Технико-организаторский аспект. К технико-организационному планированию относятся подготовка нужных машин, инструментов, приборов и другое оборудование, а также их проверка с точки зрения безопасности труда и готовности средств производства, проверка наличия необходимых документов с целью безопасности упражнений осуществления технологического процесса [6].
Выводы. Таким образом, практическое обучение в учебных мастерских осуществляется при непосредственном руководстве мастера производственного обучения. Обучающиеся знакомятся с профессией, предприятием и задачами обучения, знакомятся с правилами безопасности труда, охраны труда и пожарной безопасности. В процессе практического обучения обучающиеся знакомятся с перспективами предприятия и его значением для народного хозяйства, с оборудованием учебной мастерской и другими условиями обучения.
Литература:
1. Ваганова, О.И. Технологический подход в профессиональном образовании / О.И. Ваганова, А.А. Коростелев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 4(37). - С. 35-40.
2. Котенко, Е.Ф. К вопросу о технологизации учебного процесса / Е.Ф. Котенко, Е.А. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2019. - С. 53-55.
3. Лапшова, А.В. Развитие цифровых учебно-методических материалов в системе профессионального образования / А.В. Лапшова, С.А. Зиновьева, Е.Н. Гусев // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4(58). - С. 64-66.
4. Маркова, С.М. Педагогические характеритики элементов содержания производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 237-239.
5. Маркова, С.М. Производительный труд как основа производственного обучения / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 18-19.
6. Маркова, С.М. Роль производственных условий в воспитании будущих рабочих и специалистов / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. 01 ноября 2021 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 16-17.
7. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264.
Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, профессор РАЕ Марковская Елена Александровна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Аннотация. В связи с возрождением кадетства в статье рассмотрены проблемы становления кадетского образования в образовательном пространстве Санкт-Петербурга. Выявлено отличие кадетских школ от кадетских военных корпусов, рассмотрена организация образовательного процесса, летней практики и кадрового резерва в данных организациях. В статье отмечается, что несмотря на различную ведомственную подчиненность данных организаций их объединяет много общих черт: это особый уклад жизни, направленность на патриотическое воспитание и профориентация кадет на военную службу. Военная направленность в этих организациях реализуется через дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют военно-прикладную, художественно-эстетическую и физкультурно-оздоровительную направленность.
Ключевые слова: кадет, кадетское образование, кадетское воспитание, кадетский корпус, кадетский компонент.
Annotation. The article reveals the current state of cadet educational institutions in St. Petersburg, observes the difference between cadet schools and cadet military corps, points out the main problems of the educational process and summer practice organization and describes the personnel potential of these institutions. The article notes that despite the different departmental subordination of these institutions, they share many common features such as a special way of life, a focus on patriotic education and cadets' career guidance for the military service. The military career guidance is performed through the extracurricular syllabuses, which include military practice, artistic-aesthetic and physical training orientation.
Key words: cadet, cadet education, cadet personality development, cadet corps, cadet component.
Введение. В конце XX в. возникла острая потребность в восстановлении государственной системы патриотического воспитания молодёжи, возрождения отечественных традиций служения отечеству на гражданском и военном поприще, а также осознание того, что военная безопасность и защита Отечества требуют современной профессиональной армии, под командованием офицеров, воспитанных на ратных традициях, исконно российских духовных и интеллектуальных ценностях. Развитие системы кадетского образования, неотъемлемой частью которого является воспитание патриотизма, стало ответом на «социальный заказ».
В настоящее время в системе образования России действует кадетская образовательная система, отвечающая всем современным требованиям, которая успешно готовит к жизни, продолжению образования, карьере в военной и государственной службе десятки тысяч молодых людей. В этой системе кадетского образования, возможно получить тот комплекс ключевых компетентностей, которые делают кадета-выпускника успешным курсантом, офицером, специалистом [1].
При растущей потребности в создании кадетских образовательных организаций, видно, насколько ещё несовершенна система этого вида образования и воспитания. Исследуя деятельность кадетских организаций Санкт-Петербурга, внимание обращалось на следующие вопросы:
- какие кадетские организации открыты в образовательной системе Санкт-Петербурга, какова их ведомственная подчиненность и срок обучения;
- входит ли кадетский компонент в основную или дополнительную образовательные программы;
- какова организация летнего отдыха в кадетских образовательных организациях;
- с какими трудностями в реализации существующих программ сталкиваются педагогические коллективы;
- организация деятельности по военно-патриотическому воспитанию;
- кадровый состав кадетских образовательных организаций (кто является классными руководителями и воспитателями).
