 до 203 случаев.
Приведенные выше статистические данные подтверждают актуальность рассматриваемых нами вопросов в сфере обеспечения безопасности сотрудников УИС от преступных посягательств на их жизнь и здоровье со стороны лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Статистические данные роста совершения насильственных преступлений, а также зафиксированный рост числа осужденных по тяжким и особо тяжким статьям УК РФ в местах лишения
свободы, несомненно, требует отдельных профилактических мер со стороны персонала учреждений и органов УИС.
Вместе с тем количество злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания и осужденных, состоящих на профилактическом учете как лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных, осталось на уровне 2018 г.
В связи с изменениями в качественном и количественном составе осужденных работа по профилактике совершения ими насильственных преступлений должна осуществляться на уровне общей профилактики (заинтересованными отделами и службами) и индивидуальной профилактики путем своевременной постановки на профилактический учет как склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
В целях своевременного предотвращения насильственных преступлений необходимо представить анализ мест, наиболее вероятных к совершению исследуемых нами общественно опасных деяний.
Подробный анализ статистической отчетности и информационных писем ФСИН России по фактам применения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными насилия в отношении персонала показывает, что большая часть нападений совершается:
- в помещениях, предназначенных для отбывания меры взыскания (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и запираемых помещениях) - 55 случаев, или 40 % от общего количества таких случаев;
- в помещениях, предназначенных для проживания осужденных (общежитиях) - 23 случая, или 17 %;
- в медицинских частях - 13 случаев, или 11%;
- в иных помещениях и объектах - 15 случаев, или 14 % [3, с. 12 ].
Большая часть нападений на персонал ИУ в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и запираемых помещениях обусловлена тем, что в данных помещениях сосредотачиваются злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, упорно не желающие встать на путь исправления. Таким образом, при проведении мероприятий воспитательного, режимного и оперативного характера сотрудникам необходимо быть особо бдительными, соблюдать установленные уголовно-исполнительным законодательством правила обращения с осужденными и своевременно пресекать преступные намерения осужденных.
Необходимо отметить, что большая часть действий осужденных по применению насилия в отношении персонала происходит при проведении администрацией режимных мероприятий. В основном нападения на сотрудников уголовно-исполнительной системы совершаются при проведении обыскных мероприятий, проверок наличия осужденных, технических осмотров камер.
Существующая современная практика противодействия пенитенциарной преступности свидетельствует о том, что довольно часто преступная деятельность является результатом взаимодействия преступника и его непосредственной жертвы. В связи с этим возникает объективная потребность криминологического анализа данных, характеризующих жертву преступления, а также изучения процессов взаимодействия между преступником и жертвой, приводящих к совершению преступлений [4, с. 51].
Одним из ключевых моментов проведенного исследования выступает личность сотрудников, которые чаще всего подвергаются насилию. Так, больше всего подвержены нападению сотрудники отделов безопасности (режима и надзора), оперативные работники и сотрудники воспитательного аппарата учреждений и органов УИС.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при проведении режимных мероприятий в ИУ, особенно в помещениях, предназначенных для отбывания меры взыскания осужденными, руководству необходимо предпринять ряд дополнительных профилактических мер по обеспечению безопасности. К числу таковых мер можно отнести:
1) проведение дополнительных инструктивных занятий с личным составом, задействованным при проведении режимных мероприятий;
2) обеспечить привлечение дополнительных сил и средств учреждения;
3) все действия должны беспрекословно фиксироваться на видеорегистраторы;
4) обязательный контроль за соблюдением законности при проведении режимных мероприятий.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
С целью профилактики насильственной преступности лиц, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, необходимо задействовать в полном объеме ЕПКТ, а также использовать перевод данных осужденных в тюрьмы.
Совершенно справедливо отмечает в своих научных трудах В. В. Прокудин, что правопорядок и законность в местах принудительного содержания - это результат реализации функциональных обязанностей всех сотрудников в целях обеспечения установленного порядка отбывания наказания [5, с. 94].
К сожалению, пенитенциарная преступность носит латентный характер, существующие случаи применения насилия, а особенно угрозы применения насилия в отношении персонала ИУ не регистрируются в установленном ведомственными нормативно-правовыми актами порядке. Данное положение дел приводит к декриминализации таких правонарушений, что впоследствии вырабатывает в среде осужденных устойчивое чувство безнаказанности.
При исследовании общественно опасных деяний, совершаемых осужденными в отношении персонала ИУ, особое внимание необходимо уделить проблемам первоначальной квалификации преступления, предусмотренного ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» УК РФ.
