Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСУЖДЕННЫХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

147
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / комплекс ГТО / развитие личности / осужденные / укрепление здоровья / physical education / TRP / development of the person convicted / the promotion of health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

В статье определено понятие, особенности, функции физического воспитания осужденных к лишению свободы с целью их подготовки к ресоциализации. По мнению автора, осужденные имеют весьма поверхностные представления о значимости физического саморазвития, с этой целью в работе дана краткая справка по истории проблемы, которая свидетельствует о том, что физическое воспитание имеет глубокие корни, непосредственно связано с физкультурно-спортивной работой и способствует развитию личности и физическому здоровью. В качестве примера воспитательного воздействия физической культуры на осужденных автор приводит внедрение комплекса ГТО в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL IMPACT OF PHYSICAL CULTURE ON CONVICTS

the article defines the concept, features, and functions of physical education of prisoners sentenced to imprisonment in order to prepare them for re-socialization. According to the author, convicts have very superficial ideas about the importance of physical self-development.for this purpose, the paper provides a brief background on the history of the problem, which indicates that physical education has deep roots, is directly related to physical culture and sports work and contributes to personal development and physical health. As an example of the educational impact of physical culture on convicts, the author cites the introduction of the TRP complex in places of deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСУЖДЕННЫХ»

Библиографический список:

1. Бетретдинова, И.Х. Обучение английскому языку для специальных целей в профильных классах средней общеобразовательной школы / И.Х. Бетретдинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2012. - №4. - С.67-71.

2. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume with New Descriptors [Электронный ресурс]. - Strasbourg: Council of Europe, 2018. - Режим доступа: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989

3. Allison, J., Emmerson, P. The Business 2.0 B1+ Intermediate. Student's Book / J.Allison, P.Emmerson. - 2013. - 159 p.

УДК 376.5

Грязнов Сергей Александрович Gryaznov Sergey Aleksandrovich

к.п.н., доцент, декан факультета внебюджетной подготовки ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», PhD, associate Professor, Dean of the faculty of extra-budgetary training FCO IN «Samara law Institute of the Federal penitentiary service of Russia»,

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ОСУЖДЕННЫХ

EDUCATIONAL IMPACT OF PHYSICAL CULTURE ON CONVICTS

Аннотация: в статье определено понятие, особенности, функции физического воспитания осужденных к лишению свободы с целью их подготовки к ресоциализации. По мнению автора, осужденные имеют весьма поверхностные представления о значимости физического саморазвития, с этой целью в работе дана краткая справка по истории проблемы, которая свидетельствует о том, что физическое воспитание имеет глубокие корни, непосредственно связано с физкультурно-спортивной работой и способствует развитию личности и физическому здоровью. В качестве примера воспитательного воздействия физической культуры на осужденных автор приводит внедрение комплекса ГТО в местах лишения свободы.

Abstract: the article defines the concept, features, and functions of physical education of prisoners sentenced to imprisonment in order to prepare them for re-socialization. According to the author, convicts have very superficial ideas about the importance of physical self-development.for this purpose, the paper provides a brief background on the history of the problem, which indicates that physical education has deep roots, is directly related to physical culture and sports work and contributes to personal development and physical health. As an example of the educational impact of physical culture on convicts, the author cites the introduction of the TRP complex in places of deprivation of liberty.

Ключевые слова: физическое воспитание, комплекс ГТО, развитие личности, осужденные, укрепление здоровья.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

Key words: physical education, TRP, development of the person convicted, the promotion of

health.

Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий среди заключенных имеет цель сохранения и укрепления здоровья, совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни, создания условий для занятий физической культурой, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Практика показывает, что осужденные имеют весьма скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазвития. В связи с этим педагогически целесообразна краткая историческая справка. Физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации. Первобытные люди охотились, добывали пищу, обустраивали свое жилище - все эти естественные действия приводили к совершенствованию их физической формы, улучшению таких качеств, как выносливость, скорость, сила, но пока они не носили целенаправленный характер. Как организованная и целенаправленная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Некоторые возможно слышали о спартанской система воспитания, ее основным элементом была военная подготовка, которая развивала силу, ловкость.

Позже сложилась афинская система воспитания, которая сочетала умственное и физическое воспитание. Античная система воспитания была в дальнейшем усвоена и Средневековьем. Далее педагогическая мысль Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой. Главными среди них были идеи гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям.

Одним из основоположников теоретических и практических вопросов физического воспитания детей и взрослых является П. Ф. Лесгафт. Главный принцип теории П. Ф. Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. Он рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания [2].

Применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания, следует отметить, что они остаются гражданами своей страны. Объектом уголовной кары являются свобода, материальные блага, принадлежащие гражданину. Осужденные либо ограничиваются в пользовании ими, либо лишаются некоторых из них полностью. Здоровье осужденного не является и не может быть объектом уголовного наказания. Наказывая человека за совершенное им

преступление, государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным.

