150
Высшее образование в России • № 2, 2014
ком вузе и направление его развития / / Язык и культура. 2010. № 4 (12) . С. 123-136.
2. Попов А.С., Прохоров А.В., Хурошвили
И.Н. Проблемы обучения иностранных граждан в техническом университете на неродном для них языке // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. «Международная деятельность вузов». 2005. № 94(12). С. 66-73.
3. Машошин О.Ф., Павленко П.В. Особенно-
сти обучения иностранных студентов дисциплинам «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов» // Научный вестник МГТУ ГА, 2008. № 128. С. 132-135.
4. Крылов Э.Г. Русско-английский учебный тезаурус по «Теоретической механике»: Методическое пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2012. 63 с.
В.А. ЛАЗАРЕНКО, ректор Н.Н. САВЕЛЬЕВА, директор медико-фармацевтического колледжа
О.В. ПАРАХИНА, заведующая отделением медикофармацевтического колледжа Курский государственный медицинский университет
Ценностные ориентиры
профессионального
воспитания
медицинского
работника
Представлены результаты теоретического исследованияи анализа массовой практики воспитания в медицинских образовательных учреждениях, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.
Ключевые слова: профессиональная воспитанность, потенциал воспитательной системы, целевые ориентиры профессионального воспитания
Как показывает практика, вне влияния образовательного процесса вуза, в частности внимания преподавателей, сегодня остается личностное развитие студентов, освоение ими традиций и норм профессионально-медицинского сообщества, важные аспекты духовно-нравственного становления будущих специалистов-медиков. Между тем именно эта сфера личности обучающихся во многом предопределяет меру их успешности в профессиональной деятельности, востребованность на рынке труда. С этих позиций особый интерес вызывает стремление коллективов ряда медицинских образовательных учреждений выстроить сбалансированную систему воспитательной работы, ориентированную на приобщение студентов к ценностям и традициям профессиональной культуры.
В воспитательной системе медико-фар-
мацевтического колледжа как структурного подразделения КГМУ воплощена идея целостного динамического единства взаимосвязанных элементов: воспитательных целей и задач; деятельности, обеспечивающей их реализацию; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; возникающих в деятельности и общении отношений, интегрирующих субъекты в некую общность; освоенной субъектами среды и управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в систему и развитие этой системы [1].
Успешное функционирование воспитательной системы в нашем колледже стало возможным благодаря преодолению целого ряда негативных тенденций в воспитании будущих специалистов-медиков. Как показывает анализ современной литературы, профессиональное становление специ-
Факты, комментарии, заметки
151
алиста сопряжено с целым рядом социальных и психолого-педагогических проблем. Среди них исследователи выделяют: социальное отчуждение (О.В. Долженко, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Разумный, В.М. Розин, Э. Тоффлер и др.); «варваризация» культуры (А.С. Ахиезер, В.С. Библер, М.С. Каган, Х. Ортега-и-Гассет, А.С. Панарин); доминирование репродуктивных видов деятельности над творческими (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко,
A. В. Калинин, В.М. Соколинский, Н.К. Шабанов и др.); сокращение коллективных форм организации социально значимой и досуговой деятельности студентов (М.А. Ларина, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев,
С.М. Салов, В.А. Сластенин, Н.Н. Сучки-на); «омассовление » воспитательной работы со студентами (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев,
B. А. Сластенин, С.М. Салов); размывание социально-нравственных норм (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, В.В. Краев-ский, В.М. Меньшиков, И.Ф. Исаев, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.М. Розин, Л.М. Рышкова и др.) и др.
