Научная статья на тему 'Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении'

Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
профессиональное воспитание / будущие медицинские работники / ценности профессиональной деятельности / самореализация / professional upbringing / future doctors / the professional value / self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна, Шаталова Елена Васильевна

Автор анализирует феномен профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении. Приводятся уровни и условия профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Особое внимание уделено ситуации в воспитании студенческой молодежи, характеристике жизненной и профессиональной позиции последней, мотивам выбора профессии, готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна, Шаталова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND EXPERIENCE OF FUTURE DOCTORS PROFESSIONAL UPBRINGING AT EDUCATION INSTITUTIONS

The author analyzes the phenomenon of the professional education of a future doctor at an educational facility. The author describes levels and conditions of medical education. Much attention is paid to the existing situation in the upbringing of today ’ s youth, the characterization of their life position , the aims and motives of choosing the career of a doctor, their willingness of self-realization in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении»

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

PROBLEMS AND EXPERIENCE OF FUTURE DOCTORS PROFESSIONAL UPBRINGING AT EDUCATION INSTITUTIONS

Резюме

Автор анализирует феномен профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении. Приводятся уровни и условия профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Особое внимание уделено ситуации в воспитании студенческой молодежи, характеристике жизненной и профессиональной позиции последней, мотивам выбора профессии, готовности к самореализации в профессиональной деятельности. Ключевые слова

профессиональное воспитание, будущие медицинские работники, ценности профессиональной деятельности, самореализация

Summary

The author analyzes the phenomenon of the professional education of a future doctor at an educational facility. The author describes levels and conditions of medical education. Much attention is paid to the existing situation in the upbringing of today ' s youth, the characterization of their life position , the aims and motives of choosing the career of a doctor, their willingness of self-realization in the professional activity. Keywords

professional upbringing, future doctors, the professional value, self-realization

Парахина Ольга Владимировна1, кандидат педагогических наук Шаталова Елена Васильевна1, доктор биологических наук

Parahina Olga Vladimirovna1, Candidate of Pedagogic Sciences

Shatalova Elena Vasilevna1, Doctor of Biological Sciences

Сложившиеся в современной педагогике профессионального образования подходы к пониманию феномена профессионального воспитания личности фиксируют внимание на емкости и многогранности этого понятия, вбирающего в себя большое количество разнородных компонентов (Е.П. Белозерцев, А.П. Бредихин, И.Е. Булатников, Б.З. Вульфов, Н.Ф. Гейжан, В.П. Жуковский, Г.А. Журавлева, В.И. Загвязинский, Г.М. Коджаспирова, М.А. Ларина,

B.Н. Мезинов, А.Г. Пашков, Н.Ф. Пустовалова, А.В. Репринцев,

C.М. Салов, А.П. Сейтешев, В.А. Сластенин, Н.Н. Сучкина, А.Н. Ходусов и др.). Это понятие ученые рассматривают и как свойство личности, и как индивидуально-типологическую особенность, и как профессионально важное качество, и как этическую ценность. Между тем практическое решение проблемы профессионального воспитания будущего медицинского работника существенно сложнее. Определенный уровень сформированности профессиональной воспитанности является, по существу, оценкой профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков. В связи с этим высокую практическую значимость приобретает поиск эффективных

УДК: 378:61

URL: httpV/innnmagazinp ru/issiips/1-7015-&/innntfa1-7015(&) pdf

ГОСТ: Парахина, О.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего

медицинского работника в образовательном учреждении / О.В. Парахина,

Е.В. Шаталова // Иннова. 2015. №1 (4). URL: http://innnmaga7inp.ru/issups/1-7015-

&/innnva1-7015(&) pdf

Статья поступила в редакцию 17.09.7015

Для корреспонденции: О.В. Парахина, parahina-1970@mail.ru

I1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России_

средств успешного развития профессионального воспитания студентов в системе профессионального медицинского образования.

