Научная статья на тему 'Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки студентов'

Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОНИТОРИНГ / ЦВЕТОТАНЦЕТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Валентина Олеговна

В статье раскрыты структура и содержание реализации цветотанцетерапии как метода изучения формирования готовности будущих хореографов к профессиональной деятельности на основе диагностики развития творческого мышления Г. В. Бурцевой, методики диагностики творческих способностей диагностики невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А. Н. Ворониным, 1994), а также бесед, опросов, длительного включенного наблюдения за процессом решения студентами учебных и творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки студентов»

УДК 377-5

В. О. Захарова

ЦВЕТОТАНЦЕТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрыты структура и содержание реализации цветотанцетерапии как метода изучения формирования готовности будущих хореографов к профессиональной деятельности на основе диагностики развития творческого мышления Г. В. Бурцевой, методики диагностики творческих способностей - диагностики невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А. Н. Ворониным, 1994), а также бесед, опросов, длительного включенного наблюдения за процессом решения студентами учебных и творческих заданий.

Ключевые слова: технология, профессиональная подготовка, мониторинг, цветотанцетерапия.

Образовательные учреждения выполняют социальный заказ общества и, следовательно, его развитие диктует изменения в подходах к образованию. Возникновение новых направлений в хореографии вызывает необходимость инновационного подхода к профессиональной подготовке специалистов в этой области, однако эта проблема недостаточно разработана в теории и методике профессионального образования. Ученые, специалисты в области профессионального образования в вузах культуры и искусств констатируют, что «уровень профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании» [1, с. 117]. «Изменяется и сам объект профессиональной деятельности специалиста (педагога-хореографа) - дети. Их образовательные возможности, темп освоения учебной программы напрямую зависят от готовности специалиста и последующего его желания продолжать работу в образовательных учреждениях. Реформирование системы дополнительного образования, а также изменение состояния здоровья детей вносит свои коррективы в профессиональную подготовку педагога-хореографа» [2].

Содержательная унификация профессии приводит к изменению ранее существовавших специальностей, это касается, в частности, и специальности «режиссер-балетмейстер». В 1997 г. она была изменена на специальность «режиссура в хореографии», которая существовала до 2002 г. В настоящее время в Государственном образовательном стандарте специальность 050600 «Искусство хореографии» предполагает, что «хореограф в профессиональном искусстве по собственному замыслу на основе музыкального произведения создает как оригинальную хореографическую композицию, так и постановку произведения классического балетного наследия, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков, художника, композитора, дирижера». В рамках этой специальности существует квалификация «балетмейстер-репетитор», а в рамках специальности 050700 «Педагогика балета» - квалификация «балетмейстер-педагог» [3].

Квалификационные требования ФГОС СПО к специалистам-хореографам в системе любительского искусства по специальности 071501 «Народное художественное творчество», квалификация «руководитель танцевального коллектива, преподаватель», основываются на специфике будущей специальности - руководство танцевальным коллективом, что предполагает не только творческую (постановочную) работу, но и управленческие функции. В Госстандарте по этой специальности предусматриваются следующие аспекты деятельности: художественно-творческая, педагогическая, организационно-управленческая работа.

Руководитель танцевального коллектива, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями следующего характера:

1) художественно-творческая деятельность (проводить постановочно-репетиционную работу в творческом коллективе, обеспечивать концертно-исполнительскую деятельность коллектива и отдельных ее участников, составлять учебные и концертные программы, календарно-тематические и поурочные планы работы);

2) педагогическая деятельность (проводить учебно-тренировочную, образовательно-воспитательную работу, построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников коллектива);

3) организационно-управленческая деятельность (исполнять обязанности руководителя коллектива, планировать, организовывать и контролировать работу коллектива исполнителей).

Несмотря на специфику творческой деятельности (в профессиональном или любительском искусстве), стилевую принадлежность (балетмейстер классического балета, народного или современного танца), образовательный уровень (вузы культуры, искусства, колледжи), место дальнейшей профессиональной деятельности (театр, ансамбль народного танца, любительский коллектив, школа искусств и т.д.), суть творческой профессии (балетмейстера, режиссера балета, хореографа, педагога-хореографа, балетмейстера-педагога) - создание танца, хореографического произведения.

Специфика будущей направленности профессиональной деятельности не изменяет содержание специальной подготовки. В ее основе - обучение базовым принципам создания хореографического произведения и специфическим педагогическим качествам.

Система хореографического образования складывалась в нашей стране на протяжении многих лет, она до сих пор действует и дает положительные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров в условиях высшего образования, основанного на уже имеющихся у студентов танцевальных навыках и способностях.

Эта система профессиональной подготовки за последние десятилетия радикально не изменилась. В ее основе лежат программы и методики обучения, разработанные много лет назад. Анализируя эти методики преподавания хореографических дисциплин, можно сказать, что они, как правило, абстрагированы от конкретных творческих личностей, не учитывают художественную индивидуальность, которая является основой творчества в хореографии, и не актуальны для профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования, пришедших в учреждение без профессионального танцевального опыта.

Нельзя не согласиться с мнением В. Ю. Никитина о том, что «для более эффективного формирования профессиональных умений и навыков в новой для вуза области хореографического образования необходима гармонизация баланса потребностей хореографической практики в специалистах данного профиля и развития инновационных моделей профессионального хореографического образования» [3]. Это актуализирует проблемы способов развития творческой самостоятельности обучающихся, воображения, способности мыслить хореографическими образами, роли их социализации в развитии смыс-лообразования, решение которых во многом основывается на готовности личности к реализации моторно-образной рефлексии, которая развивается посредством цветотанцетера-пии [4].

