Научная статья на тему 'Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема'

Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социализация / профессиональная социализация / концепции социализации / сотрудник уголовно-исполнительной системы / ведомственная образовательная организация. / socialization / professional socialization / concepts of socialization / penal system officer / departmental educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л В. Ковтуненко, М Б. Трубчанинов

С учетом приказа ФСИН России от 14.06.2019 № 440 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России» одним из приоритетных направлений ведомственного образования является профессиональная социализация будущих специалистов. Проблема профессиональной социализации исследуется представителями разных направлений науки. Отечественной гуманитарной наукой вопросы социализации рассматриваются во взаимосвязи с развитием и воспитанием. Так, педагогика процессы социализации изучает в совокупности с формированием и развитием личности. Интерес к проблеме социализации первоначально возник у социальных педагогов (Р. Г. Гурова), позднее – в возрастной и педагогической психологии и только потом в педагогике, где внимание ученых было обращено не столько на профессиональные навыки специалиста, что обеспечат его социализацию в профессиональной среде, сколько на его личностное развитие. Профессиональная социализация характеризуется рядом отличительных особенностей, среди которых не только профессиональные компетенции, но и сформированное профессиональное мышление и высокая профессиональная мотивация. Профессиональная социализация сотрудников ФСИН России в ряде научных работ рассматривается как особый вид социализации, требующий овладения профессиональными компетенциями, усвоения профессиональных норм, ценностей, обеспечивающих успешное включение в профессиональную деятельность. Анализ исследований по вопросам профессиональной социализации сотрудников правоохранительных органов в период обучения в ведомственных образовательных организациях позволяет отметить, что такие работы немногочисленны, что подтверждает актуальность проведения дальнейших научных изысканий в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л В. Ковтуненко, М Б. Трубчанинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization of an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as a scientific and pedagogical problem

Taking into account the order of the Federal Penal Service of Russia dated June 14, 2019 No. 440 “On approval of the organization and implementation of educational activities for the main professional educational programs implemented in the interests of ensuring law and order in federal state educational institutions subordinate to the Federal Penal Service of Russia”, one of the priority areas of departmental education is professional socialization of future specialists. The problem of professional socialization is studied by representatives of different areas of science. Domestic humanities issues of socialization are considered in conjunction with development and education. So pedagogy studies the processes of socialization in conjunction with the formation and development of personality. Interest in the problem of socialization initially arose among social educators (R. G. Gurov), later in age and educational psychology, and only then in pedagogy, where the attention of scientists was paid not so much to the specialist’s professional skills, which would ensure his socialization in the professional environment, how much is his personal development. Professional socialization is characterized by a number of distinctive features, among which are not only professional competencies, but also formed professional thinking and high professional motivation. Professional socialization of employees of the Federal Penal Service of Russia is considered in a number of scientific papers as a special type of socialization that requires mastering professional competencies, mastering professional norms and values that ensure successful inclusion in professional activities. An analysis of studies on the issues of professional socialization of law enforcement officers during their studies at departmental educational organizations allows us to note that such works are not numerous, which confirms the relevance of further scientific research in this direction.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема»

3. Детков, А. П. Динамика пенитенциарной конфликтной ситуации / А. П. Детков // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 96-100.

4. Емельянов, Н. С. Криминологическое исследование конфликтов с участием осужденных : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Н. С. Емельянов. - Рязань, 2015. - 171 с.

5. Институт проблем современного общества: статистические материалы. - URL: http://i-pso.ru/2016/04/05/299/ (дата обращения: 16.05.2019).

6. Коломытцев, Н. А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним : монография / Н. А. Коломытцев. -Киров, 2001. - 221 с. - ISBN 5-87817-020-5.

7. Маняхин, А. В. Стратегия и тактика коммуникативного поведения сотрудников исправительного учреждения во взаимодействии с осужденными / А. В. Маняхин // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : в 8 томах. Том 5. - Рязань : Академия ФСИН России, 2015. - С. 218-221.

