дачи (научной, учебной, практической и др.): 1) описать словесно суть задания; 2) определить цель; 3) предложить алгоритм решения задачи.
При наличии у студентов навыков самоконтроля и самоорганизации он способен самостоятельно оценить свои достижения, качество выполненной работы, а также развить навыки критического анализа результатов своей деятельности. Авторы (А.Н. Иоффе, В.М. Чиркова и др.) отмечают, что слабая сформирован-ность навыков планирования и самоконтроля может привести к тому, что деятельность студента становится несамостоятельной.
Способность определять собственные затруднения в реализации какой-либо деятельности (в том числе учебной) является детерминантом в развитии личности студента, способствует формированию потребности в поиске ответов на поставленные вопросы, активизирует познавательную деятельность, развивает мыслительные процессы.
И.С. Матросова [3] выделила структуру и этапы формирования аналитических умений студентов посредством изучения общепрофессиональных дисциплин (табл. 1).
В качестве необходимого условия, способствующего формированию аналитических умений у обучающихся, отмечает И.С. Матросова, следует рассматривать качественное освоение студентами комплекса мыслительных операций, таких как анализ, обобщение, сравнение, синтез, абстрагирование и классификация. В настоящее время любая профессиональная деятельность невозможна без способности анализировать, обобщать информацию, наблюдать, способности к моделированию и проектированию.
Все вышеизложенное позволяет нам выделить педагогические условия, направленные на развитие аналитических умений у студентов, в период обучения в вузе:
Библиографический список
1) включение студентов в научно-исследовательскую деятельность;
2) использование в учебной деятельности кейс-заданий (ситуационных заданий), направленных на развитие умений моделирования и прогнозирования;
3) приобщение студентов к чтению литературы, как научной, так и художественной, что позволяет развивать аналитические умения путем анализа прочитанного, аннотирования источника;
4) решение упражнений на поиск закономерностей, анализ действий, обдумывание возможных вариантов разрешения событий (в профессиональной сфере), что возможно при решении ситуационных заданий с незавершенным сюжетом;
5) использование метода проектов в образовательном процессе.
Следует отметить, что указанные условия не должны выполняться формально и быть прописаны лишь в рабочих программах дисциплин.
Перспектива дальнейших исследований состоит в определении оптимальных условий для развития аналитических умений студентов по различным направлениям подготовки; выявлении признаков аналитических умений у студентов различной профессиональной сферы.
Таким образом, аналитические умения - это комплекс последовательных мыслительный действий, направленных на осуществление аналитических операций, таких как синтез, сравнение, абстрагирование, сопоставление, обобщение, группировка/классификация на основе полученных знаний и опыта. В настоящее время аналитические умения рассматриваются как основной компонент профессиональной компетентности, как элемент конкурентоспособности выпускника вуза. В образовательном процессе вуза необходимо реализовать педагогические условия, направленные на формирование и развитие аналитических умений у студентов.
1. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Перевод с английского Д.Я. Онацкой. Минск: ООО «Попурри», 2005.
2. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Педагогические условия формирования аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6; № 4: 4.
3. Матросова И.С. Аналитические умения студентов: сущность и условия формирования. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XV Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019: 14 - 17.
4. Мулюкова А.Г. Технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020; № 1 (154): 138 - 152.
5. Овсянникова И.Г Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики. Известия ВГПУ. 2013; № 2 (77): 33 - 36.
6. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
7. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4 (38): 68 - 75.
8. Саенко Л.А. Развитие аналитических умений будущих специалистов сферы рекламы средствами кейс-заданий. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 3 (84): 204 - 209.
9. Сорокун П.А. Основы психологии: учебник. Псков: ПГПУ 2005.
10. Шершакова М.В. Формирование аналитических умений у студентов факультета исполнительских искусств в процессе специальной подготовки. Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2007; № 2: 33 - 39.
References
1. Bono 'E. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Perevod s anglijskogo D.Ya. Onackoj. Minsk: OOO «Popurrí», 2005.
2. Zhilina N.D., Tarenko L.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u buduschih IT-specialistov v vuzovskom obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6; № 4: 4.
3. Matrosova I.S. Analiticheskie umeniya studentov: suschnost' i usloviya formirovaniya. Lichnostnoeiprofessional'noerazvitiebuduschegospecialista: materialy HV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2019: 14 - 17.
