Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ'

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое обеспечение / военно-профессиональная ориентация / сущность / учащиеся кадетских классов / умения и навыки / формирование / pedagogical support / military-professional orientation / essence / students of cadet classes / skills and abilities / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Треногин, Е И. Федак

В данной статье авторами рассматривается сущность, структурные компоненты и содержание педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии. Реформирование Росгвардии тесным образом коснулось и довузовского образования, осуществляемого в кадетских корпусах, призванных обеспечить полную подготовку воспитанников к продолжению военного образования. И одной из ключевых задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний учащимися. Также раскрыты, рассмотрены и обоснованы понятие военно-профессиональной ориентации; направления военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии; объективные факторы, влияющие на формирование ВПО учащихся кадетских корпусов; цели, задачи и формы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Треногин, Е И. Федак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, STRUCTURAL COMPONENTS AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS OF CADEST CLASSES OF THE ROSGUARD

In the article, the authors consider the basics, structural components and content of the pedagogical support for the military professional orientation of students of the cadet classes of the Russian Guard. The reform of Rosgvardia has closely affected pre-university education, which is trained in cadet corps designed to ensure the full preparation of pupils for the continuation of military education. And, one of the key tasks implemented by pre-university educational organizations of Rosgvardia is the formation of the foundations for a conscious choice of profession, obtaining special knowledge by students. The paper discloses and justified a concept of “military-professional orientation”, directions of militaryprofessional orientation of students of cadet corps of Rosgvardiya, objective factors influencing the formation of higher education of students of cadet corps, goals, objectives and forms of pedagogical support of higher education of students of cadet corps of Rosgvardiya.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ»

2. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1967.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz ot 31 maya 2021, № 286. Available at: http://publication. pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050028

4. Fillipova G.S. Razvitie associativno-obraznogo myshleniya studentov. Obrazovanie i nauka. Seriya: Kul'turologicheskie issledovaniya. 2009; № 5 (62): 105 - 110.

5. Encyclopedia Britannica. 1911; Vol. 13. Available at: https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclopœdia_Britannica/Hartley,_David

Статья поступила в редакцию 05.04.22

УДК 37.0

Trenogin V.V., adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm, Russia), E-mail: [email protected]

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ESSENCE, STRUCTURAL COMPONENTS AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS OF CADEST CLASSES OF THE ROSGUARD.

In the article, the authors consider the basics, structural components and content of the pedagogical support for the military professional orientation of students of the cadet classes of the Russian Guard. The reform of Rosgvardia has closely affected pre-university education, which is trained in cadet corps designed to ensure the full preparation of pupils for the continuation of military education. And, one of the key tasks implemented by pre-university educational organizations of Rosgvardia is the formation of the foundations for a conscious choice of profession, obtaining special knowledge by students. The paper discloses and justified a concept of "military-professional orientation", directions of military- professional orientation of students of cadet corps of Rosgvardiya, objective factors influencing the formation of higher education of students of cadet corps, goals, objectives and forms of pedagogical support of higher education of students of cadet corps of Rosgvardiya.

Key words: pedagogical support, military-professional orientation, essence, students of cadet classes, skills and abilities, formation.

В.В. Треногин, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь,

E-mail: [email protected]

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ

В данной статье авторами рассматривается сущность, структурные компоненты и содержание педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии. Реформирование Росгвардии тесным образом коснулось и довузовского образования, осуществляемого в кадетских корпусах, призванных обеспечить полную подготовку воспитанников к продолжению военного образования. И одной из ключевых задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний учащимися. Также раскрыты, рассмотрены и обоснованы понятие военно-профессиональной ориентации; направления военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии; объективные факторы, влияющие на формирование ВПО учащихся кадетских корпусов; цели, задачи и формы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, военно-профессиональная ориентация, сущность, учащиеся кадетских классов, умения и навыки, формирование.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что формирование военнослужащих войск национальной гвардии, способных к началу военно-профессиональной деятельности, - одна из актуальных задач, ежедневно стоящих перед системой военного образования. В современных условиях кадетское образование представляет собой массовый феномен. В настоящее время кадетами числятся более 200 тысяч детей, из которых, 1/5 обучается в кадетских корпусах.

