жизнедеятельности как здоровье, в основном определяется личной позицией человека, самостоятельно планируется и осуществляется. Субъек-тность индивида в формировании позитивного отношения к здоровью как ценности связана с усвоением ценностей и личностных смыслов здравосозидания, приобретением специальных знаний, развитием мотивации здравосозидаю-щей деятельности и обучением практическим умениям укрепления здоровья.
Разработанная модель, как показала опытноэкспериментальная проверка, работает успешно в силу того обстоятельства, что был четко определен системообразующий фактор - взаимодействие преподавателей и студентов, которое стало заинтересованным, ответственным и партнерским. Моделирование процесса формирования
ценностного отношения к здоровью осуществляется успешно при условии выявления существующих проблем в образовательном пространстве вуза, опоры на предшествующий традиционный опыт и активное включение в данный процесс самих студентов.
Библиографический список
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М. : Педагогика, 1989. - 545 с.
2. Гавришина Г. В. Формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Вологда, 2000. - 19 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат, 1977. - 703 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
УДК 3775 Парахина Ольга Владимировна
Курский медико-фармацевтический колледж parahina-19 [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ - К РЕАЛИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор рассматривает основы профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе учреждения среднего профессионального образования. Приводятся уровни и условия профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Особое внимание уделено ситуации в воспитании студенческой молодежи, характеристике жизненной и профессиональной позиции последней, мотивам выбора профессии, готовности к самореализации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, будущие медицинские работники, воспита-
тельная система образовательного учреждения, мореализация.
Одной из задач нашего исследования являлась разработка модели профессионального воспитания личности будущего медицинского работника, определение его структуры и компонентов, особенностей его проявления в личности специ-алиста-медика. Центральным понятием в разработке такой модели стала категория профессионального воспитания, которое представляет собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (В. Н. Мясищев). Уровень выраженности
ценности профессиональной деятельности, са-
и интенсивность проявления когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-поведенческого компонентов профессионального воспитания соответствует определенной степени его развития. Это предопределяет уровневое строение профессионального воспитания. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимается в разной степени осознаваемое, характеризующиеся различной степенью поведенческой готовности оценочное (различной модальности) отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей.
Когнитивный компонент профессионального воспитания характеризуется различной степенью осознания и понимания личностью своих профессиональных обязанностей. Эмоциональноволевой (аффективный) компонент обозначает модальность, или знак, их оценки - позитивная, негативная, нейтральная. Деятельностно-поведенческий (конативный) компонент выражается в степени готовности, т. е. сформированности умений и навыков, стереотипов и алгоритмов социального и профессионального поведения, личности к практической реализации профессиональных обязанностей, нормативов, стандартов поведения, включенности в их реализацию. Степень развития данных компонентов может быть различной и тем самым отражать уровень профессионального воспитания личности специ-алиста-медика.
Как уже отмечалось профессиональное воспитание личности, имеет уровневое строение. Уровень его выраженности определяется степенью развития трех его компонентов. В зависимости от сочетания уровня выраженности и степени согласованности компонентов профессионального воспитания будущего специалиста-ме-дика выделено три типа профессионального воспитания будущего медицинского работника -гармоничный, дисгармоничный и профессионально-неориентированный.
1. Гармоничный - характеризуется наличием ярко выраженных морально-нравственных, деон-тологических ориентаций; высокой способностью к восприятию профессиональных ценностей; стремлением к созидательной творческой деятельности связанной с сохранением и укреплением здоровья человека; устойчивым профессиональным интересом; активным овладением теоретическими, практическими лечебно-диагностическими и профилактическими знаниями, умениями, навыками; лидерством в организационной и профессиональной деятельности.
2. Дисгармоничный - показывает ограниченность кругозора и профессиональных интересов; неопределенность ценностного отношения к профессиональной деятельности; субъективностью в оценке социальных и профессиональных явлений, неустойчивой потребностью в профессиональной деятельности; посредственное овладение теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками; ситуативное участие в организационной деятельности.
3. Профессионально-неориентированный -отличается неразвитостью морально-нравственных и деонтологических ориентаций; негативным отношением к профессиональной деятельности; узостью и неустойчивостью профессионального интереса; низким овладением лечебно-диагностическими и профилактическими знаниями, умениями, навыками; скептицизмом в оценке социальных и профессиональных явлений, отсутствием яркого эмоционального восприятия социальной и профессиональной среды; пассивным участием в организационной и профессиональной деятельности.