8. Недюк, М. Рецидивисты стали совершать больше преступлений / М. Недюк, К. Дагаева // Известия. - 2017. -13 октября.

9. Смирнов, А. М. Профилактика конфликтных ситуаций в среде осужденных к лишению свободы / А. М. Смирнов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 4. - С. 34-37.

10. Сухов, А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных : учебное пособие для учебных заведений МВД России / А. Н. Сухов. - Рязань : РВШ МВД России, 1993. - 133 с.

I REFERENCES

1. Anan'ev O., Kuznecov O. CHtoby izbezhat' mezhetnicheskih konfliktov [To avoid interethnic conflicts]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and Punishment, 2015, no. 4, pp. 12-13. (In Russ.).

2. Vasil'ev N. N. Treningpreodoleniya konfliktov [Conflict Overcoming Training]. St. Petersburg, 2002. 170 p. (In Russ.).

3. Detkov A. P. Dinamika penitenciarnoj konfliktnoj situacii [Penitentiary conflict dynamics]. Rossijskij yuridicheskij zhurnal

- Russian Law Journal, 2012, no. 1, pp. 96-100. (In Russ.).

4. Emel'yanov N. S. Kriminologicheskoe issledovanie konfliktov s uchastiem osuzhdennyh. Diss. kand. yurid. nauk [Criminological study of conflicts involving convicts. Diss. PhD. in Law]. Ryazan, 2015. 171 p. (In Russ.).

5. Institut problem sovremennogo obshchestva: statisticheskie materialy [Institute for the Problems of Modern Society: Statistical Materials]. Available at: http://i-pso.ru/2016/04/05/299/ (accessed 16.05.2019). (In Russ.).

6. Kolomytcev N. A. Osobo opasnyj recidivprestuplenij i bor'ba s nim [Particularly dangerous recidivism and fight against it]. Kirov, 2001. 221 p. (In Russ.).

7. Manyahin A. V. Strategiya i taktika kommunikativnogo povedeniya sotrudnikov ispravitel'nogo uchrezhdeniya vo vzaimodejstvii s osuzhdennymi [Strategy and tactics of communicative behavior of correctional staff in cooperation with convicts]. II Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie». Tom 5 [II International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction". Vol. 5]. Ryazan, 2015, pp. 218-221. (In Russ.).

8. Nedyuk M., Dagaeva K. Recidivisty stali sovershat' bol'she prestuplenij [Repeat offenders commit more crimes]. Izvestiya

- Tidings, 2017, October 13th. (In Russ.).

9. Smirnov A. M. Profilaktika konfliktnyh situacij v srede osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Prevention of conflict situations among prisoners sentenced to imprisonment]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Journal of the penal system, 2015, no. 4, pp. 34-37. (In Russ.).

10. Suhov A. N. Kriminogennoe obshchenie vsrede osuzhdennyh [Criminogenic communication among convicts]. Ryazan, 1993. 133 p. (In Russ.).

DOI 10.24411/2686-9764-2019-00022 УДК 378

Профессиональная социализация сотрудника ФСИН России как научно-педагогическая проблема

Л. В. КОВТУНЕНКО - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

М. Б. ТРУБЧАНИНОВ - начальник курса Воронежского института ФСИН России

Реферат

С учетом приказа ФСИН России от 14.06.2019 № 440 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России» одним из приоритетных направлений ведомственного образования является профессиональная социализация будущих специалистов.

Проблема профессиональной социализации исследуется представителями разных направлений науки. Отечественной гуманитарной наукой вопросы социали-

зации рассматриваются во взаимосвязи с развитием и воспитанием. Так, педагогика процессы социализации изучает в совокупности с формированием и развитием личности. Интерес к проблеме социализации первоначально возник у социальных педагогов (Р. Г Гурова), позднее - в возрастной и педагогической психологии и только потом в педагогике, где внимание ученых было обращено не столько на профессиональные навыки специалиста, что обеспечат его социализацию в профессиональной среде, сколько на его личностное развитие.