Одной из задач воспитания кадетов Росгвардии является формирование военно-профессиональной ориентации (ВПО - далее по тексту), которая представляет собой личностное образование, включающее потребности, мотивы, интересы, жизненные приоритеты, проявляемые как должное отношение к военной профессии. Таким образом, на сегодняшний день актуальной задачей в условиях интенсивного масштабирования кадетских классов Росгвардии является теоретическое обоснование и анализ проблемы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии. При этом педагогическое обеспечение в кадетских классах опирается на общие подходы к формированию военно-профессиональной ориентации и воспитания молодёжи на основе военных традиций в целом [1-13].

Цель данной статьи - изучение сущности и обоснование педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии.

Основные задачи статьи видятся в следующем:

- раскрыть понятие военно-профессиональной ориентации;

- рассмотреть направления военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии;

- определить объективные факторы, влияющие на формирование ВПО учащихся кадетских корпусов;

- определить цели, задачи и формы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи заключается в выявлении и предложении цели, задач и форм педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

Теоретическая значимость статьи отражается в разработке комплекса задач педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.

Практическая значимость исследования состоит в педагогической разработке комплекса педагогических задач, которые должны в образовательном процессе военного образования сохранять и усиливать у учащихся желание и необходимость в личностно-профессиональном развитии через совокупность методов педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвар-дии.

На сегодняшний день реформирование Росгвардии тесным образом коснулось и довузовского образования, осуществляемого в кадетских корпусах, призванных обеспечить полную подготовку воспитанников к продолжению военного образования. И одной из ключевых задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний учащимися.

Военно-профессиональная ориентация представляет собой личностное образование, включающее потребности, мотивы, интересы, жизненные приоритеты, проявляемые как должное отношение к военной профессии [6].

По мнению В.В. Завальнюк [7], ВПО является важнейшим механизмом, обеспечивающим успешность комплектования обучающихся кадетских классов Росгвардии.

А.П. Мурачев рассматривает ВПО как обусловленный фактор формирования готовности к военной службе и определяет ее как социально важную деятельность государственных организаций по оптимизации процесса профессионализации с целью формирования у воспитанников и поддержания у них высокого уровня готовности к службе. Тем самым военно-профессиональная ориентация представляет собой систему социальных, психолого-педагогических мероприятий и ориентирована на усвоение и развитие у кадетов готовности к сознательному выбору профессии. На данных мероприятиях особое внимание уделяется обучению воспитанников содержанию основных положений Военной доктрины, а также содержанию законов и других правовых актов в области военной службы. Направления ВПО определяются приказами МО РФ № 25-2000 г., № 205-2002 г, Уставом учреждений, Концепцией развития образовательной системы. ВПО обучающихся кадетских классов направлена на:

- формирование уровня выбора специальности, цели обучающихся -стать офицером;

- определение способностей, уровня выявления важных профессиональных качеств;

- адаптации обучающихся и их самоопределение в образовательном процессе;

- планирование и реализацию мероприятий ВПО.

Процесс принятия ВПО обучающихся кадетских классов Росгвардии имеет свои особенности [10]: оценки правильности выбора военной службы, а также связь принятого решения профессии с престижностью профессии. Под готовностью кадета к выбору профессии следует понимать сформирован-ность интересов выбора профессии, соответствие личностно-психологических качеств, необходимых для военнослужащего Росгвардии, а также стремление овладеть профессиональными знаниями и навыками. Профессиональный выбор определяется как «разрешение противоречий между желаниями и внешней социальной ситуацией, определяющей возможности осуществления данных предпочтений».

При исследовании мотивации обучающихся кадетских классов Росгвардии выявлены основные объективные факторы [9]:

- гуманность образования и престижность профессии, а также уровень социальной защищенности офицеров, включая их близких родственников;

- забота государства об оснащённости и о боевой готовности;

- условия профессиональной деятельности, военного быта и досуга;

- факторы, формирующие социальную микросреду, и личностные факторы;

- интерес и мотивация к сфере воинской службы, а также удовлетворённость элементами военной службы;

- деятельность по самореализации и самообразованию, влияющая на профессиональные ориентации кадетов.

