DC)l:10.25198/1814-6457-230-46 УДК 377.6
Чайка А.П.
Оренбургское президентское кадетское училище, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
В исследовании рассмотрены условия развития универсальных компетенций в системе военно-профессиональной направленности личности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ. Раскрыто понимание военно-профессиональной направленности личности, понимание и содержание универсальных компетенций, подлежащих развитию в системе военно-профессиональной направленности личности, а также отдельные компоненты, факторы и психолого-педагогические условия, влияющие на их эффективность развития универсальных компетенций у кадет. Военно-профессиональная направленность личности рассматривается как сложное интегративное личностное образование, ядро которого составляют мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, убеждения и идеалы, обеспечивающие личностно значимую включенность в военно-профессиональную деятельность, стремление к активному овладению и саморазвитием в ней. Отмечается, что структура военно-профессиональной направленности тесно взаимосвязана с универсальными компетенциями, также формируемыми в учебно-воспитательном процессе кадетского училища. Условия развития универсальных компетенций в системе военно-профессиональной направленности личности воспитанников включают проведение методической и консультационной работы с воспитанниками, воспитателями, педагогами, родителями кадет в кабинете военно-профессиональной консультации, проведение педагогом-психологом учебного курса индивидуальных занятий с кадетами по основам выбора военной профессии, организацию взводных и курсовых мероприятий по военно-профессиональной ориентации кадет, проведение родительских собраний на курсе «Выбор профессии - дело серьезное», «Как стать офицером Российской армии» и др.; еженедельное проведение индивидуальных консультаций с кадетами. Отмечается также, что одним из главных путей формирования военно-профессиональной направленности в училище является самовоспитание. Результаты развития военно-профессиональных качеств воспитанников указывают на результативность описанных условий.
Ключевые слова: личность; военно-профессиональная направленность; военно-профессиональная пригодность; универсальные компетенции; психолого-педагогические условия; военно-профессиональные качества.
Chaika A.P.
Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES IN THE SYSTEM OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL DIRECTION OF PUPILS OF CADET SCHOOL
The article considers the conditions for the development of universal competencies in the system of military-professional orientation of the personality of pupils of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. An understanding of the military professional orientation of the individual, understanding and content of universal competencies to be developed in the system of the military professional orientation of the personality, as well as individual components, factors and psychological and pedagogical conditions affecting their effectiveness in the development of universal competencies in the cadet are disclosed. The military professional orientation of the personality is considered as a complex integrative personality formation, the core of which is motives, value orientations, interests, goals, beliefs and ideals that ensure personally significant involvement in military professional activity, the desire for active mastery and self-development in it. It is noted that the structure of the military professional orientation is closely interconnected with universal competencies, which are also formed in the educational process of the cadet school. The conditions for the development of universal competencies in the system of the military professional orientation of the personality of pupils include conducting methodological and consulting work with pupils, teachers, teachers, parents of cadets in the office of military professional consultation, and a psychologist-teacher conducting an individual training course with cadets on the basics of choosing a military profession, the organization of platoon and course activities for the military professional orientation of the cadets, parent-teacher meetings on the course «Choosing a profession is a serious matter», «How to become an officer of the Russian Army», etc.; individual consultations with the cadets weekly. It is also noted that one of the main ways of forming a military-professional orientation in the school is self-education. The article also presents the results of the development of the military-professional qualities of the pupils, indicating the effectiveness of the described conditions.
Key words: personality; military professional orientation; military professional fitness; universal competencies; psychological and pedagogical conditions; military professional qualities.
На сегодняшний день протекающие в системе военного образования процессы обусловлены реформированием Российской армии и постепенным и планомерным выходом из кризиса всей системы военного образования в РФ. В числе наиболее приоритетных задач стоит преобразованием системы подготовки кадровых офицеров, ее выход на качественно новый уровень, способствующий эффективной и удовлетворяющей потребности армии подготовке высококвалифицированных специалистов. Так как в настоящее время кадровое обеспечение Вооруженных сил РФ является достаточно острой проблемой, встает также и задача привлечения в военные вузы молодых людей с устойчивой военно-профессиональной направленностью, что делает вопросы формирования такой направленности у воспитанников кадетских училищ чрезвычайно актуальными для науки и практики.
Целью статьи является описание психолого-педагогических условий, способствующих развитию универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища.
Объектом являются универсальные компетенции воспитанников кадетского училища.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища.
