Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание будущего медицинского работника: от теоретической модели к реалиям профессиональной деятельности'

Профессиональное воспитание будущего медицинского работника: от теоретической модели к реалиям профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL UPBRINGING / FUTURE MEDICINAL WORKERS / UPBRINGING SYSTEM OF EDUCATIVE INSTITUTION / VALUES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна

Автор рассматривает основы профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе учреждения среднего профессионального образования. Приводятся уровни и условия профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Особое внимание уделено ситуации в воспитании студенческой молодежи, характеристике жизненной и профессиональной позиции последней, мотивам выбора профессии, готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines bases of professional upbringing of future medicinal worker in upbringing system of institution of secondary professional education. Levels and conditions of professional upbringing of future medicinal specialist are adduced. Special attention is paid to situation in upbringing of youth students, characteristics of professional position of the latter, motives of profession choice, preparedness to self-realization in professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание будущего медицинского работника: от теоретической модели к реалиям профессиональной деятельности»

жизнедеятельности как здоровье, в основном определяется личной позицией человека, самостоятельно планируется и осуществляется. Субъек-тность индивида в формировании позитивного отношения к здоровью как ценности связана с усвоением ценностей и личностных смыслов здравосозидания, приобретением специальных знаний, развитием мотивации здравосозидаю-щей деятельности и обучением практическим умениям укрепления здоровья.

Разработанная модель, как показала опытноэкспериментальная проверка, работает успешно в силу того обстоятельства, что был четко определен системообразующий фактор - взаимодействие преподавателей и студентов, которое стало заинтересованным, ответственным и партнерским. Моделирование процесса формирования

ценностного отношения к здоровью осуществляется успешно при условии выявления существующих проблем в образовательном пространстве вуза, опоры на предшествующий традиционный опыт и активное включение в данный процесс самих студентов.

Библиографический список

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М. : Педагогика, 1989. - 545 с.

2. Гавришина Г. В. Формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Вологда, 2000. - 19 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат, 1977. - 703 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

УДК 3775 Парахина Ольга Владимировна

Курский медико-фармацевтический колледж parahina-19 70@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ - К РЕАЛИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор рассматривает основы профессионального воспитания будущего медицинского работника в воспитательной системе учреждения среднего профессионального образования. Приводятся уровни и условия профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Особое внимание уделено ситуации в воспитании студенческой молодежи, характеристике жизненной и профессиональной позиции последней, мотивам выбора профессии, готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, будущие медицинские работники, воспита-

тельная система образовательного учреждения, мореализация.

Одной из задач нашего исследования являлась разработка модели профессионального воспитания личности будущего медицинского работника, определение его структуры и компонентов, особенностей его проявления в личности специ-алиста-медика. Центральным понятием в разработке такой модели стала категория профессионального воспитания, которое представляет собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (В. Н. Мясищев). Уровень выраженности

ценности профессиональной деятельности, са-

и интенсивность проявления когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-поведенческого компонентов профессионального воспитания соответствует определенной степени его развития. Это предопределяет уровневое строение профессионального воспитания. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимается в разной степени осознаваемое, характеризующиеся различной степенью поведенческой готовности оценочное (различной модальности) отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей.

Когнитивный компонент профессионального воспитания характеризуется различной степенью осознания и понимания личностью своих профессиональных обязанностей. Эмоциональноволевой (аффективный) компонент обозначает модальность, или знак, их оценки - позитивная, негативная, нейтральная. Деятельностно-поведенческий (конативный) компонент выражается в степени готовности, т. е. сформированности умений и навыков, стереотипов и алгоритмов социального и профессионального поведения, личности к практической реализации профессиональных обязанностей, нормативов, стандартов поведения, включенности в их реализацию. Степень развития данных компонентов может быть различной и тем самым отражать уровень профессионального воспитания личности специ-алиста-медика.

Как уже отмечалось профессиональное воспитание личности, имеет уровневое строение. Уровень его выраженности определяется степенью развития трех его компонентов. В зависимости от сочетания уровня выраженности и степени согласованности компонентов профессионального воспитания будущего специалиста-ме-дика выделено три типа профессионального воспитания будущего медицинского работника -гармоничный, дисгармоничный и профессионально-неориентированный.

1. Гармоничный - характеризуется наличием ярко выраженных морально-нравственных, деон-тологических ориентаций; высокой способностью к восприятию профессиональных ценностей; стремлением к созидательной творческой деятельности связанной с сохранением и укреплением здоровья человека; устойчивым профессиональным интересом; активным овладением теоретическими, практическими лечебно-диагностическими и профилактическими знаниями, умениями, навыками; лидерством в организационной и профессиональной деятельности.

