Научная статья на тему 'Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего специалиста-медика в воспитательной системе ССУЗа'

Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего специалиста-медика в воспитательной системе ССУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PROFESSIONAL UPBROUGHTNESS / UPBRINGING SYSTEM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна

Представлены результаты теоретического исследования и анализ массовой практики воспитания в ССУЗах, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парахина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future medic specialists professional upbringing problems and experience in vocational school upbringing system

Upbringing mass practice in vocational schools theoretic research results and analysis that became base for working out and realization of programs of professional upbringing of future medic workers are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего специалиста-медика в воспитательной системе ССУЗа»

циплин. Аналогичный вывод мы делали по итогам нашего исследования по тематике «безопасного социального выбора» для выпускников общеобразовательной школы [3], а в данном случае он нашел подтверждение для среды техникума.

В общеобразовательной школе обучающиеся были задействованы в едином образовательном процессе, нацеленном на выпуск из школы молодого человека, изучившего базовый набор основ наук, достаточный, чтобы стать абитуриентом ВУЗа или ССУЗа. Объединяющим звеном для взаимодействия педагогических потенциалов социального воспитания, профориентации и преподаваемых в общеобразовательной школе дисциплин был учебный спецкурс «Основы социальной безопасности» [3]. В ССУЗе педагогический процесс нацелен на подготовку студентов по разным специальностям; соответственно и специфика профессионального воспитания будет различной. Здесь возникает вопрос: что в данном случае может быть основой для объединения педагогических потенциалов социального воспитания, профориентации и содержания преподаваемых дисциплин? По нашему мнению, это может быть только создание положительного и понятно представленного имиджа профессии, возможно, с возвратом к идее профессиональной (в нашем случае - технической) пропедевтики, на этапе, место которого еще предстоит определить. Мы будем рады продолжить обсуждение данной темы со всеми уважаемыми коллегами, работающими над подобной тематикой.

Библиографический список

1. Алешенков М.А. Комплексные угрозы безопасности существования российского общества XXI века: Онтологические и методологические основы прогнозирования: Дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 306 с.

2. Каримова Р.М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 182 с.

3. Шабров П.Н. Формирование готовности выпускников общеобразовательной школы к безопасному социальному выбору: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2011. - 24 с.

4. Дейч Б.А. Профессиональное воспитание специалистов по делам молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://impisr.edunsk.ru/ index.php?title (дата обращения 25.01.2012).

5. Дик Н. Ф., Дик П. Ф. Культурология: учебное пособие для ВУЗов. Техническая культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult10.php.

6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. science-education. ru/9 -104 (дата обращения: 26.01.2012).

7. СафинР.С., Сучкова Т.В. Профессиональная этика и профессиональная культура выпускника технического вуза [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.science-education.ru/9-104 (дата обращения 26.01.2012).

УДК 377.5

Парахина Ольга Владимировна

Курский медико-фармацевтический колледж parahina-1970@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ССУЗА

Представлены результаты теоретического исследования и анализ массовой практики воспитания в ССУЗах, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.

Ключевые слова: профессиональная воспитанность, потенциал воспитательной системы.

Модернизация системы здравоохранения в современной России выдвига-. ет на первый план проблему кадрового обеспечения медицинских учреждений, подготовки нового поколения медицинских работни-

ков, способных на основе новейших достижений научно-технического прогресса, но с опорой на традиции, нравственные принципы и нормы своего профессионального сообщества, осуществлять все виды медицинской помощи людям, за-

боты о них, деятельного участия в улучшении качества жизни россиян. В процессе формирования личности будущего специалиста, включающем всю полноту внешних социальных влияний и самовоздействий человека, важнейшую роль играет профессиональное воспитание, которое как целенаправленный процесс предполагает управление развитием личности студента через включение его в систему профессионально-трудовых отношений, практическую социально и профессионально ориентированную деятельность, освоение норм и традиций медицинского сообщества, принятых в нем правил поведения, способов взаимоотношений с коллегами по цеху и пациентами, формирование базовой профессиональной культуры, опыта самореализации. Профессиональную воспитанность мы определяем как целостное образование в структуре личности будущего медицинского работника, которое включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента - когнитивный, эмоционально-волевой и деятельно-практический, а в качестве основного критерия ее сформиро-ванности выступает направленность активности личности.