4. Mulyukova A.G. Tehnologiya razvitiya analiticheskih umenij slushatelej podgotovitel'nogo otdeleniya vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 1 (154): 138 - 152.
5. Ovsyannikova I.G. Analiticheskie umeniya buduschih uchitelej: suschnostnye harakteristiki. Izvestiya VGPU. 2013; № 2 (77): 33 - 36.
6. Saenko L.A., Zateeva T.G. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
7. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4 (38): 68 - 75.
8. Saenko L.A. Razvitie analiticheskih umenij buduschih specialistov sfery reklamy sredstvami kejs-zadanij. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 3 (84): 204 - 209.
9. Sorokun P.A. Osnovypsihologii: uchebnik. Pskov: PGPU, 2005.
10. Shershakova M.V. Formirovanie analiticheskih umenij u studentov fakul'teta ispolnitel'skih iskusstv v processe special'noj podgotovki. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury i iskusstv. 2007; № 2: 33 - 39.
Статья поступила в редакцию 15.04.22
УДК 37
Stolyarchuk L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Litvinova V.S., senior lecturer, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ASSOCIATIVE-IMAGINATIVE THINKING OF STUDENTS THROUGH IMPROVISATIONAL DANCE. The article is dedicated to ways of development of associative-imaginative thinking of students through improvisational dance, the idea of which and its transformation into an artistic and aesthetic choreographic form are performed simultaneously, suddenly and quickly. The paper clarifies the essence of associative-imaginative thinking of students on the basis of generalization of various positions in the consideration of the phenomenon under study, highlights its most significant characteristics as a dynamic personality formation. The specificity of the development of associative-imaginative thinking of students in choreography classes in institutions of additional education is revealed, which plays the role of a "supplement" to basic education in the development of creative abilities as a condition for the development of associative-imaginative thinking - an important type of productive thinking for the overall development of primary school children. Practical classes in choreography are described, which contribute to the development of associative and imaginative thinking of primary school students through improvisational dance.
Key words: associative-imaginative thinking, primary school students, additional education, improvisational dance, creative tasks.
Л.И. Столярчук, д-р пед. наук, проф., Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
В.С. Литвинова, доц., Волгоградский государственный институт искусств и культуры, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ТАНЦА
Статья посвящена особенностям развития ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца. В работе уточнена сущность ассоциативно-образного мышления обучающихся на основе обобщения различных позиций в рассмотрении исследуемого феномена, выделены наиболее существенные его характеристики как динамического образования личности. Выявлена специфика развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии в учреждениях дополнительного образования, выполняющей роль «дополнения» к основному образованию в развитии творческих способностей как условия развития ассоциативно-образного мышления - важного вида продуктивного мышления для общего развития детей начальной школы. Описаны занятия по хореографии, способствующие развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца.
Ключевые слова: ассоциативно-образное мышление, обучающиеся начальной школы, дополнительное образование, импровизационный танец, творческие задания.
Проведение настоящего исследования обусловлено важностью и своевременностью развития у обучающихся ассоциативно-образного мышления, поскольку современный мир развивается в ускоренном темпе, и повторить то, что было приемлемо для прошлых поколений, сегодня становится нецелесообразно и непродуктивно. Обществом, искусством и образованием сегодня востребовано воспитание креативных людей, способных к создание новых творческих продуктов, решению нестандартных задач, быстрой ориентации в реальных ситуациях множественности проявлений современного мира благодаря развитию ассоциативно-образного мышления с самого детства. Непосредственное вовлечение самих обучающихся в творческий процесс позволяет им открывать новые грани в обучении и своей жизнедеятельности [1-5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФгОс НОО, 31. 05.2021, № 286) выдвигаются требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, связанным с задачами современного начального образования по содействию в формировании «мотивации к творческому труду», осознании ценности «творчества», в создании условий для реализации обучающимися «творческой и других видов деятельности» [3].
Сегодня в отечественной педагогике доминирующее внимание исследователей обращено к формированию рационально-логического мышления обучающихся в связи с глобализацией и информатизацией, и значительно меньшее число работ ученых нацелено на исследование путей развития абстрактно-образного мышления в образовательном процессе, хотя именно ассоциативно-образное мышление, в отличие от общепринятого представления, является важным инструментом познавательной деятельности с помощью художественных образов и ассоциаций, дает возможность детям больше запомнить информации и применить ее в нужный момент, поскольку ассоциации позволяют «выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа» [5]. Как справедливо определил основатель ассоциативной теории философ, психолог, врач, Дэвид Хартли (1705-1757), это актуализирует целенаправленное развитие ассоциативно-образного мышления, которое «само не прорастает».
