Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 211-216. УДК 378.2
М. С. Голубь
Современная сказка как средство развития речи дошкольников и воспитания читательских интересов
В данной работе рассматривается роль современной художественной литературы в воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста. Воспитание будущего читателя - одна из ведущих задач, связанных с приобщением детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы. Сказка - один из основных жанров фольклора и детской литературы. Сегодня она остается на одном из первых мест в круге детского чтения. Но сегодня можно говорить о том, что отношение к сказке менялось, а ее педагогическая ценность и функции переосмыслялись. Нами рассматривается роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста, а также обозначаются новые направления ее применения в работе с дошкольниками. А также актуализируется задача обновления читательского репертуара и отбора книг сказок для семейного чтения. Представлен обзор сказок современных авторов, которые призваны помочь педагогам и родителям с ориентироваться в этом жанре детской литературы. Данные сказки проанализированы с точки зрения образовательных и воспитательных задач, которыми может руководствоваться и педагоги, и родители дошкольников.
Ключевые слова: современная сказка, современные авторы сказочники, литературная сказка, воспитание будущего читателя, интерес к чтению, современные методы приобщения дошкольников к чтению
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 211-216.
M. S. Golub
The modern fairy tale as a means of development of speech of preschool children and education of reader's interests
Examines the role of modern literature in the education and language development of children of preschool age. Education of the future reader is one of the leading tasks related to the introduction of preschool children to the works of fiction. Fairy tale is one of the main genres of folklore and children's literature. Today it remains one of the first places in the circle of children's reading. But today we can say that the attitude to the fairy tale has changed, and its pedagogical value and functions have been reinterpreted. We consider the role of fairy tales in the life of a preschool child, as well as identify new directions of its application in working with preschoolers. And also the task of updating of reader's repertoire and selection of books of fairy tales for family reading is actualized. The review of fairy tales of modern authors which are called to help teachers and parents to be guided in this genre of children's literature is presented. These tales are analyzed from the point of view of educational tasks, which can be guided by teachers and parents of preschoolers.
Keywords: a modern fairy tale, modern authors, storytellers, a literary tale, the future of education in the reader's interest in reading, modern methods of familiarizing of preschool children to reading
аспоряжением Правительства Россий-УУ ской Федерации от 03 июня 2017 года / №1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре утверждается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтение в Российской Федерации как «необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и других сферах» [8].
Сегодня проблема развития речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Анализируя исследования, посвященные развитию речи детей дошкольного возраста необходимо отметить, что данной проблематике уделялось особое место. Большое внимание вопросам развития речи детей дошкольного возраста в своих исследованиях уделяли следующие ученые: К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.Н. Гроздев и многие другие.
В своих исследованиях ученые отражали следующие направления относительно развития речи детей дошкольного возраста: исследования отдельных сфер языка и их отражения в речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) в виде возрастных срезов, в перспективном развитии, в условиях влияний; исследования речи детей в фило- и онтогенезе; исследование механизмов речи в их развитии; исследования по видам творческой деятельности; исследование особенностей восприятия художественных произведений; исследования осознания языка и речи и др.
Речевое развитие детей дошкольного возраста подразумевает сформированность всех его компонентов: звукопроизношения, фонематического слуха (восприятие, анализ, синтез, дифференцировки), слоговой структуры слова, лексического и грамматического средств языка, связной диалогической и монологической речи. Таким образом, к концу дошкольного возраста базовым компонентом готовности к обучению в начальной школе, выступает речевая активность, как полноценный источник общения.
Такие исследователи как Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина подчёркивают, «что развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы готовности ребенка к обучению в школе, является залогом успешного освоения грамоты и чтения, письменная речь формируется на основе устной» [3,4].
Статистические показатели указывают на то, что количество детей с нарушениями речи в последние годы имеет тенденцию к увеличению.
Высокий процент из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Сегодня речевое недоразвитие часто сопряжено с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. У детей данной группы наблюдается нарушения всех речевых компонентов: произносительная сторона, лексическое, грамматическое и фонетическое развитие, связное высказывание. Для этой группы детей характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, развитии памяти, словесно-логического мышления, двигательной сферы, мелкой моторики рук [5].