Таким образом, профессиональная воспитанность есть сложная интегративная характеристика личности будущего специалиста-медика, выражающая его отношение к реалиям социальной и профессиональной действительности, ценностям и нормам его самостоятельной трудовой деятельности.

Каждый уровень профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков характеризуется определенной степенью проявления выделенных нами показателей.

Результаты теоретического исследования и анализа массовой практики воспитания в ССУЗах стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников. Исходным материалом для реализации программы опытно-экспериментальной работы стали систематические диагностические срезы в Курском медико-фармацевтическом колледже, позволившие собрать значительный массив эмпирических материалов, отражающих состояние воспитательной системы образовательного учреждения на разных этапах опытно-экспериментальной работы, эффективность влияния различных факторов и уровень сформированности профессиональной воспи-

танности будущих специалистов-медиков в течение 2000-2011 гг. Для оценки эффективности влияний различных субъектов использовался факторный анализ и связанные с ним социологические процедуры (статистические данные проверялись с помощью Т-критерия Стьюдента при уровне значимости <0,05). Результаты такой диагностики стали отправной точкой в разработке общей логики, стратегии и этапов развития воспитательной системы медико-фармацевтического колледжа, отработки содержания и функций, реализуемых каждым из ее субъектов, определения условий, обеспечивающих оптимизацию и эффективность процесса профессионального воспитания студентов-медиков.

Основными направлениями реализации потенциала воспитательной системы колледжа, заданными самой логикой и структурой профессионального воспитания будущих медицинских работников стали:

- в когнитивной сфере - обогащение духовных интересов будущих специалистов-медиков, ориентация их на подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего медицинского работника, его жизненного кредо; формирование его социальных и профессиональных установок, мотивов социальной и профессиональной деятельности;

- в эмоционально-волевой сфере - развитие способности студентов к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых ценностей, предметов и явлений окружающей действительности, ситуаций взаимодействия с пациентами, их родственниками, медицинским коллективом; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека; развитие навыков перцепции, эмпатии, сопереживания, сострадания, соучастия; обогащение социально-ценных эмоций студентов, их опыта саморегуляции поведения и деятельности;

- в деятельно-практической сфере - включение студентов в активное, осознанное участие в социальной и профессиональной деятельности, в непрерывную медицинскую практику; участие в жизни клубных коллективов, творческих объединений, профессиональных медицинских сообществ; сознательное исполнение студентами правовых норм и нравственного долга, профессионально-трудовых обязанностей, готов-

ность отвечать за свои действия и поступки; включение студентов в социально и профессионально значимую деятельность.

В частности, реализуя первое из направлений -обогащение социальных и профессиональных интересов студентов, ориентируя их на социальнонравственные и профессиональные ценности, развитие представлений о профессиональном долге, достоинстве, чести; готовности к добровольному исполнению правовых и профессиональных норм, - преподаватели колледжа, классные руководители, студенческий актив использовали такие формы работы, как диспуты, дискуссии, конференции, встречи с работниками практической медицины, экскурсии в лечебно-профилактические учреждения, стажировка в стационарах и поликлинических учреждениях, клинико-диагностических лабораториях, аптечной компании «36,6», беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников и ветеранов практической медицины, посещение конкурсов на звание «лучший в профессии» и др.

Реализация второго направления - развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, контролю над своей деятельностью и поведением; обогащение опыта восприятия и понимания других людей -предполагало проведение встреч с ветеранами труда системы здравоохранения, посещения музеев истории медицины, активное погружение в реальную жизнь медицинского и фармацевтического цеха и т.п. С этой же целью были проведены серия тренингов, игр-упражнений: «Работа с возражениями», «Коммуникативное общение в аптечной сети», «Способы коммуникаций с пациентами», «Умение слушать», «Учет индивидуальных особенностей покупателей в аптеке», «Конфликты в медицинских учреждениях и как их избежать», «Медицинская тайна. Мое столкновение с проблемой», «Как избежать ятрогений и соррогений», «Способы выхода из стрессовой ситуации и повышения адаптивности в жизни», «Довольный - сердитый», «Любовь и ярость», «Безмолвный крик», «Стиль взаимодействия» и др. Эти тренинги оказались привлекательны для студентов, позволяя раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение, целенаправленно, формировали опыт эмоционально-волевой саморегуляции, устойчивости внимания, рефлексии.