В учреждениях дополнительного образования на занятиях хореографии развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся позволяет с помощью обучения поиску ассоциативных связей обогатить хореографическими образами изучаемый вид танца, выразить художественное видение, активизировать творческое воображение и фантазию детей как одну из важных задач целостного развития творческой личности, как «дополнение» к недостаточно сформированным эффектам по развитию творческого потенциала обучающихся начальной школы, что может играть в будущем детей не дополнительную, а основную роль в создании основ социального успеха, потребности в непрерывном образовании и самообразовании, творческой деятельности.
Развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца предполагает создание условий для выражения эмоций, чувств, мыслей танцующих, осознания ими возможностей своего тела, познания души и самовыражения как способах хореографического творчества, строящегося на слиянии воедино музыки и состояния души. Исследовательский интерес к взаимосвязи импровизационного танца и мыслительного процесса, касающегося уточнения сущностных характеристик ассоциативно-образного мышления обучающихся как динамического образования личности, относится к одному из малоизученных вопросов в современной теории начального образования и теории и истории танца.
Исследование, представленное в данной публикации, выполнено на материале занятий по развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся 2-3 классов средствами импровизационного танца в «Школе балета 21 век». Представлены творческие задания, расширяющие базу образов, восприятия, их распознавания и возникающих с ними ассоциаций, передачи их в пластике движений, мимике и жестах.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей развития ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач: 1) уточнить сущностные характеристики ассоциативно-образного мышления обучающихся как динамического образования личности; 2) выявить специфику развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии в учреждениях дополнительного образования; 3) описать занятия хореографии, способствующие развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца.
Настоящее исследование представляется актуальным, поскольку, во-первых, связано с новизной материала исследования; педагоги-хореографы нередко обходят своим вниманием данную проблему из-за сложности ее решения и неоднозначности понимания, однако важность ее решения для образовательной практики, нуждающейся в креативных обучающихся, требует уточнения сущностных характеристик ассоциативно-образного мышления как объекта для изучения. Во-вторых, выявление специфики развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии в учреждениях дополнительного образования открывает перед ними новые возможности для формирования творческих способностей и повышения качества дополнительного образования в целом. В-третьих, описание занятий хореографией, способствующих развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца, предоставляет педагогам-хореографам методический материал, который они могут использовать в своей образовательной практике.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые выявляются особенности развития ассоциативно-образного мышления обучающихся начальной школы посредством импровизационного танца в учреждениях дополнительного образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться при проведении занятий по хореографии в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты дополняют теорию начального образования уточнением сущности исследуемого явления как динамического образования личности, которая может стать теоретическим ориентиром для педагогов дополнительного образования на занятиях хореографии в создании условий для «творческой ...деятельности», отраженной в требованиях ФГОС НОО.
Развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся начальной школы является важной педагогической задачей, поскольку, несмотря на то, что предрасположенность к данному типу мышления является врожденной, как утверждают исследователи различных областей наук (Бердник Т.О., Выготский Л.С., Хартли Д., Леонтьев A.H., Немов Р.С. Павлов И.П., Селигеева И.Р, Сеченов И.М., Торопова А.В. и др.), однако эта способность может оказаться неразвитой, поэтому требует непременного целенаправленного развития. Для понимания возможностей развития изучаемого явления необходимо уточнение его сущности. Ученые понимают под ассоциативно-образным мышлением «генетически обусловленный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и пр.) и несущих определенную смысловую нагрузку» [2, с. 29]. В нашем исследовании -в системе хореографической композиции.
В последние десятилетия наметилось несколько направлений изучения сущности ассоциативно-образного мышления обучающихся. Выделим наиболее важные, сущностные характеристики динамического образования личности, выделенные нами на основе обобщения различных позиций:
- способность к построению ассоциативных цепочек и конструированию образов, позволяющему неожиданно быстро решать проблемы: «.за одно и то же время человек, идущий по ассоциативно-образному пути, может рассмотреть
большее число вариантов решения задачи, чем, если бы он пользовался логическими конструкциями» [4, с. 106];
- способность к выявлению, казалось бы, невидимых связей между предметами «создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения» [1, с. 315];
- способность к обнаружению скрытых свойств предметов, имеющих значительную роль для творческого процесса и управления им;
- способность к обобщениям, рассмотрению различных позиций, позволяющих увидеть явление целостно. Настоящее исследование выполнено в рамках вышеприведенного понимания сущности ассоциативно-образного мышления обучающихся.
