2. Иванова, Г. П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г П. Иванова,
3. Ф. Шакирова // Акмеология. - 2012. - № 3. - С. 51-56.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2004. -305 с. - ISBN 5-7695-1506-6.
4. Ковтуненко, Л. В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях : монография / Л. В. Ковтуненко. - Воронеж : Научная книга, 2009. - 206 с. -ISBN 978-5-98222-610-5.
5. Макарова, С. Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию / С. Н. Макарова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 17. - С. 145-155.
6. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинс-кая // Социологический сборник. Вып. 4. - Москва : Социум, 1998. - С. 36-40.
Щ REFERENCES
1. Vasilenko O. V. Socializaciya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe. Avtoref. diss. kand. filosof. nauk [Socialization of students in the educational process. Author's abstract of diss. PhD. in Philosophy]. Cheboksary, 2003. 21 p. (In Russ.).
2. Ivanova G. P., SHakirova E. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'no aktivnoj lichnosti studenta [Pedagogical conditions for the formation of a socially active student personality]. Akmeologiya - Acmeology, 2012, no. 3, pp. 51-56. (In Russ.).
3. Klimov E. A. Psihologiyaprofessional'nogosamoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004. 305 p. (In Russ.).
4. Kovtunenko L. V. Professional'noe stanovlenie sotrudnikov sluzhby ispolneniya nakazanij v vedomstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Professional development of employees of the penal service in departmental educational institutions]. Voronezh, 2009. 206 p. (In Russ.).
5. Makarova S. N. Uspeshnaya professional'naya socializaciya: osnovnye podhody k issledovaniyu [Successful Professional Socialization: Key Research Approaches]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2007, no. 17, pp. 145-155. (In Russ.).
6. Perinskaya N. A. Social'naya identichnost' kak rezul'tat professional'noj socializacii [Social identity as a result of professional socialization]. Sociologicheskijsbornik. Vyp. 4 [Sociological collection. Issue 4]. Moscow, 1998, pp. 36-40. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ТРУБЧАНИНОВ - начальник курса Воронежского института ФСИН России, г. Воронеж, Российская Федерация, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1520-1177, e-mail: trubchaninov80@ mail.ru
LYUBOV' V. KOVTUNENKO - Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Moscow, Russian Federation, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] MIHAIL B. TRUBCHANINOV - Course Head of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, Voronezh, Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1520-1177, e-mail: trubchaninov80@ mail.ru
DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-287-293 УДК 37.013
Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости
курсантов военных вузов
В. Р. КИСЛОВ
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8178-3964, e-mail: [email protected]
Реферат. Актуальность проблемы формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов, представляющих собой особый совокупный субъект социальных отношений, обусловлена коренными изменениями в духовно-нравственной жизни российского общества, армии и флота. В настоящее время становление и дальнейшее развитие эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров является приоритетным вопросом, так как далеко не все военнослужащие психологически готовы к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей, овладению современными технологиями в сложных и
экстремальных условиях. Недостаточная разработанность в психолого-педагогической науке теоретических предпосылок вызывает необходимость дополнительного изучения условий и средств формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов и поиска новых подходов в данном направлении деятельности. В статье представлена модель становления эмоционально-волевой устойчивости обучающихся военных вузов, разработанная на основе теоретического анализа аксиологических подходов к понятию «эмоционально-волевая устойчивость» и методологических подходов к природе данного феномена. В рамках предложенной модели основной целью педагогической деятельности представляется содействие формированию у курсантов эмоционально-волевой устойчивости, позволяющей контролировать проявление эмоций и адекватно действовать в напряженных эмоциональных ситуациях, связанных с выполнением профессиональной военной деятельности.
Рефлексивно-деятельностный и средовой подходы выступают в качестве основополагающих в изучении данного вопроса, поскольку становление эмоционально-волевой устойчивости у курсантов происходит в процессе деятельности на основе личностного осмысления в условиях военной образовательной среды, имеющей ряд отличительных особенностей. Кроме того, указанные подходы активизируют не только образовательный, но и мотивационный и коммуникативный потенциалы будущих офицеров.
Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость; военная образовательная среда; рефлексивно-деятельностный подход; средовой подход; рефлексия; деятельность.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Для цитирования: Кислов В. Р. Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):287-293. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-287-293.
