Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры профессионального воспитания медицинского работника'

Ценностные ориентиры профессионального воспитания медицинского работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / POTENTIAL OF EDUCATIONAL SYSTEM / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко Виктор Анатольевич, Савельева Наталья Николаевна, Парахина Ольга Владимировна

Представлены результаты теоретического исследования и анализа массовой практики воспитания в медицинских образовательных учреждениях, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаренко Виктор Анатольевич, Савельева Наталья Николаевна, Парахина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE MEDICAL WORKER

This article deals with the results of a theoretical research and analysis of education practice at medical education establishments, which became the base for development and realization of the program of professional education of future medical workers.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры профессионального воспитания медицинского работника»

150

Высшее образование в России • № 2, 2014

ком вузе и направление его развития / / Язык и культура. 2010. № 4 (12) . С. 123-136.

2. Попов А.С., Прохоров А.В., Хурошвили

И.Н. Проблемы обучения иностранных граждан в техническом университете на неродном для них языке // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. «Международная деятельность вузов». 2005. № 94(12). С. 66-73.

3. Машошин О.Ф., Павленко П.В. Особенно-

сти обучения иностранных студентов дисциплинам «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов» // Научный вестник МГТУ ГА, 2008. № 128. С. 132-135.

4. Крылов Э.Г. Русско-английский учебный тезаурус по «Теоретической механике»: Методическое пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2012. 63 с.

В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Н.Н. САВЕЛЬЕВА, директор медико-фармацевтического колледжа

О.В. ПАРАХИНА, заведующая отделением медикофармацевтического колледжа Курский государственный медицинский университет

Ценностные ориентиры

профессионального

воспитания

медицинского

работника

Представлены результаты теоретического исследованияи анализа массовой практики воспитания в медицинских образовательных учреждениях, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.

Ключевые слова: профессиональная воспитанность, потенциал воспитательной системы, целевые ориентиры профессионального воспитания

Как показывает практика, вне влияния образовательного процесса вуза, в частности внимания преподавателей, сегодня остается личностное развитие студентов, освоение ими традиций и норм профессионально-медицинского сообщества, важные аспекты духовно-нравственного становления будущих специалистов-медиков. Между тем именно эта сфера личности обучающихся во многом предопределяет меру их успешности в профессиональной деятельности, востребованность на рынке труда. С этих позиций особый интерес вызывает стремление коллективов ряда медицинских образовательных учреждений выстроить сбалансированную систему воспитательной работы, ориентированную на приобщение студентов к ценностям и традициям профессиональной культуры.

В воспитательной системе медико-фар-

мацевтического колледжа как структурного подразделения КГМУ воплощена идея целостного динамического единства взаимосвязанных элементов: воспитательных целей и задач; деятельности, обеспечивающей их реализацию; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; возникающих в деятельности и общении отношений, интегрирующих субъекты в некую общность; освоенной субъектами среды и управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в систему и развитие этой системы [1].

Успешное функционирование воспитательной системы в нашем колледже стало возможным благодаря преодолению целого ряда негативных тенденций в воспитании будущих специалистов-медиков. Как показывает анализ современной литературы, профессиональное становление специ-

Факты, комментарии, заметки

151

алиста сопряжено с целым рядом социальных и психолого-педагогических проблем. Среди них исследователи выделяют: социальное отчуждение (О.В. Долженко, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Разумный, В.М. Розин, Э. Тоффлер и др.); «варваризация» культуры (А.С. Ахиезер, В.С. Библер, М.С. Каган, Х. Ортега-и-Гассет, А.С. Панарин); доминирование репродуктивных видов деятельности над творческими (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко,

A. В. Калинин, В.М. Соколинский, Н.К. Шабанов и др.); сокращение коллективных форм организации социально значимой и досуговой деятельности студентов (М.А. Ларина, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев,

С.М. Салов, В.А. Сластенин, Н.Н. Сучки-на); «омассовление » воспитательной работы со студентами (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев,

B. А. Сластенин, С.М. Салов); размывание социально-нравственных норм (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, В.В. Краев-ский, В.М. Меньшиков, И.Ф. Исаев, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.М. Розин, Л.М. Рышкова и др.) и др.