Учреждения дополнительного образования обладают немалыми резервами по развитию творческих способностей, ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии, «дополняя» достижения обязательного общего начального образования, а иногда вместе или параллельно организующих досуг детей как в группе, коллективе, так и индивидуально.
Специфика развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях по хореографии в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что мы рассматриваем его как целостное личностное образование, неразрывно связанное с другими видами мышления, производными от фундаментальных личностных особенностей. Мы создавали педагогические условия для переживания обучающимися счастливого опыта собственного творчества, сохранения эмоциональной памяти о своей творческой деятельности; готовили практические творческие задания, стимулирующие юных танцоров к поиску новых вдохновляющих ассоциаций, побуждающих к конструированию новых хореографических образов, позволяющих выражать свои мысли и внутренние переживания в художественно-эстетической форме, что в педагогике начального образования не получило должного освещения как инновационной деятельности.
Развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии с обучающимися младшего школьного возраста было направлено на активизацию ассоциативно-образного ряда, поскольку является природосо-образным процессом для данного возрастного периода (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Опора на занятиях по хореографии на ассоциативную память выполняла жизненно важные функции развития обучающихся:
- структурирование личностного опыта с помощью ассоциативных рядов, понимание благодаря эмоциональной насыщенности, создающие базу для дальнейшего обучения и самообучения;
- обогащение интуиции с помощью активизации ассоциативной памяти, помогающей осмыслению действий и деятельности, способов применения знаний;
- повышение смыслового уровня мышления с помощью образов способствует саморегуляции (внимательности, усидчивости, целеустремленности и др.).
Проводя занятия по хореографии, способствующие развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся начальной школы посредством импровизационного танца, мы рассказывали детям о том, что первобытным людям для общения и передачи мыслей свойственен был способ применения жестов, с помощью которых показывались и описывались определенные предметы, что способствовало коммуникации и взаимопониманию, т. е. то, что уже тогда было важно ассоциативно-образное мышление со специфическими приемами переработки и передачи информации. На занятиях по хореографии «при посредстве собственного тела», игровых приемов танца благоприятно осуществлялось развитие у обучающихся творческих способностей как условия формирования ассоциативно-образного мышления.
В качестве значимого приема использовался поиск ассоциативных связей. На первом этапе младшим школьникам давались практические творческие задания, имеющие общий характер. Дети с помощью хореографических движений «изображали» животных и одним или нескольким жестами заданную тему, например, «Хмурый день» - главное, чтоб это была индивидуальная передача ощущений хмурого дня и «изображаемого» животного. Благодаря им впоследствии создавались наиболее оригинальные хореографические композиции.
Интересными с точки зрения глубины переживаемых ощущений, их анализа, понимания и интерпретации представляются творческие задания на темы: «Радость» - «Печаль», «Жарко» - «Холодно», «Злой» - «Добрый» и др., которые предлагалось выполнить обучающимся. Вначале - эмоции контрастные, затем, соотношение эмоций - нюансное и другие ассоциативные цепочки (аналогичные,
Библиографический список
обобщенные, причинно-следственные и др.). Ассоциативные связи помогали детям создавать точные и выразительные жесты, движения, танцевальные фрагменты и впоследствии - участвовать вместе с балетмейстером в создании хореографических композиций, способствовавших вырабатыванию у обучающихся начальной школы наблюдательности, серьезного отношения к оттенкам эмоций и ощущений, которые вызывают у разных людей различное отношение.
Развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся начальной школы посредством импровизационного танца способствовало овладению навыками импровизации каждым танцором независимо от изучаемого хореографического жанра.
Даже в процессе разминки создавались новые спонтанные вариации движений, сохранялась непрерывность движений. В зависимости от сложности движений обучающимся предлагались творческие задания и упражнения.
Упражнение 1. «Воображаемый предмет перемещается по телу» (для более осознанного исследования собственных мышц, суставов и тела).
Упражнение 2. «Движение».
Упражнение 3. «Шар».