2. Дисгармоничный - показывает ограниченность кругозора и профессиональных интересов; неопределенность ценностного отношения к профессиональной деятельности; субъективностью в оценке социальных и профессиональных явлений, неустойчивой потребностью в профессиональной деятельности; посредственное овладение теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками; ситуативное участие в организационной деятельности.

3. Профессионально-неориентированный -отличается неразвитостью морально-нравственных и деонтологических ориентаций; негативным отношением к профессиональной деятельности; узостью и неустойчивостью профессионального интереса; низким овладением лечебно-диагностическими и профилактическими знаниями, умениями, навыками; скептицизмом в оценке социальных и профессиональных явлений, отсутствием яркого эмоционального восприятия социальной и профессиональной среды; пассивным участием в организационной и профессиональной деятельности.

Вышеназванные типы перечислены в порядке уменьшения активности личности и выступают в качестве алгоритма ее диагностики. Степень их выраженности позволяет судить о развитии потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок, вкусов, идеалов, знаний, чувств, оценок, суждений, которые составляют когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности.

Эффективное формирование профессионально-воспитанного будущего специалиста-медика может осуществляться только в том случае, если в колледже будет создана привлекательная для студентов и референтная с точки зрения их социально-профессионального развития среда. Речь идет о воспитательной системе ССУЗа, в которую органично включены все социально и профессионально личностно-значимые субъекты и факторы профессионального воспитания, смоделированы все элементы воспитательной системы, содержательно, организационно и педагогически обеспечены привлекательные сферы и условия воспитания, способные оказывать влияние на освоение и интериоризацию будущими специалистами важнейших нравственных и профессиональных норм, ценностей, традиций, правил поведения и отношения в социальной и профессиональной средах.

Конечно, в колледже жестко регламентируется дисциплина, нормы поведения и отношений, но педагоги колледжа ориентированы на то, чтобы внутренняя регуляция поведения и отношений каждым студентом была результатом воспитания их социальной и профессиональной ответственности. Педагоги стремятся действовать с фундаментальной идеей А. С. Макаренко, утверждавшего, что дисциплина не цель, а результат воспитания. В этом плане вполне

оправданной выглядит логика социального и профессионального воспитания студентов: первичны нравственные нормы, которые, как закон, определяют содержание и характер отношений между людьми. Далее в этой логике следуют чувства, позволяющие студентам переживать состояние комфорта, удовлетворения, радости от совершения морально ценных поступков, добро творчества, милосердия, сострадания. Наконец, завершающий элемент системы - поведенческий, позволяющий перевести освоенные и инте-риоризированные (прочувствованные!) нормы и правила в устойчивые стереотипы, и алгоритмы поведения и отношений. Только тогда, когда важные социальные идеи и смыслы станут внутренним, неотъемлемым достоянием личности будущего специалиста, когда они перейдут в устойчивые идеальные представления о должном (в том числе и в себе самом!) - только тогда станет возможно практическое закрепление в повседневном опыте, в привычках и поведенческих стереотипах освоенных и ставших личностным достоянием социокультурных и профессиональных норм.

Каждое из направлений профессионального воспитания студентов включает специфические виды и формы деятельности, использование эффективных для достижения заявленных ориентиров методик и технологий воспитания социальной и профессиональной ответственности. В частности, реализуя направление обогащения духовных интересов студентов, ориентация их на подлинно гражданские, социально-нравственные ценности, формирования социальной и профессиональной позиции будущего специалиста-медика, преподаватели колледжа, классные руководители, студенческий актив используют диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, поездки, беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников практического здравоохранения, посещение конкурсов «лучший в профессии», презентаций, коллективные просмотры, встречи.