A model for formation emotional-volitional stability of cadets
of military universities
V. R. KISLOV
the Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Yaroslavl, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8178-3964, e-mail: [email protected]
Abstract. The urgency of the problem of formation emotional-volitional stability of cadets of military universities, which are a special aggregate subject of social relations, is due to radical changes in the spiritual and moral life of Russian society, the army and navy. At present the formation and further development of emotional-volitional stability of future officers is a priority issue, since not all military personnel is psychologically ready for the effective fulfillment of their professional duties in mastering modern technologies in difficult and extreme conditions. The insufficient development of theoretical premises in psychological and pedagogical science necessitates an additional study of the conditions and means of forming the emotional-volitional stability of cadets of military universities and the search for new approaches in this area of activity. The article presents a model of the formation emotional-volitional stability of students of military universities, developed on the basis of a theoretical analysis of axiological approaches to the concept of "emotional-volitional stability" and methodological approaches to the nature of this phenomenon. Within the framework of the proposed model the main goal of pedagogical activity is to promote the formation of emotional-volitional stability among cadets, which makes it possible to control the manifestation of emotions and adequately act in tense emotional situations related to the professional military activities.
Reflexive-activity and environmental approaches are fundamental in the study of this issue, since the formation of emotional-volitional stability among cadets occurs in the process of activity on the basis of personal understanding in a military educational environment that has a number of distinctive features. In addition these approaches activate not only the educational, but also the motivational and communicative potentials of future officers.
Key words: emotional-volitional stability; military educational environment; reflective-activity approach; environmental approach; reflection, activity.
13.00.01 - General pedagogy, the history of pedagogy and education
For citation: Kislov V. R. A model for formation emotional-volitional stability of cadets of military universities. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14 (2):287-293. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-287-293.
Подготовка высококвалифицированных военных кадров является фундаментом развития Вооруженных Сил Российской Федерации и занимает важное место в системе военно-технического сотрудничества нашего государства. Несомненно, повышение морально-боевого духа и профессионализма военнослужащих на сегодняшний день является актуальной задачей, стоящей перед командованием и личным составом, поскольку методы и формы ведения современных боевых действий совершенствуются и усложняются.
Многочисленные исследования, посвященные прагматическо-профессиональным аспектам подготовки курсантов военных образовательных организаций профессионального образования, и недостаточная разработанность проблемы становления эмоционально-волевой устойчивости порождают противоречие между необходимостью формирования данного эмоционального качества и отсутствием теоретической базы, потребностью профессорско-преподавательского состава военных университетов (институтов) в его научно-методическом обеспечении.
Исходя из сказанного, выявление и обоснование педагогических условий формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений представляются нам чрезвычайно актуальными.
Существуют различные точки зрения на содержание понятия «эмоционально-волевая устойчивость». Так, Л. М. Аболин считает, что «это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоционально-волевые компоненты которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» [1, с. 36]. В. М. Писаренко утверждает, что под эмоционально-волевой устойчивостью следует понимать «ее способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приведет не к уменьшению, а к увеличению работоспособности» [7, с. 51]. Автор убежден, что «в основе крепкой эмоционально-волевой устойчивости находится высокая степень автоматизации
и большой запас профессиональных навыков, базирующихся на разнообразной физической подготовленности» [7, с. 54]. Е. А. Милерян указывает, что под эмоционально-волевой устойчивостью следует понимать, «с одной стороны, невосприимчивость к эмоциональным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой - способность контролировать и сдерживать свое поведение в напряженной обстановке» [4, с. 146]. Исследователь связывает эмоциональную устойчивость «с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями». К. К. Платонов определил эмоционально-волевую устойчивость как «способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную и опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия» [8, с. 170-171].
Среди зарубежных авторов проблемой эмоциональной устойчивости занимался американский психолог Дж. Гилфорд, который рассматривал ее как преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, а эмоциональную неустойчивость как характеризующуюся пессимистичностью, легкой возбудимостью и колебанием настроения. Британский и американский психолог Р. Кеттелл, проведя масштабное исследование с использованием факторного анализа, отнес к эмоциональной устойчивости личности такие качества, как зрелость, реалистичность и спокойствие, а к эмоциональной неустойчивости - неустойчивость, нереалистичность и неконтролируемость.
В нашем исследовании под эмоционально-волевой устойчивостью понимается свойство личности, позволяющее контролировать проявление эмоций и адекватно действовать в напряженных эмоциональных ситуациях, связанных с выполнением профессиональной военной деятельности. Будучи дополненной комплексом необходимых когнитивных и волевых качеств, эмоционально-волевая устойчивость должна сыграть свою положительную роль в боевой деятельности военнослужащего.
Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости обучающихся военного вуза можно представить как взаимосвязь ценностно-целевого, содержательно-организационного и аналитико-рефлексивного компонентов.
В военной педагогике существуют различные методологические подходы к организации обучения и воспитания курсантов: аксиологический, событийный, деятель-ностный, субъектно-деятельностный, функциональный, программно-целевой, системный, рефлексивный, компетентностный и др.
