Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДОПРИЗЫВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / КАДЕТЫ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / MILITARY SERVICE / MOTIVATIONAL AND VALUE-BASED ORIENTATION / PRE-CONSCRIPTION YOUTH / CADETS / CADET CORPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Людмила Васильевна, Парамонов Егор Викторович

Разрушение системы военно-профессиональной ориентации, существовавшей в советский период, потребовало пересмотра работы с допризывной молодежью, в том числе путем расширения сети кадетских образовательных организаций. Основные задачи формирования военно-профессиональной направленности решаются за счет ресурсного обеспечения образовательного процесса, служебной и внеучебной деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к военной службе закладывается на протяжении всего периода обучения, что способствует воспитанию у кадетов готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности. Авторы на основе анализа психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что система военной ориентации допризывной молодежи, осуществляемая в настоящее время в условиях кадетского корпуса, будет способствовать формированию направленности допризывной молодежи на военную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтуненко Людмила Васильевна, Парамонов Егор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE-BASED ORIENTATION OF PRE-CONSCRIPTION YOUTH TOWARD MILITARY SERVICE

Due to the collapse of the Sovietsystem ofmilitary professional orientation it has become necessary to review the work with pre-conscription youth oriented toward military service; the work, includes, among other things, expanding a network of cadet educational organizations. The main goals in forming the military-professional orientation of pre-conscription youth are achieved by providing resources for the educational process, service and extracurricular activities. Motivational and value-based attitude toward military service is developed throughout the entire educational period; this contributes to the formation of cadets’ readiness to become career militaryofficers and choose military service as a priority type of professional activity. Having analyzed psychological and pedagogical literature,we came to the conclusion that the system of military orientation of pre-conscription youth currently implemented in cadet corps, will contribute to the effective development of young people’s orientation toward military service.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ»

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-524-527 УДК 378

Мотивационно-ценностная направленность допризывной молодежи на военную службу

л.в.КОВТУНЕНКО

Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: kovtunenkolv@mail.ru Е. В. ПАРАМОНОВ

Военный учебный научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7819-0321, e-mail: egor_parampampam@ mail.ru

Реферат. Разрушение системы военно-профессиональной ориентации, существовавшей в советский период, потребовало пересмотра работы с допризывной молодежью, в том числе путем расширения сети кадетских образовательных организаций.

Основные задачи формирования военно-профессиональной направленности решаются за счет ресурсного обеспечения образовательного процесса, служебной и внеучебной деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к военной службе закладывается на протяжении всего периода обучения, что способствует воспитанию у кадетов готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности.

Авторы на основе анализа психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что система военной ориентации допризывной молодежи, осуществляемая в настоящее время в условиях кадетского корпуса, будет способствовать формированию направленности допризывной молодежи на военную службу.

Ключевые слова: военная служба; мотивационно-ценностная направленность; допризывная молодежь; кадеты; кадетский корпус.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).

Для цитирования: Ковтуненко Л. В., Парамонов Е. В. Мотивационно-ценностная направленность допризывной молодежи на военную службу. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52), с. 524-527 . DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4524-527.

Motivational and Value-Based Orientation of Pre-Conscription Youth toward Military Service

LYUDMILA V. KOVTUNENKO

Scientific Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: kovtunenkolv@mail.ru

EGOR V. PARAMONOV

Russian Air Force Military Educational and Scientific Center"Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7819-0321, e-mail: egor_parampampam@ mail.ru

Abstract. Due to the collapse of the Sovietsystem ofmilitary professional orientation it has become necessary to review the work with pre-conscription youth oriented toward military service; the work, includes, among other things, expanding a network of cadet educational organizations. The main goals in forming the military-professional orientation of pre-conscription youth are achieved by providing resources for the educational process, service and extracurricular activities. Motivational and value-based attitude toward military service is developed throughout the entire educational period; this contributes to the formation of cadets' readiness to become career militaryofficers and choose military service as a priority type of professional activity. Having analyzed psychological and pedagogical literature,we came to the conclusion that the system of military orientation of pre-conscription youth currently implemented in cadet corps, will contribute to the effective development of young people's orientation toward military service.

Key words: military service; motivational and value-based orientation; pre-conscription youth; cadets; cadet corps.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences).

For citation: Kovtunenko L.V., ParamonovE.V. Motivational and value-based orientation of pre-conscription youth toward military service. Penitentiary Science, 2020, vol. 14, no. 4 (52), pp. 524-527. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-524-527.

