ческого характера, такие как «Этих дней не смолкнет слава», «День памяти героев Отечества», «Вахта памяти», «Памяти героев будем достойны», «Навечно в строю», «Герои-современники» и др.
Направленность кадетов на военную службу во многом определяется социальным окружением, профессиональным сообществом, психолого-педагогическими условиями среды кадетского корпуса, организацией всех субъектов образовательного процесса в контексте военно-профес-
сиональной направленности, но в первую очередь успешность ее развития зависит от субъектности самих кадетов, их ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, потребностей.
Высокий уровень сформированности морально-нравственных ценностей станет залогом не только успешного овладения в будущем профессиональными компетенциями и стремления к профессиональному мастерству, но и добросовестного несения военной службы.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иоаниди, А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза : монография / А. Ф. Иоаниди [и др.]. - Омск : Омское книжное издательство, 2013. - 215 с.
2. Ковтуненко, Л. В. Особенности военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских общеобразовательных организациях / Л. В. Ковтуненко, Е. В. Парамонов // Перспективы науки. - 2019. - № 5 (116). -С. 178-181.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации : приказ министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 515. - URL: https://rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html (дата обращения: 31.03.2020).
4. Technology and innovation in the development of cognitive activity / M. G. Sergeeva, A. V. Vilkova, V. M. Litvishkov [et al.] // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. - 2019. - Volume 8, no. 12. - Pp. 1050-1055.
Щ REFERENCES
1. loanidi A.F. et al. Razvitie voenno-professional'noinapravlennostikursantovvoennogo vuza: monografiya [Development of military-professional orientation of military university cadets: monograph]. Omsk: Omskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2013. 215 p.
2. Kovtunenko L.V. ,Paramonov E.V. Military-professional training of pre-conscript youth in cadet educational organizations. Perspektivy nauki = Prospects of Science, 2019,no. 5(116), pp. 178-181. (In Russ.).
3. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti v federal'nykh gosudarstvennykh obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh so spetsial'nymi naimenovaniyami "prezidentskoe kadetskoe uchilishche", "suvorovskoe voennoe uchilishche", "nakhimovskoe voenno-morskoe uchilishche", "kadetskii (morskoi kadetskii) voennyi korpus" i v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh so spetsial'nym naimenovaniem "voenno-muzykal'noe uchilishche", nakhodyashchikhsya v vedenii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii, ipriema vukazannye obrazovatel'nye organizatsii: prikaz Ministra oborony Rossiiskoi Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 515 [On approving the procedure for organizing and implementing educational activities in federal state educational organizations with special names "presidential cadet school", "Suvorov military school", "Nakhimov naval school", "cadet (sea cadet) military corps" and in professional educational organizations with the special name "military music school", which are under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and admission to the specified educational organizations: Order 515 of the Minister of Defense of the Russian Federation dated July 21, 2014]. Available at: http:// rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html (accessed March 31, 2020).
4. Sergeeva M.G., Vilkova A.V., Litvishkov V.M., Kovtunenko L.V., Lukashenko D.V., Klimova E.M. Technology and innovation in the development of cognitive activity. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 8, no. 12, pp. 1050-1055.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] ЕГОР ВИКТОРОВИЧ ПАРАМОНОВ - инженер-инструктор по практической подготовке Военно-воздушной Академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7819-0321, e-mail: [email protected]
LYUDMILA V. KOVTUNENKO - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, senior researcher at the Scientific Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] EGOR V. PARAMONOV - instructor-engineer for field training, Russian Air Force Military Educational and Scientific Center"Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-7819-0321, e-mail: egor_parampampam@ mail.ru
DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-528-533 УДК 343.83:376.1
Программа формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения
т. в. ВИКТОРОВА
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми, г. Ухта, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2607-7693, e-mail: [email protected] Э. В. ЗАУТОРОВА
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1334-2654, e-mail: [email protected]
Реферат. Решение проблемы формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны ФСИН России имеет важное значение для деятельности исправительных учреждений. При этом под формированием морально-психологической устойчивости понимается процесс целенаправленного развития личностных характеристик, включающих самооценку профессионально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, чувство уверенности в правомерности применения огнестрельного оружия, наличие знаний, умений, навыков для адаптированного реагирования и регуляции эмоциональных состояний в процессе деятельности, способствующих успешному преодолению негативных факторов служебной деятельности и обоснованному применению оружия. Актуальность данной темы обусловлена увеличением нарушений, связанных с несоблюдением сотрудниками требований закона.