В вопросе формирования личности курсантов деятельностный подход к организации обучения и воспитания будущих офицеров будет иметь больше теоретико-методологических преимуществ перед другими подходами.
При разработке модели формирования эмоционально-волевой устойчивости обучающихся нами были выделены следующие составляющие данного феномена:
- ценностные ориентации;
- эмоциональные характеристики;
- система волевых качеств;
- морально-психологическая готовность к выполнению боевых задач.
Основными средствами формирования эмоционально-волевой устойчивости выступают самостоятельная деятельность и рефлексия. Разработанный ярославской педагогической школой рефлексивно-де-ятельностный подход (Л. В. Байбородова, Т. Н. Гущина, М. И. Рожков, А. П. Чернявская и др.), предполагающий формирование ценностей в процессе деятельности на основе личностного осмысления, в данном исследовании был выбран в качестве методологической основы.
Современная педагогика рассматривает обучающегося как субъекта - «высшую системную целостность человека» [2, с. 24]. Субъектность как интегративная сущностная характеристика личности проявляется прежде всего в активности, рефлексивности и осознанности ценностных ориентаций [3, с. 17]. Объединение данных качеств в структуру субъекта обеспечивает его целостность. При рефлексивно-деятельностном подходе деятельность является средством и решающим условием развития личности, так как без активного участия самого субъекта деятельности будет трудно организовать рефлексию опыта и прогнозировать будущее. Развитие субъектности обучающегося принято рассматривать в систем-
ном взаимодействии педагогов и обучающихся. По мнению Т. Н. Гущиной, «подобное взаимодействие будет направлено на создание педагогических условий для выражения внутренних побуждений обучающегося к пониманию собственных возможностей и к дальнейшей эффективной деятельности. Идея поддержки и уникальности каждой личности трансформировалась в идею педагогического сопровождения, которая в настоящее время приобрела системный характер» [3, с. 20-21]. Такой подход, без всякого сомнения, должен способствовать формированию эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших учебных заведений, поскольку активизирует не только образовательный, но и мотивационный и коммуникативный потенциалы будущих офицеров.
Важно отметить, что образовательная среда военного вуза имеет свою специфику, которая заключается в уставной дисциплине, армейском укладе жизни, режиме секретности и закрытости места дислокации. Кроме того, дидактические и воспитательные цели в образовательном процессе военных институтов превалируют над развивающими при наличии жесткого контроля деятельности со стороны командования [6, с. 633]. Следовательно, следующим методологическим подходом, положенным в основу нашего исследования по формированию эмоционально-волевой устойчивости курсантов военного вуза, будет являться сре-довой подход.
Способы и принципы воздействия возможностей среды на личностное развитие обучающихся и, соответственно, обучающихся на среду раскрываются через средо-вой подход. Создание среды, способствующей проявлению и дальнейшему развитию активности и готовности курсантов к ее осуществлению, реализуется через педагогическую деятельность, предполагающую разработку соответствующих методов и средств осуществления данного процесса с целью формирования эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров.
Основой эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего являются нравственные качества личности. Согласно Основам организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации [5] главными задачами воспитания являются формирование и развитие у курсантов (слушателей) таких ценностей, как любовь к Отечеству, верность воинскому долгу, дис-
циплинированность, офицерская честь, мужество и нравственная чистота.
Оптимизация волевой подготовки будущих офицеров должна осуществляться организационно-управленческими мерами, в основе которых лежит научный и системный характер. Успешность решений боевых задач российскими военнослужащими во время проведения боевых действий еще раз подтверждает вывод военно-психологической науки об их прямой зависимости от волевых качеств офицеров: смелости, решительности и самообладания, особенно в тактическом звене.
Содержательно-организационный компонент модели состоит из составляющих эмоционально-волевой устойчивости, этапов, направлений и средств ее формирования.
Основными направлениями деятельности педагога по формированию эмоционально-волевой устойчивости у обучающихся военного вуза в рамках содержательного компонента модели являются:
1. Обучение курсантов когнитивной составляющей эмоционально-волевой устойчивости, включающей систему психолого-педагогических знаний о сущности и критериях оценки эмоционально-волевой устойчивости, а также ее значимости для эффективной работы в условиях военной профессиональной деятельности.
2. Формирование у курсантов мотива-ционной составляющей, предполагающей создание положительной мотивации к развитию эмоционально-волевой устойчивости, а также стимулирование развития ценностных ориентаций, ведущих к осмыслению и перестройке собственных ценностей, позиции в сфере профессионального общения и морального совершенствования.
3. Реализация практической составляющей процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов.