По результатам в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности шести -семи лет выявлено, что 39,2% детей имеют низкий показатель и 50,1%- средний развития связной речи. Нами отмечались трудности и отказ от выполнения пробы у детей вызвали задания на пересказ небольшого текста, составление рассказа описания. При составлении высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: упрощение структуры слова, смысловые неточности, пропуски, персеверации фраз, пропуски предлогов. Таким образом, можно сделать вывод что проблема развития речи детей дошкольного возраста сегодня стоит особенно актуально.
Проведенные нами исследования и личные наблюдения говорят о снижении интереса к чтению у современных дошкольников. По данным студенческих исследований в рамках выпускных квалификационных работ только 23,3% старших дошкольников проявляют устойчивый интерес к чтению: они не только всегда готовы послушать чтение взрослого, но и настойчиво просят почитать им, активны в выборе книги и активно обсуждают прочитанное.36,9% дошкольников охотно откликаются на предложение взрослого почитать, но зачастую не дослушивают до конца. Но 44,2% дошкольников демонстрируют низкий интерес к чтению, по своей инициативе никогда не обращаются с просьбой почитать, на предложение взрослого соглашаются послушать, но редко дослушивают произведение до конца. Вышеизложенные исследования говорят о снижении интереса к чтению у значительной части дошкольников. Следовательно, знакомство дошкольников с литературой, формирование интереса к чтению - актуальная задача в работе детских образовательных организаций.
Детская литература на всех этапах своего развития была тесно связана с фольклором, что вполне оправдано генетически, так как именно фольклор до настоящего времени остается важным компонентом детского чтения и поистине неиссякаемым источником вдохновения современных детских писателей. Ярким примером такого взаимодействия является творчество Андрея Усачева и его стихотворение «Живот-Животок», которое является диалогом с русской народной
сказкой «Терем мухи». Этот диалог вполне осознанный, потому что за ним стоит понимание и знание условий функционирования названной сказки в литературном пространстве. Напомним. Что эту сказку пересказывали многие писатели и поэты. Емкая структура сказки о животных позволила В.В.Бианки сделать на ее основе познавательный и даже отчасти философский рассказ под названием «Теремок» о жизни и смерти растения (дуба), который органично вписывается в современные экологические концепции. Это обстоятельство делает сказку сложным многоуровневым текстом, обнаруживающим разноплановые коннотации(педагогические, психологические, культурологические и др.).Сказка делает очевидными заложенные в ней метафорические смыслы, она перерастает в метафору.
Такой неоднозначный диалог фольклорными произведениями и мотивами можно встретить в других произведениях А. Усачева, а также у А. Ги-варгизова («Ладушки»), С. Седова («Пипа и бизнесмен», « Король исправляется»), Т. Собакина «Черный утюг», И.Жукова «Рак на горе» и др.
Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка развит интерес к богатству родного языка, умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства. А сказка является тем необходимым механизмом приобщения дошкольников к литературным и поэтическим произведениям. И не случайно, что сегодня актуальным является вопрос о развитии у дошкольников любви и интереса к чтению, к восприятию и анализу произведений литературы. Приобщение к литературному богатству занимает огромное место в системе работы в детском саду. Именно через литературу дошкольник познает и открывает для себя жизнь общества и уникальность природного мира, мир человеческих взаимоотношений. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью произведений различных жанров, начиная с самого раннего возраста. Сказка приспосабливается для решения педагогических задач: исследователи рассуждают об активизации посредством знакомства со сказкой духовно-нравственного потенциала личности; разрабатывают программы, нацеленные на приобщение детей к народной культуре; на слушании, пересказывании, драматизации сказок строятся психологические тренинги и др. Но самым важным остается воздействие сказки на речевое развитие, на расширение словарного запаса. За счет таких художественных приемов как кумулятивность, повторения, аллитерации, песенки, часто рифмованная речь, богатое словотворчество сказка была и остается привлекательной и легко запоминающейся для дошкольников. Именно сказочный язык, отмечала О.И. Капица является главной ценностью, делающей сказку незаменимой в детской аудитории.
Сказка является одним из жанров фольклора или литературы, преимущественно прозаическое произведение, в содержании которого отсутствует строгая достоверность.
