Научная статья на тему 'Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки будущих хореографов в колледжах искусств'

Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки будущих хореографов в колледжах искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SOCIAL AND ACTIVE LEARNING METHODS / ЦВЕТОТАНЦЕТЕРАПИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES / COLOR-DANCE THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Валентина Олеговна

В статье представлены результаты исследования, позволяющего раскрыть структуру и содержание технологий обучения будущих хореографов, направленных на развитие творческих способностей обучающихся в процессе их профессиональной подготовки, а также опыта взаимодействия с другими людьми через передачу цветовых ощущений средствами моторно-образной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Валентина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLOR-DANCE THERAPY AS TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE CHOREOGRAPHERS AT COLLEGES OF ARTS

The article presents the results of a study that reveals the structure and content of future choreographers’ learning technologies, aimed at the development of creative abilities of students in the process of vocational training, as well as the experience of communication with other people through passing color feelings by means of motor-shaped reflection.

Текст научной работы на тему «Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки будущих хореографов в колледжах искусств»

УДК 377.5

ЦВЕТОТАНЦЕТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ В КОЛЛЕДЖАХ ИСКУССТВ

В.О.Захарова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, позволяющего раскрыть структуру и содержание технологий обучения будущих хореографов, направленных на развитие творческих способностей обучающихся в процессе их профессиональной подготовки, а также опыта взаимодействия с другими людьми через передачу цветовых ощущений средствами моторно-образной рефлексии.

Ключевые слова: технология, социально-активные методы обучения, цветотанцетерапия, профессиональная подготовка, развитие творческих способностей.

THE COLOR-DANCE THERAPY AS TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL

TRAINING OF FUTURE CHOREOGRAPHERS AT COLLEGES OF ARTS

V. Zakharova

Abstract. The article presents the results of a study that reveals the structure and content of future choreographers' learning technologies, aimed at the development of creative abilities of students in the process of vocational training, as well as the experience of communication with other people through passing color feelings by means of motor-shaped reflection.

Keywords: technologies, social and active learning methods, color-dance therapy, professional training, development of artistic abilities.

Образовательные организации в значительной степени изменяют свой функционал на основе инновационных подходов к образованию, которые обоснованы в Законе об образовании 2012 г. Наряду с этим одной из особенностей профессиональной подготовки хореографа в колледжах искусств является авторская педагогическая технология, позволяющая развить у студентов воображение и способности, подготовить их к изучению хореографических дисциплин, профилирующим из которых является предмет «Композиция и постановка танца».

К тому же квалификационные требования ФГОС СПО к специалистам-хореографам по квалификации «Руководитель танцевального коллектива, преподаватель» основываются на специфике будущей специальности -руководства танцевальным коллективом, что предполагает не только постановочную работу, но и реализацию управленческо-организаторских функций.

Исходя из обозначенных нормативных положений и результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Пензенского колледжа искусств, можно сделать вывод о том, что хореограф должен обладать профессиональными компетенциями следующего характера:

1. В аспекте художественно-творческой деятельности: проводить постановочную и репетиционную работу в творческом

коллективе; обеспечивать концертную деятельность коллектива; составлять учебные планы и программы.

2. В плане реализации педагогической деятельности: проводить образовательную и воспитательную работу на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3. В процессе организационно-управленческой деятельности: исполнять обязанности руководителя коллектива, планировать, организовывать и контролировать работу коллектива.

Прием на обучение, которое проводится по интегрированным образовательным

программам в области искусств на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями и физическими данными [5, с.83]. Это положение должно являться основанием для приема абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе в колледж искусств, это требует от поступающих достаточной начальной готовности к двигательной самореализации.

К сожалению, на практике в учреждениях дополнительного образования и в семье недостаточно развивают готовность для поступления в колледж искусств. Мониторинг

готовности абитуриентов к двигательной самореализации показывает, что высокий уровень готовности составляет 8,3%, средний уровень - 25%, и низкий уровень готовности для поступления в колледж искусств составляет 66,7%. Абитуриенты приходят неподготовленные, без необходимых физических данных, опыта, смыслового самоопределения. Исходя из полученных результатов, целью процесса образования становятся формирование и развитие физических данных обучающихся, изменения роли их социализации в развитии смыслообразования, решение которых во многом основывается на владении участниками педагогического процесса колледжа искусств социально-активными методами обучения на основе танцевально-двигательной и эмоционально-образной рефлексии, средствами соединения цвета и танца.

