Научная статья на тему 'Развитие личности осужденных к лишению свободы в процессе их физического воспитания: теоретико-методический аспект'

Развитие личности осужденных к лишению свободы в процессе их физического воспитания: теоретико-методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОСУЖДЕННЫЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна, Александров Борис Владимирович, Воронин Роман Михайлович, Огородников Владимир Иванович

В статье определено понятие и раскрыты сущность, особенности, функции физического воспитания осужденных к лишению свободы с целью достижения их личностного развития в этом процессе и подготовки к ресоциализации. Особое внимание уделено научным направлениям, в рамках которых рассматривается личность человека, выступающая объектом физического воспитания, и психологическому содержанию физического воспитания как процесса. По мнению авторов, осужденные имеют скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазвития. В работе отражен краткий экскурс в историю проблемы, который свидетельствует о том, что физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации, непосредственно связано с физкультурно-спортивной работой, в том числе проводимой в местах лишения свободы с осужденными и способствующей развитию личности. Рассмотрены алгоритм действий и принципы физического воспитания, которые реализуются с целью развития личности осужденных, а также представлена примерная программа физического воспитания, состоящая из таких блоков, как: теоретический (просветительский), практический и контрольный. Отмечены критерии эффективности применения данных программ. Раскрыта также роль физических упражнений, правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены, являющихся важными средствами физического воспитания и формирования личностных качеств осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна, Александров Борис Владимирович, Воронин Роман Михайлович, Огородников Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONVICTS’ PERSONALITY SENTENCED TO IMPRISONMENT IN THE PROCESS OF THEIR PHYSICAL EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article defines the concept and reveals the essence, features, functions of physical education of prisoners sentenced to imprisonment in order to achieve their personal development in this process and prepare for resocialization. Special attention is paid to scientific directions within which the person’ personality acting as an object of physical education and to psychological maintenance of physical education as process. According to the authors, the convicts have poor ideas about the importance of physical education and physical selfdevelopment. The work reflects a brief historical review of the problem, which indicates that physical education arose at the dawn of human civilization and is directly related to physical culture and sports work, including those carried out in prisons with convicts and contributing to the development of personality. The algorithm of actions and principles of physical education, which are realized for the purpose of convicts’ personality development, are considered, and also the approximate program of physical education, consisting of such blocks as: theoretical (educational), practical and control, is presented. Criteria of efficiency of these programs application are marked. The role of physical exercises, rules of personal and social, industrial and household hygiene, which are important means of physical education and formation of personal qualities of convicts, are also revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие личности осужденных к лишению свободы в процессе их физического воспитания: теоретико-методический аспект»

УДК 343.828

DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.536-542

НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: editor62@yandex.ru; БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЕКСАНДРОВ, преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: abv2712@rambler.ru; РОМАН МИХАЙЛОВИЧ ВОРОНИН, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: rmvoronin@mail.ru; ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ОГОРОДНИКОВ, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления и организации деятельности в УИС, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ogorodnikov_v.i.@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПРОЦЕССЕ

ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Для цитирования

Тюгаева, Н. А. Развитие личности осужденныхк лишению свободы в процессе их физического воспитания: теоретико-методический аспект / Н. А. Тюгаева, Б. В. Александров, Р. М. Воронин, В. И. Огородников II Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 4. - С. 536-542. -DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.536-542.

Аннотация. В статье определено понятие и раскрыты сущность, особенности, функции физического воспитания осужденных к лишению свободы с целью достижения их личностного развития в этом процессе и подготовки к ресоциа-лизации. Особое внимание уделено научным направлениям, в рамках которых рассматривается личность человека, выступающая объектом физического воспитания, и психологическому содержанию физического воспитания как процесса.

