ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.5
Парахина Ольга Владимировна
Курский медико-фармацевтический колледж [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ССУЗА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Автор обращается к анализу феномена «воспитательной системы» применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает ее возможности в профессиональном воспитании будущих медицинских работников. Особое внимание уделено динамике и логике развития воспитательной системы ССУЗа, основным направлениям, содержанию и способам ее влияния на освоение студентами социально и профессионально необходимых личностных качеств, критериям, показатели, условиям эффективности такой работы в медико-фармацевтическом колледже.
Ключевые слова: воспитательная система образовательного учреждения, профессиональное воспитание будущих медицинских работников.
Программа развития воспитания в системе среднего профессионального . образования, утвержденная Министерством образования России, выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль среднего образовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития студентов. Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе учреждений среднего профессионального образования. В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.
Проблемами становления и развития воспитательных систем занимались многие отечественные исследователи - Е.Н. Барышников, И.Е. Булатников, А.П. Бредихин, Б.З. Вульфов, В.А. Ка-раковский, А.В. Киричук, И.А. Колесникова, М.Н. Коротких, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов и др. Предложенные ими определения отражают разные аспекты этого сложного социально-педагогического феномена, по-разному трактуют функции и назначение воспитательной системы, ее возможности и способы влияния на социальное и профессиональное становление личности студента.
Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что «воспита-
тельная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» и тем самым подчёркивают значимость организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности. Е.Н. Степанов полагает, что «главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности воспитанника». Наиболее продуктивной, на наш взгляд, представляется трактовка этого феномена, предложенная В.А. Кара-ковским, который ориентируется на отражение связи ценностно-целевого компонента воспитательной системы с содержанием, основными направлениями ее деятельности, организационными формами, содержанием взаимодействия со средой и оперативным управлением состоянием системы.
Таким образом, в современной педагогической теории четко просматривается достаточно широкий и разнообразный набор точек зрения и подходов к пониманию сущности и природы феномена воспитательной системы.
Воспитательная система колледжа относится к социальному типу систем. Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из целого ряда компонентов: 1) индивидуально-группового; 2) ценностно-ориентационного; 3) функционально-деятельностного; 4) пространственно-временного; 5) диагностико-анали-тического. Первый компонент - индивидуальногрупповой - представляет собой сообщество пре-
подавателей и студентов, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы колледжа. Второй компонент - ценностноориентационный - представляет собой совокупность таких элементов, как цели и задачи профессионального воспитания студентов; перспективы жизнедеятельности сообщества колледжа; принципы построения воспитательной системы колледжа. Третий компонент - функционально-деятельностный - складывается из таких элементов, как системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью сообщества колледжа. Четвертый компонент воспитательной системы - пространственно-временной -включает такие элементы, как эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения сообщества колледжа с другими общностями - социокультурными, педагогическими, медицинскими. Пятый компонент воспитательной системы колледжа - диагностико-аналитический - включает в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности деятельности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. Понятно, что колледж является локальным социально-психологическим сообществом, объединенным организационно и территориально; у него достаточно выраженные общие цели, содержание и формы деятельности, одинаковые условия, относительно общее понимание результатов жизнедеятельности. Более того, как правило, для среды колледжа характерна общность интересов студентов, способов организации ими досуга, схожесть образа жизни, традиций, норм поведения и отношений. Все это делает ССУЗ весьма удобной, привлекательной, организационно и психологически целостной средой, способной при определенных условиях стать эффективной воспитательной системой, обеспечивающей продуктивное социально и профессиональное воспитание будущих медицинских работников.
Что же представляет собой воспитательная система медико-фармацевтического колледжа? В чем ее суть и своеобразие? Рассматривая профессиональное воспитание будущих
медицинских работников как целостную упорядоченную совокупность мер и способов воздействия воспитательной системы колледжа на объект профессионального воспитания - студентов - с целью достижения ими определенного уровня развития социально и профессиональнозначимых личностных качеств, под воспитательной системой медико-фармацевтического колледжа мы понимаем определенную форму упорядоченности всей его жизнедеятельности относительно функции воспитания студентов - будущих медицинских работников.
