Научная статья на тему 'Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду'

Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1475
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / FAIRY-TALE THERAPY / SOCIAL ADAPTATION / AND PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакунова Ирина Владимировна, Левченко Дарья Геннадьевна

В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей к детскому саду. Сказкотерапия как метод социальной адаптации у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакунова Ирина Владимировна, Левченко Дарья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of skazkoterapii in social adaptation of the child to the kindergarten

The article considers the problem of social adaptation of children to the kindergarten. Fairy-tale therapy as a method of social adaptation of children.

Текст научной работы на тему «Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду»

Section 11. Psychology Секция 11. Психология

Bakunova IrinaVladimirovna,

Levchenko Daria Gennadevna, North-Caucasus Federal University E-mail: [email protected]

The role of skazkoterapii in social adaptation of the child to the kindergarten

Abstract: The article considers the problem of social adaptation of children to the kindergarten. Fairy-tale therapy as a method of social adaptation of children.

Keywords: fairy-tale therapy, social adaptation, and preschoolers.

Бакунова Ирина Владимировна,

Левченко Дарья Геннадьевна, Северо-Кавказский Федеральный Университет E-mail: [email protected]

Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду.

Аннотация: В статье рассматривается проблема социальной адаптации детей к детскому саду. Сказкотерапия как метод социальной адаптации у дошкольников.

Ключевые слова: сказкотерапия, социальная адаптация, дошкольники.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной

среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформи-рованности опыта общения, а также степень родительской опеки.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [1, 5-7].

Ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

В процессе привыкания ребенка к дошкольномй образовательному учреждению используют следующие формы и способы адаптации:

- элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);

- исполнение колыбельных песен перед сном;

- релаксационные игры (песок, вода);

- музыкальные занятия и развитие движений;

- сказкотерапия.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.

По определению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия — это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности [2, 6].

Сказка для ребенка — это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир

переживаний и образов. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка — это не проста вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

В науке сказкотерапия — одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и тайны.

Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений — особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.

Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого — через сказку. При работе с ребенком педагог, как правило, не использует «психологического» языка анализа внешне, но постоянно сохраняет способность «выхода» в аналитическое пространство для понимания того, что нужно ребенку и как именно ему это можно дать.

Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, как нельзя лучше способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.

Сказкотерапия — естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними.

При сказкотерапии даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент, для решения его проблемы.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных

сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества [3, 32].

Применение сказки при работе над страхами ребенка может прослеживаться следующее: на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком в процессе адаптации к условиям дошкольннного образовательнного учреждения может быть проведена различными способами: для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка; педагог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы, ребенок может сочинять сказку само стоятельно.

Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии, которые могут быть сформулированы следующим образом [4, 54]:

Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму

сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

« В некотором царстве, в некотором государстве»... Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Работа может проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т. п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

Цель таких занятий — оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, тревоги;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развития внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Психолог является непосредственным активным участником занятия — заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Использование в работе с ребенком детсадовского возраста сказкотерапии дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации, облегчает его привыкание к новым условиям.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях — это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).

Список литературы:

1. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации/Дошкольное воспитание. - 2003 г.

2. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.//До-школьное воспитание, № 5, 2005 г.

3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996 г.

4. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. -СПб.: Речь, 2005.

Meyrim Anarbekovna Yerkinbekova, Kainar University, candidate of psychological Sciences,

the senior lecturer

Roza Sadukovna Kasumova, Almaty Technological University, candidate of pedagogical Sciences, the senior lecturer Mentay Dogdurbaevna Shagurbaeva, Al-Farabi Kazakh National University, candidate of pedagogical Sciences, the senior lecturer Fauzya Toleushayhovna Sametova, Kainar University, candidate of philological Sciences,

the senior lecturer E-mail: [email protected]

Study of the influence of different styles of music on young people’s mental states

Abstract: Currently one of the most important differentiating and integrating factors, young people are the musical preferences that affect the formation of associations of fans of those or other performers.

Among modern youth popular musical subcultures distinguish reivers, rockers; hip-hop-representatives of these subcultures would be considered in the work.

The relevance of studying the impact of different contemporary styles of music (electronic music, rock, RAP) on the mental state of the people, representatives of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.