Гипотеза исследования: развитию универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища способствует совокупность внутренних и внешних психолого-педагогических условий. К внутренним условиям относятся мотивационные и личностные особенности, лежащие в основе военно-профессиональной направленности личности, к внешним - организованная деятельность по развитию военно-профессиональных качеств у воспитанников-будущих офицеров.
Формирование и развитие военно-профессиональной направленности личности рассматривается в исследованиях множества авторов, в числе которых А.Ю. Асриев, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Желез-
няк, И.Б. Нагаев, В.Н. Ромашин, К.В. Синицын, Н.Ф. Феденко и др.
Военно-профессиональная направленность личности в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как сложное интегра-тивное личностное образование, ядро которого составляют мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, убеждения и идеалы, обеспечивающие личностно значимую включенность в военно-профессиональную деятельность, стремление к активному овладению военными специальностями с дальнейшим совершенствованием и саморазвитием в них [11], [12], [14], [18].
В большинстве словарей дается следующее определение: «Военно-профессиональная направленность - это сложное свойство личности, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, реализуемых в военно-профессиональной сфере, и выражается в ее жизненных целях, установках, отношениях и активной деятельности по достижению этих целей».
В научной литературе отмечается, что военно-профессиональная направленность может рассматриваться как динамичное и устойчивое личностное образование, характеризующееся наличием стабильно существующей потребности в выборе военных специальностей. Данное образование формируется в учебно-воспитательном процессе, ключевым моментом в котором является создание условий для осознания воспитанниками особенностей будущей деятельности, что выражается в преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию, выполнении воинского долга перед Отечеством. Структура военно-профессиональной направленности включает интересы, мотивы, склонности, идеалы, проявляющиеся в деятельности будущего офицера через систему его военно-профессиональных качеств, целей, установок, намерений, стремлений.
Структура военно-профессиональной направленности тесно взаимосвязана с универсальными компетенциями, также формируемыми в учебно-воспитательном процессе кадетского училища. Суть компетентностно-го подхода состоит в том, что воспитанники не только усваивают «готовые» знания, но и учатся самостоятельно получать знания, формировать понятия, навыки и умения для ре-
шения различных задач, что придает учебной деятельности исследовательский, практико-преобразовательный характер.
Под универсальными компетенциями мы понимаем совокупность качеств личности, знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих взаимодействие личности с окружающим миром, ее деятельность и развитие [1], [2], [6], [8], [9], [15]-[17]. Включаясь в систему военно-профессиональной направленности воспитанников, универсальные компетенции приобретают особое содержание. Нам близко представление о содержании универсальных компетенций, предлагаемое А. Бахметьевым [3]. Автор выделяет 6 компетенций, овладение которыми позволяет личности успешно самореализовываться и взаимодействовать с окружающими в любой сфере жизни и деятельности. В число таких компетенций входят рефлексивность, проактивность, креативность, деловая коммуникация, личная эффективность в деятельности и администрирование. Каждая компетенция, в свою очередь, включает 3-4 содержательных характеристики (буллита).
Основными направлениями формирования военно-профессиональной направленности воспитанников ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (данное учреждение выступает базой нашего исследования) является военно-профессиональное и патриотическое просвещение, военно-профессиональная консультация, военно-профессиональной ориентации и первоначальный военно-профессиональный отбор. Можно выделить ряд отличительных особенностей учебно-воспитательного процесса в кадетском училище, в сравнении с прочими довузовскими образовательными организациями:
- система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;
- воспитание в воинском коллективе в условиях закрытого учреждения интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с
учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- привитие воспитанникам чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при постоянном развитии чувства собственного достоинства;
- формирование умений и навыков четкой организации своей деятельности, развития дисциплинированности и организованности;
- единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного кон -троля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах осуществляется профильное (с военной направленностью) образование. Это, в свою очередь, определяет профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути;
- учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволяет организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям и помогает воспитанникам правильно выбрать свой жизненный и профессиональный путь.