Ее специфика связана с особенностями ценностно-целевых установок, содержания, основных направлений и форм организации воспитательной деятельности коллектива студентов и преподавателей, условиям ее организации и продуктивного влияния на социальное и профессиональное становление будущих медицинских работников. Понятно, что ценностно-целевые установки такой системы обусловлены специфичной областью профессиональной деятельности будущих специалистов-медиков - стремлением облегчить страдания больного, умением распознавать его характер, поведение, эмоциональное состояние, обладание позитивным отношением к другому человеку, терпимостью к нестандартным проявлениям его поведения, образа мыслей, строго сообразовывать свое поведение с моральными и юридическими нормами.
На наш взгляд, существенное место в подготовке будущего медицинского работника должно занимать формирование у студента-медика высокого уровня эмпатии как способности к сочувствию, сопереживанию и идентификации как умения переносить себя в мир другого человека. Известный русский философ И.А. Ильин в своем произведении «Путь к очевидности», а именно в главе «О призвании врача», публикует письмо одного московского доктора, в котором примечательным является следующее: «Милый друг, это не преувеличение и не парадокс, когда я утверждаю, что мы должны любить наших пациентов. Я всегда чувствую, что если пациент мне противен и вызывает во мне не сострадание, а отвращение, то мне не удается вчувствоваться в его личность, и я не могу лечить его как следует. Это отвращение я непременно должен преодолеть. Я должен почувствовать моего пациента, мне надо добраться до него и принять его в себя. Мне надо, так сказать, взять его за руку,
войти с ним вместе в его «жизненный дом» и вызвать в нем творческий, целительный подъем сил. Но если мне это удалось, то вот - я уже полюбил его. А там, где мне это не удавалось, там все лечение шло неверно и криво».
В связи с этим, следует отметить аксиологический характер культуры медицинского работника, который выражается в том, что базовыми в профессиональной культуре медицинского сообщества являются гуманистические ценности. Человек - высшая ценность из всех ценностей мира - таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии. Огромный вклад в развитие гуманистических принципов в медицине и здравоохранении внесли выдающиеся отечественные ученые С.Г Зыбелин, С. Д. Са-мойлович, С.П. Боткин, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Е.И. Чазов.
Таким образом, аспекты общекультурного развития будущих специалистов-медиков, высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, служебно-профессиональной чести и достоинства, ответственности и коллективизма оказываются приоритетными в выработке ценностно-целевых и содержательных ориентиров жизнедеятельности воспитательной системы медико-фармацевтического колледжа, обеспечении условий продуктивного включения будущих специалистов в социальную и профессиональную деятельность.
Целью и смыслом деятельности для медицинского работника является больной человек, спасение его жизни и сохранение здоровья, а сферой и средством решения собственно профессионально-медицинских задач выступает профилактическая и лечебно-диагностическая работа, имеющая огромное социальное значение. Воспитательная система колледжа позволяет органично соединить предметную подготовку будущего медицинского работника в сфере врачебного мастерства с его социокультурной миссией, с адаптацией студентов к нормам и традициям своей профессиональной среды, своего профессионального медицинского сообщества.
Особый интерес как фактор формирования профессиональной воспитанности будущих медицинских работников представляет среда, в которой функционирует воспитательная система колледжа. Поэтому, воспитательная система колледжа должна строить свое функционирование с учетом влияния, которое оказывает окружение
в силу объективности своего существования и регулировать взаимоотношения студентов с внешней средой. Важной характеристикой воспитательной системы колледжа выступает его духовнонравственный климат - этос. Ценность такого социально-педагогического явления для ССУЗа определяется тем, что этос является носителем традиций, обеспечивает трансляцию принятых в профессиональной медицинской среде норм общения, взаимоотношений, быта, отношения к профессии, формирует мотивацию учебы и тесно связанную с ней деонтологическую направленность профессиональной деятельности будущих специалистов-медиков.