Профессиональная социализация характеризуется рядом отличительных особенностей, среди которых не только профессиональные компетенции, но и сформированное профессиональное мышление и высокая профессиональная мотивация.

Профессиональная социализация сотрудников ФСИН России в ряде научных работ рассматривается как особый вид социализации, требующий овладения профессиональными компетенциями, усвоения профессиональных норм, ценностей, обеспечивающих успешное включение в профессиональную деятельность.

Анализ исследований по вопросам профессиональной социализации сотрудников правоохранительных органов в период обучения в ведомственных образовательных организациях позволяет отметить, что такие работы немногочисленны, что подтверждает актуальность проведения дальнейших научных изысканий в данном направлении.

Ключевые слова: социализация; профессиональная социализация; концепции социализации; сотрудник уголовно-исполнительной системы; ведомственная образовательная организация.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Professional socialization of an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as a scientific and pedagogical problem

L. V. KOVTUNENKO - Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

M. B. TRUBCHANINOV - Head of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia

Abstract

Taking into account the order of the Federal Penal Service of Russia dated June 14, 2019 No. 440 "On approval of the organization and implementation of educational activities for the main professional educational programs implemented in the interests of ensuring law and order in federal state educational institutions subordinate to the Federal Penal Service of Russia", one of the priority areas of departmental education is professional socialization of future specialists.

The problem of professional socialization is studied by representatives of different areas of science. Domestic humanities issues of socialization are considered in conjunction with development and education. So pedagogy studies the processes of socialization in conjunction with the formation and development of personality. Interest in the problem of socialization initially arose among social educators (R. G. Gurov), later in age and educational psychology, and only then in pedagogy, where the attention of scientists was paid not so much to the specialist's professional skills, which would ensure his socialization in the professional environment, how much is his personal development.

Professional socialization is characterized by a number of distinctive features, among which are not only professional competencies, but also formed professional thinking and high professional motivation.

Professional socialization of employees of the Federal Penal Service of Russia is considered in a number of scientific papers as a special type of socialization that requires mastering professional competencies, mastering professional norms and values that ensure successful inclusion in professional activities.

An analysis of studies on the issues of professional socialization of law enforcement officers during their studies at departmental educational organizations allows us to note that such works are not numerous, which confirms the relevance of further scientific research in this direction.

Key words: socialization; professional socialization; concepts of socialization; penal system officer; departmental educational organization.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

Проблема социализации личности в последнее время является одной из востребованных в исследованиях представителей разных наук.

Впервые понятие социализации было употреблено Ф. Г. Гиддингсом в 1887 г. в отношении социальной природы человека, подготовки к социальной жизни [11, с. 5].

Существующие концепции социализации основаны на роли человека в процессе освоения им социального пространства. Среди исследователей нет единого понимания относительно роли самого индивида в данном процессе. Так, согласно позиции основателей субъект-объектного подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) человеку принадлежит пассивное место в процессе социализации. При этом общество рассматривается как субъект воздействия, а человек лишь как его объект. Общество, по утверждению

3. Дюркгейма, формирует человека согласно существующим в этом социуме нормам. Проблема социализации рассматривалась сторонниками данного подхода (Ф. Гидденс,

4. Кули, Т. Тард и др.) через воспитание.

В исследованиях Т. Парсонса, Р. Мерто-на, считавших, что интеграция в социальную среду осуществляется путем приспособления личности к ней, социализация рассматривается в сравнении с понятием адаптации.

Основоположниками субъект-субъектного подхода (Ч. Кули и Дж. Г. Мид) человеку отводится роль активного участника социализации, под которой подразумевается «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которое происходит путем взаимодействия человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [11, с. 5-6].

