УДК - 37.013
DOI 10.46566/2500-4050_2021_63_191
Корольков С.А. студент магистратуры направление подготовки «Педагогическое образование» программа «Менеджмент в образовательных системах» Научный руководитель: Мазина О.Н., к.п.н.
доцент
Оренбургский государственный университет
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЕЕ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ И
КОМПОНЕНТЫ НА ПРИМЕРЕ ФГКОУ ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Аннотация. Данная статья отражает актуальность изучения особенностей управления воспитательной системой в образовательных организациях кадетской направленности. Раскрыто понятие «воспитательная система». Отражены главные особенности функционирования воспитательной системы, ее компоненты. Также работа содержит анализ структурной модели управления воспитательной системы в образовательных организациях кадетской направленности на примере «Оренбургского Президентского кадетского училища».
Ключевые слова: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, управление, структурная модель управления воспитательной системой.
Korolkov S.A. master's student field of training "Pedagogical education " according to the program "Management in educational systems"
Scientific adviser: Mazina O.N., Ph.D.
assistant professor Orenburg State University
THE EDUCATIONAL SYSTEM ITS STRUCTURAL MODEL AND COMPONENTS ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL
Annotation. This article reflects the relevance of studying the features of the management of the educational system in educational organizations of cadet orientation. The concept of "educational system" is revealed. The main features of the functioning of the educational system, its components are reflected. The
work also contains an analysis of the structural management model of the educational system in educational organizations of cadet orientation on the example of the Orenburg Presidential Cadet School.
Keywords: educational system, components of educational system, management, structural model of educational system management.
Ряд серьезных изменений в системе начального образования, стимулирующих ее коренное обновление выдвигает и закрепляет в качестве приоритетной задачу совершенствование системы воспитания в образовательных учреждениях кадетской направленности.
Довузовские образовательные организации кадетской направленности являются доминирующими центрами воспитания и обучения будущих кандидатов в военные учебные заведения министерства обороны России. В современных условиях образования, требования, предъявляемые к выпускникам образовательных организаций кадетской направленности обращают на себя внимание. Будущему выпускнику и кандидату необходимо быть носителем высокой культуры; обладать не только «знаниевыми» компетенциями, но и дополнительными навыками и умениями, быть физически и морально подготовленным, что обеспечит ему конкурентоспособность при прохождении вступительных испытаний и при дальнейшем успешном обучении в ВВУЗе МО РФ. Для решения этих задач необходимо использовать современные и эффективные формы управления воспитательной системы в образовательных организаций кадетской направленности [2].
Проблеме воспитательной системы уделял много времени известный педагог и писатель А.С. Макаренко, на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно — воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов [5].
Ученые Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и другие рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого -педагогической системы, так и социально — педагогической. Воспитательная система влияет на обучающихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в
коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Для решения данной проблемы необходимо рассмотреть понятие воспитательная система, рассмотреть ее компоненты и структуру на примере уже существующей образовательной организации и сделать вывод.
Рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, определим функции воспитательной системы, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования, отразим структурную модель управления воспитательной системы на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Итак, понятие "система" — одно из фундаментальных во всех науках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы — это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания.
Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.
Следовательно, воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательной организации образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучающихся.
Воспитательная система имеет определенную структуру.
Ее компоненты:
• цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
• деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
• субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
• рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
• среда системы, освоенная субъектом;
• управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как обучающегося, так и педагога — воспитателя, а также их социально психологической защищенности.
На разных этапах развития воспитательной системы позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию стабильной среды развития личности, усвоению норм поведения, способов деятельности и стилей общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления, свободного выбора и т.п. [4].
Опыт показывает, что воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа.
Первый этап — становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы образования системы в этот период должны быть достаточно высокими.
Второй этап — отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательной систем становятся методы организации разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагогического управления воспитательной системы образовательной организации на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов.
Третий этап — окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив — это сообщество педагогов и обучающихся, связанных
единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
На последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явлений и иногда ведет к так называемому кризису системы. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе, остановке в совершенствовании деятельности (содержания и методики), к дефициту творчества и новизны.
Выход из создавшегося положения — обновление системы на основе реформ, развития творчества, создания инновационных психолого -педагогических условий, а иногда смены лидеров [4].
Этапы развития воспитательной системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников. Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит прежде всего от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы.
Итак, можно говорить об определенной технологии и методике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи, формулировке основных целей и задач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации, составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий. Воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизация, творчества и инновационных подходов к организации деятельности
Управление воспитательной системой должно соответствовать требованиям современного времени; в процесс управления должны вовлекаться все субъекты образовательной организации — психологи, педагоги, классные руководители, воспитатели, родители, специалисты, занимающиеся организацией и управлением воспитательного процесса и
сами обучающиеся, что определяет возможность проектирования соответственной модели управления [3].
Необходимо, чтобы все заинтересованные сотрудники образовательной организации изучали, конструировали и внедряли новые, эффективные технологии, методики, системы обучения и воспитания, ориентированные на развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свои выводы, формирования у них готовности к жизни в современном обществе.
Перейдем к структурной модели управления воспитательной системы на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Рис 1. Структурная модель управления воспитательной системы на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Раскроем компоненты управления воспитательной системы согласно ее структуры.
Цель деятельности Оренбургского президентского кадетского училища это воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [1].
Для достижения этой цели выполняются следующие задачи (содержание воспитания):
— воспитание гражданственности, патриотизма, формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству;
— воспитание духовно-нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
— воспитание социальной ответственности и компетентности, включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации, развитие кадетского самоуправления;
— воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);
— воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства).
Воспитание кадет базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации [1].
Субъектом деятельности, организующей и в нем участвующий являются кадеты и педагогический состав училища.
Средой системы освоенной субъектом является кадетское училище, особенности проживания, распорядок дня, устав училища, традиции и ритуалы.
Управление: предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач [1].
Воспитательная работа в Училище представляет собой комплекс воспитательных воздействий, направленных на формирование у кадет необходимых для самореализации в различных видах военной и государственной службы личностных качеств, высоких духовно-нравственных убеждений, активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, выявление и развитие интеллектуального, творческого потенциала их личности[1].
Таким образом раскрыв понятие воспитательная система, рассмотрев ее структуру и компоненты на примере структурной модели управления воспитательной системы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское
училище», можно сделать вывод, что она соответствует современным требованиям воспитательной системы и является одной из эффективных форм управления воспитательной системы в довузовских образовательных организаций кадетской направленности.
Использованные источники:
1. Воспитательная работа в «ФГКОУ Оренбургское президентское кадетское училище» (дата публикации: 01.09.2011) [Электронный ресурс] //URL http://1pku.ru/index.php/ob-uchilishche/obrazovatelnyj -protsess/vospitatelnaya-rabota. (дата обращения 07.11.2021)
2. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (пр. минобрнауки и науки РФ от 25 мая 2016 г. № 618).
3. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение. -ВЕСТНИК ОГУ №11 (130) /ноябрь 2011 247 с.
4. Корыпалов Д.В. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - C. 43-44.
5. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. - М., 1987. 2000.с..Т.1У.
6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерк прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М., 1997 2. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир, 1996.
7. Моделирование воспитательных систем: теория в практике/ Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.,1995.
8. Теория и практика воспитательных систем/ Ред. кол: Л.И. Новикова и др. М., 1993.В2-хкн.
9. Е.Н. Степанов Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. М., 2006.
10. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса // Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.