В современной теории профессионального воспитания выделяются три основных взаимосвязанных аспекта в рассмотрении ценностно-целевых ориентиров профессионального воспитания будущих специалистов-медиков: когнитивный, эмоционально-волевой деятельно-практический, которые формируются в воспитательной системе колледжа.
Модель профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе колледжа (табл. 1) включает в себя совокупность требований общества и государства к личностным качествам специалистов системы здравоохранения, целевую установку, задачи и основные направления воспитательной работы, а так же принципы, методы, формы и средства взаимодействия педагогов и студентов как равноправных субъектов воспитания, пути опосредованного и непосредственного влияния мик-ро - и макросреды.
Обратим внимание на то, что каждому компоненту профессиональной воспитанности будущего медицинского работника соответствует аналогичный компонент содержания деятельности воспитательной системы медико-фармацевтического колледжа. Однако помимо прямого, определяющего влияния на соответствующий компонент профессиональной воспитанности будущего специалиста-медика, воспитательная система оказывает влияние и на формирование двух других компонентов. В этой диалектической взаимосвязи компонентов профессиональной воспитанности медицинского работника и содержания деятельности воспитательной системы колледжа достаточно четко просматривается их взаимная обусловленность. Эти доминанты получают свое практическое воплощение через конкретные направления жизнедеятельности воспита-
Таблица1
Модель профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе медико-фармацевтического колледжа
Целевая установка воспитательной системы КМФК
всестороннее и гармоничное развитие личности студента, формирование его гражданской позиции, раскрытие творческих способностей личности, основанных на сохранении и возрождении традиций профессионального медицинского образования, обеспечение комплекса социокультурных, нравственноэстетических, психолого-педагогических условий, при которых личность будущего медицинского работника может и должна устойчиво формироваться и реализовываться
Содержание деятельности воспитательной системы КМФК
в когнитивной сфере -обогащение духовных интересов будущих специалистов-медиков, ориентация их на подлинно гражданские, духовнонравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего медицинского работника, его жизненного кредо; формирование его социальных и профессиональных установок, мотивов социальной и профессиональной деятельности в эмоционально-волевой -развитие способности студентов к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых ценностей, предметов и явлений окружающей действительности, ситуаций взаимодействия с пациентами, их родственниками; медицинским коллективом; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека; развитие навыков перцепции, эмпатии, сопереживания, сострадания, соучастия; обогащение социально-ценных эмоций студентов в деятельно-практической -включение студентов в активное осознанное участие в творческой и профессиональной деятельности, обеспечение включенности в социальнозначимую лечебнодиагностическую и профилактическую работу с пациентами; непрерывная медицинская практика в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, занятия в клубных коллективах, творческих объединениях
Методики и технологии профессионально-личностного развития будущего специалиста в воспитательной системе КМФК
Диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, беседы, рефлексия собственного лечебнодиагностического и профилактического опыта, личный пример преподавателей колледжа, медицинских работников практического здравоохранения, посещение выставок, конкурсов, презентаций, коллективные просмотры, чтения, посещения театров, музеев, выставочных залов, филармонических концертов, кинотеатров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, тематических вечеров, путешествия, поездки, туристические походы и т.п., эмпатическое слушание, методы поощрения группы и личности, создание ситуаций морального и профессионального выбора тренинг, упражнения в применении социальных и профессиональных норм, приучение, закрепление устойчивого стереотипа профессионального действия, выработка профессиональных привычек, жизненного кредо, пленэрная практика, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, творческие задания и т.д., совместные информационнопрофилактические и научнопрактические конференции студентов и преподавателей и их обсуждение, семинары с работниками практического здравоохранения пример жизни и деятельности старших коллег по профессиональному цеху, экскурсии
Окончание таблицы 1
Результаты профессионально-личностного развития будущего специалиста-медика в воспитательной системе КМФК
осознание студентами социальной значимости своей профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты; наличие стремления к сохранению ценностей и традиций культуры; осознание студентами важных ценностей-целей, определяющих их жизненную позицию (нравственность, достоинство, коллективизм, оптимизм, правдивость, простота, самоотдача, социальная активность, справедливость, стремление к истине, трудолюбие, человечность, честность)
любовь к людям, к профессиональной медицинской деятельности, чувство гордости и уважения к труду коллег по цеху, закрепление и развитие в студентах таких социально значимых чувств, как альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жизнерадостность, искренность, милосердие, мужественность, одухотворенность, открытость, сердечность, сопереживание, сострадание, товарищество, человеколюбие, щедрость, эмпатия, юмор
стремление студента к социально-значимой деятельности; наличие в нем важных качеств личности гражданина и гуманиста, а также таких качеств, как аккуратность, вежливость, внимательность, способность к взаимопомощи, доброжелательность, добротворчество, доверительность, заботливость, исполнительность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, самостоятельность, смелость, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность и др.________
Увеличение числа студентов, имеющих высокий уровень профессиональной воспитанности, при сокращении количества студентов с низким уровнем и переходе их в число студентов со средним уровнем профессиональной воспитанности.
