Научная статья на тему 'Влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ СКАЗКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА / COHERENT MONOLOGIC SPEECH / SPEECH UNDERDEVELOPMENT / CORRECTION OF SPEECH FUNCTION / TALE THERAPY / PSYCHOCORRECTION'S TALE / DIDACTIC TALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Дадашова Сабина Дмитриевна

В статье описывается содержание и результаты исследовательской работы, целью которой было изучение образовательных возможностей сказки и ее влияние на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Особое внимание автор уделяет описанию методов, которые были использованы в ходе экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Дадашова Сабина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAIRY TALES ON THE DEVELOPMENT OF COHERENT MONOLOGIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article describes the contents and results of research the purpose of which was to study the educational possibilities of the tale and its impact on the process of development of coherent monologic speech of preschool children with General underdevelopment of speech. Special attention is paid to the description of the methods which were used during the experimental work.

Текст научной работы на тему «Влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

работы по составлении рассказа по картинкам, описания иллюстрации, в рамках вопросно-ответной беседы, обучения пересказу, при обучении описанию предмета (сказочного персонажа).

Анализ проведенной работы по развитию связной речи показал положительные результаты. По итогам проведенной работы у детей отмечается положительная динамика. Было отмечено улучшение показателей в работе над развитием связной речи. Так, мы можем сделать вывод о том, что использование сказки в рамках логопедических занятий по формированию навыков построения монологического высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием положительных результатов и отличается высокой степенью заинтересованности детей на занятии, готовностью и наличием желания вступать в диалог с логопедом, способствует развитию творческих способностей ребенка, его воображения, памяти. Кроме того имеет место знакомство ребенка с духовными и нравственными ценностями русского народа, что положительно сказывается на общем развитии дошкольника, формировании его личностных качеств.

Литература:

1. Воробьёва, В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева. - М.: № 4 - 2015. - 160 с.

2. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. - М.: 2001. - № 6. - 198 с.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: 2010. - 567 с.

4. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб и доп. - М. Владос, 2003. - 261 с.

5. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. -М.: Альфа, 2001. - 325 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород); магистрант III курса, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование / Логопедия Дадашова Сабина Дмитриевна

Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье описывается содержание и результаты исследовательской работы, целью которой было изучение образовательных возможностей сказки и ее влияние на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Особое внимание автор уделяет описанию методов, которые были использованы в ходе экспериментальной работы.

Ключевые слова: связная монологическая речь, речевое недоразвитие, коррекция речевой функции, сказкотерапия, психокоррекционная сказка, дидактическая сказка.

Annotation. The article describes the contents and results of research the purpose of which was to study the educational possibilities of the tale and its impact on the process of development of coherent monologic speech of preschool children with General underdevelopment of speech. Special attention is paid to the description of the methods which were used during the experimental work.

Keywords: coherent monologic speech, speech underdevelopment, correction of speech function, the tale therapy, psychocorrection's tale, didactic tale.

Введение. Вопросы развития связной монологической речи в различных ее аспектах были и остаются одними из самых актуальных в системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Связная речь представляет собой не просто последовательность логически связанных между собой высказываний, предполагающих точность и грамматическую правильность, она является отражением всех достижений ребенка в освоении родного языка, его грамматического строя, словарного запаса, звуковой стороны речи.

Изложение основного материала статьи. Связная монологическая речь играет ведущую роль в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста. Являясь одной из важнейших функций человека, речевая функция оказывает влияние на становление высших форм познавательной активности индивида, формирование его понятийного мышления [4, с. 131.

Системное речевое недоразвитие, которое отмечается у детей старшего дошкольного возраста, как правило, наряду с задержкой развития ряда психических функций, в качестве способа нивелирования предполагает использование дифференцированного подхода в вопросе выбора приемов и методов формирования навыков самостоятельного построения связного монологического высказывания [12, с. 1321.

С учетом характера некоторых речевых расстройств, нарушения в сфере речевого развития отрицательно влияют на процесс психического развития детей, их поведение и деятельность, что негативно влияет на формирование личности индивида, представляя собой основу наслоений психического характера, являясь причиной проявления отрицательных свойств характера, особой специфики эмоционально-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи детей с сохранным интеллектом, нормальным состоянием слухового канала восприятия информации представляет собой речевую патологию, которая состоит в нарушении формирования каждого из компонентов речевой системы: различение звуков, объем словарного запаса, произношение, грамматический строй, словообразование. Учеными выделяются три уровня речевого развития детей с ОНР в соответствии с их уровнем речевого развития. Вне зависимости от уровня развития, ребенку с общим нарушением речи не свойственна спонтанность в осуществлении корректного онтогенетического речевого развития, что характерно для обычных дошкольников с нормальным уровнем речевого развития [5, с. 79].