Интервьюирование сотрудников из числа младшего начальствующего состава, проходящих первоначальную подготовку, показывает, что в своем большинстве под дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, они понимают общественно опасные деяния осужденных, направленные на совершение ими массовых беспорядков, бунтов и т. п. Данное обстоятельство приводит к совершению ошибки при определении объекта преступления, которым как раз и выступает жизнь и здоровье сотрудников, а также их близких.
Действительно, название ст. 321 УК РФ не совсем соответствует ее содержанию (диспозиции), но тем не менее данный состав преступления должен являться действенным превентивным институтом в системе мер обеспечения безопасности.
Еще одной существенной проблемой квалификации исследуемого состава преступления является ее применение в отношении несовершеннолетних осужденных в возрасте 14-15 лет. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», по данному составу преступления ответственности подлежат лица, достигшие возраста 16 лет. Следовательно, несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях в возрасте 14-15 лет, совершившие общественно опасные деяния, подпадающие под действие ст. 321 УК РФ, квалифицируются как общеуголовные преступления. Деяния указанной возрастной категории можно квалифицировать лишь по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».
Особую тревогу вызывают несовершеннолетние осужденные в возрасте 14-15 лет, совершившие деяния, предусмотренные ч. ч. 1,2 ст. 321 УК РФ, так как эти действия вообще выходят за границы отечественного уголовного закона, их нельзя квалифицировать ни по видовому (ч. ч. 1, 2 ст. 321 УК РФ), ни по родовому (ст. ст. 111, 112 УК РФ) составу преступления. К сожалению, данная позиция законодателя не совсем понятна, ведь по своему психическому состоянию данные лица могут отбывать наказание в ВК, но осознавать общественно опасные последствия применения насилия к осужденным, сотрудникам и их близким не могут.
В целях устранения выявленных пробелов в действующем уголовном законодательстве считаем необходимым внесение изменений в ч. 2 ст. 20 УК РФ включением в ее содержание ст. 321 УК РФ.
В завершение хотелось бы отметить, что в настоящее время одним из основных профилактических средств предупреждения насильственных преступлений в отношении персонала исправительных учреждений, совершаемых осужденными, является уголовная ответственность. Предпосылкой ее эффективности выступает дифференцированное отношение к применению мер уголовной ответственности на законодательном уровне.
Необходимо помнить, что профилактика правонарушений обеспечивается путем изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению, установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия. При этом в преобладающем большинстве случаев их выполнение не требует материальных затрат и отвлечения значительных людских ресурсов, а требует лишь неукоснительного исполнения требований нормативных правовых актов.
Библиографический список
1. Антонян Ю. М. Личность преступника и исправление осужденных // Вестник РГГУ. Серия: экономика, управление, право. 2019. № 2. С. 119-124.
2. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: 1Шр://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 18.02.2020).
3. О состоянии режима и надзора в УИС в 2018 году: обзорное письмо ФСИН России от 14.03.2019 г.
4. Кабанов П. А., Магизов Р. Р. Криминологическая виктимология: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2018. 118 с.
5. Прокудин В. В. Некоторые аспекты планирования правоохранительной деятельности режимных подразделений мест принудительного содержания уголовно-исполнительной системы России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2 (28) / 2018. С.93-97.
References
1. Antonjan Ju. М. Lichnost' prestupnika i ispravlenie osuzhdennyh [Dentity of the criminal and correction of convicted persons]. Vestnik RGGU, serija: jekonomika, upravlenie, pravo [Bulletin of Russian state humanitarian University, series: Economics, management, law], 2019, no. 2, pp. 119-124 [in Russian].
2. Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal penitentiary service of Russia]. URL: http:/A|)CHH^/statistics/ (Accessed: 14.02.2020) [in Russian],
3. О sostojanii rezhima i nadzora v UIS v 2018 godu [About the state of the regime and supervision in the UIS in 2018]: obzornoe pis'mo FSIN Rossii ot 14.03.2019 g. [in Russian],
4. Kabanov P. A., Magizov R. R. Kriminologicheskaja viktimologija: uchebnoe posobie [Criminological victimology]. Kazan, 2018, 118 p. [in Russian],
5. Prokudin V. V. Nekotorye aspekty planirovanija pravoohranitel'noj dejatel'nosti rezhimnyh podrazdelenij mest prinuditel'nogo soderzhanija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Some aspects of planning law enforcement activities of regime units of places of forced detention of the Russian criminal Executive system], Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2018, no. 2 (28), pp. 93-97 [in Russian],