Как показывает анализ практики организации воспитательной работы, основные векторы профессионального воспитания будущих медицинскихработников обращены к трем важнейшим измерениям личности студента - когнитивному, эмоциональному, деятельно-практическому [2]. Соответственно, можно сформулировать следующие целевые ориентиры профессионального воспитания будущего специали-ста-медика:
> в когнитивной сфере - обогащение духовных интересов будущего специалис-та-медика, ориентация его на подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего медицинского работника, его жизненного кредо; формирование его социальных
и профессиональных установок, мотивов социальной, профессиональной лечебнодиагностической и профилактической деятельности;
> в эмоциональной сфере - развитие способности студента к глубокой эмоциональной реакции, к личному переживанию ситуаций взаимодействия с пациентами, их родственниками, медицинским коллективом; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека через развитие навыков перцепции, эмпатии,сострадания,соучастия;
> в деятельно-практической сфере -включение студента в активное и осознанное участие в профессиональной лечебнодиагностической и профилактической медицинской деятельности; организация непрерывной медицинской практики в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, создание условий для личностного и творческого роста студента.
Когнитивный компонент профессиональной воспитанности будущего специа-листа-медика формируется и развивается преимущественно с помощью таких методик воспитания, где основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы, как диспуты, дискуссии, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, встречи, конференции и др. Тематика этих диспутов и круг рассматриваемых проблем не могут не задеть студентов, поскольку касаются самого главного - нравственной стороны деятельности медика. Приведем некоторые из вопросов, предложенных студентам для обсуждения: «Современен ли Гиппократ?», «Смог бы Гиппократ работать в современной больнице?», «Экономические и нравственные аспекты современной страховой медицины», «Почему нормы закона и реалии жизни не совпадают?», «Современная медицина: все ли в ней ориентировано на благо человека?», «Поддельные лекарства: что за этим стоит?», «Социально-нравственная сторона аптеч-
152
Высшее образование в России • № 2, 2014
ного бизнеса: человеческое измерение», «Точный диагноз из грязной пробирки?», «Почему из здравоохранения уходят лучшие?», « Этика служебная и этика ответственности в народном здравоохранении».
Эмоционально-волевой компонент профессиональной воспитанности будущего медицинского работника складывается из духовно-нравственной основы и системы ценностей личности, формируется на основе развития соответствующей мотивации, образного восприятия мира, обогащения эмоциональной сферы [3]. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как ежегодные акции «Милосердие», творческие встречи с деятелями культуры и искусства, работниками практического здравоохранения, духовенством, круглые столы, работа творческих студий, волонтерских отрядов, благотворительная деятельность (помощь детским домам-интернатам, благотворительные концерты в детских домах-интернатах и учреждениях для ветеранов), участие в Днях донора, «Экспедиции здоровья», открытые внеаудиторные мероприятия, тематические классные часы, посещение музеев, выставок, концертов, участие в творческих конкурсах, тематических вечерах, путешествия, экскурсии и т.п. Важнейшей стороной здесь оказывается развитие эмоциональной культуры, морально-этического и деонтологического комплекса.
Деятельно-практический компонент профессиональной воспитанности медика предполагает реальное действие, поступок, поведенческий акт. Для формирования данного компонента необходим тренинг, тре-
буются упражнения в применении социальной, профессиональной или культурной нормы. Эта задача решается благодаря сознательному и активному участию студентов в конкурсах социально значимых проектов, в выставках, общественно-полезных акциях и делах, в деятельности по сохранению памятников истории и культуры своего города и региона, организации экскурсий, поездок, путешествий, походов по родному краю. Важный инструмент развития у студента практических навыков и умения работать в команде - трудовые дела группы и колледжа, субботники, деятельность по благоустройству и эстетизации среды колледжа и общежития, помощь ветеранам войны и труда, пожилым людям, ветеранам колледжа и работникам практического здравоохранения.
Литература
1. Воспитательная система вуза: проблемы
становления. Монография / Под ред. А.В. Репринцева: В 2 т. Курск: Изд-во КГУ, 2002.
2. Булатников И.Е. Воспитательная система
образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2009. № 2 (9). С. 148-163.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Сели-
ванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 2000. 256 с.