В качестве одной из целей осуществления логопедической работы, проводимой с дошкольниками с ОНР, учеными выделяется формирование связной монологической речи детей с общим нарушением речи. Данный процесс представляет собой необходимое условие, справедливое не только в процессе преодоления системного недоразвития речи, но и соблюдаемое в условиях подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе. Ряд УУД, касающихся воспроизведения текстов и адекватность их восприятия со стороны учащихся, способность к построению развернутого ответа на вопрос, самостоятельное изложение собственного мнения ребенка требуют определенный уровень связности монологического высказывания учащегося [7, с. 38-401.

Коррекция речи дошкольника представляет собой длительный процесс, подразумевающий повышение правильности и содержательности плана высказывания индивида, улучшение показателей психического развития личности, ее отношений с окружающими. Оптимальный возраст, в котором лучше всего осуществлять формирование правильного звукопроизношения, считается четырех - пятилетний возраст. Для данного возрастного периода характерным является процесс расширения словарного запаса ребенка, возрастание его речевой активности, совершенствование грамматического оформления высказываний, их усложнений в звуковом и содержательном плане.

Нами было проведено исследование с использованием сказкотерапии в качестве метода по формированию дикции, правильного интонирования высказывания, его эмоциональности, процессов развития мелкой и общей моторики, памяти, мышления старших дошкольников с ОНР третьего уровня. Выбор сказки в качестве инструмента логопедической работы был не случаен: сказка представляет собой один из устного народного творчества, является художественным произведением волшебного, бытового, авантюрного характера, характеризуется вымышленностью сюжета. Являясь одним из средств познания окружающей действительности, сказка способствует формированию системы ценностных представлений о формах человеческих взаимоотношений, особенностях их характера. Помимо этого, сказкотерапия представляет собой одно из эффективнейших способов психокоррекции, поскольку процесс понимания сюжета ребенком дает ему возможность понять собственные ошибки в поведении, общении, подумать над возможными путями их преодоления. [10, с. 36], [2, с. 9-10].

Сказки коррекционной направленности в соответствии с преследуемыми целями делятся на психокоррекционные - создаваемые самим дошкольником или в совместной работе со взрослым и оказывающие влияние на поведение ребенка, и дидактические - раскрывающие важность и смысл определенной информации, содержат скрытое учебное задание [8, с. 96-99]. Таким образом, работа со сказками оказывает на ребенка определенное воздействие, благодаря высокой степени запоминаемости материала ребенком не ощущается давление взрослого.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с «Светлячок» в группе дошкольников с общими нарушениями речи третьего уровня с 1.03.2018 по 15.05.2018. Целью исследования было выявление образовательных возможностей сказок в формировании навыков построения связного монологического высказывания.

Проведение экспериментального исследования предполагало осуществление комплекса мероприятий, направленных на изучение методологии осуществления исследований психолого-педагогической направленности, отбор методик, касающихся проведения психолого-педагогического эксперимента, диагностики степени сформированности связности монологического высказывания детей с ОНР третьего уровня. По завершению исследования мы провели анализ проделанной работы, что подразумевало интерпретацию, оформление результатов и формулирование выводов по исследовательской работе. Кроме того, нами была проведена работа коррекционной направленности, целью которой было развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня путем использования метода сказкотерапии, было проведено открытое занятие по теме «сказки».

В ходе проведения нами занятий коррекционной направленности мы использовали игры и упражнения, целью которых была реализация чередования состояния пассивности и высокой двигательной активности детей, что положительно повлияло на формирование гибкости и подвижности процессов нервной деятельности, становление координации движений, моторики детей, способствовало снятию напряжения как физического, так и психического характера, что, в совокупности, привело к улучшению работоспособности учащихся.

Каждая сказка, используемая нами в ходе работы, подразумевала проведение специальных упражнений, целью которых была тренировка дыхательной системы воспитанников либо осуществление процесса расслабления с сосредоточением внимания на дыхании [14, с. 53]. Ряд упражнений, которые предполагали работу зрительного или слухового канала с концентрацией внимания (сосредоточение на зрительном либо слуховом объекте), способствовали развитию способностей воспитанников к максимальному сосредоточению, улучшению их волевых качеств, умению сконцентрироваться. Помимо этого, сказкотерапия оказала положительное влияние на развитие фантазии воспитанников, их творческих способностей, образного мышления.

В качестве одной из основных задач нашего исследования выступал процесс исследования уровня развития связного монологического высказывания дошкольников экспериментальной группы с ОНР третьего уровня, что подразумевало фиксирование каких-либо изменений данного показателя в контрольной группе в результате применения метода сказкотерапии [8, с. 73]. Достижение цели и решение задач нашего исследования подразумевал применение нескольких методик.