Как показывает практика, вышеуказанные факторы влияют на формирование ВПО обучающихся кадетских классов под воздействием профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что в основе педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии лежит формирование условий для потребностей и интересов кадетов [2]. Следует отметить, что важным условием организации педагогического обеспечения ВПО учащихся является применение опыта развития военного образования, накопленного веками.

Успешность решения задач ВПО обучающихся кадетских классов Росгвардии зависит не только от наличия у кадетов правильного представления о службе в войсках национальной гвардии [5], но и от умения педагогов и командиров правильно определить психологические особенности воспитанников [8]. Управление принятым решением в отношении профессии осуществляется непосредственно через процесс профессионального осознания, который напрямую обусловлен мотивацией и склонностями обучающихся, его самооценкой, интересами и прио-

Библиографический список

ритетными ориентациями, психологическими установками, а также уровнем развития личностных и волевых качеств.

Задачей педагога кадетских классов Росгвардии при этом является формирование и развитие навыков и умений, а также качеств у кадетов, необходимых для осуществления дальнейшей военной профессии, где целью ВПО обучающихся кадетских классов является обеспечение роста профессиональных качеств и помощь обучающимся самореализоваться в военной профессии [1].

Педагогам кадетских классов Росгвардии для достижения цели педагогического обеспечения профессиональной ориентации следует придерживаться реализации задач следующего характера:

- взаимодействовать с подразделениями Росгвардии, а также согласовывать проведения мероприятий с подразделениями;

- модернизировать методы и средства ВПО учащихся, создавать все условия, чтобы обучающиеся имели возможность осознать все особенности несения службы.

Формами педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии являются:

- занятия по военной подготовке и мероприятия по военно-профессиональному просвещению;

- применение в процессе обучения упражнений военно-прикладной направленности;

- консультации по профессиональной направленности;

- ознакомление с профессией;

- проведение встреч с кадетами-выпускниками, офицерами и ветеранами

ВОВ;

- посещение музеев, воинских подразделений;

- знакомство с жизнью, службой военнослужащих, офицеров.

Педагогическое обеспечение ВПО заключается, прежде всего, в ознакомлении кадетов со специальностью и организацией образовательного и воспитательного процессов [4]. В педагогическом обеспечении ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии должное внимание должно отводиться, прежде всего, традиционным мероприятиям и внеурочной деятельности, которая должна в себя включать тематические классные часы, встречи с ветеранами и офицерами; классные часы и олимпиады; спортивные занятия, соревнования, спартакиады; кружки эстетического цикла, библиотечные часы, встречи с творческими коллективами. Стоит также отметить, что для самореализации учащихся необходимы совместные усилия педагогов, педагогов-психологов и воспитателей [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность педагогического обеспечения по формированию ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии заключается в достижении цели - формировании готовности к поступлению в высшие военно-учебные заведения, а также развитии у воспитанников стремления к выполнению служебного долга и готовности приносить пользу государству и обществу.

1. Асриев А.Ю. Задачи и формы военно-профессиональной ориентации в кадетских корпусах. Эффективность образования в условиях его модернизации: материалы Международной научнопрактической конференции: в 3 ч. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005; Ч. 1: 32.

2. Гаджиева П.Д., Сефикурбанов К.С. Возможности социального проектирования в гражданско-правовом воспитании студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 65 - 67.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.

4. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

5. Егоров Л.Г Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах (Социологический анализ). Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва: ВПА, 1975.

6. Железняк Л.Ф. Методика изучения ВПО офицеров. Военная мысль. 1970; № 6:70 - 77.

7. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии: на примере курсантов военных ВУЗов г. Москвы. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва: СТИ МГУС, 2002.

8. Зайцев В.А. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе. Воронеж, 2009: 8 - 9.

9. Коняхина Ю.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов вуза. Социальная политика и социология. 2009; № 6, Ч. 1: 393.

10. Гусев И.Т., Калашников Н.П., Качалов А.В. и др. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения. Москва: Высшая школа, 1982.

11. Алёхин И.А., Федак Е.И., Фередин Д.А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих. Морской сборник. 2021; № 4 (2089):

64 - 67.

12. Алёхин И.А., Федак Е.И., Кузнецов А.С. Актуальные проблемы современной системы военно-политического образования. Военная мысль. 2021; № 5: 112 - 121.

13. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ., Ибрагимов М.А. Гражданско-правовое воспитание учащейся молодежи средствами молодежного самоуправления. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 198 - 200.

References

1. Asriev A.Yu. Zadachi i formy voenno-professional'noj orientacii v kadetskih korpusah. 'Effektivnost' obrazovaniya v usloviyah ego modernizacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii: v 3 ch. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2005; Ch. 1: 32.

2. Gadzhieva P.D., Sefikurbanov K.S. Vozmozhnosti social'nogo proektirovaniya v grazhdansko-pravovom vospitanii studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89):

65 - 67.

3. Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva iprofessional'noe samoopredelenie molodezhi. Kiev: Naukova dumka, 1988.

4. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr «VLADOS», 2000.

5. Egorov L.G. Social'naya adaptaciya molodezhi vsocialisticheskih voinskih kollektivah (Sociologicheskijanaliz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva: VPA, 1975.

6. Zheleznyak L.F. Metodika izucheniya VPO oficerov. Voennaya mysl'. 1970; № 6:70 - 77.

7. Zaval'nyuk V.V. Voenno-professional'naya orientaciya molodezhi na kadrovuyu sluzhbu v armii: na primere kursantov voennyh VUZov g. Moskvy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva: STI MGUS, 2002.

8. Zajcev V.A. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie voennosluzhaschih v voennom vuze. Voronezh, 2009: 8 - 9.

9. Konyahina Yu.S. Professional'noe samoopredelenie i professional'naya identichnost' studentov vuza. Social'naya politika isociologiya. 2009; № 6, Ch. 1: 393.

10. Gusev I.T., Kalashnikov N.P, Kachalov A.V. i dr. Professional'naya orientaciya molodezhiiorganizaciya priema v vysshie uchebnye zavedeniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

11. Alehin I.A., Fedak E.I., Feredin D.A. Formirovanie moral'no-politicheskoj i psihologicheskoj gotovnosti voennosluzhaschih. Morskojsbornik. 2021; № 4 (2089): 64 - 67.

12. Alehin I.A., Fedak E.I., Kuznecov A.S. Aktual'nye problemy sovremennoj sistemy voenno-politicheskogo obrazovaniya. Voennaya mysl'. 2021; № 5: 112 - 121.

13. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V., Ibragimov M.A. Grazhdansko-pravovoe vospitanie uchaschejsya molodezhi sredstvami molodezhnogo samoupravleniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 198 - 200.

Статья поступила в реакцию 20.04.22

УДК 378

Romanova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia);

Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service of Russia (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]

THE POTENTIAL OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TEACHING PROFESSIONAL TRANSLATION. The article discusses didactic possibilities of using information and communication technologies for teaching translation in a changing educational environment. The training objectives are defined in terms of the formation of linguistic and ICT skills, as well as the professional skills of students studying translation. An assessment is made of the methodological potential of ICT tools, such as online quizzes, chats, wikis, forums, glossaries, seminars, used not only for actual, but also for procedural learning. These tools have been proven to overcome temporal and spatial barriers while maintaining a personalized approach. The conclusion is made about the need to rethink the existing models of education, integration of electronic tools and collaborative learning not only as a means, but also as a goal of training translators. Promising directions for the development of interactive materials for translation pedagogy are proposed.

Key words: virtual educational environment, blended learning, didactic changes, management tools, research skills, personalized approach.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц., Владимирский государственный университет, Владимирский юридический институт, г. Владимир,

E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕРЕВОДУ

В статье рассматриваются дидактические возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обучения переводу в условиях изменяющейся образовательной среды. Определены цели подготовки студентов, обучающихся переводу, в плане формирования их лингвистических, профессиональных и ИКТ-навыков. Дана оценка методического потенциала инструментов ИКТ, таких как онлайн-викторины, чаты, вики, форумы, глоссарии, семинары, используемых не только для фактического, но и для процедурного обучения. Доказано, что эти инструменты позволяют преодолевать временные и пространственные барьеры, сохраняя при этом персонализированный подход. Сделан вывод о необходимости переосмысления существующих моделей обучения, интеграции электронных инструментов и совместного обучения не только как средства, но и как цели в обучении переводчиков. Предложены перспективные направления разработки интерактивных материалов переводческой педагогики.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, смешанное обучение, дидактические изменения, инструменты управления, исследовательские навыки, персонализированный подход.

