УДК 1
Гончарова Л.И.
воспитатель МБДОУ ДС №42 «Малинка» (г. Старый Оскол, Россия)
Шорстова В.Ф.
воспитатель МБДОУ ДС №42 «Малинка» (г. Старый Оскол, Россия)
Забородская С.Н.
воспитатель МБДОУ ДС №42 «Малинка» (г. Старый Оскол, Россия)
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматривается влияние сказки на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Ключевые слова: метод, развитие речи, сказка, сказкотерапия, дидактические
игры.
« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком и люди об него ушибаются, как о лежащий
на дороге камень, и укалываются о лист осота» И. Токмакова
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Сухомлинский говорил, что чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература, в том числе и сказка. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора,
даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. С помощью сказки можно выявить проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения.
Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостоящие игрушки, чтобы развивать ребёнка. Можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.
Наши предки использовали сказку для детей неосознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Современная же сказка для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Умение задавать вопросы, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
• Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
• Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку».
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом.
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.
Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
- Словесная режиссерская игра;
- Пересказ от лица литературного героя;
- Словесное рисование;
- Психогимнастика;
- «А что потом»;
- «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
- «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
- «Придумывание кратких историй»;
- «Сказка про самого себя»;
- «Сказки по-новому»
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных
линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
- «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
- «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
- «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
- «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
- «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка. - «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку для, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005
Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя».... М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
Goncharova L.I.
educator Kid garden "Malinka" (Stary Oskol, Russia)
Shorstova V.F.
educator Kid garden "Malinka" (Stary Oskol, Russia)
Zaborodskaya S.N.
educator Kid garden "Malinka" (Stary Oskol, Russia)
INFLUENCE OF A FAIRY TALE ON THE DEVELOPMENT OF SPEECH PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article examines the influence of a fairy tale on the development of speech in a preschool child.
Keywords: method, speech development, fairy tale, fairy tale therapy, didactic games.