DOI 10.46566/2500-4050_2021_62_68 УДК - 37.013
Корольков С.А. студент магистратуры направление подготовки «Педагогическое образование.» по программе
«Менеджмент в образовательных системах» Научный руководитель: Мазина О.Н., к.п.н.
доцент
Оренбургский государственный университет
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАДЕТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФГКОУ «ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
Аннотация. Данная статья отражает актуальность изучения особенностей системы воспитания в образовательных организациях кадетской направленности, в соответствии с Концепцией кадетского образования. Рассмотрена законодательная основа функционирования образовательной организации. Указаны главные особенности функционирования образовательной организации. Изучены понятие такие как «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение». Также работа содержит анализ воспитательного процесса в образовательных организациях кадетской направленности на примере «Оренбургского Президентского кадетского училища».
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностное отношение, кадетское образование, воспитательные процесс, принципы воспитания, методы воспитания, формы воспитания.
Korolkov S.A. master's student field of training "Pedagogical education " according to the program "Management in educational systems"
Scientific adviser: Mazina O. N., Ph.D.
associate professor Orenburg State University
VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE CADET DIRECTION ON THE EXAMPLE OF THE FGKOU "ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL"
Annotation. This article reflects the relevance of studying the features of the education system in educational organizations of a cadet orientation, as one
of the important components of the educational process in accordance with the Concept of cadet education. The legislative basis for the functioning of an educational organization is considered. The main features of the functioning of the educational organization are indicated. The concepts such as "value", "value orientations ", "value attitude " have been studied. The work also contains an analysis of the educational process in educational institutions of cadet orientation on the example of the "Orenburg Presidential Cadet School".
Key words: value, value orientations, value attitude, cadet education, educational process, principles of upbringing, methods of upbringing, forms of upbringing.
Актуальность проблемы воспитания ценностных ориентации подрастающего поколения обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, стремительными изменениями в социально -экономической и общественной жизни страны.
Президент РФ Путин В.В., выступая на послании федеральному собранию подчеркнул: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [1].
Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Ведущими тенденциями в этом новом направлении являются гуманизация, демократизация образовательной организации и непрерывность образовании [2, с. 3].
В достижении этих целей является реализация комплекса мер по воспитанию подрастающего поколения на ценностных ориентациях, так в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618) разработана концепция Кадетского образования [7]
Вопросы ценностных ориентаций интересовали таких ученых-философов как С. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов, С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. Момов, В. Н. Сагатовский, 3. Н. Чавчавадзе, И. Т. Фролов, В. А. Ядов.
Особое внимание теории ориентации личности в мире ценностей уделяла доктор педагогических наук, профессор, Кирьякова А.В.
Категория "ценность" относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Содержание понятия "ценность" характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить потребности общества, человека. С другой - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. "Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности" (58. С. 33). Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности, и его оценка формируют особый вид отношения к нему - ценностное отношение. Центр ценностных отношений - человек [2, с. 7].
Проблемы места ценностных ориентаций в структуре личности, их роли в определении направленности личности, механизмов их образования и функционирования отражены в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Однако необходимо отметить, что и сегодня в отечественной и зарубежной психологии нет пока единой трактовки термина «ценностные ориентации». На недостаточную разработанность ценностного аспекта в психологии личности указывали Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко и многие другие отечественные психологи. В отношении понятия «ценностные ориентации» мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, М. Рокича. Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. Г. Олпорт понимает под ценностными ориентациями убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что - нет. По определению М. Рокича, ценностными ориентациями являются устойчивые убеждения в том, что определенный
способ поведения или конечная цель, с личной и социальной точек зрения, более предпочтительны, чем другой или обратный способ поведения, или конечная цель существования [4].
Каждый человек может обладать своей системой ценностей, которые в этой иерархии выстраиваются в определенной взаимосвязи. От того, каково сочетание ценностей, входящих в структуру ценностных ориентаций, какова степень предпочтения их относительно других, зависит, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Можно проанализировать также, насколько эти цели жизни адекватны цели воспитания.
Анализ соответствующей литературы показывает, что изучение ценностных ориентаций актуально и требует более тщательного рассмотрения с позиции воспитательного процесса в образовательных организациях кадетской направленности. Специфика в образовательной организации кадетской направленности, в условиях полного пансиона, создает ту атмосферу, в которой очень эффективно можно рассматривать воспитательный процесс формировать и моделировать ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Итак, исходя из выше сказанного, рассмотрим, как на сегодняшний момент реализуется воспитание в образовательных организациях кадетской направленности и каково роль, место ценностных ориентаций в нем.
Согласно Концепции кадетского образования в Российской Федерации, кадетское образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних учащихся в образовательных организациях кадетского типа в условиях и исторических традициях русских кадетских корпусов. Кадетское образование представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной, правоохранительной, гражданской государственной службе [3].
Следовательно, воспитание учащихся является одной из важнейших составляющих всего образовательного процесса, что закреплено нормативными актами. В самом общем понимании кадетское образование представляет собой систему формирования личности кадета, строго ориентированную на общие начала российского государственного устройства с целью его подготовки к служению Отечеству [5].
