Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СКАЗКИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СКАЗКИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СКАЗКИ / СОЧИНИТЕЛЬСТВО СКАЗОК / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна, Максимова Елена Игоревна, Кондратьева Галина Михайловна

Обсуждается роль сказки и сочинительства сказок как метода культурологического воздействия в работе со старшими дошкольниками. Отмечено, что сказка используется также как терапевтический и коррекционный ресурс эмоциональных и поведенческих реакций, что позволяет моделировать поведение детей с учетом различных жизненных ситуаций; развивает воображение и творческое мышление, корригирует речевое развитие. Сочинительство сказок детьми активизирует речемыслительную деятельность старших дошкольников, эффективно в работе с детьми, обнаруживающими общие признаки недоразвития речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Сорокина Ольга Юрьевна, Максимова Елена Игоревна, Кондратьева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL, CORRECTIONAL AND THERAPEUTIC RESOURCE OF FAIRY TALES IN WORK WITH OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The role of fairy tales and writing fairy tales as a method of cultural influence in work with older preschoolers is discussed. It is noted that the fairy tale is also used as a therapeutic and corrective resource of emotional and behavioral reactions, which makes it possible to model the behavior of children, taking into account various life situations; develops imagination and creative thinking, corrects speech development. The writing of fairy tales by children activates the speech-cogitative activity of older preschoolers, and is effective in working with children who show common signs of speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СКАЗКИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 373.21+376.37

И. В. Тельнюк, О. Ю. Сорокина, Е. И. Максимова, Г. М. Кондратьева

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕСУРС СКАЗКИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие и воспитание культуры речи у детей является одной из приоритетных задач обучения и подготовки дошкольников к будущей школьной жизни. Однако речевое развитие не у всех детей в данном периоде протекает достаточно успешно, многие из них обнаруживают различный уровень общего недоразвития речи (ОНР), что становится препятствием в общем контексте психо-речевого развития, коммуникативной и социальной адаптации таких детей в кругу сверстников и старших [1]. Нередко у таких детей наблюдается склонность к формированию невротических привычек поведения, являющихся источником манифестации развития детских поведенческих реакций и аномалий личности [2-3]. Применение игровых методов, ориентированных на сюжетно-ролевую идентификацию в различных сценариях русских народных сказок, позволяет детям корригировать свои привычные действия, уровень эмоциональности и речевые навыки взаимодействия с персонажами игровой деятельности, что впоследствии оказывает благоприятный терапевтический эффект в дальнейшей речевой коммуникации детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи у дошкольников касается различных компонентов речевой системы, в том числе и связной речи. А поскольку связная речь выступает индикатором речевого развития ребёнка [4-5], то по состоянию особенностей проявления речевого развития можно судить о прогностических возможностях развития вербального интеллекта в целом. У большей части старших дошкольников, обнаруживающих ОНР, наблюдается III уровень речевого развития, который характеризуется развернутой фразовой речью со значительными элементами аграмматизмов. На данном уровне не отмечаются грубые лексико-грамматические и фонетико-фонемати-ческие дефекты речи. В то же время имеют место затруднения в формировании абстрактно-понятийного мышления, обусловленные лексико-граммати-ческими и семантическими ошибками. Скудность словарного запаса, его ограниченность существительными и глаголами нередко выступает препятствием в четкости определения функциональной направленности предметов или явлений, в формировании абстрактно-логического стиля мышления [6].

Корригирование речевого развития старших дошкольников реализуется в совместной работе воспитателей и логопеда, чья работа направлена на то, чтобы научить детей связно и последователь-

но, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни [7]. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Воспитание на традициях русской народной сказки занимает в отечественной педагогике особое место. К. Д. Ушинский [8] отмечал значение сказочных форм изложения для развития и морального становления ребёнка, что способствует принятию им окружающего мира природы и бережного к ней отношения. В Слове и его силе видел великий педагог возможности умственного и духовного развития Человека, который, по сути, и являлся «.. .предметом воспитания» [9]. Воспитательное влияние сказки учитывается педагогами и в наши дни - программы образования и внеклассные мероприятия с детьми широко используют жанр сказки в ролевом художественном творчестве как старших дошкольников, так и детей начальных классов общеобразовательной школы. При этом психотерапевтический эффект сказки заключен в корригировании нравственно-эмоционального состояния детей, в раскрепощении их коммуникативной деятельности, в расширении развития речевых возможностей [10].