© Тюгаева Н. А., Александров Б. В., Воронин Р. М., Огородников В. И., 2019

1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

По мнению авторов, осужденные имеют скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазвития. В работе отражен краткий экскурс в историю проблемы, который свидетельствует о том, что физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации, непосредственно связано с физкультурно-спортивной работой, в том числе проводимой в местах лишения свободы с осужденными и способствующей развитию личности. Рассмотрены алгоритм действий и принципы физического воспитания, которые реализуются с целью развития личности осужденных, а также представлена примерная программа физического воспитания, состоящая из таких блоков, как: теоретический (просветительский), практический и контрольный. Отмечены критерии эффективности применения данных программ. Раскрыта также роль физических упражнений, правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены, являющихся важными средствами физического воспитания и формирования личностных качеств осужденных.

Ключевые слова: физическое воспитание, развитие личности, осужденные, физкультурно-спортивная работа, ресоциализация.

Психолого-педагогическим элементом воспитательной системы исправительного учреждения является физическое воспитание осужденных, под которым следует понимать процесс формирования и развития физических способностей, эмоционально-волевых качеств осужденных, укрепления и сбережения их физического и психического здоровья. Этот процесс идет в особых условиях ограниченного пространства и движений, поэтому очень актуален и избран предметом исследования. Физическое воспитание осужденных выполняет три взаимосвязанные функции: оздоровительную, воспитательную (исправительную), сублимирующую (переключающую активность (энергию) субъекта на более высокий уровень). Результатом исследуемого процесса будут степень исправления и развития личности осужденных, а также уровень готовности их к ресоциализации.

Изучение научной литературы показывает, что одним из ключевых и сложных вопросов науки и практики является проблема развития личности в специально организованных условиях. Она многогранна, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, философией и социологией, психологией и педагогикой и др. Педагогическая психология изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе воспитания. В психолого-педагогической литературе по проблеме развития личности выделяются три основные направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он контактирует. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Представляется, что такой подход никак не может объяснить ни поведение личности, ни ее развитие.

Таким образом, осмысливая вышеизложенное с позиции педагогической психологии, следует сделать вывод: личность человека - единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности отражаются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.). Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом, представляет собой целостную психическую систему (Л. С. Выготский). Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда в основе - желание привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание -быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость -свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Основными составляющими процесса развития личности выступают социальные, культурные, интеллектуальные, физические, профессиональные, творческие, организаторские, управленческие, педагогические и прочие способности, познавательные, деловые, волевые и другие качества. Интегральным же показателем развития выступает развитость личности, а применительно к осужденным - еще и исправленность.

Среди важнейших функций личности следует назвать творческое освоение общественного опыта и ее включение в систему общественных отношений, поскольку личность существует, проявляется и формируется только в деятельности. В современных исправительных учреждениях трудно представить исполнение наказания без специально организованной физкультурно-спортивной деятельности осужденных, в процессе которой осуществляется их физическое воспитание. Кроме того, наблюдение показывает, что оно выступает в качестве важного средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Современная отечественная педагогическая психология стоит на позиции диалектической взаимосвязи воспитания и развития личности: вне воспитания не может быть полноценного развития личности.

Психологическим содержанием физического воспитания как процесса являются знания, умения, навыки, компетенции, способы действий. Управляется этот процесс сознательной целью, а продуктом будут внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, знания и умения применять их для решения разнообразных практических задач. Организация физического воспитания осужденных видится в двух направлениях: 1) изначальное формирование мотивации осужденных к занятиям физкультурой и спортом; 2) переориентация уже сформированной мотивации осужденных. В том и другом случае в процессе физического воспитания осужденных определяющая роль отводится конструктивной информации о

закономерностях развития природы, общества, человека, о всеобщих причинно-следственных связях, о том, что надо делать, как и в каком направлении это осуществляется.

Изучение научных источников и практики показало, что осужденные имеют весьма скудные представления о значимости физического воспитания и физического саморазвития. В связи с этим педагогически целесообразен краткий экскурс в историю проблемы.

Физическое воспитание возникло на заре человеческой цивилизации. Первобытные люди охотились, добывали пищу, обустраивали свое жилище - все эти естественные действия приводили к совершенствованию их физической формы, улучшению таких качеств, как выносливость, скорость, сила. Некоторые направления, формы, методы и средства физического воспитания возникли в первобытнообщинный период, но они не носили целенаправленный характер.