Данные особенности определяют высокий потенциал кадетского училища в формировании и развитии универсальных компетенций воспитанников в системе становления военно-профессиональной направленности личности. Стоит отметить, что закрытый характер интернатного учреждения также имеет позитивное влияние на развитие личности, т.к. в таких условиях возможно устранение негативных факторов социализации (деструктивные подростковые объединения и субкультуры, девиантные микрогруппы, а также (в отдельных случаях) деструктивные влияния семейной системы, в числе которых, например, достаточно часто встречаются алкого-лизированные семьи, семьи с неблагоприятным морально-психологическим микроклиматом), а также развитие дисциплины, привитие устойчивых норм поведения в коллективе, постоянный педагогический контроль и др. Однако нельзя от-
рицать и наличие негативных тенденций в закрытом интернатном образовательном учреждении, в числе которых, прежде всего, психологическая напряженность, связанная с постоянным контролем и режимными моментами, оторванность от семьи, преобладание коллективных форм организации жизнедеятельности над индивидуальными, что затрудняет становление «внутреннего мира» жизни личности [14], [18]. Нивелирование негативных тенденций возможно в случае высокого уровня психологической подготовленности командиров, преподавателей, офицерско-преподавательского состава к работе с индивидуальностью, личностью воспитанников. В данном случае можно говорить о том, что необходимым является применение компетентностного подхода в развитии универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища, ориентирующего на развитие личности, индивидуальности каждого кадета.
В рамках формирования военно-профессиональной направленности личности у кадет, а также соответствующих универсальных компетенций, развитию подлежат следующие качества:
- Когнитивные (познавательные) качества, включающие познавательно-поисковую активность, развитие логического мышления.
- Креативные (творческие) качества, включающие воображение, гибкость мыслительных процессов, критичность мышления, умение отстаивать свое мнение, позицию.
- Оргдеятельностные (методологические) качества, включающие способности целепола-гания, рефлексии, планирования, самоконтроля и самооценки деятельности.
- Коммуникативные качества, включающие коммуникативные умения и навыки, способности взаимодействовать с информационными потоками, выполнять различные социальные роли в группе, коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, мессенджеры, электронная почта).
- Мировоззренческие качества, включающие эмоционально-ценностные установки, стремление к самопознанию, устойчивые моральные убеждения, идеалы, способность осознавать и определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе,
государстве, а также патриотические качества личности, способность к толерантности.
Данные качества в систему универсальных компетенций и военно-профессиональной ориентации кадет тесно взаимосвязаны.
Перейдем далее к рассмотрению психолого-педагогических условий, способствующих развитию универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища.
С целью формирования и развития военно-профессиональной направленности воспитанников на первом этапе работы систематически проводятся консультации воспитанников, с целью выяснить меру серьезности причин, мотивов выбора ими профессии офицера, уровень развития профессионально важных качеств и на этой основе, с учетом состояния здоровья, нервно-физической выносливости, психофизиологических и социально-психологических качеств личности.
Дальнейшее содержание работы по формированию военно-профессиональной направленности на учебном курсе включает:
- проведение методической и консультационной работы с воспитанниками, воспитателями, педагогами, родителями кадет в кабинете военно-профессиональной консультации;
- проведение педагогом-психологом учебного курса индивидуальных занятий с кадетами по основам выбора военной профессии, с учетом склонностей, способностей и возможностей, проявляющих интерес к тому или иному профилю военно-профессиональной деятельности, кому рекомендован соответствующий выбор;
- начальником учебного курса организуются взводные и курсовые мероприятий по военно-профессиональной ориентации кадет, где подводятся итоги поступления выпускников предыдущих лет обучения в образовательные организации ВО Минобороны России и других силовых структур;
- проведение родительских собраний на курсе «Выбор профессии - дело серьезное», «Как стать офицером Российской армии» и др.;
- еженедельное проведение индивидуальных консультаций с выпускниками по их подготовке к осознанному выбору той или иной специальности офицера, обсуждение предва-
рительных результатов по профильным предметам/ баллов по ЕГЭ динамики их развития.
Сущность психолого-педагогического сопровождения работы педагога-психолога и воспитателей-офицеров состояла - в подготовке воспитанников к обоснованному окончательному выбору военно-профессиональной деятельности, обоснованному выбору военной специальности и вуза.
Одним из главных путей формирования военно-профессиональной направленности в училище является самовоспитание. Мотивами самовоспитания являются профессиональные идеалы, интересы, понимание значения для успеха в труде специально развитых личных качеств. Путем приобщения себя к тем видам деятельности, в ходе которых вырабатываются желательные качества, а также внутреннего противодействия интересам, желаниям, потребностям, которые являются неприемлемыми в будущей профессиональной деятельности, курсант, на основе чувства ответственности, может сам формировать в себе профессиональную направленность личности. Военно-профессиональной направленностью воспитанника является установка на служение Отечеству, оптимальной учебной мотивации по овладению будущей военной профессией, мотивационно-смысловой сферой, наполненной ценностями духовности, профессионального общения и самореализации в выбранной профессии [4], [5], [7], [10], [13].