Результаты обработки, полученные в ходе формирующего эксперимента, данных диагностирующих заданий и контрольных срезов, позволили проследить динамику развития готовности будущих хореографов к профессиональной деятельности с начала эксперимента и до его завершения. Проверка выдвинутой в исследовании гипотезы осуществлялась в экспериментальной и контрольной группах. Опытно-экспериментальная ра-

Гуманитарные исследования

бота проводилась в течение трех лет с привлечением студентов отделения хореографического творчества Пензенского колледжа искусств. В качестве экспериментальной группы был выбран курс В2 набора 2012/13 учебного года в количестве 12 человек (отсев - два человека после 1 курса обучения в колледже). Контрольной группой стал курс В1 набора 2012/13 учебного года в количестве 12 человек (отсев - четыре человека после 1 курса обучения в колледже). В обеих группах занятия велись одним и тем же педагогом, по одному учебному плану и было затрачено равное количество учебного времени. Однако методика отличалась тем, что в экспериментальной группе развитие творческого мышления студентов в процессе изучения профессионально значимых дисциплин строилось на основе цветотанцетерапии.

Основными методами осуществления и подведения итогов опытно-экспериментальной работы были беседа, опрос, анкетирование, тестирование, длительное включенное наблюдение за процессом решения студентами учебных и творческих заданий, анализ, обобщение, систематизация, сопоставление, конкретизация, видеосъемка.

В ходе эксперимента были использованы диагностики развития творческого мышления Г. В. Бурцевой. Выявлено, что «мышление» для хореографа имеет специфическое значение. В высказываниях-ответах опрошенных рядом с понятием «мышление» обязательно употребляются дополнительные эпитеты: «творческое мышление», «ассоциативное мышление», «оригинальное мышление», «нестандартное мышление» и др. Это косвенно подтверждает вывод исследования о том, что хореографическое мышление, являясь одним из специфических видов творческого мышления, имеет общие с ним черты: оригинальность, ассоциативность, пластичность, подвижность и др. Для измерения творческого мышления была проведена методика диагностики творческих способностей - диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А. Н. Ворониным, 1994), в ходе которой обнаружилось, что с творческим уровнем мышления приходят в колледж единицы. Все зависит от того, какие возможности для реализации творческого потенциала студенту предоставит обучающая среда. Поэтому творческое мышление в условиях профессионального обучения, как показывает практика, не развивается, а высвобождается благодаря непрерывному поиску социально активных методов формирования профессионального мышления.

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

1. При ответе на вопрос, который дает возможность определить мотивацию обучения, виден существенный разрыв между контрольной и экспериментальной группой. В контрольной группе только 30 % ощущают в себе талант и пытаются его реализовать, в экспериментальной группе - 70 %.

2. 60 % опрошенных в контрольной группе поступают в колледж искусств, поскольку это единственный путь продолжить занятия хореографией, т.е. обеспечить достижение осознанной цели стать хореографом, руководителем танцевального коллектива студенты перед собой не ставят, в экспериментальной группе таких только 30 %.

3. Уровень самооценки способностей в контрольной группе: хорошие - 60 %, средние - 30 %, плохие - 10 %, в экспериментальной группе: хорошие - 70 %, средние - 20 %, плохие - 10 %.

Однако в ходе эксперимента столкнулись с определенными трудностями.

1. Студенты контрольной группы категорически не могли и не хотели экспериментировать с движением и искать свою индивидуальную лексику. Технические навыки, вложенные с детства определенной танцевальной школой, коллективом, с одной стороны, позволили добиться высокого уровня профессионализма во владении своим двигательным аппаратом, но, с другой стороны, ограничили студентов, навязали определенные движенческие рамки. В экспериментальной группе, напротив, студенты охотнее изучали свое «тело» и искали собственную лексическую единицу, присущую только им.

2. Определенным недостатком была привычка, опять же выработанная годами профессиональной подготовки, исполнять движения только под музыкальное сопровождение. Студенты не могли выйти за рамки навязываемых музыкой ритмов и образов. Им было трудно использовать музыкальное сопровождение только как стимул, обычно все задания сводились только к раскрытию музыкальных акцентов. Однако экспериментальные поиски дали определенные результаты: студенты расширили свой движенческий диапазон и получили навыки импровизационного исполнения, стали более свободны в движении, раскрытии хореографического образа, приобрели навыки невербального общения и умения создавать основу для создания самостоятельных композиций.

Для полноценной и по-настоящему объективной проверки полученных данных целесообразно провести исследования на большем числе испытуемых. А также необходимо процесс вступительных экзаменов и этапы профессиональной подготовки в колледже (1-4 курсы) рассматривать как единый, последовательный, диагностический период, основанный на систематическом и длительном наблюдении.

Список литературы

1. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУК, 1995.

2. Богачева, Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Богачева Ю. В. - Москва : МГУКИ, 2007.

3. Никитин, В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : дис. ... д-ра пед. наук / Никитин В. Ю. - Москва : МГУКИ, 2007.

4. Захарова, В. О. Развитие творческих способностей студентов ссузов в процессе профессиональной подготовки / В. О. Захарова // Вестник Пензенского государственного университета. -2014. - № 1 (5).

Захарова Валентина Олеговна

преподаватель хореографии, Пензенский колледж искусств E-mail: [email protected]

Zakharova Valentina Olegovna

choreography teacher, Penza College of Arts

УДК 377-5 Захарова, В. О.

Цветотанцетерапия как технология профессиональной подготовки студентов / В. О. Захарова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.