В рамках применения нами методики «пересказ текста» в качестве цели выступало установление степени сформированности навыков построение связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста. В качестве задания контрольной группе предлагалось дважды прослушать сказку небольшого объема и простой структуры, затем ее пересказать [1, с. 40]. В результате проведенной экспериментальной работы было установлено, что в логопедической группе (15 человек) 60% испытуемых имеют средний уровень развития связной монологической речи, 40% испытуемых - низкий. Применение данной методики показало, что целесообразным в данной ситуации является не просто способствовать формированию, а целенаправленно развивать связную монологическую речь, ее полноценное звуковое оформление у учащихся путем развития артикуляционных и произносительных навыков воспитанников, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.

В ходе подготовки воспитанников в процессе восприятия сюжетной линии повествования в качестве цели выступал процесс организации внимания учащихся, его концентрации. Нами использовались упражнения на отгадывание загадки о сказочных героях, задания на уточнение отдельных словосочетаний, содержащихся в тексте сказки с использованием соответствующих изображений. Текстовый материал сказки прочитывался дважды в медленном темпе, причем во время последнего прочтения нами использовался прием завершения испытуемыми отдельных фраз - методика «закончи предложения». Затем следовал разбор содержания произведения в вопросно-ответной форме в целях выделения ключевых моментов сюжета, определения наиболее значительных деталей повествования, выделение главных действующих лиц [9, с. 142]. Работа с содержательной стороной сказки предполагала использование иллюстративного материала, обучение пересказу сопровождался использованием диафильмов. Нами использовались авторские логосказки Быстровой Г.А., Шуйской Т.А., Погосовой И.Н., Сизовой Э.А.

После месяца работы мы начали использовать методику составления творческого рассказа «придумаем сказку», что являлось необходимым для максимального приближения детей к такому уровню связности монологической речи, которое необходимо для осуществления учебной деятельности (новый ведущий вид деятельности для ребенка). Стоит отметить, что сам процесс творческого рассказывания, сочинения сказки является важным для развития самостоятельности в выражении детьми своих мыслей, определения межпредметных связей событий и явлений, активизации представлений об окружающем мире.

В качестве основных упражнений, применяемых нами в рамках данной методики послужили задания на составление сказки на определенную тему с опорой на иллюстрации, завершение и придумывание сказки, коллективное сочинение сказки. Помимо этого, на занятиях имели место задания и игры со сказкой логопедического характера, направленные на развитие связной монологической речи «Играем с глаголами» (игротека Кривовяз И.С.), «Живое чтение», «Волшебная азбука» Быстровой Г.А. [6, с. 233-264].

В ходе проведения нами экспериментальной работы было отмечено повышение интереса детей к занятиям как родителями, так и воспитателями. Данные улучшения сопровождались положительной динамикой уровня развития связной монологической речи, звукопроизношения. Все занятия по данной тематике проходили в обстановке непринужденности, которая стимулировала воспитанников к развитию их творческих способностей и их практическому применению.

В результате проведенной нами экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам: в начале проведения нами психолого-педагогического эксперимента, направленного на выявление влияния сказки на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня, которое проводилось на базе МБОУ д/с «Светлячок» , мы получили данные об уровне связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи экспериментальной логопедической группы, состоящей из 15 человек. Исходя из полученных данных, с опорой на разработки и исследования Филичевой Т.Б., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Глуховой В.П., Погосовой И.Н., Быстровой Г.А., Шуйской Т.А. нами был разработан и применен на практике методический комплекс. Посредством качественной и количественной обработки результатов фактического материала, полученного в результате экспериментального исследования, были определены динамика и эффективность развития связной монологической речи путем использования логосказок.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что речевая функция, формируется соответственно с развитием его мозга и не является врожденным качеством человека, находясь в зависимости от его путей и центров, высшей нервной деятельности в целом. Речевое развитие начинается с момента рождения ребенка и, как правило, при нормальном течении, заканчивается к пяти годам. Что же касается нарушений речевого развития, они носят различный характер, в зависимости от вызвавшей их причины, проявляясь в общей недоразвитости речи и вызывая нарушение всех ее сторон [5, с. 38]. Задачей логопедии при этом является оказание помощи ребенку в процессе преодоления речевых нарушений, способствуя его всестороннему и полноценному развитию.

Проведение логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в качестве одной из главных задач видит процесс формирования у них связной монологической речи путем преодоления трудностей и недоразвитости речи в плане лексики, грамматики, фонетики и семантики. Затруднениями дополнительного характера при этом является процесс преодоления вторичных отклонений в ходе формирования ведущих психических процессов (память, внимание, восприятие, воображение и т.д.).

Сказкотерапия, применяемая в логопедической работе с детьми с ОНР, имеет ряд преимуществ, таких как обогащение словарного запаса ребенка, автоматизация и введение в самостоятельную речь поставленных ранее звуков, развитие умения построения диалогов, развитие образности и метафоричности языка, ощущение психологической защищенности, а также развитие просодической стороны речи (тембр голоса, интонация, выразительность) [10, с. 8].