В ходе исследования было выявлено, что большая часть представителей отдела охраны (52,6 %) имеет низкий уровень сформированности морально-психологической устойчивости: не развита сфера эмоционально-волевых качеств, слабо выражено наличие моральных требований и оценок и т. д. В связи с этим была разработана комплексно-целевая программа, направленная на формирование морально-психологической устойчивости при применении огнестрельного оружия сотрудниками отделов охраны исправительных учреждений, которая была реализована на базе исправительных учреждений УФсИн России по Республике Коми. Программа построена на принципах активности, исследовательской позиции и объективации (осознания) поведения сотрудников и включает в себя 56 академических часов (лекции, групповые занятия). В ходе ее реализации использовались разнообразные психолого-педагогические методы, направленные на стимулирование качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Положительным результатом реализации программы является сформирован-ность знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам, несущим службу с огнестрельным оружием. Приобретенные ими навыки являются основой для поддержания эмоционального равновесия личности и формирования необходимых профессиональных качеств.
Ключевые слова: сотрудники исправительных учреждений; деятельность отдела охраны; морально-психологическая устойчивость; формирование эмоциональной устойчивости; методы обучения; программа формирования морально-психологических качеств личности.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Викторова Т. В., Зауторова Э. В. Программа формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52), с. 528-533. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-4-528-533.
A Program for the Development of Moral and Psychological Stability in Security Division Officers of Correctional Institutions
TAT'YANA V. VIKTOROVA
Interdistrict Office of the Federal Tax Service of Russia No. 3 in the Komi Republic, Ukhta, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2607-7693, e-mail: [email protected] EL'VIRA V. ZAUTOROVA
Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1334-2654, e-mail: [email protected]
Abstract. Addressing the issue concerning the development of moral and psychological stability in employees of security division of the Federal Penitentiary Service of Russia is of major importance to the functioning of correctional institutions. We regard the development of moral and psychological stability as a process of consistent development of personal traits, including self-evaluation of professional and psychological readiness to act in emergency situations, a sense of confidence in the legality of the use of fire arms, the knowledge and skills required to respond adequately and adjust one's emotional state when performing one's duty; all these traits should help officers deal successfully with negative factors arising in the course of their service and use firearms lawfully. The topic of the paper is relevant, since there has been an increase in the number of violations related to officers' non-compliance with the law. We have revealed that the level of moral and psychological stability in the majority of security division representatives (52.6%) is low: their sphere of emotional and volitional qualities is not developed; they do not have enough moral requirements and assessments, etc. In this regard, we have worked out a comprehensive target program, the goal of which is to form moral and psychological stability in security officers of correctional facilities in situations requiring the use of firearms. The program was implemented on the basis of correctional institutions in the Komi Republic Department of the Federal Penitentiary Service of Russia. The program is based on the principles of activity, research orientation and objectification (awareness) of officers' behavior and includes 56 academic hours (lectures, group classes). In the course of its implementation, various psychological and pedagogical techniques were used to encourage high-quality performance of professional duties. The positive outcome of the program is observed in the fact that officers who use firearms in their work become fully equipped with relevant knowledge, skills and abilities. The skills they acquire are the basis for maintaining personal emotional balance and developing necessary professional qualities.
Key words: corrections officers; activity of a security division; moral and psychological stability; formation of emotional stability; training techniques; program for the formation of moral and psychological qualities in an individual.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Viktorova T.V., Zautorova E.V. A program for the development of moral and psychological stability in security division officers of correctional institutions. Penitentiary Science, 2020, vol. 14, no. 4 (52), pp. 528-533. DOI 10.46741/2686-97642020-14-4-528-533.
