2. Brushlinskij A. V. Sub»ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Subject: thinking, teaching, imagination]. Moscow, Voronezh, 2008. 406 p. (In Russ.).
3. Gushchina T. N. Pedagogicheskie osnovaniya razvitiya sub»ektnosti starsheklassnikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Pedagogical grounds for the development of subjectivity of high school students in the system of additional education. Author's abstract of the diss. Dsc. in Pedagogy ]. Moscow, 2013. 44 p. (In Russ.).
4. Mileryan E. A. Psihologicheskij otbor letchikov [Psychological selection of pilots]. Kiev, 1966. 234 p. (In Russ.).
5. Ukazaniestats-sekretarya -zamestitelya ministra oboronyRossijskojFederacii«Osnovyorganizacii vospitatel'nojraboty v voenno-uchebnyh zavedeniyah Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii» ot 22.09.2008 № 172/1/6423 [Direction of the State Secretary - Deputy Minister of Defense of the Russian Federation «Fundamentals of the organization of educational work in military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation» from 22.09.2008 no. 172/1/6423]. Moscow, 2008. 118 p. (In Russ.).
6. Petrovskaya M. V. Obrazovatel'naya sreda voennogo vuza kak prostranstvo razvitiya psihologicheskoj kul'tury prepodavatelya [The educational environment of a military university as a space for the development of the psychological culture of a teacher]. Fundamental'nye issledovaniya - Basic research, 2013, no. 1, part 3, pp. 632-635. (In Russ.).
7. Pisarenko V. M. Ustojchivost' emocional'nogo sostoyaniya sportsmena v usloviyah sorevnovanij [The stability of the emotional state of an athlete in a competition]. Puti dostizheniya trudnoj celi vsporte [Ways to achieve a difficult goal in sports]. Moscow, 1964, pp. 51-68. (In Russ.).
8. Platonov K. K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponyatij [Brief Dictionary of the System of Psychological Concepts]. Moscow, 1984. 227 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
ВЛАДЛЕН РУДОЛЬФОВИЧ КИСЛОВ - заместитель начальника Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны по военно-политической работе, г. Ярославль, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8178-3964, e-mail: kislov. [email protected]
VLADLEN R. KISLOV - Deputy Head of the Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense of the Ministry of Defense of the Russian Federation for Military-Political Work, Yaroslavl, Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8178-3964, e-mail: [email protected]
DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-293-297 УДК 378.6
Информационно-цифровая среда образовательной организации как фактор эффективности подготовки офицерских кадров
В. А. АВДУЛОВ
Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7879-9834, e-mail: [email protected]
Д. В. КОРОВИН
Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5185-540X, e-mail: [email protected]
Реферат. Актуальность проблемы обоснована ориентацией ведомственных образовательных организаций на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения системы образования в формате поиска инновационных форм, методов и средств, обеспечивающих ее модернизацию. В статье рассматриваются теоретические аспекты феномена среды, ее типов, информационно-цифровой среды как фактора эффективной подготовки офицерских кадров.
Авторы дают определение понятия информационно-цифровой образовательной среды, которая, по их утверждению, позволяет не только результативно обеспечить реализацию образовательных программ, но и достичь положительных результатов в формировании профессиональной компетентности и развитии личности будущего офицера. Отмечается положительный эффект использования цифровых технологий в образовательном процессе, проводится сравнение с традиционными образовательными ресурсами, рассматриваются определенные трудности, обусловленные спецификой военной службы.
Показано, что современный образовательный процесс сложно представить без цифровых технологий, что актуализирует представленное исследование в формате поиска возможностей цифровизации процесса обучения будущих офицеров, в том числе путем создания информационно-цифровой среды.
Ключевые слова: военная образовательная организация высшего образования; образовательная среда; информационно-цифровая среда; цифровые технологии; система подготовки офицерских кадров.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Для цитирования: Авдулов В. А., Коровин Д. В. Информационно-цифровая среда образовательной организации как фактор эффективности подготовки офицерских кадров. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2):293-297. DOI 10.46741/26869764-2020-14-2-293-297.