Как организованная и целенаправленная деятельность физическое воспитание впервые появилось в Древней Греции. Известна спартанская (г. Спарта) система воспитания, ее основным элементом была военная подготовка, которая развивала силу, ловкость и др. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания. Позже (конец VI в. до н. э.) сложилась афинская (г. Афины) система воспитания, которая сочетала умственное и физическое воспитание.

В III в. до н. э. Древний Рим стал ведущим в военном отношении государством. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли спорт, предпочитая бои гладиаторов. Физические упражнения стали использовать в основном для развития выносливости, ловкости и силы, которые необходимы бойцам римской армии для ведения военных действий. Античная система воспитания была в дальнейшем усвоена Средневековьем. Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы - эпоха перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени (XIV-XVI вв.). Педагогическая мысль Возрождения оказала влияние на европейскую систему воспитания теоретическими положениями, подтвержденными практикой. Главными среди них были идеи гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей.

Одним из основоположников теоретических и практических вопросов физического воспитания детей и взрослых является П. Ф. Лесгафт (1837-1909). Главный принцип теории П. Ф. Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. Он рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.

После 1917 г. научное наследие П. Ф. Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всеобуча). С 1918 г. создавались военно-спортивные клубы и кружки, в 1920-е годы проводились многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 1930-е годы основу физического воспитания составлял комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); для детей - ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В 1990-е годы новые общественно-экономические отношения поставили физкультурно-спортивные организации и коллективы в сложные условия. В настоящее время ситуация изменилась, указ Президента В. В. Путина вернул к жизни физкультурно-спортивный комплекс ГТО.

Применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания, следует отметить, что они остаются гражданами своей страны. Объектом уголовной кары являются свобода, материальные, духовные блага, принадлежащие гражданину. Осужденные либо ограничиваются в пользовании ими, либо лишаются некоторых из них полностью. Однако

личность осужденного, его здоровье не являются и не могут быть объектом уголовного наказания. Наказывая человека за совершенное им преступление, государство исходит из того, что после отбытия наказания он должен быть возвращен в общество здоровым и жизнедеятельным. В местах лишения свободы особо активно проводилась физкультурно-спортивная работа в 1970-1980-х гг. В комплексных планах политико-воспитательной работы с осужденными наряду с другими был раздел «Физкультурно-спортивная работа». Он включал в себя проведение летних и зимних спартакиад, ежедневную утреннюю физзарядку, соревнования по отдельным видам спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис), спортивные игры (шашки, шахматы, домино - по одному комплекту на каждые 30 человек, а в ИТУ особого вида режима, в тюрьме и СИЗО - на каждую камеру).

Практика не стоит на месте, физкультурно-спортивная работа с осужденными проводилась и проводится, о чем свидетельствуют публикации [1, с. 12-15; 2, с. 28-29; 3, с. 16-19].

Осознание вышеизложенного в полной мере рано или поздно приведет осужденного к мысли о неотвратимости быть ответственным за свое здоровье и жизнь. Возникающий таким образом внутренний (психологический) регулятор дает определенные гарантии ориентации поведения на социально полезные модели поведения. Этот регулятор в сфере педагогического взаимодействия сотрудников и осужденных мало используется в силу влияния ряда объективных и субъективных факторов: сложность и тонкость индивидуальной работы; низкий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников; много информации - знаний мало; отсутствие надлежащих условий и др. Следует отметить, что с сотрудниками уголовно-исполнительной системы также проводится работа в рамках физического воспитания.