Иными словами, кроме психотерапевтической направленности действия сказки на психическую сферу ребёнка, педагоги отмечают ряд других позитивных сдвигов в когнитивном и личном развитии детей - образном переживании событий и действий, возникновении представлений

и ощущений ролевого перевоплощения героев сказок, чувственном присутствии личностного участия и т. д. Наглядно-образный и предметно-действенный характер восприятия сюжетной линии позитивно сказывался на речевой активности детей, что способствовало корригированию их речевого развития.

Начиная с 3-4-летнего возраста дети охотно слушают, когда им взрослые читают сказки, а ещё становятся более внимательными при просмотре экранизированных вариантов народных сказок. Однако задача взрослых - побуждать детей к самостоятельной речевой активности, что достигается при участии детей в ролевых сюжетных играх, проектируемых взрослыми по тому или иному сюжетному сценарию. Дидактические приемы использования сказок разнообразны - от непосредственного чтения вслух до разыгрывания отдельных её фрагментов и частей в целом с озвучиванием ролей самими детьми; от прослушивания и просмотра аудио- и мультфильмов до обсуждения в условиях группы сцен и ролевых переживаний сюжетных линий той или иной сказки, пр.

В зависимости от целевой дидактической направленности сказки в работе с детьми, Т. Д. Зинкевич-Ев-стигнеевой [11] предложена следующая классификация сказок:

1. Художественные - это традиционные сказки, которые включают в себя авторские и народные сказки, а также притчи и легенды. В рамках работы с этой категорией сказок реализуются задачи по формированию у детей нравственных и этических чувств.

2. Дидактические - специально созданные педагогом сказки, преследующие реализацию целей освещения учебного материала на занятиях. Сюжет данной категории сказок основывается на том, что абстрактные символы: буквы, звуки, цифры становятся одушевлёнными и рассказывают малышам о новых интересных понятиях.

3. Медитативные - сказки, которые помогает ребёнку расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Особенностью данных сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под спокойную, успокаивающую музыку, способствующую расслаблению.

4. Психотерапевтические - сказки, которые помогает ребёнку разобраться в событиях окружающего мира, направленные на его личностный рост.

5. Психокоррекционные - сказки, помогающие решить проблемы поведения ребёнка. В таких сказках детям предлагается положительный пример поведения героя, которому ребёнок будет следовать в борьбе с собственными страхами и проблемами.

Данная классификация отражает сказкотерапевтическое влияние на психику ребенка с возможностью коррекции негативных состояний; работу по развитию личностных качеств дошкольников.

Подготовка и проведение таких занятий с детьми требуют от педагога больших творческих усилий по проектированию и реализации замысла конкретной сюжетной линии той или иной сказки. Поэтому вовлечение в этот процесс самих детей и их родных близких может представлять собой условие взаимодействия

дошкольной организации и семьи в деле общего воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо освоить методический аспект работы со сказкой, прежде чем непосредственно реализо-вывать замысел сказки на занятиях с детьми. По мнению Е. Г. Милюгиной [12], необходимо к данной работе подходить поэтапно и с учетом направленности освоения детьми речевых конструкций:

1. Знакомство со сказкой. В рамках этого направления решаются следующие задачи: прочитать и проанализировать сказку; выделить главную мысль; определить главных героев; обозначить начало, середину и конец сказки; обучить традиционному зачину и концовке сказки; подобрать слова, обозначающие последовательность событий («потом», «затем», «сначала»).

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. В рамках данного направления организуется работа по выделению в тексте сказки средств выразительности; описанию героев и обучению построения полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию сказки.

3. Развитие интонационно-мимической выразительности. На этом этапе главной задачей является расширение словарного запаса словами-признаками (через описание героев), словами-действиями (например, через проработку действий каждого из героев).