Еще К.Д. Ушинский включал сказки в свою педагогическую систему, видел в них ценное педагогическое средство воспитания и развития ребенка. Вслед за К.Д. Ушинским, его последовательница Е.Н. Водовозова, считала, что невозможно отрицать значение сказок для развития ребенка, которые «развивают дар слова и находчивость, знакомят с жизнью людей и животных, в самых характерных свойствах и положениях, развивают воображение, что расширяет умственные способности, и помогает усваивать гуманные чувства и любовь к правде, возбуждают сострадание к несчастному, слабому, обиженному, загнанному, доброму, кроткому, вызывают отвращение лицемерию, насилию, коварству, лжи, обману, неправде, чванству и злости» [1].
Анализировать современную детскую литературу, как и современную литературу ( актуальную словесность) в целом, всегда сложно, потому что приходиться иметь дело с постоянно развивающимся процессом, принципиально незавершенным. Каждое новое произведение современного детского автора может если не изменить, то в разной степени скорректировать картину, как его творчества, так и всей литературы. В последние отмечается увеличение книжной продукции для детей, это, безусловно, хорошо, но не является показателем, что дети знакомятся с произведениями современных авторов. Аналитики книжного рынка отмечают, что современными родителями отдается все-таки предпочтение классической детской литературе. На наш взгляд, это объясняется тем, что существует преемственность в круге чтения родителей и детей - это один из способов трансляции культурных ценностей от поколения к поколению, что особенно важно при современных все ускоряющихся темпах обновления информации, увеличивающих дистанцию между поколениями [5].
В программах для дошкольных образовательных организаций тоже преобладает классика, хотя бы потому, что ни одна программа не может включать новинки по техническим причинам. Но при этом взрослые должны ограничивать право детей жить в своем времени, воспринимать настоящее время во всем его многообразии и неповторимости. Сегодня принципиальный характер имеют изменения в проблематике произведений для детей, которая существенно расширилась: это и православная тематика, идея свободы и человеческого достоинства, проявляющаяся в реализации прав человека [5].
Одновременно, важны произведения, которые пытаются говорить с современным ребенком о духовности на понятном ему языке реалий и символов. Назовем, например, современного писателя С.Н. Рыбакову, которая пишет и для де-
тей и для взрослых. В своем сборнике христианских сказок «Светлая радость» в аллегорической форме писатель объясняет ребенку сложные философские истины, на которых зиждется психология православного человека. Современные детские писатели пытаются говорить с ребенком на разные темы, анализируя их. Современная детская литература, как и литература предшествующих периодов, изображает и свой предмет - ребенка. И здесь, по нашему мнению, происходит самое главное изменение: на первый план выступило изображение ребенка в его субъект-ности, в самоценности, в процессе осознания ребенком себя в мире. Например, у Анастасии Орловой есть цикл произведений «Обожаю ходить по облакам» с подзаголовком «Маленькие рассказы не только для маленьких», состоящий из маленьких зарисовок , каждая из которых требует толкования подтекст.
Достаточно часто в произведениях современных детских писателей можно встретить переклички с произведениями для детей, написанными в XX веке. Объяснение данного факта лежит на поверхности: литература XX века дала много произведений для детей, которые впоследствии стали классическими. Образы из классических произведений К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Б.В. Заходера уже мифологизировались. Вполне объяснимо, что в той или иной форме они проявляют себя в произведениях писателей, воспитывавшихся на произведениях классики. Это можно проследить на современных сказках и их анализе. Например, в сказке М.Л. Москвиной «Увеличительное стекло» совершенно очевидна перекличка со сказкой К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Хотя, безусловно, произведение остается самостоятельным произведением, но сюжетные перипетии главных героев открывает уже знакомый мир, описанный К.И.Чуковским.
Современная сказка имеет свои отличительные особенности, но в силу своего жанра остается интересной сегодняшним дошкольникам и написана с учетом сегодняшних слушателей. В процессе ознакомления со сказкой дети включаются в поиски смысла образа, разных его вариантов. Это обсуждение с дошкольниками таких ситуаций, когда знакомые сказочные персонажи ведут себя по-разному в разнообразных произведениях, задачи демонстрации вариативного образа решаются посредством прочтения современных сказок.
Если анализировать современные сказки (последние пять-десять лет), то хочется отметить их современную направленность. Например, сказки М.Аромштам «Весенние сказки», «Сказки о маленькой Елочке», «Желуденок», «Как Осень замуж выходила», «Жил был Шорох» дают возможности поговорить с детьми не только о природе, но и тех чувствах, которые возникают у ребенка (интерес, восторг, радость и др.). Сказки М.
Аромштам отличают универсальность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, их можно обсуждать, обыгрывать и перечитывать многократно. В дальнейшем ребенок сможет их читать самостоятельно и по-новому открывать для себя события, описанные в рассказах.
К сказкам, которые помогают понять морально-этические нормы, а также разобраться и понять свои собственные эмоции и переживания, а также принять социально одобряемые модели поведения. К таким сказкам можно отнести сказки И. Зартайской. Интересно, что главными героями в сказках становятся бытовые предметы, которые помогут ребенку взглянуть на предметы с новой точки зрения. Это особенность продолжает традицию Г.Х.Андерсена и сегодня звучит по-новому. Есть у этого автора и такая серия сказок как «Мечтатели», «Сегодня», «Мистер Улыб-кин» и другие, которые рассказывают дошкольникам о разных состояниях и чувствах человека. Большое значение в сказках придается развитию у дошкольников чувства юмора, умение видеть смешное, не обижаться и обсуждать свои состояния и чувства. Разнообразные творческие ситуации, развивающие у детей воображение, способность к импровизации, являются одновременно показателями интереса дошкольников к книге и отражают процесс становления их литературного опыта, что немаловажно для педагогической диагностики, оценки педагогом результатов своей деятельности по развитию интеллектуальных и личностных качеств воспитанников. На данном этапе работы педагог ставит в первую очередь следующую задачу: вовлечь дошкольников в творческие ситуации экспериментирования с образами и сюжетами; развивать воображение дошкольников, а также умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев или новые развития сюжетов.
Некоторые объемные произведения, например, сказка Елены Ракитиной «Сережик» читается по главам несколько дней, может восприниматься как текст, предлагающий социально одобряемые модели поведения. История о ежике Сережике богата тематически: есть в сказке тема добра, тема зла, одиночества, свободы, страха и борьбы с ним, правды и лжи. Такое объемное произведение педагог читает несколько дней, создавая атмосферу предчувствия и погружая дошкольников в сказку, помогает лучше осознать прочитанное.
Любой предмет, упоминаемый в сказке, может стать вдруг волшебным или быть таковым изначально. Если помочь детям понять это, у них появляется собственный механизм создания волшебных историй со своими главными героями и развитием сюжета. В современной методике развития речи он используется при обучении дошкольников рассказыванию по картам В.Я.Проппа.
Говоря о знакомстве дошкольников с современными сказками, нельзя не сказать о роли иллюстрации в восприятии дошкольниками сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке (например, сказка М.Аромштам «Весенние сказки») - это важный момент, помогающий дошкольникам осмыслить услышанное ранее, ярко представить образы, о которых идет речь в сказке, таким образом усилить эмоции, полученные при прочтении сказки.
Есть среди современных сказок и сказки-игры, формирующие внимательное отношение к слову, умение чувствовать такие интонационные и стилистические нюансы, как ирония, юмор, словесная игра. Например, сказки Сергея Седова «Сказка про мальчика Алешу», «Сказки про мам» и другие. На наш взгляд, прежде читать такие сказки детям, педагог должен ознакомиться со сказками сам. Потому что в жанровом смысле эти произведения сказками назвать сложно. Их волшебство скорее не сказочное, а больше фантастическое. Эти сказки не привычные, оригинальные, это скорее рассказы о повседневной жизни, современные были.
Необходимо отметить, роль взрослого в представлении дошкольником сказок современных писателей. Несомненно, современные сказки (некоторые из которых мы проанализировали) позволяют играть и сочинять похожие истории про вымышленных героев, учат почувствовать комичность ситуации и юмор. А также акцентирует внимание ребенка на звучании слова и ритме текста. Современные сказки имеют отличительную особенность, что и для взрослого читателя знакомство с ними тоже может оказаться интересным, он тоже найдет в них не только новый сюжет, но и множество ссылок на к самым разным текстам, параллелей, дорожек, по которым можно направить маленького читателя к другим текстам.
Огромное влияние на формирование и развитие интереса к чтению у дошкольников оказывает окружающая художественно-речевая среда.
Именно ее грамотная организация - это забота воспитателей и родителей. Ежедневное чтение детям должно стать доброй традицией, как в дошкольной образовательной организации, так и в семье. Погружение детей в художественно-речевую среду предполагает не только систематическое чтение детям, но и пример читающих взрослых, их заинтересованное отношение к книгам и художественной литературе.
Целью нашего исследования было изучение мнений родителей и педагогов о современных сказках и дальнейшее подробное знакомство с ними. Нами был осуществлен подбор современных сказок российских авторов, которые мы предложили для прочтения и обсуждения в детском саду.
Данные сказки были рекомендованы и родителям для вечернего прочтения перед сном и обсуждения с дошкольниками. Была разработана программа занятий с включением сказок современных авторов. Наряду с известными и классическими произведениями современные сказки тоже были одобрены современными родителями и педагогами. Особый интерес вызвали сказки следующих авторов: Аромштам М. «Желуденок», Георгиев С. «Пузявочки», Жуков И. «Мифологическая азбука», Зартайская И. «Сказки в пижамах», Кузнецова Ю. «Сказки про вредин» и другие. Только 19,9% современных родителей (из числа опрошенных) читают своим детям книги. Мы предложили семинар для родителей дошкольников с целью подробного знакомства с современной сказкой.
Современные сказки расширяют и дополняют представления детей дошкольного возраста о взаимоотношениях людей друг с другом, с животными; об их чувствах, переживаниях, поступках, в которых раскрываются нравственные качества человека. На наш взгляд, необходимо включать сказки современных авторов в работу по приобщению к чтению детей дошкольного возраста и использовать их ресурс наряду с классическими и известными произведениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Т.И., Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера , 2015.
2. Вербенец А.М. Образовательная область "Художественное творчество". Как работать по программе "Детство". М.: Детство-Пресс, 2013. 352 с.
3. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка : избранные статьи, практические советы, игры и занятия. Москва: Карапуз, 2010. 286 с.
4. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
5. Долженко Л. В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2015. № 3. С.6-19.
6. Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе. Вып. 1,2. М.: БерИнгА, 2014, 2015.
7. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.]. Москва: Эксмо, 2017. 608 с.
8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 1999.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969.
10. Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017г.№1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс].
11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для
воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 2004. 288 с.
12. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1998.
13. Шаталов В.Ф. Точка опоры: [об эксперим. методике преподавания]. М., 1987. 160 с.
REFERENCES
1. Alieva T.I., Vasiukova N.E. Fiction for children 5-7 years. Moscow, Sphere Publ., 2015. (in Russian)
2. Verbenets A.M. Educational area "Artistic creativity". How to work on the program "Childhood". Moscow, Childhood Press, 2013. 352 p. (in Russian)
3. Vodovozova E.N. The kingdom of a free child: selected articles, practical advice, games and activities. Moscow, Karapuz Publ., 2010. 286 p. (in Russian)
4. Childhood: Comprehensive educational program of preschool education / T.I. Babaeva, A.G.Gogoberidze, O.V.Solntseva et al., Childhood Press, 2016. (in Russian)
5. Dolzhenko L.V. Modern children's literature as a component of the circle of reading preschoolers. Kindergarten: theory and practice. 2015. no. 3. pp. 6-19. (in Russian)
6. Living faces. Navigator on modern national children's literature. Issue. 1.2. Moscow, Bering A, 2014, 2015. (in Russian)
7. Speech therapy. Theory and practice / [ed. Ph.D. Professor Filicheva T.B.]. Moscow, Eksmo Publ., 2017. 608 p. (in Russian)
8. Osorina M.V. Secret world of children in the world of adults. Saint Petersburg, Peter Publ., 1999. (in Russian)
9. Propp V.Ya. Morphology of the fairy tale. Moscow, Nauka Publ., 1969. (in Russian)
10. Order of the Government of the Russian Federation of June 3, 2017 No. 1155-r "On the approval of the concept of the program for supporting children's and youthful reading in the Russian Federation // Consultant Plus [Electronic resource]. (in Russian)
11. Ushakova O.S., Strunina E.M. Methods of speech of children of preschool age: Teaching-methodical manual for educators doshk. educated. institutions. Moscow, Humanité. ed. Cent VLADOS, 2004. 288 p. (in Russian)
12. Chudakov A.P. Word-thing-world. From Pushkin to Tolstoy. Moscow, The modern writer, 1998. (in Russian)
13. Shatalov V.F. Point of support: [about experiment. methods of teaching]. Moscow, 1987. 160 p. (in Russian)
Информация об авторе Голубь Марина Сергеевна
(Россия, Краснодар) Доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about author
Golub Marina Sergeevna
(Russia, Krasnodar) Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology Kuban State University E-mail: [email protected]