Воспитательный процесс осуществляется с учетом психологических и умственных способностей каждого кадета, что способствует
целенаправленной ориентации и профессиональной подготовке к военной и государственной службе. Воспитание осуществляется профессионально подготовленным коллективом офицеров-воспитателей, прошедшим школу житейского и военного опыта.
Специфика воспитательного процесса в образовательных организациях кадетской направленности отличительна от реальной практики кадетского воспитания. Исходя из этого необходимо рассмотреть особенности воспитания на примере отдельного образовательного учреждения кадетской направленности. Рассмотрим на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» - одно из первых появившихся учреждений данного типа.
Цель деятельности Оренбургского президентского кадетского училища: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Приоритетные направления воспитательной работы:
воспитание гражданственности, патриотизма, формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству;
воспитание духовно-нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
воспитание социальной ответственности и компетентности, включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации, развитие кадетского самоуправления;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни и отношения к природе);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства).
Воспитание кадет базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации [6].
Принципами воспитательной работы ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» являются следующие:
- принцип системно-деятельностной организации воспитания: в центре внимания стоит совместная деятельность кадет и взрослых. Совместный поиск ценностей, норм и законов и составляет содержание
воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
- аксиологический принцип: отбор и определение ценностных отношений как содержания воспитательного процесса;
- принцип личностного подхода: уважение своеобразия каждого кадета с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
- принцип дифференциации: отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;
- принцип адресного подхода в организации воспитывающей деятельности;
- принцип учета возрастных особенностей воспитанников;
- принцип культуросообразности: формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории;
- принцип социальной адекватности: осознание социальной защиты и поддержки, готовность к социальной самозащите;
- принцип сотворчества: сотрудничество педагогов и кадет, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности;
- принцип успешности: вера в свои силы;
- принцип следования нравственному примеру [6].
Воспитательная работа в Училище представляет собой комплекс
воспитательных воздействий, направленных на формирование у кадет необходимых для самореализации в различных видах военной и государственной службы личностных качеств, высоких духовно-нравственных убеждений, активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, выявление и развитие интеллектуального, творческого потенциала их личности [6].
Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач [6].
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение воспитательных задач; это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с педагогом [6].
Выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способностей кадет, уровня воспитанности коллектива [6].
Каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности воспитанника, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности, направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания обучающихся в Училище, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Методы воспитания выполняют вполне определенные функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания [6].
В воспитании кадет в Училище используются следующие группы методов: методы изучения объектов воспитания, методы стимулирования поведения и деятельности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы воспитательных воздействий и взаимодействий, методы предупреждения и педагогической коррекции девиантного поведения воспитанников:
Формы воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище:
- заседание педагогического совета, совещание руководящего состава, педагогические совещания на курсах, заседание актива самоуправления воспитанников, заседания родительского комитата училища, курса, курсовые и взводные родительские собрания;
- учебные занятия, инструкторско-методические занятия, классные часы, беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры, ток-шоу, конференции уроки Мужества, выпуск «Боевых листов», проектная деятельность;
- тематические линейки, торжественные собрания, акции, митинги;
- посещение выставок, музеев, театров, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции;
- интеллектуальные турниры, познавательные викторины, КВН, медиа-игры, интерактивные игры;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной и иных видов государственной службы, труда, шефство и наставничество, поисковая деятельность. [6].
Рассмотрев принципы, методы и формы воспитательной работы на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» можно сделать вывод, что воспитательный процесс его принципы и методы в соответствуют современным требованиям воспитательной работы образовательных организации кадетской направленности, формы воспитательной работы реализуются на ценностных ориентациях которые занимают главную роль в воспитании в соответствии Концепцией кадетского образования в Российской Федерации.
Следовательно, кадетское образование актуализирует аксиологический аспект образования, обеспечивая его ценностного содержания, что способствует формированию позитивно -значимого отношения обучающихся к различным сферам бытия. Полученные выводы могут служить основанием для проектирования и совершенствования содержания и форм кадетского образования эффективную трансляцию.
Использованные источники:
1. Послание Президента РФ собранию Российской Федерации // политикапрезидента.рф. (дата публикации: 27.07.2018) [Электронный ресурс] /URL http://www.политикапрезидента.рф/o-cennostyah-o-nravstvennyh-moralnyh-osnovah (дата обращения: 18.10.2021)
2. Кирьякова А.В. Теория ориентация личности в мире ценностей -Оренбург, 1996. 3-7 с.
3. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (пр. минобрнауки и науки РФ от 25 мая 2016 г. № 618).
4. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» 2015. Том 7. № 2. С. 59-71
5. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение. -ВЕСТНИК ОГУ №11 (130) /ноябрь 2011 247 с.
6. Воспитательная работа в «ФГКОУ Оренбургское президентское кадетское училище» (дата публикации: 01.09.2011) [Электронный ресурс] //URL http://1pku.ru/ index.php/ob-uchilishche/obrazovatelnyj -protsess/vospitatelnaya-rabota. (дата обращения 19.10.2021)
7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования № 1645 (дата публикации: 29.12.2014) [Электронный ресурс] //URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo. (дата обращения 27.09.2021)
8. Вазлеев В.А. Содержание кадетского воспитания и образования [Текст] / В.А. Вазлеев // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 178-181.
9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. -17 с., с.5-6.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 592 с.