Изложение основного материала статьи. Санкт-Петербург - признанная кадетская столица страны. В городе представлена самая крупная сеть кадетских образовательных организаций в России, состоящая из довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ, кадетских образовательных организаций силовых структур и кадетских школ. В Санкт-Петербурге в общей сложности более 30 кадетских образовательных организаций. Только от Министерства обороны РФ создано семь кадетских образовательных организаций, что составляет 22% от всех кадетских образовательных организаций МО РФ. Учредителями силовых кадетских образовательных организаций является Правительство РФ в лице профильных силовых министерств, учредителями кадетских классов - Правительство Санкт-Петербурга в лице районных администраций города, либо сами школы с их попечительскими советами (Таблица 1).
Таблица 1
Кадетские образовательные организации Санкт-Петербурга
Кадетские образовательные организации Год образования Учредитель Период обучения
Довузовские образовательные организации
ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище» ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус» ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус им. князя Александра Невского» ФГКОУ «Пансион воспитанниц МО РФ» ФГКОУ «Кадетская школа 1Т-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного» ФГКОУ «Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры» 1944 1955 1955 2011 2019 2015 2015 МО РФ 7 лет 5-11 кл.
Кадетские образовательные организации силовых структур
ФГКОУ «Первый пограничный кадетский военный корпус Федеральной службы безопасности РФ» 1996 ФСБ РФ 3 г. 9-11 кл.
ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД России» 2002 МВД РФ 2 г. 10-11кл.
Кадетский пожарно-спасательный корпус 2013 МЧС РФ 2 г. 10-11кл.
ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации» 2017 СК РФ 7 лет 5-11 кл.
Кадетские школы
ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга, г. Пушкин ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт- Петербурга ГБОУ с кадетскими классами (больше 18) 2004 2015 с 1994г. Правительство Санкт- Петербурга 11 лет, 1-11 кл. 7 лет, 5-11 кл. разное
Довузовские образовательные организации (кадетские военные корпуса, нахимовские военно-морские училища, суворовские военные училища и президентские кадетские училища) Министерства обороны РФ и кадетские образовательные организации силовых структур характеризуются, как общеобразовательные организации с военным укладом, обладающие кадетской формой одежды и символами, специфичными для данного учреждения. Военная направленность в этих организациях реализуется через дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют военно-прикладную, художественно-эстетическую и физкультурно-оздоровительную направленность. В начале XX в. Великий князь Константин Константинович описывал «кадетский компонент», как составляющую в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные организации от общеобразовательных: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без такой подготовки формирование полноценной личности невозможно [2].
Востребованность кадетского образования в Санкт-Петербурге в наши дни велика, и она продолжает расти. Почти во всех районах города Санкт-Петербурга созданы кадетские классы на базе общеобразовательных учебных заведений. Первые кадетские классы были созданы в 1994 году в школе № 484 Московского района.
Кадетские образовательные организации Санкт-Петербурга стремятся использовать в своей деятельности элементы воинского уклада, но это не означает, что кадет готовят только для службы в армии - они готовятся к профессиональному служению отечеству на гражданском и военном поприщах. Крайне важно, что элитарное образование, которое дают кадетские образовательные организации, теперь доступно для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские образовательные организации решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из многодетных или малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей) [5].
Воспитательная система в кадетских корпусах строится на реализации базовых потребностей личности (здоровье, безопасность, общение, уважение и признание, самоуважение и самореализация, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности). Для кадетских образовательных организаций характерен специфический уклад, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний смотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной); широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, поверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки [4].
Анализ данных по исследованию деятельности кадетских организаций Санкт-Петербурга, показал абсолютное разнообразие подходов к ее организации в кадетских образовательных организациях. Даже в рамках кадетских организаций Министерства обороны и других силовых ведомств, где кадетское образование структурировано и определено соответствующими документами, наблюдается различная структурная подчинённость и сроки обучения воспитанников. Что же говорить о школах?
Кадетские образовательные организации Санкт-Петербурга имеют различную направленность: оборонно-спасательная (МЧС) - 39%; оборонно-спортивная или обще военная - 33%; морская - 17%; правоохранительная - 11%. Сроки обучения в кадетских образовательных организациях также разные: 1-11 классы (11 лет); 5-11 классы (7 лет); 8-11 классы (4 года); 9-11 классы (3 года); 10-11 классы (2 года) и т.д. Всё это вполне объяснимо, учредителями кадетских классов в школах выступают районные администрации, при этом отсутствует единое понимание целей и структуры кадетского образования, не регламентированное никакими нормативно-правовыми актами.