4. Синхронизация воспитательных влияний субъектов образовательного процесса.
К основным условиям эффективности формирования эмоционально-волевой устойчивости относятся:
- целенаправленное развитие и ежегодный мониторинг у курсантов военного вуза ценностных ориентаций, мотивационной сферы и социально-психологического климата в коллективе и учебных группах;
- насыщение образовательной среды военного вуза целевыми программами и методическими разработками по профессионально-психологической подготовке
курсантов, различными тренингами эмоционально-волевой саморегуляции, авторскими методиками подготовки и проведения учебных занятий по формированию структурно-функциональных компонентов эмоционально-волевой устойчивости в учебном процессе, предъявление курсантам психологических ситуаций-образцов для эмоционально-волевых упражнений и др.;
- включение в педагогический процесс различных отделов профессиональной и учебной деятельности: службы психологического и медицинского обеспечения, отдела воспитательной работы и др.
Среди основных этапов формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов целесообразно выделить следующие:
1) аналитико-диагностический;
2) этап осознания ценностей и целей формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов;
3) практическая деятельность по формированию эмоционально-волевой устойчивости курсантов;
4) аналитико-коррекционный.
В задачи педагога на аналитико-диагно-стическом этапе формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов входят:
- пилотажное исследование;
- сбор, обработка и анализ информации;
- диагностика уровня сформированности и развития эмоционально-волевой устойчивости курсантов;
- прогноз развития эмоционально-волевой устойчивости курсантов [3].
На аналитико-диагностическом этапе формирования эмоционально-волевой устойчивости следует привлекать к работе специалистов-психологов, которые считают необходимым количественный и качественный анализ каждого явления и факта при выборе диагностических методов исследования. При диагностировании уровня сформированности эмоционально-волевой устойчивости курсантов рекомендуется использовать следующие методики:
1. Диагностика уровня личной готовности к риску (RSK Шуберта).
2. Опросник «Уровень субъективного контроля» Джулиана Роттера.
3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
4. Методика комплексной визуальной диагностики волевых типов.
5. Опросник для самооценки настойчивости (Е. П. Ильин и Е. К. Фещенко).
6. Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (А. И. Высоцкий).
7. Экспертная оценка.
8. Само- и взаимооценка курсантами уровня сформированности эмоционально-волевой устойчивости.
На этапе осознания ценностей и целей формирования эмоционально-волевой устойчивости первоочередная задача педагога состоит в формировании у курсантов базовых знаний о феномене эмоционально-волевой устойчивости, системе эмоциональных характеристик личности, а также ознакомление с системой волевых качеств офицера. С целью актуализации способности курсантов к оценке эмоционального напряжения преподавателям рекомендуется проведение информационно-воспитательных мероприятий и осуществление социально-правовой подготовки курсантов. В задачи курсантов входит овладение базовыми знаниями о эмоционально-волевой устойчивости, а также рефлексия по поводу эмоционального состояния и волевых качеств собственной личности, их осмысление и окончательное усвоение первичных знаний. На данном этапе проводится коррекция восприятия ценностных ориентаций курсантами.
На этапе практической деятельности по формированию эмоционально-волевой устойчивости педагогами организуется тренировка умения проявлять эмоционально-волевую устойчивость и сопровождение деятельности по индивидуальному и групповому осмыслению важности эмоционально-волевой устойчивости личности. Курсан-
ты демонстрируют навык индивидуального и группового анализа и осмысления сущности понятий «ценностные ориентации», «эмоциональные характеристики», «волевые качества» и др.
На аналитико-коррекционном этапе преподаватели осуществляют контроль теоретических и операционных знаний о феномене эмоционально-волевой устойчивости, а также стимулируют дальнейшее развитие данного качества. Проводится мониторинг сформированности эмоционально-волевой устойчивости с последующим рефлексивным анализом результатов и процессов с целью корректировки полученных результатов.
Аналитико-рефлексивный компонент модели представляет собой анализ и рефлексивную деятельность по формированию эмоционально-волевой устойчивости курсантов, а также обобщение результатов мониторинга сформированности эмоционально-волевой устойчивости.
Педагогическая деятельность по формированию эмоционально-волевой устойчивости курсантов в рамках предложенной модели осуществляется военными педагогами в лице курсовых офицеров, командиров учебных групп, преподавателей-предметников и других специалистов в пределах их должностных полномочий. Заместитель командира по работе с личным составом осуществляет сопровождение процессов формирования эмоционально-волевой устойчивости у обучающихся военного вуза, несет ответственность за качество воспитательной работы и подготовленность военных педагогов к осуществлению воспитательной работы.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 264 с.
2. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 406 с. - ISBN 978-5-9770-0364-3.
3. Гущина, Т. Н. Педагогические основания развития субъектности старшеклассников в системе дополнительного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гущина Татьяна Николаевна. - Москва, 2013. - 44 с.
4. Милерян, Е. А. Психологический отбор летчиков / Е. А. Милерян. - Киев : [б. и.], 1966. - 234 с.
5. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации : указание статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации от 22.09.2008 № 172/1/6423. - Москва : МОРФ, 2008. - 118 с.
6. Петровская, М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя / М. В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 - Ч. 3. - С. 632 635.
7. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В. М. Пи-саренко // Пути достижения трудной цели в спорте : материалы по теории и методике психологической подготовки для тренеров и спортсменов / под общей редакцией В. А. Алаторцева, Л. В. Юрасова. - Москва : Физкультура и спорт, 1964. - С. 51-68.
8. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - Москва : Высшая школа, 1984. - 227 с.
■ REFERENCES
1. Abolin L. M. Psihologicheskie mekhanizmy emocional'noj ustojchivosti cheloveka [Psychological mechanisms of human emotional stability]. Kazan, 1987. 264 p. (In Russ.).
2. Brushlinskij A. V. Sub»ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Subject: thinking, teaching, imagination]. Moscow, Voronezh, 2008. 406 p. (In Russ.).
3. Gushchina T. N. Pedagogicheskie osnovaniya razvitiya sub»ektnosti starsheklassnikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Pedagogical grounds for the development of subjectivity of high school students in the system of additional education. Author's abstract of the diss. Dsc. in Pedagogy ]. Moscow, 2013. 44 p. (In Russ.).
4. Mileryan E. A. Psihologicheskij otbor letchikov [Psychological selection of pilots]. Kiev, 1966. 234 p. (In Russ.).
5. Ukazaniestats-sekretarya -zamestitelya ministra oboronyRossijskojFederacii«Osnovyorganizacii vospitatel'nojraboty v voenno-uchebnyh zavedeniyah Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii» ot 22.09.2008 № 172/1/6423 [Direction of the State Secretary - Deputy Minister of Defense of the Russian Federation «Fundamentals of the organization of educational work in military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation» from 22.09.2008 no. 172/1/6423]. Moscow, 2008. 118 p. (In Russ.).
6. Petrovskaya M. V. Obrazovatel'naya sreda voennogo vuza kak prostranstvo razvitiya psihologicheskoj kul'tury prepodavatelya [The educational environment of a military university as a space for the development of the psychological culture of a teacher]. Fundamental'nye issledovaniya - Basic research, 2013, no. 1, part 3, pp. 632-635. (In Russ.).
7. Pisarenko V. M. Ustojchivost' emocional'nogo sostoyaniya sportsmena v usloviyah sorevnovanij [The stability of the emotional state of an athlete in a competition]. Puti dostizheniya trudnoj celi vsporte [Ways to achieve a difficult goal in sports]. Moscow, 1964, pp. 51-68. (In Russ.).
8. Platonov K. K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponyatij [Brief Dictionary of the System of Psychological Concepts]. Moscow, 1984. 227 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
ВЛАДЛЕН РУДОЛЬФОВИЧ КИСЛОВ - заместитель начальника Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по военно-политической работе, г. Ярославль, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8178-3964, e-mail: kislov. [email protected]
VLADLEN R. KISLOV - Deputy Head of the Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense of the Ministry of Defense of the Russian Federation for Military-Political Work, Yaroslavl, Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8178-3964, e-mail: [email protected]
DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-293-297 УДК 378.6
Информационно-цифровая среда образовательной организации как фактор эффективности подготовки офицерских кадров
В. А. АВДУЛОВ
Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7879-9834, e-mail: [email protected]
Д. В. КОРОВИН
Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5185-540X, e-mail: [email protected]
Реферат. Актуальность проблемы обоснована ориентацией ведомственных образовательных организаций на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения системы образования в формате поиска инновационных форм, методов и средств, обеспечивающих ее модернизацию. В статье рассматриваются теоретические аспекты феномена среды, ее типов, информационно-цифровой среды как фактора эффективной подготовки офицерских кадров.
Авторы дают определение понятия информационно-цифровой образовательной среды, которая, по их утверждению, позволяет не только результативно обеспечить реализацию образовательных программ, но и достичь положительных результатов в формировании профессиональной компетентности и развитии личности будущего офицера. Отмечается положительный эффект использования цифровых технологий в образовательном процессе, проводится сравнение с традиционными образовательными ресурсами, рассматриваются определенные трудности, обусловленные спецификой военной службы.