4. Развитие познавательных процессов - мышления и воображения, когда ставятся задачи по формированию умения схематично изобразить героя, подчеркнуть его главные отличия от других. А также предполагается развитие умения построения плана пересказа и раз-

витие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Разнообразие дидактических форм использования сказки на занятиях по речевому развитию старших дошкольников требует от педагога не только знаний в области методики ведения предмета по развитию речи, но и наличия сформированности собственных навыков экспрессивной стороны речи, которые передаются детям в условиях совместной организации речевой деятельности [13]. Эффективность таких занятий в аспекте психотерапевтической направленности во многом будет зависеть от умения взрослых совместно с детьми переживать ролевые сценарии игровых сюжетных ситуаций, заключенных в текстовых или аудиовизуальных представлениях героев сказки. Поэтому важно, как отмечает И. А. Никулина [14], чтобы в сказко-терапии соблюдалась реализация следующих основных требований: а) сказочные события должны иметь между собой логическую связь, что способствует восприятию и усваиванию ребёнком причинно-следственных связей; б) знакомство со сказкой предполагает, что ребенок будет идентифицировать себя с её героями. Это воспитает в нем эмпатию, доброту, умение сочувствовать и сопереживать; в) во время сказкотерапии дети создают образы персонажей и событий, что развивает их творческое воображение; г) посредством сказкотерапии ребёнок имеет возможность прожить множество ситуаций, что способствует расширению

его мировосприятия и способы взаимодействия с окружающими.

Нужно отметить, что проведение традиционной работы по развитию речи детей с ОНР имеет ряд сложностей. Дети быстро утомляются и отвлекаются. Из-за недостатка речевого развития некоторые ребята не стремятся к коммуникации. При пересказе дети демонстрируют нервно-психическое напряжение и сбивчивую речь, и как следствие - обнаруживают нарушение последовательности изложения, изменение темпа и ритма изложения. Поэтому творческий поиск педагогов в нашей работе привел к необходимости применения метода сказкотерапии и сочинительства сказок в совместной деятельности с детьми, имеющими ОНР. Содержание сказок привлекательно и близко к пониманию, к детской природе развития представлений об окружающем мире.

Приведем пример психолого-педагогической технологии работы со сказкой в группе старших дошкольников.

Развитию связной речи ребенка-дошкольника, активизации устной речи и расширению словарного запаса способствует такая форма работы с детьми как словесное творчество (сочинительство, рифмотворчество). Особенно актуальна такая форма работы для детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести.

Сочинительство сказок и сказочных историй - это творческая речевая деятельность, в работе с детьми которая:

• способствует облечению собственных мыслей в слова, актуализации внеш-

ней стороны речи, формированию высказывания и его смысловой важности;

• помогает обогащать словарный запас, совершенствованию лексико-грам-матических конструкций;

• развивает умения самостоятельно строить логически связные предложения (из которых получаются мини-сказки, из рифм - двустишья и четверостишья);

• побуждает к фантазии, творческому самовыражения посредством слова, наращиванию речевого опыта;

• активирует желание рассказать свою собственную сказку, историю другим детям;

• помогает налаживать коммуникацию и способствует здоровому гармоничному общению в детском коллективе;

• обладает релаксационным ресурсом.

Особенно эффективна такая работа в сочетании с художественно-изобразительной деятельностью. Собственные рисунки детей служат визуальной опорой для составления текстов сказок, стихов.

Данная работа с детьми строится последовательно - от простого к сложному (поэтапно).

Первый этап работы - ознакомительно-подготовительный. Посредством чтения детям соответствующих возрасту сказок (в том числе и авторских) по определенной теме, просмотр тематических презентаций -идет накопление опыта активного слушателя сказочных произведений.

На данном этапе используются:

• беседа с детьми по содержанию прочитанного, увиденного, которая способствует речевой активизации детей во время обсуждения впечатлений, развитию эмоционально-чувственного опыта;

• побуждение речевой активности детей к придумыванию рифм, двустиший, с ключевыми словами произведения;

• тематическое раскрашивание детьми запомнившихся героев, сюжетов по имеющимся шаблонам с контурным изображением; использование нетрадиционных изобразительных техник, отображающих эмоции и настроение после прочтения сказки.

Второй этап работы - развивающий. Представляет собой начало собственного речевого творчества. На данном этапе начинается продуктивная речевая деятельность детей, имеющая разные варианты самовыражения:

• придумывание собственного конца сказки к ранее прочитанному произведению;

• выполнение занимательных литературных заданий: викторины, ребусы, путаницы, лабиринты, загадки в стихах;

• анализ понравившегося образа художественного произведения;

• изображение (раскрашивание) понравившегося образа из художественного произведения;

• мини театрализация коротких сказок.