Вышеназванные типы перечислены в порядке уменьшения активности личности и выступают в качестве алгоритма ее диагностики. Степень их выраженности позволяет судить о развитии потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок, вкусов, идеалов, знаний, чувств, оценок, суждений, которые составляют когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности.
Эффективное формирование профессионально-воспитанного будущего специалиста-медика может осуществляться только в том случае, если в колледже будет создана привлекательная для студентов и референтная с точки зрения их социально-профессионального развития среда. Речь идет о воспитательной системе ССУЗа, в которую органично включены все социально и профессионально личностно-значимые субъекты и факторы профессионального воспитания, смоделированы все элементы воспитательной системы, содержательно, организационно и педагогически обеспечены привлекательные сферы и условия воспитания, способные оказывать влияние на освоение и интериоризацию будущими специалистами важнейших нравственных и профессиональных норм, ценностей, традиций, правил поведения и отношения в социальной и профессиональной средах.
Конечно, в колледже жестко регламентируется дисциплина, нормы поведения и отношений, но педагоги колледжа ориентированы на то, чтобы внутренняя регуляция поведения и отношений каждым студентом была результатом воспитания их социальной и профессиональной ответственности. Педагоги стремятся действовать с фундаментальной идеей А. С. Макаренко, утверждавшего, что дисциплина не цель, а результат воспитания. В этом плане вполне
оправданной выглядит логика социального и профессионального воспитания студентов: первичны нравственные нормы, которые, как закон, определяют содержание и характер отношений между людьми. Далее в этой логике следуют чувства, позволяющие студентам переживать состояние комфорта, удовлетворения, радости от совершения морально ценных поступков, добро творчества, милосердия, сострадания. Наконец, завершающий элемент системы - поведенческий, позволяющий перевести освоенные и инте-риоризированные (прочувствованные!) нормы и правила в устойчивые стереотипы, и алгоритмы поведения и отношений. Только тогда, когда важные социальные идеи и смыслы станут внутренним, неотъемлемым достоянием личности будущего специалиста, когда они перейдут в устойчивые идеальные представления о должном (в том числе и в себе самом!) - только тогда станет возможно практическое закрепление в повседневном опыте, в привычках и поведенческих стереотипах освоенных и ставших личностным достоянием социокультурных и профессиональных норм.
Каждое из направлений профессионального воспитания студентов включает специфические виды и формы деятельности, использование эффективных для достижения заявленных ориентиров методик и технологий воспитания социальной и профессиональной ответственности. В частности, реализуя направление обогащения духовных интересов студентов, ориентация их на подлинно гражданские, социально-нравственные ценности, формирования социальной и профессиональной позиции будущего специалиста-медика, преподаватели колледжа, классные руководители, студенческий актив используют диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, поездки, беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников практического здравоохранения, посещение конкурсов «лучший в профессии», презентаций, коллективные просмотры, встречи.
Реализация второго направления - развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально-ценных эмоций - осуществляется через развитие образного восприятия мира, обога-
щение эмоциональной сферы личности, развитие социально ценных эмоций студентов. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как ежегодные акции «Милосердие», творческие встречи с деятелями культуры и искусства, работниками практического здравоохранения, встречи с духовенством, «круглые столы», организация и работа творческой студии, благотворительная деятельность (помощь детским домам-интернатам, благотворительные концерты в детских домах-интернатах, и учреждениях для ветеранов), участие в открытых внеаудиторных мероприятиях, тематических классных часах, посещение музеев, выставок, концертов, творческих конкурсов, тематических вечеров, путешествий, поездок, экскурсий и т. п. Важнейшей доминантой здесь оказывается развитие эмоциональной культуры, морально-этического и деонтологического комплекса, глубина порождаемых восприятием окружающей социальной и профессиональной реальности переживаний, ощущений, амплитуда социально ценных чувств - они помогают будущим медицинским работникам обрести опыт вчувствования в другого человека, постижения его эмоционального состояния, его ощущений и переживаний; сострадание, вчув-ствование, милосердие, сочувствие, сопереживание для русского человека являются органичной, естественной чертой личности, привычкой, позволяющей глубже понять психологическое состояние больного человека, его переживания. Принципиально важно, чтобы переживаемые чувства не оставались для будущего специалиста-медика только лишь «внутренней мукой», заставляющей его страдать, волноваться, испытывать гнев, смятение, ненависть, страх. Для гуманного отношения врача к больному скорее характерно понимание его субъективного состояния, чуткое, но немногословное сочувствие, щадящее обращение при обследовании и лечении, чем полное и явное слияние с его болями до такой степени, чтобы врач сам переживал эмоциональный шок. «Чувство должно порождать мысль, заставлять думать, размышлять, действовать, изменять себя, перестраивать сложившиеся отношения с окружающим миром. В этом изменении самого человека и состоит как раз «волшебная сила искусства» (А. В. Репринцев).