Возможность развития необходимых компетенций взаимосвязана, в частности, с совокупностью профессиональных умений, которые составляют основу качественной самореализации обучающихся. Нельзя не согласиться с мнением В.Ю. Никитина: «для более эффективного формирования профессиональных умений и навыков в новой для вуза области хореографического образования необходима гармонизация баланса потребностей хореографической практики в специалистах данного профиля и развития инновационных моделей

профессионального хореографического

образования» [3, с.7]. Это актуализирует необходимость решения проблемы, поиска способов развития самостоятельности обучающихся, их воображения, способности мыслить хореографическими образами, которые возникают в процессе смыслообразующей социализации и основываются на владении технологиями цветотанцетерапии.

Анализ результатов исследований И.В. Гёте, С.Л. Рубинштейна, Э. Бенца, П. Флоренского, П.В. Яньшина, Е.Ф. Бажина, Б.А. Базыма, М. Люшера, А.М. Эткинда, Л.А. Шварца, Марты Грэм, Джоан Кеалиинохомоку, Жюль Шарлотты ван Кэмп, Труди Шуп, Мерион Чейз, В.В. Козлова, А.Е. Гиршона, Н.И. Веремеенко, М.А. Бебик, В.Н. Никитина, В.А. Лабунской и Т.А. Шкурко и проведенной опытно-экспериментальной

работы позволил предположить, что возможна интеграция цвета и танца в единый процесс,

инновационную технологию развития личности как «цветотанцетерапия».

В процессе исследования установлено, что в основу цветотанцетерапии включены две основные составляющие: образная рефлексия (цвет) и моторная рефлексия (танец), они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Так, элементы образной рефлексии включают в себя такие структурные явления (цветовые характеристики), как: изучение цвета с точки зрения энергетики (положительная, отрицательная), чувств (осязание, обоняние); изучение цвета с точки зрения воздействия с различных позиций, как расстояние, объем, масса, насыщенность, температура, светлота или яркость, движение, первое ощущение, психологическое воздействие, планеты, стихии, космическое влияние, символика.

В результате моторной рефлексии реализуются индивидуальные особенности будущих хореографов посредством движения:

1. Проработка психических конфликтов (пережить, распознать, выразить).

2. Символизм (проработка символических движений и положений тела, воплощение на бессознательно-символическом уровне).

3. Реакция на вербальные и невербальные сообщения (чувства осязания, обоняния).

4. Ритмическая групповая активность (координация участников процесса, адаптация, принятие себя и окружающего мира).

Тем самым взаимосвязь цвета и танца является закономерной и обусловлена готовностью обучающихся к экспрессивным проявлениям (мимика, эмоциональное поведение, вегетативные изменения); а с другой - непосредственным восприятием эмоций как переживания отношения к объекту, событиям, ситуации, через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира; ощущения определенной модальности (зрительные, слуховые, тактильные

ощущения).

Представленная трактовка сущности цветотанцетерапии позволило в процессе исследования реализовать следующие технологии профессиональной коммуникации участников педагогического процесса колледжа:

- хореографические цветовые этюды (на основе метода Труди Шуп - развитие спектра человеческих движений при помощи изображения основного спектра цветов, от красного до фиолетового);

- проработка жизненных уроков: адаптация, общение, честность, любовь, творение, доверие, истина (Стив Ротер);

- перформанс с использованием цветовой графики (импровизированные движения, происходящие в пространстве, созданном художником («цветовая графика»), где студент передает энергию цвета на основе внутренних ощущений);

- проектирование маршрута овладения метода цветотанцетерапии;

- дифференцированного взаимодействия.