60-70-е гг. XX в. ознаменовались повышенным интересом к проблеме социализации со стороны представителей различных школ и направлений западной социальной психологии, которые по-своему рассматривали и трактовали процесс социализации. Так, бихевиористы и необихевиористы (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уол-терс и др.) связывали социализацию с социальным научением; представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джексом, Т. Кемпер и др.) считали, что социализация есть результат социального взаимодействия людей; в гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс) социализация представлена как

самоактуализация я-концепции, преодоление негативных условий среды, которые блокируют или затрудняют самореализацию и самоутверждение личности.

В России пристальное внимание проблемам, связанным с социализацией, начало уделяться со второй половины 60-х гг. XX в.

Первоначально данная проблема разрабатывалась в рамках аналитического исследования зарубежных концепций социализации философами, психологами, социологами (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин и др.) [1; 2; 6; 7; 9; 10; 12].

В различных областях отечественной гуманитарной науки вопросы социализации исследуются во взаимосвязи с развитием и воспитанием.

В педагогике процессы социализации рассматриваются в совокупности с формированием и развитием личности. Интерес к проблеме социализации в педагогике вначале возник у социальных педагогов (Р. Г. Гурова), позднее в возрастной и педагогической психологии и только потом в педагогике. Социализация трактовалась как вхождение в социальную среду, усвоение ее норм и ценностей.

А. Н. Леонтьев считал, что социализация - «процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшими поколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей» [8].

Л. С. Выготский указывал, что результаты социализации во многом зависят от целенаправленных воспитательных воздействий семьи, различных учебно-воспитательных организаций, непосредственного влияния среды. При этом ученый отводил значительную роль в данном процессе самому индивиду, его активности и избирательному отношению к нормам и ценностям социального окружения и воспитательным воздействиям, а также самостоятельному воспроизводству социальных связей [5].

Б. Г. Ананьев среди факторов формирования личности выделял «наследственность, влияние среды, воспитание в широком и узком смысле слова, собственную практическую деятельность человека» [1, с. 45]. Нам близка позиция ученого, что все эти факторы действуют совокупно.

Как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточ-

но подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» трактует социализацию Г. М. Андреева [2, с. 338].

Придерживаясь позиции А. В. Мудрика, считаем, что социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом, так и в результате влияния со стороны государства, а также путем целенаправленного создания условий и собственного саморазвития и самовоспитания человека [11, с. 5-6].

Таким образом, социализация - это не только включение личности в систему общественных отношений и усвоение ею социальных норм, но и самостоятельное их воспроизводство на индивидуальном уровне, выражающееся в поведении субъекта.

Сегодня с позиции социализации личности стала рассматриваться проблема профессиональной подготовки специалистов. Все больше внимания уделяется не только профессиональным навыкам специалиста, но и его личностному развитию, формированию профессиональных качеств, которые обеспечат его социализацию в профессиональной среде.

Вопросы профессиональной социализации будущих специалистов рассматриваются в исследованиях представителей разных направлений науки: социологии, психологии, педагогики и др.

Некоторые ученые профессиональную социализацию рассматривают как основной феномен теории и методики профес-

сионального образования (А. А. Вербицкий, Ю. П. Ветров, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, В. А. Сластенин и др.) [3; 4; 11; 13; 15].

Профессиональная социализация любого специалиста характеризуется рядом отличительных особенностей, которые требуют от него успешного адаптивного включения в социально-профессиональную среду, для чего необходимо обладать не только профессиональными компетенциями, но и сформированным профессиональным мышлением и высокой мотивацией. При этом каждый вид профессиональной деятельности детерминирует специфические особенности процесса социализации специалиста.

В исследовании А. В. Полякова профессиональная социализация сотрудников ФСИН России рассматривается как особый вид социализации, занимающий достаточно длительный период жизни человека [14, с. 16-17].

Нами профессиональная социализация сотрудников службы исполнения наказаний рассматривается как процесс овладения профессиональными компетенциями, усвоения норм, ценностей, обеспечивающих успешное включение в профессиональную деятельность.