В рамках третьего направления - включения студентов в общественно-полезную и профессиональную деятельность - используются упражнения на применение социальных и профессиональных норм, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработку профессиональных привычек и жизненных кредо, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, творческие задания, примеры жизни и деятельности старших коллег, экскурсии.
Реализация возможностей воспитательной системы колледжа опирается на эффективную диагностику профессионального воспитания студентов. Эта работа связана с осознанием всеми субъектами критериев и показателей эффективности воспитательной системы, способов изучения результативности ее деятельности, анализа, оценки и интерпритации полученных результатов. С помощью диагностики стало возможным отслеживание динамики результатов жизнедеятельности воспитательной системы колледжа, эффективности влияния различных факторов и условий, меры включенности студентов в различные виды жизнедеятельности системы, становление важнейших профессионально-личностных качеств будущих специалистов практического здравоохранения.
На протяжении 2005-2010 годов с использованием методики М. Рокича мы отслеживали изменения в ценностной сфере студентов обращая внимание на структуру терминальный и инструментальных ценностей будущих специалистов - медиков. По результатам ежегодных опросов достаточно чётко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций студентов колледжа. Результаты опросов показывают устойчивое положение в системе ценностей студентов здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви; их статус на протяжении всего времени наблюдений не изменился. Заметно меняют свой статус и инструментальные ценности: в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, ответственности, отзывчивости, т. е. всех тех личностных качеств гражданина и профессионала, которые составляют ценностно-смысловое ядро традиционного самосознания работника сферы здравоохранения.
Очевидно, что содержание деятельности воспитательной системы колледжа определяющим образом повлияло на отношение будущих медицинских работников к пониманию важнейших экзистенциальных вопросов человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек. Изменения в ценностном ядре самосознания студентов стали основной для обогащения их социального опыта, фактором формирования гражданской позиции и ответственного отношения к профессиональной деятельности входящих в самостоятельную взрослую жизнь молодых людей. Причем, чем выше оказался этап развития воспитательной системы колледжа, тем активнее студенты демонстрировали свою собственную коллективную субъективность, тем сплоченней и организованнее они действовали тем больше был радиус освоения среды, тем устойчивее и продуктивнее проявлялась степень их профессионального воспитания, тем в большей степени гражданские ценности ориентировали студентов на совершение морально ценных поступков, на созидание добра и красоты, на утверждение справедливости, проявление гуманизма и подлинного товарищества.
В ходе реализации потенциала воспитательной системы колледжа нам удалось зафиксировать устойчивую зависимость между этапами развития воспитательной системы колледжа и сформированностью ценностного ядра и самосознания будущих специалистов - медиков. Так, с развитием субъективности воспитательной системы колледжа, ростом самостоятельности студенческих групп в определении целей, содержания и организации жизнедеятельности собственного коллектива в орбиту их внимания и осмысления все более активно стали вовлекаться истинно гражданские ценности, идеи высокой социальности и профессиональной чести, установки на добротворчество, ответственность, справедливость, правдивость, уважение человеческого достоинства, гуманизм.
Анализ воспитательной системы колледжа и полученных эмпирических и статистических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов.
Психолого-педагогические условия обеспечивают благоприятную атмосферу самочувствия
и комфорта студентов. Это гуманизация отношений в воспитательной работе колледжа; обеспечение социально ценной мотивации прфес-сионально-личностного развития студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих специалистов; профессионализм, педагогическое мастерство, эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др.