Внедрение электронных средств коммуникации в учебный процесс требует изучения и развития возможностей виртуальной образовательной среды, в том числе и в обучении переводу. Актуальность статьи обусловлена важностью исследования возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучении переводу для дальнейшего развития методов преподавания в новых, динамичных условиях обучения. Одной из причин трудностей в использовании электронных инструментов является недостаток знаний у преподавателей о том, как объединить с ними свою методологию и применить общие педагогические принципы к обучению переводу [1].

Целью данного исследования является выявление и описание методического потенциала виртуальной образовательной среды, используемой в обучении переводчиков.

Достижение этой цели требует решения ряда задач, среди которых проблемы целесообразности применяемых и предлагаемых методов обучения, учет условий обучения, роли студента и преподавателя в этом процессе. Среди нерешенных проблем остаются координация целенаправленных учебных программ и их оценка.

Научная новизна определяется спецификой современных подходов в образовании, а именно - в обосновании применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) обучения, которые являются значимым инструментом в повышении качества образования и мотивации студентов к овладению профессиональными навыками перевода.

Теоретическая значимость исследования обоснована необходимостью выявления новых методов обучения, использующих как очные занятия, так и электронное обучение. В практическом плане значимым является определение и описание возможностей применения методов, объединяющих преимущества обоих форм обучения.

Несомненно, качество обучения заключается не только в простом использовании ресурсов Интернета, возможностей электронной почты и социальных сетей. Новизна информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) часто приводит к их ошибочному использованию. Например, предложение традиционных учебных материалов в Интернете без их адаптации к новым условиям изменяет лишь среду обучения и не использует преимущества технологии. Это значит, что большинству преподавателей требуется как обучение ИКТ, так и дидактическим изменениям, которые они вызывают. Кроме того, необходимо разработать новые стратегии взаимодействия преподавателя и студента. Конечно, для эффективного использования новых технологий необходимы дополнительные усилия, что предполагает выделение большего количества времени на подготовку к заняти-

ям и сознательное планирование коммуникативных процессов с использованием различных средств и каналов.

В области письменного и устного перевода методология обучения является общей для всех предметов перевода и преследует цели формирования определенных навыков или подкомпетенций, которые студенты должны приобрести, чтобы переводить профессионально. В этом контексте ИКТ имеют большие преимущества, такие как возможность планирования действий для асинхронной работы и без зависимости от конкретного местоположения. Таким образом, очное обучение можно сочетать с дистанционным или открытым, превращая его в смешанное обучение. Еще одним моментом является возможность адаптировать процесс преподавания/обучения к индивидуальным потребностям каждого студента. Если студенты несут ответственность за то, что они изучают, им легче себя контролировать и получать интересующие их результаты и данные. Они становятся активными конструкторами своих знаний [2]. Применительно к обучению переводу мы должны с большей точностью воспроизводить знания, подкомпетенции и навыки, чтобы иметь возможность впоследствии решить, как использовать виртуальную среду обучения в качестве поддержки для преподавания и обучения.

Теоретики перевода еще не пришли к общему фиксированному «каталогу» подкомпетенций и навыков, из которых складывается переводческая компетенция [3]. Однако практика и опыт преподавания перевода показывает нам, что знания о правильном декодировании исходного текста и идиоматическом кодировании в текст перевода, то есть знания о языке, понимание культурных особенностей, а также правильное использование инструментов управления терминологией и исследовательские навыки необходимы для гарантии качества конечного продукта. Следовательно, мы можем различать фактическое и инструментальное знание.

Совершенное знание использования ИКТ считается все более и более важным для профессии переводчика. Некоторые авторы считают, что эффективность построения упражнений переводчика на текстовых критериях сомнительна, поскольку не существует текстовой типологии, которая была бы принята всеми преподавателями-переводчиками. Более общие специализации, такие как исследовательские навыки, управление терминологией и знакомство с электронными источниками информации, будут полезнее [4]. Мы должны помнить о реальности, поскольку предполагаемых и необходимых языковых и культурных знаний студентам часто не хватает. Речь идет и о том, чтобы помочь им овладеть знаниями, которые помогут справляться с повседневными проблемами, такими как объем текста, графики и сроки, а также понимание специализированных тек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.