А.В. Репринцев определяет профессиональное воспитание «как целенаправленный процесс, который предполагает управление развитием личности будущего специалиста через включение его в базовую культуру, социальные отношения и процесс самореализации». Такое профессиональное воспитание представляет собой последовательное, диалектическое движение к цели, результат которого — обретение будущим медицинским работником системы профессиональных ценностей и идеалов, расширение его духовных потребностей и интересов, социально-ценных мотивов, обогащение эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств, эмпатических способностей, освоение профессиональных умений, навыков, привычек, опыта саморефлексии [10, с.83-116].

С этих позиций под профессиональным воспитанием будущих медицинских работников следует понимать совокупность воспитательных, обучающих и профессиональных воздействий, способствующих обеспечению самостоятельности и осознанности при выборе, освоении и осуществлении личностью профессиональной деятельности, позволяющей ей реализовать свои способности и склонности в медицине.

По своей структуре профессиональное воспитание включает в себя когнитивный, эмоционально-волевой и деятельно-практический компоненты, а в качестве его основного критерия выступает направленность активности личности. Когнитивный компонент профессионального воспитания характеризуется различной степенью осознания и понимания личностью своих

профессиональных обязанностей. Эмоционально-волевой (аффективный) компонент обозначает модальность, или знак, их оценки — позитивная, негативная, нейтральная. Деятельностно-поведенческий (конативный) компонент выражается в степени готовности, т. е. сформированное™ умений и навыков, стереотипов и алгоритмов социального и профессионального поведения, личности к практической реализации профессиональных обязанностей, нормативов, стандартов поведения, включенности в их реализацию. Степень развития данных компонентов может быть различной и тем самым отражать уровень профессионального воспитания личности специалиста-медика. Цель и результат процесса профессионального воспитания — профессиональная воспитанность будущего медицинского работника.

Как уже отмечалось профессиональное воспитание личности, имеет уровневое строение. Уровень его выраженности определяется степенью развития трех его компонентов. В зависимости от сочетания уровня выраженности и степени согласованности компонентов профессионального воспитания будущего специалиста-медика нами выделено три типа личности профессиональной воспитанности будущего медицинского работника — гармоничный, дисгармоничный и профессионально-неориентированный.

Содержание профессионального воспитания будущего специалиста-медика выступает средством, с помощью которого обеспечивается целенаправленное изменение объекта воспитания — личности будущего медицинского работника, приведение его к тому «идеальному образцу», очертания которого определяются моделированием воспитательной системы образовательного учреждения, её целевыми установками, задачами и принципами, основными направлениями и содержанием деятельности, методиками и технологиями профессионально-личностного развития будущего специалиста.

Основными направлениями реализации потенциала воспитательной системы медицинского образовательного учреждения, заданными самой логикой и структурой профессионального воспитания будущих специалистов-медиков, являются:

• в когнитивной сфере — обогащение интересов студентов, ориентация их на социально-нравственные и профессиональные ценности, исполнение правовых и нравственных норм, профессионального долга; формирование социальной и профессиональной позиции будущего специалиста-медика, его социальных и профессиональных установок, мотивов социальной и профессиональной деятельности;

• в эмоционально-волевой сфере — развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, контролю своей деятельности и поведения; обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально-ценных эмоций студентов;

• в деятельно-практической сфере — формирование у студентов готовности отвечать за собственные решения и действия; включение юношества в общественно-полезную и профессиональную деятельность; развитие опыта социально и профессионального ценностного поведения.

Реализация названных задач воспитательной системой образовательного учреждения предполагает определение места и роли каждого из субъектов в общей логике их воспитывающих влияний, конкретизацию функций и основных сфер деятельности каждого из субъектов, уточнение содержания, специфических видов и форм работы со студентами и преподавателями. Понятно, что объективный анализ исходного состояния воспитательной системы учреждения образования требует жесткой констатации положения дел, оценки «вклада» каждого субъекта в общие результаты их совместной деятельности. Это закономерно ведет к дифференциации позиций субъектов, «разделению», размежеванию, результатом которого должна стать их интеграция, объединение, но на принципиально новой основе — понимании общности целей совместной деятельности, общей логики движения к ним, поиска «своих» собственных путей и способов их достижения. Из такой дифференциации рождаются специфические для каждого из субъектов виды и формы работы, ориентированные на достижение целей деятельности воспитательной системы, способы

влияния на профессиональное становление будущего медицинского работника.

Началом такой дифференциации и последующей интеграции субъектов воспитательной системы стало общее собрание преподавателей, студенческого актива образовательного учреждения, на котором были представлены итоги диагностики исходного состояния воспитательной системы и уровня воспитанности студентов. По существу этим собранием, было, положено начало организационного оформления первого из компонентов воспитательной системы — индивидуально-группового [за основу в понимании структуры воспитательной системы был взят подход Е. Н. Степанова. — См.: 12], способствовавшего становлению целостного сообщества преподавателей и студентов, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы, разделяющих ее цели и ценности. Мощный импульс развитию первичных коллективов был дан через проведение в студенческих группах целой серии диспутов, в которых предметом обсуждения стали вопросы смысла жизни, отношения человека к труду, к профессиональной деятельности и понимания важнейших нравственных ценностей — честь, долг, совесть, достоинство, гордость, целеустремленность, — их роль в движении человека к жизненной цели и обретении им счастья. Значительный интерес студентов вызвало обсуждение традиций профессионального медицинского сообщества, их социальной и профессиональной миссии перед людьми и обществом. Тематика этих диспутов и обсуждавшиеся на них вопросы не могли не задеть студентов, поскольку касались самого главного, самого важного: «Герой нашего времени: кто он?», «Современен ли Гиппократ?», «Смог бы в современной больнице работать Гиппократ?», «Экономические и нравственные аспекты современной страховой медицины», «Почему нормы закона и реалии жизни не совпадают?», «Современная медицина: все ли в ней ориентировано на благо человека?», «Поддельные лекарства: что за этим стоит?», «Экономическая сторона аптеки», «Социально-нравственная сторона аптечного бизнеса: человеческое измерение», «Точный диагноз из грязной пробирки?», «Судьба реформы в Российском здравоохранении», «Почему из здравоохранения уходят лучшие?», «Этика служебная и этика ответственности в народном здравоохранении», «Почему отечественные препараты проигрывают зарубежным конкурентам?», «Делать жизнь с кого?», «Нужно ли жертвовать собой ради спасения жизни другого человека?», «Кто должен идти в медицину?», «Что не продается и не покупается?», «Что такое человеческий и профессиональный долг?», «Интересы дела и интересы личные: когда они совпадают, а когда нет?».

Главным результатом этой серии диспутов стало заметно изменившаяся социальная позиция студентов, небезразличное отношение к происходящим в обществе переменам, понимание студентами личной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, за результаты своего труда, наличие устойчивых представлений о подлинном профессионализме, мастерстве в деятельности специалиста системы здравоохранения, наличие внутренней потребности в интенсивных контактах с носителями традиций и норм профессионального сообщества; сформированность представлений о профессиональном долге, чести, достоинстве; более выразительная профессиональная позиция, позитивная мотивация будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Наибольшие дискуссии в среде преподавателей и студентов вызвали итоги анализа состояния и структуры терминальных и инструментальных ценностей студентов. Ни сами студенты, ни их преподаватели не ожидали, что итоги знакомства с результатами исследования выявят недостаточно высокий статус ценностей семьи, здоровья, культуры, любви, достатка, творчества, познания; в некоторых группах стихийно возникли дискуссии о невозможности быть счастливым, когда вокруг каждого столько несчастливых людей. Одной из самых острых тем в ходе таких спонтанных дискуссий стала проблема социального статуса человека труда, студенты спорили: почему тот, кто много работает для блага общества, не бывает по достоинству оценен обществом? Так постепенно в сознании многих студентов происходил поворот к необходимости

быть чуткими и бескорыстными к другим людям, терпимыми к недостаткам людей, честными и принципиальными, ответственными и последовательными в отстаивании идеалов добра, справедливости, добросовестно трудиться, честно выполняя свой долг.