Организационно-педагогические условия предусматривают определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы колледжа. Это развитие коллективных форм деятельности, опыта восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия, традиций и норм профессионального медицинского сообщества; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение студентами достижений национальной культуры, сотрудничество классных руководителей, студентов и органов студенческого самоуправления в организации этоса, воспитывающей среды колледжа, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание традиций коллектива колледжа, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития студентов и др.
Социально-педагогические условия способствуют конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды колледжа, влияющих на профессиональное воспитание студентов, внедрение в воспитательную систему колледжа коллективно-творческих дел социально значимой и профессиональной направленности, учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личного и профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих медицинских работников и др.
Успешная реализация сложных и комплексных задач профессионального воспитания
студентов предполагает включенность всех субъектов воспитательной системы ССУЗа в единую, целостную и продуктивную деятельность. Это возможно лишь тогда, когда у каждого из субъектов есть четкое представление о месте и роли каждого из них в общей логике жизнедеятельности воспитательной системы, о специфических функциях и содержании деятельности, реализуемых каждым из субъектов, о конечных результатах деятельности, критериях и показателях ее успешности с точки зрения профессионального воспитания студен-тов-медиков. Именно тогда появляется реальная возможность использования многообразия форм воспитания, набор которых определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитательной системы ССУЗа, возможностями каждого из субъектов, а с другой стороны, содержанием и спецификой образовательной среды, сложившимися традициями и нормами профессионального сообщества медицинских работников. Формы организации профессионального воспитания в своей совокупности обеспечивают полноту и комплексность охвата всех сторон профессионально-личностного развития будущих специалистов.
Библиографический список
1. Бредихин А. П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.
2. Булатников И. Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 2 (9). - С. 148-163.
3. Булатников И. Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе. - Кострома, 2009. - С. 65-71.
4. Вершков А. С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза : Дис. ... канд. пед. наук. -Курск, 2006.
5. Коротких М. Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса : Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 234 с.
6. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.
7. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М. ; Воронеж, 1995.
8. Парахина О. В. Духовно-нравственный компонент в профессиональном воспитании будущих медицинских работников // Формирование нравственной культуры личности. - Курск : КИНПО, 2009. -С. 219-223.
9. Пашков А. Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблема становления / под ред. А. В. Реприн-цева. - Курск : Изд- во КГУ, 2002 . - С. 41-55.
10. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.
11 .Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : Дис. ... д- ра пед. наук. - Курск : 2001. - 503 с.
12. Репринцев А. В. Культурная антропология как методология профессионального воспитания будущего учителя // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. - Курск, 2000. - 286 с.
13. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юногогика. - М., 2008.
удк 371.4 Петров Константин Станиславович
Средняя образовательная школа г. Сортавала, Республика Карелия
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЁТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА
В статье рассматриваются вопросы формирования технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы, значимость ознакомления с культурным наследием своей малой Родины, необходимость включения учащихся в творческое проектирование.
Ключевые слова: технологическая культура, этновоспитание, детское творчество.
1. В последнее время всё чаще в обществе стали использовать такие термины как технология, технологические процессы, производственная культура, уровень производственной культуры и совсем новые словосочетания - высокие технологии, технологическая культура и уровень технологической культуры. Формирование технологической культуры у учащихся имеет важное значение для развития науки, культуры и техники, для формирования общей культуры общества. Лидерами мирового развития становятся страны, способные повысить качество образованности населения, общей культуры, технологической дисциплины производства и, конечно, науки - основной созидательной силы постиндустриального общества [4]. Поэтому сначала нужно раскрыть значение термина. Понятие технологическая куль-
«...В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элементарных умений и навыков ручного труда предшествует овладению техникой.»
В. А. Сухомлинский
тура состоит из двух основных составных частей: понятий технология и культура.
Словосочетание технологическая культура необходимо начать с раскрытия понятия технология, оно уже длительный период применяется в нашем обществе. Итак, в толковом словаре Ожегова обозначено, что технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. В философской национальной энциклопедии говориться, что технология - это область человеческой деятельности, связанная с приспособлением естественных процессов и явлений к человеческим нуждам.
Вторая часть определения технологической культуры - это понятие культура. У слова куль-