Digital information environment of educational organization as effectiveness factor of officer training
V. A. AVDULOV
the Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) the Ministry of Defense of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7879-9834, e-mail: [email protected] D. V. KOROVIN
the Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) the Ministry of Defense of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5185-540X, e-mail: [email protected]
Abstract: The relevance of the problem is justified by orientation of departmental educational organizations to improve scientific, pedagogical, educational, methodological, organizational support of the education system in the format of the search for innovative forms, methods and tools to ensure its modernization. The article discusses the theoretical aspects of the phenomenon of the environment, its types, information-digital environment as a factor in the effective training of officer personnel.
The authors give a definition of the concept of information-digital educational environment, which, according to their statement, allows not only to effectively implement educational programs, but also to achieve positive results in the formation of professional competence and personality development of the future officer. The positive effect of using digital technologies in the educational process is noted, a comparison is made with traditional educational resources, and certain difficulties due to the specifics of military service are examined.
It is shown that the modern educational process is difficult to imagine without digital technologies, which actualizes the presented study in the format of searching for digitalization opportunities for the training future officers, including by creating an information-digital environment.
Key words: military educational organization of higher education; educational environment; digital information environment; digital technology; officer training system.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education
For citation: Avdulov V. A., Korovin D. V. Digital information environment of educational organization as effectiveness factor of officer training. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(2):293-297. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-202014-2-293-297.
В указе Президента Российской Федерации от 07.05.018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе одного из приоритетных
направлений развития страны обозначена модернизация образования.
В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
указано, что инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Нормативно-правовое регулирование создания инновационного образовательного пространства потребовало кардинальных изменений в системе высшего образования, которая должна способствовать обеспечению конкурентоспособности российского образования.
В послании Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 в числе приоритетных направлений долгосрочного развития страны выделено обеспечение высокого уровня благосостояния населения. Среди возможных способов достижения поставленной цели наряду с экономическими инновациями могут стать интеграционные процессы в системе высшего образования, направленные на вхождение России в единое информационное и образовательное пространство.
Динамично развивающееся информационное общество требует от системы образования подготовки компетентного специалиста, всесторонне развитого, готового к успешной деятельности в выбранной профессиональной сфере.
Высокое качество и доступность образования всех видов и уровней достигается в том числе с помощью создания в образовательной организации информационно-цифровой среды.
Сегодня информатизация - распространенное явление, значительно влияющее на общественную инфраструктуру [3].
В документах ЮНЕСКО информатизация - это «развитие и широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития» [2, с. 26].
Внедрение информационных и цифровых технологий в образовательный процесс позволяет трактовать образовательную среду как информационно-цифровую образовательную среду.
В педагогике средовый подход к исследованию вопросов образования приобретает
актуальность (Н. М. Борытко, И. А. Зимняя, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.). Все большее значение отводится «искусственной среде обитания личности (развитие современной техники и технологий, информационно-техническая среда, которая создается современными инфокоммуникациями), хотя сегодня характер и степень такого воздействия изучены недостаточно» [1, с. 150].
Среда определяется как организованные психолого-педагогические условия формирования и развития личности, возможности включения ее в социальное и пространственно-предметное окружение, а также фактор образования, обеспечивающий педагогические условия опыта взаимодействия с внешним миром и внутренней средой их развития [3, с. 106].
В информационно-цифровом контексте среда образовательной организации - это совокупность условий, создающих единое информационно-цифровое пространство, направленное на эффективную подготовку специалиста, его самореализацию, в котором обучающийся выступает как субъект данного пространства.
Феномен среды не потерял своей актуальности и по-прежнему является объектом внимания ученых. Сегодня особое внимание уделяется исследованию различных аспектов виртуальной (Н. Ю. Королева, Е. Г. Митина, Н. И. Рыжова и др.), инновационной (В. И. Беляев, О. Г. Беляев, Д. А. Корнилов и др.), информационно-образовательной (А. А. Андреев, И. Г. Захарова, В. А. Стародубцев и др.) сред.
Рассматриваемые типы образовательной среды не являются догматическими, они взаимно обогащают друг друга, обеспечивая эффективную подготовку будущих специалистов.
Являясь неотъемлемой частью системы высшего образования России, военное образование характеризуется рядом специфических особенностей.
Так, обучение в военной образовательной организации, в отличие от традиционного университетского, проходит одновременно с военной службой. Абитуриент дополнительно подвергается профессионально-психологическому отбору с целью оценки профессионально значимых для военной службы качеств, оценки физической подготовки, годности к военной службе по медицинским показателям.