Решение проблемы формирования морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны ФСИН России важно для эффективного функционирования исправительных учреждений и обеспечения готовности сотрудника к установленным законом решительным действиям при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных, в том числе к применению оружия на поражение [7; 8; 11].
Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников, несущих службу с огнестрельным оружием, - это процесс целенаправленного развития личностных характеристик, включающих самооценку профессионально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, чувство уверенности в правомерности применения оружия, наличие знаний, умений, навыков для
адаптированного реагирования и регуляции эмоциональных состояний в процессе деятельности, способствующих успешному преодолению негативных факторов служебной деятельности и обоснованному применению огнестрельного оружия [3; 4; 6; 9].
По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2016-2018 гг. выявлено 260 нарушений, связанных с несоблюдением требований закона относительно как оснований, так и порядка применения физической силы и специальных средств. Следственными органами возбуждено 144 уголовных дела в отношении сотрудников пенитенциарной системы. В 112 случаях действия сотрудников квалифицировались как превышение должностных полномочий. В 2016 г. открыто 25 уголовных дел данной категории, в 2017 г. - 23, а в 2018 г. их количество возросло практически в три раза - до 64. К уголовной ответственности привлечено 67 сотрудников, при этом осуждено 38 лиц, наибольшее количество из них в 2018 г. [5].
Данные статистики актуализируют проблему формирования морально-психологической устойчивости сотрудников, заступающих на службу с огнестрельным оружием. В ходе исследования было предложено перечислить пять наиболее важных качеств сотрудника отдела охраны. Ответы в порядке убывания распределились следующим образом: эмоциональная стабильность, самодисциплина, уверенность, умение сохранять спокойствие в трудных служебных ситуациях, оставаться верным долгу и чести, высокая мораль. Полученные данные лишь подтверждают, что морально-психологические качества являются важными для сотрудника данного подразделения исправительного учреждения.
Вместе с тем было выявлено, что большая часть сотрудников (52,6 %) имеет низкий уровень сформированности морально-психологической устойчивости (исследование проводилось на базе ИК-19, ИК-29, СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, непосредственными участниками педагогического эксперимента стали 79 сотрудников отдела охраны). Так, у респондентов была слабо развита сфера эмоционально-волевых качеств: не выражено наличие морально-нравственных оценок, а также требований, которые направлены на внутреннюю устойчивость и независимость от внешних обстоятельств, а также готовность представителей отдела охраны к принятию решений в ситуации субъективной неопределенности. Умение преобразовать ситуацию,
прогнозировать последствия выбора при реализации самостоятельных решений проявляется эпизодически.
В связи с этим была разработана комплексно-целевая программа, направленная на формирование морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения, несущих службу с огнестрельным оружием. Программа апробировалась в учреждениях УФСИН России по Республике Коми (ИК-19, ИК-29, СИЗО-2).
Основными задачами программы явились:
1. Создание психолого-педагогических условий для самоактуализации внутренних ресурсов и совершенствования личностных и профессионально важных качеств сотрудников.
2. Формирование морально-психологической готовности сотрудников отделов охраны к установленным законом решительным действиям при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных, в том числе к применению оружия на поражение.
3. Повышение уровня сформированности морально-психологической устойчивости сотрудников посредством психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого, операционально-рефлексивного и когнитивно-деятельностного компонентов.
4. Психолого-педагогическая поддержка сотрудников, расширение их социального и психологического опыта.
Программа построена на следующих принципах:
- активности (напряженность внимания, памяти и воли обучаемого для понимания и усвоения учебного материала). Сотрудник выступает субъектом обучения [1] (активность повышалась постепенно в ходе участия представителей отдела охраны в познавательной деятельности);
- исследовательской позиции (в процессе обучения сотрудники открывают новые для себя знания и познают свои личный потенциал, способности и особенности);
- объективации (осознании) поведения (универсальным средством перевода с импульсивного на объективированный уровень поведения участников обучения является обратная связь) [10].
