Научная статья на тему 'Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР'

Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUNIOR SCHOOL AGE / GENERAL SPEECH PROBLEMS / LOGICAL COMMUNICATIVE SPEECH / FAIRY-TALE THERAPY / FAIRY-TALE / КіШі МЕКТЕП ЖАСЫ / ЖАЛПЫ СөЙЛЕУіНің ДА-МЫМАУЫ / БАЙЛАНЫСТЫРЫЛГАН СөЙЛЕУ / ЕРТЕГі ТЕРАПИЯСЫ / ЕРТЕГі / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / CВЯЗНАЯ РЕЧЬ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашко Е. А.

Статья посвящена вопросу развития речи младших школьников с ОНР на школьном логопункте. Особое внимание уделено методу сказкотерапии, и рассмотрены различные формы работы в рамках данного психокоррекционного метода, которые можно адаптировать под специфику логопедических занятий по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР. Отмечен ряд достоинств данного психокоррекционного метода в практике логопеда: мы обеспечим благоприятные условия для коррекции и создадим условия формирования речевой практики и качественного усвоения лексико грамматических категорий и связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fairy tales for formation of coherent speech of younger school students with GSD

The article is about speech development in primary school, when some pupils have some general problems with speaking skills. Great attention is paid to a fairytale therapy method and different forms of using this method, which can be adopted to special speech therapy classes of primary school pupils communicative speech development if these pupils have some special communicative needs. Some advantages of this method for a speech therapist practice are marked. Due to fairy tale therapy we can provide favourable condition for correction of the pupils’ communicative skills.

Текст научной работы на тему «Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР»

УДК 373.1.02:372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ

РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Ацдатпа

Макала мектеп логопунктшде бастауыш сынып окушыларыньщ ЖСД -мен сейлеуш дамыту мэселе-с1не арналган. Ертеп терапия эдшше ерекше коцш болшед1 жэне осы психотузеу эдш аясында турл1 жумыс турлер1 карастырылады, оларды бастауыш сынып балаларында ЖСД байланыстыра сейлеу-д1 дамыту уш'н логопедиялык сабактардьщ ерек-шелштерше бешмдеуге болады. Логопед тэжпри-бешнде осы психотузеу эдшт1 колданудьщ oipкатар артыкшылыктары атап отшдг ертеп терапиясын - байланыстыра сейлеуш калыптастыру к¥РалДаРы_ ныц 6ipi ретшде, 6i3 тузетуге колайлы жагдай тугы-замыз, сойлеу тэж1рибесшщ калыптасуына жэне лексикалык-грамматикалык категориялардыц жэне байланысты сойлеулердщ сапалы ыкпалына жагдай жасаймыз.

Аннотация

Статья посвящена вопросу развития речи младших школьников с ОНР на школьном логопункте. Особое внимание уделено методу сказкотерапии, и рассмотрены различные формы работы в рамках данного психокоррекционного метода, которые можно адаптировать под специфику логопедиче-сн ских занятий по развитию связной речи детей млад-

д шего школьного возраста с ОНР. Отмечен ряд до-

g стоинств данного психокоррекционного метода в

практике логопеда: мы обеспечим благоприятные

g условия для коррекции и создадим условия форми-

S рования речевой практики и качественного усвое-

g ния лексико-гра м м ати ч е с к и х категорий и связной

о речи. к

^ Annotation

н

s The article is about speech development in primary s school, when some pupils have some general problems

Ph

о with speaking skills. Great attention is paid to a fairy-H tale therapy method and different forms of using this method, which can be adopted to special speech therapy

Лашко E.A.,

уч ителъ-л огопед 2 категории, Фрунзенская средняя школа, Денисовский район

Нег1зг1 создер: кпш мектеп жасьг, жалпы сойлеутщ да-мымауы, байланыстьгрылган сойлеу, epmeei терапиясы, ер-тег/.

Ключевые слова: младший школьный возраст, общее недоразвитие речи, связная речь, сказкотерапия, сказка.

Keywords: junior school age, general speech problems, logical communicative speech, fairy-tale therapy, fairy-tale.

classes of primary school pupils communicative speech development if these pupils have some special communicative needs. Some advantages of this method for a speech therapist practice are marked. Due to fairy-tale therapy we can provide favourable condition for correction of the pupils' communicative skills.

В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с тенденциями и задачами инновационного развития образовательной системы Казахстана. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса [1, с.5].

Применение современных образовательных технологий в работе учителя -логопеда дает качественный результат в коррекции речевых нарушений школьников. Для создания благоприятных условий коррекционной деятельности важно правильно подобрать методы и формы работы, учитывая специфику дефекта и индивидуально-психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями [2, с. 74].

Наряду с основными методами и формами работы, применяемыми в практике логопедии, есть такие, как практические (упражнения, игры, моделирование, упражнения творческого характера), наглядные и словесные: особое внимание можно уделить методу сказкотерапии и рассмотреть различные формы работы в рамках данного психокоррекционного метода, адаптировав его под специфику логопедической работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР.

Метод сказкотерапии является здоро-вьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на личностное развитие ребенка и сохранение

его здоровья [3,с.117]. В работе учителя-логопеда я рассматриваю сказкотерапию как средство для коррекции речевых нарушений, применяя его отдельные элементы, которые позволяют в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

По мнению Т.Б. Филичивой, основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств [4, с.234].

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим и специфическим принципам. В логопедической работе § особую роль играет коррекция и воспи- <1 тание личности в целом, но учитывают- о ся особенности формирования личности ^ у детей с различными формами речевых ° расстройств, а также их возрастные осо- К бенности[2, с.73]. §

В логопедической работе использу- § ются различные методы: практические, и наглядные и словесные. Выбор и исполь- к зование того или иного метода опреде- к

Рч

ляется характером речевого нарушения, о содержанием, целями и задачами коррек- н ционно - логопедического воздействия,

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

этапом работы, возрастными, индивидуально - психологическими особенностями ребенка и др. [2, с.75].