Направленность на военную службу у молодежи допризывного возраста формируется в ходе подготовки к службе в армии. Основными компонентами соответствующего процесса выступают мотивация, высокие моральные качества личности, цели, интересы, установки на военную службу, хорошая физическая подготовка.

Выход страны из кризиса, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, подъем патриотизма в обществе свидетельствуют об оздоровлении сознания граждан и изменении их мнения об армии и военной службе. Если раньше доминирующим мотивом поступления в военные вузы была материальная выгода, то сегодня социальная активность молодежи основана на сознательном выборе профессии офицера, продиктованном патриотическими идеями, гражданской позицией, желанием принадлежать к той части общества, которой исторически гордится наша страна.

Вслед за А. Ф. Иоаниди под направленностью допризывной молодежи на военную службу понимается «сложное, интегратив-ное личностное образование, преобладающими компонентами которого являются мотивы, интересы, ценностные ориентации, идеалы и убеждения, проявляемые в положительном отношении и активном стремлении к выполнению своего гражданского и воинского долга» [1, с. 54].

Тема формирования и развития военно-профессиональной направленности личности получила свое раскрытие в работах И. А. Алехина, А. В. Барабанщикова, В. П. Давыдова, М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бовича, В. М. Коровина, Н. Ф. Феденко и др. Предметом современных исследований стали развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии (И. Б. Нагаев, П. А. Прозоров, 2007), развитие внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов

в процессе профессионального становления будущего офицера (А. А. Воробьев, 2009), развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза (А. Ф. Иоаниди, 2013), направленность на военно-профессиональную деятельность (В. А. Губин, А. Л. Загорюев, 2013), мотива-ционно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность (И. В. Клименко, 2013), духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях российской армии (В. А. Сидорчук, 2008), педагогическая система подготовки молодежи к военной службе (Ю. В. Трубин, 2015), формирование у курсантов военных вузов активной позиции защитника отечества (В. С. Макаренко, 2018) и др.

Однако динамично меняющиеся общественные отношения актуализируют потребность в дальнейшем изучении вопросов формирования и развития мотивационно-ценностной направленности допризывной молодежи на военную службу.

Рассматривая профессиональную направленность как один из значимых факторов формирования профессионально важных качеств будущего защитника Родины, подчеркнем, что она также способствует всестороннему развитию личности гражданина.

Следует отметить, что на государственном уровне часто проводятся мероприятия по популяризации военной службы, но они носят бессистемный характер. Считаем, что работа в данном направлении нуждается в качественном улучшении.

На практике развитие военной направленности детей и молодежи следует начинать со школы, затем продолжать в кадетских, суворовских общеобразовательных организациях, а впоследствии с курсантами и слушателями военных организаций высшего образования.

Рассмотрим процесс формирования военно-профессиональной направленности на примере кадетского корпуса.

Кадетские корпуса исторически играли важнейшую роль в подготовке офицерских кадров. В системе специальной военной подготовки будущих офицеров они являлись первичным уровнем, при этом в них обеспечивалось достойное гражданское образование, позволявшее в дальнейшем продолжать обучение в престижных вузах.

Кадетское образование - государственное образование, включающее компоненты основ военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами

России в порядке развития общего среднего образования в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства [3].

Важной задачей наряду с развитием у кадетов гражданственности, патриотизма, верности долгу и других духовно-нравственных и социально значимых ценностей является формирование у них профессионально значимых для военной службы качеств, знаний, умений и навыков [2, с. 79].

Приоритетными направлениями деятельности педагогов всегда считалось интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие воспитанников. Сегодня основной потенциал для воспитания военно-профессиональной направленности кадетов составляют образовательный процесс и внеучебная деятельность. «Ресурсом образовательной деятельности являются содержание учебных дисциплин, тематика научной и воспитательной работы, организационные формы, методы и средства работы, выбор которых направлен на решение задач военно-профессиональной направленности кадетов» [1, с. 24].

Формирование профессиональной компетентности в рамках изучаемых дисциплин способствует развитию интереса к военной службе, стремлению к расширению знаний и навыков, связанных с ней. Осваиваемые кадетами азы воинской службы (суточный наряд, единоначалие, строгая субординация, регламентированность поведения и др.) способствуют осознанному формированию мотивации к службе в армии.

