Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Валентина Олеговна

В статье представлены выводы и результаты исследования по проблеме развития творческих способностей студентов ссузов. C позиций системного и деятельностного подходов раскрыто содержание их профессиональной подготовки, которая направлена на совершенствование их способности к творческому профессиональному саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Валентина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки»

В. О. Захарова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлены выводы и результаты исследования по проблеме развития творческих способностей студентов ссузов. С позиций системного и деятельностного подходов раскрыто содержание их профессиональной подготовки, которая направлена на совершенствование их способности к творческому профессиональному саморазвитию.

Ключевые слова: способности, творчество, профессиональная подготовка.

Современные требования к специалисту художественного профиля заключаются не только в специальной, но и в психолого-педагогической подготовке, в развитии умений творчески решать различные профессиональные задачи. Подготовка будущего специалиста, способного реагировать на изменения рынка труда, взаимодействие с каждым обучающимся как с интегрированной живой единицей, создание условий для реализации их готовности к творческой учебной и профессиональной деятельности на основе использования социально активных методов обучения находятся в числе важнейших задач среднего специального образования на современном этапе. Это актуализирует проблему поиска новых подходов, инноваций к профессиональной подготовке. Так, в работах Ю. В. Богачевой отмечается, что в основе решения этой проблемы лежит не только передача необходимых знаний, умений, навыков, но и, прежде всего, формирование и развитие специалиста, отвечающего актуальным задачам и гуманистическим тенденциям развития системы образования в России, понимающего назревшие проблемы практики и способного их решать [1].

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, Н. Д. Сорокин выделил следующие их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний, дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности, создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться, стимулируют их творческие способности, помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2]. В связи с этим особый интерес вызывают социально активные методы обучения, которые способствуют эффективному усвоению знаний, формируют ценностные ориентации личности, повышают познавательную активность, развивают творческие способности, создают психологические условия для проявления активности и смыслообразования студентов [3].

Рассматривая танцевально-двигательную терапию как социально активный метод обучения, следует отметить, что она помогает раскрыть психологические особенности студента. Перевод танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз. Она разработала четыре основных этапа. Первый этап - действие тела, когда путем его активизации подготавливается прохождение психических конфликтов. Второй этап - символизм: воспроизводятся символические движения и положения тела. Третий этап - своеобразные реакции терапевта на невербальные сообщения: терапевт перенимает их своим телом и, таким образом, может воспринимать чувства пациента. Четвертый этап - «ритмическая групповая активность»: ритм является основной пред-

посылкой и условием для координации в группе участников процесса и тем самым создает чувство солидарности и общности [4].

Психотерапевт Труди Шуп сосредоточила свою работу на спонтанном высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Она утверждала, что любой внутренний опыт находит полную реализацию в теле и любое телесное переживание влияет на внутреннее самоощущение. Чтобы вновь подтвердить врожденные функциональные способности тела и способствовать здоровому развитию зрелости, Шуп предлагала изучить весь спектр человеческих движений - исследование мира через соприкосновение с увлекательным повторным переживанием детских движений: ползания, вращения, раскачивания, хождения, бега, прыжков и т.д. [4].

Творчество является неотъемлемым признаком деятельности в целом, условием ее протекания и результативности. Профессиональная подготовка будущих хореографов в системе отечественного современного образования в ссузах обусловлена изменением подходов и технологий обучения, которые предполагают развитие общекультурных и профессиональных компетенций, например формирование профессионально значимых личностных качеств выпускников, расширение их художественного мировоззрения, развитие мотивации и самоопределения, воспитание общей хореографической культуры. Профессиональное мастерство хореографа представляет собой сочетание общепедагогических способностей с искусством воспроизведения танцевальных умений и навыков, а следовательно, нуждается в комплексной, долгосрочной подготовке студента к профессиональной деятельности. В системе дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.) и в семье подростки и юноши получают недостаточно знаний и навыков, которые необходимы при поступлении в колледж искусств на отделение «хореографическое творчество». Это актуализирует проблему поиска новых новаторских подходов к обучению, авторских педагогических технологий, способных развить у студентов за короткий период воображение, творческую фантазию, подготовить тело к изучению хореографических дисциплин, одной из которых, главной в ремесле будущего хореографа является «Композиция и постановка танца». По мнению Г. В. Бурцевой, основной смысл понятия «новаторство» в хореографическом творчестве состоит в распространении оригинального художественного опыта сочинительских и постановочных приемов танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, методов хореографического мышления [5, с. 315].

Будущий хореограф овладевает профессией при изучении цикла специальных предметов:

1) хореографических дисциплин (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец, бальный танец и др.);

2) музыкальных дисциплин (теория музыки, анализ музыкальной драматургии);

3) режиссерско-постановочных дисциплин (режиссура и мастерство актера и др.).

Предмет «Композиция и постановка танца» объединяет знания и профессиональные умения, получаемые на занятиях по профилирующим дисциплинам, приводит их в систему. Предмет делится на две части: теоретическую (лекции и выполнение письменных заданий) и практическую (выполнение практических заданий по сочинению и постановке этюдов и хореографических композиций). Это актуализирует развитие творческой самостоятельности обучающихся, воображения, способности мыслить хореографическими образами в процессе социализации. Решение этих проблем во многом основывается на владении личностью совокупностью моторно-образной рефлексии, которая развивается посредством цвето-танцетерапии.

В процессе исследования были найдены новые социально активные методы профессионального обучения будущих хореографов, например цвето-танцетерапия. Разработано несколько технологий цвето-танцетерапии:

1) хореографические цветовые этюды (на основе метода Труди Шуп - развитие спектра человеческих движений с помощью изображения основного спектра цветов, от красного до фиолетового);

2) использование цветовой графики.

Рассмотрим такую технологию цвето-танцетерапии, как хореографический цветовой этюд. В качестве эксперимента студентам было предложено протанцевать красный цвет в ситуации «я здесь, я сейчас» на улице, в присутствии свидетеля/зрителя/случайного прохожего. Для хореографического этюда был специально подготовлен и сооружен красный прозрачный куб, символизирующий сложности и препятствия, рамки, в которые человек себя ставит в процессе социальной адаптации. Цветовой хореографический этюд «Красное "Я"» позволяет прорабатывать «жизненный урок Адаптации» (Ротер Стив) [6], который учит приспосабливаться к переменам и чувствовать себя в них удобно.

В исследованиях А. Е. Гиршона говорится о том, что «в пространстве и времени... в присутствии свидетеля/зрителя, наблюдающего внимательно, без оценок и суждений, мы позволяем телу жить своей жизнью. Этот опыт воплощения и проживания правды своего существа в присутствии другого человека дает нам возможность обновить ощущение и восприятие самих себя и принести это новое состояние в свою жизнь» [7, с. 5-6].

Рассмотрим пример с использованием цветовой графики, где студент передает энергию цвета, созданную художником.

Перформанс - разновидность акционизма (стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие), возникшая в авангардистских движениях в 1960-х гг. Это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия обучающегося в определенном месте и в определенное время. В данном действии используются четыре базовых элемента: время, место, тело ученика и отношения ученика и зрителя.

В ходе исследования выявлено: использование цветовой графики не дает готового ощущения энергии и физических свойств цвета, но «заставляет» каждого самостоятельно прочувствовать ту силу, которую она несет за собой. Это побуждает обучающегося размышлять, наслаждаться, развивает природные способности, улучшает физиологическое состояние, психическое, нравственное и духовное здоровье, позволяет интегрировать все эти энергетические частицы во внутреннюю природу и раскрывает глубины подсознания.

Для измерения творческого мышления были использованы методики диагностики творческих способностей, в частности диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптированная А. Н. Ворониным, 1994), до и после обучения цвето-танцетерапией.

На основе результатов проведенной диагностики установлено, что цвето-танцетерапия способствует развитию у студентов представлений о самом себе (способность сформировать себя как личность), реализации способов взаимодействия с другими людьми (способность преодолеть позерство, желание защиты и свою застенчивость). Это осознанное исследование своих движений и раскрытие новых возможностей тела через передачу цветовых ощущений посредством моторно-образной рефлексии («Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент») [8, с. 215]. Подобные занятия становятся для студентов своеобразным курсом художественного воспитания и развивают такие качества, как:

- гибкость в поисках решений и выдвижении идей;

- оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;

- способность к анализу и синтезу [9].

Таким образом, цвето-танцетерапия побуждает студентов осознавать, что нас окружают проявления природы, где действует «закон соотношения между формами, красками, между светом и тенью, пространством и временем» [8]. Тем самым у студентов вырабатывается навык принимать ритмико-временные и композиционно-пространственные решения и развиваются творческие способности к проявлению танцевального искусства в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Богачева, Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Богачева Ю. В. - Москва : МГУКИ, 2007. - 41 с.

2. Сорокин, Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов / Н. Д. Сорокин // Социс. - 2005. - № 8. - С. 120-125.

3. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 168-174.

4. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. - СПб. : Речь, 2006. - С. 54-69.

5. Бурцева, Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности / Г. В. Бурцева. - Барнаул : АлтГАКИ, 2006. - 389 с.

6. Ротер, С. Духовная психология: Двенадцать основных жизненных уроков : пер. с англ. / Стив Ротер. - М. : София, 2006. - С. 135-228.

7. Гиршон, А. Е. Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения / А. Е. Гир-шон. - Изд. 2-е, расш. и доп. - СПб. : Речь, 2010. - 418 с.

8. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Свет, 1997. -275 с.

9. Претте, М. К. Творчество и выражение / М. К. Претте. - М. : Сов. художник, 1981. - С. 3-17.

Захарова Валентина Олеговна Zakharova Valentina Olegovna

аспирант, postgraduate student,

Пензенский государственный университет Penza State University

E-mail: svoskresenye@mail.ru

УДК 377.5 Захарова, В. О.

Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки /

В. О. Захарова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 1 (5). - С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.