Выводы. Таким образом, сказка представляет собой эффективное коррекционное, развивающее и психотерапевтическое средство логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Применение метода сказкотерапии в работе приводит к получению положительных результатов в формировании связной монологической речи у детей с ее общим недоразвитием.

Литература:

1. Александрова О. Разыгрываем сказки. // Дошкольное воспитание. 12/2013. - 76 с.

2. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: "Информационный центр психологической культуры", 2014. - 184 с.

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. СПб.: "Каро", 2012. - 128 с.

4. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: "Каро", 2013. - 16 с.

5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: "Аркти", 2012. - 144 с.

6. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: "Речь", 2015. - 292 с.

7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: "Просвещение", 2016. - 340 с.

8. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: "Издательство ДНК", 2014. - 152 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: "Речь", 2014. - 176 с.

10. Коношенко О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия. М.: "Эксмо", 2015. - 72 с.

11. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева/Вступ. статья Аникина В. П. М.: "Просвещение", 2012. - 320 с.

12. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2012. - 448 с.

13. Саркисьян Н. Перспективное планирование "Сказки, сказки". // Дошкольное воспитание. 4/2013. - 84 с.

Педагогика

УДК 796.012.6:37

кандидат педагогических наук, доцент Замчевская Елена Станиславовна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Бондарь Екатерина Абдуллаевна Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических наук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье представлена динамика и оценка показателей функционального состояния организма студентов, занимающихся лечебной физической культурой в специальном учебном отделении. Рассмотрены особенности организации учебных занятий с данным контингентом в условиях кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова. Показана эффективность апробированной методики для компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его резервных возможностей.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, функциональное состояние, студент, здоровье, тестирование, физические упражнения.

Annotation. The article presents the dynamics and evaluation of indicators of the functional state of the body of students, who are engaged in therapeutic physical training in special educational department. Organizational features of studies with this contingent under the department of physical education and sport of of physical training and sport of BSTU named after V.G. Shukhov are considered. The efficiency of tested method to compensate arising disorders in the body and to support its spare capacity is shown.

Keywords: therapeutic physical training, functional state, student, health, testing, physical exercise.

Введение. Многолетний опыт положительно зарекомендовавший себя в применении физических упражнений с целью лечебного действия на организм человека в целом - в настоящее время является частью системы физической подготовки в высших учебных учреждениях нашей страны.

Лечебная физическая культура (ЛФК) способствует более быстрому восстановлению работоспособности студента после перенесенных заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов, которые развиваются при недостаточной физической активности человека. Поэтому занятия ЛФК включены в программу по физической культуре специального учебного отделения БГТУ им. В.Г. Шухова. К основным нарушениям состояния здоровья студентов специального учебного отделения (СУО) отнесены: заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно- двигательного аппарата, органов зрения, при заболеваниях и повреждениях нервной системы человека.

Занятия по физической культуре со студентами, имеющими существенные отклонения в здоровье проводятся в специально оборудованном спортивном зале по индивидуальным программам и методикам, что ведет к улучшению функционального состояния систем организма занимающихся.

В связи с выше изложенным целью нашего исследования стало изучение динамики показателей функционального состояния организма студентов специального учебного отделения.

Изложение основного материала статьи. Основными методами исследования ряда показателей функционального состояния у студентов специального учебного отделения явились наблюдение, тестирование, математическая статистика (по Стьюденту).

Были протестированы 122 юноши и 138 девушек, всего 260 студентов специального отделения 1-3 курса обучающихся по разным направлениям и специальностям. В группу были включены студенты с различными заболеваниями сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы и желудочно - кишечного тракта. Тестирование проводилось осенью, повторное - весной.

Занятия проводились два раза в неделю по 90 минут. Допуск к занятиям давал врач. Занятия проводились штатными преподавателями кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова. В начале и в конце каждого занятия контролировалось самочувствие занимающихся, измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС).

На занятиях применялась лечебная гимнастика в форме круговой тренировки. В подготовительную часть занятия включались специальные упражнения на улучшение вентиляции легких, различные дыхательные практики, различные виды ходьбы, бег трусцой (медленный бег), а также обще развивающие упражнения (ОРУ) со средней и большой амплитудой движения в суставах, упражнения с предметами. Длительность подготовительной части занятий составляла 18-20 минут. Упражнения способствовали постепенной подготовки организма занимающихся студентов к возрастающей физической нагрузки основной части занятия.

Основная часть занятия длилась 45 минут. Использовались различные упражнения направленные на тренировку силы мышц спины, верхних и нижних конечностей, иногда с использованием различных предметов: мячей, теннисных мячей, гимнастических палок, гантелей эспандеров резиновых и т.д. Студенты разбивались в пары. Упражнения разбивались по станциям. Минута работы, минута отдых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.