Программа рассчитана на 56 часов: 19 -это лекционные занятия, остальные - групповые (9 часов - семинарские и 28 - практические занятия). Лекционные занятия направлены на освоение теоретических
знаний о морально-психологической устойчивости личности; приемах регуляции психоэмоциональных состояний, ресурсах и резервах психической организации личности; методах снижения уровня тревожности, повышения оптимальных психических состояний; видах рациональных установок на восприятие жизненных событий; методах развития экстернального локуса контроля; мотивации достижения успеха; понимании важности знания законов, инструкций и нормативных документов.
Групповые занятия, в частности практические, ориентированы на развитие таких навыков и умений сотрудников отдела охраны, как гибкость и концентрация в разрешении сложных профессионально-служебных ситуаций; развитие волевой и эмоциональной устойчивости к длительным нагрузкам; стрессоустойчивость к отрицательным факторам деятельности; уверенность в принятии решений в аспекте использования огнестрельного оружия и законных оснований его применения; управление вниманием в ситуациях длительного наблюдения; применение методов оперативной саморегуляции. Семинарские занятия были направлены на анализ ситуаций морального выбора в различных ситуациях деятельности, собственных психоэмоциональных состояний и выбор нужных способов совладания с ними; принятие самостоятельных решений и личной ответственности за результат деятельности; формирование положительного отношения к службе при осознании важности профессиональных задач, которые непосредственно связаны с применением огнестрельного оружия.
Цикл «Теоретические основы морально-психологической устойчивости» включает обсуждение профессионального выбора и рисков в профессии сотрудника отдела охраны (темы «Профессиональный выбор в жизни человека. Риски в профессии сотрудника отдела охраны», «Сущность понятия "моральная устойчивость" и ее место в целостной структуре личности», «Основы правовой грамотности сотрудника отдела охраны», «Морально-психологическое обеспечение несения караульной службы. Сохранение морально-психологической устойчивости сотрудника отдела охраны в особых условиях несения службы: при пресечении побега, при массовых беспорядках» и др.).
Цикл «Практические основы морально-психологической устойчивости» включает три блока:
- блок формирования когнитивных умений и навыков (темы «Нормативные доку-
менты, законы и инструкции по применению огнестрельного оружия в условиях исправительного учреждения», «Правовые основы безопасности» и др.);
- блок формирования волевых и эмоциональных качеств (темы «Как действовать в сложной ситуации», «Проявление решительности в ходе выполнения служебных задач», «Риск и ты», «Стресс - что это?», «Профессиональное наблюдение», «Готов к применению оружия на поражение» и др.);
- блок формирования важных профессиональных качеств сотрудника отдела охраны. Предполагает обсуждение вопросов устойчивости системы собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок, делающих сотрудника относительно независимым от внешних обстоятельств; осмысление своих возможностей эффективного решения служебных задач в различных, в том числе особых, условиях несения службы (темы «Ответственность и долг», «Самооценка личных качеств» и др.).
Групповые занятия имеют следующую структуру: 1) введение в тему (разминочные упражнения, направленные на создание атмосферы доверия, эмоциональной раскрепощенности и сплоченности в учебном коллективе); 2) основная часть (реализация содержания программы); 3) заключительная часть (обсуждение итогов занятия, групповая рефлексия).
В ходе занятий использовались разнообразные психолого-педагогические методы. Так, например, применялся метод морального выбора, где обучающимся, избегая прямого воздействия, предлагалось включиться в обсуждение, казалось бы, далеких от служебной деятельности ситуаций. Являясь теоретическими, эти ситуации в мыслях и чувствах сотрудников отдела охраны моделируют возможное поведение в ситуациях реальной ответственности, принятия решений [2].
На занятиях, направленных на выявление личностного потенциала, раскрытие личностных ресурсов, а также на обучение навыкам управления различными ситуациями, применялись специально подобранные упражнения, например: упражнение «Собранность и готовность действовать», цель которого - выработать точность действий в условиях неопределенности (создаются условия неопределенности и неожиданности, отрабатывается быстрота принятия решений и действий).
