УДК 373.1.02:372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Ацдатпа
Макала мектеп логопунктшде бастауыш сынып окушыларыньщ ЖСД -мен сейлеуш дамыту мэселе-с1не арналган. Ертеп терапия эдшше ерекше коцш болшед1 жэне осы психотузеу эдш аясында турл1 жумыс турлер1 карастырылады, оларды бастауыш сынып балаларында ЖСД байланыстыра сейлеу-д1 дамыту уш'н логопедиялык сабактардьщ ерек-шелштерше бешмдеуге болады. Логопед тэжпри-бешнде осы психотузеу эдшт1 колданудьщ oipкатар артыкшылыктары атап отшдг ертеп терапиясын - байланыстыра сейлеуш калыптастыру к¥РалДаРы_ ныц 6ipi ретшде, 6i3 тузетуге колайлы жагдай тугы-замыз, сойлеу тэж1рибесшщ калыптасуына жэне лексикалык-грамматикалык категориялардыц жэне байланысты сойлеулердщ сапалы ыкпалына жагдай жасаймыз.
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития речи младших школьников с ОНР на школьном логопункте. Особое внимание уделено методу сказкотерапии, и рассмотрены различные формы работы в рамках данного психокоррекционного метода, которые можно адаптировать под специфику логопедиче-сн ских занятий по развитию связной речи детей млад-
д шего школьного возраста с ОНР. Отмечен ряд до-
<С
g стоинств данного психокоррекционного метода в
практике логопеда: мы обеспечим благоприятные
g условия для коррекции и создадим условия форми-
S рования речевой практики и качественного усвое-
g ния лексико-гра м м ати ч е с к и х категорий и связной
о речи. к
^ Annotation
н
s The article is about speech development in primary s school, when some pupils have some general problems
Ph
о with speaking skills. Great attention is paid to a fairy-H tale therapy method and different forms of using this method, which can be adopted to special speech therapy
Лашко E.A.,
уч ителъ-л огопед 2 категории, Фрунзенская средняя школа, Денисовский район
Нег1зг1 создер: кпш мектеп жасьг, жалпы сойлеутщ да-мымауы, байланыстьгрылган сойлеу, epmeei терапиясы, ер-тег/.
Ключевые слова: младший школьный возраст, общее недоразвитие речи, связная речь, сказкотерапия, сказка.
Keywords: junior school age, general speech problems, logical communicative speech, fairy-tale therapy, fairy-tale.
classes of primary school pupils communicative speech development if these pupils have some special communicative needs. Some advantages of this method for a speech therapist practice are marked. Due to fairy-tale therapy we can provide favourable condition for correction of the pupils' communicative skills.
В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с тенденциями и задачами инновационного развития образовательной системы Казахстана. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса [1, с.5].
Применение современных образовательных технологий в работе учителя -логопеда дает качественный результат в коррекции речевых нарушений школьников. Для создания благоприятных условий коррекционной деятельности важно правильно подобрать методы и формы работы, учитывая специфику дефекта и индивидуально-психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями [2, с. 74].
Наряду с основными методами и формами работы, применяемыми в практике логопедии, есть такие, как практические (упражнения, игры, моделирование, упражнения творческого характера), наглядные и словесные: особое внимание можно уделить методу сказкотерапии и рассмотреть различные формы работы в рамках данного психокоррекционного метода, адаптировав его под специфику логопедической работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР.
Метод сказкотерапии является здоро-вьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на личностное развитие ребенка и сохранение
его здоровья [3,с.117]. В работе учителя-логопеда я рассматриваю сказкотерапию как средство для коррекции речевых нарушений, применяя его отдельные элементы, которые позволяют в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
По мнению Т.Б. Филичивой, основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств [4, с.234].
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим и специфическим принципам. В логопедической работе § особую роль играет коррекция и воспи- <1 тание личности в целом, но учитывают- о ся особенности формирования личности ^ у детей с различными формами речевых ° расстройств, а также их возрастные осо- К бенности[2, с.73]. §
В логопедической работе использу- § ются различные методы: практические, и наглядные и словесные. Выбор и исполь- к зование того или иного метода опреде- к
Рч
ляется характером речевого нарушения, о содержанием, целями и задачами коррек- н ционно - логопедического воздействия,
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
1-ч
о ч о
X X ш Е-
к
в; К
Рч
о
ш Е-
этапом работы, возрастными, индивидуально - психологическими особенностями ребенка и др. [2, с.75].
Обращаясь к пособию «Преодоление общего недоразвития речи у детей» (авторы: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива), отмечено, что работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; отгадывание загадок. Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Опираясь на данные Т. Зинкевич-Ев-стигнеевой («Основы сказкотерапии»), можно говорить о том, что сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - это возможность непрямого, но очень эффективного взаимодействия, коррекции и помощи. Такой метод могут использовать все (при определенных условиях). Эта терапия считается игровой: не всегда у детей хватает опыта выразить то, что происходит, поэтому сказкотерапия очень эффективна в этот жизненный период. Она может быть индивидуаль-ная[3, с. 123].