В рамках третьего направления - формирование у студентов устойчивой привычки выпол-

нения правовых норм, нравственного и профессионального долга, добросовестного выполнения профессионально-трудовых обязанностей, готовности отвечать за свои действия; включение студентов в социально и профессионально значимую деятельность, формирование опыта социально- и профессионально-ценного поведения -использовались ситуации включения в реальные профессионально-трудовые отношения, упражнения в применении социальных и профессиональных норм, тренинги, приучение, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработка профессиональных привычек, формирование жизненного кредо, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, трудовые задания, пример жизни и деятельности старших коллег, регулярные выходы в лечебно-профилактические учреждения, стажерские практики.

В формирующей части экспериментальной работы особое место отводилось деятельно-практической составляющей профессионального воспитания будущего специалиста-медика. Реальная включенность в профессиональную деятельность, в ситуации принятия самостоятельных решений и необходимость отвечать за принятые действия, коллективные трудовые акции и дела отделений, курсов и групп оказались мощным интегрирующим фактором, способствующим эмоциональному подъему студентов, расширению диапазона их интересов, круга общения, обретению навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Главное для студентов оказалось в том, чтобы преодолеть самих себя, обеспечить прочное волевое соединение «надо» и «могу», осуществить волевую мобилизацию. Такое волевое напряжение оказывается возможным через многократный тренаж, упражнение, повторение, закрепление, перевод в устойчивую привычку. В этой работе особенно важен опыт саморегуляции поведения студента, позволяющей преодолевать физические и психологические перегрузки связанные с работой в медицине.

Реализация названных направлений предполагала максимальный учет всеми субъектами воспитательной системы уровня воспитанности студентов, их интересов, опыта, индивидуальный подход к каждому из них в процессе включения в социально и профессионально ориентированные виды деятельности. Такое включение опиралось на материалы исходной диагностики, резуль-

таты срезов, что позволило, прежде всего классным руководителям студенческих групп «персонифицировать» воспитывающие влияния, предлагая отдельным студентам такие виды деятельности, которые в наибольшей степени соответствовали их возможностям и позволяли закрепить в них важные позитивные новообразования, устойчивые привычки, нормы и традиции социально и профессионально-одобряемого поведения и отношений.

Каковы же общие итоги проведенной опытно-экспериментальной работы?

Полученные статистические материалы иллюстрируют динамику уровней профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков на протяжении 2000-2011 гг. Г армоничный уровень профессиональной воспитанности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы в 2000 г. обнаруживали лишь 16% будущих специалистов-медиков. Этих студентов отличает наличие сформированной гражданской, социальной и профессиональной позиции, устойчивой системы профессиональных ценностей и интересов, способности к объективной оценке социальных явлений действительности, к эмоциональному восприятию социальной и профессиональной среды, стремление к созидательной профессиональной деятельности и принесению общественной пользы. В 2011 году таких студентов оказалось уже 46,0% - практически в 3 раза больше, что свидетельствует об эффективности предложенной модели профессионального воспитания будущих специалистов-медиков в воспитательной системе медико-фармацевтического колледжа.

Существенные изменения произошли в самой сложной категории студентов, обнаруживших дисгармоничный уровень профессиональной воспитанности: их число снизилось с 61,7% в 2000 году до 41,3% в 2011 г. Основная сложность работы с этой категорией студентов состояла в том, что в этой среде присутствует значительная часть студентов способных, активных, обладающих хорошим потенциалом, но не имеющих устойчивых мотивов социально и профессионально-значимой деятельности. Выработать такие мотивы и тем самым изменить их отношение к самим себе, к будущей профессиональной деятельности - чрезвычайно сложная задача. Пробуждение в студентах мотивов самосовершенствования, преодоление неуверенности в себе способно кардинально изменить их жизнь, отношение к буду-

щей профессиональной деятельности, к реалиям их социального и профессионального бытия. Для таких студентов характерны неопределенность социальной и профессиональной позиции личности, ограниченность профессиональных интересов, субъективность в оценке социальных явлений, неустойчивость потребности в профессиональной деятельности, недостаточное проявление эмоционального восприятия действительности, эпизодичность включения в социально и профессионально значимые акции и деятельность.