Важно подчеркнуть, что посредством проведенных диспутов, стремительно стал выкристаллизовываться второй компонент воспитательной системы — ценностно-ориентационный. Самым сложным в формировании и реализации этого компонента оказалось изменить привычное, стереотипное мышление самих преподавателей, уйти от типичного «академичного», официального стиля отношений со студентами, привить нормы подлинного демократизма в отношениях с будущими специалистами, закреплять в преподавателях установку на индивидуальный подход к студентам, опору на положительное в личности, создание ситуаций успеха, закрепление партнерских отношений, осуществление педагогической поддержки, сопровождения профессионально-личностного развития будущих медицинских работников. Главным итогом всей этой работы стало заметное изменение «градуса» отношений преподавателей и студентов, характера их взаимодействия, — они все чаще стали похожи на партнерство, сотрудничество, взаимопомощь; чаще стали использоваться дружеский совет, похвала, помощь, проявление участия, заботы, внимания к личности студента.

Интенсификация взаимодействия преподавателей и студентов приблизила их друг к другу, придав этим отношениям неформальный, личностно значимый характер. Опыт и профессионализм преподавателей оказался востребован студентами, важен для них. Сравнивая себя со своими наставниками, студенты обретали убедительный пример для подражания, самовоспитания, самосовершенствования; преподаватель оказывался референтным субъектом обретения студентом своей собственной жизненной и профессиональной позиции, значимым объектом для сравнения взрослеющего человека с тем, кто уже прошел солидный путь в профессии. Сложность реализации ценностно-ориентационного компонента воспитательной системы обусловлена в значительной мере тем, что в рамках студенческого и преподавательского сообщества живут и действуют люди с разным жизненным и профессиональным опытом, — только что пришедшие первокурсники, рядом с ними — уже обретшие первичный социокультурный и профессиональный опыт студенты старших курсов, а за ними — их опытные наставники — преподаватели. В

этом — одновременно — и сложность, и преимущество воспитательной системы: важно наладить внутри этого большого коллектива межвозрастное взаимодействие, создать условия для интенсивного общения, сотрудничества, обмена информацией. Этим целям вполне успешно служат традиционные вечера-встречи с выпускниками, совместные поездки, экскурсии, выходы на практику в лечебно-профилактические и аптечные учреждения, рефлексия собственного социального и профессионального опыта, личный пример преподавателей, общение с ветеранами практического здравоохранения, участие в конкурсах профессионального мастерства, подготовка презентаций, коллективные просмотры, чтения, конференции, диспуты, дискуссии и т. д..

Развитие воспитательной системы привело педагогов и студенческий актив к необходимости пересмотреть традиционный план воспитательной работы и набор массовых акций и дел, усилив в его содержании социальную и профессиональную направленность. Это вовсе не означает, что студенты оказались лишены традиционных праздников и молодежных развлечений, но даже в этих развлечениях нашлось место социальному и профессиональному компонентам. Конечно, в плане сохранились традиционные акции — к Дню знаний, Дню Учителя, Международному Дню студентов; Дню защитника Отечества и Женскому дню, Дню Победы, Новому году. Но вместе с этими традиционными делами появились и мероприятия, ориентированные на развитие гражданских, социально-нравственных качеств студентов («Овеянные славою наш Флаг и наш Герб», «Молодые — пожилым» в день пожилого человека; «День матери»; «Моя семья», «Подари радость детям» и др.). Их назначение состоит в пробуждении гражданских чувств, формировании нравственной позиции личности будущего специалиста.

В воспитательную систему образовательного учреждения сегодня органично включены все социально и профессионально-личностно значимые субъекты и факторы профессионального воспитания, смоделированы все элементы воспитательной системы, содержательно, организационно и педагогически обеспечены привлекательные сферы и условия воспитания, способные оказывать влияние на освоение и интериоризацию будущими специалистами важнейших нравственных и профессиональных норм, ценностей, традиций, правил поведения и отношений в социальной и профессиональной средах.

| Список литературы

1. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета. Автореф. дисс. ... канд.пед. наук. - Курск, 2008.

2. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов / / Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2009. - № 2 (9). - С. 148-163.

3. Булатников И.Е. Педагогическая поддержка духовно-нравственного развития личности студента в воспитательной системе колледжа // Современные проблемы социального воспитания молодежи в контексте взаимодействия семьи, школы и православной церкви: Материалы научно-практической конференции / под ред. И.Я. Булгаковой, О.А. Воробьевой, А.В. Репринцева. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. - 368 с. - С.79-86.