Определенным успехам в формировании морально-психологической устойчиво-
сти способствовало включение сотрудников, несущих службу с оружием, в работу по использованию самоподдерживающих утверждений (аффирмаций), а именно: «Я профессионал, я выполняю свою работу», «Я контролирую себя, свои мысли, эмоции, поступки - я контролирую ситуацию!», «Если я не знаю, как поступить в конкретной ситуации, я обращаюсь к более опытному сотруднику за советом», «В критической ситуации сначала думай, затем - делай!», «Я уверен в себе, спокоен, внимателен, требователен согласно инструкции, поступаю разумно, исходя из сложившейся ситуации». Также на занятиях широко использовались мини-лекции, дискуссии, видеоинформационные зарисовки, имитационные техники и др.
Положительным результатом реализации программы является сформированность знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам сотрудника отдела охраны, выработка психического равновесия личности в случаях применения оружия, осуществление систематического контроля своего морально-психологического состояния и т. д. Представленная программа может быть использована при планировании лекционных и практических занятий с сотрудниками отдела охраны исправительного уч-
реждения в рамках служебной подготовки и в системе повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, морально-психологическая устойчивость к различного рода сложным и опасным ситуациям профессиональной деятельности рассматривается как одна из ведущих составляющих эффективности профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны исправительных учреждений ФСИН России. Для обеспечения уверенного поведения сотрудников при выполнении должностных обязанностей требуются последовательная и систематическая психолого-педагогическая подготовка, обучение сотрудников правовым основам знаний и осуществление комплекса мероприятий по другим направлениям. Использование специально разработанной комплексно-целевой программы, направленной на формирование морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны в исправительном учреждении, будет способствовать развитию необходимых профессиональных качеств лиц, несущих службу с огнестрельным оружием. Приобретенные ими знания, навыки и умения станут основой для поддержания эмоционального равновесия личности и формирования необходимых профессиональных качеств.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанщиков, А. В. Проблемы психологии воинского коллектива / А. В. Барабанщиков, Н. Д. Глоточкин, В. В. Шеляг. - Москва : Воениздат, 1973. - 301 с.
2. Зауторова, Э. В. Ситуации морального выбора в нравственном развитии осужденных молодежного возраста : методические рекомендации для сотрудников исправительных учреждений / Э. В. Зауторова. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. - 105 с. - ISBN 978-5-94991-243-0.
3. Каленчук, Л. В. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики / Л. В. Каленчук, А. Г. Караяни, И. П. Логинов. - Москва : ВУ, 1997. - 88 с.
4. Колодкин, Л. М. Режим законности и принцип разумности в сфере исполнения наказаний и способы их обеспечения / Л. М. Колодкин // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - № 2 (18). - С. 44-47.
5. Материалы коллегии о состоянии законности в сфере исполнения законодательства, направленного на пресечение незаконных методов воздействия в отношении осужденных и содержащихся под стражей лиц. Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главное управление правовой статистики и информационных технологий. -URL. https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1599844/ (дата обращения: 07.09.2020).
6. Слепов, В. Я. Морально-психологическое воспитание будущих офицеров-подводников : учебное пособие / В. Я. Слепов. - Ленинград : Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, 1968. - 113 с.
7. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика : учебное пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. -Москва : Юнити, 2002. - 607 с. - ISBN 5-238-00382-Х.
8. Трубочкин, В. П. Психологические условия мобилизованности сотрудников ОВД на выполнение служебного долга / В. П. Трубочкин // Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и опретивно-слу-жебной деятельности органов внутренних дел. - Москва, 1986. - С. 22-28.
9. Ушатиков, А. И. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях : учебно-методическое пособие / А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов. - Рязань, 1997. - 97 с.
10. Федорова, Е. М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки : учебное пособие / Е. М. Федорова. - Москва : НИИ ФСИН России, 2007. -119 с. - ISBN 978-5-9632-0041-4.
11. Хальзов, В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск учебное пособие / В. И. Хальзов ; под редакцией А. В. Барабанщикова. - Ленинград : вПу, 1988. - 65 с.
I REFERENCES
1. Barabanshchikov A.V., Glotochkin N.D., Shelyag V.V. Problemy psikhologii voinskogo kollektiva [Problems of psychology of the military team]. Moscow: Voenizdat, 1973. 301 p.