Реализация второго направления - развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально-ценных эмоций - осуществляется через развитие образного восприятия мира, обога-

щение эмоциональной сферы личности, развитие социально ценных эмоций студентов. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как ежегодные акции «Милосердие», творческие встречи с деятелями культуры и искусства, работниками практического здравоохранения, встречи с духовенством, «круглые столы», организация и работа творческой студии, благотворительная деятельность (помощь детским домам-интернатам, благотворительные концерты в детских домах-интернатах, и учреждениях для ветеранов), участие в открытых внеаудиторных мероприятиях, тематических классных часах, посещение музеев, выставок, концертов, творческих конкурсов, тематических вечеров, путешествий, поездок, экскурсий и т. п. Важнейшей доминантой здесь оказывается развитие эмоциональной культуры, морально-этического и деонтологического комплекса, глубина порождаемых восприятием окружающей социальной и профессиональной реальности переживаний, ощущений, амплитуда социально ценных чувств - они помогают будущим медицинским работникам обрести опыт вчувствования в другого человека, постижения его эмоционального состояния, его ощущений и переживаний; сострадание, вчув-ствование, милосердие, сочувствие, сопереживание для русского человека являются органичной, естественной чертой личности, привычкой, позволяющей глубже понять психологическое состояние больного человека, его переживания. Принципиально важно, чтобы переживаемые чувства не оставались для будущего специалиста-медика только лишь «внутренней мукой», заставляющей его страдать, волноваться, испытывать гнев, смятение, ненависть, страх. Для гуманного отношения врача к больному скорее характерно понимание его субъективного состояния, чуткое, но немногословное сочувствие, щадящее обращение при обследовании и лечении, чем полное и явное слияние с его болями до такой степени, чтобы врач сам переживал эмоциональный шок. «Чувство должно порождать мысль, заставлять думать, размышлять, действовать, изменять себя, перестраивать сложившиеся отношения с окружающим миром. В этом изменении самого человека и состоит как раз «волшебная сила искусства» (А. В. Репринцев).

В рамках третьего направления - включения студентов в общественно-полезную и профессиональную деятельность - используются упражнения на применение социальных и профессиональных норм, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработку профессиональных привычек и жизненных кредо, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, творческие задания, примеры жизни и деятельности старших коллег, экскурсии.

Реализация возможностей воспитательной системы колледжа опирается на эффективную диагностику профессионального воспитания студентов. Эта работа связана с осознанием всеми субъектами критериев и показателей эффективности воспитательной системы, способов изучения результативности ее деятельности, анализа, оценки и интерпритации полученных результатов. С помощью диагностики стало возможным отслеживание динамики результатов жизнедеятельности воспитательной системы колледжа, эффективности влияния различных факторов и условий, меры включенности студентов в различные виды жизнедеятельности системы, становление важнейших профессионально-личностных качеств будущих специалистов практического здравоохранения.

На протяжении 2005-2010 годов с использованием методики М. Рокича мы отслеживали изменения в ценностной сфере студентов обращая внимание на структуру терминальный и инструментальных ценностей будущих специалистов - медиков. По результатам ежегодных опросов достаточно чётко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций студентов колледжа. Результаты опросов показывают устойчивое положение в системе ценностей студентов здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви; их статус на протяжении всего времени наблюдений не изменился. Заметно меняют свой статус и инструментальные ценности: в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, ответственности, отзывчивости, т. е. всех тех личностных качеств гражданина и профессионала, которые составляют ценностно-смысловое ядро традиционного самосознания работника сферы здравоохранения.

Очевидно, что содержание деятельности воспитательной системы колледжа определяющим образом повлияло на отношение будущих медицинских работников к пониманию важнейших экзистенциальных вопросов человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек. Изменения в ценностном ядре самосознания студентов стали основной для обогащения их социального опыта, фактором формирования гражданской позиции и ответственного отношения к профессиональной деятельности входящих в самостоятельную взрослую жизнь молодых людей. Причем, чем выше оказался этап развития воспитательной системы колледжа, тем активнее студенты демонстрировали свою собственную коллективную субъективность, тем сплоченней и организованнее они действовали тем больше был радиус освоения среды, тем устойчивее и продуктивнее проявлялась степень их профессионального воспитания, тем в большей степени гражданские ценности ориентировали студентов на совершение морально ценных поступков, на созидание добра и красоты, на утверждение справедливости, проявление гуманизма и подлинного товарищества.

В ходе реализации потенциала воспитательной системы колледжа нам удалось зафиксировать устойчивую зависимость между этапами развития воспитательной системы колледжа и сформированностью ценностного ядра и самосознания будущих специалистов - медиков. Так, с развитием субъективности воспитательной системы колледжа, ростом самостоятельности студенческих групп в определении целей, содержания и организации жизнедеятельности собственного коллектива в орбиту их внимания и осмысления все более активно стали вовлекаться истинно гражданские ценности, идеи высокой социальности и профессиональной чести, установки на добротворчество, ответственность, справедливость, правдивость, уважение человеческого достоинства, гуманизм.

Анализ воспитательной системы колледжа и полученных эмпирических и статистических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов.