Третий этап - творческий. Накопленный детьми опыт выражается в собственной «пробе пера». На данном этапе работы можно использовать следующий алгоритм работы с детьми:

• сочиняем коллективную сказку;

• сочиняем собственную сказку по мотивам литературного произведения;

• придумываем собственные сказки, рассказы, стихи;

• создаем авторские иллюстрации к своему произведению

• ставим театрализованные мини постановки по своим сказочным произведениям, показываем их детям младших групп, родителям.

Организуя работу по сочинительству собственной сказки, обращаем внимание на требование к сказке, выделенные И. А. Никулиной [там

же]. Для удобства детям дается алгоритм-схема.

Приведем пример. На завершающем этапе реализации детского проекта «Бережем свое здоровье» и проработанной к тому времени технологии сочинительства ребятам было предложено творческое задание:

1. Сочинить собственную сказку о чистоте / здоровье / здоровом образе жизни или составить / дополнить сказочную историю по мотивам про-

Фото из архива методических материалов И. В. Тельнюк (2014)

изведения К. И. Чуковского «Мойдо-дыр».

2. Нарисовать иллюстрацию к собственному произведению.

По результатам работы была создана небольшая «Книга волшебных сказок и поучительных рассказов».

Данная технология используется авторами с 2012 года по настоящее время. Она показала себя эффективной в работе с детьми с ОНР. Каждый педагог может дополнять её своими методами и приёмами с учетом индивидуальных особенностей детей с проблемами речевого развития. Положительным моментом в реализации педагогической технологии по детскому сказкосочинительству является сотрудничество различных специалистов дошкольного учреждения, оказывающих посильную кор-рекционную помощь детям с ОНР.

Таким образом, организация совместных занятий с детьми по развитию и коррекции речи посредством сказок, имеющих психотерапевтическую направленность, может являться эффективным приемом преодоления вторичных дефектов, обусловленных общим недоразвитием речи [15]. Развитие связной речи у детей с ОНР с помощью сказкотерапии приобретает опосредованный характер,

поскольку первоначальным звеном в общей цепи коррекционных мероприятий выступают позитивно окрашенные образы переживаемых героев различных сказок, возможность детей перевоплощаться, представлять или воображать событийные действия, сопровождаемые речевой, эмоционально-чувственной продукцией, идентифицируемой с героями сказки.

Сказкосочинительство является логическим продолжением работы со сказкой и выводит детей на качественно новый уровень развития их собственной речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказка является эффективным развивающим, коррекци-онно-воспитательным и психотерапевтическим средством при работе со старшими дошкольниками, способствует их эффективному речевому развитию. Также применение данного метода в работе с детьми имеет психотерапевтический потенциал, оказывает благоприятное влияние на формование произвольного поведения, развитие познавательных психических процессов и личности, способствует подготовке старших дошкольников к переходу на следующий этап школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и граммат. строя). СПб.: Союз, 1999. 158 с.

2. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и под-

ростково-юношеском возрасте. Монография. Киев: Здоровья, 1993. 144 с.

3. Тельнюк И. В., Худик В. А. Генезис эмоций и проблема понимания детских поведенческих реакций // Детский сад от А до Я. 2007. № 1. С. 34-47.

4. Васильева В. С., Коваленко О. А. Развитие связной речи у детей старше-

го дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: учебно-методическое пособие / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Челябинск: Изд-во ЮУр-ГГПУ, 2022. 71 с.

5. Лисицына А. В. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития // Новая наука: теоретический и практический взгляд: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 30 октября 2020 года. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2020. С. 237-240 // Шк Ы^:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44147973 (дата обращения: 12.02.2023).

6. Микитюк И. В., Саура Н. С. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: практический контент // Современный ученый. 2022. № 1. С. 257-264 // иИЬ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47813843 (дата обращения: 15.01.2023).

7. Филичева Т. Б. Коррекция нарушений речи / [Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки-на, Т. В. Туманова и др.]. М.: Просвещение, 2008. 272 с.