Научная деятельность позволяет расширять границы образовательной программы и с учетом интересов и предпочтений кадетов углублять знания по военной истории, осваивать разные направления военно-профессиональной деятельности. Участие кадетов в олимпиадах, конкурсах, деловых играх, семинарах и конференциях на военную тематику, включенность их в научную работу развивает у них мышление, формирует сферу профессиональных интересов [4, с. 1052].

Традиционно приоритетами в воспитании кадетов являлись гражданственность, патриотизм, верность воинскому долгу, высокая ответственность, дисциплинированность. Эти важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности формируются у кадетов и сегодня. Важную роль в развитии мотивационно-ценностной направленности на военную службу играют воспитательные мероприятия патриоти-

ческого характера, такие как «Этих дней не смолкнет слава», «День памяти героев Отечества», «Вахта памяти», «Памяти героев будем достойны», «Навечно в строю», «Герои-современники» и др.

Направленность кадетов на военную службу во многом определяется социальным окружением, профессиональным сообществом, психолого-педагогическими условиями среды кадетского корпуса, организацией всех субъектов образовательного процесса в контексте военно-профес-

сиональной направленности, но в первую очередь успешность ее развития зависит от субъектности самих кадетов, их ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, потребностей.

Высокий уровень сформированности морально-нравственных ценностей станет залогом не только успешного овладения в будущем профессиональными компетенциями и стремления к профессиональному мастерству, но и добросовестного несения военной службы.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иоаниди, А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза : монография / А. Ф. Иоаниди [и др.]. - Омск : Омское книжное издательство, 2013. - 215 с.

2. Ковтуненко, Л. В. Особенности военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских общеобразовательных организациях / Л. В. Ковтуненко, Е. В. Парамонов // Перспективы науки. - 2019. - № 5 (116). -С. 178-181.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации : приказ министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 515. - URL: https://rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html (дата обращения: 31.03.2020).

4. Technology and innovation in the development of cognitive activity / M. G. Sergeeva, A. V. Vilkova, V. M. Litvishkov [et al.] // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. - Volume 8, no. 12. - Pp. 1050-1055.

Щ REFERENCES

1. loanidi A.F. et al. Razvitie voenno-professional'noinapravlennostikursantovvoennogo vuza: monografiya [Development of military-professional orientation of military university cadets: monograph]. Omsk: Omskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2013. 215 p.

2. Kovtunenko L.V. ,Paramonov E.V. Military-professional training of pre-conscript youth in cadet educational organizations. Perspektivy nauki = Prospects of Science, 2019,no. 5(116), pp. 178-181. (In Russ.).

3. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti v federal'nykh gosudarstvennykh obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh so spetsial'nymi naimenovaniyami "prezidentskoe kadetskoe uchilishche", "suvorovskoe voennoe uchilishche", "nakhimovskoe voenno-morskoe uchilishche", "kadetskii (morskoi kadetskii) voennyi korpus" i v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh so spetsial'nym naimenovaniem "voenno-muzykal'noe uchilishche", nakhodyashchikhsya v vedenii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii, ipriema vukazannye obrazovatel'nye organizatsii: prikaz Ministra oborony Rossiiskoi Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 515 [On approving the procedure for organizing and implementing educational activities in federal state educational organizations with special names "presidential cadet school", "Suvorov military school", "Nakhimov naval school", "cadet (sea cadet) military corps" and in professional educational organizations with the special name "military music school", which are under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and admission to the specified educational organizations: Order 515 of the Minister of Defense of the Russian Federation dated July 21, 2014]. Available at: http:// rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html (accessed March 31, 2020).

4. Sergeeva M.G., Vilkova A.V., Litvishkov V.M., Kovtunenko L.V., Lukashenko D.V., Klimova E.M. Technology and innovation in the development of cognitive activity. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 8, no. 12, pp. 1050-1055.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0030-4536, e-mail: kovtunenkolv@mail.ru ЕГОР ВИКТОРОВИЧ ПАРАМОНОВ - инженер-инструктор по практической подготовке Военно-воздушной Академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7819-0321, e-mail: egor_parampampam@mail.ru

LYUDMILA V. KOVTUNENKO - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, senior researcher at the Scientific Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: kovtunenkolv@mail.ru EGOR V. PARAMONOV - instructor-engineer for field training, Russian Air Force Military Educational and Scientific Center"Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-7819-0321, e-mail: egor_parampampam@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.