Психолого-педагогические условия обеспечивают благоприятную атмосферу самочувствия

и комфорта студентов. Это гуманизация отношений в воспитательной работе колледжа; обеспечение социально ценной мотивации прфес-сионально-личностного развития студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих специалистов; профессионализм, педагогическое мастерство, эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др.

Организационно-педагогические условия предусматривают определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы колледжа. Это развитие коллективных форм деятельности, опыта восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия, традиций и норм профессионального медицинского сообщества; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение студентами достижений национальной культуры, сотрудничество классных руководителей, студентов и органов студенческого самоуправления в организации этоса, воспитывающей среды колледжа, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание традиций коллектива колледжа, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития студентов и др.

Социально-педагогические условия способствуют конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды колледжа, влияющих на профессиональное воспитание студентов, внедрение в воспитательную систему колледжа коллективно-творческих дел социально значимой и профессиональной направленности, учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личного и профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих медицинских работников и др.

Успешная реализация сложных и комплексных задач профессионального воспитания

студентов предполагает включенность всех субъектов воспитательной системы ССУЗа в единую, целостную и продуктивную деятельность. Это возможно лишь тогда, когда у каждого из субъектов есть четкое представление о месте и роли каждого из них в общей логике жизнедеятельности воспитательной системы, о специфических функциях и содержании деятельности, реализуемых каждым из субъектов, о конечных результатах деятельности, критериях и показателях ее успешности с точки зрения профессионального воспитания студен-тов-медиков. Именно тогда появляется реальная возможность использования многообразия форм воспитания, набор которых определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитательной системы ССУЗа, возможностями каждого из субъектов, а с другой стороны, содержанием и спецификой образовательной среды, сложившимися традициями и нормами профессионального сообщества медицинских работников. Формы организации профессионального воспитания в своей совокупности обеспечивают полноту и комплексность охвата всех сторон профессионально-личностного развития будущих специалистов.

Библиографический список

1. Бредихин А. П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.

2. Булатников И. Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 2 (9). - С. 148-163.

3. Булатников И. Е. Развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе вуза // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе. - Кострома, 2009. - С. 65-71.

4. Вершков А. С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза : Дис. ... канд. пед. наук. -Курск, 2006.

5. Коротких М. Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса : Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 234 с.

6. Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М. ; Воронеж, 1995.

8. Парахина О. В. Духовно-нравственный компонент в профессиональном воспитании будущих медицинских работников // Формирование нравственной культуры личности. - Курск : КИНПО, 2009. -С. 219-223.

9. Пашков А. Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблема становления / под ред. А. В. Реприн-цева. - Курск : Изд- во КГУ, 2002 . - С. 41-55.

10. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.

11 .Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : Дис. ... д- ра пед. наук. - Курск : 2001. - 503 с.

12. Репринцев А. В. Культурная антропология как методология профессионального воспитания будущего учителя // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. - Курск, 2000. - 286 с.

13. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юногогика. - М., 2008.

удк 371.4 Петров Константин Станиславович

Средняя образовательная школа г. Сортавала, Республика Карелия

petrov@vgipu.ru

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЁТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

В статье рассматриваются вопросы формирования технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы, значимость ознакомления с культурным наследием своей малой Родины, необходимость включения учащихся в творческое проектирование.

Ключевые слова: технологическая культура, этновоспитание, детское творчество.

1. В последнее время всё чаще в обществе стали использовать такие термины как технология, технологические процессы, производственная культура, уровень производственной культуры и совсем новые словосочетания - высокие технологии, технологическая культура и уровень технологической культуры. Формирование технологической культуры у учащихся имеет важное значение для развития науки, культуры и техники, для формирования общей культуры общества. Лидерами мирового развития становятся страны, способные повысить качество образованности населения, общей культуры, технологической дисциплины производства и, конечно, науки - основной созидательной силы постиндустриального общества [4]. Поэтому сначала нужно раскрыть значение термина. Понятие технологическая куль-

«...В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элементарных умений и навыков ручного труда предшествует овладению техникой.»

В. А. Сухомлинский

тура состоит из двух основных составных частей: понятий технология и культура.

Словосочетание технологическая культура необходимо начать с раскрытия понятия технология, оно уже длительный период применяется в нашем обществе. Итак, в толковом словаре Ожегова обозначено, что технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. В философской национальной энциклопедии говориться, что технология - это область человеческой деятельности, связанная с приспособлением естественных процессов и явлений к человеческим нуждам.

Вторая часть определения технологической культуры - это понятие культура. У слова куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.