Научная статья на тему 'Физическое воспитание как форма воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы'

Физическое воспитание как форма воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL IMPACT / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTED / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / DEPRIVATION OF LIBERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косьяненко Елена Валерьевна, Митрохова Ольга Олеговна

Статья посвящена определению роли физического воспитания как одной из форм воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Рассматриваетсяего влияние на ресоциализациюосужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Косьяненко Елена Валерьевна, Митрохова Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание как форма воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Физическое воспитание как форма воспитательного воздействия

на осужденных к лишению свободы 1 2 Косьяненко Е. В. , Митрохова О. О.

1Косьяненко Елена Валерьевна /Kosyanenko Elena Valeryevna - кандидат юридических наук,

доцент, научный руководитель;

2Митрохова Ольга Олеговна /Mitrohova Olga Olegovna - магистрант, кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

Аннотация: статья посвящена определению роли физического воспитания как одной из форм воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Рассматривается его влияние на ресоциализацию осужденных.

Abstract: article is devoted to definition of a role of physical training as one offorms of educational impact on convicts to imprisonment. His influence on resocialization of convicts is considered.

Ключевые слова: воспитательное воздействие, осужденные, физическое воспитание, лишение свободы.

Keywords: educational impact, convicted, physical training, deprivation of liberty.

Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы осуществляется для того, чтобы лицо после отбытия наказания не возвращалось в общество с прежней системой нарушенных связей и искаженных ценностных ориентаций. Целью такого воздействия являются восстановление, развитие, укрепление и создание положительно-эффективных направляющих поведения, новой системы ценностей и подготовку его к жизни на свободе. Физическое воспитание выступает одной из основных форм воспитательного воздействия, предусмотренных главой 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Спорт оказывает формирующее влияние на личность, в результате которого приходит физическое совершенство, улучшается общее состояние здоровья, что особо необходимо для профилактики заболеваний в условиях массового скопления людей. Соревновательный дух, напряжение, стремление побеждать соперников, бороть свои страхи являются мотивационной составляющей к занятию спортом и физической культурой, а это в итоге приводит к осознанию своих возможностей, как в физическом, так и духовном плане.

Физическое воспитание осужденных в условиях пенитенциарных учреждений помогает разнообразить досуговую жизнь. Для этого функционируют спортивные кружки и секции, организуются спортивные соревнования. Так, на территории ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю в конце прошлого года была открыта ледовая площадка для проведения соревнований по хоккею. Кроме того, в учреждении была создана своя колонийская хоккейная лига. В начале 2016 года в исправительной колонии г. Рубцовска прошла большая зимняя спартакиада, участие в которой приняли более 200 спортсменов: команды из 13-ти отрядов разыгрывали призовые места по 15 видам спорта: хоккею, кроссу на 1000 метров, лыжной эстафете, нардам, шахматам, теннису, лыжным забегам на 1500 и 500 метров, жиме штанги лежа и приседанию со штангой, подтягиванию на перекладине, брусьям, гиревому спорту, отжиманию от пола, шорт-треку на 1500 и 500 метров [4].

Указанная форма воспитательного воздействия способствует исправлению осужденных, ориентирует на укрепление здоровья, выработку гигиенических привычек, развитие физических сил и морально-волевых качеств. Между

осужденными, активно занимающимися спортом в условиях исправительных учреждений, и осужденными, не проявляющими к нему интерес, существует разница не только в физической подготовке, но и в способности находить взаимопонимание при общении, в умении быстро реагировать на ту или иную ситуацию, постоять за себя, причем не силовыми приемами, а улаживанием конфликта посредством диалога. Лица, занимающиеся спортом, имеют большую способность адаптироваться к негативным моментам жизни, у них сильнее развиты черты коллективизма, стремление к объединению в более широкие круги общения и, как результат, менее выражены эгоцентрические тенденции личности. Следовательно, совместная физкультурно-спортивная деятельность является неким стимулятором, оптимизирующим взаимоотношения в условиях пенитенциарного учреждения. Последнее, безусловно, выступает связующим звеном между осужденными и сотрудниками администрации исправительных учреждений. Участвуя в соревнованиях, обучаясь новым упражнениям, а также теоретическим навыкам физической культуры, где уважение к сопернику и поддержка членов своей команды становятся нормой, а в последующем и привычкой, входящей в повседневную жизнь, постепенно меняет само отношение осужденных к сотрудникам, повышая их статус.