8. Ушинский К. Д. Рассказы и сказки / Худож. И. Дунаева. М.: Детская лит., 2010. 219 с.

9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

10. Красовская Е. В. Спиридончен-ко И. Н. Сказка как средство коррекция речи у детей с ОНР // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-7. С. 92-94 // иКЬ: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42497768 (дата обращения: 03.12.2022).

11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказ-котерапия здоровья: заметки о клинической сказкотерапии. Санкт-Петербург, Москва: Речь, 2020. 111 с.

12. Милюгина Е. Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: учеб. пособие. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 104 с.

13. Карунная О. В. Работа со сказкой как психолого-педагогическая технология: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова». Архангельск: САФУ, 2014. 94 с.

14. Никулина И. А. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Вестник научных конференций. 2017. № 5-1 (21). С. 81-82 // Шк elibrary.ru/item.asp?id=29456740 (дата обращения: 11.12.2022).

15. Тельнюк И. В., Подвиг Е. Д. Проектирование программы коррекции речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-технологий // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2016. № 2 (6). С. 42-51.

REFERENCES

1. Lalaeva R. I., Serebryakova N. V. vocabulary and grammatical structure). Correction of general underdevelopment St. Petersburg: Soyuz, 1999. 158 p. (In of speech in preschoolers (Formation of Russ.).

2. Khudik V. A. Psychology of abnormal personality development in childhood and adolescence. Monograph. Kyiv: Health, 1993. 144 p. (In UA).

3. Telnyuk I. V., Khudik V. A. The genesis of emotions and the problem of understanding children's behavioral reactions // Kindergarten from A to Z. 2007. No. 1. P. 34-47. (In Russ.).

4. Vasilyeva V. S., Kovalenko O. A. The development of coherent speech in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech of the III level: teaching aid / Ministry of Education of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Humanitarian and Pedagogical University». Chelyabinsk: Publishing house of YuUrGGPU, 2022. 71 p. (In Russ.).

5. Lisitsyna A. V. Theoretical foundations for the study of coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment of the III level of speech development // New science: theoretical and practical view: materials of the International (correspondence) scientific and practical conference, Sofia, October 30, 2020. Neftekamsk: Scientific Publishing Center «World of Science», 2020. P. 237-240 // URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44147973 (date of application: 12.02.2023).

6. Mikityuk I. V., Saura N. S. Formation of coherent speech of preschool children with general underdevelopment of speech: practical content // Modern scientist. 2022. No. 1. S. 257-264 // URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=47813843 (date of application: 15.01.2023).

7. Filicheva T. B. Correction of speech disorders / [T. B. Filicheva, G. V. Chirkina, T. V. Tumanova, etc.]. Moscow: Education, 2008. 272 p. (In Russ.).

8. Ushinsky K. D. Stories and fairy tales / Artist I. Dunaeva. M.: Children's literature, 2010. 219 p. (In Russ.).

9. Ushinsky K.D. Man as a subject of education: experience of ped. anthropology. M.: Fair-Press, 2004. 574 p. (In Russ.).

10. Krasovskaya E. V. Spiridonchenko I. N. Fairy tale as a means of speech correction in children with OHP // Trends in the development of science and education. 2020. No. 58-7. pp. 92-94 // URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=42497768 (date of application: 03.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zinkevich-Evstigneeva T. D. Fairy tale therapy of health: notes on clinical fairy tale therapy. St. Petersburg, Moscow: Speech, 2020. 111 p. (In Russ.).

12. Milyugina E. G. Russian folk tale in the circle of children's reading: textbook. allowance. Tver: Tver state. un-t, 2001. 104 p. (In Russ.).

13. Karunnaya O. V. Working with a fairy tale as a psychological and pedagogical technology: a teaching aid / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lo-monosov». Arkhangelsk: SAFU, 2014. 94 p. (In Russ.).

14. Nikulina I. A. Fairy tale therapy in work with children of preschool age // Bulletin of scientific conferences. 2017. No. 5-1 (21). Р. 81-82 // URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29456740 (date of application: 11.12.2022).

15. Telnyuk I. V., Podvig E. D. Designing a program of correction of speech and emotional development of older preschool children using art technologies // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 2 (6). P. 42-51. (In Russ.).

Поступила в редакцию 03.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.