Упражнение 4. «Наблюдатель».
Упражнение 5. «Импровизация с предметом».
Упражнение 6. «Групповая импровизация» и др.
Поиск ассоциативных связей, объединение, синтез способствовали пониманию эстетической ценности импровизационного танца, творческой самореализации индивидуальности юного танцора, создающего хореографический образ, допускающий многозначность истолкования, отвечающий смысложизненным контекстам зрителя. В хореографической деятельности такие образы помогали донести до зрителя смысл заложенный постановщиком в его хореографическом произведении или смысл, заложенный исполнителем в танцевальной импровизации. Разнообразное сочетание элементов, входящих в занятие по хореографии, создавало простор фантазии обучающимся начальной школы, а восприятие и усвоение материала всех видов хореографической деятельности закреплялось в их душе; танцуя, сочиняя, играя, изображая, они иллюстрировали не чужой опыт, а выражали свои внутренние переживания.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Сущностные характеристики ассоциативно-образного мышления обучающихся как динамического образования личности характеризуются способностью к оперированию образами и ассоциативными цепочками, осуществляя с большей скоростью поиск решения проблемы; оригинальному, нестереотипному мышлению, установлению неожиданных связей между предметами; неожиданному обнаружению скрытых свойств предметов, важных для творческого процесса; целостному восприятию и моделированию, учитывающему разные точки зрения, которые могут стать теоретическим ориентиром для педагогов дополнительного образования на занятиях хореографии в создании условий для «творческой ... деятельности», отраженной в требованиях ФГОС НОО.
Специфика развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на занятиях хореографии в учреждениях дополнительного образования состоит в том, что учреждения дополнительного образования обладают немалыми резервами по развитию творческих способностей детей начальной школы как условия формирования их ассоциативно-образного мышления; практические творческие задания на занятиях хореографии активизируют юных танцоров к поиску новых вдохновляющих ассоциаций, стимулирующих к конструированию новых хореографических образов, позволяющих выражать свои мысли и внутренние переживания в художественно-эстетической форме.
Занятия по хореографии, способствующие развитию ассоциативно-образного мышления обучающихся начальной школы посредством импровизационного танца, включали разнообразное сочетание элементов, создавали простор фантазии обучающимся начальной школы, а восприятие и усвоение материала всех видов хореографической деятельности закреплялось в их душе; танцуя, сочиняя, играя, изображая, они иллюстрировали не чужой опыт, а выражали свои внутренние переживания.
Таким образом, поставленная цель по выявлению особенностей развития ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца была успешна решена. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему изучению особенностей ассоциативно-образного мышления обучающихся других возрастных периодов, а также в других образовательных условиях, что, несомненно, составит не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.
1. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1967.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ от 31 мая 2021, № 286. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050028
4. Филлипова ГС. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов. Образование и наука. Серия: Культурологические исследования. 2009; № 5 (62): 105 - 110.
5. Encyclopœdia Britannica. 1911; Vol. 13. Available at: https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclopœdia_Britannica/Hartley,_David
References
1. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Sankt-Peterburg: PRAIM-EVROZNAK, 2006.
2. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1967.
3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz ot 31 maya 2021, № 286. Available at: http://publication. pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050028
4. Fillipova G.S. Razvitie associativno-obraznogo myshleniya studentov. Obrazovanie i nauka. Seriya: Kul'turologicheskie issledovaniya. 2009; № 5 (62): 105 - 110.
5. Encyclopedia Britannica. 1911; Vol. 13. Available at: https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclopœdia_Britannica/Hartley,_David
Статья поступила в редакцию 05.04.22
УДК 37.0
Trenogin V.V., adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm, Russia), E-mail: [email protected]
Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ESSENCE, STRUCTURAL COMPONENTS AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS OF CADEST CLASSES OF THE ROSGUARD.
In the article, the authors consider the basics, structural components and content of the pedagogical support for the military professional orientation of students of the cadet classes of the Russian Guard. The reform of Rosgvardia has closely affected pre-university education, which is trained in cadet corps designed to ensure the full preparation of pupils for the continuation of military education. And, one of the key tasks implemented by pre-university educational organizations of Rosgvardia is the formation of the foundations for a conscious choice of profession, obtaining special knowledge by students. The paper discloses and justified a concept of "military-professional orientation", directions of military- professional orientation of students of cadet corps of Rosgvardiya, objective factors influencing the formation of higher education of students of cadet corps, goals, objectives and forms of pedagogical support of higher education of students of cadet corps of Rosgvardiya.