Анализ имеющихся исследований по вопросам профессиональной социализации сотрудников правоохранительных органов в период обучения в ведомственных образовательных организациях позволяет отметить, что такие исследования в силу ведомственной закрытости немногочисленны, что актуализирует их проведение.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев. - Ленинград : ЛГУ, 1971. - 150 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 1997. - 375 с. - ISBN 5-75670201-6.

3. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - Москва : Логос, 2011. - 288 с. - ISBN 978-5-98704-604-3.

4. Ветров, Ю. П. Педагогические условия профессиональной социализации студентов экономических направлений подготовки в вузе : монография / Ю. П. Ветров, Е. А. Прохорова. - Армавир : АГПУ, 2016. - 135 с. - ISBN 978-589971-492-4.

5. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. - Москва ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 510 с. - ISBN 5-89395-001-1.

6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - Москва : Политиздат, 1967. - 383 с.

7. Кузьмин, Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. - Ленинград : ЛГУ, 1967. - 173 с.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, Академия, 2005. -352 с. - ISBN 5-89357-113-4.

9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы современной психологии / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984. - 432 с.

10. Мерлин, В. С. Становление индивидуальности и социализация / В. С. Мерлин // Проблемы личности : материалы симпозиума. Том 1. - Москва : Московская типография № 8, 1970. - С. 281-291.

11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студентов педагогических вузов / под редакцией В. А. Сла-стенина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 200 с. - ISBN 5-7695-0640-7.

12. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. - Ленинград : ЛГУ, 1967. - 208 с.

13. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области образования и педагогики / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 694 с. - ISBN 978-5-691-01553-3.

14. Поляков, А. В. Организационно-педагогические условия профессиональной социализации молодых сотрудников исправительных учреждений : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /

A. В. Поляков. - Великий Новгород, 2019. - 202 с.

15. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /

B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под редакцией В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2013. - 576 с. -ISBN 5-7695-0878-7.

I REFERENCES

1. Anan'ev B. G. O psihologicheskih effektah socializacii [On the psychological effects of socialization]. Leningrad, 1971. 150 p. (In Russ.).

2. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social Psychology]. Moscow, 1997. 375 p. (In Russ.).

3. Verbickij A. A., Il'yazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya [Invariants of Professionalism: Problems of Formation]. Moscow, 2011. 288 p. (In Russ.).

4. Vetrov YU. P., Prohorova E. A. Pedagogicheskie usloviya professional'noj socializacii studentov ekonomicheskih napravlenij podgotovki v vuze [Pedagogical conditions of professional socialization of students of economic areas of training at a university]. Armavir, 2016. 135 p. (In Russ.).

5. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury [Development Psychology as a Cultural Phenomenon]. Moscow, Voronezh, 1996. 510 p. (In Russ.).

6. Kon I. S. Sociologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow, 1967. 383 p. (In Russ.).

7. Kuz'min E. S. Osnovysocial'nojpsihologii [Fundamentals of Social Psychology]. Leningrad, 1967. 173 p. (In Russ.).

8. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, 2005. 352 p. (In Russ.).

9. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy sovremennoj psihologii [Methodological and theoretical problems of modern psychology] Moscow, 1984. 432 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Merlin V. S. Stanovlenie individual'nosti i socializaciya [The formation of personality and socialization]. Materialy simpoziuma «Problemy lichnosti». Tom 1 [Materials of the Symposium «Personality Problems». Vol. 1]. Moscow, 1970, pp. 281-291. (In Russ.).

11. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, 2000. 200 p. (In Russ.).

12. Parygin B. D. Social'naya psihologiya kaknauka [Social Psychology as a Science]. Leningrad, 1967. 208 p. (In Russ.).

13. Podlasyj I. P. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 2013. 694 p. (In Russ.).

14. Polyakov A. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'noj socializacii molodyh sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij. Diss. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of professional socialization of young employees of correctional institutions. Diss. PhD. in Pedagogy]. Velikiy Novgorod, 2019. 202 p. (In Russ.).

15. Slastenin V. A., Isaev I. F., SHiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 2013. 576 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.