Актуализация воспитательных возможностей образовательного процесса, использование воспитательного потенциала учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла; повышение качества образовательной деятельности колледжа, рост успеваемости студентов. Изменение позиции преподавателей колледжа, активизации их вовлеченности в жизнедеятельность воспитательной системы ссуза, взаимодействие со студентами.
Изменение отношения студентов к социокультурной и профессионально-медицинской миссии медицинского работника, его гражданской и общественной деятельности.
Изменение характера взаимодействия студентов и преподавателей в рамках воспитательной системы колледжа, усиление внимания к отдельной личности, проявление сопереживания, сострадания, сотрудничества, взаимовыручки, добротворчества, милосердия, гуманизма, товарищества.__________
тельной системы медико-фармацевтического колледжа, сбалансированные и выверенные влияния всех субъектов системы, специально созданные условия и воспитывающие ситуации. Организационно такие влияния оформлены в систему ключевых дел ССУЗа - традиционных форм организации воспитывающей деятельности, осуществляемой в рамках коллектива колледжа, академических групп, творческих объединений студентов и преподавателей. Однако главной особенностью этих доминант, в содержании профессионального воспитания будущих медицинских работников является их целостность, их генетически единая, целостная природа в сознании личности студента. Именно это целостное сознание и порождает нравственно-эстетическое отношение будущего специалиста-медика к окружающему миру, к реалиям своего социального и профессионально-
го бытия; именно оно делает его субъектом, «хозяином» своей собственной социальной и профессиональной судьбы; именно оно позволяет ему целостно воспринимать больного в диалектике психического и соматического состояний, здоровья и болезни; приоритетный поиск лечебно-диагностических и профилактических мероприятий для конкретного больного, а не болезни вообще, что имеет непосредственное отношение к выбору наиболее адекватных больному методов профилактики, диагностики и лечения.
Каковы же основные направления деятельности воспитательной системы медико-фармацевтического колледжа? Каковы же методики и технологии, с помощью которых возможно достичь продуктивного результата - сформировать профессиональную воспитанность будущих специалистов-медиков?
Когнитивный компонент профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков формируется и развивается преимущественно с помощью таких методик воспитания, где основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование в этой сфере таких форм работы, как диспуты, дискуссии, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, встречи, конференции и др. Именно слово оказывается в них главной идейно-смысловой доминантой, средством выражения силы интеллекта будущего медицинского работника.
Формирование эмоционально-волевого компонента профессиональной воспитанности будущих медицинских работников осуществляется, как правило, через развитие образного восприятия мира, обогащение эмоциональной сферы личности, развитие социально ценных эмоций студентов. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как ежегодные акции «Милосердие», творческие встречи с деятелями культуры и искусства, работниками практического здравоохранения, встречи с духовенством, «круглые столы», организация и работа творческой студии, волонтерских отрядов, благотворительная деятельность (помощь детским домам интернатам, благотворительные концерты в детских домах-интернатах, и учреждениях для ветеранов), участие в Днях донора, «Экспедиции здоровья», открытых внеаудиторных мероприятиях, тематических классных часах, посещение музеев, выставок, концертов, творческих конкурсов, тематических вечеров, путешествий, поездок, экскурсий и т.п. Важнейшей доминантой здесь оказывается развитие эмоциональной культуры, морально-этического и де-онтологического комплекса.