Анализ существующего и собственного опыта авторов свидетельствует о том, что применительно к физическому воспитанию осужденных возникает необходимость соблюдения следующего алгоритма действий: просвещение (просветительский проект) -обучение (образовательная программа) - формирование (мотивы, способности, физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные навыки) - включение в деятельность (самообразование и самовоспитание) - анализ результатов (состояние физического и психического здоровья, уровень исправленности и развитости). При этом важно знать и применять следующие принципы:

1) принцип добровольности - отражает необходимость добровольного участия осужденных в физкультурно-спортивной деятельности для физического (телесного) и духовного развития личности;

2) системности - отражает необходимость заниматься физическими упражнениями в течение определенного отрезка времени без перерывов, что позволит определить необходимый (достаточный) уровень физической нагрузки при выполнении того или иного упражнения, соотнеся ее с собственными возможностями;

3) деятельности - ориентирует осужденных на освоение новых знаний, компетенций и навыков, а также на возможность реализации духовного и интеллектуального потенциала;

4) оптимальности - предполагает целесообразный подбор форм, методов и средств физического воспитания осужденных с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, потребностей и возможностей исправительного учреждения;

5) сотрудничества - предусматривает постоянный диалог и взаимодействие между субъектами педагогического процесса, взаимное уважение и доверие;

6) саморазвития - предполагает постоянное самовоспитание и самообразование через самостоятельные занятия, используя ранее имеющийся жизненный опыт и стремление к овладению новыми знаниями, формирование новых умений и навыков.

В соответствии с изложенным алгоритмом действий и принципами физического воспитания с целью развития личности осужденных разрабатывается программа, которая может состоять, например, из трех блоков: теоретического (просветительского), практического и контрольного.

Теоретический блок направлен на просвещение осужденных в области физкультурно-спортивной работы исходя из следующих приоритетов: компенсация недостатков существующего физического развития осужденных; обеспечение необходимого двигательного режима; формирование и совершенствование важных для жизни качеств и способностей; формирование уверенности в своих силах и убежденности в том, что разносторонняя физическая подготовленность является основой духовного и телесного развития личности и ее коррекции.

Содержание практического блока предполагает на обучение осужденных методам и способам физкультурно-спортивной деятельности, освоение ими различных видов физических упражнений, в первую очередь общеразвивающих, формирование навыков самосовершенствования, саморазвития, повышение уровня психофизических, двигательных функциональных и социальных способностей.

Контрольный блок предусматривает анализ, объективный контроль и учет результатов физкультурно-спортивной деятельности, мониторинг показателей физической подготовленности осужденных и их психофизического развития.

Основными критериями эффективности предложенной примерной программы физического воспитания осужденных в условиях конкретных исправительных учреждений предполагаются сформированность потребности у них в занятиях физкультурой и спортом, а также степень развитости личности, что является основанием ее исправления.

Важными средствами физического воспитания осужденных являются физические упражнения, соблюдение правил личной и общественной, производственной и бытовой гигиены. Это обусловлено тем, что физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей личности. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Соблюдение правил гигиены выступает в качестве условия успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями. Кроме того, соблюдение гигиены необходимо для сохранения и укрепления психического и физического здоровья.

Результаты проведенного теоретико-методического исследования позволяют сделать следующий вывод: физкультура и спорт как составные элементы процесса физического воспитания осужденных оказывают настолько сильное воздействие на личность, ее исправление и развитие, что трудно представить, чем их можно заменить или компенсировать в условиях лишения свободы, ограниченности пространства и движений. Однако важно отметить, что прогрессивный результат будет давать только систематическая и целенаправленная работа по физическому воспитанию осужденных при соблюдении следующих условий: целостность системы знаний и умений в контексте развивающей функции процесса физического воспитания; постоянное совершенствование компетентности и компетенций руководителей и сотрудников воспитательных отделов исправительных учреждений; развитие и популяризация видов спорта, разрешенных в местах лишения свободы; использование традиционных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных методик, инновационных технологий, адаптированных к возрастным и психологическим особенностям личности осужденного, а также материальным возможностям исправительного учреждения.

Библиографический список

1. Тюгаева Н. А. Реализация физического воспитания осужденных через физкуль-турно-спортивную работу с ними // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4(95). С. 12-15.

2. Данилин Е. М., Евдокимов И. В. Как оценить деятельность воспитательных колоний // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 10. С. 28-29.

3. Шишигин В. Энергия, помноженная на целеустремленность // Преступление и наказание. 2014. № 10. С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.