В настоящее время существует проблема непрерывности в получении дальнейшего образования кадет. Выпускникам кадетских образовательных организаций (школ) не гарантировано продолжение учебы в профильных военных ВУЗах. В довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с 2022 г. введен профильный набор в военные вузы, за выпускником закрепляется место для продолжения дальнейшего образования. При введении такого преимущества, может произойти повышение конкурентоспособности среди выпускников кадетских образовательных организаций при их поступлении в военные ВУЗы, частично этот вопрос может быть решен путем прогнозирования, планирования и ранней профориентацией.
Важным направлением реализации военного образования в кадетских классах школ является дополнительное образование, которое расширяет возможности самореализации кадет, стимулирует к выбору военной профессии. Решая проблему занятости кадет, дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразных видов организации досуга кадет с различными формами образовательной деятельности [4]. Поэтому отсутствие синхронизации программ дополнительного образования с основными общеобразовательными программами является ещё одним недостатком. Педагоги-предметники являются заложниками существующей нормативно-правовой базы. Они не могут самостоятельно вводить элементы кадетского компонента в преподавание своих предметов: например, в морских кадетских классах на уроках естественно-научного цикла рассматривать практическую деятельность с точки зрения морского дела, явлений, связанных с морской темой.
Анализ реализации кадетского компонента в деятельности школ с кадетскими классами показывает, что он введён в дополнительное образование и наполнен каждой школой по своему усмотрению, в зависимости от возможностей и специфики конкретной школы. При знакомстве с программами дополнительного образования выявлено, что в ведущих направлениях каждая школа с кадетскими классами так же работает по своему усмотрению:
В военно-спортивном направлении в школах организованы: общая морская подготовка; начальная военная подготовка; строевая подготовка; огневая подготовка; военно-прикладное искусство; спасательная служба; плавание; гребля; морской яхтинг; баскетбол; каратэ; кикбоксинг; пулевая стрельба; самооборона; волейбол; настольный теннис; общая физическая подготовка и др.
В художественно-эстетическом направлении: хореография; бальные танцы; музейное дело; вязание; вырезание по дереву; рисование и др.
В естественно-научном направлении: военная история; психология; экстремальная медицина; иностранные языки и др.
В техническом направлении: программы «Юный спасатель»; «Юный пожарник»; «Юный водолаз»; «Юный связист»; туризм; Школа выживания; автодело; криминалистика; история сыскного дела; «Юный следователь» и др.
При реализации программ дополнительного образования отмечены затруднения в практике их реализации:
- кадровые - необходимы профильные преподаватели с высоким уровнем образования;
- материально-технические - закупка костюмов, организация залов для проведения мероприятий, выезды на конкурсы и в в/ч. и др.;
- организационно-методические: дети хотят заниматься одновременно в нескольких направлениях, в результате им не хватает на это времени.
Пока в кадетских школах только осмысливается необходимость систематизации подходов к реализации возможностей существующего ФГОС в интересах кадетского компонента, в кадетских корпусах уже введен предмет «Основы военной подготовки» в рамках учебной дисциплины ОБЖ. Его задача показать специфику кадетской организации как военизированного учебного заведения и сформировать устойчивую мотивацию выпускника к выбору профессии, связанной с военной службой. В довузовских образовательных учреждениях МО РФ выпускникам выдаются соответствующие документы (приложения к аттестату) об окончании данного курса.
В образовательном плане кадетских корпусов и школ предусмотрено проведение летней практики для кадет 5-8 кл. и полевых выездов для кадет 10-х классов. Например, в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе имени князя Александра Невского для воспитанников 5-6 классов проводится летняя учебная практика социально-адаптационной направленности - экскурсии по г. Петергофу, месту, где располагается корпус. При проведении практики кадеты знакомятся с водоснабжением города, его транспортной сетью, экологией, решают метапредметные задачи [3].
В ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга, г. Пушкин по окончании учебного года в 10 классе проводятся практические полевые занятия на базе учебного центра Михайловской Военной артиллерийской академии или воинских частей Западного военного округа (г. Луга). Продолжительность практических занятий с учетом проезда к месту проведения и обратно составляет 8 календарных дней. Кадеты ГБОУ «Морская школа» Московского района Санкт-Петербурга летом проходят морскую практику в г. Советский Выборгского района. Такие выезды помогают детям понять нравится ли им быть на флоте, или лучше выбрать сухопутную инженерную специальность.
Еще одной проблемой является то, что в большинстве общеобразовательных кадетских школах Санкт-Петербурга директорами являются женщины. Классные руководители в кадетских классах так же женщины. В немногих школах воспитателями кадетских классов работают мужчины, как правило, офицеры запаса, не имеющие базового педагогического образования. Необходимо проведение повышения квалификации кадрового состава кадетских образовательных организаций. Как следствие этого, необходимо решение вопроса о заработной плате педагогов и воспитателей, занятых в
кадетском образовании, введя, например, дополнительную систему вознаграждения их труда, учитывая их дополнительную нагрузку.