Более подробно остановимся на использовании элементов сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников на логопедических занятиях, а именно, опишем формы работы и способы применения сказки как инструмента логопеда.
Работа по развитию связной речи строится в следующем направлении: работа над словом; работа над словосочетанием; работа над предложением; работа над связным высказыванием [4, с. 237]. В логопедической работе я использую два
вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией. Организация работы по Т. Зинкевич -Евстигнеевой[5,с.15-17]:
1. Дидактические сказки - организация учебного пространства (ребенка чему-то обучают вместе со сказочными персонажами).
• Введение в сказочную страну -представление героя (сказочного персонажа) занятия.
• Выполнение заданий для получения желаемого результата, раскрытия секрета новых знаний, умений или навыков.
2.Художественные сказки:
• народные - сказки о животных, бытовые сказки;
• авторские - волшебные сказки.
Формы работы с художественной сказкой на этапе развития связной речи:
1.Использование сказок: для расширения словаря детей применяются следующие виды работы:
• вычленение слов из сказки с заданным звуком;
• рифмовка слов (удалец-молодец);
• придумывание нескольких одноко-ренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
• подбор эпитетов к сказочному герою;
• называние слов-признаков, слов-действий из сказки.
2.Использование сказок в процессе работы над словоизменением и словообразованием. Конструирование слов, словосочетаний и предложений:
• придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
• срифмовать два слова (кузнец - удалец);
• дать описательную характеристику герою сказки, исходя из его особенностей (сорока - белобока и т.д.).
3.Использование сказок в работе над
предложением. Предусматриваем два направления:
• работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания;
• работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
4.Использование сказок для формирования правильного грамматического строя предполагает следующие формы работы:
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• упражнение "Закончи предложение" и т.д.
5.Использование сказок для формирования связного высказывания:
• составление сказки или рассказа по серии сюжетных картинок;
• пересказ сказки;
• пересказ сказки по цепочке;
• придумывание нового сюжета сказки.
6.Умение задавать вопросы по сказке. По мнению таких психологов, как А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младшего школьника.
7. Прием написания записок, телеграмм, коротких писем.
В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма.
8.Придумывание новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
9.Введение нового героя или персона-
жа для изменения сюжета.
На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а ..., Не Красная Шапочка, а ... , Не Иван-царевич, а ... ).
10.Использование игровой ситуации «из сказки убежали некоторые слова». Угадай сказку.
11.Воспитание чуткости к слову.
Формированию такого чутья будут
способствовать следующие приемы в работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
• объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки) [6,с.328].
12.Также, при включении сказок в занятия решаются задачи развития просодической стороны речи:
• развития речевого дыхания,
• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
• развитие различной силы выдыхания,
• развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
• развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Важно выделить такое направление работы, как нравственное воспитание личности, а именно, выделение положительного опыта, примера в поведении,
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
сценария развития неблагополучной ситуации и возможность ее избежать.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод:
применение сказкотерапии как одного из средств развития связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР может быть эффективно, если будет использовано с учетом рекомендаций автора данного метода Т. Зинкевич-Евстиг-неевой, а также будет адаптировано под цели и задачи коррекционного занятия, на котором будет применяться.
Таким образом, роль сказкотерапии как одного из средств развития связной речи младших школьников с ОНР может заключаться в следующем:
• создание ситуации, которая актуализирует потребность в речевых высказываниях;
• создание хорошего эмоционального настроя;
• расширение словарного запаса;
• расширение и совершенствование связной речи;
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Эффективность коррекционных
упражнений будет зависеть от того, насколько будут соблюдены следующие ус-_ ловия:
К . систематичность проведения;
зЗ • распределение их в порядке нарас-о
го тающей сложности;
Й • подчинение заданий выбранной
§ цели;
1-ч • чередование и вариативность
^ упражнений;
® • воспитание внимания к речи.
Подводя итог всему выше сказанно-
® му, хочу обратиться к рекомендациям
§ Т.Б. Филичивой по совершенствованию
и связной речи младших школьников с
н
ОНР: «В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие
ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой» [2, с.237].
Благодаря сказкотерапии как одному из средств развития связной речи, мы обеспечим благоприятные условия для коррекции и создадим условия формирования речевой практики и качественного усвоения лексико-грамматических категорий и связной речи.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. Методические рекомендации. - Национальная академия образования им. И. Алтынса-рина.-Астана, 2015.-162 с.
2.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волквой. -5-е изд., перераб и доп. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
З.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабен-ко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: 2006.-281 с.
4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Фи-личева Т.Б.: Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: КнигоМир, 2011.-320 с.
5.3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: 1998. - 124 с.
б.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Фолио, АСТ, 2000. - 464 с.