Научная статья на тему 'Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России'

Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОТРУДНИК ФСИН РОССИИ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / EMPLOYEE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA / DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / FACTORS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / INDIVIDUAL DEVELOPMENT TRAJECTORY / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Л. В., Трубчанинов М. Б.

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определена задачами подготовки кадров новой формации в условиях реализации политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы. Целью обучения сегодня является не столько трансляция знаний, сколько создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся, становления и развития их субъектности. В статье рассматриваются теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в период обучения в образовательных организациях. Авторы дают определение понятия «профессиональная социализация будущего сотрудника ФСИН России», рассматривают факторы, влияющие на ее формирование, определяют актуальность проблемы профессиональной социализации в период обучения в ведомственной образовательной организации. Важную роль в профессиональной социализации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы играет педагогическое сопровождение, структурными компонентами которого являются профессионально-психологический отбор кандидатов на службу, педагогическая помощь и поддержка, психолого-педагогическое просвещение, мониторинг и контроль формирования и развития профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности. В результате исследования сделан следующий вывод: в целях реализации потенциала образовательной среды при осуществлении профессиональной социализации будущих сотрудников ФСИН России следует учитывать специфику ведомственной образовательной организации, особенности субъектов взаимодействия, характеристику различных сторон профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF A FUTURE EMPLOYEE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The relevance of the problem considered in the article is determined by the tasks of training personnel of new formation in the context of implementing a policy of reducing the number of employees in the penal system. The purpose of training today is not so much the translation of knowledge as the creation of conditions for the realization of the personal potential of students, the formation and development of their subjectness. The article discusses the theoretical aspects of professional socialization of a future penal system employee during his study at educational organizations. The authors define the concept of “professional socialization of a future employee of the Federal Penal Service of Russia”, consider the factors affecting its formation, determine the relevance of the problem of professional socialization during training in a departmental educational organization. An important role in the professional socialization of future employees of the penal system is played by pedagogical support, the structural components of which are the professional and psychological selection of candidates for the service, pedagogical assistance and support, psychological and pedagogical education, monitoring and control of the formation and development of professionally significant qualities, professional competence. As a result of the study the following conclusion was made: in order to realize the potential of the educational environment in the implementation of professional socialization of future employees of the Federal Penal Service of Russia, the specifics of the departmental educational organization, the characteristics of the subjects of interaction and the characteristics of various aspects of professional socialization should be taken into account.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-283-287 УДК 378.6:343.83

Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России

Л. В. КОВТУНЕНКО

Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] М. Б. ТРУБЧАНИНОВ

Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж, Российская Федерация ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1520-1177, e-mail: [email protected]

Реферат. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определена задачами подготовки кадров новой формации в условиях реализации политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы.

Целью обучения сегодня является не столько трансляция знаний, сколько создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся, становления и развития их субъектности.

В статье рассматриваются теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в период обучения в образовательных организациях. Авторы дают определение понятия «профессиональная социализация будущего сотрудника ФСИН России», рассматривают факторы, влияющие на ее формирование, определяют актуальность проблемы профессиональной социализации в период обучения в ведомственной образовательной организации. Важную роль в профессиональной социализации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы играет педагогическое сопровождение, структурными компонентами которого являются профессионально-психологический отбор кандидатов на службу, педагогическая помощь и поддержка, психолого-педагогическое просвещение, мониторинг и контроль формирования и развития профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности.

В результате исследования сделан следующий вывод: в целях реализации потенциала образовательной среды при осуществлении профессиональной социализации будущих сотрудников ФСИН России следует учитывать специфику ведомственной образовательной организации, особенности субъектов взаимодействия, характеристику различных сторон профессиональной социализации.

Ключевые слова: профессиональная социализация; сотрудник ФСИН России; ведомственная образовательная организация; факторы профессиональной социализации; потенциал образовательной среды; индивидуальная траектория развития; педагогическое сопровождение.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Для цитирования: Ковтуненко Л. В., Трубчанинов М. Б. Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):283-287. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-283-287.