С целью проведения всестороннего анализа результативности работы по формиро-ваиию военно-профессиональной направленное
ности с соответствующими универсальными компетенциями с кадетами выпускного курса педагогом-психологом было проводятся системные диагностические исследования. Материалом для изучения послужили результаты психологического тестирования кадет при первичной постановке на воинский учет и дополнительных методик, позволяющих оценить уровень сформированности базовых качеств личности, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности. Данное исследование было направлено на изучение:
- уровня военно-профессиональной направленности кадет;
- оценку уровня развития общих познавательных способностей;
- нервно-психической устойчивости.
Для тестирования было использовано автоматизированное рабочее место специалиста профессионального отбора (АРМ СПО «ОТБОР -В»). Данный комплекс используется для автоматизации психодиагностического обследования военнослужащих и граждан, поступающих на военную службу, в ходе проведения мероприятий профессионального отбора с целью прогнозирования успешности их учебно -боевой деятельности на основе стандартизированной и комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально-важных качеств.
Полученные на первом этапе (до внедрения описываемых условий в работу с воспитанниками) результаты (рис. 1) позволили воспитателям учебного курса более точно составлять прогноз поступления кадет в ВВУЗы и своевременно вносить необходимые коррективы в свою работу.
100° о
80% 60% 40% 20% 0%
10% 5% 20% 10%
45% 35%
55%
45% 35%
20% 20%
Оощне познавательные I К'рвно-психичесхая у стонал тость Во енно-профессиональная способности направленность
■ высоющ уровень ■ хороший уровень ■ средштп уровень шикни уроие[В>
Рисунок 1 - Результаты первоначальной диагностики кадет
120® 100% 80% 60% ю% 20% 0%
10 5%
55% 70% 47%
45% 48%
28%
Общие познавательные способности
Нер е но - пс ИХ1 гчсс кал устойчивость
Воснно-профссонональная направленность
| высокий уровень
хорош ни уровень
среднип уровень
ннзкии уровень
Рисунок 2 - Результаты первоначальной диагностики кадет выпускного курса при постановке на воинский
учет
Как показано на рисунке 1, при первоначальной диагностике кадет были выявлены достаточно высокие показатели общих познавательных способностей, нервно-психической устойчивости и военно-профессиональной направленности личности (доля показателей высокого уровня и хорошего уровня развития составила от 20% до 55% при меньшем количестве средних и низких показателей). При постановке кадет выпускного курса на воинский учет при анализе результатов повторной диагностики были получены более высокие результаты (рис. 2).
На основании полученных результатов можно сделать соответствующее заключение о профессиональной пригодности воспитанников.
I категории годности - «рекомендуется к поступлению в первую очередь» 48%.
II категория годности - «рекомендуется к поступлению» 47%. У данных респондентов позитивное отношение к военной службе в целом, выраженный интерес к овладению воинскими специальностями, ярко выраженная мотивация достижения успеха, готовность преодолевать возможные трудности на пути к достижению цели, высокий уровень самооценки, разнообразные интересы, высокая активность.
III категория годности - «рекомендуется условно» - 5%. Данные респонденты имеют умеренно выраженную положительную направленность на овладение воинскими специальностями, средний уровень активности и мотивации достижения успеха. Ожидаемым результатом данной работы является предварительный выбор выпускниками определенной области военной деятельности.
Результатов, указывающих на неготовность кадет («не рекомендуется к поступлению») поступать в военные ВУЗы, выявлено не было.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что описанные условия развития универсальных компетенций в системе формировании военно-профессиональной направленности воспитанников кадетского училища являются результативными. В последующем высокий уровень развития военно-профессиональной направленности будущих офицеров проявится в успешности их профессионального становления по должностному предназначению, добросовестной службе, высоких морально- нравственных качествах, стремлении к профессиональному мастерству.
13.01.2021
Список литературы:
1. Анциферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни [Текст] / Л .И. Анциферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. трудов. - 1991. - С. 215-229.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ 1990. - 367 с.
3. Бахметьев, А. 6 ключевых компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире [Текст] / А. Бахметьев. - М.: Издательские решения, 2017. - 170 с.
4. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
5. Браже, Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление [Текст] / Т.Г. Браже. - СПб.: НИИ НОЗ, 2000. - 120 с.
6. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.
7. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. -2002. - №3. - С. 16-21.
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.
9. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2005. - №11. - С. 14-20.
10. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях [Текст] / А.В. Кириченко; научн. ред. А.А. Деркач. - М.: Тесей, 2003. - 224 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Вента-Граф, 2004. - 232 с.
12. Копылова, Л.Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе [Электронный ресурс] / Л.Е. Копылова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-kadetskom-korpuse.
13. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский. - Саратов, изд. Саратовского университета, 1987. - 173 с.
14. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище [Электронный ресурс] / А.В. Рябчук, З.М. Кузнецова, В.С. Головня // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-vospitatelnogo-protsessa-v-kadetskom-uchilische.
15. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
16. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. - 2002. - №5. - С. 18-22.
17. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2. - С. 27-30.
18. Юдин, В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение [Электронный ресурс] / В.В. Юдин // Вестник ОГУ. -2011. - №11 (130). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kadetskoe-obrazovanie-ponyatie-soderzhanie-znachenie.
References
1. Antsiferova L.I. The development of the personality of a specialist as a subject of his professional life. Psihologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala: sb. nauch. trudov. [Psychological studies of the problem of the formation of the personality of a professional], 1991, pp. 215-229.
2. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti [Psychology of personality]. M.: Moscow State University, 1990, 367 p.
3. Bakhmetiev A. 6 klyuchevyh kompetencij. Kak byt' aktual'nym v menyayushchemsya mire [6 key competencies. How to be relevant in a changing world. M.: Publishing Solutions, 2017, 170 p.
4. Bodrov V.A. Psihologiyaprofessional'nojprigodnosti. Uchebnoeposobie dlya vuzov [Psychology of professional suitability]. M.: PER SE, 2001, 511 p.
5. Brage T.G. Professional'naya kompetentnost' specialista kak mnogofaktornoeyavlenie [Professional competence of a specialist as a multifactorial phenomenon]. St. Petersburg: NII NII, 2000, 120 p.
6. Seer E.F., Symanyuk E. Competency-based approach to the modernization of vocational education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2005, no. 4, pp. 23-30.
7. Seer E.F., Romantsev G.M. Personally Oriented Vocational Education. Pedagogika [Pedagogy], 2002, no. 3, pp. 16-21.
8. Winter I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of education. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34-42.
9. Winter I.A. General culture and social and professional competence of a person. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2005, no. 11, pp. 14-20.
10. Kirichenko A.V., scientific ed. Derkach A.A. Sovremennye psihologicheskie tekhnologii vliyaniya na lichnost' v professional'nyh celyah [Modern psychological technologies of influence on the personality for professional purposes]. M.: Theseus, 2003, 224 p.
11. Klimov E.A. Psihologiya professionala [Psychology of a professional]. M.: Venta-Graf, 2004, 232 p.
12. Kopylova L.E. Features of psychological support ofthe educational process in the cadet corps. IzvestiyaPGUim. V.G. Belinskogo [News of PSU named after V.G. Belinsky], 2012, no. 28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-kadetskom-korpuse.
13. Talyzina N.F., Pechenyuk N.T., Khikhlovsky L.B. Puti razrabotki profilya specialista [Ways to develop a specialist profile]. Saratov, P.H. Saratov University, 1987, 173 p.
14. Ryabchuk A.V., Kuznetsova Z.M., Golovnya V.S. The specifics of the educational process in the cadet school. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical culture and sport], 2016, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vospitatelnogo-protsessa-v-kadetskom-uchilische.
15. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of a personality-oriented paradigm. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2003, no. 2, pp. 58-64.
16. Khutorskoy A.V. Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the construction of educational standards. Pedagogika [Pedagogy], 2002, no. 5, pp. 18-22.
17. Shishov S.E. The concept of competence in the context of the quality of education. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education], 1999, no. 2, pp. 27-30.
18. Yudin V.V. Cadet education: concept, content, value. Vestnik OGU [Bulletin ofthe OSU], 2011, no. 11 (130). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/kadetskoe-obrazovanie-ponyatie-soderzhanie-znachenie.
Сведения об авторе:
Чайка Алексей Петрович, старший воспитатель (начальник курса) ФГКОУ «Оренбургское президентское
кадетское училище» E-mail: [email protected]