Особое внимание было уделено

технологии цветотанцетерапии как

хореографического цветового этюда. В ходе эксперимента студентам было предложено передать при помощи движений характер, символику, личное отношение к цвету в ситуации «я здесь, я сейчас» на улице или в присутствии свидетеля/зрителя/случайного прохожего. Обучающиеся подбирали цвет, который соотносился с их ощущениями, возникающими в процессе танца. Так, например, оранжевый - цвет позитивный, динамичный, страстный. Тем самым цветовой хореографический этюд «Я и цвет» позволяет прорабатывать урок Общения. Оранжевый цвет передается через фрукты - апельсины, которые выступают как символ радости. Лексика динамичная, построена на мелких, стремительных шагах и беге. В этюде используется круг - форма апельсина, а стремительный бег по кругу - поток оранжевой энергии, которая дает тонус, активность. Основная цель этого урока состоит не в том, чтобы «дополнить свое «Я» другим, а скорее в том, чтобы научиться идти рядом с другими и разделять с ними жизнь так, чтобы ни один из нас не опирался на другого слишком сильно» [4, с.163].

Так, в исследованиях А.Е. Гиршона говорится о том, что «...в пространстве и времени, когда в присутствии

свидетеля/зрителя, наблюдающего

внимательно, без оценок и суждений, мы позволяем телу жить своей жизнью. Этот опыт воплощения и проживания правды своего существа в присутствии другого человека дает нам возможность обновить ощущение и восприятие самих себя и принести это новое состояние в свою жизнь» [2, с.5].

Системный анализ способностей студента-хореографа предполагает выделение уровней его сформированности. Критерии и показатели позволяют выделить четыре основных уровня

развития творческих способностей: низкий, репродуктивный, частично-поисковый,

творческий.

Низкий уровень - отсутствие умений, компетенций и смысла использования цветотанцетерапии в профессионально-направленной деятельности.

Репродуктивный уровень - готовность воспроизводить алгоритмы профессионально-направленной организации

цветотанцетерапии.

Частично-поисковый уровень -

самостоятельное выполнение отдельных элементов профессионально направленной цветотанцетерапии.

Творческий уровень - самостоятельная реализация метода цветотанцетерапии в профессиональном смысле.

Для проведения формирующего эксперимента были использованы диагностики развития творческого мышления Г.В. Бурцевой [1, с.89]. В высказываниях-ответах опрошенных студентов понятием «мышление» употребляется с дополнительными эпитетами: «творческое мышление», «ассоциативное мышление», «оригинальное мышление», «неординарное мышление» и т.д. Это частично подтверждает вывод исследования о том, что хореографическое мышление имеет отличительные черты: оригинальность, ассоциативность, пластичность, подвижность и др.

Для измерения творческих способностей была проведена диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994), в ходе которой обнаружилось, что с творческим уровнем мышления приходят в колледж единицы. Это зависит от того, какие возможности студенту предоставит

обучающая среда для реализации творческого потенциала. Поэтому творческие способности в условиях профессионального обучения, как показывает практика, не развиваются, а высвобождаются благодаря непрерывному поиску социально активных методов формирования профессионального мышления.

Так, на основе результатов проведенной диагностики и из собственного опыта позволим предположить, что

цветотанцетерапия способствует развитию способности сформировать себя как личность, способов взаимодействия с другими людьми.

Литература:

1. Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов - хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурцева Галина Вячеславовна. -Барнаул: БГПУ, 2000. - 178 с.

2. Гиршон А.Е. Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения / А.Е. Гиршон. -2-е изд., расш. и доп. - СПб.: Речь, 2010. - 158 с.

3. Никитин В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в

учебных заведениях культуры и искусств: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Никитин Вадим Юрьевич. - Москва: МГУКИ, 2007. - 546 с.

4. Ротер Стив. Духовная психология: Двенадцать Основных Жизненных Уроков / Перев. с англ. - М.: ООО ИД «София», 2006. - 256 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. - Ст. 83. - Ч. 13.

Сведения об авторе:

Захарова Валентина Олеговна (г. Пенза, Россия), магистрант, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВПО ПГУ, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения, e-mail: [email protected]

Data about the author:

V. Zakharova (Penza, Russia), postgraduate student, Penza State Pedagogical University named after V. Belinsky, the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, e-mail: svoskresenie @mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.