Theoretical aspects of professional socialization of a future employee of the Federal Penal Service of Russia

L. V. KOVTUNENKO

the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Moscow, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] M. B. TRUBCHANINOV

the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, Voronezh, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1520-1177, e-mail: [email protected]

Abstract. The relevance of the problem considered in the article is determined by the tasks of training personnel of new formation in the context of implementing a policy of reducing the number of employees in the penal system.

The purpose of training today is not so much the translation of knowledge as the creation of conditions for the realization of the personal potential of students, the formation and development of their subjectness.

The article discusses the theoretical aspects of professional socialization of a future penal system employee during his study at educational organizations. The authors define the concept of "professional socialization of a future employee of the Federal Penal Service of Russia", consider the factors affecting its formation, determine the relevance of the problem of professional socialization during training in a departmental educational organization. An important role in the professional socialization of future employees of the penal system is played by pedagogical support, the structural components of which are the professional and psychological selection of candidates for the service, pedagogical assistance and support, psychological and pedagogical education, monitoring and control of the formation and development of professionally significant qualities, professional competence.

As a result of the study the following conclusion was made: in order to realize the potential of the educational environment in the implementation of professional socialization of future employees of the Federal Penal Service of Russia, the specifics of the departmental educational organization, the characteristics of the subjects of interaction and the characteristics of various aspects of professional socialization should be taken into account.

Key words: professional socialization; employee of the Federal Penal Service of Russia; departmental educational organization; factors of professional socialization; educational potential; individual development trajectory; pedagogical support.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

For citation: Kovtunenko L. V., Trubchaninov M. B. Theoretical aspects of professional socialization of a future employee of the Federal Penal Service of Russia Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(2):283-287. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-283-287.

Реформирование российской системы образования обозначило новые задачи в профессиональной подготовке будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.

Одной из наиболее существенных задач является подготовка профессионально компетентных специалистов и социально развитых личностей, обладающих познавательной активностью и самостоятельностью, способных реализовывать приобретенные знания и навыки в процессе профессиональной самореализации.

Деятельность уголовно-исполнительной системы как института исполнения наказаний во многом зависит от социально-экономической политики государства, материально-технической базы исправительных учреждений, но в то же время значительную роль играет компетентность персонала, его моральная зрелость, уровень правовой культуры, профессиональной мотивации. Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности ФСИН России в условиях реализации политики сокращения штатной численности работников уголовно-

исполнительной системы выступает подготовка кадров новой формации.

Целью обучения сегодня является не столько трансляция знаний, сколько создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся, становления и развития их субъектности. Новые образовательные технологии, обладая огромным потенциалом для повышения качества образования, развития способности у обучаемых самостоятельно добывать знания, повышать свое профессиональное мастерство, могут и должны помочь в решении поставленных задач.

Обеспечение эффективной и качественной реализации имеющихся профессиональных знаний и компетенций в практике исполнения наказаний зависит в том числе от уровня профессиональной социализации сотрудников. Так, профессиональная социализация будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы «в процессе обучения с использованием образовательных технологий способствует не только формированию профессиональных компетенций, но и развитию личности с помощью сознательно организованных педагогических воздействий» [4, с. 16].

Профессиональная социализация будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы сегодня осуществляется не только в процессе обучения, но и путем реализации воспитательной и психологической работы с курсантами.

Считаем, что профессиональная социализация и личностный рост будущих сотрудников более результативны, если обеспечены педагогическим сопровождением, под которым понимается процесс психолого-педагогического влияния сотрудников образовательной организации на личность курсантов с целью их успешной адаптации к профессиональной деятельности, формирования у них профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности, что способствует более успешной социализации в профессии.

