Научная статья на тему 'Роль узбекских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста'

Роль узбекских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3724
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ / ROLE / СКАЗКИ / ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / FAIRY TALE / УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / UZBEK / СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ / ОБЩЕСТВЕННО БЫТОВЫЕ СКАЗКИ / FOLK FAIRY TALES / МИР / PEACE / ДОБРО И ЗЛО / THE GOOD AND THE BAD / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / WONDER FAIRY TALE / SOCIAL FAIRY TALE / FAIRY TALE ABOUT ANIMALS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Азизова Фируза Азадхан Гызы, Каланова Дилноза Темуровна

В статье рассматриваются особенности узбекских народных сказок и ее роль в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Ребенок, который, «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка является лучшим учителем. Поэтому можно смело сказать, что изучение сказок всегда остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль узбекских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE ROLE OF UZBEK FOLK FAIRY TALES IN THE MORAL

EDUCATION OF CHILDREN PRESCHOOL AGE 1 2 Azizova F.A. , Kalanova D.T. (South Korea)

Email: Azizova330@scientifictext.ru

1Azizova Firuza Azadhan gizi - Doctoral Student;

2Kalanova Dilnoza Temurovna - Doctoral Student, DEPARTMENT OF MULTICULTURAL STUDIES AND EDUCATION, INHA UNIVERSITY, INCHKHON, SOUTH KOREA

Abstract: the purpose of this study is to examine the peculiarities of Uzbek fairy tales, as well as its role in the moral education of preschool children. In the education of people by kind, merciful, honest fairy tale plays the most important role. A child who, "grew up in fairy tales," will never commit meanness, will keep optimism in the hardest moments of life, because the folk tale is the best teacher. Therefore, we can safely say that the study of fairy tales is always a relevant, necessary direction of work in a modern school.

Keywords: role, fairy tale, folk fairy tales, Uzbek, wonder fairy tale, social fairy tale, fairy tale about animals, peace, the good and the bad, the moral education, children of preschool age.

РОЛЬ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12 Азизова Ф.А. , Каланова Д.Т. (Южная Корея)

1Азизова Фируза Азадхан гызы - докторант;

2Каланова Дилноза Темуровна - докторант, кафедра мультикультурных исследований и образования, Университет ИНХА, г. Инчхон, Южная Корея

Аннотация: в статье рассматриваются особенности узбекских народных сказок и ее роль в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Ребенок, который, «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка является лучшим учителем. Поэтому можно смело сказать, что изучение сказок всегда остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе.

Ключевые слова: роль, сказки, узбекские народные сказки, волшебные сказки, общественно - бытовые сказки, сказки о животных, мир, добро и зло, нравственное воспитание, дети дошкольного возраста.

Издревле в песнях, дастанах, сказках и других видах фольклора народ передает из поколения в поколение свои самые заветные мысли и чувства. Широко известно замечательное высказывание великого Ленина о народных сказках. Он говорил: «...на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных» и что «Это доподлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» [1, с. 610]. В своих сказках народ в художественных образах сохранил и обобщил свою мудрость, свои чаяния, свой жизненный опыт. Фольклор народов, издавна проживающих на территории Узбекистана, запоминаются своей самобытностью, поучительностью и яркостью. Он насчитывает много веков и тесно связан с фольклором других народов средней Азии. Из-за того, что большая часть узбекской

39

литературы существовала в устной форме, в нее привносились различные элементы относительно культурных и этнических особенностей народа. Узбекские народные сказки вобрали в себя большое разнообразие жанров: поговорки и пословицы, остроумные анекдоты, смешные, волшебные, душевные песни. Читая узбекские сказки, можно заметить элементы богатого фольклора, которые еще 20 веков назад имели народы, проживающие на территории Узбекистана.

В данной статье будут рассматриваться особенности узбекских сказок, а так же ее роль в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Народная сказка является одним из первых произведений искусства слова, которое ребенок слышит в раннем детстве. При помощи сказочных героев, мы можем заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Так как сказки являются мудрым воспитателем ребенка и всегда поучительна. Сказка впервые знакомит ребенка с искусством и моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, мышление, речь и фантазию ребенка. Сказка - это рассказ об отношении между людьми.