С этой целью в местах лишения свободы должно особо активно проводится физкультурно-спортивное воспитание. В последние годы в колониях активно развивается спортивно-физкультурное направление. Почти каждом учреждении есть спортивные секции, организуются спортзалы и площадки для занятий спортом. В основном это традиционные виды, такие как футбол, хоккей, настольный теннис, бильярд, волейбол, есть даже возможность заниматься большим теннисом. Исправительные учреждения посещают известные спортсмены и успешные команды, проводят товарищеские матчи, беседы, стремясь привлечь осужденных к здоровому образу жизни.

Уже несколько лет в исправительных учреждениях активно развивается возрожденное движение ГТО. Заключенные готовятся, сдают нормы и получают знаки. Во многих исправительных колониях уже прошли тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Так, в исправительной колонии Сургута состоялась апробация нормативов с участием высоквалифицированных судей и официальной регистрацией на сайте ВФСК. В первом тестировании ГТО участвовали 15 осужденных, из которых шесть человек сдали нормативы на серебряный знак ГТО и трое - на бронзовый. Участники соревнований пообещали, что будут с гордостью носить знак отличия и на свободе, они теперь готовы к труду, не нарушая закон [2].

Проведение мероприятий по сдаче нормативов ГТО в условиях уголовно-исполнительного учреждения становится хорошей традицией. Эта система мотивации эффективно работает и осужденные проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом. Для кого-то из осужденных - спорт - это мотивация, способ преодолевать свои внутренние проблемы, достичь какихто целей. Для других - это возможность испытать себя.

Осужденные, желающие сдать испытания комплекса ГТО, могут попробовать свои силы, выполнив нормативы по бегу на короткие и длинные дистанции, рывку гири, подтягиванию из виса на высокой перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на полу, прыжках в длину с места и другим упражнениям.

Сегодня Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) прорабатывает идею учитывать спортивные достижения осужденных, в том числе по ГТО, как признак их успешного перевоспитания. Планируемые поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ могут закрепить занятия спортом и сдачу нормативов ГТО как дополнительные показатели исправления осужденного. Спортивные достижения могут стать одним из критериев, по которым возможно поощрить осужденного, наряду с такими условиями, как хорошее поведение, добросовестное отношение к труду [3].

Разумеется, это не означает, что сдача тестов ГТО станет обязательной. Участие в мероприятии все так же останется добровольным и лишь расширит возможности осужденных к исправлению, а также станет дополнительным стимулом к ведению здорового образа жизни. Подобные мероприятия

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

положительно отражаются на обстановке и морально-психологическом климате в исправительных учреждениях, позволяют осужденным вести здоровый образ жизни и развиваться.

Применительно к физическому воспитанию осужденных возникает необходимость соблюдения следующего алгоритма действий: просвещение -обучение - формирование (мотивы, способности, физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные навыки) - включение в деятельность (самообразование и самовоспитание) - анализ результатов (состояние физического и психического здоровья). При этом не стоит забывать о важности принципов добровольности, системности, сотрудничества и саморазвития.

Спортивно-массовая работа, физическое воспитание являются важными для всех групп населения, но в исправительных учреждениях данное направление, наиболее значимо - прежде всего, как воспитательная мера. Спорт способствует правопослушному поведению осужденных в колонии, здоровому образу жизни и подготовке к полноценной жизни в обществе после освобождения.

Осознание вышеизложенного в полной мере рано или поздно приведет осужденного к мысли о неотвратимости быть ответственным за свое здоровье и жизнь. Возникающий таким образом внутренний психологический регулятор дает определенные гарантии ориентации поведения на социально полезные модели. Этот регулятор в сфере педагогического взаимодействия сотрудников и осужденных пока мало используется в силу влияния ряда объективных и субъективных факторов:

- сложность и тонкость индивидуальной работы;

- низкий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников;

-много информации - мало практики;

- отсутствие надлежащих условий.

Следует отметить, что с сотрудниками уголовно-исполнительной системы также проводится работа в рамках физического их воспитания.

Библиографический список:

1. Тюгаева, Н. А. Развитие личности осужденных к лишению свободы в процессе их физического воспитания: теоретико-методический аспект / Н. А. Тюгаева, Б. В. Александров, Р. М. Воронин, В. И. Огородников // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 4. - С. 536-542. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4)4.536-542.

2. Научная статья «П. Ф. Лесгафт как врач, педагог, организатор» В. Б. Помелов, 2018 [Электрон. данные]. - режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36574703 (дата обращения: 09. 09. 2020).

3. Interfax.ru [Электрон. данные]. - режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/650422 (дата обращения: 09. 09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.