Педагогическое сопровождение будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в период обучения в образовательной организации включает в себя:

- профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему;

- педагогическую помощь и поддержку;

- психолого-педагогическое просвещение;

- мониторинг и контроль формирования и развития профессионально значимых

качеств, профессиональной компетентности.

Современная профессиональная среда сотрудников службы исполнения наказаний заставляет продуманно и обоснованно подходить к профессиональной социализации курсантов, выбору содержания образования, определению целей при организации и проведении воспитательной работы с ними. Профессиональная социализация курсантов как будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в период обучения их в ведомственной образовательной организации представляет собой процесс активного включения их в профессиональную образовательную среду, усвоение ее ценностей, норм, развитие мотивации профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной социализации позволил систематизировать имеющиеся знания по данной теме, выделить теоретические подходы ее решения, определить значение профессиональной социализации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в период обучения в образовательной организации.

Вопросы социализации студенческой молодежи в образовательном процессе освещены в исследованиях О. В. Василенко, Г. П. Ивановой, Э. Ф. Шакировой [1; 2]. Проблемы профессиональной социализации рассматриваются в работах С. И. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В. А. Нечаева и др., особенности данного процесса анализируются С. Н. Макаровой [5], на вопросах профессионального самоопределения делает акцент Е. А. Климов [3].

Цель профессиональной социализации определяется как «усвоение принципов, позволяющих функционировать в том или ином профессиональном сообществе, а также принятие на личностном уровне ценностей профессионального коллектива, что таким образом помогает индивиду в качестве становления в роли профессионала» [6, с. 37].

Профессиональную социализацию будущих сотрудников службы исполнения наказаний следует рассматривать как процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности, обеспечивающих успешное включение в профессиональную деятельность, формирующих способность поддерживать высокий уровень профессиональной мобильности и компетентности. В процессе профессиональной социализации будущие сотрудники уголовно-исполни-

тельной системы должны усвоить ценности и нормы поведения в профессиональной сфере.

Профессиональная социализация в период обучения в образовательной организации, по сути, представляет собой процесс становления специалиста и включения его в профессиональную среду. Поэтому управление профессиональной социализацией курсантов является важнейшей задачей системы ведомственного образования. В образовательной среде формируется специфическое пространство, которое профессионально социализирует обучающегося, формирует его как будущего специалиста.

Профессиональная социализация представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, на курсанта активно воздействуют профессиональная среда образовательной организации, администрация и профессорско-преподавательский состав, командиры взводов, другие курсанты, которые помогают в адаптации к профессии, формировании профессиональных навыков, приобретении профессиональной компетентности; с другой стороны, сами курсанты, являясь субъектами профессиональной социализации, усваивая знания и приобретая практические навыки, оказывают влияние на образовательный процесс и свою профессиональную социализацию. Социализирующая роль образовательной организации заключается в первоначальной адаптации к профессиональной среде, она не сводится к простому приобретению знаний и контролю их усвоения, а предполагает ориентацию на будущую профессиональную среду их практической деятельности.

В процессе обучения познавательная активность и интересы курсантов постепенно изменяются, возрастает потребность в приобретении профессионально специальных компетенций, которые обеспечивают успешность в будущей профессиональной деятельности. Профессиональная социализация будущего сотрудника становится успешной, если он освоил социальные ценности, роли и правила поведения профессионального сообщества, которые стали для него нормой поведения в соответствии с занимаемым статусом сотрудника службы исполнения наказаний.

Таким образом, специалист должен не только обладать профессиональными знаниями, но и умением применять их на практике, проявлять инициативу, осознавать значимость своей профессии для общества, быть готовым разрешать профессиональные проблемы в меняющихся социальных условиях. Процесс профессиональной социализации будущего специалиста уголовно-исполнительной системы в период обучения в образовательной организации можно считать первичной профессионализацией. Она состоит в приобретении профессиональных умений и навыков, компетенций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной профессиональной социализации будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы следует отметить освоение им в период обучения в образовательной организации основных социальных и профессиональных функций, чему должно способствовать расширение социализирующего потенциала среды образовательной организации, построение индивидуальной траектории развития с учетом особенностей личности.