Обращаясь к пособию «Преодоление общего недоразвития речи у детей» (авторы: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива), отмечено, что работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; отгадывание загадок. Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Опираясь на данные Т. Зинкевич-Ев-стигнеевой («Основы сказкотерапии»), можно говорить о том, что сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказкотерапия - это возможность непрямого, но очень эффективного взаимодействия, коррекции и помощи. Такой метод могут использовать все (при определенных условиях). Эта терапия считается игровой: не всегда у детей хватает опыта выразить то, что происходит, поэтому сказкотерапия очень эффективна в этот жизненный период. Она может быть индивидуаль-ная[3, с. 123].

Более подробно остановимся на использовании элементов сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников на логопедических занятиях, а именно, опишем формы работы и способы применения сказки как инструмента логопеда.

Работа по развитию связной речи строится в следующем направлении: работа над словом; работа над словосочетанием; работа над предложением; работа над связным высказыванием [4, с. 237]. В логопедической работе я использую два

вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией. Организация работы по Т. Зинкевич -Евстигнеевой[5,с.15-17]:

1. Дидактические сказки - организация учебного пространства (ребенка чему-то обучают вместе со сказочными персонажами).

• Введение в сказочную страну -представление героя (сказочного персонажа) занятия.

• Выполнение заданий для получения желаемого результата, раскрытия секрета новых знаний, умений или навыков.

2.Художественные сказки:

• народные - сказки о животных, бытовые сказки;

• авторские - волшебные сказки.

Формы работы с художественной сказкой на этапе развития связной речи:

1.Использование сказок: для расширения словаря детей применяются следующие виды работы:

• вычленение слов из сказки с заданным звуком;

• рифмовка слов (удалец-молодец);

• придумывание нескольких одноко-ренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

• подбор эпитетов к сказочному герою;

• называние слов-признаков, слов-действий из сказки.

2.Использование сказок в процессе работы над словоизменением и словообразованием. Конструирование слов, словосочетаний и предложений:

• придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);

• срифмовать два слова (кузнец - удалец);

• дать описательную характеристику герою сказки, исходя из его особенностей (сорока - белобока и т.д.).

3.Использование сказок в работе над

предложением. Предусматриваем два направления:

• работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания;

• работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

4.Использование сказок для формирования правильного грамматического строя предполагает следующие формы работы:

• составление предложений по опорным картинкам из сказок;

• упражнение "Закончи предложение" и т.д.

5.Использование сказок для формирования связного высказывания:

• составление сказки или рассказа по серии сюжетных картинок;

• пересказ сказки;

• пересказ сказки по цепочке;

• придумывание нового сюжета сказки.

6.Умение задавать вопросы по сказке. По мнению таких психологов, как А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младшего школьника.

7. Прием написания записок, телеграмм, коротких писем.

В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма.

8.Придумывание новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.

9.Введение нового героя или персона-

жа для изменения сюжета.

На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а ..., Не Красная Шапочка, а ... , Не Иван-царевич, а ... ).

10.Использование игровой ситуации «из сказки убежали некоторые слова». Угадай сказку.

11.Воспитание чуткости к слову.

Формированию такого чутья будут

способствовать следующие приемы в работе со сказками:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);

• объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки) [6,с.328].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Также, при включении сказок в занятия решаются задачи развития просодической стороны речи:

• развития речевого дыхания,

• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),

• развитие различной силы выдыхания,

• развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,

• развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Важно выделить такое направление работы, как нравственное воспитание личности, а именно, выделение положительного опыта, примера в поведении,

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

сценария развития неблагополучной ситуации и возможность ее избежать.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод:

применение сказкотерапии как одного из средств развития связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР может быть эффективно, если будет использовано с учетом рекомендаций автора данного метода Т. Зинкевич-Евстиг-неевой, а также будет адаптировано под цели и задачи коррекционного занятия, на котором будет применяться.

Таким образом, роль сказкотерапии как одного из средств развития связной речи младших школьников с ОНР может заключаться в следующем:

• создание ситуации, которая актуализирует потребность в речевых высказываниях;

• создание хорошего эмоционального настроя;

• расширение словарного запаса;

• расширение и совершенствование связной речи;

• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Эффективность коррекционных

упражнений будет зависеть от того, насколько будут соблюдены следующие ус-_ ловия:

К . систематичность проведения;

зЗ • распределение их в порядке нарас-о

го тающей сложности;

Й • подчинение заданий выбранной

§ цели;

1-ч • чередование и вариативность

^ упражнений;

® • воспитание внимания к речи.

Подводя итог всему выше сказанно-

® му, хочу обратиться к рекомендациям

§ Т.Б. Филичивой по совершенствованию

и связной речи младших школьников с

н

ОНР: «В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие

ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой» [2, с.237].

Благодаря сказкотерапии как одному из средств развития связной речи, мы обеспечим благоприятные условия для коррекции и создадим условия формирования речевой практики и качественного усвоения лексико-грамматических категорий и связной речи.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. Методические рекомендации. - Национальная академия образования им. И. Алтынса-рина.-Астана, 2015.-162 с.

2.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волквой. -5-е изд., перераб и доп. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.

З.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабен-ко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: 2006.-281 с.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Фи-личева Т.Б.: Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: КнигоМир, 2011.-320 с.

5.3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: 1998. - 124 с.

б.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Фолио, АСТ, 2000. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.