2. Zautorova E.V. Situatsii moral'nogo vybora v nravstvennom razvitii osuzhdennykh molodezhnogo vozrasta: metod-icheskie rekomendatsii dlya sotrudnikovispravitel'nykh uchrezhdenii [Situations of moral choice in the moral development of convicted youth: methodological recommendations for corrections officers]. Vologda: VIPE FSIN Rossii, 2013. 105 p.
3. Kalenchuk L.V., Karayani A.G., Loginov I.P. Tekhnologii moral'no-psikhologicheskogo obespecheniya: aktual'nye problemy teoriiipraktiki [Technologies of moral and psychological support: topical issues of theory and practice]. Moscow: VU, 1997. 88 p.
4. Kolodkin L.M. The legality mode and the rationality principle in the penal sphere and the ways to ensure them. Vest-nik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie=Institute Bulletin: Crime, Punishment, Correction, 2012, no. 2 (18), pp. 44-47. (In Russian).
5. Materialy kollegii o sostoyanii zakonnosti vsfere ispolneniya zakonodatel'stva, napravlennogo na presechenie neza-konnykh metodov vozdeistviya votnoshenii osuzhdennykh i soderzhashchikhsya podstrazhei lits. General'naya prokuratu-ra Rossiiskoi Federatsii, Glavnoe upravlenie pravovoi statistiki i informatsionnykh tekhnologii [Materials of the Board on the state of legality in the implementation of legislation aimed at suppressing illegal methods of influence against convicted and detained persons. General Prosecutor's office of the Russian Federation, Main Department of Legal Statistics and Information Technologies]. Available at: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1599844/ (accessed September 7, 2020).
6. Slepov V.Ya. Moral'no-psikhologicheskoe vospitanie budushchikh ofitserov-podvodnikov: uchebnoe posobie [Moral and psychological education of future submarine officers: textbook]. Leningrad: Vysshee voenno-morskoe uchilishche podvodnogo plavaniya im. Leninskogo komsomola, 1968. 113 p.
7. Stolyarenko A.M. Ekstremal'naya psikhopedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Extreme psychopeda-gogy: textbook for university students]. Moscow: Yuniti, 2002. 607 p.
8. Trubochkin V.P. Psychological conditions for mobilization of police officers to perform their duty. In: Psikhologo-ped-agogicheskie problemy sovershenstvovaniya upravleniya i operativno-sluzhebnoi deyatel'nosti organov vnutrennikh del [Psychological and pedagogical issues related to improving management and official activity of internal affairs bodies]. Moscow, 1986. Pp. 22-28 (In Russian).
9. Ushatikov A.I.,KovalevO.G., SemenovV.A. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikovpenitentsiarnykh uchrezhdenii kdeistviyam vekstremal'nykh usloviyakh: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychological training of penitentiary staff to act in extreme conditions: study guide].Ryazan, 1997. 97 p.
10. Fedorova E.M. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v protsesse professional'noi podgotovki: uchebnoe posobie[Spiritual and moral education of employees of the penal system in the process of professional training: textbook]. Moscow: NII FSIN Rossii, 2007. 119 p.
11. Khal'zov V.I. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya voennosluzhashchikh vnutrennikh voisk uchebnoe posobie [Pedagogical bases of education of military personnel of internal troops].Leningrad: VPU, 1988. 65 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INF(
Т. В. ВИКТОРОВА - ведущий специалист-эксперт отдела кадров и безопасности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми, г Ухта, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2607-7693, e-mail: viktoria_ [email protected]
Э. В. ЗАУТОРОВА - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1334-2654, e-mail: [email protected]
IMATION ABOUT THE AUTHORS
TAT'YANA V. VIKTOROVA - leading specialist andexpert at the Personnel and Security Department, Interdistrict Office of the Federal Tax Service of Russia No. 3 in the Komi Republic, Ukhta, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2607-7693, e-mail: viktoria_ [email protected]
EL'VIRA V. ZAUTOROVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education,professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1334-2654, e-mail: elvira-song@ mail.ru