Key words: pedagogical support, military-professional orientation, essence, students of cadet classes, skills and abilities, formation.
В.В. Треногин, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь,
E-mail: [email protected]
Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ РОСГВАРДИИ
В данной статье авторами рассматривается сущность, структурные компоненты и содержание педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии. Реформирование Росгвардии тесным образом коснулось и довузовского образования, осуществляемого в кадетских корпусах, призванных обеспечить полную подготовку воспитанников к продолжению военного образования. И одной из ключевых задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний учащимися. Также раскрыты, рассмотрены и обоснованы понятие военно-профессиональной ориентации; направления военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии; объективные факторы, влияющие на формирование ВПО учащихся кадетских корпусов; цели, задачи и формы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, военно-профессиональная ориентация, сущность, учащиеся кадетских классов, умения и навыки, формирование.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что формирование военнослужащих войск национальной гвардии, способных к началу военно-профессиональной деятельности, - одна из актуальных задач, ежедневно стоящих перед системой военного образования. В современных условиях кадетское образование представляет собой массовый феномен. В настоящее время кадетами числятся более 200 тысяч детей, из которых, 1/5 обучается в кадетских корпусах.
Одной из задач воспитания кадетов Росгвардии является формирование военно-профессиональной ориентации (ВПО - далее по тексту), которая представляет собой личностное образование, включающее потребности, мотивы, интересы, жизненные приоритеты, проявляемые как должное отношение к военной профессии. Таким образом, на сегодняшний день актуальной задачей в условиях интенсивного масштабирования кадетских классов Росгвардии является теоретическое обоснование и анализ проблемы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии. При этом педагогическое обеспечение в кадетских классах опирается на общие подходы к формированию военно-профессиональной ориентации и воспитания молодёжи на основе военных традиций в целом [1-13].
Цель данной статьи - изучение сущности и обоснование педагогического обеспечения военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии.
Основные задачи статьи видятся в следующем:
- раскрыть понятие военно-профессиональной ориентации;
- рассмотреть направления военно-профессиональной ориентации учащихся кадетских классов Росгвардии;
- определить объективные факторы, влияющие на формирование ВПО учащихся кадетских корпусов;
- определить цели, задачи и формы педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез собственного педагогического опыта.
Научная новизна статьи заключается в выявлении и предложении цели, задач и форм педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.
Теоретическая значимость статьи отражается в разработке комплекса задач педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвардии.
Практическая значимость исследования состоит в педагогической разработке комплекса педагогических задач, которые должны в образовательном процессе военного образования сохранять и усиливать у учащихся желание и необходимость в личностно-профессиональном развитии через совокупность методов педагогического обеспечения ВПО учащихся кадетских классов Росгвар-дии.
На сегодняшний день реформирование Росгвардии тесным образом коснулось и довузовского образования, осуществляемого в кадетских корпусах, призванных обеспечить полную подготовку воспитанников к продолжению военного образования. И одной из ключевых задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Росгвардии, является формирование основ для осознанного выбора профессии, получение специальных знаний учащимися.
Военно-профессиональная ориентация представляет собой личностное образование, включающее потребности, мотивы, интересы, жизненные приоритеты, проявляемые как должное отношение к военной профессии [6].
По мнению В.В. Завальнюк [7], ВПО является важнейшим механизмом, обеспечивающим успешность комплектования обучающихся кадетских классов Росгвардии.
А.П. Мурачев рассматривает ВПО как обусловленный фактор формирования готовности к военной службе и определяет ее как социально важную деятельность государственных организаций по оптимизации процесса профессионализации с целью формирования у воспитанников и поддержания у них высокого уровня готовности к службе. Тем самым военно-профессиональная ориентация представляет собой систему социальных, психолого-педагогических мероприятий и ориентирована на усвоение и развитие у кадетов готовности к сознательному выбору профессии. На данных мероприятиях особое внимание уделяется обучению воспитанников содержанию основных положений Военной доктрины, а также содержанию законов и других правовых актов в области военной службы. Направления ВПО определяются приказами МО РФ № 25-2000 г., № 205-2002 г, Уставом учреждений, Концепцией развития образовательной системы. ВПО обучающихся кадетских классов направлена на: