Научная статья на тему 'Цвето-танцетерапия как метод реализации социально-активного обучения'

Цвето-танцетерапия как метод реализации социально-активного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЦВЕТО-ТАНЦЕТЕРАПИЯ / ЦВЕТОВЫЕ ЭТЮДЫ / SOCIAL AND ACTIVE LEARNING METHODS / COLOR-DANCE THERAPY / COLOR ETUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова В. О.

В статье представлены технологии, одной из основ которых является готовность педагога использовать социально активные методы обучения и осуществлять их перевод в интерактивные методы на основе танцевально двигательной и эмоционально образной рефлексии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Color-dance therapy as a method of implementation of social and active learning

This article presents technologies, one of the basic foundations of which is that the teacher uses socially active learning methods and realizes its translation into interactive methods based on the dance movement and emotion-shaped reflection of the learners.

Текст научной работы на тему «Цвето-танцетерапия как метод реализации социально-активного обучения»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 376+615.831:793.3.

ЦВЕТО-ТАНЦЕТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

© В. О. ЗАХАРОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]

Захарова В. О. - Цвето-танцетерапия как метод реализации социально-активного обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 791-793. - В статье представлены технологии, одной из основ которых является готовность педагога использовать социально-активные методы обучения и осуществлять их перевод в интерактивные методы на основе танцевально-двигательной и эмоционально-образной рефлексии обучающихся. Ключевые слова: социально-активные методы обучения, цвето-танцетерапия, цветовые этюды.

Zakharova V. O. - Color-dance therapy as a method of implementation of social and active learning // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 791-793. - This article presents technologies, one of the basic foundations of which is that the teacher uses socially active learning methods and realizes its translation into interactive methods based on the dance movement and emotion-shaped reflection of the learners.

Keywords: social and active learning methods,color-dance therapy, color etudes.

В современной педагогической практике активно используются и интенсивно реализуются методы социально-активного обучения. Так, например, в работах А. С. Прутченкова отмечается, что социальноактивное обучение является новым направлением в педагогике, обеспечивающим интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, научной организации умственного труда [1].

Новизна данного направления педагогического знания и практики заключается в обосновании необходимости интегрированного взаимодействия участников педагогического процесса. на основе использования социально-активных методов обучения в образовательном процессе необходимо взаимодействовать с каждым обучающимся как субъектом учебной деятельности. Реализация обозначенного типа взаимодействия возможна в случае обоснования технологий реализации новых активных и интерактивных методов и технологий обучения.

В процессе исследования были выявлены новые методы социально-активного обучения, к которым, в частности, относится цвето-танцетерапия. Соединение цвета и танца позволяет реализовать все составляющие здоровья ученика: физическое, психическое, нравственное и духовное, а так же способствует развитию миропонимания и смыслообразования обучающихся.

Цвет - есть форма выражения сущности человека. Она выражается в движениях, через органы чувств, осязания, обоняния. Цвета неизменно при-

сутствуют в нашем окружении. Дома или в школе, на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Так, например, П. А. Флоренский отмечал, что «все, что является, или, иначе говоря, содержание всякого опыта, значит всякое бытие, есть свет. В его лоне «живем и движемся и существуем», это он есть пространство подлинной реальности. А что не есть свет, то не является, и значит,не есть реальность»[6].

Яньшин П. В. в своих работах писал, что цвета -это мимолетные и ослабленные проявления трансцендентного света, первые признаки проявления бытия; они тоже- свет, но «меньший» [6].

Взаимосвязь развития личности и восприятия цвета подробно описывается в работах Б. А. Базыма, Е. Ф. Бажина, М. Люшера, А. М. Эткинда и других. В работах названных выше ученых взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а, с другой - психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах - темпераменте, характере и личности [1].

В проведенном исследовании, основное внимание уделяется решению обозначенной проблемы, а именно, возможно ли передать движение через цвет и определить цвет в качестве информационного носителя, что необходимо личности, осуществляющей само-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

реализацию в информационно-насыщенной социальной среде. Это в частности подтверждается исследованиями Л. Н. Мироновой, которая, в частности, отмечает взаимосвязь цветовой палитры с изменениями, происходящими во времени, пространстве, и настроениями человека.

Учитывая обозначенные выше научные позиции, можно утверждать, что одним из способов выражения цвета в хореографии, как метода социально-активного обучения, является цвето-танцетерапия - изображение спектра цветов при помощи современного танца.

Цвето-танцетерапия (цветовая танцевальная терапия является методом социально-активного обучения, созданного на основе цветотерапии и танцевально-двигательной терапии, использующего для психокоррекции такие художественные приемы и творчество, как музыка, танец, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, всевозможные предметы. Занятия на основе метода цвето-танцетерапии способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а так же творческому самовыражению - с другой, и физиологическому развитию - с третьей стороны [1].

В исследованиях Гиршона А. Е. выделены следующие принципы ее организации: тело является инструментом, а движение процессом, помогающим ученикам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Это способ общения с миром и самим собой; снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития личности. Реализация названных выше принципов позволяет раскрыть через танец, через передачу эмоционально-образных ощущений и восприятия цвета хореографическими этюдами моторику рефлексии его участников.

В исследованиях Беляковой Е. Г. отмечается возможность формирования готовности обучающихся к осмысленному смысловому выбору, ценностносмысловому самоопределению. Целью процесса образования становятся формирование и развитие системы личностных смыслов учащихся. Это актуализирует проблему изменения структуры и содержания жизнедеятельности обучающихся, роли их социализации в развитии смыслообразования, решение которых во многом основывается на владении личностью совокупностью моторно-образной рефлексии, которая развивается посредством цвето-танцетерапии.

Вопрос о смыслообразовании в педагогическом процессе описывается в работе Беляковой Е. Г. [2]. на основе учета результатов исследования Беляковой Е. Г., в проведенном исследовании уделяется внимание одному из основных аспектов обозначенной проблемы. В качестве которого выступает процесс смыслообразования обучающихся на основе реализации цвето-танцетерапии, в процессе которой основное внимание уделяется развитию моторики. Раскрытие новых возможностей моторики через танец и движение позволяет по новому понять свое «Я» и свои возможности.

Проведенное исследование показывает, что отправной точкой в работе может стать деятельность по созданию среды, в которой может появиться движущееся «Я». «Я», которое может переживать само себя как активное действие, способное использовать пространство и время, инициировать действия, устанавливать отношения с другими, выразить чувства и достигать цели[3].

Танец - это также взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. Через танец мы можем открыто взглянуть на мир, выразить свои чувства, найти взаимопонимание. В процессе исследования выявлено, что цвето-танцетерапия, как метод социальноактивного обучения, способствует развитию у обучающихся представлений о самом себе, способов взаимодействия с другими людьми. Особенность его состоит в том, что прорабатывая и протанцовывая цветовые хореографические этюды, обучающийся вырабатывает и формирует в себе основы смыслообразования.

Анализ исследований Беляковой Е. Г., Шем-шурина А. А. о формировании и развитии готовности обучающихся к определению личностного смысло-образования, позволяет сделать вывод о том, что природный психологический склад личности может адаптироваться к изменяющимся физическим формам и энергетики человека. В этом процессе необходимо использовать взаимосвязь цветотерапии с качеством рефлексии личности. Так, например, красный цвет -активный, самый возбуждающий. Он вызывает эмоции как позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, так и эмоции негативного ряда и чаще ассоциируется с жестокостью, ужасом, тревогой. Тем самым, цветовой хореографический этюд «Красный «Я» позволяет прорабатывать «жизненный урок Адаптации» (Ротер Стив), который учит нас приспосабливаться к переменам и чувствовать себя в них удобно. Протанцовывая данный этюд, где изображение цвета несет в себе информацию через красные полотна, как олицетворение сложностей и препятствий на пути человека, обучающийся познает, что не возможно достичь более высокого вибрационного уровня, не изменившись и не адаптируясь к переменам.

Аналогично, оранжевый - цвет позитивный, играющий, динамичный, страстный. Этюд «Оранжевый «Я» повышает настроение, обеспечивает способность чувствовать окружающих, учит быть устойчивым и уверенным в себе, в социуме. Тем самым, прорабатывается урок Общения, из глубины души определяется внутри сферы отношений. Основная цель этого урока состоит не в том, чтобы дополнить свое «Я» другим, а скорее в том, чтобы научиться идти рядом с другими и разделять с ними жизнь так, чтобы ни один из нас не опирался на другого слишком сильно[4].

Желтый - созидательный, главный добытчик энергии для тела. Так Гёте И. В. отмечал, что в своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Таким образом, желтый цвет - привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмо-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

ции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения. Протанцовы-вая цветовой этюд «Желтый «Я», ученик усваивает жизненный урок Честности, который зависит от способности гармонично объединить: то, что мы говорим; то, как мы действуем; то, что мы думаем; то, во что мы верим в единую энергию. Эта желтая энергия отвечает за деятельность, этюд воспитывает способность ученика ставить и достигать цели.

Эмоциональное состояние, состояние нашей души отражает зеленый цвет. Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения. Цветовой этюд «Зеленый «Я» помогает усваивать жизненный урок Любви - ключ в том, чтобы научиться любить себя без всяких условий и в первую очередь [4].

Таким образом, реализация обозначенных активных методов обучения заключается в развитии способности обучающихся любить самих себя, что порождает принятие окружающих людей, мира. Этот результат находит теоретическое подтверждение в работах Р. Стива.

Характеристики творческого потенциала личности с точки зрения Ротера Стива находят отражения в цветовом этюде «Голубой «Я». Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства. Находясь в пространстве полярности, мы не можем видеть, что мы - творцы и что владеем силой творения в наших собственных мыслях. Цветовой этюд «Голубой «Я» дает возможность проработать жизненный урок Творение, проявление Силы своего «Я». Обучающийся способен заметить не только своих собственных творений, но и способности творить. Урок заключается в том, чтобы обрести личную силу, которая уравновешивает ответственность. Ключ к усвоению жизненного урока «Творения» лежит в увеличении личной силы через поиск способов взять на себя больше личной ответственности [4].

Познавательная способность личности с точки зрения Ротера Стива раскрывается с помощью этюда «Синий «Я». Спектральный синий вызывает ощущения покоя, внушает миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, синий дает ощущение вечности Вселенского пространства. Цветовой этюд «Синий «Я» обеспечивает способность ученика видеть и находить решение в любой ситуации, тем самым порождает в себе жизненный урок Доверие - верить в себя и научиться доверять в первую очередь себе. Это качество позволяет стать частью целого, помещая нас в поток Вселенской Энергии - энергии, которая соединяет все сущее [4].

Цветовой этюд «Фиолетовый «Я» заключает в себе жизненный урок Истина - ответственность за свои действия. Обучающийся учится быть откровенным с самим собой, честным, не создавать иллюзии, чтобы обосновать свой выбор. когда вы начинаете брать на себя ответственность за свою реальность, не

принимая чужие мысли, чувства, впечатления за свои, начинается и ваше овладение Истиной [4]. Данный этюд оказывает решающее влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферы, на волевые качества человека.

В результате активного включения в занятия цвето-танцетерапией обучающийся приобретает умения взаимодействия, соединяющиеся с его мировосприятием, проявляя в данном процессе рефлексию и эмпатию. Обучающиеся осуществляют нравственный выбор, который осуществляется через ценностное осмысление происходящего.

Проведенное исследование показало, что каждый цветовой этюд по средствам хореографии оказывает не только физиологическое влияние, но и открывает для обучающегося новые пути понимания себя и актуализирует его нравственный выбор, который, в свою очередь, становится основой для формирования личностных качеств растущего человека. Среди этих качеств важно выделить ответственность, терпимость, чувство собственного достоинства, порядочность, миролюбие, гуманность, создающих основу смысло-образования. Смыслообразование обеспечивает жизненную мотивацию учащихся на нравственные цели разностороннего развития и саморазвития. Поведение и деятельность ребенка становятся сообразными его личностным смыслам и направляются на творческое преображения себя и окружающего мира [5].

В ходе исследования выявлено: в цветовых хореографических этюдах обучающийся не видит самого цвета в привычном его восприятии, а начинает его узнавать, т. е. думать о нем, ощущать его, чувствовать вкус, запах, слышать. Это заставляет обучающегося размышлять, наслаждаться, развивает природные способности, физиологическое состояние, психическое, нравственное и духовное здоровье.

Таким образом, предложенная технология, как метод социально-активного обучения является одним из важнейших компонентов педагогического процесса, способствует привлечению обучающихся к здоровому образу жизни и смыслообразованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базыма Б. А. Цвет и психика. Харьков: ХГАК, 2001. 45 с.

2. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень: ТГУ, 2009. С.16-36.

3. Рахимле А. Н. Мотивация студентов к исследовательской деятельности - инновационный метод в работе педагога // Вестник КГУКИ. Казань. 2006. № 5. С. 134-135.

4. Ротер Стив. Духовная психология: Двенадцать Основных Жизненных Уроков / Перев.с англ. М.: ООО ИД «София», 2006. С. 135-228.

5. Шемшурин А. А. Смыслообразование, осознание и самосознание как проявление ценностно-смысловой сферы школьника в этическом диалоге // Этическое воспитание. Москва. 2009. № 4.

6. Яньшин П. В. Метафизика Света и Цвета // Христианство и культура. СамГПУ, 2000. С. 277-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.