Со стороны администрации учреждения позитивные изменения в поведении осужденных учитываются посредством применения к ним мер поощрения, тем самым побуждая к дальнейшему развитию желательного для общества и государства поведения. Данные меры в последующем позволяют определить степень исправления осужденного.

При организации воспитательной работы в указанной форме необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности каждого осужденного, учитывая пол, возраст, состояние здоровья. Темперамент и характер также должны браться во внимание: кому-то подойдут виды спорта, требующие быстрой реакции и скорости, а для других предпочтительнее менее подвижные, например, шахматы.

Физическое воспитание не ограничивается только непосредственным участием осужденных в тех или иных спортивных занятиях. Оно может также проявляться в форме лекций, а также бесед, проводимых, в том числе, и с известными спортсменами, являющимися для многих примером для подражания. Целями таких встреч является приобщение осужденных к спорту и их мотивации к физическому развитию - осужденные имеют возможность задавать интересующие вопросы, вступать в дискуссии [3].

Таким образом, физическое воспитание, наряду с остальными видами воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, является наиболее простым в реализации.

К сожалению, примеры требуемой спортивно - массовой работы в колониях России являются скорее результатом применения огромных усилий отдельных сотрудников ФСИН, которые, как правило, сами являются спортсменами. Достаточно четкой и регулярной системы физического воспитания осужденных, формирования у них должной физической культуры в настоящее время не существует. Чаще всего причиной этому служит недостаток финансовых и материальных средств, для нужной организации спортивно - массовой работы (в некоторых учреждениях нет элементарного инвентаря и помещений).

Между тем, физическое воспитание играет немаловажную роль в процессе ресоциализации осужденных, поскольку развитие осужденного как личности во время спортивных мероприятий построено на взаимоотношениях с другими людьми, что впоследствии ведет к успешной социальной интеграции. Формирование у осужденных уверенности в своих силах и убежденности в том, что высокая разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и телесного развития личности и ее коррекции, положительных эмоций, норм поведения в соответствии с требованиями, умение находить выход из непростых ситуаций, приходить к компромиссу с окружающими людьми во время занятий

28

спортом, а в особенности при участии в спортивно - массовых мероприятиях, способствуют самореализации и самоутверждению, в последующем благоприятно сказываясь на способности направлять свою деятельность в нужное русло после освобождения из мест лишения свободы [2].

Таким образом, спортивно-массовая работа с осужденными является эффективным педагогическим средством исправления и воспитания осужденных. Обладает целым комплексом преимуществ перед другими формами воспитательной работы: массовостью охвата, отсутствием негативного барьера противостояния, ненавязчивостью воспитательного воздействия, организацией досуга осужденных, а также простотой в реализации.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016г.) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании: Собрание законодательства РФ. -1997. - № 2. - Ст. 198.

2. Гилязов И. Ф. Физическое воспитание несовершеннолетних осужденных в учреждениях уголовно - исполнительной системы / И. Ф. Гилязов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Набережные Челны, 2013.

3. Крайнов И. В. Вовлечение осужденных к лишению свободы в культурно -массовые и спортивные мероприятия в процессе их ресоциализации / Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11.

4. [Электронный ресурс]. Официальный сайт УФСИН России. Режим доступа: http://www.22.fsin.su (дата обращения: 31.03.2016).

Разграничение разбоя и бандитизма Мочалова М. В.1, Мирончик А. С.2

'Мочалова Мария Владимировна /Mochalova Maria Vladimirovna - студент магистратуры,

факультет правосудия по уголовным делам; 2Мирончик Анна Сергеевна /Mironchik Anna Sergeevna - кандидат юридических наук, доцент,

кафедра уголовного права, Сибирский федеральный университет, Юридический институт, г. Красноярск

Аннотация: вопрос об отграничении разбойного нападения, совершаемого организованной группой с применением оружия, от бандитизма возник давно, как в теории уголовного права, так и в судебно-следственной практике. В связи с этим возникает немало спорных вопросов, которые по сей день являются для нас актуальными, и требуют особого внимания. В статье рассматриваются основные признаки разграничения указанных выше составов, а также выделяются основные проблемы, возникающие при разграничении.

Abstract: the question of the limitation of a robbery committed by an organized group with weapons, emerged long ago from banditry, both in theory of criminal law, and in judicial and investigative practice. In this regard, there are many controversial issues that are still relevant for us, and require special attention. The article discusses the main features of differentiation of the compositions mentioned above, as well as highlighted the main problems encountered in the delimitation.

Ключевые слова: разбой, бандитизм. Keywords: robbery, banditry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.