Общеизвестно, что детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Потому что, сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира. Через сказку ребенку легче объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают разными: добрыми и злыми, ласковыми и грубыми, хитрыми и завистливыми. С помощью таких персонажей детям можно показать плохое и хорошее, как можно и нужно поступать и как нельзя в определенных ситуациях.

Сказка — повествовательное произведение, в котором обычно высказываются поучительные взгляды в занимательной и чаще всего в фантастической форме. М. Горький указывает, что в основе древней фантазии человека лежало стремление облегчить свой труд. Даже самые смелые взлеты фантазии никогда не носят отвлеченного характера, всегда конкретны и отвечают жизненным потребностям человека, отражая реальную действительность. «Под каждым взлетом древней фантазии легко открыть ее возбудителя, а этот возбудитель, — говорит М. Горький, — всегда стремление людей облегчить свой труд» [2, с. 694]. Это высказывание целиком относится и к узбекской сказке. Не вызывает никакого сомнения, что узбекские сказки, как и сказки других народов, в своем подавляющем большинстве — древнего происхождения.

По содержанию, художественным образам и особенностям композиции узбекские народные сказки можно разделить на три большие группы — сказки о животных, волшебно -фантастические и бытовые. Узбекские народные сказки в фантастической форме повествуют о героизме и преданности, любви и жизни людей, они направлены на воспитание подрастающего поколения. Они рассказывают о деяниях могущественных джиннов, властителях мира джахангиры, прекрасных девушках пери и храбрых богатырях, которые готовы рискнуть жизнью для спасения прекрасной даме. Достичь цели главному герою помогают волшебные предметы: ковер-самолет, волшебное кольцо или нож, а также самобьющая дубинка.

Рис. 1. Волшебный коверик

Его верными спутниками и помощниками становятся мудрецы, легендарная птица Семург или крылатый конь тулпар. Но эти волшебные существа и предметы не затмевают достоинства юноши, а лишь помогают им проявиться. Ведь чтобы добыть дубинку или мифическую птицу нужно применить недюжинную смекалку и силу.

Рис. 2. Хасан и Зухра

Узбекские сказки рассказывают о трудолюбии, честности и храбрости, с помощью которых главный герой в итоге побеждает злые силы, великана дева, коварного шайтана или дракона аджара.

Рис. 3. Кенжа - Батыр

Но узбекские сказки - это не только фантастические повести, но и рассказы о животных, и сатирические истории. В них рассказывается о том, как трудолюбивые звери своим упорством и сплоченностью справляются с кровожадными хищниками, защищая слабых и обездоленных.

Рис. 4. Клыч - Батыр

В то время как сатирические рассказы высмеивают людскую праздность, леность, восхваляя ремесло и знания людей.

Рис. 5. Шайтан 42

Как известно, сказки о животных считаются одним из наиболее древних видов фольклора. В изображении животных и их жизни обычно отражены «классовые взаимоотношения общества того времени и оценка их с точки зрения трудящихся. Часто в этих сказках высмеиваются и осуждаются не просто различные человеческие пороки и недостатки, а недостатки угнетателя, их несправедливость, жестокость и беспечность. Характерно, что в сказках о животных обычно подчеркивается победа маленьких, трудолюбивых животных над хищными и коварными. Например, это ярко видно в сказках «Сусамбил» и «Умная коза», где домашние животные борются против хищников — льва, тигра, волка и. т.д. Сказки о животных сохраняют в себе элементы древней мифологии. В сказках, мы находим пережитки тотемизма, где тотем-животное помогает героям сказок в достижении их целей. В тех сказках о животных, где главным персонажем является человек, он всегда побеждает, одолевает больших и сильных зверей, подчиняет их и заставляет служить себе.

Как было выше упомянуто, волшебно-фантастические сказки узбекского народа тоже имеют, как правило, древние корни. Их возникновение относится к периоду, когда люди еще не понимали законов природы и не знали путей воздействия на нее. Люди тогда верили в таинственные силы природы, в существование дивов, пэри, аждаров — драконов и других мифических существ, в возможность превращений человека в животное или неодушевленные предметы. Постепенно люди, приобретая знания, находили средства борьбы с природой и все смелее мечтали о покорении ее могучих и грозных сил. В сказках это нашло свое художественное воплощение в победе героев над враждебными им силами

— драконами, дивами, колдунами. Герои сказок летают по воздуху на коврах-самолетах, мчатся с невероятной быстротой на тулпарах, взмывают к небесам на чудесной птице Семург. «Уже в глубокой древности, — говорит М. Горький, — люди мечтали о возможности летать по воздуху. Об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его

— Икаре, а также сказка о «Ковре-самолете». Мечтая об ускорении движения по земле — сказка о «Сапогах-скороходах», — освоили лошадь; желание плавать по реке быстрее ее течения привело к изобретению весла и паруса; стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука и стрел. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный, ручной станок для тканин и создали сказку о «Василисе премудрой» [3, с. 693].

В волшебно-фантастической сказке есть чудесные помощники, которые в самый трудный момент помогают положительным героям. Чаще всего эти помощники являются мудрец-старик, волшебные животные, птицы, разные таинственные предметы — кольцо, нож, перья и др. В сказке «Эрназар и Кимоиазар» главную роль играет волшебный нож, подаренный герою отцом. В сказках «Туклибой», «Воспирохун» и некоторых других героям помогает волшебник

— Хизр. В сказке «Мусофирбек» герою при исполнении самых трудных условий хана помогает его жена-пэри, в сказке «Кенжа-батыр» из-под земли на своем крыле героя поднимает легендарная птица Семург, а в сказках «Золотая рыбка», «Сохибжон и Ахмаджон» герою помогает, волшебная рыба, принимающая образ джигита. Волшебные помощники и предметы, действующие в волшебной сказке, не снижают роли героя, не умаляют ею достоинства. Наоборот, чтобы подчинить их или завладеть ими, требуется сообразительность, ловкость, мужество. Все это подчеркивает моральную и физическую силу человека, его неизмеримое превосходство над самыми сильными проявлениями волшебства.

Народ, полный веры в свои силы, в торжество правды, создал в сказках целый ряд ярких образов героев, являющихся олицетворением лучших сторон жизни. М. Горький справедливо говорил, что «наиболее глубокие и яркие художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа» [4, с. 698]. Эти слова полностью можно отнести и к героям узбекских волшебно-фантастических сказок. Характерен образ младшего брата, которого в семье все почитают дурачком. Старшие братья себя считают умными и сильными. Младший брат (например) в сказке «Три богатыря», младший царевич в сказке «Сладкоголосый соловей» и др.) держится просто,

43

скромно, он трудолюбив, честен, бесстрашен, настойчиво преодолевает все трудности, в этом образе народ высказал свои взгляды на добро, уверенность в победе справедливости.

Наряду с положительными героями в волшебных сказках художественно ярко показаны отрицательные образы: Ялмагыз - кампыр, (нечто вроде бабы-яги), злые духи, дьявол-шайтан, колдун. Часто они наделяются фантастическими свойствами. Например, див в сказках рисуется так: он великан-страшилище, обладает необыкновенной физической силой, а иногда и колдовскими свойствами. Он может в любую минуту навредить человеку, погубить его или, что гораздо реже, служит герою, доставляет ему богатство, власть. Разнообразны по своему содержанию бытовые сказки. В них отражены лучшие стороны жизни узбекского народа: его ум, труд, мужество, гуманность, дружба и другие положительные качества.

Основной особенностью бытовых сказок является их сатирический характер. Они разоблачают жестокость ханов, шахов, баев и всевозможных эксплуататоров. В таких сказках, как «Глупый царь», «Хан-тиран», «Хан-глупец», ярко выражена идеологическая направленность. Герои борются против несправедливого царя-деспота. В отдельных случаях, как, например, в сказке «Шах-тиран», призывается к уничтожению мучителя народа ненавистного шаха. Эти мотивы в той или иной мере, находят отражение и в сказках других жанров. В сказке «Храбрый воробей» клеймится презрением шах—носитель социального зла, что соответствовало духу народа, его мечте о свободе. Носителем духа протеста не только в бытовых, но и фантастических сказках нередко является «плешивый». С этим образом имеет что-то общее «иронический удачник Иван-дурак и, наконец, Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чёрта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство» [5, с. 698]. Плешивый так же обижен судьбой и людьми, так же ловок, остер на язык, не знает поражений в споре с царем, богатеем. Он никого не боится. Кроме того, он хитрее всех и знает порой волшебство. Он сам из трудового народа и все время защищает таких же трудовых людей, как и он сам. От него крепко достается царям, ханам, баям и их прислужникам. В сказке мудрец, остроумный, храбрый человек, противопоставлен представителям эксплуататорских классов («Царь и плешивый», «Три неправды в сорок небылиц», «Счастливый плешивый» и другие).

В узбекской сказке отражены подлинно народный юмор и сатира. Ни в одном жанре устного народного творчества нет столь широкого простора для осмеяния пороков и отрицательных нравов, как в сказках «Глупый падишах», «Эшондим деп эшагимдан айрилдим» и другие. В сказках позднего времени фигурирует сатирический образ богатого хозяина, которому противопоставляется крестьянин-бедняк, батрак. Богатому хозяину дается реалистическая характеристика. Он скуп, жаден, безжалостен и беспощаден по отношению к своим батракам и слугам («Скупой бай и вор Абдурахман» и другие). Положительные герои — представители трудового народа, не имеющие ни имущества, ни власти, —высмеивают баев, ханов и царей, делают их посмешищем в глазах народа и таким образом укрепляют веру народа в свои силы и разум. В сказках высмеиваются отрицательные черты характера и дурные привычки человека — лень, косность, глупость и т. д. Сатирические сказки имеют большое воспитательное значение.

Узбекская народная сказка возвеличивает образ женщины. Отражая в какой-то мере самостоятельность женщины в доисламское время, в то же время эти сказки выражают протест против тяжелого, бесправного положения узбекской женщины до революции. В таких сказках, как «Хуснобод», «Озадочехра», «Хуснбану» и в других, героини отличаются большой самостоятельностью, они равноправны с мужчинами, обладают глубоким умом, трудолюбием, храбростью. В сказках воспевается человеческий труд, возвышаются ремесла. Не богатство красит человека, а уменье и знание — эта идея, лежит в основе многих сказок. Каким бы искусством, ремеслом и знанием человек ни владел — все это идет на пользу людям («Бахром и Шерзод»).

Язык узбекских народных сказок мало чем отличается от современного народного разговорного языка. Сказочник стремится древнюю, по происхождению сказку рассказать понятным языком. Сказки сохраняются в памяти слушателей и изменяются, переходя из уст в уста.

Список литературы /References

1. Бонч-Бруевич В. «Ленин о поэзии». «В.И. Ленин о литературе и искусстве» // Издательство художественной литературы, 1957. М. С. 610.

2. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 694.

3. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 693.

4. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 698.

5. ГорькийМ. О литературе, 1953. М. С. 698.

CRITERIA-BASED ASSESSMENT AS A CONDITION OF SUCCESSFUL

LEARNING OF STUDENTS Murtazoeva S.K. (Republic of Kazakhstan) Email: Murtazoeva330@scientifictext.ru

Murtazoeva Svetlana Kronidovna - Primary School Teacher of the highest category, the highest level of qualification, INTERNATIONAL SCHOOL, ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in the introduction to the primary school of the new standard learning problem evaluation activities in the pedagogical practice is one of the most urgent problems. To address this problem introduced the technology of criteria-based assessment, which allows to capture the dynamics of the individual growth of each student and promotes integrated development. The article also addresses the role of the teacher: he must be able to lead the guys behind and work on building their ability to self-assess their educational activity and its results, to be responsible for the acquisition of knowledge in school.

Keywords: criteria-based assessment, formative assessment, self-assessment, peer testing, reflection.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Муртазоева С.К. (Республика Казахстан)

Муртазоева Светлана Кронидовна - учитель начальных классов высшей категории, высшего уровня квалификации, Международная школа, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в условиях внедрения в начальную школу нового стандарта обучения, проблема оценочной деятельности в педагогической практике становится одной из актуальнейших проблем [3]. С целью решения этой проблемы вводится технология критериального оценивания, которая позволяет фиксировать динамику индивидуального роста каждого ученика и способствует комплексному его развитию. Так же в статье затрагивается роль учителя: ему надо уметь повести ребят за собой и работать над формированием у них умения самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, быть ответственными за получение знаний в школе.

Ключевые слова: критериальное оценивание, формирующее оценивание, самооценивание, взаимооценивание, рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.