Курсант, поступивший в военную образовательную организацию высшего образования, проходит обучение в условиях несения
военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Повседневная деятельность курсантов строго регламентирована, начиная с утреннего подъема, учебного процесса и заканчивая вечерней поверкой перед сном. Будущие офицеры овладевают профессиональными компетенциями в избранной области, знаниями, умениями и навыками военной службы (несение службы в суточном наряде, в составе караульной и гарнизонной служб и др.), организаторскими и командными навыками, приобщаются к корпоративной культуре, изучают лучшие традиции и обычаи русского офицерства.
Наличие информационно-цифровой среды позволяет эффективнее решать задачи образовательного процесса, создает условия не только для реализации учебных программ, но и для достижения планируемых личностных результатов обучения.
Информатизация образовательной среды в системе военного образования реализуется на основе «Концепции развития информационных и телекоммуникационных технологий Вооруженных Сил на период до 2020 года» и «Требований к информационно-образовательной среде военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации».
Цифровая образовательная среда рассматривается как совокупность информационных систем, обеспечивающих различные задачи образовательного процесса.
В военных организациях она имеет определенную специфику, обусловленную характером военной службы, в первую очередь соблюдением режима секретности в получении и передаче информации.
Несмотря на ограниченный доступ к образовательным ресурсам и информации в связи с режимом секретности информационно-цифровая образовательная среда расширяет рамки образовательной организации, предоставляя больше возможно-
стей в построении индивидуальной образовательной траектории. С учетом того что на первых курсах обучения курсанты находятся на казарменном положении и у них ограничен выход за пределы образовательной организации, это значительно облегчает им доступ к необходимой информации.
Однако стоит отметить, что отсутствие психолого-педагогической теории цифро-визации обучения негативно влияет на результаты обучения курсантов: формируется «клиповое» мышление, смешение понятий «знание» и «информация», ослабляется воспитательная функция обучения, снижается речевая культура, возникают проблемы с коммуникацией в режиме контактного взаимодействия и др.
Наличие цифровой образовательной среды позволяет профессорско-преподавательскому составу больше времени уделять научно-исследовательской и методической работе, осуществлять мониторинг успеваемости обучающихся, отслеживать динамику индивидуальной траектории их развития, расширять ресурсное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в целом.
Создание информационно-цифровой образовательной среды в военных образовательных организациях позволяет обеспечивать дистанционное взаимодействие с другими военными и гражданскими образовательными организациями, учреждениями культуры, науки, спорта и др.
В заключение отметим, что современные тенденции общественного развития и модернизация образования требуют создания цифровой образовательной среды в военных организациях высшего образования, которую следует рассматривать как систему эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, повышающих эффективность образовательного процесса.
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковтуненко, Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ковтуненко Любовь Васильевна. - Воронеж, 2018. - 430 с.
2. Пятибратов, А. П. Вычислительные сети и телекоммуникации : учебник / А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко. - Москва : Финансы и статистика, 1998. - 398 с. - ISBN 5-279-01804-Х.
3. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. - Москва : Политиздат, 1991. - 287 с. -ISBN 5-250-01308-2.
Щ REFERENCES
1. Kovtunenko L. V. Koncepciya resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh vpedagogicheskoj srede vospitatel'noj kolonii. Diss. dokt. ped. nauk [The concept of resocialization of juvenile prisoners in the pedagogical environment of the educational colony. Diss Dsc. in Pedagogy]. Voronezh, 2018. 430 p. (In Russ.).
2. Pyatibratov A. P., Gudyno L. P., Kirichenko A. A. Vychislitel'nye seti i telekommunikacii [Computing networks and telecommunications]. Moscow, 1998. 398 p. (In Russ.).
3. Rakitov A. I. Filosofiya komp'yuternoj revolyucii [Philosophy of Computer Revolution]. Moscow, 1991. 287 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ АВДУЛОВ -
преподаватель Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация. ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-7879-9834, e-mail: avdulov-83@ mail.ru
ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ КОРОВИН - адъюнкт Военногоучебно-научногоцентравоенно-воздушныхсил Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5185-540X, e-mail: [email protected]
VLADIMIR A. AVDULOV - Lecturer of the Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N. E. Zhukovsky and Y A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) the Ministry of Defense of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7879-9834, e-mail: [email protected]
DMITRIJ V. KOROVIN - Post Graduate of the Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) the Ministry of Defense of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5185-540X, e-mail: [email protected]