Выводы. Несмотря на трудности, качественное кадетское образование, как неотъемлемая часть кадетского военно-патриотического воспитания, как школа, которая не готовит солдат, а готовит будущих офицеров, всесторонне развитых, гуманистических, способных думать и принимать ответственные решения на благо Родины в Санкт-Петербурге востребовано.
Литература:
1. Беляев, А.В. Кадетские корпуса в современной России / А.В. Беляев // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 48-57.
2. Гурковский, В.А. Кадетские корпуса Российской империи: [в 2 т.] / В.А. Гурковский. - М.: Белый берег, 2005.
3. Марковская, Е.А. Образовательная программа летней учебной практики социально-адаптационной направленности для 5-6 классов «Прогулки по Петергофу», Методическое пособие / Е.А. Марковская. - Казань, 2017. - 84 с.
4. О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2002 года № 01-50-841/32-05.
5. Симанкова, О.С. Уклад жизни кадетского корпуса как качественная характеристика образовательной среды и условие формирования социальной компетентности кадетов / О.С. Симанкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 6 (22). - С. 90-94.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доктор психологических наук, професор Кагермазова Лаура Цраевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)
СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В настоящее время в мировом сообществе является весьма актуальным изучение национального образования во всех уровнях образовательной системы. Поэтому множество ученых в настоящее время занимаются исследованием особенностей становления национального образования среди разных народов и государств. История изучения национального образования имеет достаточную многолетнюю история в хронологическом порядке. Инновационная политика многих стран изучает вопрос национального образования в контексте повышения эффективности образовательной системы. Важно сегодня рассматривать национальное образование как инновации в государственном секторе. Национальная инновационная система образования является комплектом всех видом образовательных организаций, которые в совокупности представляют собой целую системы образования на государственном уровне. Существуют различные факторы, которые влияют на развитие национального образования. Помимо этого при организации национального образования необходимо учитывать не только современные инновационные подходы, но и национальные, культурные, экономические, социальные и иные моменты. Проведение периодического мониторинга системы образования позволяет изучить особенности национальной системы образования и наметить перспективы развития с учетом современных реалий. Активно изучаемым остается вопрос механизмов развития инновационного национального образования. Многие инновации существуют на неформальном уровне и перенос их на формальный уровень будет способствовать развитию национального образования. Важно создать единую систему механизмов развития национального образования. Анализ зарубежных и отечественных взглядов позволит раскрыть эффективные подходы развития национального образования. Поэтому важно раскрыть стратегии образовательной системы разных образовательных систем для принятия наиболее эффективных решений по развития национального инновационного образовательного поля. Инновационное национальное образование позволит повысить качество образовательной среды.
Ключевые слова: национальное образование, инновации, система образования, национальные инновации, инновационная система образования.
Annotation. Currently, the study of national education at all levels of the educational system is very relevant in the world community. Therefore, many scientists are currently engaged in the study of the peculiarities of the formation of national education among different peoples and states. The history of the study of national education has a sufficient long-term history in chronological order. The innovation policy of many countries studies the issue of national education in the context of improving the efficiency of the educational system. It is important today to consider national education as innovations in the public sector. The National Innovative Education system is a set of all types of educational organizations, which together represent the whole education system at the state level.There are various factors that influence the development of national education. In addition, when organizing national education, it is necessary to take into account not only modern innovative approaches, but also national, cultural, economic, social and other aspects. Periodic monitoring of the education system makes it possible to study the features of the national education system and outline development prospects taking into account modern realities. The issue of mechanisms for the development of innovative national education remains actively studied. Many innovations exist at the informal level and transferring them to the formal level will contribute to the development of national education. It is important to create a unified system of mechanisms for the development of national education. The analysis of foreign and domestic views will reveal effective approaches to the development of national education. Therefore, it is important to reveal the strategies of the educational system of different educational systems in order to make the most effective decisions on the development of the national innovative educational field. Innovative national education will improve the quality of the educational environment.
Key words: national education, innovations, education system, national innovations, innovative education system.
Введение. Инновации являются одним из важнейших направлений государственной политики за последние два десятилетия. Причиной этому послужило то, что в конце XX века инновации превратились в рост экономики, а конкуренция - в важнейшую движущую силу и поддержку его способностей.
Инновации в государственном секторе - это особая форма инноваций, учитывая тот факт, что сектор образования относится к государственному сектору. Инновации в государственном секторе часто определяются через их отличия от инноваций, подчеркивая такие факторы, как конкурентный интерес и давление рынка, отсутствие политических или бюрократических моментов, ограничивающие эффекты механизмов. Это также форма инноваций, которая ранее имела