Как показывает анализ практики организации воспитательной работы, основные векторы профессионального воспитания будущих медицинскихработников обращены к трем важнейшим измерениям личности студента - когнитивному, эмоциональному, деятельно-практическому [2]. Соответственно, можно сформулировать следующие целевые ориентиры профессионального воспитания будущего специали-ста-медика:

> в когнитивной сфере - обогащение духовных интересов будущего специалис-та-медика, ориентация его на подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего медицинского работника, его жизненного кредо; формирование его социальных

и профессиональных установок, мотивов социальной, профессиональной лечебнодиагностической и профилактической деятельности;

> в эмоциональной сфере - развитие способности студента к глубокой эмоциональной реакции, к личному переживанию ситуаций взаимодействия с пациентами, их родственниками, медицинским коллективом; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека через развитие навыков перцепции, эмпатии,сострадания,соучастия;

> в деятельно-практической сфере -включение студента в активное и осознанное участие в профессиональной лечебнодиагностической и профилактической медицинской деятельности; организация непрерывной медицинской практики в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, создание условий для личностного и творческого роста студента.

Когнитивный компонент профессиональной воспитанности будущего специа-листа-медика формируется и развивается преимущественно с помощью таких методик воспитания, где основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы, как диспуты, дискуссии, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, встречи, конференции и др. Тематика этих диспутов и круг рассматриваемых проблем не могут не задеть студентов, поскольку касаются самого главного - нравственной стороны деятельности медика. Приведем некоторые из вопросов, предложенных студентам для обсуждения: «Современен ли Гиппократ?», «Смог бы Гиппократ работать в современной больнице?», «Экономические и нравственные аспекты современной страховой медицины», «Почему нормы закона и реалии жизни не совпадают?», «Современная медицина: все ли в ней ориентировано на благо человека?», «Поддельные лекарства: что за этим стоит?», «Социально-нравственная сторона аптеч-

152

Высшее образование в России • № 2, 2014

ного бизнеса: человеческое измерение», «Точный диагноз из грязной пробирки?», «Почему из здравоохранения уходят лучшие?», « Этика служебная и этика ответственности в народном здравоохранении».

Эмоционально-волевой компонент профессиональной воспитанности будущего медицинского работника складывается из духовно-нравственной основы и системы ценностей личности, формируется на основе развития соответствующей мотивации, образного восприятия мира, обогащения эмоциональной сферы [3]. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как ежегодные акции «Милосердие», творческие встречи с деятелями культуры и искусства, работниками практического здравоохранения, духовенством, круглые столы, работа творческих студий, волонтерских отрядов, благотворительная деятельность (помощь детским домам-интернатам, благотворительные концерты в детских домах-интернатах и учреждениях для ветеранов), участие в Днях донора, «Экспедиции здоровья», открытые внеаудиторные мероприятия, тематические классные часы, посещение музеев, выставок, концертов, участие в творческих конкурсах, тематических вечерах, путешествия, экскурсии и т.п. Важнейшей стороной здесь оказывается развитие эмоциональной культуры, морально-этического и деонтологического комплекса.

Деятельно-практический компонент профессиональной воспитанности медика предполагает реальное действие, поступок, поведенческий акт. Для формирования данного компонента необходим тренинг, тре-

буются упражнения в применении социальной, профессиональной или культурной нормы. Эта задача решается благодаря сознательному и активному участию студентов в конкурсах социально значимых проектов, в выставках, общественно-полезных акциях и делах, в деятельности по сохранению памятников истории и культуры своего города и региона, организации экскурсий, поездок, путешествий, походов по родному краю. Важный инструмент развития у студента практических навыков и умения работать в команде - трудовые дела группы и колледжа, субботники, деятельность по благоустройству и эстетизации среды колледжа и общежития, помощь ветеранам войны и труда, пожилым людям, ветеранам колледжа и работникам практического здравоохранения.

Литература

1. Воспитательная система вуза: проблемы

становления. Монография / Под ред. А.В. Репринцева: В 2 т. Курск: Изд-во КГУ, 2002.

2. Булатников И.Е. Воспитательная система

образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2009. № 2 (9). С. 148-163.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Сели-

ванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 2000. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.