Деятельно-практический компонент профессиональной воспитанности будущих медицинских работников требует со стороны студентов реального действия, поступка, поведенческого акта, требует тренинга, упражнения в применении социальной, профессиональной или культурной нормы. Эти проявления обнаруживаются в сознательном и активном участии студентов в конкурсах социально значимых проектов, в выставках, участии в общественно-полезных акциях и делах, в сохранении памятников истории и культуры своего города и региона, интересе к экскурсиям, поездкам, путешествиям, походам по родному краю; ответственном и активном учас-
тие в трудовых делах группы и колледжа, субботниках, благоустройстве и эстетизации среды колледжа и общежития, в помощи ветеранам войны и труда, пожилым людям, ветеранам колледжа и работникам практического здравоохранения.
Становление и развитие воспитательной системы ССУЗа протекает при определенных условиях. При этом следует иметь в виду, что воспитательная система - не самоцель, - «главное - личность развивающегося человека, включенного в эту систему». А это значит, что управлять надо и процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (воспитанника и воспитателя) к рефлексии, самопознанию, самореализации.
Библиографический список
1. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996.
2. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
3. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педа-гогический поиск: Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. -2009. - №> 2 (9). - С. 148-163.
4. Булатников И.Е. Педагогическая поддержка духовно-нравственного развития личности студента в воспитательной системе колледжа // Современные проблемы социального воспитания молодежи в контексте взаимодействия семьи, школы и православной церкви: Мат-лы науч.-практ. конф. / под ред. И.Я. Булгаковой, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. - С. 79-86.
5. Булатников И.Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кострома, 28-30 октября 2009 г.) /
под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 65-71.
6. Воспитательная система ВУЗа: проблемы становления. Монография. В 2-х тт. / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002.
7. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
8. Кабарухин В.Ф., Яненко Л.Ф., Пшеничная Л.А. и др. Рабочая книга методиста, куратора в ССУЗе. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
9. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Пед. общ-во России, 2000.
10. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992.
11. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.
12. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории
малой родины в воспитательной системе класса: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.
13. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - С. 134147.
14. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 -С. 41-55.
15. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.
16. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001.
17. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.
18. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. - Псков, 1998.
УДК 378:004.588
Ирхин Владимир Николаевич, Варжавинова Светлана Ивановна
Белгородский государственный университет [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
На основе классификации алгоритмических умений, выделения этапов алгоритмической деятельности учителя, предложен механизм определения уровней алгоритмических умений будущих учителей, анализируются полученные результаты.
Ключевые слова: определение уровня алгоритмических умений, будущие учителя.
Развитие общества на современном этапе требует значительного повышения качества подготовки специалистов. Одним из главных путей решения этой проблемы является формирование алгоритмической культуры будущих учителей в ходе их профессионально-педагогического обучения в вузе.
Новое качество обучения будущих учителей должно определять не только готовность к применению на практике уже известных способов решения педагогических проблем, но и способность к самостоятельному проектированию педагогических объектов и разрешению педагогических ситуаций. Профессионализм учителя выражается в умении видеть и формулировать пе-
дагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Сущность алгоритмических умений, как компонента алгоритмической культуры, заключается в построении алгоритмических предписаний и схем, в анализе и коррекции действий по выполнению и составлению алгоритмов, что органично входит в процесс профессиональной подготовки студентов педвуза. Современный учитель, обладающий высоким уровнем алгоритмической культуры, оптимально использующий алгоритмические умения в своей профессиональной деятельности - это профессионал, обучающий школьников не только основам наук, но и способам проектирования своей учебной деятель-