За время опытно-экспериментальной работы с 22,3% до 12,7% сократилось количество студентов, обнаруживающих профессионально-неориентированный уровень профессиональной воспитанности. Для таких студентов свойственно отсутствие четко выраженной профессиональной направленности личности, узость или отсутствие профессиональных интересов, негативное отношение к будущей профессиональной деятельности, отсутствие навыков эмоционально-волевой саморегуляции, морально-психологический устойчивости, отсутствие яркого эмоционального восприятия среды медицинского сообщества, негативизм в отношении к практическому включению в социально и профессионально значимую деятельность. Эта категория студентов крайне инертна в делах коллектива группы и колледжа, равнодушна к окружающим их людям, не имеет устойчивых жизненных и профессиональных ориентиров, нередко груба и цинична в общении со сверстниками. Работа с такими студентами доставляет много хлопот, трудностей, волнений, поскольку «расшевелить», включить их в реальное дело - оказывается непросто: как правило, они уходят от всяких поручений, игнорируют требования преподавателей и классных руководителей, редко прислушиваются к советам авторитетных сверстников. Их главная проблема -в самодостаточности, в равнодушном отношении к своему собственному будущему.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы (2000-2011 гг.) была выявлена положительная динамика профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков. В конце 2010-2011 учебного года 46% студентов обнаружили гармоничный уровень профессиональной воспитанности, (в начале опытно-экспериментальной работы - только 16%). Изменилось количество студентов, обнаруживающих дисгармоничный уровень профессиональной воспи-

танности (с 61,7% до 41,3%). Сократилось и количество будущих специалистов-медиков, имеющих профессионально-неориентированный уровень (с 22,3% до 12,7%).

Таким образом, основными результатами профессионального воспитания будущих специалис-тов-медиков в воспитательной системе ССУЗа являются:

- осознание студентами социальной значимости своей профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты; наличие стремления к освоению ценностей и традиций своего профессионального сообщества; осознание студентами важных социально-нравственных норм, определяющих их жизненную и профессиональную позицию (долг, честь, совесть, достоинство, гордость, репутация, принципиальность, скромность, целеустремленность, настойчивость, твердость, коллективизм, самоотдача, активность, справедливость, трудолюбие, человечность, честность и др.);

- способность к эмоционально-волевой саморегуляции поведения и отношений; эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость; выдержка, способность к волевой иммобилизации, способность сохранять хладнокровие в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности; способность к глубокому чувственному восприятию своей профессии, результатов труда, переживание своих профессиональных успехов и неудач, эмоциональная уравновешенность, стабильность; любовь к своей профессии, чувство гордости и уважения к труду коллег по цеху, закрепление и развитие в студентах таких социально значимых чувств и состояний, как альтруизм, воля, гуманизм, доброта, доверие, долг, жизнерадостность, искренность, милосердие, мужественность, открытость, сопереживание, сострадание, товарищество, эмпатия, юмор;

- стремление студента к социально и профессионально-значимой деятельности; владение

умениями и навыками оперативного грамотного реагирования на непредвиденные ситуации, высокая степень самообладания, выдержка, способность доводить начатое дело до конца, грамотно выстраивая логику движения к цели социальной и профессиональной деятельности; готовность отвечать за свои решения и действия; наличие таких поведенческих качеств в личности, как аккуратность, внимательность, профессиональная этика и деликатность, доброжелательность, исполнительность, конструктивность, мастерство, организованность, самостоятельность, сотрудничество, требовательность к себе и коллегам, целенаправленность и др;

- актуализация воспитательных возможностей образовательного процесса, использование воспитательного потенциала производственных практик; повышение качества образовательной деятельности медико-фармацевтического колледжа, рост успеваемости студентов как один из показателей роста их профессиональной воспитанности;

- изменение позиции преподавателей колледжа, руководителей производственных практик, классных руководителей, активизации их вовлеченности в жизнедеятельность воспитательной системы образовательного учреждения, продуктивное взаимодействие со студентами;

- изменение отношения студентов к профессиональной миссии специалиста-медика, его гражданской позиции, роли в процессах обеспечения социально-экономического развития государства и общества;

- изменение характера взаимодействия студентов и преподавателей в рамках воспитательной системы колледжа, усиление внимания к отдельной личности, проявление сопереживания, сострадания, сотрудничества, взаимовыручки, добротворчества, милосердия, гуманизма, товарищества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.