4. Булатников И.Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (г.Кострома, 28-30 октября 2009 г) / под общ. ред. Н.М.Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. - 324 с. - С.65-71.

5. Воспитательная система ВУЗа: проблемы становления. Монография / Под ред. А.В. Репринцева: В 2-х тт. - Курск: Изд-во КГУ, 2002.

6. Кабарухин, В.Ф. Яненко, Л.Ф. Пшеничная, Л.А. Семененко, О.И. Полянцева. Рабочая книга методиста, куратора в ССУЗе / Серия «Учебники, учебные пособия Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Пед. общ-во России, 2000. - 256 с.

8. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса.- Дисс. ... к.п.н. - Курск, 2006. - 234 с.

9. Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / Под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002 - С.41-55. - С. 41-55.

10. Педагогика профессионального образования / Под.ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.

11. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дис... д-ра пед.наук. - Ярославль, 1999.

- 38 с.

| References

1. Bredihin A.P. Professional'noe vospitanie budushchih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva v vospitatel'noj sisteme fakul'teta. [Professional éducation of future teachers of fine arts in the educational system of the faculty] Kursk: Synopsis of dissertation of candidate of pedagogical sciences. 2008. [in Russian]

2. Bulatnikov I.E. Vospitatel'naya sistema obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak faktor razvitiya social'noj i professional'noj otvetstvennosti budushchih specialistov. [Educational system the educational institution as a factor of development of social and professional responsibility of future specialists ] Ryazan: Psychological-pedagogical search. Journal of Ryazan state University under the name S.A. Yessenin. 2009. № 2 (9). p. 148-163. [in Russian]

3. Bulatnikov I.E. Pedagogicheskaya podderzhka duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti studenta v vospitatel'noj sisteme kolledzha. [Pedagogical support spiritual and moral development of the individual student in educational system of the College ] Kursk: Modern problems of social upbringing of youth in the context of interactions between families, schools and the Orthodox Church: proceedings of scientific-practical conference. Kursk state University. 2009. p.79-86. [in Russian]

4. Bulatnikov I.E. Razvitie social'noj i professional'noj otvetstvennosti budushchih specialistov v vospitatel'noj sisteme vuza . [The development of social and professional responsibility of future specialists in the educational system of the University ] Kostroma: Kostroma state University under the name A. Nekrasov. Traditions and innovations of vocational education in higher education: materials of all-Russian scientificpractical conference. 2009. p.65-71. [in Russian]

5. Vospitatel'naya sistema VUZa: problemy stanovleniya. [The educative system of higher education: problems of formation] Kursk: The monograph of A. V. Reprincev. Kursk state University. 2002. [in Russian]

6. Kabaruhin, V.F. YAnenko, L.F. Pshenichnaya, L.A. Semenenko, O.I. Polyanceva. Rabochaya kniga metodista, kuratora v SSUZe.[The working book of a practitioner, curator in the College] Rostov-na-Donu: «Feniks», 2003. [in Russian]

7. Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie!: Teoriya i praktika shkol'nyh vospitatel'nyh system. [Education? Education... Education!: Theory and practice of school educational systems] Moscow: Pedagogical society of Russia. 2000. - 256 p. [in Russian]

8. Korotkih M.N. Formirovanie cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k istorii maloj rodiny v vospitatel'noj sisteme klassa. [Formation of the valuable relation of pupils to the history of his homeland in the educational class system] Kursk: Abstract of thesis of candidate of pedagogical sciences. 2006. - 234 p. [in Russian]

9. Pashkov A.G. Vospitatel'naya sistema pedagogicheskogo vuza: celi, cennosti, soderzhanie deyatel'nosti. [Educational system of pedagogical higher education institution: goals, values, activities] Kursk: Kursk state University.2002. p.41-55. [in Russian]

10. Slastenin V.A. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of professional] Moscow: Academy. 2004. [in Russian]

11. Stepanov E.N. Teoriya i tekhnologiya modelirovaniya vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. [Theory and technology of modeling the educational system of the educational institution] Yaroslavl: Synopsis of dissertation of doctor of pedagogical Sciences. 1999. 38p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.