Результатом успешности этапа профессиональной социализации в период обучения в образовательной организации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации.

Таким образом, актуальность профессиональной социализации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в период обучения в ведомственной образовательной организации определяется следующими причинами:

1) профессиональная социализация значима для компетентного решения задач, поставленных государством перед уголовно-исполнительной системой;

2) требование общества от любого специалиста субъектной позиции в контексте его профессиональной деятельности определяет направленность социализации на формирование у курсантов не только профессионально необходимых знаний, умений, навыков, но и способности самостоятельно выстраивать служебные отношения и компетентно выполнять должностные обязанности.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, О. В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Василенко Оксана Витальевна. - Чебоксары, 2003. - 21 с.

2. Иванова, Г. П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г П. Иванова,

3. Ф. Шакирова // Акмеология. - 2012. - № 3. - С. 51-56.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2004. -305 с. - ISBN 5-7695-1506-6.

4. Ковтуненко, Л. В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях : монография / Л. В. Ковтуненко. - Воронеж : Научная книга, 2009. - 206 с. -ISBN 978-5-98222-610-5.

5. Макарова, С. Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию / С. Н. Макарова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 17. - С. 145-155.

6. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинс-кая // Социологический сборник. Вып. 4. - Москва : Социум, 1998. - С. 36-40.

Щ REFERENCES

1. Vasilenko O. V. Socializaciya studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom processe. Avtoref. diss. kand. filosof. nauk [Socialization of students in the educational process. Author's abstract of diss. PhD. in Philosophy]. Cheboksary, 2003. 21 p. (In Russ.).

2. Ivanova G. P., SHakirova E. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'no aktivnoj lichnosti studenta [Pedagogical conditions for the formation of a socially active student personality]. Akmeologiya - Acmeology, 2012, no. 3, pp. 51-56. (In Russ.).

3. Klimov E. A. Psihologiyaprofessional'nogosamoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004. 305 p. (In Russ.).

4. Kovtunenko L. V. Professional'noe stanovlenie sotrudnikov sluzhby ispolneniya nakazanij v vedomstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Professional development of employees of the penal service in departmental educational institutions]. Voronezh, 2009. 206 p. (In Russ.).

5. Makarova S. N. Uspeshnaya professional'naya socializaciya: osnovnye podhody k issledovaniyu [Successful Professional Socialization: Key Research Approaches]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2007, no. 17, pp. 145-155. (In Russ.).

6. Perinskaya N. A. Social'naya identichnost' kak rezul'tat professional'noj socializacii [Social identity as a result of professional socialization]. Sociologicheskijsbornik. Vyp. 4 [Sociological collection. Issue 4]. Moscow, 1998, pp. 36-40. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS

ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ТРУБЧАНИНОВ - начальник курса Воронежского института ФСИН России, г. Воронеж, Российская Федерация, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1520-1177, e-mail: trubchaninov80@ mail.ru

LYUBOV' V. KOVTUNENKO - Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Moscow, Russian Federation, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-4536, e-mail: [email protected] MIHAIL B. TRUBCHANINOV - Course Head of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, Voronezh, Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1520-1177, e-mail: trubchaninov80@ mail.ru

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-287-293 УДК 37.013

Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости

курсантов военных вузов

В. Р. КИСЛОВ

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8178-3964, e-mail: [email protected]

Реферат. Актуальность проблемы формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов, представляющих собой особый совокупный субъект социальных отношений, обусловлена коренными изменениями в духовно-нравственной жизни российского общества, армии и флота. В настоящее время становление и дальнейшее развитие эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров является приоритетным вопросом, так как далеко не все военнослужащие психологически готовы к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей, овладению современными технологиями в сложных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.